Что вам нравится и не нравится делать
Что я люблю? Составьте список – и жизнь изменится
Как найти свой икигай? Выясняем, что делает вас счастливой
Анна-Софи Левек-Бриансо журналист
Что я люблю? Не так-то просто ответить на этот вопрос взрослому человеку, который привык к ограничениям повседневной жизни, имеет профессию и обязательства перед близкими, который, в конце концов, как-то незаметно разучился мечтать. Но все поправимо! Чтобы найти свой икигай — гармонию жизни — вопрос «Что я люблю?» можно разделить на более конкретные, и ответить на них будет проще. Попробуем?
Как узнать, какая жизнь вам подходит больше всего? Для этого надо ответить на 4 вопроса икигая, чтобы открыть свои пристрастия, свою миссию, свою профессию и свое призвание. «Что я люблю» + «К чему у меня способности» + «Чем я могу зарабатывать на жизнь» + «В чем нуждается мир» = икигай.
Но надо иметь в виду, что ответы на эти 4 вопроса не должны быть поспешными, потребуется некоторое время на самокопание. Устройтесь в тихом, спокойном месте и позаботьтесь о том, чтобы вам не мешали. Возьмите ручку и блокнот и дождитесь прилива вдохновения. Готовы?
Круги икигая представляют собой диаграмму — сюда вы можете вписывать ответы по мере их получения. Каждый из 4 больших кругов соответствует одному из столпов икигая. Первый этап связан с заполнением кругов. Как только круги будут заполнены, мы сосредоточимся на их пересечениях, стараясь найти какие-то общие точки и комбинации, и заполняя их тоже.
Конкретный метод заполнения выбирайте сами. Одно слово, фраза, перечень, предположение, конкретное указание. Расслабьтесь и пишите то, что приходит в голову, и тогда, когда приходит, особенно в большие круги.
Если у вас есть несколько идей, которые первоначально кажутся никак не связанными между собой, не останавливайте себя. Связь потом обнаружится. И без паники: чтобы не распыляться, придумайте для каждого круга хорошие вопросы и старайтесь найти для них ясные и относящиеся к делу ответы.
Сегодня мы заполним круг первый — «Что я люблю». Цель этого этапа — определить, что именно доставляет вам удовольствие, вызывает любопытство, возбуждает, вдохновляет, забавляет. иными словами, делает вас счастливой!
Однако подавляющее большинство людей (около 80%) не способны с ходу назвать предмет своей страсти, поэтому не давите на себя, не торопитесь с ответом. Начните с подготовки почвы: вспоминайте занятия, которые доставляют вам радость, и ищите точки сопри¬косновения.
Какие занятия я не люблю?
Прежде чем начать размышлять над тем, что вы действительно любите делать, потратьте немного времени на изучение вопроса о том, какие занятия вам точно не по вкусу. Записывайте здесь все, что приходит вам в голову, но старайтесь ограничиваться одним словом (глаголом или существительным) или короткой фразой — ради пущей ясности. Определиться с тем, что нагоняет на вас тоску, обычно проще (особенно если у вас есть некоторая склонность к брюзжанию). Применяя метод исключения, вы приблизитесь к пониманию того, что вам нравится.
Я удовлетворяю любопытство
Скажи мне, что возбуждает твое любопытство, и я скажу, к чему у тебя страсть!
Предположим, вам предлагают написать книгу на какую-то практическую или историческую тему, или доклад, либо снять документальный фильм, репортаж. Какую тему вы выберете? Какая тематика интересует вас в достаточной степени, чтобы вы с удовольствием посвятили время этой работе, изучая источники, размышляя, углубляясь в вопрос?
Можете перечислить несколько тем. Важно, чтобы исследования на выбранные темы вдохновляли вас, чтобы они были важны для вас в личном, интеллектуальном, эмоциональном плане, то есть речь идет о чем-то большем, нежели хороший диплом, новая строчка в послужном списке или признание.
Поможет определиться ответ на вопрос «Какие мои любимые книга и фильм? Что это говорит о моих вкусах?».
Я нахожу свои любимые занятия
Что вам настолько нравится делать, что ваша страсть оказывается сильнее всех присущих этому занятию ограничений и негативных сторон? Например, писатель мирится с тем, что писательская деятельность требует проводить много времени в полном одиночестве.
Обратите внимание на социальные сети. Чем вам нравится делиться с другими пользователями? Покрутите свои странички и сообщения в Инстаграме, Фейсбуке, Твиттере. Какие темы всплывают в ваших постах регулярно? На ваших фотографиях в Инстаграме чаще всего можно видеть приготовленные вами блюда, пейзажи, людей (вас и ваших друзей)? Постами какой тематики вы делитесь особенно часто в Твиттере и Фейсбуке? О чем рассказывают ваши посты? Они многое говорят о ваших вкусах и пристрастиях! Может быть, у вас есть страсть к кулинарии, к пейзажам?
Я открываю заново дремлющие пристрастия
Смысл в том, чтобы отыскать скрытые пристрастия, которые дремлют в вас: то ли вы забыли о них, то ли не позволяете им проявляться, то ли попросту никогда до сих пор о них не задумывались.
Вспомните свои детские радости. Чем вы занимали свои дни, когда были ребенком, какие у вас были любимые игры и занятия? Что приводило вас в восторг?
Что вас волнует до глубины души? Напишите о том невероятно прекрасном и приятном, о чем вы не можете думать без слез умиления и радости.
Список моих желаний. Напишите о том, чем вы до сих пор никогда не осмеливались заняться, хотя втайне мечтали.
Сохраните этот список, он еще пригодится вам.
Красная нить круга 1
Какая же красная нить про¬ходит через все ваши ответы, есть ли точки соприкосновения, можно ли привести их к какому-то общему знаменателю? Запишите область деятельности или сферу интересов, которая воодушевляет вас и которую вы хотите культивировать в своей жизни. Если вы пришли к нескольким результатам, запишите их все, стараясь разместить в порядке значимости.
Что вам нравится и не нравится делать
Нет, это не очередной призыв сменить работу на ту, что получше. И не мотивирующая статья о силе мыслей. Просто небольшое напоминание, как классно делать то, что по душе. Из книги художницы Винди Чьен, которая работала в Apple, а сейчас занимается вязанием узлов. Среди клиентов Чьен IBM, The Four Seasons и National Geographic Society.
То, что вы любите, не случайно
Вместо того чтобы слушать голоса извне, советующие, чем вам заняться, копайте глубже и находите то, что по-настоящему вас интересует, что вы любите. Оно уже существует. То, что вы любите, не случайно. Вы — связующее звено. Иногда важность вещей в вашей жизни становится очевидной лишь некоторое время спустя.
Опыт, пережитый в детстве
То, что меня привлекли именно дерево и веревки, было абсолютно логичным: это материалы, которые выбрали мои родители. Мой отец был плотником-любителем, а мама учила плести макраме в эпоху хиппи. Но я смогла провести эти параллели только через несколько месяцев после того, как начала заниматься этими ремеслами. Неудивительно, что они нашли во мне такой отклик! Тот ранний опыт, знакомые образы и звуки, ощущения вида и текстуры дерева и веревки дремали во мне годами, а ожили только тогда, когда я посвятила себя собственному творчеству.
Опыт, пережитый в детстве, глубоко в вас резонирует, даже если остается неосознанным до тех пор, пока не придет время.
Начните с настоящего
Стив Джобс рассказал про рдин случай в своей речи на выпускной церемонии Стэнфорда в 2005 году. Когда он ушел из Ридколледжа, не видя смысла в получении степени, он продолжал приходить на занятия, в которых был по-настоящему заинтересован. Направляемый любопытством и интуицией, он неожиданно записался на занятия по каллиграфии. Там он узнал о пропорциональных и серифных шрифтах. Он совсем не ожидал, что однажды ему пригодятся эти знания, но десять лет спустя вспомнил о них. Привлекательная шрифтовая графика была вписана в первую операционную систему Mac и задала стандарт для персональных компьютеров.
