Что важнее русский или математика

«Взаимосвязь наук: математика и русский язык»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

математика и русский язык

Секция «Прорыв в науку»

Руководитель: Саитова Анфиса Нагировна,

1.1 «Без грамматики не выучишь математики» 4

1.2. Множества и подмножества 5

1.3. Симметрия букв и слов. 5-6

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках. 6-9

1.5. Математика и русская литература. 9-10

2.1. Правила чтения буквенных выражений. 11

2.3. Склонение количественных числительных. 11

Использованная литература 14

Какой предмет важнее – математика или русский язык?

“Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – скажут одни.

Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».

Вот и мы в своей проектной работе решили проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.

Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.

Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.

Актуальность : учащиеся часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробуем в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.

Исследование включало в себя ряд этапов:

а) изучение специальной литературы;

б) сбор фактического материала;

в) анализ собранного материала;

г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.

В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез.

Новизна исследования : предпринята попытка провести связь между двумя науками

Область практического использования результатов : на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.

I .Математика в русском языке

1.1 «Без грамматики не выучишь математики».

Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

Сотни тысяч обозначались так.

Миллион обозначали из запятых или лучей.

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

1.2. Множества и подмножества

« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(С. Ковалевская – русский математик)

Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и

1.3. Симметрия букв и слов

В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и

горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы:

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш

А вот такие слова как: ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.

Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Мы постарались найти их с каждой цифрой. Представляем некоторых в таблице:

Один на один. (С. Маршак)

Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.

Обещал ребятам Павлик:

Единицу я исправлю.

Завтра двойку получу

Продают ежам булавки.

раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят. да двадцать бочонков

Нанырявшись по морям,

В два счета – очень быстро.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

Тринадцать дней и ночей.

За тридевять земель – очень далеко.

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

На нашей улице шестнадцать домов.

На стене часы висят,

Делят все на шестьдесят.

Все минуты точно делит

На секунды циферблат.

Шестьдесят гусей на тридцать

Помножить я не смог. (А. Барто)

Семь дней в неделе.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

Семьсот тонн металла.

Восемь шариков воздушных-

Восемь братцев непослушных.

Каждый, хвостиком дразня,

Уплывает от меня. (Г. Глушнев)

К восьмистам прибавить двести.

Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят.

Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.

И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать.

Сто ужей на двух ребят

В сто крат – во много раз.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу. (Я. Аким)

На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.

1. Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)

2. С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)

3. От горшка два вершка (вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)

1.5. Математика и русская литература.

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.

«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов

И.С. Тургенев «Муму» «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:

1) 2*72см = 144см (2 аршина)

2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).

Задача от Григория Остера « 38 попугаев»

История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.

II . Русский язык в математике.

2.1. Правила чтения буквенных выражений

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс раны ста двадцати», 0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».

Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:

2.3. Склонение количественных числительных.

Например, возьмем число 16849.

И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах

III . Взаимосвязь наук: математика и русский язык

Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.

Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математикаЧто важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

4. Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

В своей проектной работе мы хотели показать математику и русский язык как две неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике»,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают в дальнейшем процессе обучения. Мы поняли, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.

Источник

математика или русский что важнее

«Взаимосвязь наук: математика и русский язык»

Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

математика и русский язык

Секция «Прорыв в науку»

Руководитель: Саитова Анфиса Нагировна,

1.1 «Без грамматики не выучишь математики» 4

1.2. Множества и подмножества 5

1.3. Симметрия букв и слов. 5-6

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках. 6-9

1.5. Математика и русская литература. 9-10

2.1. Правила чтения буквенных выражений. 11

2.3. Склонение количественных числительных. 11

Использованная литература 14

Какой предмет важнее – математика или русский язык?

“Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – скажут одни.

Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».

Вот и мы в своей проектной работе решили проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.

Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.

Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.

Актуальность : учащиеся часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробуем в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.

Исследование включало в себя ряд этапов:

а) изучение специальной литературы;

б) сбор фактического материала;

в) анализ собранного материала;

г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.

В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез.

Новизна исследования : предпринята попытка провести связь между двумя науками

Область практического использования результатов : на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.

I .Математика в русском языке

1.1 «Без грамматики не выучишь математики».

Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

Сотни тысяч обозначались так.

Миллион обозначали из запятых или лучей.

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

1.2. Множества и подмножества

« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(С. Ковалевская – русский математик)

Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и

1.3. Симметрия букв и слов

В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и

горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы:

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш

А вот такие слова как: ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.

Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Мы постарались найти их с каждой цифрой. Представляем некоторых в таблице:

Один на один. (С. Маршак)

Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.

Обещал ребятам Павлик:

Единицу я исправлю.

Завтра двойку получу

Продают ежам булавки.

раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят. да двадцать бочонков

Нанырявшись по морям,

В два счета – очень быстро.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

Тринадцать дней и ночей.

За тридевять земель – очень далеко.

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

На нашей улице шестнадцать домов.

На стене часы висят,

Делят все на шестьдесят.

Все минуты точно делит

На секунды циферблат.

Шестьдесят гусей на тридцать

Помножить я не смог. (А. Барто)

Семь дней в неделе.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

Семьсот тонн металла.

Восемь шариков воздушных-

Восемь братцев непослушных.

Каждый, хвостиком дразня,

Уплывает от меня. (Г. Глушнев)

К восьмистам прибавить двести.

Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят.

Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.

И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать.

Сто ужей на двух ребят

В сто крат – во много раз.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу. (Я. Аким)

На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.

1. Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)

2. С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)

3. От горшка два вершка (вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)

1.5. Математика и русская литература.

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.

«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов

И.С. Тургенев «Муму» «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:

1) 2*72см = 144см (2 аршина)

2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).

Задача от Григория Остера « 38 попугаев»

История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.

II . Русский язык в математике.

2.1. Правила чтения буквенных выражений

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс раны ста двадцати», 0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».

Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:

2.3. Склонение количественных числительных.

Например, возьмем число 16849.

И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах

III . Взаимосвязь наук: математика и русский язык

Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.

Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математикаЧто важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

4. Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

В своей проектной работе мы хотели показать математику и русский язык как две неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике»,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают в дальнейшем процессе обучения. Мы поняли, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.

Какие ЕГЭ самые легкие?

Сейчас многим покажется, что ЕГЭ и “легко” – слова-антонимы, но при качественной и системной подготовке это далеко не так. От сдачи экзаменов напрямую зависит будущее, поэтому ответственно подойти нужно к выбору не только профессии и ВУЗа, но и непосредственно предметов. Сегодня рассказываем о каждом экзамене и приводим немного статистики. Поехали!

Какие предметы можно сдать?

Помимо обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике выпускники обычно выбирают 1-2 профильных предмета из следующего перечня:

Уже который год наиболее популярными дисциплинами среди одиннадцатиклассников становятся профильная математика и обществознание. За последние два года обороты набирает еще и информатика.

Сколько баллов нужно для поступления?

Ежегодно минимальные пороги на каждый из предметов устанавливаются составителями экзаменов. Так, например, чтобы сдать иностранный язык нужно набрать 30 первичных баллов, а вот на обществознании придется попотеть – порог составляет аж 45 первичных баллов – рекорд среди всех профильных ЕГЭ.

Также стоит напомнить, что ВУЗы вправе самостоятельно устанавливать нужный им минимум для поступления. Советуем заранее просмотреть информацию на сайте желаемого универа, чтобы точно знать, на что ориентироваться и насколько эффективно готовиться.

Как и какие ЕГЭ выбрать?

На выбор одиннадцатиклассников влияет сразу несколько немаловажных факторов:

Согласитесь, если на протяжении 11 лет вы показывали успехи в литературе, очень нелогично будет выбрать физику, которая даётся в разы сложнее.

Например, с 14 лет видете себя врачом, соответственно для сдачи планируете выбрать биологию и химию. Если мечтаете стать крутым айтишником – профиль и информатику и т.д.

Многих выпускников направляют родители или учителя. Особенно полезно прислушаться к советам знающих вас людей тем учащимся, которые так и стоят на распутье.

У вас нет особенных предпочтений при выборе профессии и ВУЗа? Тогда логично выбрать наиболее сдаваемые предметы, получить хорошие баллы и отталкиваться уже от результатов.

