Что важнее воспитание или образование почему

Образование важно, но воспитание важнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Это явление можно было бы легко объяснить, если бы речь шла о семье будущего первоклассника. Причина состоит в том, что ребенок еще не способен оценить достоинства и недостатки школы. Отец и мать заботятся о детях, хотят дать им достойное образование, потому сами и выбирают для них учебное заведение. Родители стремятся найти для ребенка образовательное учреждение с безупречной репутацией. Они выбирают, будет ли это языковая школа или, например, гимназия с углубленным изучением физики и математики.

Средняя школа — совсем другое дело. Бывает, мама с папой убеждены, что их дочь должна стать врачом, поэтому ей нужно пробиться в класс химико-биологического профиля. Врач — одна из самых востребованных и полезных специальностей. Вот только девочка грезит совсем другим. Она давно увлекается филологией и древнерусской литературой: ежедневно просматривает видеозаписи мастер-классов по этому направлению, читает много книг, великолепно проявляет себя в конкурсах по русскому языку и литературе. О ее незаурядных способностях в этой области говорят школьные педагоги, преподаватели высших учебных заведений, в олимпиадах которых она участвовала, знакомые родителей. Однако мама и папа так увлечены идеей определения ребенка в медицинский класс (они оплатили подготовительные курсы, репетиторов, полностью освободили дочь от работы по дому, только бы та училась), что школьница боится их разочаровать.

Еще ярче это проявляется, когда родители подбирают для сына или дочери институт и сами решают, куда им следует или не следует поступать. А чего хотят сами будущие студенты? По-разному. Одни согласны с выбором родителей, но не слишком стремятся к цели. Другие хотели бы поступить в другой институт или среднее учебное заведение, но под натиском родителей отказываются от собственных планов. Есть школьники, которые сами не знают, чего хотят.

Самый лучший вариант, когда дети и родители единодушны в выборе учебного заведения. Тогда вся семья сообща движется к намеченной цели: старшеклассник старательно выполняет все задания репетиторов. Он нацелен на то, чтобы сдать экзамены на высокие баллы. Родители обсуждают, где будет жить ребенок. Бабушки и дедушки заранее обдумывают, как они смогут помогать будущему студенту.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

Фото: Kozhokhin Alexander

Родители тратят много времени и денег на образование детей. Но задумывались ли они о том, должны ли все силы быть брошены только на обучение ребенка? Неужели это самое главное? Нет. Без нравственной основы образование не принесет никакой пользы. Отводят ли родители столько же времени и сил моральному развитию ребенка? Приводят ли детям жизненные примеры, рассказывающие о добре и зле? И, самое главное, стараются ли отец и мать жить, соблюдая законы христианской нравственности? Как известно, правильные слова без положительного примера родителей немного стоят.

Любое образование можно обратить во зло, если человек не будет следовать принципам милосердия, любви к ближним, благоразумия. Достаточно вспомнить, какое чудовищное применение профессиональным навыкам нашли нацистские врачи. Освенцим, Дахау, Бухенвальд и другие концлагеря стали местом их медицинских экспериментов над живыми людьми. Знания этих врачей не были сопряжены с человечностью.

Отсутствие нравственного стержня даже при очень хорошем образовании сказывается в безразличии к окружающим людям. Например, девушка окончила педагогический институт, пришла работать в школу. Заработная плата показалась ей слишком маленькой. Она решила: «Я могла бы работать лучше, но за такую зарплату ни к чему слишком стараться». В итоге ее решение сказалось на детях. Знания у девушки есть, а ответственности за свой труд перед учениками не хватает.

Еще пример. Мужчина по настоянию родственников защитил кандидатскую диссертацию, имел востребованную специальность. Только постоянно трудиться он не привык, поэтому и не захотел предпринимать усилий, чтобы найти постоянную работу. Время от времени он брал на дом небольшие заказы, но основным источником дохода семьи оказалась пенсия матери. Женщина большую часть жизни потратила на то, чтобы убедить сына получить достойное образование. Однако в итоге оказалось, что в этом человеке не были развиты воля, ответственность за свою жизнь и за судьбу уже немолодой матери. Без этих качеств его образование не принесло никакой пользы.

В то же время можно вспомнить немало святых, имевших великолепное образование. Это и святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, и великомученик, целитель Пантелеймон, и многие другие. Они использовали все приобретенные знания и навыки для служения Господу и людям. Прошло много веков, но добрые поступки этих угодников Божиих, иные результаты их образованности сохраняются в Церковной памяти.

Чем же отличается подход современных родителей к образованию и подход людей, воспитавших будущих святых? Первые стремятся дать образование ребенку, чтобы материально его обеспечить. Вторые же воспитывали детей, помня о словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное, в чем имеете нужду, «приложится вам» (Мф. 6:33). Период Великого поста, когда дети готовятся к новому жизненному этапу, является самым благоприятным временем для того, чтобы вспомнить о Боге — Подателе разумения (см. Иов. 32:8) — и о христианских нравственных принципах. Помочь ребенку сформировать свой духовный и нравственный стержень.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Что важнее воспитание или образование почему

Вопрос о том, что важнее: правильное воспитание ребёнка или обеспечение его фундаментальным образованием, часто встаёт перед каждым думающим о будущем родителе. Конечно, выбирать лишь что-то одно и полностью лишать ребёнка другого никто не собирается. Это, скорее, вопрос приоритета. Так на что же следует делать основной упор?

В первую очередь следует заняться дефиницией понятий. Многие с трудом могут определить и воспитание и образование, постоянно путаясь в этих терминах. Итак, если выражаться простыми словами, то под воспитанием мы понимаем прививание молодому человеку определённых навыков коммуникации с окружающими людьми, культурного взаимодействия, определённого способа познания мира. Дело, вне всяких сомнений, важное и нужное.

И, чем больше развивается общество, тем большую роль играет уровень образования на успех индивидуума в социуме. Ведь, если каким-то чудом на крепостного крестьянина на Руси снизошли бы знания, соответствующие высочайшим стандартам его времени, барином бы он от этого не стал, такая «удача» лишь принесла бы ему одни несчастья, в виде осознания своего плачевного положения и тумаков от переставших его понимать соседей и родственников.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

И всё же, в современном обществе, кажется, стремятся скорее к образованию. Родителей, глубоко озабоченных проблемой определения своего ребёнка в хорошую школу или обеспокоенных его оценками и перспективами поступления в престижный ВУЗ в наши дни встретить значительно проще, чем таких, которые всерьёз бы волновались о том, выйдет ли из их сына достойный мужчина и станет ли их дочь хорошей матерью в будущем. Не то, чтобы это их совсем не волновало, разумеется, но создаётся стойкое впечатление, что образованию всё же уделяют большее внимание, нежели воспитанию.

А вот насколько это правильно? С ускорением информационных потоков и увеличением скорости развития общества, образование всё больше девальвируется как таковое. Ведь сама система любого образования любого государства подразумевает некую иерархию цензов, определяющих уровень образованности. Это различные табели, которые складываются из дневников и классных журналов с оценками, и потом определяют школьный аттестат человека, дипломы бакалавров, магистров университетов, научные звания и регалии.

Совсем ещё недавно ситуация обстояла таким образом, что получив хороший диплом, можно было не опасаться за свою дальнейшую судьбу, как профессионала. Он являлся надёжным гарантом того, что получивший его будет востребован на рынке труда. Но так ли это сейчас?

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

На самом деле, многое очень сильно изменилось. Диплом, выданный двадцать лет назад, можно считать устаревшим совершенно безнадёжно, если человек на протяжении всего этого длительного срока не переучивался постоянно, подстраиваясь под новые открытия в отрасли. Это утверждение справедливо, в той или иной степени, для почти любой современной профессии.

Таким образом, какое бы крепкое образование вы не дали своему ребёнку, крепость эта будет построена на зыбучем песке, в который превратилась структура современного рынка труда. Профессии постоянно исчезают, появляются новые, в одной и той же отрасли постоянно меняются стандарты.

В мире будущего первыми финишируют не те, у кого хорошее образование, а те, кто умеет образовываться легко и непринуждённо, притом делать это постоянно. От человека будет требовать учиться новому сегодня, разучиваться завтра и переучиваться на третий день.

Вот почему оценки ребёнка в школе играют такую незначительную роль, по сравнению с истинной, искренней жаждой знаний, стремлением к самообразованию и приобретению новых знаний. Именно воспитанию в наследнике таких качеств стоит отдать первый приоритет, и только тогда можно будет не переживать за его будущее.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?»

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему Валентина Денисова
Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?»

Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1)

Меня зовут Валентина Александровна Денисова. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ручеёк». 16 лет педагогического стажа, высшая квалификационная категория.

Что с начала воспитание или образование? И есть ли грань которая разделяет эти процессы?

Предлагаю рассмотреть этот вопрос с разных сторон.

С одной стороны рассмотрим определения понятий.

Исходя из определений понятий можно сделать вывод, что воспитание это неотъемлемая часть образования и в связи с этим мы не можем однозначно ответить на данный вопрос.

Рассмотрим со стороны законодательства. Согласно Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование; СЛАЙД

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование. :

Первой ступенью общего образования является дошкольное образование. Получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. (ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ)

ФГОС ДО направлен на решение различных задач одна из них звучит следующим образом:

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Это говорит о том, что мы также не можем однозначно ответить на вопрос что раньше воспитание или образование. Зато мы можем утверждать, что воспитание является не только частью образования, а что эти процессы идут параллельно.ПРИМЕР: воспитывая бережное отношение к природе, прививая нормы этикета параллельно мы даем дошкольникам первоначальные знания. И опровергнуть это не возможно

Следующий аспект данного вопроса. Если рассматривать образование как обучение как получения обязательного общего образования (обучение в школе, чего нет в детском саду, Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. (слайд) то изучив ФГОС НОО приходим к выводу, что и в этом случае нельзя ответить на этот вопрос однозначно, т. к. стандарт Начального О ориентирован также как и ФГОС ДОУ на личностные результаты, освоении Универсальные учебные действия (УУД) и параллельно изучение учебного предмета.

Рассуждая над темой педагогической лекции я прочла разнообразные документы и мнения по этому вопросу. Ольга Васильева министр образования сообщила на заседании коллегии Минобрнауки «Важнейшим элементом образования станет не учеба, а воспитание». Экс директор ЮНЕСКО Ирина Бокова (Одри Азуле) на первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей подчеркнула, что воспитание детей является «наилучшей гарантией от нищеты». «Нет лучшего момента для ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизни ребенка».

Тогда: воспитание=развитие

Образование=обучение

А значит воспитание первично и важнее чем образование.

Позволю себе не согласиться с мнениями наших всемирно известных коллег.

Важна преемственность и системность.

А значит последовательный переход от одной ступени к другой, сохраненяя и постепенно изменяя содержание, форму, методы, технологии обучения и воспитания.

Все вышесказанное снова позволяет сделать однозначный по моему мнению вывод (Слайд-12)

Вывод: Воспитание и образование – непрерывные и бесконечные процессы.

Основной целью моей работы является принцип преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей. Мы тесно сотрудничаем с школой п. Васильково, в прошлом году выпустила детей в школу. На основании результатов исследования готовности выпускников к школе, пришла к выводу, что работу по формированию предпосылок учебной деятельности необходимо начинать с младшего возраста через использование традиционных и инновационных технологий как интерактивное обучение (дети выступают полноправными участниками образовательного процесса и, учатся распределять роли работать в парах, учитывая пожелания друг друга) и технологию проблемного обучения, в ходе которого дети учатся мыслить творчески усваивать знания.

Таким образом целостный процесс воспитания и образования сможет сформировать предпосылки учебной деятельности.

Источник

Что важнее воспитание или обучение?

Лебедева Маргарита Николаевна
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №338 Невского района Санкт-Петербурга

Обучение – одно из важнейших средств воспитания»
К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский занимает особое место в русской педагогике. Он, по праву признан создателем русской народной общеобразовательной школы и основоположником отечественной педагогической науки. «По силе влияния на последующее развитие русской школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его педагогическая концепция не имеет себе равных» (Вступительная статья к собранию сочинений К.Д. Ушинского).

К.Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования. Разработал методы развивающего обучения. Его фундаментальный труд «Педагогическая антропология» не имеет аналогов в мировой педагогической литературе.

Популярность К.Д. Ушинского огромна. Ни об одном русском педагоге не написано столько книг и статей, сколько об Ушинском: более двух тысяч. По его педагогическому наследию защищен ни один десяток диссертаций.

Место и значение воспитания в школе

«Единственная задача школы – воспитание».

«Обучение одно – из важнейших средств воспитания».

«Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей».

К.Д. Ушинский выступал за неразрывную связь между обучением и воспитанием.

Основная цель и задача воспитания

«Главное в педагогике – это воспитание духовной стороны человека».

«Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания».

«Воспитание – это искусство»

«И как всякое искусство оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки».

«В том то и беда, что не многие у нас ещё до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство и притом искусство не лёгкое».

«Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».

«Дело воспитания такое важное и такое святое дело… Здесь сеются семена благоденствия или несчастия миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

«Воспитание, скромное по наружности дело,/в то же время является/ одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

Любовь как главное средство воспитания.

«Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим»

Посредством любви «можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло, безусловно, повиноваться воспитателю без наказания и наград».

«Окружите человека всеми материальными благами, и он не только не сделается лучше, но не будет и счастливей, и что-нибудь из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро начнёт понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку».

«Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете».

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».

«Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер, вот почему в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя»

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

«Воспитание предшествует образованию и начинается с самого появления младенца на свет».

«Воспитание создаёт фундамент, на котором созидаются все способности человека».

«Образование ребёнка без предварительного воспитания есть попытка построения дома на песке».

«Воспитание ребёнка ест тот краеугольный камень, на котором мы можем начать созидать храм его жизни».

«Личный пример имеет решающее значение в деле воспитания воли. Вполне управлять волею ребёнка может лишь тот. Кто подаёт ему собою постоянный живой пример деятельного добра».

«Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют началом воспитания».

«Самое трудное заключается в том, что послушание должно быть свободным, а не принудительным; должно основываться на любви…, а не на страхе насилия».

«Баловство, потакание всем прихотям и капризам ребёнка, укрепляет непослушание, укореняет в нём своеволие, эгоизм, лень, неблагодарность, неуважение, а затем и презрение к воспитателю, а позже злобу и ненависть ко всем, кто посмеет противодействовать ничем необузданному своеволию и самодурству…»

Источник

Что важнее воспитание или образование?

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

Если речь в вопросе идет о факторах, влияющих на становлении личности человека, то на первое место я бы все же поставила гены.

А вот обозначенные воспитание и образование — это, на мой взгляд, уже несколько вторичные, дополнительные штрихи. Особенно образование.

Если, к примеру, человек родился с заводным, непоседливым, озорным характером или склонностью к риску, получению адреналина всевозможными способами, ярких впечатлений в жизни, то можно воспитывать его в сколь угодно строгости, но натура возьмет свое.

При этом он еще и будет активно наверстывать все упущенное, как только вырвется из-под крыла родителей.

Полученное воспитание лишь внесет какие-то легкие коррективы. А образование, каким бы оно ни было, вряд ли на что-то уже повлияет.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

При правильном воспитании, человек займётся самообразованием.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

Воспитывать необходимо, чтоб потом как минимум стыдно не было за своего ребенка, и нужно чтоб он был граммотный, но главное палку не перегибать.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

На мой взгляд именно воспитание является основой восприятия человеком окружающего мира, отношения его к другим людям,видения себя и своих близких.От воспитания зависит духовное процветание человека.А образование дает человеку широкий кругозор и теоретические знания по выбранной профессии.Очень хорошо, если образованный человек еще и хорошо воспитан.И наоборот.Что бывает довольно редко.К большому сожалению.

Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование почему. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование почему. Картинка про Что важнее воспитание или образование почему. Фото Что важнее воспитание или образование почему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *