Что важнее в процессе сознательной деятельности человека заблуждение или истина
Разница между истиной и заблуждением
Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.
Определение
Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.
Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.
Сравнение
Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.
Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.
Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.
Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.
Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.
Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.
Истина и заблуждение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие истины
Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.
Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку. Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания.
Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.
Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.
Данное соответствие имеет несколько характеристик.
Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.
Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.
Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.
Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.
Готовые работы на аналогичную тему
В ходе человеческого познания проявляется диалектическая взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина является суммой истин относительных. Относительные истины, в свою очередь, уточняются и обогащаются в процессе познания, стремясь к абсолютной истине, как к пределу. Вместе с этим, относительные истины являются и частями абсолютной истины, каждая относительная истина всегда является «зерном» абсолютной истины.
Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.
Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.
Понятие заблуждения
Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания или исследования. То есть такое содержание, которое не соответствует реальности, однако воспринимается как истинное.
Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими причинами:
Практику отличает то, что она выступает объективным критерием истины: в практической деятельности соединены и соотносятся мысли об объекте и действиям над ним.
Практика в качестве критерия истины крайне противоречива: она абсолютна и относительна одновременно. Абсолютность практики в качестве критерия истины заключается в доказательстве истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной точностью. Практика развивается в историческом разрезе и в каждом конкретном моменте ограничена. Но при всей относительности практики, если на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно заключает в себе объективную истину.
Практика – это не только критерий истинности знаний. В ходе человеческого познания она играет основополагающую роль, выполняя следующие главные функции:
Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев истины.
Истина и заблуждение
Непосредственная цель познания — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Вопросы о том, «Что есть истина?» и «Каковы способы избавления от заблуждений?» («идолов разума», по Бэкону) всегда интересовали людей — и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания, каждая из которых имеет свою специфику.
Заблуждение— знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Так же как в научной астрономии содержатся заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями.
Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения» как алхимия происходило формирование химии как науки о веществе.
Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Среди последних существуют такие как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т. п.
Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения.
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины — объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть истина»), а характеристика знаний о них.
Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для
характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» и т. д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
Существует две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что аб
страктной истины нет, истина всегда конкретна. Это зна-
14. Философия 417
чит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина как положение о том, что «сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.
В последние годы стал подниматься вопрос о том, «существуют ли абстрактные истины?» В связи с этим приведенный тезис Гегеля стал ставиться под сомнение. Дело в том, что главная цель познания — именно конкретные (всесторонние, системные, целостные), а не абстрактные, т. е. односторонние, фрагментарные знания. Поэтому конкретность истины как «единства многообразного» достигается путем восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. от абстрактных (односторонних) истин к истине, синтезирующей различные определения, охватывающей многообразие условий, т. е. к конкретной истине. В этом смысле понятие «абстрактная истина» имеет право на существование, но при одном условии — как момент, сторона развития познания к его основной цели — «единству многообразного», конкретно-всеобщему, закону, а следовательно, к конкретной истине.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная, конкретная и абстрактная истины — это не разные
1 Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? //Вопросы философии. 1999. № 2. С. 22—23.
сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).
Кроме названных, некоторые авторы выделяют такие свойства истины как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритичной рефлексии, анти-конъюнктурность, плюрализм знания и др.
Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных («Там, где начинается чувственность, кончается всякий спор»). Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм (от лат. conventio — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.
В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания.
Диалектико-материалистическая философия соедини
ла всеобщность критерия истины с непосредственной дей-
14* 419
ствительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим — в конечном итоге — критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определенен и неопределенен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.
Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничивать его законами формальной логики. Кажется очевидным, что диалектический метод в совокупности всех своих элементов представляет собой своеобразную форму логического критерия истины, которая в «снятом виде»
содержит в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, важнее познания, и — как уже было показано ранее — исходный и конечный пункт, основа этого процесса.
Кроме изложенного решения проблемы соотношения заблуждения и истины и критерия истины, укажем еще некоторые иные варианты ее решения в современной философии. Так, например, М.Хайдеггер не отвергал привычного, традиционного понимания истины как согласованности высказывания (суждений и др.) с вещью, о которой делается данное высказывание. Причем истина в ее полноте включает в себя неистину (заблуждение) как свою противоположность, т. е. несогласованность, несовпадение высказывания с вещью. Сущность истины, по Хайдеггеру, открывается как свобода человека, поскольку вне последнего не существуют ни та ни другая противоположность — каждая в своих формах и видах — и именно человек «распоряжается» ими. Неистину немецкий философ трактует не только как сокрытость (в отличие от открытости истины), но и как поиск: человек всегда находится на пути блужданий. Поэтому заблуждение — это не отдельная ошибка, а господство истории сложных, запутанных способов блуждания. Диапазон заблуждений, по его мнению, очень широк: от обычного проступка, недосмотра или просчета до промахов в важных решениях.
К. Поппер на вопрос: «Что есть истина?» отвечает просто и убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно, если и только если оно соответствует фактам. Однако при этом надо точно оговорить условия для применения предиката «истинно» к данному высказыванию и добиваться более полного соответствия. Тем самым истина объективна и есть важнейший стандарт, регулятив познавательного процесса. Понятие истины — как образца, которого мы в ряде случаев можем и не достигнуть — соотносится у Поппера с понятием заблуждения. Последнее — следствие того, что познание — дело рук человече-
ских, а потому «погрешимо», подвержено ошибкам, — значит мы не застрахованы от заблуждений в различных их формах (ложь, ошибка и др.). Эффективное средство их преодоления — критический метод.
Кроме того, Поппер считает, что, во-первых, не следует смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению, не существует. Однако из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и чисто субъективен.
В современной логико-методологической литературе (особенно западной) процедура проверки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация».
Понятие «верификация» (от лат. verus — истинный и facio — делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают верификацию прямую (напрямую выходящую к фактам или экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).
Понятие «фальсификация» (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Этот процесс описывается логической схемой «модус толленс»: если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А.
Таким образом, все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений — важная закономерность развития познания.
Наука не является сводом неизменных истин. На каждом данном этапе исторического развития в ней содержатся наряду с правильными, подтвержденными опытом, практикой, теориями; немало и неточных, которые рано или поздно уточняются, развиваются. Теории, ранее казавшиеся универсальными, ограничиваются определенным кругом явлений, относительные истины углубляются, все более приближаясь к абсолютным истинам, а ошибочные
положения, заблуждения, не выдержав испытания практикой, экспериментом, отметаются, заменяются новыми представлениями.
Истина и заблуждение, достижения и ошибки в науке зачастую не бывают отделены резкой, ясно видимой гранью. И все-таки в научном знании, этом динамическом, изменяющемся целом, в каждую эпоху имеются понятия, концепции, относительно устойчивые, принимаемые в качестве принципов, оснований именно научных знаний, а претензии на научную истину, если они несостоятельны, рано или поздно опровергаются, вытесняются из науки («теплород», «флогистон», «электрическая жидкость» и т. п.).
Исторический подход к науке позволяет уточнить такие ее важнейшие понятия как «истина» и «заблуждение». Это необходимо, в частности, потому что существует еще твердое убеждение в том, что наука будто бы имеет дело только с истинами, и что ученый якобы «не имеет права» на заблуждения и ошибки. Отвергая такие представления, выдающейся французский физик Луи де Бройль писал, что люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных положений, и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, так же как и история наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.
Оказалось, что в науке, наряду с истинами «полным-полно» ошибок, заблуждений, попятных движений т. п. И это не «грех» науки, а ее естественное реальное состояние. И ученый — даже самый знаменитый, — как и «любой смертный» не застрахован от всего этого. Наш выдающийся физик, Нобелевский лауреат П. Л. Капица подчеркивал, что ученый имеет право на ошибку, но ошибки — это еще не лженаука, а моменты, стороны в развитии самой науки как целостного формообразования. Лженаука — это непризнание ошибок.
Нельзя не сказать о том, что в своей философской герменевтике Гадамер в противовес позитивистским и сци-
ентистским представлениям стремится показать несводимость истины к тому ее понятию, которое сложилось в рамках новоевропейской науки. Истина, по его убеждению, не есть только характеристика познания, но прежде всего — характеристика самого бытия. Она не может быть целиком «схвачена» только с помощью научного метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина «свершается», и преимущественный способ ее «свершения» — искусство.
В последние годы в нашей отечественной гносеологической литературе происходит переоценка взглядов на истину — как в положительном смысле, так и в негативном. Так, одна из тенденций — «реабилитировать в правах» теории корреспонденции и когеренции истины, соединив их в единстве с прагматической теорией — при устранении односторонней всех названных теорий. «Воскрешается» положение о том, что истина не есть только соответствие знания вещи, но и соответствие предмета своему понятию. Вместе с тем не подвергается сомнению, что предметно-практическая деятельность остается «главным удостоверением» истины. Все сильнее заявляет о себе тенденция соединить логико-методологическую и экзистенциально-антропологическую традиции истины при приоритете последней, т. е. она относится ко всему познанию в целом, связывает истину и личность.
Конечно же, надо углублять и расширять понятие истины и заблуждения, но не за счет же отказа от них!
В последнее время в нашей отечественной гносеологической литературе некоторые авторы развернули настоящий «поход» против истины и возможности ее применения в науке — особенно в гуманитарном познании. Так, например, утверждается, что «мир, в котором истина одна, а заблуждений много, прекратил свое существование». Возникает, однако, вопрос — а был ли когда-нибудь и где-нибудь такой мир? Думается, что такого мира никогда и нигде не было, нет и не будет. Ведь о каждом предмете можно высказать столько истин, сколько в нем сторон, связей, отношений и т. п., т. е. достаточно много, но отнюдь не одну истину.
А один из авторов объявил, что в наши новые времена «категория истины становится избыточной» и неприменимой к научному познанию (особенно к социальному), поскольку истина — категория мифологического (а не научного) мышления. Поэтому, по его мнению, методологам пора недвусмысленно признать, что истинностная пара • дигма науки уже превратилась в анахронизм. Задача научного исследования — «не поиск истины, а построение эффективных моделей мира». Но что это за «модели» и сколько их — толком не разъясняется. Мы, однако, не разделяем призывы «вообще отбросить понятие истины», ибо это означает, что надо будет «заодно» отбросить и понятие науки.
Таким образом, понятие научной истины отнюдь не устарело и не является лишь «принадлежностью» мифологического мышления. Другое дело, что в различных сферах знания оно всегда преломляется специфически, в соответствии с особенностями этих сфер. Поэтому применение его всегда конкретно, как конкретна и сама истина
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет