Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение

Проблемы воспитания и образования в комедии “Недоросль”

Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» становятся центральными. Двигателем сюжета становится воспитание Митрофанушки, а точнее отсутствие этого воспитания. Разные точки зрения относительно образования являются основой конфликта произведения Д. И. Фонвизина.

Образование

Д. И. Фонвизин утверждает мысль о том, что человек должен быть образованным. Однако образование – это не только обучение с учителями, но и самообразование, желание получить новые знания. Автор в комедии «Недоросль» демонстрирует, как Митрофанушка занимается с различными учителями, но образованным от этого не становится. Во-первых, это происходит из-за того, что Митрофан сам не хочет становиться умным, приобретая новые знания. Во-вторых, учителя, с которыми занимается герой, сами не являются людьми образованными. Учителя, которые сами не знают ничего об образовании, не способны обучить чему-то другого человека. Домашнее образование Митрофана не приводит ни к чему хорошему. Для учителей было важно взимание платы с родителей, само обучение отходило на второй план.

Проблема образования становится в основе конфликта между героями. Каждый персонаж имеет собственную позицию относительно обучения подрастающего поколения.

Для Простаковой образование – это лишь способ выбиться в высший свет. Только по этой причине она нанимает Митрофану учителей. Для героя образование становится внешним показателем ума, несмотря на то что Митрофан – неграмотный человек.

Для Правдина и Стародума образование – это расширение кругозора человека, воспитание в нем нравственных качеств, которые помогут человеку жить честно и правдиво. Стародум дает наставления Софье, которая внимательно их слушает и запоминает.

Воспитание

Д. И. Фонвизин подчеркивает, что человек может стать честолюбивым не только благодаря образованию. Главное, что действует на человека, – родительское воспитание. Если Простакова не видела смысла в образовании, неудивительно, что и Митрофан относится к учебе равнодушно и даже негативно. Госпожа Простакова – главный воспитатель Митрофана. Отец им совершенно не занимается. Однако то, чему учит Митрофанушку его мать, не способствует развитию нравственной личности. Простакова является самодуром и тираном, который способствует тому, что близкие постоянно врут и лгут.

В финале пьесы видно, что воспитания у Митрофана совершенно нет. Он с легкостью отказывается от собственной матери, которая сильно его любила.

В произведении почти все герои ведут речь о проблеме воспитания. Точки зрения Простаковой, Скотинина противопоставляются точкам зрения Стародума, Правдина. Последние утверждают, что человека нужно воспитывать в соответствие с честью и достоинством.

Обобщенность

Проблема воспитания и образования «Недоросль» показана Д. И. Фонвизиным на примере нескольких семей. То, как происходило обучение и воспитание Митрофанушки, показывало опыт многих дворянских семей. На примере семьи Простаковых автор показал актуальную для его времени проблему. Молодой дворянин Митрофан занимается науками, потому что этого требовало общество. За внешней образованностью стоит совершенная безграмотность и незнание элементарных вещей.

Семья Простаковых становится обобщенным образом, который олицетворяет безграмотное и необразованное сословие. Автор не только указывает на общественный порок, но и показывает способы решения проблемы воспитания. Они заключаются в методах Стародума, который воспитывает Софью в соответствии с принципами нравственности.

Источник

Сочинение Воспитание и образование в комедии Недоросль

Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами. Напротив, в своих произведениях Фонвизин очень часто старался донести до читателя достаточно интересные темы, которые читатель должен был найти в произведении, и поразмыслить над ними. Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего поколения. В его время, образование очень часто принижали, из-за чего он очень сильно переживал, думая о том, что новое поколение вырастет не только не подготовленным к жизни, но и не думающим своей головой, а лишь выполняющим указания окружающих. Отличным примером подобного произведения станет “Недоросль”.

В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.

Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.

Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Вариант 3

Д. И. Фонвизин – писатель – классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в русской литературе являются М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин. Просветители считали, что можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой, если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам. Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет всегда справедлив и добр к своим крепостным. Более того, писатели – классицисты проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве главенство закона.

