Что важнее всего в поэзии эссе
Какова роль поэзии в жизни человека? по тексту В.П,Астафьева про поэзию (ЕГЭ по русскому)
Благодаря поэзии, люди могут выразить то, что тревожит их душу. Какова роль поэзии в жизни человека? Над этой проблемой размышляет Виктор Петрович Астафьев, выдающийся советский и российский писатель.
Сила поэзии огромна. Автор считает, что она способна пробудить человека, затронуть каждую частицу его души. В подтверждение этих слов он описывает вихрь эмоций от прослушивания стихотворения Есенина: «… из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом. ». Виктор Петрович говорит о том, что стихотворения сближают, благодаря им, даже незнакомые люди могут стать родными. Для иллюстрации своего мнения автор рассказывает о том, как поэзия сблизила его с Есениным, будто они давно знакомы лично. Каждый человек может найти в произведениях поэтов что-то родное, значимое только для него.
В.П. Астафьев приводит читателей к выводу: поэзия- удивительная вещь, она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно, помогает быть добрее.
Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что поэзия всегда актуальна, даже через века люди зачитываются произведениями поэтов. Они без страха говорят о том, каков мир и окружающие люди.
Поэты не боятся писать о новом, бороться за лучшее, светлое будущее.. В своих произведениях они пишут о проблемах общества. Вспоминаю книгу А.С. Пушкина «Вольность». Он открыто призывает угнетенных людей бороться за свою свободу, критикует нынешние законы и власть. Его произведения вдохновляли будущих декабристов, которым было суждено изменить общество. Поэзия-это сила, которая способна повлиять на мир и мировоззрение людей.
У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Зачем нужна поэзия
Зачем нужна поэзия современным читателям? Ведь поэзия – одна из древнейших форм искусства. Возможно, в век цифровых технологий она и сама стала древностью? Так ли это? Давайте разберемся.
Зачем нужна поэзия
Стремление к творчеству было свойственно человеку с древности (вспомнить хотя бы наскальную живопись). Искусство служило развитию человечества и развивалось вместе с ним. Оно влияло на общество в той же степени, что исторические события и политика.
Поэзия же – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много дополнительных преимуществ, о которых мы расскажем ниже.
Поэзия улучшает вербальные навыки
Вряд ли кто-то усомнится, что проговаривание стихов вслух – хорошая тренировка дикции и навыков вербального общения. Это достигается благодаря определенному ритму, темпу и рифме стиха. Например, следующее стихотворение Брюсова может служить прекрасным «тренажером» дикции:
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Брюсов, «Буря с берега» (фрагмент), 1914
Поэзия расширяет словарный запас
Поэзия знакомит читателя с новыми терминами, расширяя его словарный запас. Часто, чтобы понять стихотворение, требуется проанализировать значение отдельных слов и разобраться, почему автор употребил то или иное из них.
При этом чтение стихов вслух помогает улавливать языковые нюансы и смысловые акценты лучше, чем при чтении прозы. Дело в том, что фразы в стихах строятся (и звучат) по своим законам, и не всегда достаточно простых знаний грамматики, чтобы уловить смысл произведения.
Поэзия тренирует критическое мышление
Поэзия улучшает навык критического мышления, заставляет читателя думать. В великой поэзии смысл зачастую не очевиден и не одномерен. Принимая активное участие в расшифровке такой поэзии, читатель становится как бы ее соавтором. Поэтический язык формирует восприятие человеком окружающего мира.
Читатели поэзии чаще склонны анализировать информацию, оценивать точку зрения автора и степень её объективности. Этот навык полезен в повседневной жизни всем, кто хочет сформировать собственное непредвзятое мнение о чем угодно: новостях, рекламе или бизнес-процессах.
Поэзия открывает возможности языковой игры
Поэты добавляют новые слова в язык, подобно тому, как художники создают новые картины. Считается, что Шекспир за свою писательскую карьеру создал около 2000 новых слов, некоторые из которых используются в повседневном английском языке и сегодня. К «шекспиризмам», например, относятся: fashionable (модный), vulnerable (уязвимый), defeat (поражение) и даже advertising (реклама, продвижение).
Уильям Шекспир знал, зачем нужна поэзия
Простой подбор рифмы порой побуждает взглянуть на слова по-новому и совершать языковые открытия там, где иначе не пришло бы в голову искать их. Например, неочевидные и скрытые рифмы Маяковского:
ни угла ни одного
ни чаю,
ни к чаю газет.
