Что ваши дети умеют в год
Что должен уметь ребенок в год
Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.
Особенности развития ребенка в 1 год
По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Особенности развития девочек в 1 год
Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.
Особенности развития мальчиков в 1 год
Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Возможные отклонения в развитии
В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
Что ребенок должен уметь в 1 год
Не успели вы оглянуться, а вашему малышу уже год! И, если вы — ответственный родитель, то один из важных вопросов, который вас наверняка волнует: Что ребенок должен уметь в 1 год?. Разумеется, у каждого крохи — свой темп развития, но все же по поводу определенных навыков педиатры сходятся в едином мнении.
Достижения первых 12 месяцев
К рубежу в 12 месяцев малыш приходит с определенными достижениями.
Вот, что чаще всего умеет ребенок в год:
Основные физические навыки
В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.
Что должен уметь ребенок в 1 год:
Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.
Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».
Как малыш познает мир
Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.
«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:
Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год
Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.
Первые слова
Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).
Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.
Что еще ребенок должен уметь в 1 год:
Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.
Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год
Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:
Разумеется, все вышеперечисленные навыки малыш осваивает не только сам, а во многом — благодаря взрослым. Если дадите ему возможность развиваться самостоятельно, но при этом будете уделять много внимания общению и комментариям окружающего мира, то ни один раз удивитесь способностям годовасика. А пару лет спустя будете с улыбкой вспоминать, что именно ваш ребенок умел в год.
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Ребенок 1 год 9 месяцев
В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей («играет рядом»). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.
Показатели физического развития ребенка в 1 год 9 месяцев
Показатели роста и веса ребенка в 1 год 9 месяцев
Таблица 1. Рост и вес ребенка в 1г 9мес по данным отечественных педиатров
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,6 | 13,6 |
Вес девочек, кг | 10,3 | 12,8 |
Рост мальчиков, см | 80,8 | 88,3 |
Рост девочек, см | 79,5 | 87,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 47,2 | 50,6 |
Окружность головы девочек, см | 46,1 | 49,5 |
Окружность груди мальчиков, см | 47,9 | 54,3 |
Окружность груди девочек, см | 48,2 | 53,5 |
Таблица 2. Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев по данным ВОЗ
1 год 9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 9,2 | 14,5 |
Вес девочек, кг | 8,6 | 14,0 |
Рост мальчиков, см | 79,4 | 90,9 |
Рост девочек, см | 77,5 | 89,8 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,2 | 50,5 |
Окружность головы девочек, см | 44,0 | 49,5 |
Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев
В этом возрасте ребенок знает отличия предметов по форме, величине, цвету:
Как играют дети 1 год 9 месяцев? Игровые действия в основном отобразительные:
Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев
Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев
Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.
Что умеет делать ваш ребенок в год?
Всем доброго времени суток. Вот и нам годик! Стали проходить мед.осмотр. Один из врачей сказал нам, что в год ребенок должен уже есть самостоятельно ложкой и пить сам из кружки. Мы не умеем. С кружки, конечно, пьем, но с моей помощью. Ложкой самостоятельно тоже не орудуем. А так умеем ходить, говорим хорошо мама, папа, баба, деда, и на своем киль-биль бельмечим. А вот на горшок не ходим:( Где-то с 5-6 месяцев писали на раковину и горшок теперь не воспринимает. Играть любит с машинками, катает их по полу, на улице с лопатками играет, земельку копает, камушки собирает. Поделитесь, что ваши детки умеют в год?
Уж точно никак мнение врача (которое определенно личное, а не профессиональное) не связано с нормами нервно-психического развития. В год у ребенка должна присутствовать автономная речь (понятная лишь ребенку, главное, чтоб не молчал), а также пассивная речь (понимание речи взрослых). Что до навыков самообслуживания, то тут все индивидуально, но для полноценного орудования столовыми приборами и контролем над выделительной системой нервная система точно не дозрела. Отлично ваш ребенок развивается, не создавайте проблем для себя и не развивайте комплексы у ребенка.
В год дети на горшок не просятся еще, мамы подлавливают после сна и по времени, тогда есть результат. Ложку держать может, пытается ей кушать, но часто такие попытки заканчиваются попаданием в лицо еды и на пол. Чашку конечно освоили сразу, тут дети легко понимают что нужно от них. Дети все разные, а врач хочет всех сделать клонами, один ребенок учится быстрее, другой медвежонок по натуре.
Мне интересно, как это врач еще не сказал, что в год малыш должен уметь читать и писать?! Мы в год только успели несколько чашек разбить и получили кружку небьющуюся, потому что надоело новые покупать. Кричал, конечно «дай-дай!» и вовсю стремился к самостоятельности, но стоило дать в руки чашку, как бросал ее держать, и она летела на пол. А с кружкой пошло быстрей обучение, в полтора годика уже полностью самостоятельно пил и даже не обливался.
Да уж, что-то врач маловато навыков перечислила! Неждана, разделяю Вашу иронию. Есть определенные нормы развития малышей и, не скрою, я тоже часто их читаю. Но делаю это, скорее, для общего ознакомления, чем для того, чтобы ребенка под эти рамки подгонять.
Мой сынок в 9 месяцев начал осознанно произносить первые слова, а к году его активный словарный запас был больше 20 слов. Сейчас продолжает расти (я веду записи). Пошел мой малыш в год. По поводу чашки и ложки. Из чашки пьет сам, но много проливает, так как еще не может точно расчитать нужный наклон для глотка. Ложку в руке держит, понемногу набирает (даю волю, когда ест пюре), ко рту подносит, но часто промазывает, размазывая еду по лицу.
Все детки разные, кто развивается очень быстро, кто-то, в чем-то запаздывает. Это, всего лишь вопрос времени. Врач, руководствуется общими показателями. В годик, у меня ребенок брал ложку в руки и пытался кушать, но орудовать ею хорошо, конечно же, не мог. Мы начали пить с чашечки, только с полутора лет. Горшок, мы освоили поздно, к двум с половиной годам. И что с этого?
А по вашему посту и так понятно, что малыш гармонично развивается, так чего же искать проблемки там где их нет?
Ну, про ложку, это слишком. Пить может уже уметь к году. а может и не уметь:). Моя пила самостоятельно еще до года, но только потому, что не умела сосать из бутылки:), а орудовать ложкой научилась к 1,5 годам. Предложите ребенку поильник, а следующим шагом будет стакан.
Для начала нужно сказать, что все дети индивидуальны и не всегда развиваются точно по установленным стандартам. Если ребенок совершенно ничего не умеет делать в возрасте года, то тогда стоит говорить о каких-то отклонениях в развитие, но если это какой-то из пунктов, то ничего страшного нет – научится сам или же надо будет, так скажем, немного подтолкнуть.
Если говорить о бытовых навыках, то годовалый ребенок должен уметь откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья. Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками. Уже появляются первые попытки кушать ложкой. Бывает, что некоторые дети уже могут накалывать кусочки пищи на вилку, но большинство все же берет еду руками. Годовалый ребенок при умывании должен уметь или хотя бы пытаться вытирать лицо и руки полотенцем.
Бывает, что дети уже помогают в процессе одевания. Они могут протягивать ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но все же большинство не любят этот процесс и выражать писком или криком свое недовольство. Кстати говоря, точно также ребенок должен реагировать на мокрые или испачканные штанишки. Только на подгузник у них такого недовольства нет.
Если говорить про двигательную активность годовалого ребенка, то он должен уметь стоять без поддержки, пытаться ходить, но пока еще с помощью взрослого. Ползать дети в год должны обязательно. Исключением является лишь тот случай, если ребенок начал очень рано ходить, т.е. этап ползанья он миновал.
С передвижением еще связаны умения ползать по лестнице вверх и вниз, шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого, приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения, залезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Про познавательные навыки развития тоже нельзя забывать. Самое, пожалуй, известное умение – это собирание и разбор пирамидки. Делается это по подражанию действиям взрослого, а в дальнейшем самостоятельно. Ребенок еще должен уметь открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно. И в этом случае все делается по показанному примеру со стороны взрослого.
Еще ребенок может играть с различными предметами домашнего обихода, например, посудой, обувью, головными уборами и т.п. Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать». В данном случае взрослым лучше всего создать игровую ситуацию и показать все эти действия, в дальнейшем ребенок должен будет выполнять их самостоятельно.
Годовалые дети должны уметь захватывать мелкие предметы, например, пуговицу, ластик большим и указательным пальцами. Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик. Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики. Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п. и сверстников, например, стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.