Что важнее слова или мелодия
Что важнее в песне — музыка или слова?
Что важнее в песне — музыка или слова?
Такой вопрос задают довольно часто. Впрочем, не только задают, но и с полной убежденностью в своей правоте решительно отвечают на него.
Одни говорят: конечно, слова важнее! И ссылаются при этом на то, что слова раскрывают нам мысль, заключенную в песне, ее идею и сюжет, а если мысль, идея и сюжет песни непонятны, она сразу же становится неинтересной и никому не нужной. А иногда еще ссылаются на известную поговорку: «Слова из песни не выкинешь». Словно музыку из песни можно выкидывать сколько угодно! Да ведь слово-то в песне имеется в виду не просто слово, а слово поющееся!
Ну, а другие утверждают: конечно, музыка важнее! И в подтверждение своей правоты называют множество песенных стихов, которые без музыки вовсе не интересны и никакой самостоятельной поэтической ценности не представляют. А еще, как самое неопровержимое свидетельство того, что слова не так уж важны, приводят общеизвестный факт, что даже великий Чайковский писал иногда замечательные песни и романсы на весьма посредственные слова.
Кто же прав в этом споре? Не будем спешить с ответом. Прислушаемся сперва хотя бы к нескольким песням, проследим за их судьбой, вспомним и то, как они создавались.
Вероятно, многие из вас читали рассказ Максима Горького «Как сложили песню». Но, может быть, не все знают, что в рассказе этом нет ничего придуманного, что все описанное в нем Горький видел своими глазами и слышал своими ушами, когда летом 1920 года жил в Арзамасе, небольшом провинциальном русском городке. Горький описывает, как две женщины под грустный звон монастырских колоколов сложили песню. Это были две простые русские женщины: кухарка, дородная рябая Устинья, и горничная Маша, худенькая девица с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами. Обе приехали в город из деревни. Обе работают в чужих домах, и обе не находят покоя от злой тоски по своей стороне.
«Будто не вся живешь — не вся вместе, — а половина души в деревне осталась, и все думаешь день-ночь: как там, что там», — говорит Устинья.
Но не только любовь к песне живет в душе этих женщин, как живет она в душе каждого русского человека. Обе они, особенно старшая, Устинья, готовы сложить новую песню, сложить ее из своих раздумий, своих чувств и найти в новой песне, самими созданной, душевное облегчение, жизненную опору.
«— Ну-кось, Машутка, подсказывай…
И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце…
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
Беспокойно мне, девице молодой…
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:
Все тоскою сердце мается…»
Вот и зародилась и стала складываться на наших глазах песня. Удивительно просто описал Горький этот всегда какой-то таинственный, всегда немножко непонятный акт творчества. В простоте этой заключена великая мудрость писателя, огромный его талант и редкостная наблюдательность, помогавшая ему всегда проникнуть в самую глубь, в самую сердцевину того, что видел вокруг себя, о чем писал…
Сердцевину эту он раскрыл перед нами и в сцене рождения песни. Он показал, как просто и естественно создавали творцы из народа свои песни, не ощущая себя при этом ни поэтами, ни композиторами. И еще показал он, что для народных творцов песня никогда не делилась на музыку и на стихи. Мелодия то «нерешительно нащупывалась», то «уверенно доходила до конца», но все время создавалась вместе со словами, точно так же как слова сразу же возникали вместе с мелодией.
Я думаю, что, если бы мы спросили Устинью или Машу: «Что, по-вашему, в песне важнее — мелодия или слова?» — они посмотрели бы на нас с крайним удивлением, словно мы спросили их: «Что в человеке важнее — ум или сердце?» И, пожалуй, на наш вопрос ответили бы тоже вопросом: «Да разве ж они порознь существуют. »
В самом деле! В народной песне той давней поры, когда она создавалась безвестными творцами, музыка и слова существовали только вместе. Это был неразделимый сплав слова и музыки. Это было цельное, неразрывное, единое музыкально-поэтическое искусство. И таким же единым, неразделимым в народной песне всегда был сплав мыслей и чувств, ума и сердца народа, создававшего эти песни…
Читайте также
СЛОВА НАПОСЛЕДОК
СЛОВА НАПОСЛЕДОК Начиная работу над этой книгой, автор и не предполагал, как богата история улицы Марата. Радищев, Белинский с Панаевым, еще десяток-другой имен и сюжетов: это все известно достаточно широко, это все на поверхности. Но ведь на улице восемь с лишним десятков
Группа важнее личности
Группа важнее личности Китай – это страна самых разных групп, кланов и постоянного общения. И это связано с особым, исторически сложившимся типом самооценки.Китаец воспринимает мир через восприятие групп. Он осмысляет свои качества через оценку этих качеств группой, и в
«Лицо» важнее профессионализма
«Лицо» важнее профессионализма «Лицо» в китайском обществе можно обрести самыми разными способами, это связано не только с правильным и одобряемым обществом поведением, но и с образованием, принадлежностью к тому или иному клану или семье, финансовым положением,
Брюки важнее, чем мировая история
Брюки важнее, чем мировая история Утром Крис решает меня осчастливить и помочь подобрать новые брюки: те самые, заветные, купленные в страшных мучениях в «Хэрродсе», при примерке дома оказались длинноваты, а в Хемпстеде, по мнению моего друга, лучшие в мире магазины, и
Ай, философия… Игры в слова: процесс и результат. Что важнее?
Ай, философия… Игры в слова: процесс и результат. Что важнее? Говоря про две темы для аббревиатур, я вообще-то мог обобщить это и на весь олбанский язык. Во-первых, в нем происходят разнообразные процессы, часто игровые. Во-вторых, в результате этих процессов появляются
Почему настороженно относиться к слухам и язвительным комментариям даже важнее
Почему настороженно относиться к слухам и язвительным комментариям даже важнее Как бы ни было горестно это сознавать, Леди Совершенство уже давно примирилась с фактом, что готические сообщества по всему миру подвержены слухам. Да, все человеческие взаимодействия
Слова, слова, слова…
Слова, слова, слова… У Гамлета было немало возможностей убедиться, что слух – вещь ненадежная. В самом деле, как только Гамлет доверяется тому, что ему говорят, он, как правило, попадает в плен ошибки или обмана.Почти все, что он слышит от тех, кто его окружает, оказывается
Предание о песне находчивой унэмэ [46]
Предание о песне находчивой унэмэ [46] Мелок тот колодец, в нем Даже тень горы видна Той, что Мелкой названа [47], Но моя любовь к тебе Не мелка, как та вода. Вот что передают и рассказывают об этой песне. Однажды, когда принц Кацураги [48] прибыл в провинцию Муцу [49], нерадивые
Предание о песне одного простолюдина
Предание о песне одного простолюдина Я пошел на поле в Суминоэ [51] Песни петь и хоровод водить И залюбовался там своей женою, Что сияла зеркалом [52] Среди жен других! Вот что передают и рассказывают об этом. В старину жил один бедняк-простолюдин. Однажды мужчины и женщины
Предание о песне любящей девушки
Предание о песне любящей девушки Если беда случится, Я везде буду вместе с тобою, Даже в склепе, Средь гор Хацусэ [58], Так не бойся же, мой любимый [59] Вот что об этом передают и рассказывают. Жила когда-то одна девушка. Не говоря ничего отцу и матери, тайком сблизилась она с
Предание о песне, где поется о листьях лотоса
Предание о песне, где поется о листьях лотоса Из вечного неба Пусть дождь бы пролился! Я хотел бы увидеть, как на лотоса листьях Заблестела бы жемчугом Светлая влага. Вот что передают и рассказывают об этой песне. Жил один стражник. Был он очень умелым в искусстве сочинять
СЛОВА.DOC
СЛОВА.DOC На до сих пор пресловутом для многих Западе каждый год выходят книги, которые можно определить одним общим понятием: «In his own words», что дословно переводится как «В его собственных словах». Имеются в виду многочисленные интервью с той или иной звездой, которые
Песне не дали умереть
Песне не дали умереть Когда сирота Рукижат одна трудилась в поле, ее обесчестил богач Танзу, но жениться на ней не стал. Как-то, будучи снова в поле, Рукижат стала припоминать прошедшую жизнь и пришла к горькой мысли, что так одинокой она умрет и никто не вспомнит ее.С горя
Когда один важнее миллиона. Разговор с Ульрихом Кёлером Татьяна Кирьянова, Василий Корецкий
Когда один важнее миллиона. Разговор с Ульрихом Кёлером Татьяна Кирьянова, Василий Корецкий Т. К., В. К. – В кинокритике очень сильны эсхатологические настроения. Мы живем в постоянном ощущении смены вех. Не кажется ли вам, что кинематограф и, правда, стоит на границе? Что
Что важнее слова или мелодия
«. Она необходима мне как музыка для этого текста, что идёт от души. » (с)
Что за бредовый вопрос?
Извините за нетактичность, в вопросе я этом не слышу логичность.
Ни в общем смысле, ни в индивидуальных предпочтениях не может преобладать в песне что-то одно из этих двух элементов. А кто говорит, скажем, что ему нравится в X-песне больше музыка, а текст так себе, врёт сам себе! Ну да, он понимает, что слова там бредовые, тем не менее, подсознательно наслаждается ими. Должно быть, на данном этапе жизни не может отказаться от смысла, заложенного в них и, соответственно, в напеве.
(Из Википедии:) Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. То есть из песни не выкинуть ни слов, ни мотива. Без чего-то одного из них то будет уже не песня вовсе, а просто стих или мелодия. И поэтому нельзя ответить, что более важно.
Как это, например, слова важнее? А музыкальный мотив, делающий эту песню такой своеобразной и запоминающейся, благодаря которому эти самые слова звучат так красиво. Очень может быть, что если изменить муз.мотив в песне с тронувшим вас текстом, то она перестанет вам нравится, перестанет быть близкой сердцу! Также многие песни не берут нас за душу, несмотря на текст, который нам нравится!
Я довольствуюсь простой логикой. Песни, во-первых, принято называть именно словом «музыка», при этом, если музыка без текста остается именно музыкой, а текст без музыки является уже поэзией, то следует вывод, что в песне музыка первичней.
Если вы не согласны, оспорьте. Лучший ответ будет самый арументированный, не зависимо от того, поддерживаете ли вы мою точку зрения или нет.
Му́зыка (от греч. μουσική — искусство муз) — искусство интонации; музыкальное произведение.
Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella). Также, в электронной музыке песня часто именуется треком.
Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а так же рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.
. в своё время я бросил учить английский язык только по одной причине.
тексты подавляющего большинства моих любимых групп оставляли желать лучшего.
я просто ловил драйв!
русские группы слушаю исключительно текстовые (Аквариум, Зоопарк, Наумов, Янка, Калинов Мост. )
бывает, конечно, что слушаю песнюшки с тупыми текстами, но это напрягет.
ненавижу тупость
Перефразируя Чехова, можно сказать, что в идеале в песне должно быть прекрасно всё: и слова, и музыка, и аранжировка, и подача. Но это — в идеале. Соблюсти высокий уровень текста и мелодики — задача не из простых, и обычно что-то обязательно будет превалировать.
Дело в самом процессе сочинения песни. Обычно музыка и текст не рождаются сразу в одной связке. Одновременно с мотивом могут появиться лишь отдельные фразы (чаще всего это — либо начальные строчки, либо ударные рефрены). Остальной текст приходится дописывать задним числом на уже готовую музыку. Или же сочинять музыку на уже готовые стихи.
Моя работа проста — я смотрю на свет,
Ко мне приходит мотив, я подбираю слова…
(Борис Гребенщиков «Электричество»)
Существует мнение, что если текст сложный и очень содержательный, то музыка должна быть проще. И наоборот. То есть слова и музыка должны находиться в некой гармонии, не мешать друг другу и не увеличивать информационную нагрузку на слушателя. Недаром в тот момент, когда вокалист поёт куплет, инструментарий, как правило, более лаконичный и приглушённый.
В этом аргументе есть своя доля правды, но принимать его за правило не стоит. Ограничивать творческий процесс хорошо только при написании быстро перевариваемых попсовых однодневок.
Если же всё-таки выбирать, то лично я отдал бы предпочтение музыке. Всё же хорошие стихи можно прочесть с бумаги, если сама песня вам не по душе. А вот хорошая мелодия вполне может спасти даже примитивный текст. Я вообще считаю мелодию главной «изюминкой» песни. Особенно, если вы — просто любитель с гитарой, и под рукой нет оркестра, группы или талантливого аранжировщика. Ян Стен, «Чувство слуха. Певец», 1661 г.
Фото: artchive.ru
Когда же они есть, то огромную роль начинает играть звучание — т.н. саунд. Ведь инструментальные и технические возможности уже сами по себе изменяют подход к творчеству.
Например, песни RAMMSTEIN, построенные на мощных риффах, не сыграешь на акустической гитаре — они сразу лишатся большей части своей привлекательности. Недаром в технически развитой англосаксонской поп-музыке именно саунд играет огромное значение (порой он выполняет роль неких спецэффектов, которые до сих пор спасают даже сценарно убогие голливудские кинофильмы).
Если же вы не виртуоз и не мастер аранжировки, вам поневоле придётся делать упор либо на хорошую мелодию, либо на интересный текст.
По этому поводу, всегда люблю приводить «Электричку» Виктора Цоя. Музыка здесь донельзя простая (всего два повторяющихся аккорда), а текст — просто зарифмованная бытовая проза:
Я вчера слишком поздно лёг, сегодня рано встал,
Я вчера слишком поздно лёг, я почти не спал.
Мне, наверно, с утра нужно было пойти к врачу,
А теперь электричка везёт меня туда, куда я не хочу.
В тамбуре холодно, и в то же время как-то тепло,
В тамбуре накурено, и в то же время как-то свежо.
Почему я молчу, почему не кричу? Молчу.
Электричка везет меня туда, куда я не хочу.
Электричка везёт меня туда, куда я не хочу-у-у…
По отдельности ни первое, ни второе не выдерживают элементарной критики. Но на выходе мы получаем весьма неплохую песню — со своим эмоциональным настроем, где проза жизни обретает черты экзистенциального отчаяния и беспомощности.
Мне кажется, что главная цель музыки в песне — ввести слушателя в особое состояние, в котором восприятие слов становится острее, обретает новые краски. Даже банальное «I Love You» в песне БИТЛЗ звучит иначе и многозначительнее.
Важно, чтобы настрой музыки не противоречил содержанию текста (если это не нарочитый приём в духе «Меня знобит от этого веселья»).
Например, знаменитый хит CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL «Bad Moon Rising» звучит столь мажорно, что трудно поверить, что певец поёт, ни много ни мало, о Конце Света (причём безо всякой иронии). С песней Брюса Спрингстина «Born in the U.S.A.» произошло ещё хуже. Из-за бравурного припева её стали воспринимать как патриотический гимн. От чего сам автор пришёл в недоумение — ведь он-то подвергал США социальной критике, а вовсе не воспевал…
Сочинить интересную историю, высказать оригинальную мысль или талантливо высветить насущную проблему получается далеко не у каждого. Поэтому одни сонграйтеры не стыдятся эксплуатировать уже накатанные клише, а другие — черпают вдохновение в книгах, мифах, байках и даже газетных статьях. Третьи — предпочитают вовсе выкрутиться за счёт «потока сознания» или простого набора образов. Ведь даже строчки, которые на бумаге кажутся бессвязными, в песне могут зазвучать цельно и органично (см. творчество группы АУКЦЫОН). Или смешно и забавно — даже на грани идиотии.
Моя Таня в небо лежит ногами.
Кто тебя бросил, позабыл умирать в сарае?
Ехал в майке, вышел в трамвайном парке,
Чтоб не узнала, надевал наизнанку майку
Улетел, улетел и уже далеко где-то,
И в мороз, и в метель выгонял из меня лето,
Забывал океан, улетал навсегда с вьюгой
Молодой капитан — друг отца моего внука…
Но и этого добиться непросто — порой даже в музыкальной упаковке слова выглядят откровенной «халявой». И я не про «Муси-пуси» Кати Лель — да, это плохо, но здесь и нет претензий на заумность и многозначительность, как у некоторых рок-групп.
Кот кота, ниже живота
Водку любишь, это трудная вода
Как a то, любовь и битва
Не молиться и проспать
Рулить можно, но стоять
Ведь и прыгать не летать…
(МУМИЙ ТРОЛЛЬ «Кот Кота»)
Пули крутят дули,
Издеваются,
И бутоном
На ладони
Распускается
А-а-а-а-а Парабеллум
Это страховка от того, что вы не утратите цельность текста, не спрыгнете с одной темы на совершенно другую, не будете противоречить ранее сказанному (как это бывает в киноляпах, когда в одной и той же сцене шрам у героя то на левой, то на правой щеке).
А вообще, текст песни может быть любым — сюжетным, образным, абсурдным и даже попросту представлять собой бессодержательное звукоизвлечение, типа «Тутти-Фрутти» или «Хару Мамбуру».
В конце концов, не важно — написана ли песня вдохновенно, «от сердца», или за счёт профессионального мастерства и опыта. Важен результат — смог ли автор выполнить поставленную задачу: максимально донести до слушателя то, что он вкладывал в своё творение. Искренность — это прекрасно, но она не может спасти и оправдать слабое неумелое произведение.
У каждого произведения — свой слушатель или своя ниша. Под одну песню мы влюбляемся, под вторую тоскуем, под третью веселимся и пляшем, а под четвёртую бежим на митинг. Да-да, мнение, что настоящее искусство — вне политики, такое же глупое, как и представление о том, что мы сами — вне политики (сам по юности так думал). Как и любая другая песня, политическая может оказаться однодневкой (типа гимна «оранжевой» революции «Разом нас багато»), а может стать классикой (тот же «Интернационал», «Вставай, страна огромная» или чилийская «El pueblo unido») и вдохновлять не одно поколение.
Да, песни, сильно привязанные к конкретике — быту, событиям и прочим деталям эпохи, устаревают быстрее, чем обтекаемые песни на «вечные темы». Но лучшие из них останутся ценнейшими артефактами, благодаря которым люди будущего смогут ощутить дух времени, в котором вы жили. Не говоря уже о том, что песни на злобу дня — пусть и скороспелый, но весьма востребованный коммерческий продукт. Хотя у талантливого художника даже рядовое событие может обрести отблеск «вечности».
Требования к тексту песни
Давайте помусолим тему Текстов песен.
Что важнее – текст или исполнение?
Из этого можно сделать ужасающий вывод: «Плевать на текст – можно написать произвольный набор слов, потом правильно исполнить – и успех в кармане!». Вывод верный, успех в кармане будет. Правда, недолго и сомнительный – такой же, как у нашей попсы. Поднимите руку, кто хочет быть как наша попса?
Собсна, суть рассылки и весь наш подробный разбор, казалось бы, далёких от музыки вещей зиждется на принципе слабого звена: если каждая часть целого совершенна – целое совершенно. Если хотя бы одна часть несовершенна – целое несовершенно.
Ну и если не строить из себя умного, а сказать мысль проще, то всё очевидно: лучше отличное исполнение и отличный текст, чем отличное исполнение и обычный текст.
Отличный текст будут цитировать, вставлять в подписи на форумах, плагиатить, перепевать и выдавать за собственные мысли. Всё это работает на автора. Текст сам будет размножаться, он расползётся по компам юзеров, как вирус. У песни будет шанс стать вечной.
Обычный текст не будут цитировать, вставлять в подписи и перепевать. Максимум, что можно сделать с обычным текстом, это привести его в одном из следующих выпусков как пример обычного текста, и на этом его жизнь закончится. 🙂
Ответ на этот вопрос логически вытекает из предыдущих рассуждений (В этом месте лектор поправляет очки, перелистывает страницу учебника и строгим взглядом обводит зал).
Смотрите, раз исполнение важнее, значит, нужно придумать мелодию, исполняя которую, автор тащится (автор, а следовательно, и слушатель), а на неё уже надеть слова. Либо не от мелодии отталкиваться, а от ритма, особенно, если речь идёт о рэпе или о ритмичном участке песни. Или отталкиваться от энергетики – вдруг автор посчитает, что после 2-го припева нужно резко совершать контраст и перейти на шёпот?
Я лично придумываю сначала исполнение с музыкой (мелодия, либо ритм, либо энергетика), потом текст. Кстати, Линкин Парк, о которых я говорил пару выпусков назад, делают так же. Не верите мне – верьте им 🙂
Что важнее – форма или содержание текста?
Содержание – это смысл текста, основные идеи, мысли и эмоции, выраженные автором.
Содержание я лично считаю первичным, т.к. Песня начинается с желания автора что-то донести людям, а не с желания «изобразить какую-нибудь красивую и интересную хреновину» (хотя такие направления в каждом виде искусства неизменно возникают). Следовательно, изначально форма подчинена содержанию и назначение её – усилить содержание. Это я выделил для тех, кто до сих пор пишет строчки для рифмы или «потому что интересно звучит». Просто попробуйте писать, исходя из смысла. Посмотрите, что это даст.
Бритни Спирс писала форму. Красиво, но пусто. Бритни спилась, постриглась налысо и её забыли. Битлз писали содержание. Одного застрелили, потом они распались, потом постарели. Их до сих пор помнят.
Теперь давайте прервёмся на музыкальную паузу и внимательно послушаем песню группы Марки – «Давай спасём искусство», обращая внимание на текст.
Марки – Давай спасём искусство.
Никто не слушает нормальное музло. Учти,
Им нужно, чтобы тело растрясло,
Вся доступность нот
Его б не волновало.
Без усилий, без излишней мощи
Давай спасём искусство!
И споём последнюю песню попроще,
И нам не будет грустно!
Над нами новая угроза, новый враг.
Давай сегодня вечером чувак,
С тобою выпьем водки,
Я променял её на годы кутежа
И не заметил, как за гранью рубежа
Застрял на перемотке.
Знаете, как я анализирую новую песню? Во-первых, я слушаю только её. В это время я не делаю больше ничего. Разве что дышу. 🙂 Всё внимание – в слух. Во-вторых, все ощущения запоминаю (поначалу записывал) по ходу песни, т.е. хронологически. Что бросилось в глаза сначала, что потом, что дальше и так до конца. Что осталось после прослушивания – тоже отдельный пункт. Хочу ли переслушать? Если да – то ради каких моментов? Если нет – почему?
Это помогает понять как своё восприятие, так и законы воздействия музыки на человека (которые работают независимо от того, знают о них или нет).
Кстати, это очень хороший признак, если послушав вашу песню, слушатель может членораздельно ответить на вопрос «О чём песня?». В этом случае за содержание автор получает 5. 🙂
Рифмы – не шокируют оригинальностью, но здесь действует такое интересное правило… Когда слушатель представляет то, о чём поётся, на рифмы внимание практически не остаётся. Т.е. если смысл цепляет, берёт за душу – слушатель пропустит даже кровь-любовь. Но при переслушке, естественно, плюнет в автора, так что халявы не ждите 🙂
Кроме того, рифмовка по строкам необычна: 1-3 строки между собой, 4-я с 8-й, а 5-7 между собой. Эта нешаблонность тоже тянет на себя внимание и в результате песня забирает у слушателя всю доступную оперативную память и он сидит и хлопает ушами.
На припеве ребята явно схалтурили. Рифмы простые-очевидные, да ещё и подогнаны друг к другу в ущерб смыслу. Но исполнили (на мой вкус) прилично, так что волей-неволей сижу и подпеваю 🙂
Образы. Должен ли быть текст понятным?.
Я не знаю, что делать с этой бедой русских «поэтов» интернета. Беда такая: напишет чёрт знает что и гордится. Спрашиваю у него – «а что значит «волосатая любовь», что ты имел в виду?» Отвечает – «каждый понимает поэзию по-своему, это образы, их нельзя объяснять, ты дурак что ли?»
Друзья, пишите понятно 🙂
Как придумывать рифмы?
Рифма – это элемент формы. Желательно, чтобы она подчинялась содержанию. Чтобы не получилось, что ты нарифмовал про встречу с бывшей в старом цирке и штангенциркуль, а потом, упиваясь новизной рифмы, начал судорожно пытаться объяснить себе, что за хрень ты насочинял. Сначала ты должен придумать мысль, которую хочешь выразить. Запиши её в любом виде любыми словами. Даже если по ритмике тебе нужно заполнить 3 слога, а мысль ты выразил в 3-х абзацах. 🙂
В следующих выпусках я буду говорить о лаконичности слога и упругости речи. Там мы будем нещадно сокращать и вырезать. В результате научимся сокращать абзацы до аббревиатур из двух букв. 🙂
Итак, сначала мысль – потом рифма.
Технически я лично рифмы подбираю по двухбуквенному сходству. В каждом слове есть ударный слог. Возьмём слово «слог». К нему можно подобрать рифмы по следующим «двухбуквиям»: «ло», «ок», ну и «сло» (трёхбуквие).
Ищите слова, где ударный слог содержит «ло». Облом, клоп, лоб, лорд, назло и пр.
«ок»: гудок, молоток, рок, рог, зрачок и прочие слова с суффиксом «-ок».
«сло»: зло, слом, веслом и т.п.
Больше половины уйдут в корзину, но среди оставшихся вполне могут найтись совершенно неожиданные рифмы из разных частей речи. Рифмы могут подсказать, куда дальше направить содержание (если ещё не до конца понимаешь, о чём пишешь :).
Метод очень простой, не нужно составлять словари или запоминать миллионы рифм – достаточно знать русский язык.
И кстати, если брать не первую попавшуюся рифму, а слегка подумать – находятся рифмы просто невероятные (самые невероятные – это имена собственные, их никто никогда не ждёт, даже если вся песня состоит из имён собственных. Они непредсказуемы в большинстве случаев).
Были ли американцы на Луне?
Ответ на этот вопрос я бы хотел узнать. Пишем комменты. 🙂
Может, кто-то ищет здесь «30 самых правильных слов для написания песни» или ищет ответ на вопрос «С какого слова лучше начать первый куплет?» (начни со слова «я» 🙂 – но я даю в основном подход, суть которого в том, чтобы разбираться в деталях, думать и пытаться понять, за счёт чего одни песни становятся вечными, а другие скорее удаляют.
Хотя идея, конечно, заманчивая. 🙂 Рано или поздно напишу, как Остап Бендер, «Памятку поэту-песеннику» с перечислением самых распространённых образов, идей, тем и рифм. 🙂
Понятно, что любая из поднимаемых тем – просто огромная и тянет не на один том, но мы будем продолжать и рано или поздно доберёмся до истины.