Постепенно вживался небесам в уклад.
Выхожу с другими глазеть…
Маяковский, поэма «Человек» (фрагмент)
Поэзия помогает услышать музыку языка
Во многом эстетика стиха зависит от его звучания: от того, как сочетаются, чередуются и повторяются звуки и их комбинации в словах. Из этого рождается звуковой образ слова. Цветаева так писала о музыке поэзии: «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание».
Порой, вслушиваясь в звуки, мы можем понять то, что не сказано напрямую словами. Таким образом, музыкальность стиха рождает дополнительный контекст.
Для примера можно привести строки из стихотворения Бродского «Июль. Сенокоc»:
Стрекочет, как движок,
всю ночь кузнечик где-то в борозде.
Здесь аллитерация глухих и шипящих позволяет нам услышать стрекот сверчка.
Еще один показательный пример – начало стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:
Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Чередование согласных «б», «п», «к», «гр» в начале стихотворения напоминает звук цокающих по мостовой копыт. Далее – «улица скользила», и звуковой ряд меняется: в сочетании «ли»-«ль»-«ил» уже ощущается текучесть, плавность, скольжение.
Поэзия помогает запоминать
Поэзия помогает нам помнить. Еще до изобретения письменности поэзия использовалась для передачи информации и идей в сферах философии, религии, истории и даже науки. Заучивание стихов давало людям возможность делиться мыслями.
Но и после появления письменности рифмы и ритмы поэзии помогают нам лучше запоминать всё: от слов и идей до полезных фактов и правил. Пример такого практического использования стихов – «запоминалки» для правил правописания:
СобИрать, стИрать, задИра –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Заучивание стихов наизусть способно улучшить память. Давно доказано, что люди, которые учат стихи наизусть, менее подвержены болезни Альцгеймера.
Поэзия служит лекарством для души
Время от времени мы испытываем гнев, разочарование, грусть или страх. Эти неприятные чувства мы часто держим в себе. Но загнанные внутрь негативные эмоции могут привести к психологическому перенапряжению, что чревато срывом.
Написание и чтение стихов помогает нам разобраться в себе, понять эти чувства и выпустить их наружу без ущерба для окружающих. Удивительно, но чтение грустного стихотворения может оказать терапевтический эффект и помочь развеять собственную грусть. Существует даже специальный термин для такого лечения – библиотерапия.
Стихи могут стать проводником или собеседником, подарить немного тепла и утешения, когда никого нет рядом.
Поэзия помогает преодолевать границы
Одним из замечательных качеств литературы – и поэзии в частности – является способность объединять читателя и писателя через временные и культурные границы. Поэзию можно назвать концентрированной литературой, а значит, ее вневременные свойства усиливаются в несколько раз.
Например, читатель может не иметь практического представления о том, какой была жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I. Однако сонеты Шекспира, поднимающие универсальные темы любви, ревности, отчаяния, творчества могут преодолеть пропасть веков.
Поэзия способствует личностному росту
Поэзия может стать первым шагом на пути приобщения к искусству в целом. Стихи, как правило, не требуют много времени для чтения, их не трудно найти в интернете. Как только читатель начинает чувствовать себя комфортно в мире поэзии, он с большей вероятностью обратится и к другим видам искусства.
Поэзия часто вплетена в масштабные художественные движения. Например, от модернизма в литературе можно перейти к модернизму в изобразительном искусстве и архитектуре. Таким образом, поэзия является порталом в огромный мир культуры, служит отправной точкой для личностного роста.
Поэзия рождает новые идеи
Сталкивались ли вы когда-нибудь с творческим кризисом? Не так уж важно, занимаетесь ли вы творческой профессией или нет. Возможно, просто какая-то мысль носилась в воздухе, а у вас не получалось ее ухватить.
Чтобы написать стихотворение, порой необходимо перебрать сотни слов, прочесть уйму отрывков из сочинений классических поэтов. Все это помогает найти вдохновение и обрести новые идеи, о существовании которых вы даже не подозревали.
Чтение и написание стихов не только генерирует новые идеи. Оно также способно кардинально изменить восприятие старых идей, помочь по-новому взглянуть на прошлые переживания, опыт и эмоции.
Поэзия учит понимать других людей
Одна из трудностей нынешнего века – это неспособность понимать друг друга. Чтение и написание стихов способно развивать в нас эмпатию и возможность слышать мнение окружающих.
Автор должен уметь донести суть своего произведения до абстрактных читателей. Для этого ему нужно глубоко погрузиться в психологию читателя, заставить того понять и почувствовать похожие ощущения. Только если достигнуто взаимопонимание между писателем и читателем, стихотворение будет долго резонировать после прочтения.
В свою очередь читателя поэзия учит терпению, ведь нужно постараться заглянуть в чужой разум и развить сочувствие к другому человеку. Способность сопереживать равносильна уважительному отношению.
Поэзия помогает найти свой внутренний голос
В мире поэзии нет правильного и неправильного. Единственный по-настоящему важный вопрос, который мы должны задать себе при чтении или написании стихотворения: «Нравится ли мне, как это звучит?»
У нас всех в голове крутится множество мыслей, и поэзия – идеальный способ, чтобы дать им выход. Поэзия помогает нам изучить свои ощущения и настроить свой «внутренний компас».
Как мы видим, значение поэзии с течением времени не уменьшается. Она по-прежнему играет большую роль в жизни людей. Надеемся, что наша статья помогла вам ответить на вопрос «Зачем нужна поэзия?»
Роль поэзии в жизни человека — сочинение
Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — роль поэзии в жизни человека. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.
Сочинение 1 (кратко)
Искусство занимает значимое место в нашей жизни. К сожалению, многие недооценивают его роль, считая, что живопись, музыка или литература не могут повлиять на наше настроение. Я думаю, в жизни каждого индивидуума поэзия занимает свое, особое место. Для кого-то она не значит совсем ничего, а кто-то по-настоящему любит и ценит ее.
Есть в мире действительно талантливые люди, которые пишут стихи. Они выражают свои чувства и эмоции с помощью поэзии. Нам известны сотни поэтов, чьи удивительные творения остаются популярными и актуальными спустя столетия после написания. Можно писать о природе, о любви, о родине, вообще о чем угодно. Но не у каждого получится сложить слова таким образом, чтобы было приятно читать. Поэтому, кроме поэтов, существуют еще и читатели.
Для среднестатистического человека, который живет обычной жизнью, работает или учится, выполняет свои обязанности, поэзия может стать способом отвлечься от повседневности и расслабиться. Сидя вечером в уютной комнате и читая поэтические произведения, мы получаем незабываемые эмоции и вдохновение.
Не каждому дано писать или понимать поэзию. Но те, избранные, кто способен на это, ценят искусство с его безграничностью и разнообразностью.
Сочинение 2
Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, его уже не удержать – энергия и строки бьют изнутри, вырывают сердце и просятся на бумагу. И вот, воодушевленный человек берет в руки любой пишущий инструмент и начинает творить. При этом потоки необходимых слов ложатся на листы в ровные столбики, подчёркивая рифмой окончания слов для созвучности. Но не только рифма есть в поэзии, есть еще и жизнь, человеческая жизнь, которая нас окружает или которую мы хотим создать.
В основном, поэзия это стих. Но часто под этим термином понимается все прекрасное, что нас окружает, что нас вдохновляет на подвиги и придает нам мудрости. Сложно было бы представить творчество таких великих деятелей литературы, как Пушкин, для которого стихотворный размер и рифмованные строки служили выражением собственных эмоций, выхода своей дикой энергии чувств и необычного восприятия реальности. А Маяковский, для которого поэзия стала «дирижерской» палочкой в «оркестре» духа человеческого, зазывая их на подвиги и показывая им реальность. Еще и украинские поэты чтили рифмованные строки, выражая свои мысли, скрытым смыслом показывая людям истинные лица тех, кому они так слепо и свято верили. Это и Шевченко, и Котляревский, и многие другие, которые, «вооружившись» словом, несли в человеческие души и сердца мир и праздник, показывали жестокость реальности и безграничную фантазию человеческого разума.
Благодаря поэзии, люди могут и выразить, и принять многое, что в им жизни не дает покоя и бередит сердце. Но не каждому дано управлять словом, как каким-нибудь орудием труда, только действительно достойные способны рифмами и строками разжечь в душах людей костер страсти и мощь духа.
Сочинение 3
Какую роль играет поэзия в жизни человека? Этим вопросом задается В. О. Богомолов в предложенном для анализа тексте. Размышляя над этим вопросом, автор повествует о герое – рассказчике, нашедшего во время наступления однотомник со стихами Есенина. В.О. Богомолов отмечает, что стихи известного поэта поразили и очаровали героя. Он «…с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело, находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям». Этот пример показывает, что рассказчика вдохновляла поэзия и помогала ему отвлечься от всех тягот войны. Далее писатель пишет о том, что «все вокруг было удивительно — созвучно стихам Есенина…», потому что природа, которую описывает в своих произведениях поэт, «…до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку…», где прошло детство героя. На этом примере мы видим, что поэзия не дает забывать людям о Родине. Она пробуждает теплые воспоминания, которые греют душу вдали от дома.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что поэзия не только помогает окунуться в другой мир и отвлечься от проблем, но и не перестает вдохновлять людей и напоминать им о родных местах
Авторская позиция понятна. Писатель считает, что литература помогает людям пережить трудные военные годы и воодушевляет их.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что поэзия может воздействовать на нас с невероятной силой. Она способна заставить плакать или смеяться, радоваться или грустить.
Для доказательства этого приведу пример из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Мечтательной Татьяне, непохожей на свою сестру и отчужденной от подруг, чтение заменяло все, открывало перед ней совершенно другой мир и отрывало от действительности.
Таким образом, поэзия играет важную роль не только в привычной жизни человека, но и в страшные военные годы.
Эссе о поэзии
Бред ли волшебный мы в ритм запакуем гремящий,
Иль гной нарыва душевного выплеснем с болью щемящей,
Критикой врежем по морде беспутного мира,
Иль развлечёмся слегка – всё то будет поэзии лира!
Поэзия – это загадка. Хотя вообще-то. она есть сильно ритмизованная проза. Ведь в прозе тоже имеется некий скрытый ритм, и чем прозаическое произведение более художественно, тем эта ритмичность в нём явственнее. Однако в поэзии ритм – это та необходимая форма, в которую поэты заливают то или иное смысловое содержание. Спор о главенстве двух начал, формы и содержания, не утих и по сию пору. И несмотря на то, что обыкновенный или даже банальный здравый смысл подсказывает нам, что и то и другое обязаны находиться в равновесии относительно друг друга, чтобы ни одна из стоставляющих рождённого в потугах творчества стиха не перетягивала другую составляющую, это бывает далеко не всегда. Лишь в идеале существует гармония, а в реальности что-то обязательно перетягивает и нередко перетягивает ещё как.
Люди с логическим строем ума как правило предпочитают поэзию строгую и простую, с чётким и ясным информационным зарядом. Люди же с преобладанием эмоциональности над суровым рассудком имеют выраженную тягу к сложным построениям бурной и мятущейся игры чувств, к рифме витиеватой, спонтанной, запутанной и заковыристой.
По большому счёту, мы вроде как должны признать главенство поэтов-логиков над поэтами-интуитами, поскольку суть слов – это в первую очередь запечатанное в них знание, оно же информация. Ведь если к нам подойдёт некто и спросит, как пройти в библиотеку, то ему будет всё равно, с какой степенью ритмизации или вовсе без оной мы ему ответим; главное, чтобы ответ наш был ему понятен и давал ему верное указание пути следования к означенной цели. С таким приземлённым взглядом на суть поэзии трудно спорить, но этот взгляд точно не всеобъемлющ. Ибо чувственную область нашей души-психики одной лишь голой логикой не проймёшь. Чувственность – это более древняя часть души, и у неё другое мироощущение, нежели у бесстрастного логического мышления.
Здесь надо будет кое-что сказать о магических свойствах поэзии. Ритм вообще завораживающ и часто действует на сознание и подсознание пленительно в буквальном смысле этого слова. Он, ритм, берёт наши души в плен своих волнующих образных коловращений и властно заставляет себе безропотно подчиняться. Не случайно поэзия с древнейших времён была тесно сопряжена с другой формой ритмики – с музыкой. Будучи соединёнными в одно целое, в песню, слово и музыка и раньше, и теперь собирали и собирают огромные толпы народа, и этот столпившийся в звуковом клокочущем море народ пропускает ритмизованные и усиленные музыкальным сопровождением слова через свои настроенные впасть в прострацию и жаждущие побурлить и поволноваться чувства, составляя на время этого совершенно магического действа практически одно целое. Создаётся сильное поле слившихся в волнах звукового ритма очень разнообразных человеческих душ. В этом, наверное, и есть главное назначение поэзии как таковой.
Искусство поэтического слова очень и очень многообразно. Оно подразделяется на роды, как-то: поэзия любовная, гражданская, философская, пейзажная, шуточная, детская и т.д. и т.п. Есть так называемая высокая поэзия, а есть, опять же так называемая, низкая. Техника самого стихосложения давно уже разобрана на виды и приёмы, и мы на этом останавливаться не будем, поскольку вся информация о поэтической технике ныне общедоступна. Отмечу лишь, что есть поэты-педанты, уделяющие стихотворческим правилам очень большое внимание, а есть поэты, которым на эти правила наплевать и которые пишут стихи не по жёсткой схеме-канве, а более по наитию, как бог на душу положит, полагаясь на собственное врождённое чувство ритма, а не на тренированнное умение рифмовать слова. То и другое направление хорошо дополняют друг друга, но практически в одинаковой степени способны помочь создать как скучные серые поделки, так и яркие запоминающиеся шедевры чувственной поэтической мысли. Всё дело тут, как впрочем и везде, в изначально заложенном в душу поэта таланте. Хотя несомненно подчеркнём, что даже самый красивый алмаз требует своей огранки, чтобы превратиться из крепкого светлого камня в сверкающий на свету бриллиант.
По логике вещей, если в нас существует неистребимая потребность периодически погружаться в будоражащее нас море ритмов, то также в нас должна существовать и врождённая способность эти ритмы создавать. Да, это так и есть, все мы в той или иной степени поэты, но способности к этому роду деятельности и уровень обученности плетению словес у нас очень и очень разные. В этом плане поэтические таланты ничем не отличаются от талантов, к примеру, математических или художественных, а также управленческих и торговых. Всё как везде, и поэтика одно из, а не нечто над. Не будем слишком задирать нос в гордыне чванства, если Господь Бог или Мать-Природа наделили кого-то из нашей братии этими своеобразными возможностями чуть богаче прочих, или даже богаче намного. Это вообще-то нормально. И совсем не сверхъестественно. Это весьма обыденное явление. Угу!
Что же касается разноообразия поэтического творчества у тех или других поэтов, то такое разнообразие приветствуется, но не является чем-то обязательным. Есть поэты, и поэты великие, которые предпочитали проявлять себя на стезе любовной поэзии или поэзии философской, а есть и те, кто отдавал предпочтение широкому развороту тем и направлений. И те и другие вносили и вносят свой вклад в копилку поэтического богатства, и это конечно же хорошо и даже прекрасно.
О графоманах. Это обидное для некоторых прозвище в наше время встречается очень часто. Вообще-то «графо» означает «писать», и графоман есть не что иное как просто пишущий человек. Это как например человек бегущий есть бегун вне зависимости от скорости передвижения, а игрок в карты есть картёжник пока он держит в руке карты и играет. По большому счёту графоманы или пишущие люди – это мы все, те, кто пишет прозу или стихи. Просто степень мастерства в деле писания у нас разная. Поэты могут быть уподоблены спортсменам: и среди тех, и среди других есть множество любителей и начинающих, немало разрядников, и весьма немного сыщется истинных мастеров своего нелёгкого дела, тем более мастеров великих и заслуженных. Но совершенствовать своё мастерство и постепенно подниматься по ступеням умения бегать ли, плавать, бороться или слагать стихи одинаково занимательно, увлекателно и невредно.
Может создасться впечатление, что интернэтовские поэты куда боле горды и необщительны, чем нэтовские прозаики. Они не слишком-то горят желанием писать рецензии прочим поэтам, за исключением тех случаев, когда они неформально объединены в некие виртуальные группы или микросообщества собратьев и сосестёр по духу, и хвалят прочих элементарно за то, за что эти прочие их тоже похваливают. С другой стороны, этих поэтов можно понять, ибо писать рецы прозою – это не клёво и даже может показаться унизительным для вдохновенного собеседника муз, а быстро и запросто изъясняться стихами не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. В оправдание виртуозов стиха можно заметить, что и ругаются они не в пример реже нудных и жёлчных прозофилов. Это и понятно – ругаться прозой есть дело привычное и банальное, а убедительно и эффектно ругаться стихами в состоянии лишь те, кто обладает чувством юмора, а это качество не у каждого имеется, надо сказать. Причём не просто юмора, а юмора с сатирическим уклоном, что есть способность ещё более не частая.
Как бы там оно ни было, а многие поэты считают себя, очевидно, натурами возвышенными над толпою приземлённых прозаиков, не умеющих создавать оды о любви и совершенно не обученных писать словесные этюды о пейзажных красотах родных краёв, а также малевать романтические вербальные зарисовки. Ну-ну. Это было бы несомненной правдой лишь в том случае, если бы «высоковибрационнные» вирши имели бы своё соответствие в «низковибрационной» бытийной среде. То есть если бы поэты следовали принципу: как пишу – так и живу. Но это не происходит практически никогда. Ибо жизнь есть жизнь, а виртуальный мир представлений и грёз – это нечто иное, совсем не обязательное для реального применения. Увы, как говорится.
И напоследок о загадочной сфере вдохновения. Откуда поэты черпают свои образы? Тут однозначного ответа нет, но всё-таки не стоит так уж отрываться от действительности и выдумывать муз, пегасов и парнасов. Всё гораздо проще и банальнее. Мы черпаем любую информацию – в том числе и поэтическую – из недр собственного очень мощного по объёму сознания. Которое теснейшим образом сопряжено с нашим полом, состоянием здоровья, национальностью, эпохой, в которой мы живём, а также типом нашего темперамента и разновидностью нашей психики по части интра-или экстравертности. Человеческий мозг – мощнейшая информационная структура мощностью в петабайты условных кирпичиков знания; это намного больше мощности любого компа, поэтому и наша творческая производителность бывает порой столь колоссальна.
Есть мнение, что эти наши природные суперкомпьютеры могут соединяться на уровне тонковибрационном, недоступном пока для научно-технических приборов, и таким образом наши сознания могут обмениваться инфой с другими людьми, улавливая нечто интересное для себя из общего инфополя. Это пока лишь гипотеза, но многие поэты искренне убеждены в действенности собственного настроя на это поле и обратной связи с ним на предмет получения оттуда нужного заряда образов и слов. Ещё более фантастична идея о возможной связи наших «Я» с уже умершими людьми (а возможно даже и с кем-то другим, чем люди – с богами и демонами метафизического бытия), но это предположение ещё более непроверено, чем предыдущее. Хотя. заказать произведение на заданную тему вполне возможно, сам так делал не раз. Нужно только очень захотеть сочинить стихо и попросить мысленно (можно и без слов, лишь намерением) это виртуальное Нечто прислать в наш мозг кое-что такое-этакое. И о чудо! – очень часто нужное стихотворение через некоторое время словно бы постучится в ворота нашего разума и попросится на постой. Ну а наше дело телячье – поскорее принять иносферного гостя и найти ему почётное местечко в файле нашего творчества.
И наконец, самое-самое последнее. О позитивусе творчества. Да, оно, творчество, просто обязано быть положительным. То есть шире и глубже нашей конкретной ограниченной жизни. Многие этим правилом пренебрегают и пишут, пардон за выражение, чёрт те что. Они транслируют в мир путём вибраций ритмического слова массу отрицательных паршивых образов, очевидно, злясь на весь мир, что он их как-то обидел, и на то, что их жизнь складывается не совсем удачно, и вообще ей скоро настанет кердык. Товрищи пессимисты – это в вас ноет и ревёт собственное эго. Ага, оно самое. Не стоит ему так уж безвольно подчиняться и выполнять его взбалмошные приказы. Оно дуро, если выражаться в среднем роде! Оно не понимает главного – того, что все наши словеса и все наши образы есть вовсе не наше собственное имущество. Нет – это общий кладезь нашего народа, а если шире – всего человечества, из которого, кладезя то есть, мы и почерпнули чуточек инфы для собственного довольно короткого бытия на этом противоречивом и загадочном свете. Так скажем спасибо этой великолепной возможности побарахтаться в волнах трёхмерности, подраться тут с демонами, позадираться с превратностями бытия, порадоваться и попечаловаться разным удачам и невзгодам – и полюбить этот прекрасный и грозный мир как часть чего-то более ёмкого и величественного, что нам ещё предстоит узнать в путешествии нашей души по океанам вечности! Ура!
от 24 февраля 2021
[Скрыть] Регистрационный номер 0489710 выдан для произведения:
Бред ли волшебный мы в ритм запакуем гремящий,
Иль гной нарыва душевного выплеснем с болью щемящей,
Критикой врежем по морде беспутного мира,
Иль развлечёмся слегка – всё то будет поэзии лира!
