Что важнее финансовый или управленческий учет
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Все подсистемы учета – финансовая, управленческая и налоговая – взаимосвязаны между собой, неся ту или иную информацию о различных сторонах предпринимательской деятельности. Управленческий учет вкупе с финансовым помогают регистрировать и интерпретировать данные о распределении денежных ресурсов и итогам прибыли и затрат предприятия с тем, чтобы принимать соответствующие решения по управлению.
Дополняя друг друга, эти виды учета не являются тождественными, между ними существуют качественные различия, которые мы и рассмотрим в этой статье.
Определения видов учета
Управленческий учет – вид анализа информации о различных сторонах предпринимательской деятельности, призванный учитывать их качественные характеристики для обеспечения принятия целесообразных управленческих решений.
Финансовый учет – подсистема информационного обеспечения, касающаяся количественной составляющей финансовой стороны деятельности предприятия с целью регистрации и планирования финансовой деятельности.
Общие черты данных видов учета
Используя общую систему получения, фиксации, анализа, обработки и интерпретации информации на предприятии, финансовый и управленческий учет имеют много совместных черт. К нам относятся:
Отличительные признаки финансового и управленческого учета
Существенные отличия обуславливаются разными основаниями, по которым можно сравнить эти два вида получения, анализа и обработки финансовой информации.
В связи с тем, что все большее количество отечественных предприятий начинают активно использовать международные стандарты учета и документальной отчетности, вопросы организации финансового и управленческого учета становятся особенно актуальными.
Различия и взаимосвязь управленческого и финансового учета
Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Основные цели управленческого учета:
Таблица 1. Основные различия между управленческим и финансовым учетом.
Управленческий учет | Финансовый учет |
1. Цель учета | |
Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений. | Подготовка информации для сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации. |
2. Соблюдение юридических требований |
Таблица 2. Взаимосвязь областей бухгалтерского и управленческого учета предприятия.
Область бухгалтерского учета | Комментарий необходимости поправки | Примерная база поправочной бухгалтерской проводки | Бухгалтерская проводка в управленческом учете |
Начисление износа по основным средствам. | Методы и нормы финансового учета не отражают реального способа переноса стоимости основных средств на конечный продукт, производимый организацией. | Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам налогового и управленческого учета. | Дебет — Кредит «Износ основных средств»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по основным средствам». |
Отражение стоимости основных средств в учете (по первоначальной, текущей рыночной). | Из-за несоответствия стоимости, по которой основные средства отражаются в финансовом учете, и реальной стоимости основных средств. | Сумма разницы между первоначальной и его текущей (рыночной) стоимостью приобретенного основного средства. | Дебет — Кредит «Основные средства»; Кредит — Дебет «Капитал». |
Начисление амортизации по нематериальным активам. | Методы и нормы финансового учета не отражают реального шаблона переноса стоимости нематериальных активов на конечный продукт, производимый организацией. | Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам финансового учета и управленческого учета. | Дебет — Кредит «Износ нематериальных активов»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по нематериальным активам» |
Отражение стоимости нематериальных активов в учете (по первоначальной, текущей рыночной). | Несоответствие стоимости, по которой нематериальные активы отражаются в финансовом учете, и реальной стоимостью нематериальных активов. | Сумма разницы между первоначальной стоимостью приобретения нематериального актива и его текущей рыночной стоимостью. | Дебет — Кредит «Нематериальные активы»; Кредит — Дебет «Капитал» |
Отражение стоимости запасов (по наименьшей стоимости приобретения или текущей рыночной стоимости). | Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, если текущая рыночная стоимость запаса ниже стоимости приобретения. | Сумма разницы между стоимостью приобретения запасов и их текущей рыночной стоимостью. | Дебет — Кредит «Запасы», Кредит — Дебет «Капитал» |
Создание резерва под медленно движущиеся запасы (в части материалов, НЗП, готовой продукции). | Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, в случае медленного продвижения запасов. | Процент от балансовой стоимости запасов. | Дебет — Кредит «Создание резерва под медленно движущиеся запасы», Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под медленно движущиеся запасы». |
Создание резерва под сомнительную дебиторскую задолженность. | Искажение реальной стоимости дебиторской задолженности, находящейся на балансе организации, в случае наличия просроченной дебиторской задолженности, по которой есть риск неполучения оплаты. | Процент от суммы дебиторской задолженности. | Дебет — Кредит «Создание резерва по сомнительной дебиторской задолженности»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва по сомнительной дебиторской задолженности». |
Создание резерва предстоящих расходов и платежей | Искажение реальной кредиторской задолженности и расходов отчетного периода в случае отражения кредиторской задолженности только при наличии счета-фактуры | Сумма реально полученных товарно-материальных ценностей и услуг, по которым отсутствуют расчетные документы поставщика | Дебет — Кредит «Создание резерва под предстоящие расходы и платежи»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под предстоящие расходы и платежи» |
Создание резерва по гарантийному обслуживанию. | Расходы по гарантийному обслуживанию готовой продукции относятся не к периоду, в котором они фактически возникают, т.е. предъявляются покупателем, а в момент выпуска готовой продукции. | Определенная сумма на единицу готовой продукции, умноженная на количество выпущенных единиц готовой продукции | Дебет — Кредит «Создание резерва под гарантийное обслуживание»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под гарантийное обслуживание». |
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Финансовый vs управленческий учет: сходства и отличия
В отличие от бухгалтерского учета, управленческий не регламентирован государством и скрыт от посторонних глаз. Поэтому не совсем понятен многим бухгалтерам, руководителям и собственникам небольших организаций. Что из себя представляет управленческий учет — рассказывали в статье «Сущность и значение управленческого учета: что отражает и кому необходим». В этот раз разберем на примерах, чем он отличается от финансового и как взаимосвязаны эти две системы учета.
Что отличает управленческий учет от финансового
В любой организации в обязательном порядке ведут 2 направления учета: налоговый и бухгалтерский. К последнему относятся финансовый и управленческий учет.
На первый взгляд управленческий учет может показаться обособленным и независимым от бухгалтерского. Но это не так. Управленческий учет — родственник финансового. При его организации используются те же данные, что и при ведении бухгалтерского. Только к финансовым показателям добавляется нефинансовая информация об отдельных элементах деятельности предприятия. А сами данные детально расшифровываются и анализируются в динамике. Именно эти особенности управленческого учета позволяют менеджменту контролировать ситуацию в компании, прогнозировать показатели и влиять на прибыль.
Например, в управленческом учете отражается не обобщенно весь поток средств в компании, а детальные показатели по отдельным видам продукции, каналам сбыта, видам работ в разрезе подразделений или даже сотрудников.
Чем же еще отличается управленческий учет от финансового?
Бухучет обязателен для большинства компаний (за исключением индивидуальных предпринимателей и представительств иностранных организаций). Он регламентируется стандартами бухучета и учитывает операции, как велит законодательство.
Управленческий учет необязателен. Он не подчиняется нормативным требованиям, законам или стандартам. Его ведут в свободной форме по запросу менеджмента конкретной организации. Единственно, что может повлиять на подачу управленческой отчетности — это внутренние стандарты и правила организации.
Потребность в управленческом учете чаще возникает у крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности и работают в условиях высокой конкуренции. Организация учета позволяет снизить цены, выявить товары-локомотивы, управлять затратами и получать ожидаемую прибыль. Небольшие фирмы могут обходиться данными из бухгалтерского учета, а анализировать их с помощью инструментов управленческого учета, например, бюджетирования.
Финансовый учет, как и налоговый, ведут для отчетности перед внешними пользователями (акционерами, кредиторами, госорганами и другими организациями, не входящими в структуру предприятия). Бухучет дает общую информацию о финансовом положении компании и результатах ее деятельности. Такие отчеты предоставляются контролирующим органам регулярно за определенные промежутки времени.
Управленческий учет — это внутренняя документация, которая нужна собственникам бизнеса и руководству для управления компанией. Учет позволяет выявлять проблемы и ресурсы в организации, сканировать ситуацию по отдельным видам продукции, бизнес-процессам и подразделениям. Что именно будет в управленческом отчете и в каком виде — решает высшее руководство.
Управленческий учет содержит коммерческую информацию, например, данные об издержках или себестоимости производства, которые характеризуют конкурентные преимущества компании. Доступ к такой информации есть только у ограниченного круга лиц: высшего руководства, ответственных менеджеров и финансовых специалистов, которые готовят отчеты.
Финансовый учет фиксирует историю хозяйственных операций. Из-за чего его в шутку называют «посмертным». Он отражает лишь количественную сторону жизни организации. А управленческий учет рассматривает еще и качественные характеристики различных сегментов деятельности компании и позволяет прогнозировать бизнес-показатели в будущем.
Погрузившись в управленческий учет, руководство сможет увидеть реальную прибыль, понять, куда уходят деньги, оценить рентабельность выпуска продукции или целесообразность работы целого подразделения. Что позволяет гибко управлять компанией в случае неожиданных изменений на рынке.
Управленческий учет помогает руководителям принимать оперативные, стратегические решения и контролировать риски
В финансовом учете легко ориентируются бухгалтеры и аудиторы. А управленческий отчет «прочтет» любой руководитель без помощи и подсказок финансовых специалистов.
В управленческом учете используются методы, которыми не оперирует бухгалтерский. Например, ABC-костинг, кайзен или директ-костинг, бюджетирование, управление затратами по ЦФО (центрам финансовой ответственности), система сбалансированных показателей (BSC) и др. Все эти инструменты позволяют менеджменту гибко управлять финансовыми потоками, рассчитывать себестоимость продукции и сокращать издержки. Бухучет, в свою очередь, лишь фиксирует свершившиеся операции и для этого использует методы калькуляции, документирования, инвентаризации, оценки, счета и пр.
Например, в управленческом учете для расчета прибыли предприятия используется метод «директ-костинг». Чтобы найти операционную прибыль, формируется показатель маржинального дохода (это разница между выручкой от продажи товара и себестоимостью, рассчитанной на основе переменных издержек). Потом маржинальный доход уменьшают на сумму постоянных затрат и получают финансовый результат организации. А вот МСФО не позволяют применять этот метод для формирования финансовой отчетности, так как себестоимость проданного товара и остатков продукции на складе получается заниженной.
Еще одно отличие в том, кто занимается учетом. Финансовая отчетность полностью возложена на бухгалтерию. Управленческим учетом может заниматься как финансовый менеджер или CFO, так и специально выделенный бухгалтер, если фирма небольшая. Нередко постановку и ведение управленческого учета отдают на аутсорс сторонним компаниям или специалистам.
Что общего у финансового и управленческого учета
Несмотря на явные отличия двух систем учета, прослеживается их тесная взаимосвязь и некоторые сходства:
Большая часть элементов бухгалтерского учета есть в управленческом. И это обусловлено несколькими причинами:
С учетной точки зрения обе системы основываются на едином массиве первичных данных, но по-разному его обрабатывают и интерпретируют.
Сравнение управленческого и финансового учета
Проанализируем и подытожим основные характеристики двух видов учета в сравнительной таблице.
Сравнительный анализ финансового и управленческого учета
Критерий
Финансовый учет и финансовая отчетность
Управленческий учет
Акционеры, инвесторы, банки, органы статистики, внебюджетные фонды, контрагенты, налоговики и другие внешние пользователи
Менеджеры всех звеньев управления: от директора предприятия до начальников отделов. В виде исключения — внешние пользователи, например, партнеры или акционеры, если компания заключает крупный контракт.
Обязателен и регламентирован государством
Необязателен. Решение о разработке системы учета принимает руководство компании.
Внутренние правила учета и стандарты (учетная политика, положение о бюджетировании и т.п.)
Временной характер данных
Непрерывная фиксация свершившихся операций. Показывает финансовое состояние на отчетную дату. МСФО допускает использование фактических, нормативных и прогнозных данных, например, о нормативной мощности.
Информация избирательного характера. Фактические, нормативные, бюджетные, прогнозные данные.
Цель ведения учета
Отражение хозяйственных операций для руководства компании и составление финансовых отчетов для контролирующих органов
Предоставление ответственным менеджерам финансовой и нефинансовой информации для управления организацией
Охватывает всю деятельность организации. В отчетности приводится обобщенная информация.
Деятельность всей организации и ее сегментов: виды продукции, показатели производства, продаж, области сбыта и пр. Объектами могут быть центры ответственности (цехи, участки, отделы и др.)
Содержит информацию в денежном выражении (в национальной валюте)
Информация в стоимостном и натуральном выражении. Используются фактические и плановые показатели.
Данные учетной системы организации, элементы системы налогообложения
Данные учетной системы, производственно-технологические нормы, маркетинговые исследования и пр.
Частота подачи отчетности
Периодичность регламентируется законом и стандартами бухучета. По национальным стандартам полный финансовый отчет составляют по итогам года, менее детальную отчетность сдают поквартально или помесячно. МСФО требует ежегодной отчетности.
Отчеты могут составляться по запросу руководства или периодически (например, по видам деятельности каждый день или раз в неделю, аналитические отчеты — ежемесячно)
Верифицируется внутренними и внешними аудиторами
Не верифицируется независимой проверкой
Требование объективности установлено стандартами
Может формироваться в интересах определенного круга пользователей или для реализации узких задач
Принцип и правила учета
Строится на балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + Обязательства
Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических записей.
Таким образом, финансовый учет отражает историю деятельности компании. А управленческий — позволяет анализировать отдельные ее элементы и направления, видеть текущее положение дел и планировать пути развития организации. То есть решает те вопросы, которые не под силу бухгалтерскому.
Основное, что объединяет две системы учета — это информация. Данные для их организации берут из одной системы учета. А сами показатели, отраженные в отчетах, помогают пользователям принимать взвешенные решения. Данные из бухучета необходимы акционерам и инвесторам для оценки потенциала компании. Информация из управленческого помогает менеджменту эффективно управлять компанией в настоящем и будущем. А именно — решать широкий круг вопросов: от выпуска продукции и найма сотрудников до развития бизнеса и выхода на новые рынки.
Отличие управленческого учета от бухгалтерского
Содержание статьи
Управленческий учет – это, в первую очередь, учет. Им занимается бухгалтер. Логично?
Не совсем. Дело бухгалтера – отчитываться перед налоговой. Это ангел-хранитель, оберегающий бизнес от проверок, штрафов и блокировки счетов. Должен ли он считать рентабельность компании? Предлагать способы оптимизации расходов? Строить диаграммы с показателями бизнеса, на которых видна прибыльность проектов? Нет. Это работа финансового директора.
Бухгалтерский и управленческий учет. Сходства и различия
Оба учета строятся на одних и тех же данных, в них отражается прибыль компании, могут фиксироваться расходы на закупку товаров, аренду, оплату труда.
Бухгалтерский учет обязателен для всех экономических субъектов, кроме индивидуальных предпринимателей. На его основе рассчитывают налоги. Правила бухучета строго определены и зафиксированы законодательно. Все операции должны быть подтверждены документами, а неточность может привести к штрафам.
Предприниматели, которые платят налоги в фиксированной сумме (например, патент) и работают в одиночку, иногда могут обойтись без учета. Парикмахер Иван может приблизительно рассчитать, сколько нужно заработать, чтобы хватило на аренду кабинета, рекламу, покупку расходников и осталось на жизнь, но назвать это полноценным учетом нельзя. Но чаще всего ИП тоже ведут бухгалтерский учет, пусть и упрощенный.
Управленческий учет ведется для роста прибыли и развития компании. Обычно необходимость в нем возникает, когда появляются несколько направлений работы, и нужно понять, какое из них более прибыльное. Или вдруг деньги заканчиваются, и возникает кассовый разрыв. Или собственнику хочется понять, сколько на самом деле он зарабатывает. С этими вопросами идут к бухгалтеру. А он, скорее всего, не знает. И дело не в том, что он не компетентен или вместо работы раскладывает пасьянсы. Просто его задача – бухгалтерский учет, а эти вопросы относятся к управленческому.
Бухгалтерский учет | Управленческий учет | |
Кому нужен | государству | собственнику |
Зачем вести | для сбора налогов и статистики | для роста прибыли и устойчивости компании |
Что включает | – расчет налогов; – подготовка и сдача отчетности; – ведение документооборота | – внесение данных и их распределение по статьям учета; – построение отчетов и анализ; – регулярное планирование. |
Что будет, если бухгалтер возьмет на себя управленческий учет
Отлично, если бухгалтер знает, как законно снизить налоговую нагрузку, следит за новостями в своей сфере и избегает проблем с контролирующими органами. Он может работать с цифрами, на основе которых строится управленческий учет, но полноценно анализировать деятельность компании не обязан. Лучше доверить бухгалтерский и управленческий учет разным сотрудникам. Сопоставляя их данные, можно выявить ошибки или восстановить потерянную информацию.
Почему организацию управленческого учета не нужно поручать бухгалтеру? Комментирует Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Управленческий учет часто доверяют бухгалтеру. Он постоянно работает с финансами компании, и, вроде как, должен достаточно хорошо понимать «внутреннюю кухню», чтобы выдавать руководству адекватную информацию для управления бизнесом. Но это в теории.
На практике же бывают проблемы.
В бухучете все строго: есть регламент, есть общепризнанные практики. В управленческом таких строгих правил нет. Информацию можно собирать как угодно — главное, чтобы она помогла управлять бизнесом. В итоге от бухгалтера требуют «какой-то учет, чтобы там что-то отображалось». Он, может, и рад сделать качественно, но не знает, что нужно. Результат — плохой, почти бесполезный учет.
Часто на бухгалтера взваливают непосильные задачи: организовать все виды учета по самым современным методикам в кратчайшие сроки. Бухгалтер, естественно, выгорает и начинает работать спустя рукава. В итоге — проблемы во время налоговой проверки и сложности в управлении компанией.
С плохими данными по управленческому учету можно работать годами, ничего не замечая. Тут либо предпринимателю нужно хорошо разбираться в финансах компании и контролировать процесс самому, либо заказывать аутсорс.
Все эти проблемы решаются просто: нужно нанять дополнительного сотрудника, увести часть работы на аутсорс или заказать аудит. В любом случае — передать часть обязанностей бухгалтера третьим незаинтересованным лицам»
Если не бухгалтер, то кто? Организация управленческого учета
Финансовый учет, так или иначе, ведет вся компания. Менеджер по продажам выставляет счета покупателям, контролирует оплаты и отгрузку товара. Из этих данных понятен объем продаж, размер дебиторской задолженности, процент оплаченных счетов.
Специалист по закупкам отчитывается по потраченным средствам: у поставщика А закупили партию товара на 500 тысяч рублей по предоплате, а поставщик Б предоставил товар на 300 тысяч в рассрочку на две недели. Объем закупок за период – 800 тысяч рублей, кредиторская задолженность – 300 тысяч.
Офис-менеджер взял деньги под отчет, заказал воду, купил бумагу и канцелярские принадлежности. Это расходы на содержание офиса.
Бухгалтер оплатил с расчетного счета зарплату и налоги, потратив фонд оплаты труда.
Все эти данные нужно уложить в систему, чтобы у руководителя было понимание того, как движутся финансовые потоки в компании. Кто это может сделать?
Собственник
Чаще всего предприниматель ведет какой-то учет самостоятельно в Excel. Контролирует расходы и доходы, планирует бюджет. Он лучше всех разбирается в бизнесе и знает, какие показатели самые важные. Но выстроить идеальную систему управленческого учета ему может быть не просто, особенно если бизнес растет и появляется необходимость вести все три главных отчета. Так таблицы разрастаются и превращают учет денег в унылую рутину, которая съедает уйму времени. Которого нет.
Финансовый директор
Его обязанность – организация управленческого учета в компании. Он может собрать первичные данные у своих коллег, правильно внести их в ПО для учета, проанализировать показатели и представить понятные отчеты для руководителя. Финансовый директор планирует будущие доходы и расходы, отслеживает выполнение бюджета, прогнозирует кассовые разрывы. Собрав достаточное количество информации в разных разрезах, этот специалист может предложить пути оптимизации расходов или подсказать, какое направление выгоднее развивать. Минус этого решения – дополнительные траты на зарплату сотрудника.
Специальный сервис
Да, вести учет в Excel просто и бесплатно. Но со временем система усложняется, формулы становятся запутанней, времени требуется все больше. И здесь на помощь собственнику и финансовому директору приходят специальные сервисы для автоматизации учета.
Александр Топач, соучредитель «Мама знает»:
«Я сам вел весь учет в Excel-таблицах, но их мог понять только я. Чтобы объяснить партнеру и коллегам, что происходит в компании, мне приходилось тратить массу времени. Мой соучредитель предложил автоматизировать учет в ПланФакте. Сейчас я вручную вношу информацию по нашему проекту, трачу не больше 20 минут каждый день. Раньше уходило не меньше часа»
В ПланФакте есть несколько вариантов ведения учета:
Последний вариант набирает популярность в последние годы и позволяет собственнику серьезно сэкономить на услугах финансового директора.
Денис Лопатский, собственник компании Volta:
«Полная автоматизация учета освободила время бухгалтера, которое он раньше тратил на выгрузку данных по операциям и формирование отчетов. Это дополнительно экономит нам 25 тысяч рублей ежемесячно, а бухгалтер занимается другими более важными и полезными задачами»
Алексей Прозоров, владелец логистической компании IMPORT.PLUS:
«ПланФакт заменяет для нас опытного финансиста, с образованием, навыками учета, который может тратить много времени на сведение всех финансовых данных. Его зарплата минимум 100-150 тысяч. В ПланФакте все эти функции предусмотрены»
Организация управленческого учета – этап, который проходит любая растущая компания. Кто-то поручает разобраться с «этими непонятными цифрами» бухгалтеру. Чаще всего это ничем хорошим не заканчивается.
Кто-то пытается вникнуть сам, а кто-то нанимает финансиста. Отличным помощником, который упрощает работу собственника с учетом, делает его простым и понятным, являются специализированные онлайн-сервисы. Рынок таких программ активно растет в последние годы и в России, и за ее пределами.