Что важнее воспитание или обучение

Школа: обучение или воспитание?

Вы будете перенаправлены на Автор24

Учить или воспитывать?

Воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения нравственных качеств и общепризнанных норм поведения, а также передача опыта накопленного поколения.

Обучение – это организованный и целенаправленный процесс по усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

В настоящее время ведутся споры по поводу того, должна современная школа учить или воспитывать? Или же она должна и учить, и воспитывать одновременно. Большинство исследователей и ученых из области педагогики считают, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом, и поэтому они должны быть реализованы в школе в совокупности.

Одной из основных задач школьного учителя является формирование у детей определенной системы знаний, умений и навыков, необходимой для успешной жизнедеятельности в рамках современного социума. Однако учитель также должен и заботиться о формировании личности каждого своего ученика. При осуществлении подготовки к учебному занятию учитель должен формулировать и ставить не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие цели.

На уроках учитель должен не только давать детям знания, но и воспитывать у них такие личностные качества как ответственность, коллективизм, целеустремленность, доброжелательность, вежливое и тактичное отношение к окружающим людям, стремлению помогать друг другу. Направленность воспитательного воздействия во многом зависит от учебного предмета.

Например, на уроках литературы, истории и обществознания, учитель должен заниматься патриотическим и нравственным воспитанием; на уроках музыки, изобразительного искусства – эстетическим воспитанием; на уроках технологии – трудовым воспитанием и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Непосредственно организует воспитательную работу в школе и отвечает за ее результативность завуч по воспитательной работе и классные руководители. Так, завуч занимается организацией разнообразных секций и кружков, которые проводятся во внеурочное время. Воспитательная работа классного руководителя заключается в проведении классных часов различной тематики, а также родительских собраний.

Общепринятый подход к воспитанию и обучению в школе

Общепринятый подход к воспитательно-образовательному процессу в школе, к сожалению, не позволяет достигать поставленных воспитательных целей. Особенно эта проблема актуальна среди начинающих учителей, которые зачастую считают, что вопросами воспитания должны заниматься исключительно родители (семья). Именно поэтому они используют в своей работе формальный подход к вопросам воспитания.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет то, какие методы и средства будет использовать учитель для достижения воспитательных и образовательных целей.

В первую очередь, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Так, для детей младшего школьного возраста непререкаемым авторитетов является учитель, поэтому он должен быть для детей примером. В тоже время в глазах подростков авторитет учителя может быть меньше, они уже ориентируются на мнение сверстников. Поэтому в рамках воспитательного процесса, учитель не должен действовать напрямую, необходимо к каждому ребенку подобрать индивидуальный подход.

Так, при организации классного часа в средних и старших классах, учитель должен привлекать для работы и самих учеников. Например, рассказывая о вреде курения и алкоголя, учитель не только сам выступает перед детьми, но и привлекает для этого других учеников, которые заранее готовят доклады или презентации. Тем самым, воспитательное воздействие на подростков оказывается не только напрямую, но и опосредованно, через самих учеников.

Таким образом, школа должна осуществлять комплексный воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование всесторонне развитой личности.

Воспитание вне урока

В связи с тем, что процесс воспитания в школе не всегда выходит на первый план, в силу того, что основной целью является обучение детей, воспитательное воздействие на учащихся, оказывается через организацию разнообразных праздников, мероприятий и т.д.

С воспитательной целью организуются праздничные мероприятия, которые приурочены к праздничным датам (День Победы, День пожилого человека, День матери, День знаний, 8-е марта и т.д.). Данные мероприятия направлены на воспитание у детей патриотизма, уважительного отношения к старшим, любви к своей Родине и т.д.

Организация воспитательных мероприятий во внеурочное время предусматривает активное участие детей в них. С целью привлечения детей к участию, им даются поручения и задания. Дети могут читать стихи, готовить плакаты, украшать зал, исполнять песни, танцевать и т.д. Вовлечение детей в мероприятия способствует не только их воспитанию, но и расширению кругозора.

Большое значение в развитии личности детей имеет эстетическое воспитание, которое предусматривает формирование у детей чувства прекрасного. Эстетическое воспитание организуется не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Например, посещение театров, выставок, музеев и т.д. Для детей из сельских школ организуются выездные экскурсии, связанные с поездками в областные центры и близлежащие города.

Для того, чтобы организуемые внеурочные мероприятия были действительны эффективны и достигалась воспитательная цель, предварительно следует проводить подготовительную работы. Например, при посещении картинной галереи, педагог проводит классный час, на котором знакомит детей с разными художниками и их творчеством. Кроме того, ознакомление может быть проведено и в рамках некоторых уроков.

Для того, чтобы поддержать у детей должный интерес к организуемому мероприятию, учитель должен дать им задания. Например, в картинной галереи найти все картины, на которых изображены собаки. После посещения галереи провести классный час, на котором дети расскажут об этих картинах, по заранее обговоренной схеме (название картины, художник, вид живописи и т.д.). Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.

Таким образом, деятельность современной школы должна сочетать в себе и воспитательную, и образовательную направленность. Только в этом случае можно будет сказать о том, что школа является именно тем институтом, который осуществляет комплексное и своевременное формирование личности каждого ребенка.

Источник

Что важнее: знания или воспитание?

Сегодня с утра я получила подарок ‒благосклонное и некритичное виденье своих детей. Чаще всего ловлю себя на попытках их “исправления” и быстрого приведения в состояние “совершенного ребенка”. Естессно, безуспешно и с большими физическими потерями. Очень утомительно!

Что важнее воспитание или обучение. Смотреть фото Что важнее воспитание или обучение. Смотреть картинку Что важнее воспитание или обучение. Картинка про Что важнее воспитание или обучение. Фото Что важнее воспитание или обучение

А сегодня ‒ура! ‒эта беда меня миновала, и смогла я смотреть на детей как на симпатичных зверюшек, резвящихся рядом. И не мешать им резвиться, а даже немного сама порезвилась вместе с ними. И это совсем не было тяжело и нудно. И детям очень понравилось. И ничего мы не потеряли в плане обучения! Потому что (кидайте в меня, чем хотите) после четырех лет домашнего образования и сравнения его со школьным мы пришли к выводам, что:

1. ВОСПИТАНИЕ гораздо важнее образования ‒это основа жизни общества! А “куда впадает Черное море” воспитанный ребенок выясняет между делом, и очень быстро.

2. Если дети заняты друг другом: сидят голова к голове и тихо разговаривают, ‒это важнее любого обучения. И я всячески встараюсь придумать им такие занятия, чтобы побольше было подобных моментов. Например, сейчас старший переводит младшим чертежи (соображая как это лучше сделать, пользуясь линейкой и циркулем). А младшие радостно их раскрашивают, обводят буквы на русском и иврите, развешивают по стенам.

3. Современные требования к образованию школьника так низки, что наш “лентяйный уровень” года на два обгоняет школьный. А поскольку экстернат нас пока не манит, тем важнее заниматься “базовыми” знаниями о взаимоотношениях, которых в школьной программе нет.

Мне гораздо важнее, чтобы дети понимали строение мира, принципы связей в нем, основы работы человека над собой. А Черное море ‒ это вода, и никуда оно не денется.

Источник

Параллель между образованием и воспитанием в современном обществе

Что важнее воспитание или обучение. Смотреть фото Что важнее воспитание или обучение. Смотреть картинку Что важнее воспитание или обучение. Картинка про Что важнее воспитание или обучение. Фото Что важнее воспитание или обучение

Дата публикации: 07.04.2016 2016-04-07

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, А. Д. Параллель между образованием и воспитанием в современном обществе / А. Д. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1033-1036. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28289/ (дата обращения: 25.12.2021).

Знание не может быть целью образования, знание должно служить средством развития ума.

Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, — таковы слова: воспитание, образование и даже обучение.

Закон № 273 — ФЗ “Об образовании в РФ” гласит: «1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». [Глава 1, статья 2]

Задумываясь над понятиями образование и воспитание в наше время, невольно кажется, что наше общество и сами педагоги не проводят особой параллели между ними. В процессе образования мы неотъемлемо слышим про воспитание, в процессе воспитания красной нитью проходит образование.

Древние педагоги изначально целью образования и воспитания молодого поколения ставили мудрость, ум, и не просто ум, а большой ум. Истины ради, следует заметить, что воспитание мудрости распространялось не на всех членов, например, Античного мира, но, прежде всего, на представителей господствующего класса и свободного населения, но оно не распространялось на рабов. Мудрость со времён Пифагора стали обозначать словом «философия». Значение философии для образования человека понимал М. В. Ломоносов и отводил ей соответствующее место в учебном процессе [4].

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем, не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Обязательно должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам. Может быть, есть причина, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле; но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно. Признано, что воспитание включает в себя преподавание, что преподавание есть одно из главных средств воспитания, что всякое преподавание носит в себе воспитательный элемент.

То, что составляет сущность образования, осознавалось в процессе становления и развития человеческой цивилизации, находило своё отражение и воплощение в философско-педагогических положениях, теоретических обобщениях педагогического опыта, передавалось из поколения в поколение, от одной формации к другой. Правда, надо признать, что не всегда новая общественная формация усваивала всеобщие философско-педагогические истины, добытые прежними поколениями педагогов, а предпочитала руководствоваться в организации образования своей молодёжи принципами, вытекающими из особенностей данной общественной формации, данного конкретного общества. Примером тому может служить образование в средневековом обществе, существенным образом отличавшемся в своих целях и ориентирах от образования в Античном мире. Возвращение к общечеловеческим ценностям получило название Эпохи Возрождения. Нечто подобное происходит и в современной России, что находит своё отражение в разговорах об общечеловеческих ценностях. Нет возражений тому, что обращение к общечеловеческим ценностям необходимо и неизбежно, если Россия не стремится к тому, чтобы остаться в стороне от мирового прогресса, но, как показывает опыт, при этом возникает и другая проблема: как бы в стремлении к общеисторическому не утерять национальное. Утеря национального не менее пагубна для народа и страны, чем пренебрежение к общеисторическому, общечеловеческому [4].

В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание.

Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, будут ли эти впечатления книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения. Весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспитатель находит это удобным. Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемою стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным. Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вневоспитательное влияние; так поступает и практика воспитания [5].

На основании такого взгляда естественно смешивается воспитание и образование, ибо признается, что не будь воспитания, не было бы и образования. В последнее же время, когда смутно начала сознаваться потребность свободы образования, лучшие педагоги пришли к убеждению, что преподавание есть единственное средство воспитания, но преподавание принудительное, обязательное, и потому стали смешивать все три понятия — воспитание, образование в обучение [5].

По понятиям педагога-теоретика, воспитание есть действие одного человека на другого, и включает в себя три действия: 1) нравственное или насильственное влияние воспитателя, — образ жизни, наказания, 2) обучение и преподавание и 3) руковождение жизненными влияниями на воспитываемого. Ошибка и смешение понятий происходят оттого, что педагогика принимает своим предметом воспитание, а не образование, и не видит невозможности для воспитателя предвидеть, соразмерить и определить все влияния жизни. Каждый педагог соглашается, что жизнь вносит свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старание устранить ее, и во время школы. Влияние это так сильно, что большею частью уничтожается все влияние школьного воспитания; но педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своею задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, то есть изучение путей, посредством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию [5].

Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает [5].

Образование вообще понимается или как последствие всех тех влияний, которые жизнь оказывает на человека (в смысле «образование человека» мы говорим — образованный человек), или как самое влияние на человека всех жизненных условий (в смысле «образование немца, русского мужика, барина», мы говорим — человек получил плохое образование или хорошее и т. п.). Только с этим последним мы имеем дело.

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. (Мы говорим — «они его воспитали лицемером, разбойником или добрым человеком». «Спартанцы воспитывали мужественных людей». «Французы воспитывают односторонних и самодовольных».) Преподавание есть передача сведений одного человека другому (преподавать можно шахматную игру, историю, сапожное мастерство). Учение — оттенок преподавания, есть воздействие одного человека на другого с целью заставить ученика усвоить известные физические привычки (учить петь, плотничать, танцевать, грести веслами, говорить наизусть). Преподавание и учение суть средства образования, когда они свободны, и средства воспитания, когда учение насильственно и когда преподавание исключительно, то есть преподаются только те предметы, которые воспитатель считает нужными. Истина ясна и инстинктивно сказывается каждому. Сколько бы мы ни старались сливать раздельное и подразделять неразделимое и подделывать мысль под порядок существующих вещей — истина очевидна [5].

Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им. Преподавание, Unterricht, есть средство, как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.

Воспитание — французское education, английское education, немецкое Erziehung — понятия, существующие в Европе, образование же есть понятие, существующее только в России и отчасти в Германии, где имеется почти соответствующее слово — Bildung. Во Франции же и Англии это понятие и слово вовсе не существует. Civilisation есть просвещение, instruction есть понятие европейское, непереводимое по-русски, означающее богатство школьных научных сведений или передачу их, но не есть образование, включающее в себя и научные знания, и искусства, и физическое развитие [5].

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам. (Стремление бедного отнять богатство у богатого, чувство зависти старого при взгляде на свежую и сильную молодость, — чувство зависти, возведенное в принцип и теорию) [5].

Если человек не знает, что ему надо, а с этой истиной Пифагора нельзя не согласиться, то уж ребёнок, пришедший в школу, в первый класс, тем более, не знает, что ему понадобится в его будущей жизни. Это должно знать государство, которое, опираясь на результаты научного исследования тенденций в общественном развитии, разрабатывает стандарты образования, доводит их до сознания педагогической общественности, которая, в свою очередь, реализует их в организации учебно-воспитательного процесса. Государство изучает общественные потребности в образовании. Эти потребности осознаются как цели и задачи образования. Потребности исторически изменяются в соответствии с изменением и развитием общества. Но, что чрезвычайно важно иметь в виду всем, кто занимается воспитанием и обучением молодого поколения, общественные потребности в образовании представляют собою диалектическое единство общеисторического и конкретно-исторического. Общеисторическое отражает сущность общественной потребности в образовании, конкретно-историческое отражает особенности общественной потребности в образовании на данной стадии общественного развития, региональные и национальные особенности образования [4].

Первая причина состоит в том, что отец и мать какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими, какими бы они желали быть сами. Стремление это так естественно, что нельзя возмущаться против него. До тех пор, пока право свободного развития каждой личности не вошло в сознание каждого родителя, нельзя требовать ничего другого. Кроме того, родители более всякою другого будут зависеть от того, чем сделается их сын; так что стремление их воспитать его по-своему может назваться ежели не справедливым, то естественным.

Вторая причина, порождающая явление воспитания, есть религия. Как скоро человек — магометанин, жид или христианин — твердо верит, что человек, не признающий его учение, не может быть спасен и губит свою душу навеки, он не может не желать, хотя насильно, обратить и воспитать каждого ребенка в своем учении.

Третья и самая существенная причина воспитания заключается в потребности правительств воспитать таких людей, какие им нужны для известных целей. На основании этой потребности основываются кадетские корпуса, училища правоведения, инженерные и другие школы. Если бы не было слуг правительству, не было бы правительства; если бы не было правительства, не было бы государства. Стало быть, и эта причина имеет неоспоримые оправдания.

Четвертая причина, наконец, лежит в потребности общества, того общества в тесном смысле, которое у нас представляется чиновничеством. Этому обществу нужны помощники, потворщики и участники [5].

Резюмируя все сказанное выше, мы приходим к следующим положениям:

1) Образование и воспитание суть два различные понятия.

2) Образование — свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, — не может быть оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики.

3) Воспитание, как явление, имеет свое начало; а) в семье, b) в вере, с) в правительстве, d) в обществе.

4) Семейные, религиозные и правительственные основания воспитания естественны и имеют за себя оправдание необходимости; общественное же воспитание не имеет оснований, кроме гордости человеческого разума, и потому приносит самые вредные плоды, — каковы университеты и университетское образование [5].

Только теперь, разъяснив отчасти наш взгляд на образование и воспитание и определив границы того и другого, мы можем ответить на вопросы, давно не дающие покоя педагогической среде: 1) что значит невмешательство школы в воспитание? 2) возможно ли такое невмешательство? и 3) чем, при невмешательстве в воспитание, должна быть школа?

Невмешательство школы в дело образования значит невмешательство школы в образование (формирование) верований, убеждений и характера образовывающегося. Достигается же это невмешательство предоставлением образовывающемуся полной свободы воспринимать то учение, которое согласно с его требованием, которое он хочет, и воспринимать настолько, насколько ему нужно, насколько он хочет, и уклоняться от того учения, которое ему не нужно и которого он не хочет.

Ответ на первый вопрос дает отчасти ответ и на второй: возможно ли такое невмешательство? Теоретически доказать эту возможность нельзя. Одно, подтверждающее эту возможность, есть наблюдение, доказывающее, что люди, вовсе не воспитанные, т. е. подлежавшие одним свободно-образовательным влияниям, люди народа, — свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных. Но, может быть, и это положение для многих требует доказательства? Почему зоологически не улучшается поколение воспитываемых? Порода воспитываемых животных улучшается, порода воспитываемых людей ухудшается и ослабевает. Возьмите наудачу сотню детей от несколько воспитанных поколений и сотню невоспитанных детей народа и сравните их в чем хотите: в силе, ловкости, уме, способности воспринимать, в нравственности, даже и во всех отношениях, громадное преимущество поражает вас на стороне детей невоспитанных поколений, и тем более будет преимуществ, чем будет ниже возраст, и наоборот. Это страшно сказать по выводам, на которые оно наводит, но оно так. Окончательно же доказать эту возможность невмешательства в низших школах для людей, которых личный опыт и внутреннее чувство ничего не говорят в пользу такого мнения, можно только добросовестным изучением тех свободных влияний, посредством которых образовывается народ, всесторонним обсуждением вопроса и длинным рядом опытов и отчетов о них.

Чем же должна быть школа при невмешательстве в дело воспитания? Школа, как сказано выше, есть сознательная деятельность образовывающего на образовывающихся. Как ему действовать, чтобы не преступить пределов образования, т. е. свободы? Отвечаю: школа должна иметь одну цель — передачу сведений, знания (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера; цель ее должна быть одна — наука, а не результаты ее влияния на человеческую личность. Школа не должна пытаться предвидеть последствий, производимых наукой, а, передавая ее, должна предоставлять полную свободу ее применения. Школа не должна считать ни одну науку, ни целый свод наук необходимыми, а должна передавать те знания, которыми владеет, предоставляя учащимся право воспринимать или не воспринимать их. Устройство и программы школы должны основываться не на теоретическом воззрении, не на убеждении в необходимости таких-то и таких-то наук, а на одной возможности, т. е. на знаниях учителей. Ежели эти учителя будут в состоянии сделать свои уроки занимательными, уроки эти будут полезны, несмотря на свою кажущуюся несоответственность и случайность. Предложение будет отвечать всегда на требование, что на каждой ступени наук будет достаточное число и учеников, и учителей.

Итак, чем же будет школа при невмешательстве в воспитание?

Всесторонней и самой разнообразной сознательною деятельностью одного человека на другого с целью передачи знаний (instruction), не принуждая учащегося ни прямо насильственно, ни дипломатически воспринимать то, что нам хочется. Школа не будет, может быть, школа, как мы ее понимаем, — с досками, лавками, кафедрами, учительскими или профессорскими, — она, может быть, будет как театр, библиотека, музей, беседа… [4]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *