Что вам известно о происхождении растений и животных
Что вам известно о происхождении растений и животных
Подробное решение Праграф § 37 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Что вам известно о происхождении растений и животных?
2. Что такое эволюция? Какие доказательства её существования вам известны?
Об эволюционном развитии органического мира свидетельствуют многие факты, накопленные разными науками о природе, в первую очередь палеонтологией, морфологией и анатомией, цитологией, эмбриологией, биогеографией и др.
Рассмотрим некоторые из этих доказательств.
К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят:
1. Закон зародышевого сходства Карла Бэра, который гласит: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».
2.Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, указывающий на связь индивидуального (онтогенеза) и исторического (филогенеза) развития.
Морфологические доказательства. К доказательствам эволюции этой группы относятся:
1) Сравнительно-анатомические исследования показали наличие в современной флоре и фауне переходных форм организмов, сочетающих в себе признаки нескольких крупных систематических единиц.
2) Наличие в пределах класса, типа гомологичных органов, образований, сходных друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
Палеонтология предоставляет следующие данные в пользу эволюции:
1) Сведения о филогенетических (эволюционных) рядах.
2) Сведения об ископаемых переходных формах.
К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции относятся следующие:
1. Особенности распространения животных и растений по разным континентам, как яркое свидетельство эволюционного процесса.
2. Особенности фауны и флоры островов также свидетельствуют в пользу эволюции. Органический мир материковых островов близок к материковому, если отделение острова произошло недавно.
Вопросы
1. Что понимают под эволюцией природы в современной биологии?
В современной биологии эволюция рассматривается как сила, ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.
2. Что является фундаментальным следствием признания существования эволюции?
Следствием признания существования эволюции стало дальнейшее развитие биологии. Это послужило стимулом для развития разных биологических дисциплин — сравнительной анатомии и эмбриологии, палеонтологии, генетики, биохимии и многих других наук. Идеи эволюционизма распространились далеко за пределы биологии, проникнув в другие области естествознания.
3. Как Ж. Б. Ламарк объяснял многообразие видов и приспособленность организмов к конкретным условиям среды?
Ж. Б. Ламарк полагал, что определённые органы или системы органов у животных и растений по мере упражнения должны совершенствоваться, а затем закрепляться в следующих поколениях. Он ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего всему живому стремления к совершенствованию.
4. В чём заключаются основные положения учения Ч. Дарвина?
Теорию Дарвина можно сформулировать в виде следующих принципиальных положений.
1. Все организмы, населяющие нашу планету, изменчивы. Невозможно найти двух полностью тождественных кроликов, волков, ящериц или иных принадлежащих к одному виду животных или растений.
2. В природе рождается особей каждого вида больше, чем позволяют прокормить ресурсы среды. Это ведёт к борьбе за существование между ними. В результате выживают особи, обладающие наиболее выгодными в данных условиях среды признаками, т. е. происходит естественный отбор.
3. Сохранённые естественным отбором особи оставляют потомство, передавая свои признаки по наследству. Это обеспечивает существование того или иного вида на протяжении длительного времени.
5. Почему учение Дарвина не потеряло своей актуальности в настоящее время?
Идеи Дарвина убедительно обоснованы и до сих пор нет достоверных данных, которые полностью их опровергали бы.
Задания
1. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом (см. ниже), сделайте вывод о том, каковы были взгляды большинства учёных-биологов в отношении происхождения видов и их многообразия на Земле до публикации Ч. Дарвином своих фундаментальных работ.
Весь исторический период, вплоть до середины XIX века, шло накопление экспериментального материала, подтверждающего реальное направление в эволюции органического мира, что и подготовило почву под формирование материалистического учения Дарвина, перевернувшего многое в развитии теоретических воззрений на развитие природы, существовавших до появления эовлюционного учения Чарльза Роберта Дарвина.
2. Подготовьте сообщения/мультимедиапрезентации о Ч. Дарвине как учёном-исследователе и основоположнике учения об эволюции органического мира.
Дарвин появился на свет в Шрусбери (графство Шропшир) 12 февраля 1809 г. в достаточно обеспеченной многодетной семье врача. Членам этого семейства были присущи высокий культурный уровень, интеллект, широкий кругозор. В частности, Эразм Дарвин, дед Чарльза, снискал известность как врач, философ, литератор.
