Что вам известно о происхождении изображения двуглавого орла на гербе россии кратко
Орёл оброс легендами: в чём истинный смысл герба российского государства
160 лет назад император Александр II завершил продолжавшуюся два года геральдическую реформу, которая была направлена на систематизацию государственных символов. Инициатором реформы был уроженец Берлина Борис Васильевич Кёне, возглавлявший гербовое отделение департамента герольдии сената.
Изображение орла и Святого Георгия, протыкающего копьём змея, Кёне привёл в соответствие с принятыми на тот момент международными стандартами геральдического искусства. В мае 1857 года сенат опубликовал указ, описывающий видоизменённый символ империи, который просуществовал до 1917 года.
Пришедшие к власти большевики запретили изображение имперского орла в качестве символа страны. После распада СССР Россия нуждалась в новых государственных символах, и первый президент РФ Борис Ельцин решил вернуть герб, утверждённый Александром II. Сегодня двуглавого орла в различных вариациях можно увидеть в символике государственных ведомств.
Конечно, современный российский орёл немного отличается от имперского. 160 лет назад птица была чёрной, сейчас — золотая. Кроме того, с крыльев орла были убраны гербы территориальных образований, которые входили в состав империи.
Поменялось и изображение всадника. На имперском гербе змея протыкает копьём Святой Георгий Победоносец. На нынешнем гербе изображена фигуру всадника в плаще. Это связано с тем, что Российская Федерация по Конституции является светским государством. В целом современный российский орёл сохранил исторический облик, просто стал выглядеть менее «нарядным».
В поисках смысла
Двуглавый орёл — один из официальных государственных символов РФ наряду с флагом и гимном. Изображение могучей птицы украшает паспорта россиян, отчеканено на монетах и красуется на президентском штандарте, а также на эмблемах государственных органов.
В образ хищной птицы вкладывается разный смысл. Согласно распространённой версии, которую часто озвучивают школьные учителя, двуглавый орёл означает геополитическое положение России, её равноценное внимание к политике на Западе и Востоке, готовность оборонять безграничные рубежи.
Скипетр и держава, которые орёл держит в лапах, символизируют незыблемость государственных устоев. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле — борьбу со злом во всех его проявлениях.
Другая трактовка исходит из того, что двуглавый орёл означает возможность усиления позиций России на Западе и Востоке. Зорко и агрессивно смотрящая хищная птица посылает внешнему миру сигнал о готовности России проводить экспансионистскую политику.
В среде монархистов распространена версия об особом духовном предназначении России, которое заключено в гербе. Три короны в верхней части герба якобы символизирует защиту Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и веру в Бога, Царя и Отечество. Две головы орла объясняют стремление сохранить территориальную целостность государства.
Символ могущества
Российскому орлу приписывают некий уникальный символизм, однако профессиональные геральдисты опровергают все бытующие в обществе интерпретации. Учёные признают, что двуглавый орёл означает могущество страны, но какого-либо самобытного символизма в российском гербе нет.
Орёл — один из древнейших символов, который использовался во времена Персидской империи, античной Греции и Древнего Рима. Греки и персы считали, что орёл может подняться очень высоко и долететь до солнца, которое они обожествляли. Поэтому орёл олицетворял вдохновение, высоту человеческого духа, физическую силу и умение преодолевать трудности.
Двуглавый орёл означает возможность усиления власти. Данное изображение было свойственно некоторым крупным цивилизациям. Древние изображения двуглавого орла учёные обнаружили в канонических текстах индуизма, где описывается фантастическая птица Гандаберунда. Также символика с двуглавым орлом была найдена при раскопках на Ближнем Востоке (Хеттское царство, XII век до н. э.).
В Средневековье образ двуглавого орла возродился в эмблемах Палеологов — династии византийских императоров.
Во второй половине XV века, после краха Константинополя, хищная птица стала символом набиравшего мощь Русского государства. Это произошло в период правления Ивана III, женившегося на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора.
До геральдической реформы 1855—1857 годов российский герб подвергался серьёзным изменениям. В начале правления царя Алексея Михайловича (1645—1676) над головами орла стали изображать три короны, а позже в лапах птицы появились скипетр и держава — регалии самодержавной власти.
Александр I (1801—1825) опустил грозному орлу крылья, а вместо скипетра и державы распорядился изображать венок, молнии и факел. Николай I (1825—1855) вернул орлу более агрессивный вид и разместил на распростёртых крыльях титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом).
Герб с традициями
Геральдисты призывают не искать какой-либо потаённый смысл в двуглавой птице. Орёл с двумя головами является гербом Австрии, Албании и Сербии. Он изображён на эмблемах некоторых силовых структур европейских стран. Например, на флаге генштаба армии Греции и гербе морской пехоты Испании.
Заместитель председателя Геральдического совета при президенте РФ Александр Цветков заявил RT, что официальной версии, которая объясняла бы значение российского герба, никогда не было, не существует её и сегодня.
«Всё, что можно встретить в информационном пространстве, — лишь интерпретации, попытки насытить каким-то идейным содержанием этот символ. Нельзя, правда, сказать, что это плохо. В какой-то мере это объясняет живучесть и объединяющую роль нашего орла. Каждый гражданин вкладывает в герб своё семантическое значение», — рассуждает Цветков.
Глава Геральдического совета при президенте РФ Георгий Вилинбахов отметил в беседе с RT, что современная Россия во многом продолжает геральдические традиции Российской империи.
«Традиционно двуглавый орел использовался в качестве геральдической основы на эмблемах или гербах различных министерств, ведомств и служб Российской империи. Эта традиция продолжается и сегодня. Тут встречаются совершенно разные интерпретации», — сказал Вилинбахов.
Как правило, в лапы фантастической птицы помещают ведомственные атрибуты, а на щит — фигуры, указывающие на профессиональную принадлежность. Также органы власти порой берут исторические версии двуглавого орла. Законодательство РФ позволяет ведомствам экспериментировать с эмблемами.
Например, эмблема МВД отличает от герба тем, что на щите изображён пеший воин, протыкающий змея на фоне триколора. Щит наложен на скрещённые мечи золотистого цвета и окаймлён лавровыми ветвями серебристого цвета.
С окончательным вариантом своей символики летом 2016 года определилась Федеральная служба войск национальной гвардии. Новое силовое ведомство решило подчеркнуть историческую принадлежность императорской гвардии и внутренним войскам МВД СССР.
Геральдический знак Росгвардии — это увенчанный короной двуглавый орёл, держащий в лапах скрещённые мечи с серебряными клинками. На груди орла красуется треугольный щит, на его краповом поле всадник поражает змея копьём.
Две головы лучше
Многим народам в этом образе виделось что-то загадочное и сакральное. Птица с двумя головами в разном исполнении встречалась в Древнем Египте и на ассирийских памятниках, ее изображение находили при раскопках шумерских городов в Месопотамии. А еще в Индии, в Древней Греции, у персов, арабов и монголов.
Зоя была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Византия была продолжением Священной Римской империи, ее называли Вторым Римом. Император Константин погиб при взятии Константинополя турками-османами. Константинополь стал столицей Османской империи и, образно говоря, место Рима-Византии стало вакантным.
Софья, как наследница последнего императора Второго Рима, просто идеально подходила для московского престола. Гербом династии Палеологов был двуглавый орел.
Все изменилось недавно. На Боровицкой башне Московского Кремля обратили внимание на орла, чей возраст специалисты оценили как соответствующий возрасту башни. А Боровицкую башню возвели в 1490 году.
Впрочем, слово историкам.
Специалисты по-прежнему уверены, что этот орел 1490 года? Он разве не мог появиться позже, во время достройки башни?
Ее можно провести на стене? Не дожидаясь реставрации всей башни?
Сергей Девятов: Нет, нельзя. Для радиоуглеродной экспертизы герб нужно изымать из стены. Во время реставрации Боровицкой башни все три герба будут извлечены и заменены временными копиями. Экспертизу проведут в музеях Кремля. Для анализа не годится поверхностный слой, нужно брать внутренний.
Сергей Девятов: Не могла.
Надо учитывать, что в ту эпоху геральдические символы могли быть использованы исключительно с разрешения высшей власти. И никаких исключений быть не могло. Да, Иван III был человеком глубоко либерально-демократических взглядов, он даже пустил пожить в Кремле Аристотеля Фиорованти (который построил кремлевский Успенский собор), что было совершенно немыслимо при прежних правителях.
Но в вопросах геральдики никакого либерализма не было. Это серьезная наука, и без ведома и согласия Великого князя Ивана III поставить какой-то геральдический символ было просто немыслимо. Так что никто из итальянских архитекторов, работающих в Кремле, не рискнул бы поставить «левого» орла.
То есть вывод однозначный: орла привезла все-таки Софья Палеолог?
У вас есть орел-любимец?
Перенесемся ближе к нашему времени. До самой смерти Ленин видел на башнях Кремля не рубиновые звезды, а императорских орлов. Несколько раз писал в секретариат Совнаркома записки о том, что орлов нужно снять. Но их не снимали. Это был вопрос неподъемных материальных затрат? Или требования Ильича кто-то намеренно саботировал?
Сергей Девятов: Шло обсуждение звезд для башен Кремля, народу показали проекты. А когда сняли орлов, показали их вблизи. Нет, это не было прощанием. Скорее символический отказ от старого имперского прошлого. Орлов отправили на переплавку.
И ни один не сохранился?
В геральдике орел символизирует бессмертие, мужество, дальновидность и силу.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
В этом году исполняется 20 лет, как двуглавый орел является гербом новой России.
За эти годы мы основательно привыкли к нему, однако суть этой важной птицы вряд ли стали знать лучше. Предлагаем вам 7 ключевых версий появления двуглавого орла на Руси, которые позволят нам лучше познакомиться с нашим гербом.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.
Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.
Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверен, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.
У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.
Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».
Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.
Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.
Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
Государственный герб России: история и значение
Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
История изменений герба
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.
XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
Конец XVI — начало XVII века
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
30-60-е годы XVIII века
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».
Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.
Рубеж XVIII-XIX веков
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
1-я половина XIX века
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.
Середина XIX века
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.
Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.
Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.
В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.
Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников