Что вам известно о происхождении человека 8 класс
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 3 Происхождение и эволюция человека Антропогенез
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Что такое эволюция органического мира?
Эволюцией органического мира называют непрерывный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменениями генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, формированием у них адаптаций, а также преобразованием биосферы в целом.
№ 2. Приведите известные вам примеры эволюции.
Ярким примером современной эволюции служит то, что многие представители разных видов не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. В свое время, около 50 лет назад, домовые и алжирские мыши все-таки преодолели барьер, который был поставлен природой. В результате скрещивания получилось плодовитое потомство, которое получило от предков часть генетического кода, который сделал молодых грызунов невосприимчивыми к яду. Таким образом, летальные исходы от пестицидов для этого вида мышей сошли к нулю.
Аналогичный пример эволюции – устойчивость некоторых видов микроорганизмов, которые вызывают инфекции у людей и животных, к действию антибиотиков. Механизм выработки защиты у них от лекарственных препаратов вырабатывался и совершенствовался десятками лет. Ученые опасаются, так как устойчивость к антибиотикам у бактерий ставит под угрозу существование всего живого на планете.
№ 3. Что вам известно о происхождении человека?
На сегодняшний день известно две гипотезы происхождения человека. Первая из них была предложена в 1984 году. Согласно ее положению, непосредственным предком современного человека является архантроп, который пришел в свое время из Африки и постепенно расселился по всей Евразии еще во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные популяции первого человека дали начало всем существующим ныне расам: европеоидам, монголоидам, негроидам, австралоидам. Также, согласно этой теории, неандертальцы, денисовцы, эректусы относятся к единому виду – люди, и представляют собой отдельные его формы.
Однако опровержением этой гипотезы являются генетические данные, которые были получены в 1987 году в результате анализа митохондриальной ДНК. Он показал, что все современные люди являются потомками одной женщины, проживающей на планете около 200 000 лет назад.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?
Согласно современным представлениям, человек получил свое начало от животных. Сравнение последовательностей ДНК показало, что самым близким родственником человека являются человекоподобные обезьяны, а ныне живущие – шимпанзе бонобо и обыкновенный.
Однако, некоторые ученые пришли к выводу, что развитие человекоподобных обезьян и человека это параллельные направления эволюции, а не последовательные ступени перехода из одного вида к другому. И расхождение между этими ветками эволюции достаточно большое.
Ближайшим и относительно надежно установленным предком человека разумного является эректус. А вот потомок эректусов – гейдельбергский человек, который является предком неандертальцев, был представителем боковой эволюционной линии, а никак не прямым предком современного человека.
№ 2. Какие стадии антропогенеза выделяют учёные?
Антропогенез является частью биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося в свое время от плацентарных млекопитающих, гоминид и человекообразных обезьян. Принято выделять четыре стадии антропогенеза:
Предшественники человека – австралопитековые;
Древнейшие люди – архантропы, прогрессивные австралопитеки;
Древние люди – неандертальцы (палеоантропы);
Ископаемые люди современного анатомического типа – кроманьонцы (неоантропы).
№ 3. Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека?
Общественные или социальные животные – это живые существа, которые отличаются общественным образом жизни. К ним относятся насекомые – пчелы, осы, муравьи, шмели, термиты и т.д. Их поведение подчиняется инстинктам и является предметом изучения социобиологии.
Для общественных животных характерно обитание в совместно обустроенном жилище (гнезде), разделение обязанностей среди членов семей, перекрывание нескольких поколений, уход за потомством. Их семьи состоят из нескольких каст: бесплодных рабочих особей, которые выполняют все функции в семье (кроме размножения) и половых (репродуктивных самцов и самок). Также у них отмечена способность к партеногенезу.
В то же время социальное животное является только биологическим организмом, поведение которого представляет собой одну из форм его функционирования. То есть, в структуре биологического организма заложены корни его потребностей и всех тех сил, которые побуждают этот организм к действиям. Основные стимулы поведения животного – пищевой и половой инстинкты, а также инстинкт самосохранения. В дополнение – родительский инстинкт.
Благодаря значительным изменениям в строении и функционировании организма, поведение человека разнообразное и сложное. Он умеет адаптироваться к условиям окружающей среды и использовать подручные средства, чтобы воздействовать на эту самую среду, изменяя ее и делая комфортной для своего пребывания. Таким образом, значимыми и определяющими факторами в поведении человека являются общественно-трудовые отношения.
№ 4. Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?
Овладение членораздельной речью благодаря существованию в окружении других людей дало возможность человеку обмениваться и получать нужную информацию как в пределах одной семьи и одного поколения, так и между разными семьями и поколениями.
Развитие речи, а затем и письма поспособствовало появлению совместной деятельности, накоплению и передачи опыта, коллективной охоте. В результате значимым фактором, который оказывал направляющее воздействие в эволюции человека, стала социальная значимость отдельной особи для целого племени.
Стр. 17. Задание
Изучив материал параграфа, обсудите, какую роль играли в прошлом и играют в настоящее время биологические и социальные факторы в эволюции человека.
Как и любой другой биологический вид, человек сформировался под влиянием различных биологических факторов эволюции: изоляция, мутации, популяционные волны, естественный отбор и борьба за существование. На ранних этапах огромное значение имел естественный отбор. Тем более, когда происходил переход предков человека к наземному образу жизни, который был вызван необходимостью существования на открытых пространствах и привел к развитию прямохождения. Это увеличило обзор территорий и дало возможность быстрее реагировать во время охоты или защиты. А освободившиеся от функции опоры верхние конечности появилась возможность использовать для изготовления и применения разных предметов. Таким образом, руки стали выполнять разные действия – удержание, хватание, бросание.
К социальным факторам в эволюции человека относятся: общественный образ жизни и труд, мышление и речь. Освобожденные верхние конечности совершенствовались в движениях и использовались для трудовой деятельности. Применение орудий труда и охоты дало возможность человеку разнообразить рацион своего питания.
Совместная охота и трудовая деятельность также объединяли людей в группы. Жизнь в таких условиях обеспечивала более надежную защиту от нападений хищников и дала возможность успешнее охотиться и добывать себе пищу. В вечной борьбе за существование могли побеждать те группы, в которых древние люди умели согласовывать свои действия, перенимать опыт старшего поколения и использовать его для себя и своих потомков. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию у человека членораздельной речи, а значит, и к активному развитию головного мозга. Успешное сосуществование в группах, умение адаптироваться к создавшимся условиям, желание добиваться поставленных целей, перенимать опыт и передавать его дальше позволяет современному человеку обеспечить себе комфортное пребывание в окружающей среде.
Стр. 17. Подумайте
Стоит ли согласиться с выражением «Рука человека не только орудие труда, но и его продукт»? Почему?
В процессе эволюции у человека верхние конечности утратили опорную функцию, но стали отвечать за хватание, удержание орудия труда, ловлю и т.д. Таким образом, руки стали использоваться как для постройки жилья, удержания орудия труда, но и для добывания пищи, ее разделывания.
Это в сочетании с течением времени и накоплением опыта поспособствовало дальнейшему усовершенствованию мелкой моторики, повышению степени развития мышц, связок и сухожилий. Поэтому можно сказать, что рука человека является не только орудием труда, но и результатом, продуктом этого самого труда, который появился в процессе развития.
Глава 1. Общий обзор организма человека
§ 3. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез
1. Что такое эволюция органического мира? 2. Приведите известные вам примеры эволюции. 3. Что вам известно о происхождении человека?
Проблема происхождения человека всегда интересовала людей. У разных народов и племён существуют различные легенды, сказания, предания, объясняющие его происхождение. Религиозные учения также дают различные объяснения происхождению человека. Научное объяснение этой проблемы учёные смогли дать лишь на основе теории эволюции.
Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Именно она ищет ответы на вопросы, связанные с процессом формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественных отношений. Этот процесс называют антропогенезом.
В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных. Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно. Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.
Находки антропологов свидетельствуют, что приматы появились приблизительно 70—60 млн лет назад в Африке. Их предками были примитинные насекомоядные животные. Поэтому современных ежей и землероек мы можем считать нашими далёкими родственниками.
Первым приматам приходилось соперничать за пищу и места обитания с грызунами. Поэтому приматы перешли к жизни на деревьях. Это и послужило толчком к развитию их характерных черт: пятипалой конечности, острого стереоскопического зрения, хорошо развитой ключицы, большого и сложного головного мозга. Многие миллионы лет наши предки жили на деревьях. Климат в то время был жарким и влажным.
Затем, около 25 млн лет назад, от общей исходной формы приматов разошлись две ветви эволюции, которые в дальнейшем развивались независимо друг от друга. Первая привела к появлению современных высших обезьян. Развитие второй в конечном счёте завершилось появлением человека современного анатомического типа.
Выделяют четыре стадии антропогенеза (рис. 3): предшественники человека, древнейшие люди, древние люди и ископаемые люди современного анатомического типа.
Предшественники человека, или протоантропы, жили 6—1 млн лет назад. Впервые их останки были обнаружены в Южной Африке. Во многом они были гораздо ближе к людям, чем любые человекообразные обезьяны. Наиболее существенные морфологические преобразования на данном этапе антропогенеза происходили в скелете и мускулатуре задних конечностей. Эти изменения были связаны с переходом к постоянному передвижению на двух ногах.
Следующая стадия антропогенеза — древние люди, или палеоантропы. Остатки их скелетов впервые были найдены в долине реки Неандерталь в Германии, откуда и пошло другое название — неандертальцы. Они обитали на Земле в то время, когда наблюдалось значительное похолодание — ледниковый период, поэтому целыми группами жили в пещерах, в которых постоянно поддерживали огонь. В целях защиты от холода древние люди стали изготавливать одежду из звериных шкур. Их орудия труда значительно превосходили по совершенству орудия труда архантропов (рис. 4).
Люди современного анатомического типа, или неоантропы, появились 60—50 тыс. лет назад и начали стремительно вытеснять древних людей, которым они значительно уступали по физической силе, но обладали и обладают более развитым головным мозгом. Их останки впервые были найдены в гроте Кроманьон во Франции, так появилось другое название — кроманьонцы. В целом они уже не имели существенных отличий от современных людей, принадлежащих к виду человек разумный. Со времени формирования человека современного типа его анатомические параметры почти не изменились. Биологическая эволюция человека сильно затормозилась, и на смену ей пришла социальная эволюция.
Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека
Современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным — общественным. Благодаря значительным изменениям в строении тела и его функционировании человек смог приспособиться к систематическому труду с использованием изготовленных им самим орудий. Их применение позволило ему более эффективно воздействовать на окружающую среду и тем самым её изменять.
Существование в окружении других людей способствовало формированию у человека членораздельной речи, а затем и письма. Всё это позволило людям общаться и передавать накопленный опыт не только друг другу, но и из поколения в поколение.
Таким образом, для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, оно лишь изменило их проявление.
Социальные изменения и успехи здравоохранения, связанные с улучшением жизни людей, непосредственно влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от негативного влияния условий внешней среды.
Все свои индивидуальные особенности, приобретаема и формируемые В процессе исторического развития, человек как биологический вид передаёт по наследству.
Моя лаборатория
Древнейшими общими предками человека и человекообразных обезьян принято считать парапитеков (от греч. пара — возле около и питекос — обезьяна) — обезьян, которые вели как древесный, так и наземный образ жизни. От них произошла вымершая впоследствии сборная группа обезьян — дриопитеки (от греч. дрис — дерево). Учёные считают, что именно от какой-то группы дриопитеков около 8 млн лет назад начинается эволюционная линия гоминид (людей).
Наиболее ранними представителями семейства гоминид считаются австралопитеки (от лат. австралис — южный). Им было присуще прямохождение. Первыми представителями рода Человек, по мнению большинства специалистов, был прогрессивный вариант австралопитека — человек умелый. В морфологическом плане он незначительно отличался от австралопитеков, но способность К изготовлению примитивных орудий труда (чопперов) позволила ему преодолеть грань, отделявшую ископаемых человекообразных обезьян от древнейших людей (архантропов). Учёные считают, что все архантропы относились к одному виду — Человек прямоходящий.
Антропология. Антропогенез Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Социальная эволюция
Ответьте на вопросы
1. Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека? 2. Какие стадии антропогенеза выделяют учёные? 3. Какие «общественные» животные вам изветы? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека? 4. Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?
Стоит согласиться с выражение «Рука человека не только орудие труда, но и его продукт». Почему?
Урок по биологии на тему «Происхождение человека» (8 класс)
Урок по теме: «Происхождение человека»
Учитель Рогатина Светлана Викторовна
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма работы: групповая, самостоятельная, фронтальная
Технология: проблемное обучение
Оборудование: проектор, ноутбук, готовые раздаточные материалы, презентация.
Цель: познакомиться с происхождением человека и его становлением как вида
— познакомить с основными представителями древних людей;
— развивать умение применять полученные знания на практике;
-развивать речь и мышление;
— воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей
Предметные: знают основные понятия эволюция, представителей древних людей
Метапредметные: умеют работать с текстом, выделять главное
Личностные: понимают значение и направление эволюции человека для формирования научной картины мира, учебно- познавательный интерес к теме: «Происхождение человека»
Вспомните какие живые организмы мы уже изучили?
А кого из живых организмов мы еще не изучали?
Формулирование темы урока
Ребята, тема нашего урока зашифрована на следующем слайде. Шифр также вы видите. Догадайтесь какое математическое действие вам надо использовать, чтобы получить ответ. Слайд 2
Ученики разгадывают ключевое слово (ЧЕЛОВЕК) Формулируют тему урока «Человек на Земле» Слайд 3 ( Запись темы в тетрадь)
Учитель. Что мы можем узнать о древнем человеке? (Ответы детей)
Учитель. Мы сегодня говорим о происхождении человека. А какие гипотезы появления человека вы знаете?
Ответы детей (Божественная, космическая, происхождение от обезьян)
Учитель. Назовите гипотезу более научно обоснованную и связанную с предметом биологии.
— Теория происхождения от обезьян
-Правильно. По теории Ч. Дарвина человек произошел от обезьян
Посмотрите на слайд и подумайте:
» От любых обезьян мог произойти человек. Какие из обезьян нам ближе по строению к человеку.» Слайд 4
(шимпанзе, горилла, орангутанг) Слайд 5
Это человекообразные обезьяны. Чем же они на нас похожи, а чем отличаются? ( Ответы детей)
Заполните таблицу «Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян» Слайд 6
Рабочая тетрадь зад №5 Самостоятельно работают
Проверка заполнения таблицы Слайд 7
Ученые доказали, что с момента появления человека и до того момента каким он стал сейчас прошло 2,5- 3 млн.лет.
Попробуйте сформулировать задачу урока Слайд 8 (После предположений детей)
Выяснить как изменился человек?
Как мы сможем решить эту задачу? Какие действия должны совершить?
Изучение нового материала
Выступление представителей групп( Ученик рассказывает и прикрепляет на доску соответствующее изображение) Слайды 9-14
Учитель. Посмотрите на древних людей, которых вы разместили на доске. Что вы видите? Как одним словом можно назвать произошедшие изменения?
Учитель. Попробуйте сформулировать, что такое эволюция
Давайте запишем определение в тетрадь
Эволюция – естественный процесс развития живой природы.
Учитель. Вспомните задачи, которые стояли перед нами? Справились мы с ними? А кто попробует сформулировать теорию происхождения человека Слайд17
— Человек произошел от человекообразных обезьян в результате эволюции(Запись в тетрадь) Слайд 16
Физминутка Слайд 17
Применение новых знаний
Давайте проверим ваши знания, насколько хорошо вы все запомнили.
Найдите соответствие между названием древнего человека и его особенностями. Слайд 18
Учитель. А теперь поменяйтесь тетрадями и внимание на экран. (Взаимопроверка)
Ответ 1-в, 2-а,3-б,4-д,5-г,6-ж,7-е Слайд 19
Слайд 20 (Таблица с правильными ответами)
Пришло время оценить свою работу на уроке. Возьмите тетради и оцените свою работу на уроке.
Красный кружок – я отлично работал на уроке. Все понял
Желтый – я хорошо работал, но хотел бы лучше работать на уроке
Зеленый – у меня не все получилось, как хотелось бы.
Учитель мне понравилась ваша работа и я хотела бы оценить выступления представителей команд и самых активных учеников
Учитель. Домашнее задание на доске. Стр учебника читать ( задание для всех)
А следующие задания на ваш выбор.
Зад в р/т и альб- задачнике
Подготовить сообщение для учеников начальной школы на тему «Происхождение человека»
Подготовить презентацию по теме «Человек на Земле»
Учитель Спасибо вам за урок, до свидания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-088100
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Происхождение человека
В XIX веке английский ученый Чарльз Дарвин создал теорию эволюции, утверждающую, что живые существа меняются, развиваются из предшествующих им растений и животных. Ближайшими эволюционными родственниками человека являются человекообразные обезьяны. Особенно близки к человеку шимпанзе: 98,4% генов у них совпадают. Чуть меньше (97,7%) общих генов у человека и гориллы. Это означает, что у человека и человекообразных обезьян есть общий предок, от которого они произошли.
Определить происхождение человека означает понять:
Сделать это совсем не просто, ведь от далекой древности дошло очень мало следов жизни людей. Каждая новая находка заставляет проверять и перепроверять все прежние и часто приводит к появлению новых гипотез (предположений) и опровержению устоявшихся представлений.
Признаки человека
Так же давно, как люди начали задумываться о происхождении человека, они попытались понять, чем человек отличается от животных. Современные ученые выделяют несколько признаков человека. Первый из них – умение изготавливать и использовать орудия труда. Не менее важно «человеческое» строение тела: большой объем и сложное устройство головного мозга, стопа, позволяющая постоянно передвигаться на двух ногах, длинные ноги, дающие возможность бегать, и кисть руки, большой палец которой противопоставлен всем остальным и может двигаться независимо от них.
Африка – прародина человечества
Не позже чем 4,4 – 4,1 млн. лет назад наши человекообразные предки впервые выпрямились и стали передвигаться преимущественно на двух ногах. Это высвободило передние конечности, с помощью которых они смогли переносить пищу на далекое расстояние, чтобы съедать ее в безопасном месте. Одновременно с ногами начали меняться и руки: большой палец оказался противопоставлен всем остальным, что позволило брать мелкие предметы и совершать точные движения.
Свободные и цепкие руки дали возможность самкам носить детенышей на руках и водить их рядом с собой, держа за руку. Теперь самка могла заботиться не об одном, а о нескольких детенышах одновременно. Детеныши дольше оставались рядом с матерью, которая заботилась о них и учила.
И все же эти существа были ближе к обезьянам, чем к людям. Их головной мозг размером и устройством не отличался от мозга крупных человекообразных обезьян. Ноги были довольно короткими, они ходили медленно и вразвалку, а бегать совсем не могли. Зато длинные руки позволяли им, подобно обезьянам, лазать по деревьям. Поэтому их назвали австралопитеками, что значит «южные обезьяны». Известно несколько видов, обитавших по всей Африке в течение миллионов лет.
Лучше всего изучен австралопитек афарский. Именно к этому виду принадлежала самка, хорошо сохранившийся скелет которой был найден в Эфиопии: ученые прозвали ее Люси. Люси, жившая примерно 3,2 млн. лет назад, убедила ученых, что предки людей сначала встали на две ноги и получили развитые кисти рук, а только потом у них стал развиваться сложный и крупный головной мозг.
Человек умелый
Постепенно в восточной части Африки климат стал суше, океан отступил от берегов, а место лесов заняли открытые широкие пространства – саванны. Австралопитекам пришлось приспосабливаться. Часть из них стала питаться только грубой растительной пищей, для которой нужны тяжелые челюсти и крупные зубы.
Со временем некоторые из них начали пользоваться камнями, палками, расколотыми костями и научились изготавливать простейшие каменные орудия труда. Таких австралопитеков называют парантропы, что значит «почти человек». Эти виды долго жили в Африке, последние их следы исчезают примерно 900 тысяч лет назад. Одновременно с ними на просторах континента появляются первые представители рода хомо, которых ученые считают настоящими людьми. Древнейшие их следы относятся к периоду 2,6–2,5 млн. лет назад и найдены в Кении и Эфиопии. Именно территорию этих двух африканских стран сегодня считают прародиной человечества.
Древнейшие люди питались не только растительной пищей, но и мясом. Охотиться на крупную дичь они еще не могли, но научились отыскивать недоеденную добычу хищников. Со временем они даже отваживались отгонять хищников от только что убитых ими животных, потому что действовали сообща и согласованно. Крупный мозг (объемом 660–750 см?) по своему строению уже был ближе к человеческому, чем к обезьяньему.
Ловкие руки и крупный мозг позволили людям изготавливать каменные орудия. Обрабатывали только часть гальки или булыжника, чтобы необработанная округлая поверхность лучше ложилась в руку. Острый рабочий край получали, делая сколы с помощью другого камня. Такие орудия находят рядом с останками древнейших людей, что доказывает их авторство в создании каменных изделий. Поэтому ученые назвали древнейшего представителя рода хомо человеком умелым – хомо хабилис от латинского homo habilis.
Прямая походка сделала ненужным густой шерстяной покров на всем теле, ведь поверхность, освещаемая солнцем, стала меньше, чем у четвероногих животных. Густая растительность осталась только на голове, на которую падали прямые лучи солнечного света. Способность потеть спасала человека от перегрева. Животная пища, ставшая основной едой человека умелого, была питательнее, богаче полезными веществами. Это стимулировало дальнейшее развитие мозга, что и стало главным направлением эволюции человека в последующие тысячелетия.
Человек прямоходящий
Примерно через 500 тысяч лет после появления человека умелого в Африке возникли два новых вида древнейших людей: хомо эректус (homo erectus) – человек прямоходящий и хомо эргастер (homo ergaster) – человек работающий.
Останки хомо эректуса еще в 1890–1891 гг. были обнаружены на острове Ява Эженом Дюбуа. Он назвал свою находку питекантроп, то есть обезьяно-человек. Долгое время, пока не нашли Люси и останки людей умелых, считали, что это и был наш первый прямоходящий предок, отсюда и его научное название.
Останки человека работающего были найдены в Эфиопии. Часть ученых полагают, что эректусы и эргастеры – подвиды одного вида людей, другие считают их разными, хотя и близкими видами.
Достижения эректусов-эргастеров были колоссальны. Они научились делать двусторонние рубила для разделки туш. Из отщепов, которые откалывали от камня, делали лезвия и скребла. Кремний приходилось отыскивать и приносить издалека, это увеличивало ценность самих орудий в глазах людей, их бережно хранили и использовали в течение долгого времени.
Оказавшись на побережье океана, люди прямоходящие освоили новые источники пищи: моллюсков и рыбу, которую ловили на мелководье. Они стали жить в пещерах, научились возводить преграды для защиты от ветра и строить шалаши. Все это позволило людям прямоходящим расселиться по всей территории Африки.
Исход из Африки
Ранние эректусы, еще очень похожие на людей умелых, первыми вышли за пределы Африки, а их потомки расселились по Азии и Европе. Не позже 1,8 млн. лет тому назад эректусы достигли острова Ява в Азии и современной Грузии. Сегодня трудно представить всю сложность проникновения людей на новые территории. Они двигались небольшими группами, надолго оседая на одном месте и вновь пускаясь в путь спустя десятки, а то и сотни лет. Некоторые группы полностью погибали, но другие смогли дать потомство, продолжавшее осваивать все новые и новые земли.
Спустя несколько сотен тысяч лет обособившиеся группы эректусов уже заметно отличались друг от друга. Так появились подвиды человека прямоходящего: синантропы, населявшие обширные территории Китая и соседних с ним стран, и гейдельбергские люди, расселившиеся в Африке и Европе. На территории Азии отдаленные потомки первых хомо эректусов жили изолированно от других людей еще 27 тысяч лет назад, сохраняя примитивные орудия труда.
Освоение огня и охота
Именно хомо эректусу принадлежит заслуга освоения огня. На севере Кении обнаружили следы использования огня на стоянке первобытных людей возрастом около 1, 4 млн. лет. Следующая подобная находка имеет возраст 790 тысяч лет и сделана на территории современного Израиля. Вероятно, группы, открывавшие для себя силу огня, были изолированы и не передавали свой опыт другим. Между тем в Европе в это время стало очень холодно: еще 1,6 млн. лет назад там начался ледниковый период.
Самая древняя европейская стоянка со следами долго поддерживаемого огня находится в Германии. Там 500 тысяч лет назад люди не только грелись около костра, но и с его помощью обрабатывали наконечники деревянных копий.
Освоение огня и создание новых орудий труда позволило некоторым группам прямоходящих людей превратиться в настоящих охотников. В Испании найдены свидетельства того, что с помощью огня люди загоняли в труднопроходимое болото носорогов, быков, лошадей, оленей и даже слонов, которых здесь погибло не менее 30. Множество останков крупной дичи найдено и на стоянке Чжоукоудянь около Пекина. Среди костей кабанов, бизонов, газелей, оленей, лошадей и носорогов обнаружились расколотые кости ног и рук человека и человеческие черепа: это свидетельствует о том, что люди прямоходящие были каннибалами.
Сложные приемы охоты, совместное освоение людьми обширных территорий могли привести к появлению речи. Речь, сложные орудия труда, укрытия и использование огня помогли хомо эректусам выжить на территории Европы в условиях ледникового периода. Однако к концу этого периода людей прямоходящих на территории Европы вытеснили неандертальцы.
Неандертальцы
Неандертальцы появились на просторах Африки, а затем расселились по территории Европы.
Именно там, в долине Неандерталь, близ Дюссельдофа (Германия), в 1856 году впервые были найдены останки этого вида людей. Внешне неандертальцы не так уж сильно отличались от нас: они были немного ниже ростом и их скелет был мощнее нашего. Плотному телосложению, помогавшему легче переносить холода, соответствовали крупные черты лица и большой нос, защищавший от простуд: проходя по длинным носовым ходам, холодный воздух успевал согреваться.
Мозг неандертальцев был крупнее нашего. Они владели членораздельной речью, обживали пещеры, строили жилища, мастерили одежду из шкур, умели поддерживать огонь и готовить на нем пищу. Неандертальцы были великолепными охотниками: их добычей становились северные олени, бизоны и мамонты, волки и лисы. Предполагают, что неандертальцы умели строить ловчие ямы и загонять дичь в естественные ловушки с помощью огня. Они знали повадки диких животных и умело планировали охоту.
Орудия труда неандертальцев были совершеннее, чем у их предшественников. Каждое орудие было тщательней отделано и имело длинный, острый рабочий край. Сначала готовили основу, которую потом дорабатывали точными мелкими ударами. Из одного куска породы неандертальцы получали большее количество разных по форме и назначению орудий, чем люди прямоходящие. В настоящее время ученые считают, что неандертальцы мало в чем уступали современным людям и причисляют их к подвиду человека разумного, который называют homo sapiens neandertalensis – человек разумный неандертальский.
Следы на костях, найденных археологами, свидетельствуют о том, что жизнь неандертальцев была полна опасностей, во время охоты они часто получали глубокие ранения. Только немногие неандертальцы доживали до возраста 50 лет, а средняя продолжительность их жизни составляла примерно 23 года. Как и самые древние люди, неандертальцы жили группами. Только общими усилиями люди могли обеспечить свое существование, сообща владели всем имуществом: добычей, орудиями труда, жилищами.
Понятия собственности в столь далекую эпоху не существовало. Членов группы объединяло родство, поэтому такие группы называют родовыми общинами. Внутри родовых общин людей часто связывало чувство глубокой привязанности, молодые здоровые члены общин поддерживали престарелых и беспомощных родичей, помогая им прожить долгую жизнь, что иначе было бы невозможно.
Мир заселяют кроманьонцы
Примерно 35 000 лет назад на территорию Европы, в которой обитали неандертальцы, стали проникать новые выходцы из Африки – люди современного типа. По месту первой ископаемой находки в гроте Кро-Маньон на территории Франции их называют кроманьонцами. Научное название этого вида людей – homo sapiens sapiens, что значит человек разумный разумный.
В течение нескольких последующих тысячелетий кроманьонцы заселили почти всю Европу, продвигаясь с востока на запад по континенту. Довольно продолжительное время кроманьонцы и неандертальцы сосуществовали на пространстве Европы. Неизвестно почему, но постепенно количество неандертальских поселений стало сокращаться. Версия о том, что кроманьонцы истребили своих предшественников, не нашла подтверждения. Другие версии ждут своих исследователей.
Кроманьонцы сформировались на юге Африки 170–130 тысяч лет назад. Оттуда они расселились по всему миру: достигли пределов Юго-Восточной Азии, Австралии, Японии и Северной Америки, а 15–12 тысяч лет назад заселили и Южную Америку. Изолированные группы людей оказались в различных природных условиях. Приспосабливаясь к этим условиям, группы людей стали внешне отличаться друг от друга. Так появились расы. Ученые до сих пор спорят, сколько именно рас существует. Обычно говорят о 3 или 5 расах, но некоторые специалисты выделяют 15 рас.
Ученые пытаются понять, почему именно кроманьонцы вытеснили другие виды людей и освоили всю Землю. Видимо, они обладали некоторыми эволюционными преимуществами: легкий скелет позволял им двигаться быстрее и затрачивать при этом меньше условий, а значит, им требовалось меньше пищи, чем неандертальцам. Возможно, кроманьонцы были выносливей предшественников. Это могло сыграть важную роль в конце ледникового периода, когда похолодание на несколько тысячелетий усилилось. Их сложно устроенный головной мозг позволял не только накапливать опыт и передавать его другим поколениям, но и быстро придумывать новое.
За относительно короткое время люди современного типа изменили технику обработки камня и кости. Их скребки, ножи, пилы и сверла были обработаны тщательней, чем те, что делали неандертальцы. Появились новые орудия: из кости и рога животных делали иглы с ушком, гарпуны и крючья для ловли рыбы, копьеметалки. Прочная кость во многом заменила дерево, ее обрабатывали с помощью каменных резцов. Многие из этих орудий состояли из нескольких частей. Деревянные и каменные части связывались жилами животных. Кроманьонцы постоянно совершенствовали технику изготовления своих орудий, причем в разных местах Европы применяли разные приемы.
С новыми орудиями труда у людей появились и более эффективные способы охоты, что позволяло получать пищу практически в неограниченных количествах. Костяными иглами шили одежду и делали обувь, из волокон дерева делали веревки для рыболовных сетей и силки для дичи. Возможно, 27 тысяч лет назад люди научились изготавливать ткани: именно такой возраст имеет найденный отпечаток ткани на глине.
Надежнее и удобнее стали жилища. Шатры сооружали из бивней и костей мамонтов, покрывая их шкурами животных. На востоке Европы зимние жилища строили из камней или рыли землянки. На одной стоянке стали возводить несколько жилищ: так появились первые поселения. Некоторые из них были довольно многолюдными, что говорит о росте численности родовых общин по сравнению с тем, каковы были общины неандертальцев.
Уже в глубокой древности кроманьонцы научились делать плоты и лодки, без которых они не смогли бы достичь Австралии и островов Океании