Искренний интерес к жизни природы, склонность к собирательству у мальчика пробудился еще в детстве. В 1817 г. умирает мать, и в 1818 г. Чарльза и Эразма, старшего брата, отдают в местный пансион. С 1825 г. Чарльз Дарвин изучает медицину в Эдинбургском университете. Не чувствуя расположенности к этой профессии, он забросил учебу и по настоянию рассерженного отца поступил учиться на богослова в Кембридж, хотя не был полностью убежден в истинности христианских постулатов. Природные склонности, участие в жизни научных обществ, знакомство с ботаниками, зоологами, геологами, экскурсии естественноисторической направленности сделали свое дело: из стен христианского колледжа Чарльз Дарвин в 1831 г. вышел натуралистом-коллектором.
В этом качестве он на протяжении пяти лет (1831-1836) принимал участие в кругосветном путешествии на корабле, куда попал по рекомендации друзей. В ходе плавания им были собраны замечательные коллекции, а свои впечатления и наблюдения он изложил в двухтомнике под названием «Путешествие вокруг света на корабле «Бигль», который сделал его известным в научном сообществе. Из этого плавания Чарльз вернулся сформированным ученым, который в науке видел единственное призвание и смысл жизни.
Возвратившись в Англию, Дарвин работал секретарем Лондонского геологического общества (1838-1841), в 1839 г. вступил в брак с Эммой Веджвут, которая впоследствии родила ему 10 детей. Слабое здоровье заставило его в 1842 г. покинуть английскую столицу и поселиться в имении Даун (графство Кент), с которым была связана вся его дальнейшая биография.
Своей теорией эволюции органического мира Земли, которую назвали дарвинизмом, ученый произвел настоящий фурор, расколов научное сообщество на два противоборствующих лагеря. Его учение было очень тщательно разработано, имело в своей основе огромное количество фактического материала, растолковывало явления, которым до тех пор не существовало объяснения, открывало огромные исследовательские перспективы, и все эти факторы способствовали тому, что дарвинизм быстро укреплял позиции.
Способствовала этому и сама личность его создателя. По свидетельству современников, Дарвин был не просто исключительно авторитетным ученым, а простым, скромным, дружелюбным, тактичным человеком, корректно относившимся даже к непримиримым оппонентам. Пока в мире бушевали нешуточные страсти по поводу теории эволюции, главный возмутитель спокойствия следил за перипетиями, ведя уединенную жизнь, и по-прежнему занимался научными исследованиями, несмотря на крайне слабое здоровье.
Параллельно с победоносным шествием дарвинизма его автор становился обладателем все большего количества всевозможных регалий от научных сообществ, начало которым положила коплеевская золотая медаль от Лондонского королевского общества в 1864 г. В 1882 г. ученый, совершивший беспрецедентный научный переворот, тихо скончался в Дауне. Тело Чарльза Дарвина перенесли в Вестминстерское аббатство, где похоронили возле Ньютона.
Презентация по биологии «Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений» 9 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
9 класс.
Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений
Описание слайда:
ЦЕЛИ и задачи:
сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина.
Описание слайда:
Вопрос 1. Происхождение видов
Описание слайда:
Вопрос 2. Определение понятия «эволюция»
Описание слайда:
Какие доказательства её существования вам известны?
1. Закон зародышевого сходства Карла Бэра, который гласит: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Эволюция природы в современной биологии
В современной биологии эволюция рассматривается как сила, ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.
Описание слайда:
Вопрос 3. Направления эволюции:
1. биологический прогресс- процветание
2. биологический регресс- вымирание, исчезновение
Описание слайда:
Вопрос 4. Развитие эволюционных представлений
Ещё философы древности отмечали, что среди живых существ можно отыскать представителей как очень простых, примитивных, так и очень сложных форм. Традиционно это объясняли деятельностью Творца (Бога), т.е. разнообразие живого.
Описание слайда:
Кто является основоположником систематики?
Карл Линей
Описание слайда:
Карл Линей считал, что всё создано Богом и неизменно.
Описание слайда:
В первой половине XVIII в. учёные описали много новых видов животных и растений
К этому же времени были получены первые палеонтологические данные по вымершим видам. Изучение ископаемых остатков растений и животных обнаружило как бы поступательное движение от простого к сложному, от примитивных ко все более организованным формам жизни. Это явление требовало объяснения.
Описание слайда:
Одним из первых, кто попытался разработать теорию эволюции, был Жан Батист Ламарк (1744—1829).
Описание слайда:
Описание слайда:
5. Причина эволюции – стремление к совершенству (упражнения).
Поставил вопрос о движущих силах эволюции (если тренироваться, то органы будут совершенствоваться и эти усовершенствования будут передаваться по наследству.
Описание слайда:
6. Ввел термин биология
7. Ошибки:
Внутреннее стремление организма к прогрессу;
Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды;
Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.
Описание слайда:
В начале XIX в.
происходил интенсивный рост промышленности стран Западной Европы, который дал мощный импульс для бурного развития науки и техники.
Описание слайда:
Вопрос 5. Чарлз Дарвин
и основные положения его теории
Описание слайда:
1.Создал лучшую эволюционную теорию органического мира
2.Установил причины и закономерности эволюции
3.Определил три движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор
4.Написал труды: «Происхождение видов», «Насекомоядное растение», «Происхождение человека»
Описание слайда:
Положения теории Дарвина
1. Все организмы, изменчивы.
2. В природе рождается особей каждого вида больше, чем позволяют прокормить ресурсы среды. Это ведёт к борьбе за существование между ними. В результате выживают особи, обладающие наиболее выгодными в данных условиях среды признаками, т. е. происходит естественный отбор.
Описание слайда:
3. Сохранённые естественным отбором особи оставляют потомство, передавая свои признаки по наследству. Это обеспечивает существование того или иного вида на протяжении длительного времени.
4. Так как условия среды в разных участках ареала могут различаться, то и приспособления формируются разные, т. е. идёт расхождение признаков организмов, ведущее к появлению новых видов – видообразованию.
Описание слайда:
Рефлексия
Беседа по вопросам:
Что представляет собой эволюция?
Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
Каковы недостатки системы Линнея?
Проанализируйте достижения Ламарка в науке.
Оцените вклад Ч. Дарвина в развитие биологии.
Почему учение Дарвина не потеряло своей актуальности в настоящее время?
Описание слайда:
Домашнее задание.
§ 37
Реферат, проект «Ч. Дарвин –учёный-исследователь и основоположник учения об эволюции органического мира»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по биологии «Популяция – элементарная единица эволюции» 9 класс
Презентация по биологии «Потоки вещества и энергии в экосистеме» 9 класс
Презентация по биологии «Круговорот веществ в биосфере» 9 класс
Презентация по биологии «Эволюция биосферы» 9 класс»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Птичий калейдоскоп»
Презентация по биологии на тему » Изучение аннотаций лекарственных препаратов от кашля»
Презентация «Биологические катализаторы. Органические вещества, их роль в организме»
Конспект занятия «Увеличительные приборы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425931 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Происхождение растений и животных Три мира живой природы
Происхождение растений и животных
Три мира живой природы
Первые самые простые существа, или живые белки, которые образовались на земле, ещё нельзя было отнести ни к растениям, ни к животным. Эти живые белки возникали из более простых неживых белков, и за их же счёт возобновляли своё тело, то есть питались органической пищей. Тогда органические белковые вещества были той материальной средой, которая одновременно и рождала и питала новые самые простые организмы.
Гораздо позднее произошло разделение всего живого мира на два главных потока — растений и животных. Но всё-таки это разделение началось чрезвычайно давно, ещё в доклеточном периоде развития жизни на земле. Появление зелёных растений имело для всего нашего земного мира совершенно исключительное и огромное значение.
Сколько раз каждый из нас с удовольствием смотрел на наши зелёные леса, луга, поля и вдыхал их свежий живительный воздух. Отчего происходит их зелёный цвет и нужна ли растениям для чего-нибудь их зелень? Зелёный цвет растений происходит оттого, что они содержат в себе особое зелёное вещество — хлорофилл. Это слово в переводе с греческого языка означает листовая зелень.
Известно, как растения тянутся к свету и подставляют солнечным лучам свои зелёные листья. Подумайте, как велика вся та зелёная поверхность растительности, которая облучается солнцем на наших полях, лугах и лесах. Один из величайших наших учёных К. А. Тимирязев приводит такой расчёт. Если на одном гектаре посева люцерны вычислить, какова общая поверхность её зелёных листьев, облучаемых солнцем, то получится цифра в восемьдесят пять гектаров.