Но что происходит в реальной жизни? Вот стало известно, что в своем имении бесчинствует г-жа Простакова: крестьяне в ее имении совсем обнищали, она оскорбляет и избивает своих дворовых, да и родственников мучает и унижает, хочет принудить к замужеству со своим братцем сироту Софьюшку, дабы и ее деревеньки прибрать к рукам.

Сама г-жа Простакова невежественна, она убеждена, что главное родовитость: ее батюшка занимал доходное место и умер, сидя на сундуке с деньгами. Но и до нее дошло новое веяние: дворяне должны учить своих отпрысков, чтобы получить государственные места. Вот Простакова и нанимает для своего ненаглядного сыночка Митрофана учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, бывшего солдата Цыфиркина, кучера в прошлом Вральмана. Даже те малые знания, которые могут дать «учителя», Митрофан не хочет усвоить. Сцена «Урок Митрофанушки» демонстрирует полное невежество ученика: он не может ответить на самые простые вопросы. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться – хочу жениться!»

Кто же по-настоящему занимается воспитанием и просвещением недоросля? Г-жа Простакова! Каждый день она подает негативный пример своему сыну (Митрофан – в переводе с греч. означает «подобный матери»). Она учит его жадности и жестокости. Вот г-жа Простакова бранит крепостного портного Тришку, который «изряднехонько сшил кафтан, мамушка Еремеевна каждый день получает оплеухи, Простакова обирает своих крепостных, они голодают и больше не способны платить оброк. Да и мужа своего Простакова бьет и бранит, с братцем затевает драку, как только узнает, что Софья – богатая наследница, а значит, должна выйти замуж за Митрофана. Безумная любовь к сыну, пожалуй, единственное ее положительное качество.

Она не видит никакого проку в учебе: ни с кем не делись, если что нашел, зачем знать географию, если есть извозчики, которые отвезут туда, куда нужно, дверь от того, где она находится, может быть именем существительным или прилагательным, а история сводится к байкам кучера Вральмана. Ее убеждение: дворянство – высшее сословие, а крепостные и дворовые должны выполнять их указы. Скотинина – такова девичья фамилия матушки, и она является сутью образа оскотинившейся помещицы.

В конце комедии торжествует справедливость: чиновник Правдин изымает под государственную опеку имение Простаковых, Софьюшка выходит замуж за Милона и ее находит дядюшка Стародум, именно в уста этого героя автор вложил свои мысли: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Заключительная сцена поистине трагична: г-жа Простакова ищет поддержку и опору у своего сыночка, но тот отталкивает ее со словами: «Отвяжись, матушка». Слова Стародума венчают комедию: «Вот воспитания достойные плоды».

Во времена Фонвизина слово «недоросль» означало недоучившегося подростка, не служившего еще в армии. Комедия «Недоросль» дала слову новое переносное значение – невежественный, необразованный, грубый подросток.

Тема образования и воспитания (Недоросль)

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана как олицетворение только вышедшего закона Петра I об образовании. Сам царь считал, что люди, которые были необразованные и невоспитанные, не имели право находится в супружеских отношениях, и тем более руководить другими людьми. Главная тема в произведении не только основывается на образовании, но также указывается на то, что нужно не просто воспитывать детей, а стать настоящим примером, на который необходимо равняться.

Тема воспитания:

Госпожа Простакова – настоящий пример необразованного, глупого, обладающего огромной жестокостью человека. Ее отношение к людям, к прислуге, и собственному мужу, так и говорит, человек не уважает никого, а любимого сыночка, готова подложить под всех ради собственной выгоды.

Ее воспитание любимого Митрофанушки приносит свои плоды. Он ленивый, глупый, безвольный, не уважающий собственных родителей. Перед этим юношей стоит очень неприятный пример родителей: глупый отец, который не может поставить жену на место, и жестокая мать, которая думает только о своей выгоде.

Собрав в себе все самые ужасные качества от родителей, любимый сын отказывается от матери при первой возможности. И именно из-за того, что родители не дали ребенку необходимого воспитания, закрывали на все его выходки глаза, и обвиняли других в том, что совершил юноша, он вырос настоящим эгоистом.

Тема образования:

Будущее страны и нации зависит от того, какое поколение будет после нас. Вкладывая с самого детства в умы детей любовь к учебе и образованию, можно не бояться, что страна окажется в самой нищете.

Простакова женщина необразованная, именно из-за этого она не считала образование важным вкладом для ребенка. Но, в тоже время, для Митрофана решает нанять учителей.

К сожалению, если у ребенка нет никакой заинтересованности в учебе, как бы не заинтересовывали учителя разными предметами, он учиться не будет. Однако, в случае с сыном Простаковой, больше сыграла роль собственная лень Митрофана, и слова его матери о том, зачем вообще эта учеба. Не говоря уже о том, что учителя, которых наняла Простакова, были, слабо говоря бездарными.

Воспитание и образование – самые ценные вложения в детей, в будущее поколение великой страны. Но, о каком воспитании можно говорить, когда такие ограниченные люди растят себе подобных? Именно так и продолжается круговорот глупости, хамства и неуважения.

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение. Смотреть фото Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение. Смотреть картинку Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение. Картинка про Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение. Фото Что важнее воспитание или образование в комедии недоросль сочинение

Популярные сочинения

Вот, с одной стороны, это простой вопрос, но, с другой – сложный… Так и бывает, что человек сам не может разобраться в причинах своих поступков.

Владимир Андреевич Дубровский – главный герой повести А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет повести основывается на желание главного героя восстановить справедливость, которая заключается в его стремлении отмстить обидчику.

Весна – потрясающее время года, во время которого всё то, что ушло на покой на время зимы выползает из своей спячки и начинает активно навёрстывать упущенное. Именно весной оживает вся растительность

Источник

Сочинение по теме “Недоросль. Проблема образования и воспитания”

В произведении «Недоросль» тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.

Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Сочинение «Проблема воспитания в комедии Недоросль»

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься. ”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван — все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

— Поди ж дай позавтракать ребенку.

— Он уж и так пять булочек скушал.

— Так тебе жаль шестой, бестия?

Вот какое усердие! извольте смотреть.

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью — госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу Скотининых и Простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Читайте также: Комедия Фонвизина «Бригадир» написана в 1869 году. Традиционная для 18 века интермедия-фарс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бригадир» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

«Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение

Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» — «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания… ».

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Главной проблемой русского общества Фонвизин считал отсутствие надлежащего просвещения и воспитания, что в итоге и приводило к тем грустным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все размышления Фонвизина получали выражение в письменной форме — его обширной публицистике, сатирических произведениях, письмах. Многое из этого на первый, непосвященный взгляд может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это не соответствует действительности: Фонвизин с присущей ему проницательностью увидел русское общество в том его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится почти революцией. Все эти размышления были обобщены в его итоговом произведении — комедии «Недоросль», где писатель исследует истоки подобного состояния русского общества.

В этой комедии две группы персонажей открыто друг другу противостоят и осознают себя как противники. Собственно, о каждом из героев можно судить уже по именам. С одной стороны — благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина — что подчеркивает животное, а не человеческое, духовное начало в ней), муж ее, полностью ей подчиненный, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь важен перевод этого имени с греческого: «похожий на мать» — таким образом писателем подчеркивается преемственность животного начала). Это все те, о ком Стародум говорит, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Главным объектом анализа писателя становится Митрофан, поскольку он принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.

Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым и должен служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, которого считали умершим, Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» То есть он должен был умереть, поскольку героине это в данном случае выгодно. А если он не умер, то, значит, кто-то подстроил это из корыстных целей. И подобных реплик, отражающих особенности ее сознания, множество. Вполне понятно, что при настолько расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, понять друг друга совершенно не в состоянии. Каждое слово герои понимают по-разному. Так, например, когда Митрофана спрашивают про историю, то он говорит о том, что знает много историй, которые ему рассказала скотница. Правильному пониманию значений слов Митрофана не научили и, очевидно, уже не научат. Таким образом, тема воспитания оказывается стержнем всей комедии. Старшее поколение (Простакова, Скотинин) являются в большей степени животными, чем людьми, из-за отсутствия этого воспитания. И то же справедливо в отношении Митрофана, которого, по-видимому, постигнет та же судьба.

О воспитании в пьесе «Недоросль» говорят постоянно. Так, например, Софья в начале четвертого действия появляется с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девиц». Разумная героиня не только ее читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядюшкой. Скотинины же, в противоположность, гордятся прежде всего тем, что никогда и ничему не учились. Однако сама Простакова признает, что «нынче век другой», и поэтому она пытается учить чему-то сына в соответствии с новыми требованиями, хотя и совершенно безуспешно. Учителя Митрофана знают немного, но пытаются добросовестно делать свое дело, которое в итоге полностью проваливается. Митрофана пытаются учить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом истинного воспитания он совершенно не получает и получить его ему неоткуда. Воспитание, формирующее его как личность, он приобретает от Простаковой, которая без памяти любит своего сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается уродующей, потому что по сути приближается к животным инстинктам — это не осознанная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но и, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком. Любви и состраданию ему было так же негде выучиться, как и немецкому языку или математике. Когда в финале пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки по отношению к своим крепостным и мать кидается к сыну как к последней опоре, то он откровенно выражает свое к ней отношение: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И в итоге Простакова также переживает свою личную трагедию, хотя и воспринимаемую ею с учетом ее личностных особенностей: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самый тяжелый для нее момент.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» — сочинение

Вариант 1

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына неправильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Вариант 2

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Вариант 3

Денис Иванович Фонвизин — один из крупнейших русских писателей XVIII века. Его лучшая комедия «Недоросль» до сих пор входит в репертуар многих театров. Одной из главных проблем, поставленных в этой комедии, является проблема воспитания молодого поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский).

Конечно, в связи с вопросом воспитания в комедии «Недоросль» следует рассматривать образ Митрофанушки, но, думаю, более важным моментом здесь является анализ окружения, в котором растет и воспитывается недоросль.

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать — госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может — лепит по своему образу и подобию.

Уже в самом начале комедии обозначена позиция госпожи Простаковой в вопросе образования. Она считает «скотским рассуждением» замечание Тришки, который говорит о том, что кафтан должен шить специально обученный человек — портной. Возмущает ее и тот факт, что Софья умеет читать: «Вот до чего дожили! К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!» Сама же Простакова читать не умеет и это считает признаком хорошего воспитания. Однако для своего Митрофанушки она не жалеет ничего, старается его «воспитывать», «троим учителям» платит. Простакова уверена, что ее Митрофанушка не хуже остальных родственников, которые «на боку лежа, летят себе в чины».

«Педагоги» же Митрофанушки, подобранные его матушкой, вызывают смех. Арифметику преподает Цыфиркин, отставной солдат, грамоте обучает Кутейкин — семинарист-недоучка, который «убоялся бездны премудрости» и не стал продолжать учебу. Вральман, бывший кучер, должен обучить иностранному языку, хорошим манерам и дать представление о жизни «света». Ясно, какие глубокие познания могут дать такие учителя. Но и та малость познаний, какую они пытаются вложить в голову недоросля, остается невостребованной. За всеми занятиями строго следит Простакова. Она жалеет сына, боится, что от учения у того разболится голова, а потому и объявляет конец едва ли успевшим начаться занятиям.

Простакова не только неграмотна, ее человеческие качества также оставляют желать лучшего. Она не считает за людей слуг: называет их «скотами» и «уродами», Палашка не может болеть, так как «не благородная», а Еремеевна за свою верную службу получает пять рублей в год и пять «пощечин на день». Она лицемерна. Поняв, что приезжий человек — тот самый Стародум, пытается изображать из себя того, кем не является на самом деле. Она резко меняет отношение к Софье, после того, как узнает, что та — богатая наследница. Недаром о Простаковой и таких как она Стародум говорит: «Невежда без души — зверь!»

Интересно, что Простакова при всей ее любви к сыну все же осознает то, что ОН окажется в другом обществе, его будут окружать умные люди, которые о Митрофанушке «скажут, дурак». Вральман на опасения Простаковой возражает, что таких, как Митрофанушка, на свете «миллионы, миллионы». Думаю, что это самый

Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.

Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях», приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.

Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *