Что варили ведьмы в котлах
Секреты Ведьмы. Кухня ведьмы
Кухня это особое место ларчик трав и зелий, а в котле бурлит магическое зелье. Ведьма варит зелье порчу навести, приворожить, богатство обрести, хотя… заглянем в этот ларчик, узнаем рецепты зелья, и какие травы в обиходе ведьмы. Итак, несколько секретов от ведьмы:
— Хвойные веточки это здоровье и вечная жизнь в специальном мешочке на кухне хранит.
— Анис защищает от негативного вторжения, усиливает зелья.
— Огненная помощница исцеляет, притягивает любовь и очищает от негатива.
— Мята считается сильным божественным растением. Привлекает удачу и развивает магические способности.
— Солнечник восполняет энергию символ удачи и чистоты.
— Священная трава восстанавливает ауру, открывает новые возможности, очищает пространство, изгоняет злых духов и сохраняет молодость.
— Смородина дарует семейное благополучие.
— Лимонное дерево изнутри защищает от негатива и усиливает биополе.
— Апельсин очень сильный фрукт используют в любовной ворожбе.
— Имбирь используют в духовных практиках для разговора с высшими силами и для привлечения истинной любви.
— Роза используется, что бы вызвать пророческий сон.
— Цветок любви служит ингредиентом для приворотов, заговоров на возвращение страсти между партнерами, обрядов на поиск новых отношений, изготовления талисманов.
— Шишки снимают порчу.
— Пчелиный нектар являлся «лакмусовой бумажкой» для определения энергетики: если быстро засахаривается — жилье нуждается в срочной очистке от негатива.
— Соль защищает от зла и зависти, избавляет от сглаза и порчи.
Все что варит ведьма в котле, хранит строго в стеклянных сосудах. А теперь рецепт любовного зелья для этого нам понадобиться:
— Красное сухое вино (2 стакана).
— Имбирный порошок (3 чайные ложки).
— Стручок ванили (1 штука 2 см в длину).
— Огненная помощница (3 чайные ложки).
Ведьмин компот:
Дольки лимона, апельсина и яблок залить смородиновым соком. Ром, Виски или Шампанское добавить по настроению.
Сказочной ворожбы.
Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов
Мы окунемся в историю ведьминого котла и связанную с ним мифологию. Я расскажу о множестве нюансов, которые нужно учитывать при выборе собственного котла (или даже нескольких!), а также о том, как купить новый, сделать его самостоятельно или приспособить под котел что-то уже ненужное. Мы выясним, как пользоваться котлом: благословить его и применять в ритуалах, как с его помощью колдовать и творить кухонную магию, предсказывать будущее, а также как ухаживать за котлом, чтобы он прослужил вам многие годы. Мы обратимся к старинной магии и будем работать с ее методами по-новому с необычными и нетрадиционными котлами, которые наверняка есть у вас дома. Вы узнаете, что этот чудесный инструмент обладает безграничными возможностями и может стать вашим любимым!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сбор вокруг котла. История и мифология котла
Ведьмин котел! Этот образ интригует наше воображение! Веками люди собирались вокруг очага с котлом, готовили пищу, праздновали сбор урожая, варили напитки, рассказывали истории и легенды и мылись в нем. У котла большой диапазон функций: от практического применения до метафизического. Чтобы познакомиться с этим явлением чуть ближе, предлагаю просмотреть историю котлов и исследовать его глубокую связь с мифологией.
«Множься, множься злое действо.
Огонь — гори, котел — кипи!»
Сегодня крайне трудно найти полностью сохранившиеся целые экземпляры старинных котлов. А все потому, что котлы имели многоцелевое применение и ими пользовались до полной утраты их пригодности, после чего их либо уничтожали, либо перерабатывали. Сосуды, не имеющие особого духовного предназначения или статусности, использовались до тех пор, пока были пригодны для этого. К сожалению, если духовные цели сосудов не совпадали с представлениями завоевателей, их обычно переплавляли во что-то иное. Те немногие образцы специализированных котлов, которые сохранились до наших дней, сделаны особо искусно и отличаются от найденных в захоронениях.
У народов всех культур мира были свои виды котлов, в основном предназначенные для того, чтобы переносить и перевозить огонь и воду. Люди очень рано обнаружили, что огонь дает многие блага: обеспечивает теплом и инструментами для строительства и охоты, а также выполняет самую важную функцию — позволяет готовить пищу. Приготовленную на огне пищу легче жевать, она быстрее переваривается и дольше хранится, в результате этого человеческий мозг развивался и эволюционировал. В процессе приготовления пищи произошло счастливое открытие преимуществ употребления очищенной кипячением воды — а после кипячения достаточно просто налить ее во что-нибудь!
Поначалу мы приспосабливали под свои нужды то, что было дано природой: моллюсков, черепашьи панцири, часть черепов, мочевой пузырь животных, тыквы и косовые орехи — все использовалось для хранения и приготовления пищи. Научившись с помощью огня обрабатывать глину и работать с плавкими металлами, люди принялись экспериментировать, пытаясь создать прочный сосуд, в который можно наливать жидкость и в котором можно готовить пищу: сначала такая емкость была медной, потом — бронзовой, затем, около двух тысяч лет назад, появился чугунный горшок.
На эволюцию и назначение сосуда влияли нужды народов. Так кочевникам требовался универсальный сосуд, чтобы не перевозить с места на место лишний груз. Например, рассмотрим быт одной из многочисленных групп в составе кочующих берберских племен — западносахарских жителей Северной Африки. Их варочный котел веками использовался для переноса огня, воды и приготовления пищи, а когда во время проведения праздников и ритуалов на него натягивали кожу, он становился барабаном. Эффективная многофункциональность! Хочу особо подчеркнуть, что универсальное использование одного сосуда вовсе не указывает на «примитивность» народа. Берберы известны своим мастерством в области металлообработки, производства текстиля и других ценных изделий. Когда основной доход приносит торговля, крайне важно освободить место для хранения товаров, а не занимать его барабанами, кухонными горшками, плавильными котлами и прочей утварью.
Фантастические праздничные котлы
В коллекции Британского музея имеется несколько удивительных артефактов — древних котлов. В их числе котел Баттерси, который датируется приблизительно 800–600 гг. до н. э., конец бронзового века — начало железного. Это весьма крупный котел, сделанный из семи листов бронзы, старательно отформованных, изогнутых и склепанных вместе. Столь серьезные вложении времени и средств говорят о том, что этот котел (и ему подобные) наверняка имел высокую ценность и использовался на пирах великих людей. В коллекции Британского музея также имеется котел поменьше, тоже из бронзы, датируемый приблизительно 1–50 годами н. э. Внешне он похож на своего собрата из Баттерси: бронзовые листы скреплены декоративными клепками с декоративными шляпками, а его горловину сделали, вероятно, катая плоский лист бронзы по железному кольцу. Он значительно меньше котла Баттерси и считается редкой находкой: в нем можно приготовить мало еды, и он не подходит для крупных пиршеств или «обслуживания» важной персоны. Смею предположить, что он был атрибутом особого владельца, возможно, целителя племени, и был захоронен с ним как любимый или сакральный предмет, поэтому и сохранился до нашего времени.
Также в Британском музее можно найти интересные аксессуары для котлов, классифицированные как «крюки для плоти» и датируемые бронзовым и железным веками. Предполагается, что эти артефакты использовались для вылавливания мяса из котла во время пира. Некоторые выполнены очень искусно, что наводит на мысль об их особом назначении, возможно, ритуальном. Один из таких крюков бронзового века был найден в болоте неподалеку от Данаверни в 1829 году, а в наше время с помощью радиоуглеродного анализа смогли датировать его 1050–1090 годами до н. э. У него имеется деревянная узорчатая секция, украшенная бронзовыми элементами — фигурами пары похожих на воронов птиц и пяти водоплавающих птиц, возможно, лебедей с тремя лебедятами или утками.
В Эшмолеанском музее искусства и археологии в Оксфорде можно увидеть другой большой котел времен бронзового века: он найден купальщиками в 1928 году в русле реки Чаруэлл в деревеньке Шиптон-он-Чаруэлл, графство Оксфордшир. Он датируется примерно 1100–1000 годами до н. э. и классифицируется как «атлантический котел», что означает, что он был найден в той части Европы, которой касались воды Атлантического океана, это Великобритания, Ирландия, Франция и Пиренейский полуостров. Котел изготовлен из трех листов бронзы: двух прямоугольных, формирующих окружность корпуса, и одного круглого чашеобразного снизу. У горловины расположены две литые ручки, за которые его можно переносить или подвешивать. На корпусе котла видны следы ремонта, указывающие на то, что, прежде чем оказаться в реке, он побывал на многих пирах и нес долгую ценную службу.
Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов
Мы окунемся в историю ведьминого котла и связанную с ним мифологию. Я расскажу о множестве нюансов, которые нужно учитывать при выборе собственного котла (или даже нескольких!), а также о том, как купить новый, сделать его самостоятельно или приспособить под котел что-то уже ненужное. Мы выясним, как пользоваться котлом: благословить его и применять в ритуалах, как с его помощью колдовать и творить кухонную магию, предсказывать будущее, а также как ухаживать за котлом, чтобы он прослужил вам многие годы. Мы обратимся к старинной магии и будем работать с ее методами по-новому с необычными и нетрадиционными котлами, которые наверняка есть у вас дома. Вы узнаете, что этот чудесный инструмент обладает безграничными возможностями и может стать вашим любимым!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Итак, котел. Это предмет аллегоричный, к которому часто обращается фольклор, который веками изображается в искусстве и в то же время незаметный и вездесущий. Он занимает главное место в мифических магических практиках и сверхъестественных превращениях, а кроме того, используется при готовке и уборке. Наверное, нет никакого другого инструмента, столь созвучного современной ведьме, которая ежедневно вынуждена уравновешивать в себе мистику и быт.
При слове «котел» в вашем воображении, скорее всего, возникает классический образ: округлый, пузатый черный горшок с зауженным горлышком, возможно, с боковыми ручками, на треноге и с верхним держателем. Это объяснимо — ведь дизайн котелка практически не менялся веками. Давайте попробуем понять, почему обстоятельства сложились именно так, и рассмотрим несколько определений котла, а также варианты истории его происхождения.
«Большой горшок, чаще всего с боковыми ручками, для приготовления еды» (в английском языке слово cauldron образовано от раннего французского cauderon, которое, в свою очередь, произошло от латинского слова caldarium, означающего «горячая ванна», а оно — от слова cadius — «тепло») (Толковый словарь английского языка Collins).
«Большой котел или бак для варки» (в среднеанглийском — cauderon, слово пришло из французского языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского — caldaria — сущ. ж. р., образованное от caldarius — «согревающий»; производное от calidus — «теплый», calere — «быть теплым») (Университетский словарь английского языка Random House Kernerman Webster).
Как видно из происхождения слова, типичный котел предназначался для нагревания и кипячения жидкостей. Благодаря его округлой форме жидкость в котле легко помешивать, и в то же время такая форма обеспечивает большую площадь для разгона нагретых молекул, что усиливает парообразование (идеальные условия для приготовления тушеных и прочих, требующих выпаривания блюд) и не позволяет вареву сбежать через край. (Если у вас когда-нибудь сбегал на плиту суп, попытайтесь представить, как бы вы справились с подобной неприятностью, имея дело с большим, тяжелым, висящим над огнем котлом!) Во всех культурах мира для нагревания жидкостей использовались горшки такой формы.
Общая информация о котлах
В первую очередь и главным образом котел — это сосуд. Его форма предназначена для удерживания содержимого и способствует проводимости и сохранению тепла. Обычно котел изготавливают из металла, в основном из железа, потому что оно износостойкое и долговечное. Для удобства в использовании его очень часто оснащают боковыми ручками, держась за которые, его можно переносить, выливать из него варево, а еще за ручки котел можно подвесить на крючок с помощью цепей. Дно котла может быть плоским — чтобы ставить на ровную поверхность, но чаще всего котел оснащен тремя ножками, чтобы его можно было поставить над огнем. И наконец, у котла есть крышка, которая удерживает варево. Поскольку форма котла способствует быстрому испарению влаги, крышка помогает замедлить это испарение, собирая конденсат, и сохраняет тепло приготовленной пищи.
Котлы, как правило, делали большого размера, чтобы готовить в них еду на всю семью, а также мыть посуду, — универсальная кухонная емкость, в которой можно варить макароны и мыть тарелки. Готовую еду и напитки разливали и раскладывали в емкости поменьше (миски, чашки, блюда). Следует добавить, что гигантские котлы, изображенные рядом с ведьмами на картинах позднего Средневековья, явно сильно преувеличены в художественных целях. Большие котлы стоили очень дорого, не говоря уже о том, что большой котел не дотащишь до середины леса. Между тем, на другом конце размерного ряда мы видим выставленные в эзотерических и оккультных магазинчиках миниатюрные котелочки, созданные для современных практиков, которые готовят еду совсем в других емкостях, да и посуду моют иначе. Какой-то гений догадался, что все мы любим покупать маленькие вещички, пусть даже непрактичные!
Благодаря классическому «щедрому» размеру, форме и назначению котлу легко приписать множество самых разных символических значений. Но сколько из них окажутся актуальными сегодня? Давайте вместе рассмотрим символику котла, которая сохраняется на протяжении последних десятилетий.
Современное язычество чаще всего связывает котел с утробой, соответственно, наделяя его женскими качествами через связь с Богиней. Важно помнить, что домашние хлопоты (приготовление пищи, мытье посуды и т. д.), как правило, издавна считались женским занятием, и это тоже усиливает «женский имидж» котла. Под прикрытием религиозной пропаганды охота на ведьм велась по социальным и гендерным признакам, поэтому в коллективном бессознательном укрепилась связь между женскими обязанностями и колдовством с использованием котлов. Другую ассоциацию с утробой можно описать так: если положить в котел правильные ингредиенты, то из них что-то «родится», — но такой упрощенный подход кажется совсем глупым, не находите? Думаю, от такого сравнения не выигрывают ни обладательницы утробы, ни котелки.
Во многих источниках мне встречалось утверждение, что три ножки котла символизируют Триединую богиню. Очаровательная идея, но фея дизайна во мне говорит, что трехногая конструкция идеальна для размещения котла на неровной поверхности. Вариант с одной или двумя ножками попросту нефункционален (содержимое будет проливаться), а четыре ножки удобны только в случае, если предмет ставят на ровную поверхность, еще и при условии, что все ножки одинакового размера. Соответственно, трехногая конструкция — самая функциональная. Но если вам приятно ассоциировать «трехногость» с божественностью — пожалуйста. Символизм — это проявление связи между физическим и метафизическим.
По мнению автора этой книги, придание современными язычниками котлу женского начала связано больше с желанием оживить концепцию Богини, чем с его формой или областью применения. Во второй половине XX века неоязычество подчеркнуто связывали со «старыми традициями», шла борьба патриархальных концепций с матриархальными или более сбалансированными идеями. Но стоит вспомнить о контркультурах, возникших в послевоенном обществе, и многое проясняется. В этот период много энергии было вложено в синхронизацию магической практики с половым разделением: чаши и котелки стали инструментами Богини, а жезлы и атамы — проявлением мужской энергии, при этом те и другие использовались и жрецами, и жрицами. Гендерный символизм может усилить связь с предметом и позволяет познакомиться с его, возможно, забытым прошлым, но может и оттолкнуть — особенно тех, кто мыслит внегендерными категориями. Сам по себе котел куда многограннее анатомических ассоциаций, он универсален и удобен для всех и каждого.
Как далее вы узнаете из раздела, посвященного истории и мифологии, изначально котел не воспринимался исключительно женским инструментом или утварью и не был связан исключительно с Богиней. Глубокий символизм котла обусловлен не его формой, а многовековой ролью в магической практике и мифологии. Надеюсь, что значения котла, которые вы найдете в мифах, историях и фольклоре, вдохновят вас. В конце концов, важность символа определяется тем, что именно он значит для вас и вашей практики. Если идея вас вдохновляет и нравится, значит, вы на верном пути!
Девять вариантов применения котлов
Для простоты восприятия я систематизировала описание по вариантам использования котлов, разбив их на девять категорий — по роли котлов в мифологии, фольклоре, истории и ритуалах. Благодаря этому списку вам будет легче решить, как использовать котел, и выявить личное значение и цель своих действий. Вполне возможно, что некоторые категории пересекаются, но это вполне естественно, ведь котел — предмет многофункциональный!
Контейнер. В самом простом варианте котел — это емкость. В этом случае у него относительно пассивная роль: содержимое пребывает в готовой форме; в котле что-то хранят. Например, в нем может быть вино, которое впоследствии разольют по емкостям, или записки с намерениями для ритуала. Также он может символизировать хранилище силы своего владельца.
Созидатель. В отличие от контейнера, эта роль активная. В этом варианте котел используется для варки, жарки, готовки или окрашивания. Это действующая сила, изменяющая физические свойства помещенных в форму ингредиентов. Примеры: медоварение, приготовление тушеного блюда или окрашивание одежды.
Преобразователь. В отличие от созидателя преобразователь отвечает за метафизические, а не физические изменения, например, зарядка кулона, сжигание записки с намерением, снятие блокировки, подготовка подношения и т. д. В магических ритуалах, если говорить метафорически, в котле плавятся заклинания.
Очиститель. В этом состоянии котел используется для мойки, чистки и обновления: кипячение воды для питья, мытье предметов или совершение очищающих омовений.
Портал. В некоторых традициях котел, подвешенный на цепи над очагом или стоящий на треноге, символизирует связь между этой реальностью и божественным миром. Цепь является своего рода телефонной линией, в результате чего котел превращается в портал в мир богов. Иногда котел становится настоящими вратами в другой мир или измерение (например, в царство теней). Использование котла в качестве средства для перемещений также попадает в эту категорию.
Указатель. Это вариант ритуального использования котла в качестве указателя места или ориентира. Он может служить неким алтарем, центром ритуального пространства, обозначать сакральное место или использоваться в качестве духовного домашнего «маяка» для ведьмы, которая совершает духовное (или физическое) путешествие в своих видениях полета или отправляется на шабаш.
Барабан. В быту кочевников котел имел множество вариантов применения, в том числе использовался как ударный инструмент — барабан или даже колокол. Музыкальная функция котла была важна при проведении духовных практик, а также устройстве развлекательных или увеселительных мероприятий. В переносном смысле котел может олицетворять сердцебиение группы людей, племени или ковена — того, что сводит вместе и объединяет, особенно во время совместного принятия пищи или напитков.
Инструмент для предсказаний. Существует множество способов с помощью котла заглянуть в настоящее, прошлое или будущее, это и гадание на магическом кристалле, и вытягивание жребия, и пиромантия (гадание на огне), и либаномантия (гадание на дыме или на пепле благовония), и карромантия (гадание на расплавленном воске), и керомантия (гадание воском на воде), элеомантия (гадание на масле), гидромантия (гадание на воде) и т. д.
Второе рождение. В этом варианте котел проявляет несколько своих функций, а именно преобразователя, портала и очистителя, но в данном случае его отличает проявленная способность давать или возрождать жизнь. Именно в этом варианте котел символизирует чрево, поскольку его функция — давать жизнь.
Когда мы перейдем к материалу по истории и мифологии котелка, прошу вас, дорогие читатели, обращайте внимание на выполняемые им функции и определяйте, к какому из девяти вариантов они относятся. Это поможет вам понять свои предпочтения при работе с котлом и воодушевит вас.
Kettle: нем. — kessel; среднеангл. — chetel; старонорв. — ketill.
Cauldron: среднеирл. — coiri или caere, валлийский — pair или peir.
Caldera — кальдера, круглая впадина или аналогичное образование в земле, возникшее в результате вулканической активности (порой его называют котлом).
Происхождение фамилии Казан (Kazan)
Греческое: укороченная форма от слова kazandris, применяемого для профессионального обозначения изготовителя котлов или человека, который использует котел для дистилляции алкоголя.
Турецкое: kazanci — «рабочий котла» или «рабочий печи», это слово образовано от слова kazan — «котел».
Что варили ведьмы в котлах
W I C C A запись закреплена
Котел – это прямое олицетворение женственности и плодовитости. Кроме того, он символизирует стихию Воды, реинкарнацию, бессмертие и чудо вдохновения. Кельтские легенды в которых неизменно фигурирует котел, как атрибут ритуальных действий оказали существенное влияние на современные неоязыческие культы, которые практикуют ритуальную магию.
Котел обычно выступает как центральный объект ритуала. В период весенних магических обрядов он иногда заполняется водой и цветами; зимой внутри него можно развести огонь, что символически воплощает сияние и тепло Солнца исходящее из котла, символа женского Божества.
Заполнив котел водой и пристально вглядываясь в темноту его глубин, можно заниматься созерцанием магических образов. Котел может служить также ритуальной утварью для приготовления имеющих столь дурную репутацию ведьмовских настоев.
Колдовской котел используют не только для приготовления зелий. В них также приготавливают различные смеси, напитки и даже пищу. В котлах сжигают ладан, пергаментную бумагу, сушеные травы. При помощи котла можно гадать, установив на дне котла зажженную свечу. Котел можно использовать вместо магического шара. Сварив колдовское зелье, нужно подождать, пока сойдет первый пар, а потом, глядя на поверхность приготовленного вами варева, задайте свой вопрос, и ответ вам откроется. Изготавливать котел самому просто смешно и практически невозможно. Обычно котлы передаются из рук в руки от одного мага к другому, но если у вас нет возможности заполучить котел таким путем, приобретите его на рынке или в магазине. Проследите только за тем, что бы ваш котел был обязательно чугунным. Крышка и треножник для котла выбираются произвольно. Можно купить котел с плоским дном, чтобы устанавливать его потом на газовой плите, это тоже вполне допускается. Приручать к себе котел не нужно, колдовские варева, которые бы будете варить в нем, сами зарядят ваш котел волшебной силой. Свой котел желательно никому не показывать и уж тем более, не давать пользоваться.
Символ трансформации, а также возрождения и омоложения. Подобно тому как различные субстанции изменяются входе варки и превращаются в пищу или чудесное снадобье, человек, помещенный в котел, может достигнуть более совершенного состояния. Так, например, у Гете Фауст получает из рук ведьмы приготовленное в котле зелье, которое омолаживает его; сходным образом герой сказки о Коньке-Горбунке должен искупаться в трех котлах, чтобы обрести красоту и молодость. В целом подобное значение связано с обрядом инициации. Из-за своей формы, напоминающей перевернутый свод, и функции переработки элементов котел соотносится с нижним миром и землей.
Древние римляне в конце празднеств, посвященных духам мертвых, стучали по котлам, чтобы те вернулись восвояси. В кельтской мифологии фигурирует чудесный неиссякающий котёл, который выступает как символ изобилия. Подобно другим волшебным предметам, он связывается с подземным миром, источником богатства и всяческих чудес, и его владыкой, богом Дагдой.
Котел, обычно железный, является орудием ведьм и волшебников. В преданиях о ведьмах эпохи средних веков и Ренессанса котел фигурирует в качестве сосуда, в котором приготовлялись яды, мази и приворотные зелья. Неоязыческие ведьмы продолжают использовать котел, но лишь для возжигания огня и ладана во время ритуалов или для украшения домов.
Современные магические «зелья» по большей части представляют собой растительные препараты, предназначенные для целительства или позитивной магии. Если котел используется во время ритуалов, то его кладут на ведьминский алтарь в центр магического круга. Как сосуд котел является женским символом и ассоциируется с утробой Матери-Богини. Котёл обладал магическим значением во многих культурах на протяжении всей истории человечества. Согласно преданиям древней Ирландии, в магических котлах на пирах никогда не кончалась пища. Древние кельты ассоциировали котлы с плодородием и изобилием, а также с воскресением мертвых. Котлы использовались во время человеческих жертвоприношений: над ними жертвам перерезали горло либо из в них топили или душили.
Котел возрождения, смерти и нового рождения, вместилище душ и источник вдохновения, ассоциируется с кельтскими богинями Керидвен и Бреневен и с вавилонской богиней судьбы Сирис, которая размешивала в небесном котле мед возрождения. В котле же Керидвен, как говорили, готовился мед мудрости и вдохновения. У кельтов от жрицы лунной богини требовалось совершать человеческие жертвоприношения, отрубая жертвам головы над котлом, сделанным из серебра. Из крови жертв, вскипяченной в котле, готовился магический напиток вдохновения. Кельтский рогатый бог Цернуннос был разорван на части и сварен в котле, и после этого родился заново. Украшения на котле из Гундеструпа, сделанного из серебра около 100-го года до нашей эры и найденного в торфяном болоте под Гундеструпом в Дании, изображают приносимых в жертву людей, которых сперва погружали в жертвенный котел. Жертвенные котлы также встречаются в некоторых шаманских традициях. В норвежской мифологии патриархальный бог Один напился магической крови из котла мудрости и обрел божественную власть. В греческой мифологии богиня-ведьма Медея могла возвращать людям молодость, окуная их в магический котёл. Котел имеет параллели с чашей святого Грааля, предание о которой было включено в христианский миф.
Согласно средневековой литературе и народных преданий считалось, что котел, висящий над очагом, есть в каждом доме ведьмы, а также что в нем ведьмы варили свои гнусные зелья, сделанные из таких составляющих, как кровь летучих мышей, обезглавленные и освежеванные жабы, змеи и детское сало. Перед шабашем ведьмы готовили в котлах свои мази для полета и галлюциногенные препараты. Часто они забирали на шабаши и свои котлы, в которых варили для пиршества детей. Ведьмы могли вызывать на море шторм, выливая в океан содержимое своих котлов. Самые необычные котлы, как полагают, были у леди Элис Киттлер, ирландской ведьмы XIV века. Сообщают, что леди Элис готовила свои яды и зелья, размешивая их в черепах обезглавленных преступников. Согласно одной легенде с ироническим оттенком, некий шотландский колдун XIV века был казнен в котле. Уильям, лорд Соулис, которого описывали как вредоносного колдуна, виновного во «всяческих колдовских злодействах», был осужден за разнообразные преступления и сварен в котле. Котел был также важным средством для алхимиков в их поисках формул, способных превращать свинец в золото или серебро, а также делать из маленьких драгоценных камней большие.