А войдите в тенистый лиственный лес. И вверху, и в середине, и внизу вы найдёте бесчисленное множество зелёных листьев, которые подставляются солнцу. Живая природа растений как будто решает здесь задачу захватить возможно больше солнечных лучей.
Наш советский учёный академик В. И. Вернадский делает замечательный подсчёт, какую общую площадь на суше и в воде занимают части растений с зелёным веществом — хлорофиллом при наиболее полном своём развитии, например, когда деревья несут всё богатство своих зелёных листьев и все другие растения достигают своего полного развития. Оказалось, что при таких условиях общая площадь всех зелёных частей растений больше поверхности всего земного шара в сто — пятьсот раз! Вот как гигантски велика общая поверхность зелёных растений, воспринимающая солнечный свет.
И не напрасно растения обращают такую гигантскую свою поверхность к солнцу. Растения при помощи зелёного вещества — хлорофилла — поглощают определённые лучи солнца и используют их для того, чтобы вырабатывать в своём теле из углекислого газа и воды ценные питательные вещества — сахар и крахмал. Подумайте только — углекислый газ и вода! Это сравнительно простые минеральные вещества, а зелёные растения обладают замечательной способностью превращать их в сахар, крахмал. Пусть человек, который уносит с огорода тяжёлый мешок клубней картофеля, переполненных крахмалом, подумает о том, что этот крахмал, столь драгоценный источник его питания, образовался первоначально в зелёных листьях картофельного растения из углекислого газа и воды при помощи солнечных лучей и хлорофилла. Вообще, в отличие от животных, зелёные растения могут приготовлять в своём теле всю нужную для них органическую пищу за счёт углекислого газа, воды и некоторых минеральных солей.
Образование сахара и крахмала — это только первая ступень в приготовлении упомянутой органической пищи. Но растения могут образовывать в своём теле также жиры или жирные масла, белки, витамины. Кроме того, в теле растений образуется ещё множество других органических веществ, которые служат для построения их тела, для их химической защиты и для многого другого. Вспомните, например, сколько в стволе большого столетнего дуба или сосны накопляется древесины.
Но что же происходит с теми солнечными лучами, которые зелёные растения поглощают в таком изобилии и используют для приготовления себе органической пищи?
Эти солнечные лучи в растениях не пропадают. Они только переходят в скрытое состояние и накапливаются в тех продуктах, которые при их помощи образовались в зелёных растениях.
Все хорошо знают, что если поесть хлеба, то от него прибавляется сила. Если лошади предстоит тяжёлая работа или дальняя поездка, то лошадь надо раньше хорошо накормить и притом не сеном, а овсом, потому что овёс даст ей больше силы, чем сено.
Откуда произошла эта скрытая сила в хлебе и овсе? Она произошла от соответствующих растений — пшеницы, ржи, овса. А растения восприняли эту силу от солнечного света через свои зелёные листья и много накопили её в своих зёрнах.
Теперь представьте себе на минуту всё огромное богатство и разнообразие явлений жизни на земле.
Вот росток пшеницы пробивается из земли на свет. Маленькая, невидимая глазу инфузория плывёт в воде, двигая своими многочисленными ресничками. Огромный кит бурно уходит в глубину океана, спасаясь от китоловов. Кузнец бьёт тяжёлым молотом по раскалённому железу. Школьники в классе решают арифметическую задачу. Учёный в своей лаборатории обдумывает новый трудный опыт. Все эти и другие бесконечные и разнообразные явления жизни возможны только благодаря затрате энергии, которую живой мир получает от солнца через зелёные растения.
Ведь все животные и человек прямо или косвенно, через растительноядных животных, получают свою органическую пищу от зелёных растений, а вместе с ней и всю энергию для своей жизни. А эта энергия происходит от солнца. Вспомните, на реках и водопадах построены гигантские электростанции, которые водяную энергию переводят, трансформируют в электрическую для промышленных и бытовых целей.
Весь зелёный растительный мир земли можно образно назвать грандиозной силовой станцией, которая энергию солнца переводит и накапливает в скрытом состоянии и обеспечивает этой энергией все явления жизни на земле. Но этого мало. Чтобы получать тепло, свет, электричество, двигать машины для своих бытовых и промышленных целей, человек пользуется различными видами топлива. К топливу относятся дрова, торф, каменный уголь, нефть. Но дрова, торф, каменный уголь произошли от зелёных растений и содержат в себе скрытую энергию, которую эти растения получили и накопили от солнца. Нефть тоже образовалась от живых существ. Следовательно, скрытая энергия нефти и её продуктов, например, бензина, также произошла от солнца через зелёные растения. Можно образно сказать, что в различных видах топлива на нас работает солнечный свет, поглощённый когда-то зелёными растениями. Этот свет двигает наши паровозы, наши самолёты и другие наши машины, он согревает нас, светит нам в электрических лампочках и так далее.
Из предыдущего видно, какое громадное значение имеют зелёные растения, доставляя солнечную энергию для всего живого мира и хозяйства человека.
Передовые люди науки и техники давно догадывались об этом огромном значении зелёных растений.
Ещё более ста пятидесяти лет назад, в 1781 году, ботаник Сенебье писал:
«Я вижу, как моя кровь образуется в хлебном колосе, а древесина отдаёт зимой теплоту, огонь и свет, похищенные ею у солнца».
Но только наш выдающийся русский учёный К. А. Тимирязев подвёл научную основу под эти догадки и выяснил указанное громадное широкое или космическое значение зелёных растений.
Когда вы сейчас думаете о растительном мире, то вам, наверное, представляется или поле с тяжёлыми колосьями пшеницы, или могучий хвойный и лиственный лес, или луг, ярко разубранный красивыми цветами, и тому подобные картины с богато развитой растительностью.
Но совсем не такими были самые древние простейшие растения с зелёным веществом — хлорофиллом, которые первыми из растений образовались на земле. О более древних растениях мы можем до известной степени судить по их пережиткам, которые сохранились до нашего времени. Они, вероятно, несколько изменились с того чрезвычайно далёкого своего прошлого и несут в себе наряду с новыми признаками и отпечаток очень большой древности.
К таким растениям — пережиткам древнего растительного мира — относится группа сине-зелёных водорослей. Сине-зелёные водоросли и сейчас имеют большое распространение не только в воде, но и на суше. В воде сине-зелёные водоросли иногда размножаются в таком изобилии, что сама вода на свет кажется зелёной. Тогда про воду говорят, что она «цветёт» (рис. 10).
Рис. 10. Простейшие растения — сине-зеленые водоросли (в виде шариков и нитей)
Какие же признаки и свойства сине-зелёных водорослей заставляют нас причислять их к остаткам очень древних растений?
1. Тело сине-зелёных водорослей состоит из шариков или ниточек, которые видны только в микроскоп. Шарики состоят из одной клетки а ниточки представляют собой целые цепочки клеток. Но это ещё не настоящие клетки. В них ещё нет клеточных ядер. И потому сине-зелёные водоросли надо относить к доклеточному периоду развития жизни на земле.
2. Сине-зелёные водоросли могут приспособляться к жизни в горячих источниках. Например, наш советский ботаник Еленкин приводит виды сине-зелёных водорослей для таких горячих ключей на Камчатке, которые имели температуру в 44–50 градусов, 55–60 градусов, 60–71 градус и даже 75,7 градуса. Способность сине-зелёных водорослей приспосабливаться к жизни в горячих ключах сохранилась, вероятно, от очень древнего времени, когда земная поверхность была гораздо богаче горячими водами.
3. После извержений вулканов, когда лава и другие продукты извержения остывают, на них в числе первых растений поселяются сине-зелёные водоросли.
В Японии на вулканических породах встречаются целые пласты, состоящие из сине-зелёных водорослей, которые занимают площадь до тысячи квадратных метров и достигают толщины в 60 сантиметров.
Студенистую массу этих пластов население употребляет даже в пищу.
Сине-зелёные водоросли — замечательные растения. Они называются водорослями, а между тем они распространены и на суше и даже в пустынях.
В глинистых пустынях ранней весной, когда поверхность земли ещё влажная, на ней часто виден сплошной лёгкий зеленоватый налёт. Под микроскопом обнаруживается, что этот налёт состоит из тончайших нитей сине-зелёных водорослей. Весной эти нити деятельны и могут даже выползать из своих слизистых футляров. Но вот наступает большая летняя жара и засуха, свойственная пустыням. Поверхность земли сильно нагревается. Нити сине-зелёных водорослей очень высыхают, но, несмотря на свою нежность, они остаются живыми до поздней осени, когда поверхность почвы снова увлажняется. Некоторые виды сине-зелёных водорослей своими нитями образуют слизистые сгустки — плёнки или корочки, заметные на глаз. В наших пустынях встречаются такие сгустки в виде земляного волоса.
Да, да, земляной волос. На поверхности земли вы видите похожие на волос чёрные, заметные на глаз нити, иногда запутанные клубком. В сухую жаркую погоду они ломкие. Но стоит их слегка смочить водой — и они становятся мягкими, оживают, зеленеют. В Китае земляной волос употребляется в пищу.
Земляной волос тоже относится к сине-зелёным водорослям. Удивительна способность этих простейших растений, как будто таких нежных, существовать в пустынях на открытой солнцу поверхности земли и выносить здесь сильнейшую жару и засуху.
Понятно, что растительный мир на земле должен был пройти очень долгий и большой путь развития от таких простейших растений, как невидимые глазу шарики и ниточки сине-зелёных водорослей, и до таких сложных растительных организмов, как, например, дуб.
По мере того как на земле развивались зелёные растения, от них в живой мир всё больше вливалось законсервированной энергии солнца, что помогало живому миру достигнуть своего огромного богатства, разнообразия и сложности.
Среди одноклеточных живых существ уже ясно видно их разделение на растения и животных. Это разделение произошло на основе особенностей питания.
Именно, как уже было упомянуто, зелёные растения сами для себя приготовляют всю необходимую им органическую пищу при помощи солнечного света из минеральных веществ окружающей природы — углекислого газа, воды и некоторых солей.
Животные же такой способностью не обладают и должны получать готовую органическую пищу, которая прямо или косвенно происходит от растений.
Но интересно, что среди одноклеточных живых существ есть такие, которые могут питаться и как растения, и как животные и образуют промежуточное звено между теми и другими (рис. 11).
Рис. 11. Эвглена, одноклеточное существо, которое является и растением, и животным
К таким существам принадлежат эвглены. Тело у эвглен состоит из одной клетки, которая имеет орган движения — жгутик, при помощи которого она плавает в воде. В теле у эвглен есть зелёное вещество — хлорофилл. Этим эвглены сходны с зелёными растениями и могут при помощи хлорофилла задерживать лучи солнца и приготовлять себе органическую пищу из углекислого газа и воды. Но эвглен можно воспитывать также и в темноте. Тогда в них хлорофилла не образуется, и они требуют для своего питания готовой органической пищи. Иногда в природе встречаются эвглены, которые совсем не содержат в себе зелёного вещества — хлорофилла и, следовательно, должны питаться, как животные. Это и многие другие явления доказывают, что растительный и животный мир произошли чрезвычайно давно, ещё в одноклеточный период развития жизни на земле, из одного общего начала.
Но потом растения и животные очень далеко разошлись в своём дальнейшем развитии. Однако есть много таких явлений, которые свидетельствуют о том, что растения и животные имели в своей далёкой древности общее происхождение.
Каждому известен зелёный цвет растительности, который происходит от зелёного вещества — хлорофилла.
А кровь, которую сердце неустанно гонит по нашему телу, имеет красный цвет от особого красного вещества — гемоглобина. И зелёный хлорофилл и красный гемоглобин имеют своё различное, но чрезвычайно важное значение, для жизни. Хлорофилл встречается у растений, а гемоглобин у животных и человека. И вот наука выяснила, что оба эти сложные химические вещества по своему составу родственны между собой и имеют общее древнее происхождение.
Но хотя растительный и животный мир в своём развитии далеко разошлись друг от друга, между ними всё время сохраняются глубокие неразрывные взаимные связи. Животный мир не может существовать и развиваться на земле без растительного и растительный мир без животного. Зелёные растения доставляют животным готовую органическую пищу и кислород для дыхания. Животные в своём теле перерабатывают и разрушают эту пищу и отбросы жизнедеятельности животных используются для питания зелёных растений.
Все знают, какое огромное значение имеет навоз и другие отбросы животных для увеличения урожая растений. А углекислый газ от дыхания животных служит минеральной пищей для растений.
Но мир растений и животных не могли бы поддерживать свой взаимный обмен веществ и даже остановились бы в своём развитии на земле, если бы не было ещё третьего мира в живой природе — мира чрезвычайно мелких живых существ — микробов и в особенности бактерий.
Вот что пишет об этих существах наш русский учёный В. Л. Омелянский.
Микробы «очищают поверхность земли от трупов животных и остатков растений, являясь настоящими могильщиками органического мира. Под влиянием этих деятельных агентов все главнейшие группы органических веществ, встречаемых в теле животных и растений, — белки, углеводы и жиры — постепенно разлагаются на более простые соединения, доступные для питания растений, и вовлекаются таким образом в новый круговорот. Многие из этих конечных продуктов распада выделяются в газообразном состоянии, что обеспечивает им повсеместное распространение в природе. Чем энергичнее протекают указанные процессы разложения органического вещества, чем скорее взятые организованным миром элементы возвращаются обратно в резервуар неорганической природы, тем сильнее бьётся пульс органической жизни на земле и тем ярче и разнообразнее её проявления. Можно утверждать с уверенностью, что этот беспрерывный круговорот жизни, эта вечная смена живых существ на земной поверхности будут безостановочно продолжаться до тех пор, пока солнце посылает нам свои щедрые дары в виде тепла и света и пока под его живительными лучами зарождаются всё новые и новые очаги жизни».
Итак, в живой природе существуют три мира — мир растений, мир животных и мир микробов. Эти три мира находятся между собой в постоянном деятельном обмене веществ и тесно взаимно связаны в своём существовании и развитии.
А над этими мирами высоко поднялся человек.
Только изучая при помощи науки законы происхождения, развития и всей жизни этих трёх миров, человек может наилучшим образом управлять ими для своих высоких хозяйственных и культурных целей.
Читайте также
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ История органического мира с появлением человека приняла новые формы. Это воздействие человека на развитие органического мира выражается прежде всего в создании домашних животных и культурных растений.Первым
3.4. Отличия растений от животных
3.4. Отличия растений от животных Как считают большинство биологов, различия между растениями и животными можно разделить на три группы: 1) по структуре клеток и их способности к росту; 2) способу питания; 3) способности к движению. Отнесение к одному из царств проводится не
1. Дарвинизм — общее учение о развитии живой природы и действенное орудие ее переделки
1. Дарвинизм — общее учение о развитии живой природы и действенное орудие ее переделки Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин (1809–1882) был одним из тех мужественных людей науки, которые «умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия,
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОХРАНА РАСТЕНИЙ
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОХРАНА РАСТЕНИЙ 1. Палеонтология – это наука, изучающая:A. Строение растительных организмовБ. Геологическое строение ЗемлиB. Условия средыГ. Вымершие организмы и смену их во времени2. Первые живые организмы появились:A.
2.6. Место человека в системе живой природы
2.6. Место человека в системе живой природы Человек, естественно, имеет свою «прописку» в филогенетическом древе живой природы, где он относится к отряду приматов (Primates) класса млекопитающих (Mammalia). Чтобы понять систематическое положение человека, необходимо представлять
6.2. Система живой природы
6.2. Система живой природы Систематика – это важнейший раздел биологии, без которого все остальные разделы оставались бы лишь описательными дисциплинами. Знания о строении, функциях и развитии живых организмов имеют прогностическую ценность только тогда, когда они
Положение вирусов в системе живой природы
Положение вирусов в системе живой природы Спорным на протяжении истории биологии является положение в мегасистеме вирусов. Одни авторы считают вирусы особой «неклеточной» формой жизни, другие – что их нельзя относить к живым организмам в полном понимании этого слова,
Глава 7. Место человека в системе живой природы
Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит
8.3.3. Пространственная структура популяций растений и животных
8.3.3. Пространственная структура популяций растений и животных Типы распределения особей в пространстве. Занимаемое популяцией пространство предоставляет ей средства к жизни. Каждая территория может прокормить лишь определенное число особей. Естественно, что полнота
Четыре царства живой природы
Четыре царства живой природы Картина преобразования растениями земного шара требует некоторых уточнений.Дело в том, что настоящие растения включились в процесс фотосинтеза довольно поздно: лишь два миллиарда лет назад (это меньше половины всей истории Земли). До них
Глава 1 Происхождение людей и покорение природы
Глава 1 Происхождение людей и покорение природы Летом 1992 года археолог Тим Уайт обнаружил ископаемые останки, навсегда изменившие его жизнь. Наткнувшись на них, он поначалу даже не понял, что именно он видит; невозможно было разобрать, один это скелет или несколько. Это