Поэзия – это загадка. Хотя вообще-то. она есть сильно ритмизованная проза. Ведь в прозе тоже имеется некий скрытый ритм, и чем прозаическое произведение более художественно, тем эта ритмичность в нём явственнее. Однако в поэзии ритм – это та необходимая форма, в которую поэты заливают то или иное смысловое содержание. Спор о главенстве двух начал, формы и содержания, не утих и по сию пору. И несмотря на то, что обыкновенный или даже банальный здравый смысл подсказывает нам, что и то и другое обязаны находиться в равновесии относительно друг друга, чтобы ни одна из стоставляющих рождённого в потугах творчества стиха не перетягивала другую составляющую, это бывает далеко не всегда. Лишь в идеале существует гармония, а в реальности что-то обязательно перетягивает и нередко перетягивает ещё как.
Люди с логическим строем ума как правило предпочитают поэзию строгую и простую, с чётким и ясным информационным зарядом. Люди же с преобладанием эмоциональности над суровым рассудком имеют выраженную тягу к сложным построениям бурной и мятущейся игры чувств, к рифме витиеватой, спонтанной, запутанной и заковыристой.
По большому счёту, мы вроде как должны признать главенство поэтов-логиков над поэтами-интуитами, поскольку суть слов – это в первую очередь запечатанное в них знание, оно же информация. Ведь если к нам подойдёт некто и спросит, как пройти в библиотеку, то ему будет всё равно, с какой степенью ритмизации или вовсе без оной мы ему ответим; главное, чтобы ответ наш был ему понятен и давал ему верное указание пути следования к означенной цели. С таким приземлённым взглядом на суть поэзии трудно спорить, но этот взгляд точно не всеобъемлющ. Ибо чувственную область нашей души-психики одной лишь голой логикой не проймёшь. Чувственность – это более древняя часть души, и у неё другое мироощущение, нежели у бесстрастного логического мышления.
Здесь надо будет кое-что сказать о магических свойствах поэзии. Ритм вообще завораживающ и часто действует на сознание и подсознание пленительно в буквальном смысле этого слова. Он, ритм, берёт наши души в плен своих волнующих образных коловращений и властно заставляет себе безропотно подчиняться. Не случайно поэзия с древнейших времён была тесно сопряжена с другой формой ритмики – с музыкой. Будучи соединёнными в одно целое, в песню, слово и музыка и раньше, и теперь собирали и собирают огромные толпы народа, и этот столпившийся в звуковом клокочущем море народ пропускает ритмизованные и усиленные музыкальным сопровождением слова через свои настроенные впасть в прострацию и жаждущие побурлить и поволноваться чувства, составляя на время этого совершенно магического действа практически одно целое. Создаётся сильное поле слившихся в волнах звукового ритма очень разнообразных человеческих душ. В этом, наверное, и есть главное назначение поэзии как таковой.
Искусство поэтического слова очень и очень многообразно. Оно подразделяется на роды, как-то: поэзия любовная, гражданская, философская, пейзажная, шуточная, детская и т.д. и т.п. Есть так называемая высокая поэзия, а есть, опять же так называемая, низкая. Техника самого стихосложения давно уже разобрана на виды и приёмы, и мы на этом останавливаться не будем, поскольку вся информация о поэтической технике ныне общедоступна. Отмечу лишь, что есть поэты-педанты, уделяющие стихотворческим правилам очень большое внимание, а есть поэты, которым на эти правила наплевать и которые пишут стихи не по жёсткой схеме-канве, а более по наитию, как бог на душу положит, полагаясь на собственное врождённое чувство ритма, а не на тренированнное умение рифмовать слова. То и другое направление хорошо дополняют друг друга, но практически в одинаковой степени способны помочь создать как скучные серые поделки, так и яркие запоминающиеся шедевры чувственной поэтической мысли. Всё дело тут, как впрочем и везде, в изначально заложенном в душу поэта таланте. Хотя несомненно подчеркнём, что даже самый красивый алмаз требует своей огранки, чтобы превратиться из крепкого светлого камня в сверкающий на свету бриллиант.
По логике вещей, если в нас существует неистребимая потребность периодически погружаться в будоражащее нас море ритмов, то также в нас должна существовать и врождённая способность эти ритмы создавать. Да, это так и есть, все мы в той или иной степени поэты, но способности к этому роду деятельности и уровень обученности плетению словес у нас очень и очень разные. В этом плане поэтические таланты ничем не отличаются от талантов, к примеру, математических или художественных, а также управленческих и торговых. Всё как везде, и поэтика одно из, а не нечто над. Не будем слишком задирать нос в гордыне чванства, если Господь Бог или Мать-Природа наделили кого-то из нашей братии этими своеобразными возможностями чуть богаче прочих, или даже богаче намного. Это вообще-то нормально. И совсем не сверхъестественно. Это весьма обыденное явление. Угу!
