Что вам меньше всего нравится в работе учителя
Нравится ли учителям их работа: результаты опроса
Больше всего довольны работой частные преподаватели
Каждый третий преподаватель, работающий в вузе, техникуме, колледже или как частное лицо, имеет опыт работы в школе. При этом 42% школьных учителей считают, что количество молодых преподавателей в школах за последние годы уменьшилось.
Был ли у вас опыт работы школьным учителем?
Вопрос задавался только преподавателям техникумов/колледжей, вузов и работающим как частное лицо.
В целом более половины преподавателей, принявших участие в опросе, удовлетворены своей работой (53%), однако среди школьных учителей эта доля значительно ниже и составляет лишь 39%, зато неудовлетворенных работой среди них — 53%. Довольных работой среди преподавателей вузов — 48%, среди частных преподавателей — 61%.
Насколько вы удовлетворены своей работой?
Зарплатой на основном рабочем месте чаще всего тоже удовлетворены частные преподаватели (34%), а вот неудовлетворенных зарплатой больше всего среди преподавателей вузов (81%).
Насколько вы удовлетворены зарплатой на основной работе?
Постоянные переработки — норма для 36% школьных учителей и для каждого третьего преподавателя вуза. Часто и очень часто сверхурочно работают 31% школьных учителей, а также 32% частных преподавателей и 22% преподавателей вузов.
Насколько часто вам приходится работать сверхурочно, перерабатывать?
Плюсы и минусы профессии
Основными плюсами работы преподавателем респонденты назвали:
Уровень зарплаты является плюсом лишь для 5% респондентов, а престиж профессии в обществе — для 8%.
Как вы считаете, какие основные плюсы у работы преподавателем?
Для школьных учителей главными плюсами являются летний отпуск (65%), официальное трудоустройство (52%), а также польза и значимость профессии (41%). Для преподавателей вузов главными плюсами являются также летний отпуск (42%), свобода действий и возможность творчества (38%), а также удобный график работы (38%). Для частных преподавателей главные плюсы работы — это возможность помогать людям становиться умнее (46%), дополнительный заработок (43%), а также польза и значимость профессии (41%).
Распределение ответов по группам
Основными минусами работы преподавателем назвали:
По 28% частных педагогов и преподавателей вузов отмечают низкую вовлеченность студентов в учебу.
Как вы считаете, какие основные минусы у работы преподавателем?
Подработки и мысли о смене профессии
Примерно половина преподавателей, за исключением частников, имеют подработку, которая также примерно в половине случаев тоже связана с преподаванием (репетиторство и так далее). Но среди школьных учителей тех, кто подрабатывает, значительно меньше, чем среди преподавателей вузов (39% против 68%). При этом подработка школьных учителей чаще связана с репетиторством (74%), чем подработка преподавателей вузов (34%).
Есть ли у вас подработка вне основного места работы?
Эта подработка связана со сферой образования или нет?
Полностью сменить профессию хотели бы 49% преподавателей, причем среди школьных учителей эта доля составляет 64%.
Хотели бы вы полностью сменить профессию?
Портрет типичного учителя
Мы также изучили резюме учителей и преподавателей, размещенные на hh.ru. Типичный учитель — это женщина (мужчин — 22%, женщин — 78%) в возрасте 36–45 лет (самая высокая доля соискателей этой профессии, а именно — 31%) с высшим образованием (81%).
По ожидаемой зарплате среди учителей в два раза выше, чем в среднем по рынку, доля тех, кто рассчитывает на зарплату до 20 000 рублей (6% против 13%). И почти в четыре раза, чем в среднем по рынку, ниже доля тех, кто рассчитывает на высокую зарплату от 100 000 рублей (3% против 11%).
Учитель как профессия мечты
Профессия учителя, преподавателя является второй по распространенности среди профессий мечты детства у респондентов старше 25 лет: 6,7% прошедших опрос на hh.ru указали, что мечтали стать учителями или преподавателями. Обошла ее только профессия врача, которую выбрали 7,2% респондентов.
Но из тех, кто мечтал стать учителем, лишь 11% добились осуществления этой мечты. У 31% мечта осуществилась лишь частично, а 58% работают по другой специальности.
Те, кто мечтал стать учителем, но не стал, чаще всего объясняют это сменой взглядов (41%), низкой зарплатой (33%) и низким престижем профессии (16%).
Но большинство респондентов, мечтавших стать учителями или преподавателями, хотели бы сменить свою профессию при появившейся возможности (55%). Из них 19% хотели бы вернуться к профессии мечты и начать преподавать.
Что вам меньше всего нравится в работе учителя
Большинство российских учителей хотели бы уменьшить количество отчетности или совсем снять с себя подобные обязанности. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного специалистами онлайн-школы Skysmart, поступившие в распоряжение «Известий» 12 августа.
Такое мнение высказали 17% опрошенных. 14% – высказались за изменения в программе обучения; 12% заявили, что хотели бы сделать домашние работы, Всероссийские проверочные работы, а также ОГЭ и ЕГЭ необязательными для всех школьников или некоторой их части.
Каждый десятый учитель в случае реформы образования включил бы в соответствующие распоряжения пункт о повышении зарплаты. 8% опрошенных выразили пожелания о большей свободе, автономности в работе учителя и о возврате к советской системе образования.
По 1% из учителей ждут от системы образования официального запрета на использование гаджетов во время урока и перемен в организации дистанционного образования.
Кроме того, учителя высказывались за то, чтобы повысить ответственность родителей, законодательно защитить учителя; улучшить материально-техническое обеспечение школы; изменить управленческую структуру, провести кадровую оптимизацию: ограничить число учащихся в классе; изменить формат повышения курсов квалификации; обеспечить бесплатное и доступное образование, включая дополнительное.
Опрос проводился во всех российских округах в июле 2020 года. В исследовании приняли участие 2269 человек.
В работе учителя не может быть только черных или белых тонов
Историю своего педагогического пути рассказывает учитель географии школы №69 г. Ярославля Елена Евгеньевна Скворцова.
Елена Евгеньевна, почему вы выбрали профессию учителя?
У меня даже и сомнений особых не было. Когда я была в садике – хотела быть воспитательницей, когда училась в начальных классах – хотела быть учительницей младших классов, ну а когда пришла в старшую школу, то даже мыслей не возникало по поводу моей будущей профессии. Кроме этого, повлияло то, что в школе я всегда была активной, участвовала в различных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях – видимо поэтому меня так тянуло к школе всегда.
Почему вы выбрали именно ЯГПУ им. К.Д. Ушинского?
Особого выбора передо мной и не стояло, поскольку я точно знала, чего я хочу и целенаправленно шла именно в ЯГПУ.
Жалели ли вы когда-нибудь о сделанном выборе?
Такой момент был однажды. Я, проработав определенное время в школе, поняла, что достигла в этой профессии всего, чего хотела. Уйдя работать в другую сферу на 1,5 года, я поняла, что все-таки работа в школе – это мое призвание и, вернувшись, больше не думала о смене деятельности.
О чем вы думали перед своим самым первым уроком?
Моими первыми подопечными были первоклассники, но, видимо, все прошло хорошо, поскольку каких-то ярких воспоминаний с того урока у меня не осталось. Гораздо больше я волновалась перед первым своим родительским собранием, поскольку боялась того, как меня будут воспринимать родители.
Назовите то, что вам больше всего нравится в работе педагога?
— отсутствие рутины. Каждый год, каждый выпуск у тебя новые ученики, с которыми никогда не бывают одинаково, каждый раз это что-то новое.
— возможность проявить себя в учебной и внеучебной деятельности. Школа не ограничивает тебя только уроками – все в твоих руках, можно действовать согласно своим предпочтениям и интересам.
— стабильность. Работая в школе, я знаю, что могу не беспокоиться за свое рабочее место, школа была, есть и всегда будет.
Что вам не нравится в работе учителя?
В нашей профессии мне не нравится тот факт, что сейчас нет единого образовательного стандарта. Раньше в этом плане было проще – был один учебник и по нему все занимались. Сейчас же ситуация совершенно иная. Ну и, конечно, очень не нравится то, что нужно много времени проводить с разными бумагами, это утомляет.
Что, по вашему мнению, самое сложное в работе с детьми?
Я считаю, что самое сложное в работе учителя – это привлечь внимание детей к тому материалу, который им преподается.
Как вы считаете, изменились ли школьники?
Да, несомненно. Изменяется общество, увеличивается тот объем информации, который получает человек ежедневно, у детей все хуже и хуже становится кратковременная память – некоторые вещи, которые, казалось бы, были пройдены совсем недавно, приходится повторять неоднократно. На детей сильное влияние оказывают внешние факторы и гаджеты.
От чего хотели бы предостеречь будущих педагогов?
Я считаю, что не может быть в работе учителя только черных или белых тонов. Нужно идти на компромисс периодически, ведь все индивидуальны и к каждому человеку нужен свой подход.
Интервью провели студенты 3 курса ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Сергей Михайлов и Александр Смоленцев
5 вещей, которые нравятся учителям
Скоро День учителя, дети и родители готовятся, покупают цветы, выбирают подарки. А что дарить? Что понравится учителям? Наш блогер, мама и педагог Елена Смит, рассказывает, что любят учителя. Спойлер: свою работу.
В преддверии Дня учителя в новостных лентах и социальных сетях часто мелькают статьи о том, что подарить учителю. Нам, учителям, бывает грустно от таких статей, особенно от комментариев к ним. Поэтому хочу поделиться с вами своими личными наблюдениями, эмоциями и чувствами о том, что даёт мне работа учителя.
1. Школьный мир
Я работаю в школе больше 20 лет и не представляю своей жизни без общения с детьми, коллегами и родителями. У каждого я учусь чему-то новому, стараюсь слушать внимательно, чтобы понять, что я могу усовершенствовать в работе. Все вместе мы создаём особый мир, он немного идеалистичный, здесь все стремятся к тому, чтобы всё было правильно, безопасно, комфортно, уютно.
2. Успех учеников
Я люблю возвращаться в школу в сентябре, видеть загорелые лица детей, которым не терпится рассказать, каким интересным и познавательным было лето. Люблю, когда дети старательно выводят свои первые английские буквы в тетради. За каждой линией, иногда написанной дрожащей рукой, стоит труд и желание заслужить одобрение учителя. Мне нравится брать дневник не для того, чтобы написать замечание, а чтобы там появились слова «Excellent!» или «Great job!», я верю, что мы учимся у того, кто видит в нас лучшее, а не у того, кто ругает за недостатки. Понятно, что без исправления ошибок не обойтись, но мы, учителя, делаем это с добрым сердцем.
3. Обмен опытом
Я люблю встречаться с другими учителями, обмениваться улыбками по утрам, чувствовать, что мы — одна команда. Мы такие разные, но нас объединяет очень многое — любовь к своей работе, моральные и духовные принципы, наше стремление к саморазвитию. Мы все, уча детей, продолжаем учиться сами — на курсах и вебинарах, на уроках своих коллег, даже когда мы читаем книги в свободное время, мы думаем, а что из этой книги я могу использовать в своей работе, о чём я могу рассказать, чему научить?
4. Мнение родителей
Я люблю, когда родители рассказывают, что им нравится или не нравится в моих уроках. Да, бывает, что я забыла выставить оценку, раздать вовремя тетрадь, поставила не ту отметку, на которую рассчитывали родители. Но я, как и все учителя, с которыми я работаю, прикладываю все усилия, чтобы каждый ребёнок мог раскрыть свой потенциал. Мне нравится, когда родители не обвиняют, а высказывают свою точку зрения, тогда получается интересная дискуссия. Но больше всего, учителю важно признание, услышать слова благодарности за успехи ученика, за его любовь к предмету, ведь труд учителя — не в количестве времени, проведенном в классе и дома за подготовкой к урокам. Труд учителя измеряется достижениями ученика. Не оценками, не победами в конкурсах, хотя и это важно. Но гораздо важнее, если слово, сказанное учителем, становится началом интересного жизненного пути.
5. Преемственность
Я стала учителем благодаря словам профессора Самарского государственного университета Елены Георгиевны Кашиной. Когда я принесла ей на проверку свою первую образовательную программу на десяти страничках, скромный по нынешним меркам документ, она посмотрела и начала не с критики, не с указания на недочёты и опечатки, которых там было немало. Она сказала: «Лена, я вижу здесь большое будущее». Я бы хотела, чтобы учителя почаще говорили так своим ученикам, а родители не забывали говорить это своим детям.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.