В интернете можно найти много мнений и статей на тему самых простых и наоборот сложных ЕГЭ. Однако следует помнить, что все очень индивидуально и в сущности ни один предмет нельзя однозначно назвать легким или очень тяжелым.

Помимо прочтения большого объема текстов, учащемуся нужно уметь анализировать и мыслить, а также держать в голове “фонд цитат”, без которых получить высокие баллы не получится.

Этот экзамен включает очень обширных материал. Придется хорошенько подучить даты, биографию личностей и свободно ориентироваться в историческом пространстве. Также не стоит забывать о выявлении причинно-следственных связей, а также нелюбимой работе с картами.

Один из самых сложных ЕГЭ. Придется полюбить заучивать научные термины и разбираться в сложных процессах. Этот экзамен требует очень тщательной, а также серьезной время затратной подготовки.

Небольшой лайфхак: общество надо учить! Многие выпускники обжигаются на том, что надеятся на свой жизненный опыт, который, к сожалению, очень мало полезен при написании ЕГЭ.

Объединяем эти экзамены, так как оба предмета требуют понимания глубоких процессов и качественного нарешивания задач различных типов.

Просто разукрасить контурную карту – совсем не про этот экзамен. Помимо знания стран, столиц и умения ориентироваться по атласу, следует посвятить время изучению отраслям хозяйственной деятельности, природным особенностям, а также экономике мировых держав.

Что говорит статистика?

Цифры показывают, что в 2021 году наиболее успешно учащиеся сдали русский язык и литературу. Каждый пятый получал высокий результат.

Коварное обществознание подловило буквально 18% процентов одиннадцатиклассников, что означает, что каждый пятый не смог перейти минимальный порог. Высокие баллы смогли получить лишь 9,5%.

Опередила (в отрицательном смысле) общество биология, с которой не справились 18,5%, а отличные результаты показали лишь 5%.

Прошлый год отличился и по сдаче профиля и физики, правда, уже в хорошем плане. Более 80 баллов набрали 8-10% учащихся, а вот не перешли порог всего 6-8%.

Подводя итог, хочется сказать, что выбрать легкий ЕГЭ практически невозможно. В каждом предмете есть свои трудности. Важно следовать зову своего признания и качественно готовиться. Тогда вероятность попасть в процент высокобалльников будет очень большой.

ЕГЭ и олимпиады — в чем разница?

В контексте нашего обсуждения и ЕГЭ и олимпиады это градусники, при помощи которых:

Тем не менее, надо отчетливо понимать, что поскольку ЕГЭ (здесь и далее я обсуждаю по умолчанию ЕГЭ по математике) и олимпиады решают принципиально разные задачи, то эти два градусника выявляют разные наборы характеристик интеллекта школьников. Упрощая ситуацию (и не принимая во внимание одну-две задачи полуолимпиадного типа из части C), можно сказать, что ЕГЭ выполняет следующие функции:

В чем отличие олимпиады от ЕГЭ? Обычно говорят, что на олимпиадах приходится решать нестандартные задачи, однако это не совсем правильное объяснение. В олимпиадных задачах, как правило, нужно хорошенько разобраться в самой задаче и понять следующие моменты:

Другими словами в олимпиадных задачах требуется построить логически непротиворечивую модель задачи (объекты и их свойства, эволюция и связи объектов, граничные условия, ограничения, границы применимости и т.д.) и только потом уже обсчитать эту модель. Расчет может быть стандартным и простым, а может быть трудоемким и нестандартным, но, как правило, всегда самое важное это построенная (придуманная) модель, расчет же вторичен. Иногда за счет удачного построения модели счет удается свести к тривиальности или к уже решенной ранее задаче.

Опять упрощая ситуацию можно сказать, что олимпиада требует от школьника:

Таким образом, отличия олимпиад от ЕГЭ состоят в следующем:

Тем не менее, несмотря на все перечисленные отличия ЕГЭ от олимпиад надо понимать, что олимпиадники набирают на ЕГЭ 70+ баллов абсолютно неслучайно — требования олимпиады к набору математических знаний и умений школьника существенно выше. Другими словами, поскольку есть два общих параметра (знания и умения), которые измеряют оба градусника, то результаты олимпиад очень надежно сопоставимы с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. На околонаучном языке это же утверждение звучало бы как «между результатами ЕГЭ и результатами олимпиады соответствующего профиля существует статистически значимая корреляция». По крайней мере, это сопоставление результатов должно выполняться при корректно работающих, т.е. без фальсификаций, градусниках.

