Что ваня видел в кремле
90 интересных фактов из жизни Ивана Грозного
Грозный из династии Рюриковичей известен каждому из нас. Этот человек сильно отличился и из истории можно узнать много нового про него. Факты из жизни Ивана Грозного не остались неизведанными. Часто возникали споры и о характере, и о поступках этого знаменитого царя. Интересные факты про Ивана Грозного для многих любопытных любителей истории нашей Родины станут прекрасным дополнением к знаниям, которые давались учителями в школе.
1. Бабушка Ивана Грозного была из рода Византийских императоров.
2. Когда родился Иван Грозный, гроза бушевала, а дождь был проливным. Это могло и повлиять на характер будущего царя.
3. В трехлетнем возрасте Ивана провозгласили Великим князем. Это случилось после смерти его папы.
4. За 9 дней Иван Грозный потерял всех своих близких людей.
5. В 13-ти летнем возрасте у Ивана была беспорядочная половая жизнь.
6. По его приказу человека выбросили на съедание медведям.
7. Настоящее имя Ивана Грозного- Иван Васильевич.
8. В браке с Анастасией у Ивана Грозного было 6-ро детишек, но лишь 2-ое из них остались живы.
9. У Ивана было желание связать себя узами брака с королевой Елизаветой, которая на его предложение жениться не согласилась.
10. У Ивана Грозного была плохая наследственность.
11. Считается, что Иван был склонен к садизму и ученые подтверждают, что он был психически больным человеком. Но также есть версия что на его поведение влияло его окружение — бояре.
13. Только Василия Блаженного царь не трогал, он его боялся.
14. Иван Грозный самое долгое время из всех правителей правил. Срок его правления составлял 50 лет и 105 дней.
15. Сильно увеличилась территория страны за время правления этого царя.
16. Самым любимым хобби царя считалась охота.
17. Самая большая библиотека принадлежала Ивану Грозному.
18. Огромное количество ртути обнаружили в теле Ивана Грозного. Если верить предположениям и тому, что говорят факты против Ивана Грозного, то этот царь лечился ртутью от сифилиса.
19. На протяжении последних 6 лет жизни у Ивана было такое заболевание, как остеофиты.
20. Женат Иван Грозный был 8 раз.
21. В 20-ти летнем возрасте Иван Грозный находился при смерти, потому что у него была серьезная болезнь.
23. Из года в год нрав Ивана становился все более жестким.
24. Иван Грозный считался набожной личностью.
25. Венчание Ивана Грозного происходило 4 раза.
27. Именно благодаря Ивану Грозному появилось высказывание «филькина грамота», потому что он так называл все послания от митрополита Филиппа.
28. Своим подданным Иван не разрешал пить спиртные напитки.
29. Иван Грозный считается великим князем всея Руси.
31. Ивана Грозного можно было видеть больше, чем в 20 кинолентах.
32. Благодаря стараниям царя Ивана Васильевича Русь приобрела более современный вид.
34. Царь Иван Грозный хотел установить личную диктатуру.
35. В истории Иван Васильевич упоминается как тиран.
36. К первой своей супруге Анастасии Иван Грозный был сильно привязан, он заботился о ней.
38. Второй женой Ивана Грозного была княжна кабардинская Кученя.
39. Самым коротким браком царя был брак с Анной Колтовской.
40. Некоторые ученые говорили о гомосексуализме царя.
41. Свою любовницу Марию Долгорукову Иван Грозный утопил в реке, сбросив ее с лошади.
42. От любовниц у царя было несколько сыновей.
43. Умер царь Иван Грозный во время игры в шашки с придворными.
44. Умер царь в 54-летнем возрасте.
45. Царствование Ивана Грозного часто называли «пожар лютовости».
46. Иван Грозный являлся самым жестоким из всех правителей.
47. Взяв в жены 14-летнюю Марию Долгорукову, Иван Грозный раскусил, что она не девственница.
48. С детских лет Иван был агрессивным и злым.
49. После 50-ти лет Иван Грозный имел вид дряхлого старика.
50. Похоронили царя в могиле с его сыном.
51. Первого русского царя воспитывали бояре.
52. В юные годы Иван Грозный сильно увлекался религией.
53. Иван Васильевич имел треугольную форму лица.
54. В 13 лет Иван бунтовал против бояр.
55. Совет близких для Ивана Грозного людей назывался «Избранная рада».
56. При правлении Ивана Грозного в Кремле изготавливали новые царские регалии. 57. Опричнину создал царь Иван Васильевич.
58. Иван Грозный был сиротой.
59. Отвественным перед церковью Иван себя не считал никогда.
60. Иван Грозный был широкоплечим и рыжим.
61. В последние годы жизни царя почти парализовало.
62. Ни одной войны не было проиграно Иваном Васильевичем за годы его правления и жизни.
63. В наследство Иван Грозный получил только Новгородскую и Московскую область.
64. Прозвище «Грозный» не переводится на другие языки.
65. Во время своего правления Иван Васильевич спрашивал у народа, все ли он правильно делает.
66. Иван Грозный брал и Астрахань, и Казань.
67. Совершеннолетия Иван достиг в 15 лет.
68. Матерью Ивана Грозного была Елена Глинская, которая тоже активно княжествовала.
69. Умерший отец Ивана Грозного был бесплодным, а царь появился от любовника матери.
70. Иван Грозный считался не только самым жестоким, но и самым кровавым правителем Руси.
71. Зеркала для царя делали только мастера на заказ.
72. Иван Грозный верил, что судьба любого человека находится под управлением высших сил.
73. У Грозного проявлялась паранойя: ему всегда казались заговоры и нелепые отравления.
74. Иван Грозный болел сифилисом около 20-ти лет и на третичном этапе это сказалось на состоянии его костей.
75. Захоронен царь довольно нетипичным образом: его пальцы сложены в благословляющий жест.
77. Врачи находили у царя загнивание крови.
78. Умер Иван Грозный скоропостижно.
79. Созыв Земских соборов начинался именно во времена правления Ивана Грозного.
81. Дважды за свою жизнь Иван Грозный проводил «съезд невест», где выбирал себе будущую супругу.
82. В возрасте 10 лет Иван часто убивал животных.
83. У Ивана Грозного была собственная мастерская, где для него создавали зеркала.
85. Иван Грозный позаботился о том, чтобы написать завещание заранее. Своего сына он видел в качестве приемника.
86. Иван Васильевич любил устраивать грандиозные пиры.
87. Иван Грозный мстил боярам за детские обиды.
88. На обеде Ивана Грозного находилось приблизительно 200 блюд.
89. Грозному нравилось употреблять «зеленое» вино.
90. Иван Грозный был знатоком книг.
жестокий,гордый,одинокий
он все вмещал в себя пороки
и никого он не любил
по первой лишь жене грустил.
да, книг он много прочитал
но человеком он не стал
он кровью руки обагрил
возможно,дьяволом он был
жестокий,гордый,одинокий
он все вмещал в себя пороки
В Кремле какого города снимались сцены из «Иван Васильевич меняет профессию»?
В Кремле какого города снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: Нижний Новгород, Ростов, Астрахань?
В Кремле какого города снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
В Кремле какого города снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным именно в викторине клуба.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить бонусы – 10 баллов клуба.
В Кремле какого города снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
«Иван Васильевич меняет профессию» – советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век – во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка – управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским – в палатах царя.
В конце 1960-х – начале 1970-х годов в Ростовском кремле проходили съёмки эпизода поимки инкассатором Анисовым Фантомаса для фильма «Семь стариков и одна девушка» и сцены старой Москвы для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В 2010 году Ростовский кремль вновь сыграл роль Московского – для телесериала «Раскол».
История Ростовского кремля началась в то время, когда в этих местах проживало финно-угорское население. Лишь позднее в X–XI веках в эти земли пришли славянские племена, основавшие здесь город.
Ростов – город (с 862) в России, районный центр Ярославской области, административный центр Ростовского района. Расположен в 186 км к северо-востоку от Москвы, в 47 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро.
Кремль Ростовский, или Иван Васильевич меняет ЛОКАЦИЮ
Удивительная вещь – кино: оно предоставляет возможность путешествовать в пространстве и во времени. *См. Эдвард Росс «Как устроено кино. Теория и история кинематографа». Так, создатели комедии «Иван Васильевич меняет профессию» постарались на славу, пытаясь воссоздать образ Москвы времён Ивана Грозного. Формула качественного (советского) кино:
· интересный сюжет: в качестве основы взяли пьесу Булгакова (вы знали, что есть и второй вариант пьесы «Блаженство (Сон инженера Рейна)» – с путешествием в будущее?);
· невероятно гармоничный и харизматичный актёрский состав (исключения снисходительно не будем называть). Когда я читала книгу – уже после многочисленных просмотров киноадаптации, – литературных персонажей вытесняли яркие экранные образы. **Если любопытно, об этом говорится в книге «Что мы видим, когда читаем» Питера Менделсунда;
· назовём аутентичными костюмы, как на картинах Сурикова, Васнецова, Репина и Маковского;
· пиротехнические эффекты, которые могут потягаться со спецэффектами ещё не вышедшего четвёртого эпизода «Звёздных войнах»;
· добрый юмор, узнаваемые песни, почти полувековые афоризмы;
· наконец, грамотно подобранные декорации – рассказу о которых и посвящён сегодняшний пост.
Добро пожаловать в Ростов Великий!
Москва боярская — она же Ростов Великий, точнее, Ростовский Кремль. Технически, это вовсе не кремль (в смысле его оборонительного предназначения), а митрополичья резиденция. В северной части расположены Успенский собор начала 16 века (он на кинокартину не попал) и знаменитая Звонница; в центральной части – церкви, жилые покои и хозяйственные постройки; в южной части – Митрополичий сад.
Для наглядности представляю схему Кремля. Она нарисована вверх ногами: озеро Неро на самом деле должно быть внизу, на юге, а центральный вход – он обведён жёлтым прямоугольником – на западе.
Обе церкви с предыдущего коллажа попали в один из кадров погони за самозванцами:
Ростов перестал быть оборонительным пунктом, однако архитектурный ансамбль при строительстве (1670-1683 гг.) был окружён стенами с 11 башнями. Этот памятник русской военной архитектуры допетровского времени неслучайно известен именно как Кремль:
Одна из 11 башен. За стеной возвышается церковь Одигитрии:
Вышеупомянутая церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» была построена позже остальных – в конце 17 века – и отличается (а отличить по фотографиям церкви, увиденные 10 лет назад, было непросто!) нарядностью архитектурнго стиля московского барокко:
На этом коллаже церковь Одигитрии находится справа. Здесь же знакомое зрителю кинокомедии крыльцо, ведущее якобы в царские палаты (на самом деле, интерьеры царских палат были искусственно созданы на киностудии «Мосфильм»):
А вот настоящие княжьи терема:
А вот настоящие княжьи терема:
Ростовский Кремль как митрополичий двор утратил своё значение на целых сто лет: с 1780-х по 1880-е гг. здесь не велись службы, некоторые здания и вовсе использовались под склады. В итоге местные купцы за свой счёт навели порядок, и позже Кремль получил статус музея. В середине прошлого века Кремль пострадал во время смерча, с тех пор (во всяком случае, к моменту моего посещения Ростова в 2008 году) здесь ведутся продолжительные реставрационные работы. Это видно на нижней фотографии (здесь ориентация с севера на юг, если смотреть слева направо):
В 1991 году собор и Звонница были переданы Русской Православной Церкви. Вот эта звонница:
Все 15 колоколов на Звоннице сохранились:
Церковь Воскресения — на её фоне Иван Васильевич Бунша путается в колоколах. Она же была на предыдущем снимке и на первой иллюстрации к посту. Жаль, звонницу сделали однотонной. Про икону на экстерьере церкви ничего не нашла.
Согласитесь, Ростов убедительно сыграл роль Московского Кремля? («Боже, какой типаж! Браво, браво!»)
Напоследок — светокот. В фильме ведь тоже была кошка, только чёрная.
Все о местах съемок «Иван Васильевич меняет профессию»
Съемки «Ивана Васильевича» оказались довольно-таки долгими. Были обоснованные сомнения в том, что его пропустят на экраны (в СССР считалось непозволительным делать эпизоды отечественной истории сюжетом комедии), да и с актерским составом у Леонида Гайдая возникали проблемы. Но фильм вышел, его тут же разобрали на цитаты, картина стала одной из знаменитейших в советском кино, а зрители не слишком задумывались над вопросом, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Логичным казался ответ — «в Москве», но он не совсем верен.
Не только в столице-Матушке
Да, в Москве его тоже снимали. Но искать там места съемок не стоит – их немного, а роль их в фильме невелика. Дело в том, что в столице отсняты в основном кадры в помещениях – внутреннее убранство царских палат, квартиры Шурика и доктора Шпака. А это все – студийные декорации, которые создают, переделывают и убирают по мере надобности. Их не считают нужным хранить долго, да и принадлежность легендарному фильму не спасет.
Натурные съемки в столичном граде тоже велись. Так, существует «Дом высокой культуры быта», где проживали Шурик и Шпак. Его адрес – Новокузнецкая, 13. Но снимали там общие кадры, в основном двери подъезда и двор. Квартирных жилплощадей, похожих на жилье героев фильма, в нем нет и не было. Да и здание с двором вместе с тех пор (фильм вышел в 1973 г.) сильно изменилось, узнать его будет непросто.
Зато люди заинтересованные легко опознали магазин «Радиодетали», куда забегал Саша за запчастями для машины времени. Действительно, это реальный магазин соответствующего профиля, находился он тоже на Новокузнецкой – видно, Гайдай решил не заставлять его слишком далеко бегать.
Под определение Грозного «лепота» попала значительная часть мегаполиса. Самое узнаваемое из продемонстрированных зданий – «книжка» штаб-квартиры СЭВ. Милицейский автомобиль в конце ленты (за Милославским) стартует от гостиницы «Союз». Она находилась рядом с киностудией – удобно. А психиатры за всеми, кого надо вылечить, ехали от Останкино. И это все – прочие натурные кадры отсняты в других уголках нашей Родины.
Во власти «Золотого кольца» России
Кремль времен Ивана Грозного был уже достаточно похож на современный. Но многие полагают (по прозванию Москвы «белокаменная»), что нынешняя его архитектура появилась уже после пожара 1812 г. в столице. Гайдай воспользовался этим, хотя не только из исторических соображений – снимать в Московский Кремль его не пустили.
В результате царскую резиденцию играет один из известнейших российских архитектурных ансамблей – кремлевский комплекс Ростова Великого. Коллективу кинокартины повезло – перед началом съемок достопримечательность эта была отреставрирована. В фильме она смотрелась, как новенькая. Ныне в программу его экскурсии добавились и места, где снимали кино «Иван Васильевич меняет профессию».
Церкви с колокольнями, главные ворота, «красное крыльцо», большой двор, крытые галереи – в Ростове было все. Там без труда составили маршрут погони за «демонами», обеспечили отправку войска к Изюмскому шляху, позволили «самозванцу» исполнить на колоколах «Чижика» и даже организовали самоубийственный прыжок стрельцов с крыши галереи. На деле во всех крепостях возраста Ростовского кремля есть и низкие, примерно метра 3 в высоту, стены (обычно обращенные к реке, где безопаснее). С укрепления такой высоты без ущерба для здоровья смог бы спрыгнуть и управдом Бунша.
А смотрящие и вовсе не заморачивались вопросом, в каком городе снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Профессионализм творческого коллектива и древнее очарование Золотого кольца заставили их не заметить даже того, что там у режиссера появилось… море.
При чем тут Крым до «Ивана Васильевича»?
Дело как раз в море. Фильм уже было отправили на монтаж, когда Гайдай вдруг решил, что без крымской сцены он будет неполон. Так появилось исполнение Зиночкой Тимофеевой песни «Звенит январская вьюга» для картины режиссера Якина.
В нем показана набережная Ялты (не курортная прогулочная часть, а причальный пирс №2). Героиня одета соответствующим образом – изучение модных журналов того периода позволит убедиться, что ее наряд является «писком» тогдашней моды и полностью соответствует ялтинскому курортному шику. Возможно, южный шарм города должен был подчеркнуть «знойность» отношений персонажей – ведь в эпизоде фигурирует не только Зиночка, но и ее поклонник, режиссер Якин, а также соперница (героиня Н. Кустинской).
Хотя тут был отснят только незначительный эпизод фильма, Ялтинская набережная не забыла создателей «Ивана Васильевича». Ныне на точке проведения съемок стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку, его создавшему. Актер Михаил Пуговкин изображен сидящим на складном стуле, нога на ногу, с тросточкой – таким, каким был в кинороли. Характерно, что Михаил Иванович любил Ялту, несколько лет жил здесь и часто отдыхал у променада, сидя на раскладном стуле в позе Якина (это была его личная привычка).
Что еще за машина пространства?
Сюжет фильма отвлекал от антуража съемок, что пошло картине на пользу, иначе придирчивый человек мог бы заметить техническую неувязку в сценарии. Похоже, машина Шурика не зря приподнимала стены между квартирами – она была способна мгновенно перемещать людей не только во времени, но и в пространстве.
Но все это неважно – фильм не является реалистическим, даже к разряду научной фантастики не принадлежит. А комедии можно многое. Во всяком случае, отзывы наблюдательных советских зрителей (обычно бдительно обнаруживающих такие вещи в любимых лентах после 10-го эдак просмотра) не привлекли внимания общественности к необычным технико-географическим особенностям «Ивана Васильевича».
Когда снят шедевр – только это и имеет значение. Смета, гонорары задействованных лиц (они были довольно высоки для СССР), техническое обеспечение, места съемок – все это не играет особой роли. Важен конечный результат. Хотите убедиться в этом, тогда предлагаем вам еще раз, сотый или тысячный, посмотреть это мировое кино, приятного просмотра!
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.
Сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».
Сценарий к «Ивану Васильевичу. » писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.
Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.
О том, как снимался эпизод погони на территории недавно отреставрированного Ростовского кремля, Леонид Гайдай вспоминал: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом». »
Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву.
Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.
Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового т.н. «московского» кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (д.17/19) Но по ходу фильма нам все время пытаются показать, что находится он совсем в другой стороне, в конце проспекта Калинина (Новый Арбат).
В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».
Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.
Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».
12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.
История создания и интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай, история, факты, фильм
На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. «Сценарий специально под него писали, — рассказывает вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова. — Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Леня обиделся». Даже личные уверения режиссера не смогли убедить Никулина. «Как так? — удивлялся Леонид Иович. — Две роли. Такая история. » Никулина же не привлекали ни особые условия, ни большее количество съемочных дней, и следовательно, повышенный гонорар. (За предыдущую гайдаевскую «Бриллиантовую руку» Никулин получил 6000 рублей).
После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в «цари» метили еще семь актеров. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу.
Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы. У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным». Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова. Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.
Больше всех повезло актеру Александру Демьяненко. Конкурентом на роль изобретателя Тимофеева, создателя машины времени, был только Олег Видов. В самый последний момент Гайдай решил не расставаться со своим любимым Шуриком, и Демьяненко утвердили.
С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются. »
На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали «более выразительной».
Шведский посол говорит не на шведском языке, а на ломаном немецком, что соответствует тексту пьесы Михаила Булгакова.
Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.
На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501. Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская.
Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает: «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко действительно похожи).
Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
Фильм занимает 17-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
Первоначально песню «Звенит январская вьюга» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) исполняла София Ротару, однако её вариант из-за серьезной, проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. В результате песню пришлось переозвучивать. В окончательном варианте фильма её поет Нина Бродская.
Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО исполняют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).
Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».
Песня «Собака Крымский царь» — на аутентичные стихи из книжечки Ричарда Джемса, записанные в Смутное время.
В сцене с колоколами звучат мелодии песен «Чижик-пыжик» (наигрывает Бунша) и «Подмосковные вечера» (наигрывает Милославский).
Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.
В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было. К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.
Пять эпизодов, вырезанных из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!