Что важнее для человека разум или чувства
Что важнее: чувства или разум?
Чувства и разум. Хочу и надо
Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.
Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.
Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Человек неспроста испытывает тягу к чему-либо, неспроста симпатизирует кому-то или избегает кого-то. Для этого всегда есть и причина, и цель. Прежде чем принимать решения, важно понять и причину, и цель своих влечений.
Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям.
Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.
Как найти равновесие между чувствами и разумом?
Когда перед вами встанет выбор между вашими «хочу» и «надо», не позволяйте себе принимать скоропалительных решений или делать поспешные выводы. Остановитесь и понаблюдайте за маятником внутри вас.
Не пытайтесь заглушить ни чувства, ни разум. Послушайте себя, сосредоточьтесь. Живите, дышите, смотрите. Маятник продолжает качаться, но очень важно не подталкивать его! Наоборот – с каждым его движением старайтесь замедлить качели. Продолжайте наблюдать.
В тот момент, когда маятник почти перестал раскачиваться между «хочу» и «надо», приходят самые легкие и верные решения. Умейте ждать, и, возможно, ситуация уладится сама собой.
Что важнее: чувства или разум — Эмоции и мышление
Что важнее: чувства или разум? Это решение, которое люди должны принимать каждый день. Всем известен конфликт чувств с разумом!
Чувства — это жизнь тела. Они живые и теплые, а внимание к чувствам — это всегда внимание к себе, внимание к живым, которое происходит в нашем теле.
Жизнь тела — это ощущение внутреннего тепла, желания, потому что тебе что-то нравится и тебе что-то не нравится, ты чего-то хочешь или наоборот, это волна настроения. Жизнь — это движение, а чувства — это испытание энергии тела. Они исходят из чувств тела, обращая внимание на потребности тела.
Чувство — это тело. Это погружение в жизнь. Разум — это совсем другое! Она сосредоточена не на внутреннем мире, а на внешнем. Разум — это закон, которому он подчиняется, и считает правильным, что все должно ему подчиняться.
Когда, под влиянием слов, в человеке поднимается энергия энтузиазма, он как Бог в тебе («Мы наши, мы построим новый мир!») или гнев («Пусть благородная ярость закипит, как волна…»), и человек «загорается», начинает двигаться — это было обращение к чувствам. Но когда человек под влиянием слов начинает думать, понимать что-то лучшее, рассуждать, формулировать свои мысли ясно и правильно, это было обращение к уму.
Я считаю, что чувства — это основа ума, но в то же время ум не ограничивается чувствами. Он принимает решения, основываясь на данных, предоставленных чувствами, но его решение может быть согласовано с чувствами или наоборот. Один просто предпочитает жить умом, другой — чувством. В большинстве случаев дети живут чувствами. Сейчас наше поколение недоразвито, оно находится в поздней стадии развития, об этом говорят все: и психологи, и социологи, и социологи, и социологические опросы. Считается, что разум человека начинает работать через 13 лет, но в настоящее время все гораздо позже. Люди не хотят создавать семью, чувствовать ответственность, для них лучше пойти в кафе, в клубы, выпить алкогольных напитков, включить мобильный телефон и, ничего не делать.
Тем не менее, когда возникают хорошие или плохие ситуации, они сначала волнуются или радуются, в зависимости от обстоятельств, и только потом думают. Так что сначала чувства, потом разум! В конце концов, вы не можете представить себе человека без чувств, потому что каждая мысль, каждая идея, каждая ситуация оставляет отпечаток на душе, и с момента рождения человек накапливает много багажа различных мыслей, слов, действий, которые затем сопровождают его до конца его жизни. Обычно это называется меткой. В греческом языке слово «характер» означает душу.
Мы действуем и думаем под влиянием чувств и эмоций. Конечно, есть работа — интеллектуальная работа за деньги, расчеты экономики, мечты и т.д., но чувства в сердце каждого человека важнее его ума, потому что помимо работы есть семья, друзья, враги, коллеги, соседи, руководители и т.д., и нужно выстраивать отношения со всеми. Все люди, которые окружают человека, оказывают влияние на его жизнь, мысли и чувства.
Когда мы любим наших соседей, которых видим чаще, чем других, мы испытываем теплые чувства и эмоции, которые запечатлеваются в нашем сердце или душе и формируют наш характер. Тогда любовь постепенно становится нашим главным чувством, и мысли, наполненные любовью в нашей душе, также становятся легкими.
Эмоции и мышление
Но все же, если подумать, эмоции и мышление взаимосвязаны. Когда эмоции влияют на ум, характер мыслей также влияет на чувственную сферу. Мысли могут не только сделать нас счастливыми, но и помочь создать плохое настроение. Разум позволяет немного контролировать состояние наших эмоций.
Взаимосвязь между чувством и разумом не исключает личных, индивидуальных особенностей человеческих реакций в ответ на обстоятельства. Люди делятся на художников и мыслителей.
Однако там, где люди могут выбирать свой образ жизни самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, а женщины — своими чувствами.
Люди мыслящего типа живут эмоциями, непредставленными впечатлениями. Действия людей, основанные на чувствах, как правило, несбалансированы, спонтанны, ненадежны, зависят от человеческих эмоций. Человек часто делает вещи, не думая, и только позже, когда чувства «остывают», понимает, что он был неправ и поддался своим внутренним эмоциям. Люди интеллектуального типа воспринимают окружающий мир абстрактно, теоретически, философски. Представители этого типа обычно мыслят и действуют логически, но иногда эгоистично, они воспринимают окружающий мир сухим, схематичным образом. Конечно, лучше, если чувства и разум дружат, поддерживают друг друга. Так что у большинства людей есть средний, средний характер. Необходима гармония ума и чувств, где мысли и эмоции не равны, а ум принимает ответственные решения, чувства помогают ему.
Но что предпочтительнее в мужчине: Чувства или интеллект? Что важнее для человека? На этот вопрос можно ответить следующим образом: человек не должен жить только на чувствах или только на мыслях. Идеальная личность должна основываться на балансе чувств и ума, но этот баланс никогда не бывает стабильным. Иногда чувства и мысли становятся противоречивыми. Но что должно преобладать? Мнения на эту тему всегда разные. Жан-Жак Руссо благосклонно относился к чувствам, а Х. Спенсер — к разуму, утверждая, что человеку не нужны эмоции в будущем.
Не всегда нужно поддаваться чувствам или разуму; нужно всегда «трезво» оценивать ситуацию и держать ее примерно в рамках. В современном мире человек может без проблем развивать сферы чувств и эмоций, а также мышления и рассуждений. Ведь с ростом объема впечатлений от жизни растет и количество факторов, изменяющих эмоциональную сферу человека. Ведь, как говорил А.П. Чехов: «Чем выше человек в своем духовно-нравственном развитии, тем больше радости дарит ему жизнь».
Теория эмоций
Эмоциональная сфера человека до сих пор недостаточно изучена. В философии и науке человек часто сталкивается с точкой зрения, сознательной или бессознательной, но вопреки рациональному и эмоциональному подходу в человеке. Как возникают чувства? Являются ли они продуктом сознания или оценкой ситуации? Что быстрее — чувство или разум? Эти вопросы задают философы и ученые с древних времен.
Ч. В 1872 году Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у людей и животных». В нем автор показал свое видение эволюции эмоций и обосновал их происхождение физиологическими проявлениями. По его словам, эмоции могут быть зачатками различных целенаправленных реакций, которые человек развил в борьбе за существование. Например, разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки, потому что в первобытном обществе гнев часто приводил к драке, и такая реакция служит подготовкой к ней. Руки потели от страха, потому что обезьянам было легче цепляться за деревья.
Основатель психологии У. Вундт считал, что восприятия, возникающие в сознании, влияют на переживаемые эмоции. Однако эмоции — это прежде всего внутренние изменения. Его теория называется ассоциативной, потому что Вундт указал на связь между мимикой, эмоциями и низшими чувствами и ощущениями, которые возникают в процессе ассоциации. Например, выражение лица, характерное для чувства презрения (оттолкнутая вперед губа), возникает из-за сходства этого проявления с выплевыванием человека.
Ученые сходятся во мнении, что наличие эмоций не может быть биологически бессмысленным, хотя их назначение нелегко определить. Изард считал, что эмоции возникают, чтобы закрепить отношения между матерью и ребенком. Именно «негативные» эмоции появляются первыми, что, вероятно, связано с передачей опасности, страха в организм. «Позитивные» эмоции, с другой стороны, говорят о благополучии, поэтому их не нужно поддерживать в течение длительного времени, в то время как страх должен мобилизовать организм на защиту и действия. Просто застревание на отрицательных эмоциях может навредить здоровью.
Теория разума
Разум является предметом интенсивного изучения ученых и философов с XVII века. С этого момента произошло накопление знаний о человеческом разуме, что привело к появлению нескольких теорий, объясняющих его природу:
С точки зрения механистического подхода, человеческая мысль обусловлена влиянием внешней ситуации, и человек подчиняется либо своим собственным ассоциациям, либо объективным стимулам в соответствии с программой, которая существует в нем. Телеологический подход направлял внимание на независимость мысли и ее ориентацию на решение проблемы, таким образом, он носит активный характер и основан на предыдущем опыте субъекта. Целостный подход привлек внимание к неопосредованности понимания основных отношений в проблемной ситуации, что приводит к ее решению. С точки зрения психолога Ж. Пьяже, мышление — это высший познавательный процесс, формирующийся под воздействием внутренней и внешней среды, то есть оно действует как биологически, так и логически.
Кроме того, исследователи отметили, что мышление имеет социальную и историческую форму и в равной степени обусловлено. Это означает, что мышление определяется уровнем развития культуры общества. С точки зрения Выготского, человек обладает естественным мышлением, которое присуще человеку как биологическому существу, а другие животные (обезьяны, вороны и т.д.) обладают таким же мышлением.
Кроме того, человек обладает специфическим мышлением, которое формируется только в процессе его развития в обществе и приобретения культурных ценностей. Специфика этого мышления заключается в специфике общества, в котором человек воспитывался и воспитывался.
Спор о разуме и эмоциях в философии
В философии разум (мышление) и чувство (эмоции) часто противопоставлялись друг другу. Был поднят вопрос о том, чем руководствуются в своей деятельности люди — всегда ли это разумно? Даже в библейские времена философы указывали на эту проблему. Фило в аргументе архимандрита Рафаэля (Карелин) указал:
«Ева — это смысл, Адам — разум». Разум обманул разум, и поэтому мы видим в себе непрекращающееся падение Адама. Мы видим, как наши чувства и страсти обманывают и загоняют в ловушку наш разум».
Это желание отделить разум от чувств исходит от Аристотеля. Он создал доктрину произвольных и непроизвольных действий, в которой делает вывод о том, что в человеке должна существовать гармония рациональных и иррациональных начал. Это, в свою очередь, порождает проблему волеизъявления. Однако использование прилагательного «умный» в социальной истории долгое время означало не только наличие знания или стремление к рациональному пути в мышлении, но и наличие умственных способностей, нравственных рамок.
Один только рационализм, без духовной поддержки, чреват опасностью. На это указал Ж.-Ж. Руссо. Он писал, что разум без инстинктов и страстей становится чрезмерно академическим и поэтому неплодородным, что приводит к индивидуализму, анархии и хаосу. Многочисленные представители религиозно-философской мысли в России (например, П. Флоренский) писали о необходимости сочетать рациональность и умение «видеть сердцем».
С точки зрения современного философа Эпштейна, философия основана на чувстве, потому что «любовь к мудрости» включает в себя чувство (любовь) и разум (мудрость). Философская мысль включает в себя все законы Вселенной в целом. В человеке, который тонко чувствует этот мир, отношение к нему становится эмоциональной драмой. Философия невозможна без эмоций, так как необходимость думать о проблемах мироздания возникает только от чувства беспокойства, когда личность покрыта «меланхолией вселенской слабости и обреченности», неумолимым ходом вещей. Ответом на такое философское чувство может быть только философская рефлексия.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Что важнее: чувства или разум?
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория чувств
Эмоциональная сфера человека до сих пор недостаточно изучена. В философии и науке часто можно встретить точку зрения, которая осознанно или нет, но противопоставляет рационалистическое и эмоциональное начало в человеке. Как возникают чувства? Это продукт сознания или оценки ситуации? Что быстрее – чувства или рассудок? Этими вопросами задавались философы и ученые с самых древних времен.
Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней автор показал свой взгляд на эволюцию эмоций и обосновал их появление из физиологических проявлений. По его мнению, эмоции могут быть рудиментами различных целесообразных реакций, которые были выработаны людьми в процессе борьбы за существование. Например, разгневанный человек краснеет и тяжело дышит, сжимает кулаки, поскольку в первобытном обществе гнев часто приводил к драке, а такая реакция обеспечивает подготовку к ней. Руки при страхе потеют потому, что так обезьянам было легче хвататься за деревья.
Основоположник психологии В. Вундт считал, что представления, возникающие в сознании, влияют на испытываемые эмоции. Однако эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения. Его теория носит название ассоциативной, поскольку Вундт указывал на связь между мимикой, эмоциями и низшими чувствами и ощущениями, которые возникают в процессе ассоциации. Так, характерная для чувства презрения мимика (выпяченная вперед губа) появляется из-за схожести этого проявления с тем, когда человек что-то выплевывает.
Ученые соглашаются с тем, что наличие эмоций не может быть биологически бессмысленным, хотя определить их назначение весьма непросто. Изард полагал, что эмоции возникли для закрепления отношений между матерью и ребенком. При этом первыми возникают именно «отрицательные» эмоции, что, вероятно связано с передачей опасности, тревоги для организма. «Положительные» эмоции, напротив, говорят о благополучии, поэтому нет необходимости его долго поддерживать, в то время как тревога должна мобилизировать организм для защиты и действия. Застревание человека именно на отрицательных эмоциях может существенно повредить его здоровью.
Готовые работы на аналогичную тему
Теория мышления
Разум стал предметом пристального внимания со стороны ученых и философов с 17 века. С этого момента шло накопление знаний о человеческом мышлении, что привело к появлению нескольких теорий, объясняющих его природу:
С точки зрения механистического подхода мышление человека обусловлено воздействием внешней ситуации, человек подчиняется либо собственным ассоциациям, либо объективным стимулам согласно некой имеющейся у него программе. Телеологический подход обращал внимание на самостоятельность мышления и его направленность на решение задачи, таки образом, оно носит активный характер основывается на прошлом опыте субъекта. Целостный подход обращал внимание на внезапность понимания существенных отношений в проблемной ситуации, что приводит к ее решению. С точки зрения психолога Ж. Пиаже мышление представляет собой высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внутренней и внешней среды, т.е. выступает и биологическим, и логическим.
Кроме того, исследователи выяснили, что мышление носит общественно-исторический характер и такую же обусловленность. Это значит, что мышление определяется уровнем развития культуры общества. С точки зрения Выготского, у человека существует натуральное мышление, которое присуще человеку как биологическому существу, такое же мышление есть и других животных (обезьян, ворон и т.д.).
Кроме того, у человека есть специфическое мышление, которое формируется только в ходе его развития в обществе и усвоения культурных ценностей. Специфика этого мышления заключается в специфике того общества, в котором рос и воспитывался человек.
Спор о разуме и чувстве в философии
В философии разум (мышление) и чувства (эмоции) часто противопоставлялись друг другу. Поднимался вопрос, что же руководит человеческими поступками – всегда ли разум? Философами эта проблема относилась еще к библейским временам. Филон в рассуждениях архимандрита Рафаила (Карелина) указывал:
«Ева – это чувства, Адам – это разум. Чувство обольстило разум, и потому в самих себе мы беспрестанно видим падение Адама. Видим, как наши чувства и страсти обманывают и пленяют наш ум».
Такое стремление разделить разум и чувства досталось философии от Аристотеля. Он создал учение о произвольных и непроизвольных действиях, в котором приходит к выводу о необходимости гармонии рационального и иррационального начала в человеке. Это, в свою очередь, порождает проблему силы воли. Однако на протяжении длительного времени в социальной истории употребление прилагательного «умный» обозначало не только наличие знаний или следование рациональному пути в мышлении, но и наличие духовных сил, моральных скреп.
Один рационализм, лишенный духовной опоры, таит в себе опасность. На это обращал внимание Ж.-Ж. Руссо. Он писал, что разум без инстинктов и страстей становится чрезмерно академичным, а потому бесплодным, что ведет к индивидуализму, анархии и хаосу. О необходимости совмещения рационального начала и умения «видеть сердцем» писали многочисленные представители религиозной философской мысли в России (например, П. Флоренский).
С точки зрения современного философа Эпштейна, философия основывается на чувствах, поскольку «любовь к мудрости» включает в себя чувство (любовь) и разум (мудрость). Философская мысль охватывает все законы мироздания в целом. У человека, тонко чувствующего этот мир, отношение к миру превращается в эмоциональную драму. Философия невозможна без эмоций, поскольку необходимость рассуждать над проблемами мироздания возникает только от чувства неустроенности, когда личность охватывает «меланхолия всеобщей бренности и обреченности», неумолимого хода вещей. Ответом на такое философское чувство может быть только философское размышление.
Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства
Автор: Guru · Опубликовано 27.11.2016 · Обновлено 24.04.2017
Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?»
Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определения главным его составляющим. Разум — это способность человека логически мыслить: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить смыслы, делать выводы, формулировать принципы. А чувства – это эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.
Многим кажется, что нужно жить лишь разумом, и они в чем-то правы. Разум дан человеку, чтобы он все обдумывал и принимал верные решения. Но человеку даны и чувства. Они всегда борются с разумом, показывая, что именно на них стоит обращать большее внимание. Чувства важны для каждого из нас: они помогают сделать нашу более насыщенной и интересной. Иногда сердце подсказывает одно, а мозг говорит нам совсем противоположное. Как же быть? Хочется, чтобы они жили в мире и не спорили друг с другом, но это недостижимо. Душа желает свободы, праздника, веселья… А разум твердит нам, что нужно трудиться, работать, заботиться о повседневных мелочах, чтобы они не скапливались в неразрешимые бытовые проблемы. Две противоборствующие силы тянут бразды правления каждая на себя, поэтому в разных ситуациях нами управляют разные мотивы.
В повести «Капитанская дочка» мы также наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь, а позже получает Машу в законные жёны. Этот пример – иллюстрация того, что голос чувства необходим человеку в принятии окончательного решения. Он помог спасти девушку от несправедливого притеснения. Если бы юноша только думал да прикидывал, любить до самопожертвования он не смог бы. Но разумом Гринев не пренебрег: он составил мысленный план, как максимально эффективно помочь возлюбленной. Он не записывался в предатели, а воспользовался расположением Пугачева, который оценил мужественный и сильный характер офицера.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в человеке должны быть сильными и разум и чувства. Нельзя отдавать предпочтение крайности, нужно всегда находить компромиссное решение. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
Научно-исследовательская статья «Что важнее для человека: разум или чувства?»
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская статья «Что важнее для человека: разум или чувства?»»
Что важнее для человека: разум или чувства?
МКОУ «СОШ №9 им Х. Ч. Кубанова с. Джага»
What is more important for a person: the mind or the feelings?
student of the 11th grade
MKOU » Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Jaga»
Аnnotation. In this article, we will try to understand what is still more important for a person-the mind or feelings. Reason and feeling: can they possess a person at the same time, or are they concepts that mutually exclude each other? Is it true that in the rush of feelings, a person commits both base actions and great discoveries that drive evolution and progress? What can a dispassionate mind, a cold calculation, do?
Keywords: mind, feelings, concept, actions, ability.
Эмоциональная сфера человека до сих пор недостаточно изучена. В философии и науке часто можно встретить точку зрения, которая осознанно или нет, но противопоставляет рационалистическое и эмоциональное начало в человеке. Как возникают чувства? Это продукт сознания или оценки ситуации? Что быстрее – чувства или рассудок? Этими вопросами задавались философы и ученые с самых древних времен. Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней автор показал свой взгляд на эволюцию эмоций и обосновал их появление из физиологических проявлений. По его мнению, эмоции могут быть рудиментами различных целесообразных реакций, которые были выработаны людьми в процессе борьбы за существование. Например, разгневанный человек краснеет и тяжело дышит, сжимает кулаки, поскольку в первобытном обществе гнев часто приводил к драке, а такая реакция обеспечивает подготовку к ней. Руки при страхе потеют потому, что так обезьянам было легче хвататься за деревья. [1]
Основоположник психологии В. Вундт считал, что представления, возникающие в сознании, влияют на испытываемые эмоции. Однако эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения. Его теория носит название ассоциативной, поскольку Вундт указывал на связь между мимикой, эмоциями и низшими чувствами и ощущениями, которые возникают в процессе ассоциации. Так, характерная для чувства презрения мимика (выпяченная вперед губа) появляется из-за схожести этого проявления с тем, когда человек что-то выплевывает. Ученые соглашаются с тем, что наличие эмоций не может быть биологически бессмысленным, хотя определить их назначение весьма непросто. Изард полагал, что эмоции возникли для закрепления отношений между матерью и ребенком.
Разум стал предметом пристального внимания со стороны ученых и философов с 17 века. С этого момента шло накопление знаний о человеческом мышлении, что привело к появлению нескольких теорий, объясняющих его природу: Механистической; Телеологической; Целостной; Личностной; Исторической; Деятельностной. С точки зрения механистического подхода мышление человека обусловлено воздействием внешней ситуации, человек подчиняется либо собственным ассоциациям, либо объективным стимулам согласно некой имеющейся у него программе. Телеологический подход обращал внимание на самостоятельность мышления и его направленность на решение задачи, таки образом, оно носит активный характер и основывается на прошлом опыте субъекта. Целостный подход обращал внимание на внезапность понимания существенных отношений в проблемной ситуации, что приводит к ее решению.
Спор о разуме и чувстве в философии.
В философии разум (мышление) и чувства (эмоции) часто противопоставлялись друг другу. Поднимался вопрос, что же руководит человеческими поступками – всегда ли разум? Философами эта проблема относилась еще к библейским временам.[2]
Филон в рассуждениях архимандрита Рафаила (Карелина) указывал: «Ева – это чувства, Адам – это разум. Чувство обольстило разум, и потому в самих себе мы беспрестанно видим падение Адама. Видим, как наши чувства и страсти обманывают и пленяют наш ум». Такое стремление разделить разум и чувства досталось философии от Аристотеля.[3] Он создал учение о произвольных и непроизвольных действиях, в котором приходит к выводу о необходимости гармонии рационального и иррационального начала в человеке. Это, в свою очередь, порождает проблему силы воли. Однако на протяжении длительного времени в социальной истории употребление прилагательного «умный» обозначало не только наличие знаний или следование рациональному пути в мышлении, но и наличие духовных сил, моральных скреп. Жан-Жак Руссо писал, что разум без инстинктов и страстей становится чрезмерно академичным, а потому бесплодным, что ведет к индивидуализму, анархии и хаосу. О необходимости совмещения рационального начала и умения «видеть сердцем» писали многочисленные представители религиозной философской мысли в России (например, П. Флоренский). Философская мысль охватывает все законы мироздания в целом. У человека, тонко чувствующего этот мир, отношение к миру превращается в эмоциональную драму. Философия невозможна без эмоций, поскольку необходимость рассуждать над проблемами мироздания возникает только от чувства неустроенности, когда личность охватывает «меланхолия всеобщей бренности и обреченности», неумолимого хода вещей. Ответом на такое философское чувство может быть только философское размышление.