Исследовательская работа по теме «Математика в русском языке»

Что важнее русский или математика. Смотреть фото Что важнее русский или математика. Смотреть картинку Что важнее русский или математика. Картинка про Что важнее русский или математика. Фото Что важнее русский или математика

МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Математика в русском языке»

Ширинова Арзу, учащаяся 7б класса

Серебрякова Юлия Васильевна

Красный Холм, 2017 год.

3. Математика в русском языке…………………………………………7 стр.

3.1 Симметрия букв и слов….…..……………………………………….7 стр.

3.2 Множества и подмножества.………………………………. ………8 стр.

3.3 Фразеологизмы с использованием чисел…………………………. 9 стр.

3.4 Числа в пословицах и поговорках………………………………….10 стр.

3.5 Числа в разных частях речи………………………………………. 12 стр.

3.6 Математические понятия в русском языке…………………..……14 стр.

4. Русский язык в математике…………………………………………..16 стр.

4.1 Происхождение чисел………………………………………………16 стр.

4.2 Правила чтения буквенных выражений……………………………17 стр.

4.4 Склонение числительных……………………………………………19 стр.

4.5 Вопрос взаимосвязи математики и русского языка в представлении учащихся…………………………………………………………………..20 стр.

6. Список использованной литературы……………………………. ….24 стр.

Приложение 1. Таблица симметрии

Приложение 2. Примеры фразеологизмов с числительными

Приложение 3. Примеры пословиц и поговорок с числительными

Приложение 4. Анкетирование

Приложение 5. Результаты анкетирования

Актуальность проблемы заключается в том, что тема моей исследовательской работы касается взаимосвязи двух очень разных наук: математики и русского языка. При подготовке к исследованию я обратила внимание, что эта тема поднималась учеными как прошлых столетий, так и учеными современности. И важным в данной теме является спорный вопрос: «Какой предмет важнее – математика или русский язык?»

Цель исследования : показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и насколько одна из этих наук проникла в другую.

1) Узнать из дополнительной литературы о взаимосвязи математики и русского языка.

2) Определить общие понятия для математики и русского языка.

3) Использовать результаты проектной работы на уроках русского языка и математики.

В данной работе используется аналитический метод исследования, чтение и анализ научно-популярной литературы, опрос, анализ результатов.

Теоретическая ценность заключается в том, что эта тема является интересной и познавательной для молодого поколения.

Практическая значимость определяется возможностью использования материалов работы на уроках русского языка и математики.

В.А. Садовничий также говорит о том, что первые труды, упоминающие о взаимосвязи наук, появились ещё до создания университета М.В.Ломоносова. Достаточно назвать хотя бы «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (1619), которую вместе с «Арифметикой» Леонтия Магницкого (1703) Ломоносов назвал «вратами» своей учёности. Как указывается в докладе Садовничего, глубокий смысл ломоносовской метафоры связывает в единое целое два фундаментальных школьных предмета – русский язык и математику. Эта связь «красной нитью проходит через всю историю развития научного знания, то теряясь из виду, то вновь отмечая новый поворот научной мысли, новый научный результат».

Автор упоминает также о том, что ключевой фигурой доломоносовского этапа развития русской словесности являлся Василий Евдокимович Адодуров, проходивший в Академии наук прежде всего по математическому ведомству. Он был первым русским студентом, получившим в Академии звание адъюнкта (1733) по кафедре высшей математики у Л.Эйлера. За свои филологические способности был назначен переводчиком Академии. В частности, переводил математические работы Эйлера. В 1736 году ему был вверен надзор за присланными из Москвы учениками, в числе которых был Ломоносов. Адодуров учил русскому языку будущую Екатерину II, тогда ещё невесту наследника престола.

А среди первых профессоров Московского университета, читавших лекции уже не по-латыни, а по-русски, был ученик Ломоносова Антон Алексеевич Барсов – математик и грамматист. По заказу Комиссии об учреждении народных училищ, созданной Екатериной II, он написал «Грамматику», которая, однако, была отвергнута Комиссией, поскольку Барсов отступил от предложенных немецких образцов. Эта «Грамматика» увидела свет только в 20 веке.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что взаимосвязь математики и русского языка прослеживалась ещё в 18 веке, когда особое внимание уделялось системе преподавания этих предметов в школах и университетах.

В другой работе, « Взаимодействие математики и языкознания», автором которой является ученый-лингвист Рональд Шлейфер, указывается, что в ХХ веке наблюдается продолжение к взаимодействию и взаимопроникновению различных областей знаний, в том числе и взаимосвязь математики и русского языка.

Автор отмечает, что наблюдается стремление к изучению структур и составляющих их элементов. Поэтому всё большее место как в научной теории, так и на практике уделяется математике. Соприкасаясь, с одной стороны, с логикой и философией, с другой стороны, со статистикой (а, следовательно, и с общественными науками), математика всё глубже проникает в те сферы, которые на протяжении долгого времени было принято считать чисто «гуманитарными». Исключением не стало и языкознание, а точнее с таким его разделом, как лингвистика. Шлейфер также говорит, что начиная с 50-х годов прошлого века, математика применяется в лингвистике при создании теоретического аппарата для описания строения языков (как естественных, так и искусственных).

Первоначально математические методы в лингвистике стали использоваться для того, чтобы уточнить основные понятия языкознания, однако с развитием компьютерной техники теория стала находить применение на практике. Разрешение таких задач, как машинный перевод, машинный поиск информации, автоматическая обработка текста требовало принципиально нового подхода к языку. Автор указывает, что популярным в наше время термином «математическая лингвистика» называют любые лингвистические исследования, в которых применяются точные методы (а понятие точных методов в науке всегда тесно связано с математикой). В лингвистике используются как количественные (алгебраические), так и неколичественные методы, что сближает её с математической логикой.

Таким образом, можно сделать ещё один вывод о том, что взаимосвязь наук изучается и в наше время, этой теме уделяется серьёзное внимание.

Математика в русском языке.

Как я уже говорила выше, М.В.Ломоносов сказал: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Поэтому в своей проектной работе я решила проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.

Справедливым считается утверждение, что миром управляют числа, что математика – самая важная наука, что она царица всех наук. С другой стороны мы знаем другое утверждение: «Язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики». И с этим тоже нельзя поспорить.

Так какой же науке отдать первенство?

Как учебные предметы, математика и русский язык различны не только по названию, но и по содержанию. А если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что важнее, нельзя.

А чтобы разобраться в проблеме, я рассмотрю такие понятия, которые докажут «присутствие» математики в русском языке и русского языка в математике.

Симметрия букв и слов.

Симметрия – свойство геометрической фигуры, характеризующее некоторую правильность формы, неизменность её при действии движений и отражений.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу, я пришла к выводу, что все буквы можно разбить на 4 группы:

1. Буквы с горизонтальной осью симметрии: В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю.

2. Буквы с вертикальной осью симметрии: А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш.

3. Буквы, не имеющие ось симметрии: Б Г И Р У Ц Ч Я Щ.

4. Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии: Ж Н О Х Ф.

(См. таблицу Приложение 1.)

Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно

составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.

А вот такие слова как: А LL А, ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.

Множества и подмножества.

С этим математическим понятием мы сталкиваемся практически при выполнении каждого упражнения.

Например. Дано множество слов:

Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик –

Задание: Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и

Фразеологизмы с использованием чисел.

Существует множество фразеологизмов в русском языке, в состав которых входят числительные. Причем, как это часто и бывает с фразеологизмами, это числительное утрачивает свое прямое, числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределенно малого, иногда неопределенно большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено. Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять», мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.

Попытаюсь привести ряд фразеологизмов в порядке возрастания числового значения (от нуля – «ничтожества» и единицы – «очень малого и незначительного» к мифической тройке и семерке, выражающей неисчислимо большое множество, и так далее… до ста).

– передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).

1 – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.

3 – несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия.

В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

Фразеологизмы придают нашей речи особую выразительность и точность. (См. все примеры фразеологизмов Приложение 2.)

Числа в пословицах и поговорках.

Посмотрите сколько, оказывается, пословиц с цифрами и числами придумал народ! Неудивительно, что в таких простых пословицах раскрывается суть человеческих взаимоотношений, некоторые из которых осуждаются, а другие – ставятся в пример. Впрочем, и все другие пословицы и поговорки также отражают народную мудрость:

Например, пословицы с числом и цифрой 1:

Одна весна на родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.

Один про Фому, другой про Ерёму.

Один рубит, а другой в дудку трубит.

Пословицы с цифрой и числом 2:

Две собаки дерутся – третья не приставай.

Два века не изживёшь, две молодости не перейдёшь.

Пословицы с числом и цифрой 3:

Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.

Три жены имел, от всех терпел.

Три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

Я постаралась найти пословицы с примерами на все цифры и представить их в таблице. После проделанной работы я сделала вывод, что с давних времен народ использовал числа в устной речи активно, вкладывая в изречения нравственный смысл. (См. Приложение 3.)

Числа в разных частях речи.

На уроках русского языка в 6 классе мы познакомились новой частью речи – числительным. При изучении этой части речи мы узнали также, что ч исловое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

Числительные обозначают количество предметов, отвлечённое число, порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? и который? Например: сколько? – шесть, сто двадцать, двадцать три, три пятых; который? – первый, сотый, двести двадцатый.

Другие слова со значением числа имеют другие общие грамматические значения и отвечают на другие вопросы.

существительные обозначают предмет и отвечают на вопрос что? – пятёрка, тридцатка, сотня, треть, четверть;

глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать и что сделать? – утраивать, утроить, удесятерить;

прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? – пятиэтажный, семнадцатилетний, сорокавёдерный, двухлитровая (вторая корень таких прилагательных – от существительных: этаж, лета, ведро, литр и т. п.) ;

наречия обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? вдвоём жить, надвое разделить, втрое увеличить.

Кроме того мы узнали, что цифры присутствуют во многих словах, особенно, если они имеют отношения к цифровым обозначениям какого-то параметра (например, семиметровый кабель). Но есть слова, которые не так очевидно связаны с цифровым рядом. Какие же?

Цифры можно обозначать и прописью, иногда подобные слова оказываются включёнными в состав других слов, как правило, они продолжают нести в себе собственную (счётную) смысловую нагрузку. Вот некоторые примеры подобных словоформ:

11. Квартет, квинтет;

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что математика присутствует и морфологии, и в словообразовании некоторых слов русского языка.

Математические понятия в русском языке.

Следующим шагом в моей исследовательской работе является выяснение, какие математические понятия используются на практических занятиях по русскому языку.

Например, используется ли понятие «прямая» (в значении линия, черта) в русском языке? Оказывается, используется! Как мы подчеркиваем грамматическую основу предложения? Правильно, используя прямую!

Например, в предложении это выглядит так: Рано утром дети спешат в школу.

На уроках математики мы используем скобки.

В математике скобки точно есть, они необходимы при записи алгебраических выражений:

А когда мы используем скобки в русском языке?

Скобки (обычно круглые) употребляются в качестве знаков препинания в естественных языках. В русском языке употребляются для выделения пояснительного слова или вставного предложения.

Например: Краснохолмский район (мы говорим о районном центре Тверской области) расположен в северо-восточной части области, граничащей с Ярославской областью.

В математике также особое значение занимает четкий порядок действий. От этого зависит правильность вычисления. А важен ли он в русском языке?

Я думаю, что нужен. Порядок действия или алгоритм мы используем при выполнении разбора, например, морфологического, синтаксического или словообразовательного.

Например, при словообразовательном разборе сначала необходимо выполнить морфемный разбор, а уж потом словообразовательный, иначе ответ будет ошибочным. (например, каким способом образовано слово досрочно, а каким докрасна?)

Какие математические действия мы используем в русском языке?

Я поняла, что сегодня будет дождь, потому что все небо было затянуто серыми низкими облаками.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что математика тесно связана с русским языком. Это подтверждается использованием в русском языке определенных математических понятий, действий, различных алгоритмов, например при руководстве в выборе орфограмм, знаков препинаний и т.д. Многие слова в русском языке были образованы с помощью математических чисел. И это очень интересно.

Русский язык в математике.

Доказав влияние математики на русский язык, я задалась вопросом, а влияет ли русский язык на математику, важен ли он для такой точной науки?

Как я уже отмечала выше, в 6 классе мы познакомились с числительными как частью речи. На уроках мы узнали много интересного из истории чисел.

Оказывается, что сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много).

Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово —тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)

У слова миллион тоже интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Правила чтения буквенных выражений

В математике часто мы имеем дело с выражениями, имеющими буквенное обозначение, например, в уравнениях. И тут мы должны понимать, а как грамотно произносить такие обозначения?

В русском языке название латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода.

а = 8 «а равно восьми»,

х = 8 «икс равен восьми»,

у = 15 «игрек равен пятнадцати».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

15у «пятнадцать игрек», а не «пятнадцати игрека»,

8х «восемь икс», а не «восемь иксов».

Если число представляет собой десятичную запись, то выражение читают во множественном числе: 3,5х = 75 «три целых пять десятых икс равны семидесяти пяти».

Так как буквенные выражения в математике используют греческие буквы, то необходимо учитывать и правила произношения таких выражений.

Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге. Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге: Ньютон, во французских на последнем слоге: Декарт, а в именах греческих ученых – Евклид, Архимед, Пифагор, ударение на последнем слоге.

Таким образом я делаю вывод о том, что мы должны правильно ставить ударения в математических выражениях, а это и задача грамматики тоже.

Немаловажным является также при вычислениях на уроках математики не только правильно ставить ударения, но и правильно произносить числовые выражения.

Часто мне приходится слышать от одноклассников при решении, например, такого примера: 7,5+8,45=15,95 следующую фразу: «семь целых пять десятых плюс восемь целых сорок пят сотых равно …». Правильно можно сказать и так: «К пяти целым пяти десятым прибавить восемь целых сорок пять сотых получится …»

Дело в том, что в русском языке существуют правила склонения числительных, и мы должны их использовать в математике.

Например, возьмем число 5555. вот как выглядит склонение этого числительного в русском языке:

И. п. пять тысяч пятьсот пятьдесят пять

Р. п. пяти тысяч пятисот пятидесяти пяти

Д. п. пяти тысячам пятистам пятидесяти пяти

В. п. пять тысяч пятьсот пятьдесят пять

Т. п. пятью тысячами пятьюстами пятьюдесятью пятью

П. п. о пяти тысячах пятистах пятидесяти пяти

А если же мы в математике имеем дело с порядковым числительным, то также должны знать, что в составном порядковом числительном будет склоняться только последнее слово:

И.п. пятьдесят пятый километр

Р.п. пятьдесят пятого километра

Д.п. пятьдесят пятому километру

В.п. пятьдесят пятый километр

Т.п. пятьдесят пятым километром

П.п. о пятьдесят пятом километре

Таким образом, я хочу сделать вывод о том, что мы должны грамотно говорить не только на предметах гуманитарного цикла, но и на уроках математики в том числе. А следовательно, русский язык влияет на математику.

Вопрос взаимосвязи математики и русского языка

в представлении учащихся.

Готовясь к исследованию по моей теме, я задалась вопросом, а что знают о взаимосвязи таких разных наук мои одноклассники? Из опроса учащихся 7б класса (19 человек) я узнала, что ребята разделились во мнениях. Мы составили вопросы (см. Приложение 4 и Приложение 5), которые позволили мне узнать, что именно знают ученики о теме моего исследования.

Большинство ребят (54%) было уверено, что главнее всего математика, так как эта наука встречается во всех отраслях нашей жизни.

Следующий вопрос касался нашего почерка, и ребята удивились, причем тут математика. На вопрос: «Важно ли учитывать симметрию в написании букв?», ответы были такими: важно – 32%, неважно – 56%, зависит от настроения – 12%.

Я поинтересовалась также, знают ли ребята, какие математические понятия и действия используются на уроках русского языка? 2% ребят посчитали, что множества и подмножества встречаются в упражнениях русского языка, 68% согласились с сложением, 30% обозначили деление.

Не вызвал затруднения вопрос: « Какие математические фигуры присутствуют в русском языке?». О скобках знают все ребята (100%), прямую линию отметили 93%, и 1% согласился с ломаной линией.

Также оказалось, что мои одноклассники мало интересуются устным народным творчеством. Только 54% ребят привели примеры пословиц, поговорок и фразеологизмов с использованием чисел, а 46% затруднились с ответом.

Ребятам также было предложено задание привести другие примеры, доказывающие взаимосвязь математики и русского языка. 93% не смогли ответить на этот вопрос, и только 7% привели в качестве примеров ребусы с использованием чисел.

Последний вопрос касался понятий русского языка, необходимых в математике: ударение в словах считают важным 5% ребят, а склонение числительных отметили 78%.

Таким образом, после проведения опроса среди одноклассников я пришла к выводу, что ребята мало осведомлены о вопросе взаимосвязи математики и русского языка. Поэтому материал моей исследовательской работы может восполнить пробелы учеников и заинтересовать их изучением данной темы.

Проделав объемную работу по изучению вопроса взаимосвязи математики и русского языка, я сделала следующие выводы:

1. Данная тема глубоко изучалась учеными прошлых столетий и учеными современности, которые доказали, что взаимосвязь наук существует.

2. Связь наук просматривается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, так как математика не терпит неточности, приблизительности изложения фактов.

В то же время, русский язык необходим в точных науках для грамотного изложения мысли, доказательства, ясности понимания.

3. В русском языке наблюдается активное использование многих математических понятий, действий и алгоритмов, что ясно прослеживается в словообразовании, морфологии, синтаксисе и даже в орфографии (алгоритм рассуждения в выборе орфограмм)

4. В устной речи многие числа активно использовались еще с древних времен и используются до сих пор, о чем свидетельствуют примеры ярких, образных пословиц, поговорок и фразеологизмов, которые в огромном множестве присутствуют в нашей речи.

5. Тема взаимосвязи математики и русского языка является актуальной для изучения в школе, о чем свидетельствует проведенный мною опрос среди одноклассников.

6. Изученная мною тема может использоваться на уроках и на внеклассных мероприятиях как математики, так и русского языка, что еще раз подтверждает взаимосвязь этих наук.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и проанализировала доказательства из научно-популярной литературы по интересующему меня вопросу. Также я узнала значение сложных для меня понятий, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о важности взаимосвязи математики и русского языка.

В устной речи мы активно используем пословицы, поговорки и фразеологизмы с цифрами и числами. В них раскрывается суть человеческих взаимоотношений, некоторые из которых осуждаются, а другие – ставятся в пример.

Числа присутствуют в разных частях речи русского языка: в числительных, существительных, прилагательных, наречиях, глаголах. Многие математические понятия используются в русском языке: прямая линия, скобки, деление (выделение, разделение), сложение и т.д.

Русский язык также влияет на математику и важен для такой точной науки: я узнала о п роисхождении чисел от существительных, ударение в математических понятиях важно учитывать, также необходимо грамотно проговаривать числовые выражения в решениях примеров и задач, так как мы должны быть грамотными всегда.

Данный материал будет интересен на уроках русского языка и математики.

Список использованной литературы.

7. Арапов, М.В., Херц, М.М. Математические методы в лингвистике. М., 1974.

8.Башлыков А.М. Система автоматизированного перевода. / А.М. Башлыков, А.А. Соколов. – М.: ООО «ФИМА», 1997.

9. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс//Учебное пособие – М., «Просвещение», 2014

10. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 7 класс//Учебное пособие – М., «Просвещение», 2014

11. Гладкий А.В., Элементы математической лингвистики. / Гладкий А.В., Мельчук И.А. –М., 1969

12. Пиотровский Л.Г. Математическая лингвистика: Учебное пособие/ Л.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, А.А. Пиотровская. – М.: Высшая школа, 1977

14. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении/ Л.В. Щерба – Л.: Наука, 1983.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *