Что важнее оборот или прибыль
Выручка и прибыль: в чем разница?
Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов
Лариса Баневич
Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»
Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов
Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.
Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.
Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.
Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.
Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.
Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.
Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Является ли счет-фактура первичным документом?
Счет-фактура не является первичным учетным документом. Но требовать его обязательно, если вы работаете на ОСН и хотите заявить вычет НДС.
Как ИП оформить больничный на себя?
Заранее зарегистрироваться в ФСС и платить взносы. А при болезни оформить больничный лист и сдать документы в ФСС
Что является налоговой тайной?
Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены налоговой и другими госорганами
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Термины, показывающие, что у бизнеса всё хорошо — и в которых нельзя путаться
Существует много экономических терминов, которые обязан знать каждый бизнесмен — даже при условии, что бухучёт он отдал на аутсорс. Начинаем финансовый ликбез с пяти терминов, которые описывают экономическую эффективность — и в которых очень легко, но категорически нельзя путаться.
Доход
Номинальный, реальный, пассивный, активный
Если говорить простым языком, это то количество денег, которое вы (ваша семья, компания или государство) получили за определённый срок, например, за год. Доход бывает номинальным и реальным.
Номинальный доход — в денежном выражении, без учёта налогов и изменения цен в течение времени.
Реальный доход — с учётом инфляции и покупательской способности, то есть, по сути, это уже не деньги, а то количество товаров (в терминах экономической теории — благ), которое вы можете на них купить.
Также доходы делятся по степени участия в их получении.
Активный доход — когда вам платят за труд, реализацию товаров или что-то в таком духе.
Пассивный доход — тот, ради которого ничего делать не приходится. Например, арендная плата за сдаваемую недвижимость или проценты по вкладу.
Выручка
Оборот, объём продаж
Вообще, термин «выручка» отличается от дохода тем, что не может быть применён к частному домохозяйству или государству: он используется только в коммерческом секторе. Выручка — это все-все деньги, которые компания получила за период, плюс обязательства по выплатам. То есть, если клиент, например, взял товар в долг и оставил расписку, сумму, которую он пообещал «занести», тоже надо включать в выручку, даже при условии, что реальные деньги он принесёт в следующем отчётном периоде. Оборот и объём продаж (по крайней мере в России) — это то же самое, что и выручка.
Если у предприятия несколько источников дохода — например, реализация товаров или услуг, инвестиции и финансовая деятельность, — выручка может считаться по каждому из направлений отдельно, но и, если сложить полученные суммы, тоже получится выручка. Поэтому, чтобы понимать, о чём идёт речь, к слову «выручка» обычно добавляют определения — например, «выручка от основной деятельности» или «выручка от инвестиционной деятельности». Если такого определения нет, то без контекста слово «выручка» подразумевает сумму всех доходов.
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Бесплатный курс
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Прибыль
Валовая, бухгалтерская, экономическая, чистая, операционная, доналоговая, от продаж
Прибыль — это разница между доходами и расходами. Но не всё так просто, потому что у прибыли есть десятки подвидов, и тут мы рассмотрим только самые основные. Первый — это валовая прибыль (разница между выручкой и издержками на производство товаров или услуг). По умолчанию под словом «прибыль» подразумевается именно валовая прибыль.
Если залезть в термин более глубоко, то вообще есть два её подвида по методу расчёта — бухгалтерская и экономическая.
Бухгалтерская, она же прибыль по МСФО или РСБУ (МСФО — Международные стандарты финансовой отчётности, РСБУ — Российские стандарты бухгалтерского учёта, — прим. «Мастеров»). И то, и другое — регламенты, по которым ведётся финансовая отчётность. — более чёткое понятие: это разница между совокупностью доходов и совокупностью расходов.
Экономическая прибыль в основе имеет то же самое, но при её подсчёте учитываются неофициальные расходы вроде взяток, собственные издержки предпринимателя и упущенная выгода. Но для отчётности такой показатель не используется.
Часто можно встретить словосочетание чистая прибыль — для того чтобы её получить, помимо себестоимости, из выручки надо вычесть все-все издержки, включая амортизационные расходы, проценты по кредитам, налоги и другие платежи в бюджет. Если налоги и сборы не вычесть, получится прибыль до налогообложения — налоговая база для расчёта (и дальнейшей уплаты) налога на прибыль. В зависимости от того, какие расходы уже успели вычесть, а какие — нет, есть и другие виды прибыли, например, операционная или прибыль от продаж. Подробнее об этом можно почитать в любом учебнике по бухгалтерскому учёту.
Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании
Недавно мы провели исследование и выяснили, что больше 50% наших клиентов в малом и микробизнесе ведут бухгалтерию самостоятельно.
Плюсы очевидны — экономия. Минусов может и не быть, если предприниматель разбирается в финансовом и бухгалтерском учетах. Иногда это критично.
Вот случай из реальной практики, хорошо иллюстрирующий важность финансовой грамотности предпринимателя.
Однажды при заполнении бухгалтерского баланса собственник бизнеса указал остаток денежных средств на счете, стоимость товаров, величину дебиторской и кредиторской задолженности, а в основных средствах написал словами: «Ниссан».
Как думаете, сошлись у предпринимателя активы с пассивами, и что на это сказала бы налоговая?
Путаница в терминах может привести к переплатам или недоимкам, которые грозят налоговыми штрафами.
Каждый должен хорошо понимать и уметь отличать друг от друга основные показатели финансовой деятельности: выручку, прибыль, доход, оборот и товарооборот.
Выручка, доход и валовая прибыль
Выручка – объем денежных средств, полученных от реализации товаров, работ, услуг.
Может определяться методом «по отгрузке», то есть в момент фактической отгрузки товара или оказания услуги, а может «кассовым» методом, то есть в момент получения оплаты.
Кроме средств, полученных непосредственно за продажу товаров и услуг, она может также включать доходы от продажи ценных активов и другие поступления.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «доходамиорганизации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
«Выручка — это показатель финансового благосостояния и отправная точка для расчета прибыли предприятия. Она может быть нулевой или положительной величиной, но никогда – отрицательной».
Понятия «выручка» и «оборот» в общем случае тождественны. При этом зачастую «оборот» может быть использован для обозначения безналичного оборота компании, то есть поступлений денежных средств на расчетный счет за реализованные товары, работы и услуги.
В любом случае и выручка, и доход, и оборот — «валовые» характеристики, не учитывающие издержки (расходы) компании.
Валовая прибыль равна разнице между выручкой и расходами (издержками) по основному виду деятельности (себестоимостью проданных товаров или услуг).
Финансовый результат, учитывающий расходы по всем направлениям деятельности компании, называется чистой прибылью (положительный финансовый результат) или чистым убытком (отрицательный).
Оборот компании, оборот торговли и выручка
Часто путаница возникает в понятиях «оборот» и «товарооборот». Мы уже выяснили, что оборот компании – это деньги, которыми располагает предприятие, этот термин относится к экономике.
Товарооборот – понятие из области бухучета, им обозначают объем средств, вырученный от продажи товаров или услуг.
Товарооборот следует отличать от выручки – помимо непосредственного дохода от торговли, она может включать другие виды поступлений и доходы от реализации имущества.
Таким образом, выручка может быть либо больше товарооборота, либо равна ему.
Кроме того, важно, каким образом вы рассчитываете выручку – по методу начисления или кассовым методом.
Как было сказано ранее, в первом случае доход или расход учитываются в том периоде, к которому они относятся, во втором – когда они непосредственно оплачены.
Если продажа оформляется в рассрочку или отложенным платежом, то, в случае расчета кассовым методом, выручка и товарооборот также могут различаться.
Отличие прибыли от оборота
Если в том, что вы назовете выручку оборотом, нет ничего страшного, то отличать прибыль от оборота очень важно, например, чтобы не переплачивать налог на прибыль.
«Отличие очень простое. Чтобы рассчитать прибыль, нужно из выручки (оборота) отнять все возможные издержки и расходы организации, включая налоги, зарплаты, аренду и так далее».
Таким образом, понятие «оборот» характеризует, каким объемом средств компания располагает в принципе, а прибыль — это то, сколько денег компания может вложить в собственное развитие.
Отличие расхода от убытка
Расходы – это все деньги, которые компания тратит на производство и продажу своего продукта.
К ним относятся материальные издержки, зарплаты и прочие выплаты сотрудникам, расходы на ремонт оборудования и помещений, арендная плата, налоги.
Когда расходы превышают доходы компании, образуется убыток.
Больше не спутаете: чем отличается выручка от прибыли
Понятия «выручка» и «прибыль» фигурируют в статьях, подкастах и видеороликах про финансы. Их смысл похож – это что-то, связанное с доходом, но в чем тогда разница? Рассмотрим различия на гипотетических примерах, чтобы разобраться раз и навсегда.
Что такое выручка
Кофейня «Брауни» в воскресенье продала напитки и десерты на 100 тысяч рублей, а в понедельник – на 80 тысяч. 180 тысяч рублей и есть выручка компании – то есть все, что она заработала благодаря основной деятельности.
Кроме выручки есть еще и доход – этот термин более широкий и включает в себя деньги не только за продажу основных товаров и услуг, но и суммы, полученные из других источников.
Например, «Брауни» может получать деньги не только с реализации напитков и десертов, но и с аренды помещения, оборудования или мебели; с благотворительности или даже с выигранного дела в суде.
Значит, когда вы получаете деньги от целевых товаров и услуг – это выручка. А когда суммируете их со всем дополнительным заработком – это доход. Доход может быть равен выручке, а может оказаться и больше нее.
Выручка у компании может быть всегда – главное, чтобы были продажи. А вот ситуация со вторым обстоит иначе.
Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.
Что такое прибыль
Сентябрь выдался для кофейни «Брауни» успешным, доход компании составил 2 млн рублей.
Из этих денег управляющий отдал 1 млн рублей на:
После чего у кофейни осталось:
2 000 000 – 1 000 000 = 1 000 000 рублей.
Этот миллион и есть прибыль компании – то есть то, что осталось после расходов. И это самый важный показатель для любого бизнеса.
Виды прибыли
В бухучете используются разные виды прибыли. Четыре из них показывают результаты деятельности компании на разных этапах. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Например, для кофейни это может быть:
Если в октябре доход «Брауни» составил 1,5 миллиона рублей, а себестоимость – 600 тысяч рублей, то валовая прибыль для кофейни в этом месяце: 1 500 000 – 600 000 = 900 000 рублей.
Для кофейни это могут быть:
Если в октябре операционные расходы были только на зарплату флористу – 50 тысяч рублей, – значит, операционная прибыль кофейни составит: 900 000 – 50 000 = 850 000 рублей.
То есть из доходов, помимо себестоимости и операционных расходов, вычитают еще и расходы на неосновную деятельность – штрафы, долги по кредитам и так далее. Допустим, для кофейни это составляет 300 тысяч рублей.
Вычтем из операционной прибыли прочие расходы и получим балансовую: 850 000 – 300 000 = 550 000 рублей.
Чистая прибыль кофейни «Брауни» после уплаты 20% налогов: 550 000 – 0,2 х 550 000 = 440 000 рублей.
Если компания потратит больше, чем заработала, ее прибыль будет отрицательной. Это говорит о том, что организация работает в убыток.
Допустим, в октябре кофейня «Брауни» заработала 1,2 млн рублей, а потратила 1,3 млн, потому что активно запускала рекламу к сезону холодов. Это значит, что в октябре компания уйдет в минус на 100 тысяч рублей.
Разница между выручкой и прибылью
Итак, чем же отличается выручка от прибыли?
Выручка – это то, что компания получает от реализации основных товаров и услуг. Кофейня зарабатывает на напитках; ведущий – на проведении мероприятий; стоматология – на лечении зубов.
Если продажи идут – выручка есть. А если товары или услуги не продаются – выручка будет нулевая.
Особенность прибыли в том, что она, в отличие от выручки, показывает, сколько денег осталось на руках у компании после покрытия расходов. Если потратили больше, чем заработали, – уйдете в минус. А если меньше – останетесь в плюсе. Именно по этому значению можно увидеть успех работы компании.
Еще один показатель для мониторинга эффективности – рентабельность. Она основана на отношении двух величин и выражается в процентах.
Рентабельность = прибыль / выручка х 100
Например, рентабельность кофейни «Брауни» в октябре составила:
440 000 / 1 500 000 х 100 = 29%
Рентабельность показывает, сколько прибыли получил бизнес с каждого рубля выручки.
Для кофейни это 29%. То есть один рубль выручки равен 29 копейкам прибыли.
Надеемся, наглядные примеры помогли вам разобраться, в чем разница похожих терминов. И теперь ответить на вопрос «Что такое доход компании?» вы легко сможете сами.
Чистая прибыль — ликбез для начинающих инвесторов
В отчётностях и пресс-релизах компаний можно встретить множество различных финансовых показателей, которые зачастую для новичка звучат одинаково. Например, многие путаются в понятиях операционная, валовая, чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов и прибыль, приходящаяся на акционеров компании. Также далёкие от фондового рынка и финансов люди путают выручку с прибылью. И это нормально. Поэтому сегодня я предлагаю вам разобрать, что такое чистая прибыль, попутно объяснив остальные виды прибыли, а также понять, как она образуется, как распределяется и как её анализировать.
Чистая прибыль. Что же это такое?
Чистая прибыль — один из важнейших показателей компании. Слово «чистая» в данном показателе означает, что прибыль была очищена от налогов, расходов и других отчислений. Чтобы определить, что такое чистая прибыль, предлагаю сначала разобраться с выручкой.
ВЫРУЧКА — доход, полученный от реализации.
Например, К. является индивидуальным предпринимателем, накануне 8 марта он купил 1 000 роз по 3 руб. за штуку. Позже, 8 марта, он продал ранее купленную партию: 1 000 роз по 30 руб. за штуку. Таким образом, выручка К. составила 30 тыс. руб. Но говорит ли это о том, что К. заработал 30 тыс.?
Нет, так как в данном примере не учтены расходы. Чтобы узнать сумму прибыли, необходимо вычесть из выручки, 30 тыс., переменные расходы, то есть расходы, зависящие от объёма производства, что в данном примере равно трём тысячам. 30 тыс. — 3 тыс. = 27 тыс. руб. Мы узнали МАРЖИНАЛЬНУЮ, или ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ.
Но это ещё не все расходы, которые были у К., поэтому из валовой прибыли необходимо вычесть постоянные расходы или коммерческие и управленческие расходы. К управленческим расходам относятся затраты на оплату охраны, интернета, ЖКХ, канцелярских принадлежностей и зарплаты административно-управленческого персонала (например, бухгалтерия, юристы и другие). К коммерческим расходам относятся затраты на оплату труда, логистику и хранение товара, аренду и содержание зданий, рекламу и прочее.
В условиях нашей задачи не указаны коммерческие и управленческие расходы, однако для точности эксперимента давайте предположим, что К. потратил на транспортировку, хранение и рекламу одну тысячу рублей. Вычитая из валовой прибыли постоянные расходы, мы получим: 27 тыс. — 1 тыс. = 26 тыс. ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ.
Теперь важно учесть, были ли внереализационные доходы или расходы в результате данной деятельности. Что это? Это доходы и расходы, не связанные с реализацией. К ним относятся:
Допустим, что К. сделал несколько скидок своим клиентам на общую сумму 500 руб., и его прибыль снизилась: 26 тыс. — 0,5 тыс. = 25,5 тыс. ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Теперь следует учесть, что К. является индивидуальным предпринимателем и должен заплатить налог на прибыль и другие обязательные платежи (пенсионные и страховые отчисления). Предположим, что данные расходы составляют 10 тыс., поэтому ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ К. равна: 25,5 тыс. — 10 тыс. = 15,5 тыс.
Таким образом, чистая прибыль — это часть дохода предприятия, которая осталась после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. и скрупулёзно анализируйте отчётность компании.
Если мы говорим о публичных компаниях, то есть тех, которые размещают свои акции на бирже, появляются ещё три показателя.
Мы разобрали, как образуется чистая прибыль, и думаю, больше не возникнет вопросов, почему у компании может увеличиться выручка, но при этом будет числиться чистый убыток — отрицательная чистая прибыль.
Поэтому при анализе чистой прибыли компании я всегда сравниваю её в динамике по отношению к предыдущим периодам, оцениваю выручку и расходы, которые привели к соответствующей динамике.
Распределение чистой прибыли
Именно по качеству распределения чистой прибыли можно оценить, насколько корректно работает менеджмент: правильное распределение должно привезти к увеличению эффективности деятельности компании.
Основными направлениями распределения чистой прибыли являются:
Для нас как для инвесторов наиболее выгодно распределение прибыли на дивиденды. Однако если компания решила не выплачивать дивиденды или снизила их размер, направив деньги на инвестиции, то перед тем, как негативно воспринимать данную информацию, стоит понять, что эти инвестиции дадут компании и вам в будущем. Так как зачастую кратковременное снижение котировок, связанное с дивидендным кризисом, быстро отыгрывается благодаря грамотным инвестициям.