Что важнее указ президента или постановление правительства
Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации
Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
2. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
3. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации.
4. Акты Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
5. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
6. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
7. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
ГАРАНТ:
Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение десяти дней после дня их подписания
Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования
8. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
9. Акты Правительства Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации.
Что юридически сильнее: Распоряжение Президента или Постановление Правительства?
Скажите, пожалуйста, по юридической силе распоряжение Президента РФ выше Постановления Правительства РФ?
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Система Российского Законодательства:
Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России. Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:
законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),
федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).
Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):
федеральные конституционные законы,
федеральные законы (включая кодексы),
законы субъектов РФ.
Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).
Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.
На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру. К ним относятся акты:
Президента РФ (указы, распоряжения),
правительства (постановления, распоряжения),
федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),
Кто сильнее — Президент РФ или глава субъекта РФ? Стройка vs Пандемия COVID-19
В статье обсуждаются последние введенные в Москве и Московской области ограничения строительной деятельности.
Мне интересно Ваше мнение о том, противоречат ли последние акты глав субъектов РФ (о них речь в статье) указу Президента РФ от 02.04.2020 г. №239.
От решения данного вопроса будет зависеть, победила ли Пандемия COVID-19 стройку или нет.
Если кому не интересно, какая строительная деятельность сейчас разрешена, то возможно сразу перейти в конец статьи, где поднят проблемный вопрос о соотношения нормативно-правовых актов.
До 10.04.2020 все строители продолжали стройку и праздновали победу.
Однако, 10.04.2020 г. пандемия все-таки «победила» строительную отрасль в Москве и Московской области. Как показывает опыт, принятие ограничительных мер в регионах заимствуется у Московских коллег, поэтому зараза может переброситься и на другие регионы.
Москва
10.04.2020 г. принят Указ Мэра Москвы №42, запрещающий строительство в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г., за исключением:
1) строительства объектов медицинского назначения,
2) выполнения работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.
Указ сформулирован очень конкретно и его расширительное толкования видится невозможным.
Используемая ранее лазейка допустимости деятельности организаций непрерывного цикла закрыта Указом Мэра Москвы №42. В Указе упоминается закрытый перечень видов объектов с непрерывным циклом работ: метрополитен, инфраструктура наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.
Информационные письмо Заместителя Мэра Москвы в Правительстве РФ Бочкарева А.Ю. от 03.04.2020 г., которым прикрывались все строители Москвы сейчас видится неактуальным.
Московская область
В Московской области произошла парадоксальная ситуация.
Вечером 10.04.2020 года от знакомых строителей я узнаю, что в Москве закрывают стройки и после чего нахожу свежий Указ Мэра Москвы от 10.04.2020.
Читаю в отдельных источниках новость о том, что в Московской области стройка тоже будет закрываться.
Однако, на сайте Правительства Московской области нашел совсем свежее Постановление Губернатора Московской области от 09.04.2020 №175-ПГ, в котором не упоминается запрет на строительство в Московской области.
В последующем оказалось, что 10.04.20 в 23 ч. 23 мин. (буквально на следующий день после публикации постановления от 09.04.2020 г.) на сайте Правительства Московской области опубликовано Постановление от 10.04.2020 г. №176-ПГ, которое вслед за г. Москва запретило строительство в Московской области в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г. (стр.13-14).
Перечень исключений и организаций, на которые запрет не устанавливается шире, чем в г. Москве. В Московской области допускается (подп.3 п.11 Постановления от 10.04.2020):1) строительство объектов медицинского назначения;2) выполнение работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием:а) инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов;б) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектовкапитального строительства в целях реализации национальных проектов;в) строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с целью увеличения объемов производства продовольственной и сельскохозяйственной продукции; Мы видим, что в Московской области в отличие от Москвы разрешено строительство, связанное с реализацией национальных проектов, а также строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. Также можно упомянуть, что ограничения не распространяется на организации, осуществляющие деятельность по капитальному строительству объектов обращения с отходами, а также объектов жизнеобеспечения коммунальной инфраструктуры, на которых обеспечено постоянное проживание работников, исключающее их свободное перемещение вне площадки строительства (подп.4 п.11 Постановления).
В соответствии со ст.72 Конституции РФ в сферу совместно ведения РФ и субъекта РФ входят: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Если я правильно понимаю природу ограничительных мер, то они касаются как раз данной сферы совместно ведения. Действительно главы субъектов РФ вправе вводить ограничения в соответствии с ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Но, реализуя свое полномочие, по смыслу ч.1 и ч.3 ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава субъекта РФ принимает свои законодательные акты, в том числе в соответствии с Указами Президента РФ и не могут им противоречит. Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. №239 был принят в целях введения мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Были установлены нерабочие дни и главам субъектов РФ даны поручения ввести ограничительные меры, но с учетом ограничений. В п.4 и п.5 Указа Президента РФ перечислены организации на которых Указ, а, следовательно, ограничительные меры не распространяются. Применительно к строительной отрасли нас интересует:1. Прямой запрет ограничивать деятельность непрерывно действующих организаций, к которым относятся многие строительные компании, согласно информационному письму заместителя Мэра Москвы от 03.04.2020 г.2. Прямой запрет ограничивать деятельность системообразующих предприятий без согласия Правительства РФ. В список системообразующих предприятий входят очень много строительных компаний, в том числе строящих жилье. Такой запрет затормозил строительство жилья. В московской области вероятно строительство жилья будет разрешено, т.к. это подпадает под национальные проекты, которые разрешено продолжить реализовывать.
Я не являюсь знатоком публичного права, и не претендую на абсолютную истину, но считаю, что Мэр Москвы и Губернатор Московской области: 1. Незаконно сузили список компаний с непрерывно действующим циклом работ, нарушив п.4 Указа Президента РФ.
Многие компании действительно очень сильно пострадают, т.к. потребуется нести дополнительные расходы с консервацией строительства и перебазированием рабочих.2. Незаконно не упомянули, что ограничения могут касаться системообразющие предприятия лишь в случае получения согласия Правительства РФ. Тем самым, нарушили п.5 Указа Президента РФ. Из буквального прочтения следует, что группа компаний ПИК (входит в список системообразующих предприятий) должна остановить стройку в Москве. Как мне кажется, нужно было ужесточить требования к соблюдению санитарных правил на строительных площадках и ужесточить контроль, за их соблюдением. Однако, возможно, эти меры вынуждены и разумны, т.к. пандемия не прекращается, а увеличивается. Главы субъектов РФ, вероятно, вынужденно вышли за свою компетенцию, но все же хочется, чтобы законодательная деятельность была предсказуемой. Уверен, что здесь много любителей публичного права и строительства. Поэтому хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу.
Что важнее указ президента или постановление правительства
Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
(часть 3 введена Федеральным конституционным законом от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 уточнен порядок вступления в силу актов Правительства РФ.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
1. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области. В случае противоречия между ними действует Устав области.
2. Законы области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Законодательного Собрания области, указам Губернатора области, постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действует закон области.
3. Указы Губернатора области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора области.
4. Постановления Правительства области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства области.
5. Нормативные правовые акты Правительства области, министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области могут быть отменены или действие их может быть приостановлено полностью или частично Губернатором области.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.