Что важнее для дизайнера интуиция или строгий расчет
Знаете ли вы фамилию хотя бы одного известного в мире дизайнера?
Что важнее для дизайнера: интуиция или строгий расчет?
Алгоритм дизайна
Конечно, работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам. И пусть слово «алгоритм» не кажется вам посягательством на индивидуальность и таинство процесса творчества, да и алгоритмов дизайна столь много, что им посвящено множество книг.
Содержание основных этапов, их последовательность не являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, т. е. последовательность проектирования (см. таблицу).
Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т. п.) надо выполнять столь сложно?
Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.
В нижеприведенной таблице алгоритм не включает условные переходы (что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но вы уже наверняка сами знаете решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага, — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.
Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ — дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.
Для чего мы здесь вдруг отвлеклись в область дизайнерского бизнеса? Дело в том, что в учебном процессе особенно начинающими дизайнерами затягиваются поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратится на придумывание «оригинального». А вместе с тем в дизайнерском творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
На каждом шаге алгоритма необходимо стремиться к увеличению объема конструктивного общения с аналогичными изделиями, книгами, альбомами и, конечно, с людьми. Люди в этом случае делятся на три группы:
□ не разделяющие предлагаемые устремления;
□ разделяющие и принимающие;
Все они будут оценивать результаты выполненной работы. От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные групы разделятся люди, оценивая достоинства или недостатки выполненного дизайнерского проекта.
§ 2. Алгоритм дизайна
1. Что важнее для дизайнера: интуиция или строгий расчет?
2. Знаете ли вы фамилию хотя бы одного известного в мире дизайнера?
Конечно, работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам. И пусть слово «алгоритм» не кажется вам посягательством на индивидуальность и таинство процесса творчества, да и алгоритмов дизайна столь много, что им посвящено множество книг.
Содержание основных этапов, их последовательность пе являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, т. е. последовательность проектирования (см. таблицу).
Алгоритм дизайна
Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т. п.) надо выполнять столь сложно?
Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.
В нижеприведенной таблице алгоритм не включает условные переходы (что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но вы уже наверняка сами знаете решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага, — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.
Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ — дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.
Для чего мы здесь вдруг отвлеклись в область дизайнерского бизнеса? Дело в том, что в учебном процессе особенно начинающими дизайнерами затягиваются поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратится на придумывание «оригинального». А вместе с тем в дизайнерском творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
Все они будут оценивать результаты выполненной работы. От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные групы разделятся люди, оценивая достоинства или недостатки выполненного дизайнерского проекта.
Банк идей
Замечали ли вы, что многие одинаковые по назначению и даже по конструкции изделия выглядят по-разному?
Спортивный автомобиль кажется легче и стремительнее своего легкового собрата, один телевизор кажется значительно больше другого при одинаковых размерах, а у некоторых автомобилей объем изнутри кажется больше, чем снаружи.
Мы часто наделяем изделия человеческими качествами. Нам представляется важным графин с водой, смешным — чайник, веселыми — чашки из сервиза, грустной — настольная лампа. Даже привычные буквы русского или латинского алфавита могут иметь самый различный характер.
А выражения «лиц» автобусов и трамваев? Не правда ли, одни из них добрые, другие — суровые, третьи — даже страшные? А знаете ли вы старый автомобиль «Фольксваген» (Германия), напоминающий жучка или божью коровку? А не встречали ли вы газонокосилку, похожую на насекомое с огромными усищами? А уж вертолет у всех ассоциируется со стрекозой.
Если же перейти к «одушевлению» проектируемого изделия, то можно пополнить банк идей с художественной стороны.
Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них. может быть, дизайнер откажется уже в самом начале, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.
Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует отказываться от чертежей, сделанных от руки, рабочих зарисовок. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.
Банк идей и предложений
Есть одно учебное задание, которым часто пользуются дизайнеры на этапе формирования банка идей, называемое клаузурой. Это сравнительно большой лист бумаги, на котором образ буду щего изделия представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Другими словами, использовать можно любые изобразительные средства, лишь бы была достигнута предельная информативность.
Каждый новый в рассмотрении предмет-аналог, каждая новая ассоциация резко изменяют, особенно вначале, концепцию будущего изделия, но довольно скоро эта «качка» уменьшится — образ становится зримым и своим.
Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным спереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.
Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (см. схему).
§ 2. Алгоритм дизайна
1. Что важнее для дизайнера: интуиция или строгий расчет?
2. Знаете ли вы фамилию хотя бы одного известного в мире дизайнера?
Конечно, работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам. И пусть слово «алгоритм» не кажется вам посягательством на индивидуальность и таинство процесса творчества, да и алгоритмов дизайна столь много, что им посвящено множество книг.
Содержание основных этапов, их последовательность пе являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, т. е. последовательность проектирования (см. таблицу).
Алгоритм дизайна
Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т. п.) надо выполнять столь сложно?
Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.
В нижеприведенной таблице алгоритм не включает условные переходы (что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но вы уже наверняка сами знаете решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага, — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.
Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ — дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.
Для чего мы здесь вдруг отвлеклись в область дизайнерского бизнеса? Дело в том, что в учебном процессе особенно начинающими дизайнерами затягиваются поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратится на придумывание «оригинального». А вместе с тем в дизайнерском творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
Все они будут оценивать результаты выполненной работы. От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные групы разделятся люди, оценивая достоинства или недостатки выполненного дизайнерского проекта.
Банк идей
Замечали ли вы, что многие одинаковые по назначению и даже по конструкции изделия выглядят по-разному?
Спортивный автомобиль кажется легче и стремительнее своего легкового собрата, один телевизор кажется значительно больше другого при одинаковых размерах, а у некоторых автомобилей объем изнутри кажется больше, чем снаружи.
Мы часто наделяем изделия человеческими качествами. Нам представляется важным графин с водой, смешным — чайник, веселыми — чашки из сервиза, грустной — настольная лампа. Даже привычные буквы русского или латинского алфавита могут иметь самый различный характер.
А выражения «лиц» автобусов и трамваев? Не правда ли, одни из них добрые, другие — суровые, третьи — даже страшные? А знаете ли вы старый автомобиль «Фольксваген» (Германия), напоминающий жучка или божью коровку? А не встречали ли вы газонокосилку, похожую на насекомое с огромными усищами? А уж вертолет у всех ассоциируется со стрекозой.
Если же перейти к «одушевлению» проектируемого изделия, то можно пополнить банк идей с художественной стороны.
Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них. может быть, дизайнер откажется уже в самом начале, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.
Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует отказываться от чертежей, сделанных от руки, рабочих зарисовок. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.
Банк идей и предложений
Есть одно учебное задание, которым часто пользуются дизайнеры на этапе формирования банка идей, называемое клаузурой. Это сравнительно большой лист бумаги, на котором образ буду щего изделия представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Другими словами, использовать можно любые изобразительные средства, лишь бы была достигнута предельная информативность.
Каждый новый в рассмотрении предмет-аналог, каждая новая ассоциация резко изменяют, особенно вначале, концепцию будущего изделия, но довольно скоро эта «качка» уменьшится — образ становится зримым и своим.
Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным спереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.
Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (см. схему).
Интуиция или данные, что важнее?
Хотя данные важны, продуктовые дизайнеры должны больше доверять своей интуиции.
Недавно я посетил Front – конференцию по продакт-менеджменту в Солт-Лейк-Сити. Там Мэгги Кроули, продакт-менеджер компании Drift, представила тематическое исследование по редизайну такого сложного функционала, как конструктор чат-ботов. Он помогает пользователям создавать свои собственные интерактивные чат-боты без навыков кодинга и проектирования. Несмотря на проведение многочисленных итераций дизайна, их команда думала, что его можно значительно улучшить путем существенного пересмотра. Вот как она описывает этот процесс:
Нам казалось, что мы можем сделать наш конструктор лучше. Но ты не можешь просто сказать: «Мне кажется…». Никто не будет тебя слушать. Поэтому, как любой хороший продакт-менеджер, я пыталась найти соответствующие данные… Но, к сожалению, я ничего не видела. Все показатели выглядели отлично
Не имея данных, Мэгги и ее команда брали интервью у пользователей, собирали истории и качественные идеи. Они использовали это исследование, чтобы получить разрешение, необходимое для редизайна конструктора чат-бота. Когда они представили результат, их пользователи были в восторге. Один из них назвал улучшения «изменяющими жизнь».
В конце доклада один из слушателей спросил: «Откуда вы узнали, что редизайн был лучше?» Ответ Мэгги удивил меня:
Все сводилось к ощущению. Было до глупого очевидно, что нам нужно было сделать это изменение
История Мэгги прекрасно иллюстрирует современные ожидания, что данные определяют процесс принятия решений. И если бы Мэгги позволила этому ожиданию определять свое решение, ее команда не улучшила бы продукт. Разница между успехом и статус-кво началась с простого ощущения.
В подтверждение слов Мэгги могу сказать, участники моих проектов ожидают, что за любым моим дизайн-решением стоят данные. Даже когда решение «до глупого очевидно», мы собираем данные. Наше упорство в отношении дизайна, управляемого данными, сдерживает нас. Оно замедляет итерации и ограничивает инновации.
Вместо того, чтобы при принятии решений полагаться на данные, мы должны следовать своей интуиции.
Дилемма данных
Дизайн, управляемый данными, не является новой концепцией. Его корни можно проследить до конца 19-го века, с ростом научного менеджмента. С тех пор как в 1882 году Фредерик Тейлор впервые использовал научные методы для максимизации производительности сталелитейщиков, данные стали жизненно важны для бизнеса.
В 2014, Уолтер Фрик подвел итог в журнале Harvard Business Review:
Не проходит и недели, как мы публикуем в Harvard Business Review, статью о ценности данных для бизнеса. Большие данные, небольшие данные, внутренние, внешние, экспериментальные и т. д. Во всех случаях информация собирается, измеряется количественно и используется для принятия бизнес решений
Данные добавляют решениям ощущение объективности. Это решает споры. Данные могут развеять мифы прошлого и предсказывать будущее. Количественные аналитики с Уолл-стрит знают, что правильные данные в правильных руках могут приносить удачу. Но неправильные данные, даже в правильных руках, могут привести к катастрофическим последствиям. Но в том, что касается данных, трудно отличить правильное от неправильного.
Например, мы находимся в центре того, что ученые называют кризисом воспроизводимости. Психологи, экономисты и другие ученые, ориентированные на данные, обнаружили, что исторические стандарты доказательств недостаточно строги. Результаты, которые когда-то считались убедительными, теперь считаются сомнительными (1). Хотя маловероятно, что нам придется переписывать все, что мы знаем о мире, кризис воспроизводимости говорит нам о том, что даже данные могут привести нас к неправильным выводам.
Аргументы в пользу интуиции
Если вы проектируете или кодите, или пишете стратегию, или принимаете решения любого рода, то у вас, вероятно, возникает чувство интуиции в отношении работы, которую вы делаете. В зависимости от того, сколько у вас опыта, эта интуиция может быть просто крошечным шепотом в шумной комнате. Но вы все равно должны ее слушать.
В своей книге «Думай медленно… решай быстро» Даниэль Канеман упоминает Герберта Саймона:
Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал великий Герберт Саймон, который, исследовал процесс мышления гроссмейстеров. Он показал, что после тысяч часов практики шахматисты иначе видят фигуры на доске. Саймон, раздраженный мифологизацией интуиции экспертов, однажды заметил: «Ситуация дала подсказку, эта подсказка дала эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дала ответ. Интуиция – это не что иное, как распознавание»
Иными словами, интуиция – это подсказка, которая помогает нам ориентироваться в проблемах на основе опыта; это стрелка компаса, указывающая на северный полюс. Подобное мышление без усилий – это то, что Канеман называет «Система 1». Система 1 работает «автоматически и быстро, практически без усилий и без чувства добровольного контроля». Даже, когда система 1 является предвзятой (что бывает часто), она является полезным инструментом для принятия решений.
Когда доверять своей интуиции
Принимая решение, у вас, вероятно, будет предчувствие о потенциальном результате. Вы должны решить, собирать ли данные для принятия решений. Это две возможные отправные точки: либо вы собираете данные, либо нет. И тогда есть два результата: либо вы правы, либо вы ошибаетесь.
Возможно четыре сценария:
Присутствует много переменных. Сбор данных является дополнительным этапом и требует определенных затрат (c), будь то реальные затраты или задержка с принятием решения. И хотя есть вероятность, что ваша интуиция верна (pi), стоит учитывать вероятность того, что ваши данные приведут вас к правильному решению (pd). Наконец, важна ценность решения (v): она может быть почти незначительной (какого цвета должны быть футболки нашей компании?) или определяющей карьеру (по какой цене мы должны проводить IPO?).
Мы можем поместить все эти переменные в уравнение:
Если результат этого уравнения положительное число, следуйте своей интуиции. Если результат отрицательный, соберите данные, прежде чем принимать решение. Используйте калькулятор, чтобы поэкспериментировать с различными переменными, и увидеть, как они влияют на ценность интуиции. (Воспользоваться калькулятором можно в оригинальной статье).
Конечно, вы не можете знать со 100% уверенностью, верна ли ваша интуиция, или насколько правильные данные. Но просто оценивая разницу – то есть, насколько вырастет уверенность при сборе данных – вы можете получить четкое представление о том, стоит ли вам доверять своей интуиции.
Реальное приложение
Давайте вернемся к решению Мэгги перепроектировать конструктор чат-бота Drift. Стоимость сбора данных была высокой, так как команда начинала с нуля. Изменение было «до глупого очевидным»- это означает, что между интуитивным подходом и подходом на основе данных было очень небольшое различие. Ценность решения была существенной: успешный редизайн будет означать реальное увеличение вовлеченности пользователей. Вот как это выглядит:
Поскольку большие положительные затраты на сбор данных перевешивают небольшую сумму первых двух слагаемых, Мэгги была права, доверившись своей интуиции.
Так, когда вы должны доверять своей интуиции?
Может быть трудно определить присутствуют ли эти условия. Но когда вы можете их идентифицировать, доверьтесь своей интуиции.
Интуиция или данные, что важнее?
Хотя данные важны, продуктовые дизайнеры должны больше доверять своей интуиции.
Недавно я посетил Front – конференцию по продакт-менеджменту в Солт-Лейк-Сити. Там Мэгги Кроули, продакт-менеджер компании Drift, представила тематическое исследование по редизайну такого сложного функционала, как конструктор чат-ботов. Он помогает пользователям создавать свои собственные интерактивные чат-боты без навыков кодинга и проектирования. Несмотря на проведение многочисленных итераций дизайна, их команда думала, что его можно значительно улучшить путем существенного пересмотра. Вот как она описывает этот процесс:
Нам казалось, что мы можем сделать наш конструктор лучше. Но ты не можешь просто сказать: «Мне кажется…». Никто не будет тебя слушать. Поэтому, как любой хороший продакт-менеджер, я пыталась найти соответствующие данные… Но, к сожалению, я ничего не видела. Все показатели выглядели отлично
Не имея данных, Мэгги и ее команда брали интервью у пользователей, собирали истории и качественные идеи. Они использовали это исследование, чтобы получить разрешение, необходимое для редизайна конструктора чат-бота. Когда они представили результат, их пользователи были в восторге. Один из них назвал улучшения «изменяющими жизнь».
В конце доклада один из слушателей спросил: «Откуда вы узнали, что редизайн был лучше?» Ответ Мэгги удивил меня:
Все сводилось к ощущению. Было до глупого очевидно, что нам нужно было сделать это изменение
История Мэгги прекрасно иллюстрирует современные ожидания, что данные определяют процесс принятия решений. И если бы Мэгги позволила этому ожиданию определять свое решение, ее команда не улучшила бы продукт. Разница между успехом и статус-кво началась с простого ощущения.
В подтверждение слов Мэгги могу сказать, участники моих проектов ожидают, что за любым моим дизайн-решением стоят данные. Даже когда решение «до глупого очевидно», мы собираем данные. Наше упорство в отношении дизайна, управляемого данными, сдерживает нас. Оно замедляет итерации и ограничивает инновации.
Вместо того, чтобы при принятии решений полагаться на данные, мы должны следовать своей интуиции.
Дилемма данных
Дизайн, управляемый данными, не является новой концепцией. Его корни можно проследить до конца 19-го века, с ростом научного менеджмента. С тех пор как в 1882 году Фредерик Тейлор впервые использовал научные методы для максимизации производительности сталелитейщиков, данные стали жизненно важны для бизнеса.
В 2014, Уолтер Фрик подвел итог в журнале Harvard Business Review:
Не проходит и недели, как мы публикуем в Harvard Business Review, статью о ценности данных для бизнеса. Большие данные, небольшие данные, внутренние, внешние, экспериментальные и т. д. Во всех случаях информация собирается, измеряется количественно и используется для принятия бизнес решений
Данные добавляют решениям ощущение объективности. Это решает споры. Данные могут развеять мифы прошлого и предсказывать будущее. Количественные аналитики с Уолл-стрит знают, что правильные данные в правильных руках могут приносить удачу. Но неправильные данные, даже в правильных руках, могут привести к катастрофическим последствиям. Но в том, что касается данных, трудно отличить правильное от неправильного.
Например, мы находимся в центре того, что ученые называют кризисом воспроизводимости. Психологи, экономисты и другие ученые, ориентированные на данные, обнаружили, что исторические стандарты доказательств недостаточно строги. Результаты, которые когда-то считались убедительными, теперь считаются сомнительными (1). Хотя маловероятно, что нам придется переписывать все, что мы знаем о мире, кризис воспроизводимости говорит нам о том, что даже данные могут привести нас к неправильным выводам.
Аргументы в пользу интуиции
Если вы проектируете или кодите, или пишете стратегию, или принимаете решения любого рода, то у вас, вероятно, возникает чувство интуиции в отношении работы, которую вы делаете. В зависимости от того, сколько у вас опыта, эта интуиция может быть просто крошечным шепотом в шумной комнате. Но вы все равно должны ее слушать.
В своей книге «Думай медленно… решай быстро» Даниэль Канеман упоминает Герберта Саймона:
Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал великий Герберт Саймон, который, исследовал процесс мышления гроссмейстеров. Он показал, что после тысяч часов практики шахматисты иначе видят фигуры на доске. Саймон, раздраженный мифологизацией интуиции экспертов, однажды заметил: «Ситуация дала подсказку, эта подсказка дала эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дала ответ. Интуиция – это не что иное, как распознавание»
Иными словами, интуиция – это подсказка, которая помогает нам ориентироваться в проблемах на основе опыта; это стрелка компаса, указывающая на северный полюс. Подобное мышление без усилий – это то, что Канеман называет «Система 1». Система 1 работает «автоматически и быстро, практически без усилий и без чувства добровольного контроля». Даже, когда система 1 является предвзятой (что бывает часто), она является полезным инструментом для принятия решений.
Когда доверять своей интуиции
Принимая решение, у вас, вероятно, будет предчувствие о потенциальном результате. Вы должны решить, собирать ли данные для принятия решений. Это две возможные отправные точки: либо вы собираете данные, либо нет. И тогда есть два результата: либо вы правы, либо вы ошибаетесь.
Возможно четыре сценария:
Присутствует много переменных. Сбор данных является дополнительным этапом и требует определенных затрат (c), будь то реальные затраты или задержка с принятием решения. И хотя есть вероятность, что ваша интуиция верна (pi), стоит учитывать вероятность того, что ваши данные приведут вас к правильному решению (pd). Наконец, важна ценность решения (v): она может быть почти незначительной (какого цвета должны быть футболки нашей компании?) или определяющей карьеру (по какой цене мы должны проводить IPO?).
Мы можем поместить все эти переменные в уравнение:
Если результат этого уравнения положительное число, следуйте своей интуиции. Если результат отрицательный, соберите данные, прежде чем принимать решение. Используйте калькулятор, чтобы поэкспериментировать с различными переменными, и увидеть, как они влияют на ценность интуиции. (Воспользоваться калькулятором можно в оригинальной статье).
Конечно, вы не можете знать со 100% уверенностью, верна ли ваша интуиция, или насколько правильные данные. Но просто оценивая разницу – то есть, насколько вырастет уверенность при сборе данных – вы можете получить четкое представление о том, стоит ли вам доверять своей интуиции.
Реальное приложение
Давайте вернемся к решению Мэгги перепроектировать конструктор чат-бота Drift. Стоимость сбора данных была высокой, так как команда начинала с нуля. Изменение было «до глупого очевидным»- это означает, что между интуитивным подходом и подходом на основе данных было очень небольшое различие. Ценность решения была существенной: успешный редизайн будет означать реальное увеличение вовлеченности пользователей. Вот как это выглядит:
Поскольку большие положительные затраты на сбор данных перевешивают небольшую сумму первых двух слагаемых, Мэгги была права, доверившись своей интуиции.
Так, когда вы должны доверять своей интуиции?
Может быть трудно определить присутствуют ли эти условия. Но когда вы можете их идентифицировать, доверьтесь своей интуиции.