Что вами движет в направлении непрерывного образования
Lifelong Learning — Образование длиною в жизнь
Рассказываем, почему постоянное образование — это необходимость, какие плюсы оно дает, а также как сделать его частью своей жизни.
Что такое непрерывное образование
Из-за таких изменений возникло новое понимание непрерывного образования — lifelong learning. От обычного образования в рамках школы или университета lifelong learning отличается тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный уникальный путь. Конечно, это не значит, что традиционные институты полностью исключаются из образовательного процесса. Они становятся скорее промежуточными ступенями, а общий вектор задает любознательность и личные интересы самого человека. К тому же сейчас появилось множество возможностей для их реализации помимо вузов — от образовательных платформ до YouTube-каналов. Но о них чуть позже.
Чем полезно непрерывное образование
Помогает в карьере
Например, вы лингвист по образованию и лучше всех понимаете, что такое язык и как он работает. При обычном раскладе у вас было бы два пути — либо пойти в науку и стать академиком, либо связать свою жизнь с написанием или переводом текстов. Но если вам интересны математические модели и программирование, вы могли бы освоить нужные навыки и стать компьютерным лингвистом. Такие специалисты разрабатывают, например, системы автоматического перевода для Google и Yandex. Не стоит и говорить, как они ценятся на рынке труда.
Обратный пример: вы программист и отлично шарите в плюсах, питоне и шарпе. Иностранный язык для работы вам вроде бы не нужен, но если вы его освоите, сможете устроиться в зарубежную компанию, существенно поднять зарплату и уровень жизни. Неплохо, правда?
Поддерживает ментальное здоровье
Мы думаем, помним, чувствуем, воображаем благодаря способности нашего мозга к выстраиванию нейронных связей, иными словами, к изменению. Этот феномен называется нейропластичность. С годами мозг костенеет все больше, нейропластичность, а вместе с ней и интеллектуальные способности, снижаются. Впоследствии это может привести к серьезным заболеваниям — в том числе и к болезни Альцгеймера.
Делает жизнь интереснее
Как сделать Lifelong Learning частью своей жизни
Популярные образовательные платформы
Coursera | Курсы по всем специальностям и областям. Платформа сотрудничает с самыми престижными университетами (Стэнфорд) и компаниями (Google). |
Skillshare | Платформа продвигает непрерывное и прикладное образование. Доступны курсы в сфере анимации, дизайна, иллюстрации, фото- и видеосъемки, бизнеса, писательского мастерства. |
GeekBrains | Портал посвящен сферам IT и Digital. Если хотите сменить профессию на более современную, вам сюда. |
Нетология | Еще одна платформа для обучения в Digital-сферах. На ней доступны в том числе и программы высшего образования. |
Открытое образование | Русскоязычный аналог Coursera. Курсы по всем направлениям от ведущих российских университетов. |
Постнаука | Бесплатные видеолекции из самых разных областей знания. |
Арзамас | Гуманитарный образовательный портал про историю, литературу, культуру, искусство. |
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности
Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.
Образование и трудоустройство в России. Наши дни
Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:
Вакансии дня в Москве
В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.
Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.
Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.
Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него
И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.
Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.
А что ждет в будущем?
Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.
Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.
Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.
Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.
Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.
На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.
Единственный в своем роде
Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.
Какой же выход из ситуации?
Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.
Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.
Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.
Три вида образования
1. Педагогика
Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!
Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.
Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.
Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.
2. Андрагогика
В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.
Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.
Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.
Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.
3. Эвтагогика
В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!
С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!
Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.
При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.
У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.
Преимущества непрерывного образования
Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.
Сложности непрерывного образования
Почему учиться тяжелее, чем кажется
В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.
Побольше бы таких продавцов-кассиров!
На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.
Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.
Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?
И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием
Государство может помочь?
Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.
У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.
Сын сингапурской подруги уже учится, а ты?
Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.
Так что же делать?
Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:
Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.
Непрерывное обучение как единственно важная компетенция
Автор: Д-р Джон Салливан. Перевод Ольги Белоусовой | Источник: HRM
«В хаотичном мире единственной важной компетенцией является непрерывное обучение»
Чтобы улучшить и расширить свои карьерные перспективы, вам необходимо осмысливать ближайшее будущее. И если предсказывать далекое будущее – задача не из легких, то внимательно всмотреться на пару коротких лет вперед не так уж и трудно. Последние два десятилетия были ознаменованы радикальным применением технологий практически в любой сфере ведения бизнеса. Благодаря внедрению технологий исчезли некогда устрашающие барьеры для новых компаний, процессы стали в высшей степени прозрачными, выросла продуктивность (в частности, в сферах разработки и распространения новой продукции). Так логично ли полагать с учетом всех изменений, очевидцами которых вы стали за последние 20 лет, что те компетенции, что требовались организациям три десятилетия назад, будут оставаться по-прежнему ценными в наступающие времена.
Готов поспорить, что НЕТ!
Характерные особенности последних 20 лет
Несмотря на то, что внедрение технологий стало главным двигающим фактором всех изменений, для бизнес среды последних двух десятилетий в целом были характерны четыре нижеследующие особенности:
1. Постоянная турбулентность — частая цикличность периодов стремительного экономического подъема и рецессий вынуждало организаций приобретать и терять как таланты, так и целые бизнесы. Многие международные компании были вынуждены предпринимать меры в условиях одновременного экономического подъема и рецессии, что и примечательно для состояния турбулентности.
2. Жесточайшая международная конкуренция — вместе с исчезновением барьеров для входа и конкуренции все фирмы, даже те, что некогда обслуживали узко очерченные региональные рынки, были втянуты в состояние безжалостной и жесточайшей конкуренции в глобальном масштабе. В погоне за тем, чтобы отличаться от своих конкурентов, компании начали использовать технологии с целью ускорения разработки новой продукции и внедрения инновационных способов доставки продукции, это дало старт нескончаемой борьбе, сократившей жизненные циклы разработки новой продукции, и стимулировало внедрение инноваций во всех бизнес службах.
3. Стремительное моральное устаревание — из-за сокращения жизненных циклов товаров и ежедневного появления новых способов поставки товаров и услуг любая информация, инструменты, практики, товары, и навыки морально устаревают с бешеной скоростью. В некоторых отраслях знания, требуемые для изготовления какого-либо товара, устаревают, как только товар попадает на рынок. Эта характерная черта сказывается не только на людях и организациях, но и на целых индустриях (печатное дело, технологии фотографии, инфраструктура телекоммуникаций, и т. д.)
4. Непредсказуемость расстраивает четкость планирования — все перечисленные выше характеристики в сочетании создают четвертую: неустойчивость в бизнес среде усложняет планирование. В таких отраслях, где осуществляются долгосрочные инвестиции (авиастроение, тяжелая промышленность, добыча полезных ископаемых и т. д.), долгосрочное планирование стало в большой мере неэффективно.
Два слова наилучшим образом описывают текущее состояние: Постоянное устаревание. Много лет назад, гуру менеджмента Том Питерс предсказал, что это произойдет. Он назвал это «управление в состоянии хаоса».
Традиционно установленные компетенции не пригодны в сегодняшних реалиях
Процессы эволюции и изменений не новы по сути, но темпы, с которыми происходят изменения в бизнес среде абсолютно беспрецедентны. В течение большей части прошлого столетия экономические циклы, жизненные циклы товаров, а также знания, навыки, инструменты и методы, использовавшиеся для производства товаров, длились дольше. Изменения происходили не только медленнее, но и они случались по предсказуемым сценариям. Эти стабильность и постоянство позволяли организациям создавать организационные модели, обуславливающие то, каким образом работа разбивалась на задачи, кто выполнял эти задачи, какие инструменты использовались, и также позволяли заранее знать, сколько времени потребуется на завершение работы. Через несколько лет после вступления в индустриальную эпоху появилась концепция компетенций, и организации начали нанимать новых сотрудников в соответствии с нужным набором компетенций, который не очень сильно изменялся в последующие 60 лет; до сегодняшнего момента!
Эпоха долговечных компетенций канула в лету, я с уверенностью заявляю, что она никогда больше не повторится. Хаос и стремительные изменения являются новой нормой и переходный период займет еще несколько десятилетий. В сегодняшней хаотичной среде очевидно одно: методы, разработанные для организации труда и выполнения работы в индустриальной эпоху, теперь стали препятствием для продуктивности. Организациям больше не требуется доступ к узко-квалифицированным талантам в течение неопределенного срока; напротив, им нужен среднесрочный доступ к универсальным и разносторонним талантам и краткосрочный доступ к талантам с узкой специализацией.
Единственно важной компетенцией останется непрерывное обучение
Любой в HR должен осознать, что в мире постоянного устаревания знания, навыки, инструменты и практики имеют исключительно ограниченный срок годности. Вместо того чтобы полагаться на прошлый опыт, обучение, или образование, от сотрудников будет требоваться каждый раз «разучиться» делать работу в соответствии со вчерашней устаревшей практикой и пользоваться устаревшими решениями, и заниматься поиском совершенно новых путей, используя социальные тенденции и современные технологии. В такой среде единственной ключевой компетенцией, которая сможет эффективно противостоять эффекту морального устаревания, является способность к постоянному обучению и применению знаний.
Компетенция непрерывного обучения является фундаментом здания под названием «обучающаяся организация», в строительстве которого с самого начала преуспели такие концептуальные фирмы, как Google, Nike, Netflix, и Apple.
Ключевые характеристики компетенции непрерывного обучения включают в себя:
1. Бесконечное обучение — в отличие от традиционных подходов в обучении и развитии, для людей или организаций, демонстрирующих данную компетенцию, нет конечной точки в обучении.
2. Соответствующая скорость — одновременно с тем, что вечные ученики никогда не прекращают учиться, скорость, с которой они находят, впитывают, и применяют знания, соответствует темпам инноваций или скорости изменений, востребованных на рынке.
3. Новейшие технологии — вечные ученики никогда не играют «в догонялки», они предпочитают пополнять свои знания за счет всего самого новейшего. Стоит отметить, что основные популярные каналы массового распространения информации редко оказываются в числе проверенных источников информации у таких людей.
4. Самоконтроль — отслеживание всех новейших знаний невозможно под контролем внешней системы, рассчитанной для координации масс. Вечные ученики имеют внутреннюю мотивацию и самоконтроль.
5. Практическое применение без промедления — вполне возможна ситуация, когда знания пополняются непрерывно, но никогда не применяются на практике, когда как вечные ученики никогда не довольствуются теоретическими или абстрактными знаниями. Напротив, они находят такие направления обучения, которые могут найти непосредственное применение в отношении проблем и возможностей текущего момента или в ближайшего будущего.
6. Широкий охват — чтобы гарантировать применение знаний, вечные ученики добывают информацию, касающуюся более общих навыков и способностей, помогающих без промедления применить важные специализированные знания. Такой широкий охват при обучении часто включает в себя анализ потенциальных проблем, ознакомление с мнениями ведущих экспертов, изучение лучших источников информации, перспективные практики, метрики, и тенденции.
7. Динамичность — вечные ученики могут быстро осознать и признать, что полученные ранее знания уже не столь значимы, они прекращают защищать старые практики и укоренившиеся убеждения.
8. Совместное пользование — как люди, так и организации, овладевшие компетенцией непрерывного обучения, разрабатывают системы, которые могут обеспечить максимальную скорость и качество информации, находящейся в совместном пользовании внутри организации, тем самым упреждая чрезмерное дублирование путей обнаружения нужных данных. Эти системы также помогают уточнить, как и где вечные ученики находят ценные знания.
9. Критерий результативности — люди, являющиеся вечными учениками, оценивают собственную результативность на основе своей способности всегда быть в курсе передовых новинок, даже если остальным это все равно не под силу. Организации, стремящиеся создать обучающуюся организацию, также ставят в качестве основных факторов оценки при приеме на работу, принятии решении о повышении, оценки результативности – поведенческие модели непрерывного обучения.
10. Принятие решений на основе данных — те, кто не является вечным учеником, могут себе позволить использовать исторические данные и примеры вне контекста, а настоящие вечные ученики и обучающиеся организации требуют соответствующую по времени информацию, с помощью которой можно обосновать свои решения.
Заключительное слово
Оторвитесь на секунду от чтения и спросите себя: «приходилось ли моей организации сталкиваться с непредсказуемыми изменениями за последние несколько лет, есть ли направления, по которым мы растем, а по другим направлениям наблюдаем спад, стали ли привычные методы ведения бизнеса препятствием на нашем пути вперед?». Если вы ответили да на какое-либо из этих утверждений, задумайтесь, сможете ли вы оказаться в первых рядах или занять доминирующую позицию в отрасли, не решив эти проблемы.
Признавать то, что знание и опыт устарели, очень и очень тяжело, но если вы намерены добиться успеха в мире хаоса, инноваций и постоянного устаревания, вы должны осознать, что «вчерашние ответы» не только стремительно обесцениваются, но и становятся настоящей помехой, если продолжать ориентироваться на них. Если как специалист, вы жаждете успеха и хотите всегда быть востребованным, вам необходимо превратиться в «обучающуюся машину». Если вы хотите привести свою организацию к успеху в хаотичном мире, объявите, что с этого дня «непрерывное обучение» является компетенцией №1 вашей организации.
Оправдания не принимаются
Некоторое время назад я присутствовал на официальном собрании в компании «Google». Чтобы ничто не отвлекало меня от сути собрания, я убрал подальше все свои технические штуки (чем разительно выделялся на фоне остальных присутствующих «гугловцев»). Сразу же после собрания меня попросили прокомментировать последствия события в отрасли, произошедшего как раз в тот момент, когда проходило собрание. Я сослался на то, что не обладаю достаточной информацией и не осведомлен о событии, так как был полностью поглощен собранием с высшим руководством компании. К моему большому стыду сотрудник нахмурился, явно игнорируя мое оправдание, и удалился, недовольно ворча и неодобрительно покачивая головой. В тот день я понял, насколько высока цена незнания «всего и немедленно» в компании «Google». Не позволяйте себе пользоваться таким оправданием. Процесс обучения не может замереть только потому, что вы заняты чем-то другим.