Стив подытожил историю так: «Нельзя соединить точки, смотря вперед; это можно сделать, только оглядываясь назад. Поэтому нужно верить, что точки так или иначе соединятся в вашем будущем. Нужно довериться чему-то: своей интуиции, судьбе, жизни, карме, чему угодно. Такой подход ни разу меня не подвел, скорее наоборот — изменил всю мою жизнь к лучшему».
Начните с настоящего. Начинать никогда не поздно; у вас уже есть все необходимое. Будьте уверены, что ваша эстетика — это ваш уникальный почерк, и продолжайте искать способы его выражения.
Ценить моменты
Мне нравится создавать возможности, которые помогут больше ценить обычные моменты и предметы. Так же как деревянная ложка, вырезанная вручную, облагораживает мой утренний кофе, а плетеная лампа освещает дом, подобное позитивное отношение к предметам, созданным вручную, может улучшить качество жизни любого человека. Как отмечает эссеистка Ребекка Солнит: «Задача художников — понять, как говорят материалы и образы, пробудить немой материальный мир к жизни… Слова из золота, краски, бархата, стали, говорящие формы и знаки, которые мы учимся читать, освобожденный интеллект объектов… научит нас, что все вещи общаются, ложка может рассказать что-то о ценностях, как и полка для обуви или красивая декоративная клумба тюльпанов или фрезий».
Если вам что-то не нравится, не делайте этого
Когда вам нравится что-то делать, стоит это продолжать. А если нет, остановитесь. Это не стоит вашего времени. Зачем проходить через что-то, если это не приносит удовольствия? Путь важен не меньше пункта назначения. Я использую это правило как барометр, чтобы решать, когда браться за что-то по-настоящему.
Когда я проектирую и создаю огромные веревочные инсталляции, мне нравится каждый этап проекта. Я люблю экспериментировать в поисках правильного узла для работы, люблю ощущение веревки в руках: мягкость хлопка, тяжесть манильской пеньки. Мне нравятся первые волнительные разговоры с клиентами о пространстве, в котором поселится работа, и об их надеждах на произведение; мне нравится обсуждать лучшие ракурсы съемки с профессиональными фотографами; и мне особенно приятно нанимать самых бойких ассистенток в каждом новом городе, где я устанавливаю работы, и сотрудничать с ними.
В этой жизни важно всё
На каком бы этапе жизни вы ни находились, советую рассматривать весь свой опыт как часть того, что составляет вашу уникальную точку зрения, которая отлично пригодится на вашем творческом пути.
Я годами оттачивала свой вкус, рассматривая, продвигая чужую работу и восхищаясь ей, и была рада обнаружить, что все это пошло мне на пользу, когда начала сама заниматься искусством. Сегодня я могу очень быстро добраться до сути того, что мне нравится (или не нравится) в своих работах, и решить, куда двигаться дальше. Я уверена, что годы, потраченные на творчество других людей, дали мне ясность и возможность быстро оформить мое собственное.
Больше чем просто один день
Приверженность своему ремеслу дает возможность ежедневно переживать целую гамму эмоций: радость, веселье, благодарность… но и страх, неуверенность и сомнение. Мое настроение качалось, подобно маятнику, делая каждый день не похожим на другие. В лучшие дни я была полна энергии и счастливого любопытства, гадая, чему меня научит новый узел, и предвосхищая глубокое удовлетворение от его освоения. Но в неудачные дни я боялась, что мой проект слишком заурядный, простой или эгоистичный. Как я смею называть это искусством?
История вашей работы — больше чем просто один день или отдельное произведение искусства. Именно широкий контекст вашего путешествия придает ей резонанс. Отдельное произведение — не главное, и неважно, «хорошее» оно или «плохое».
Михаил Лабковский: Делать то, что хочется — единственный способ прожить жизнь правильно
Психолог Михаил Лабковский провел в Шоколадном лофте лекцию-консультацию, в которой рассказал об основных ошибках стремящихся к успеху людей и о том, как найти свое место в жизни
Поделиться:
Поиск смысла жизни как показатель неудовлетворенности
Принято считать, что поиск жизненных целей и ориентиров относится к философским вопросам и присущ высокоинтеллектуальным личностям. На самом деле это не так. Люди, которые живут в согласии с собой и получают от жизни удовольствие, не размышляют на подобные темы. Это удел тех, кто перестал получать удовлетворение от собственных действий. Когда у человека болит рука или нога, он начинает уделять ей больше внимания, прислушиваться к ощущениям. Так же и со смыслом жизни: как только человеку становится плохо, он тут же его теряет и из-за невозможности обрести покой начинает «работать мозгами» и искать себя.
Жизненные ориентиры, или Почему мы поступаем тем или иным образом
Здесь огромную роль играют родительские установки. Наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели в собственную жизнь. Причем не те, которым они пытались каким-либо образом нас обучить, а показанные на собственном примере. Это может быть отец, который работал круглыми сутками, или мать, не имеющая работы, но постоянно занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей. Честь, верность, открытость, честность — все эти понятия в той или иной мере были заложены в нас еще в детстве. Жизненные установки связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет. Они и определяют приоритетность. В моей семье, например, большое значение придавали образованию и культуре, хотя в школе я практически не учился — не нравилось. Для многих семей большую ценность имеют высшее образование, занятие наукой, искусством.
Как цели связаны с рационализацией жизни и почему не надо их ставить
Есть люди, которые живут гармонично: умеют сочетать работу и отдых и наслаждаются тем, что делают. Но на это способны не все. Если человеку это не удается, он начинает метаться и пытается найти подходящее для себя занятие. Чтобы как-то жить, он работает на нелюбимой работе — зарабатывает деньги. Понимая, что этого недостаточно, начинает ставить перед собой цели. Например, выучить английский язык за один год или сбросить 20 кг за девять месяцев. То есть он не получает удовольствия от жизни и пытается ее рационализировать. Один из самых великих и в то же время неадекватных людей, граф Толстой ставил перед собой цели на год вперед: что нужно прочитать, выучить. Не жилось ему спокойно. Если человеку нравится учить английский язык, он это делает, когда ему надоедает — прекращает. Это нормально. Многие люди бегут за смыслом всю свою жизнь, а перед смертью понимают, что его нет и все цели и ориентиры были ложными.
Когда человеку хорошо, он не думает ни о целях, ни о смыслах, ни об ориентирах. Он просто живет. Он ставит цели, но делает это из соображений самореализации, потому что ему это нравится. Когда человеку плохо, он начинает цепляться за все возможное. Часто такие люди находят подспорье в религии, которая выступает как «костыли» для потерявшихся душ: она дает им необходимое, так как полностью состоит из ориентиров, смыслов и целей. Фрейд, сам будучи набожным человеком, назвал религию коллективным неврозом, потому что она дает то, что человек самостоятельно не может понять.
Вопросы гостей:
Как перестать реагировать на раздражители, влияющие извне (изменения, происходящие во внешнем мире и в личной жизни)? Они мешают сосредоточиться на конкретном деле.
Великий психолог Виктор Франкл был заключенным в концлагере, но это на него никак не влияло. Он жил своей внутренней жизнью, отдельно от внешней среды. И вышел оттуда так, как будто приехал из другой страны.
Вам необходимо понять: чем более вы независимы и самодостаточны, тем меньше испытываете влияние и дискомфорт. Мир постоянно меняется. Если ситуация вас напрягает, у вас есть два выхода: принять ее как данность или поменять (сменить страну или город). Раздражитель будет существовать всегда. Вам нужно либо самому стать независимым и самодостаточным — тогда вы будете меньше обращать внимание на окружающую среду, либо принять решение — смириться с ситуацией или изменить ее.
С детства меня воспитывали так, что женщина предназначена для рождения детей, создания уюта и семейного благополучия. У меня был муж, но мы развелись, детей нет. Теперь я задаю себе вопрос: в чем смысл моей жизни?
Смысл жизни каждого человека в самой жизни. Дети или муж — это не основа, а ее составляющие. Станиславский говорил, что есть сверхзадача, но помимо нее существуют и другие задачи. Многие смыслы присутствуют у нас бессознательно. Например, так как мы существа социальные, нам биологически присуще стремление жить в группе (семье), продолжать род. Еще в нас есть тяга к признанию, которая существует как психологическая потребность. Смысл жизни всех людей — жить и радоваться этому. Если вы хотите детей, вы найдете миллион способов завести их даже без беременности.
Каждому человеку с детства внушают какие-то паттерны. Например, девочкам надо выходить замуж. Это длится с 1945 года, когда после 20 лет замуж уже было не выйти. Через старшее поколение до нас еще доходят отголоски военных лет. Сейчас нет необходимости выходить замуж. Если вы любите человека, то хотите с ним жить вместе, а потом иметь детей. Это здоровая ситуация. Стремление побыстрее вступить в брак очень абстрактно, так же как часто встречающееся желание у мужчин иметь много денег и большую машину. Если вы захотите, вы выйдете замуж. Но это не может стать вашим смыслом. Так же как и желание иметь детей, которые, кстати, имеют свойство вырастать и оставлять дом.
Нельзя использовать других людей для обретения своего смысла. Дети не могут быть заложниками матери, у которой «кроме них ничего больше нет» и которым она «отдала всю жизнь». Нельзя рожать ребенка для собственного осмысления. Это нужно делать, только если вам нравится с ним возиться. Если же вы запутались в целях своего существования, то аморально считать, что дети придадут смысл вашей жизни. В таком случае они являются вашими заложниками.
Воспитываясь в семье военного, я всегда была обязана делать то, что положено. Сейчас я выросла и имею собственную семью. Но привычка осталась, и она не дает разобраться в том, что мне действительно нравится, а что нет. Как научиться понимать свои желания?
Многие из нас действительно не понимают, чего хотят. Причиной этому служит то, что они не пробовали прислушиваться к себе и не умеют ощущать своих желаний. Вам нужно поменять собственные установки и усвоить: делать то, что хочется, — это единственный способ прожить жизнь правильно. А если вы делаете все «по правилам», «рационально» и «эффективно», то счастья не обретете.
В детстве с человеком не считались: не интересовались, что ему нравится, а что нет. Он вырос, но так и не научился это понимать. И продолжает жить, решая общие проблемы: рожает и воспитывает детей, зарабатывает деньги, чтобы содержать семью.
Вам нужно научиться представлять свою дальнейшую жизнь: как вы хотите, чтобы она развивалась. Для этого надо начать с того, чего вы не делали в детстве. С очень простых вещей. С утра не садитесь завтракать, пока не поймете, что голодны. Ешьте только то, что вам нравится (это не касается несовершеннолетних детей, за них вы в ответе). Помните: нет полезной и вредной еды (исключения составляют продукты, запрещенные врачом). Взрослый человек может позволить себе есть то, что он хочет. Выбирая одежду, в которой вы пойдете сегодня, останавливайтесь на той, что вам нравится. Забудьте про «серые будни» и «нарядные выходные». Если вам нравится эта одежда, вы ее покупайте и носите, когда вам хочется. Другой жизни не будет.
Начните с бытовых вещей. Как только вы откажетесь от выполнения дел, не приносящих вам удовольствия, вы постепенно научитесь ощущать свои желания. Со временем вы начнете понимать, чем хотите заниматься и как прожить дальнейшие годы. Когда человек все время убирает квартиру и моет посуду, он не способен этого осознать. Был анекдот про еврея. Когда он умирал, его спросили о последней воле. Он попросил чай с двумя кусками сахара, объяснив это так: «Дома я пью с одним, а в гостях с тремя, но люблю-то я с двумя». Не доводите ситуацию до абсурда.
У меня есть список того, чем я действительно хочу заниматься. Из него я формирую цели. Где грань, определяющая невротизм, и как ставят цели здоровые люди?
Невротизм заложен в бессмысленности постановки цели. Если вы хотите выучить иностранный язык за год, у этого должна быть какая-то цель. Например, у вас может быть желание путешествовать по миру, для этого вам нужно владеть английским языком (так проще). Ограничение времени в один год вы ставите, потому что хотите быстрее отправиться в поездку. Если целью является просто «выучить», то, во-первых, вы получите очень низкий уровень языка, а во-вторых, в этом действии нет смысла: непонятно зачем.
У всего должна быть конкретная цель. Если же действие лишено цели и мотивационной подоплеки, то человек начинает себя заставлять делать то, что не хочет, постоянно отвлекается.
Когда человеку просто нравится заниматься спортом, у него нет идеи подтянуться сто раз, если, конечно, он не пытается себе что-то доказать. Он просто получает от этого удовольствие. И будет продолжать заниматься, не отвлекаясь на посторонние вещи и не ленясь, потому что хочет.
Наверное, невозможно прожить жизнь, никогда не напрягаясь и не делая ничего против своей воли, но стремиться к этому нужно. Заниматься чем-либо надо из потребности, а не заставляя себя и убеждая, что вам это нравится. Это должно прийти само.
Если человек уже отказался делать то, что не хочет, но еще не понял, что ему нравится, нормально ли ничего не делать?
Абсолютно. Мышление современного человека устроено так: сначала происходит анализ ситуации, потом синтез. Анализ — это когда вы смотрите на объект и мысленно его расчленяете. Глаз обращает внимание лишь на отдельные куски. Потом синтезирует — обобщает. Способность к обобщению на определенном объеме информации — это один из признаков интеллекта. У наших предков был еще один процесс, которого мы лишены: они могли отождествлять себя с объектом. Например, когда они хотели понять дерево, они с ним сливались, не расчленяя его в сознании на отдельные составляющие, а пытались почувствовать целиком. В современном мире такое невозможно, потому что наши предки имели другой ритм жизни и действительно умели расслабляться. В их жизни были периоды, когда они ничего не делали в течение многих дней, и это было в порядке вещей.
Можно обрести смысл жизни, читая книги?
В литературе нет смысла. Она не может ни научить жизни, ни сделать человека глубже или интеллигентнее. Писатель — это человек, который умеет рассказывать захватывающие истории гениальным языком. Больше в книгах ничего нет. В тюрьмах людей, умеющих интересно рассказывать, не трогают, потому что считают их обладателями божьего дара. Но Достоевский и Толстой никакого смысла никому не объясняли и сами были далеки от его понимания. В содержаниях произведений Достоевского хорошо написанные детективы, от которых нельзя оторваться. Не больше.
Как найти дело своей жизни, выбрать направление для дальнейшего развития?
Нельзя сразу понять, чем вы хотите заниматься всю жизнь. Это состояние, а не рациональная мысль. Вы не можете, сказать: «Я хочу заниматься этим». Это должна быть бессознательная психологическая потребность в каком-либо деле, которое приносит вам удовольствие. Художники или писатели чувствовали, что хотят писать картины или поэмы, а не кричали об этом. Вставая с утра, вы должны испытывать радость от того, что впереди рабочий день. Чтобы достичь этого состояния, нужно ко всему в жизни относиться подобным образом: научиться делать только то, что хочется, а не заставлять себя. И не делать того, чего не хочется. Понимать, что нравится, а что нет.
Меняя свое поведение, вы сможете изменить и заложенные в вас в детстве родительские установки. Человек формируется до пяти-восьми лет, дальше мозг начинает автоматически выдавать психические реакции, которые были сформированы ранее. Считывая ситуацию, мозг находит аналоги из детства и выдает уже давно принятое решение. Профессор Черниговская утверждает, что оно принимается на 20 секунд раньше, чем звучит окончательная формулировка вопроса.
Начиная прислушиваться к себе, осознавать, чего вам действительно хочется, вы заставляете психику менять ваши реакции. Происходит изменение рефлекторной дуги — существующие нейронные связи рушатся и возникают новые. Со временем вы с легкостью будете понимать, чего действительно хотите.
Следующая лекция-консультация Михаила Лабковского в Шоколадном лофте будет посвящена кризису среднего возраста и пройдет 24 августа. Билеты можно купить здесь.