Что же касается разноообразия поэтического творчества у тех или других поэтов, то такое разнообразие приветствуется, но не является чем-то обязательным. Есть поэты, и поэты великие, которые предпочитали проявлять себя на стезе любовной поэзии или поэзии философской, а есть и те, кто отдавал предпочтение широкому развороту тем и направлений. И те и другие вносили и вносят свой вклад в копилку поэтического богатства, и это конечно же хорошо и даже прекрасно.
О графоманах. Это обидное для некоторых прозвище в наше время встречается очень часто. Вообще-то «графо» означает «писать», и графоман есть не что иное как просто пишущий человек. Это как например человек бегущий есть бегун вне зависимости от скорости передвижения, а игрок в карты есть картёжник пока он держит в руке карты и играет. По большому счёту графоманы или пишущие люди – это мы все, те, кто пишет прозу или стихи. Просто степень мастерства в деле писания у нас разная. Поэты могут быть уподоблены спортсменам: и среди тех, и среди других есть множество любителей и начинающих, немало разрядников, и весьма немного сыщется истинных мастеров своего нелёгкого дела, тем более мастеров великих и заслуженных. Но совершенствовать своё мастерство и постепенно подниматься по ступеням умения бегать ли, плавать, бороться или слагать стихи одинаково занимательно, увлекателно и невредно.
Может создасться впечатление, что интернэтовские поэты куда боле горды и необщительны, чем нэтовские прозаики. Они не слишком-то горят желанием писать рецензии прочим поэтам, за исключением тех случаев, когда они неформально объединены в некие виртуальные группы или микросообщества собратьев и сосестёр по духу, и хвалят прочих элементарно за то, за что эти прочие их тоже похваливают. С другой стороны, этих поэтов можно понять, ибо писать рецы прозою – это не клёво и даже может показаться унизительным для вдохновенного собеседника муз, а быстро и запросто изъясняться стихами не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. В оправдание виртуозов стиха можно заметить, что и ругаются они не в пример реже нудных и жёлчных прозофилов. Это и понятно – ругаться прозой есть дело привычное и банальное, а убедительно и эффектно ругаться стихами в состоянии лишь те, кто обладает чувством юмора, а это качество не у каждого имеется, надо сказать. Причём не просто юмора, а юмора с сатирическим уклоном, что есть способность ещё более не частая.
Как бы там оно ни было, а многие поэты считают себя, очевидно, натурами возвышенными над толпою приземлённых прозаиков, не умеющих создавать оды о любви и совершенно не обученных писать словесные этюды о пейзажных красотах родных краёв, а также малевать романтические вербальные зарисовки. Ну-ну. Это было бы несомненной правдой лишь в том случае, если бы «высоковибрационнные» вирши имели бы своё соответствие в «низковибрационной» бытийной среде. То есть если бы поэты следовали принципу: как пишу – так и живу. Но это не происходит практически никогда. Ибо жизнь есть жизнь, а виртуальный мир представлений и грёз – это нечто иное, совсем не обязательное для реального применения. Увы, как говорится.
И напоследок о загадочной сфере вдохновения. Откуда поэты черпают свои образы? Тут однозначного ответа нет, но всё-таки не стоит так уж отрываться от действительности и выдумывать муз, пегасов и парнасов. Всё гораздо проще и банальнее. Мы черпаем любую информацию – в том числе и поэтическую – из недр собственного очень мощного по объёму сознания. Которое теснейшим образом сопряжено с нашим полом, состоянием здоровья, национальностью, эпохой, в которой мы живём, а также типом нашего темперамента и разновидностью нашей психики по части интра-или экстравертности. Человеческий мозг – мощнейшая информационная структура мощностью в петабайты условных кирпичиков знания; это намного больше мощности любого компа, поэтому и наша творческая производителность бывает порой столь колоссальна.
Есть мнение, что эти наши природные суперкомпьютеры могут соединяться на уровне тонковибрационном, недоступном пока для научно-технических приборов, и таким образом наши сознания могут обмениваться инфой с другими людьми, улавливая нечто интересное для себя из общего инфополя. Это пока лишь гипотеза, но многие поэты искренне убеждены в действенности собственного настроя на это поле и обратной связи с ним на предмет получения оттуда нужного заряда образов и слов. Ещё более фантастична идея о возможной связи наших «Я» с уже умершими людьми (а возможно даже и с кем-то другим, чем люди – с богами и демонами метафизического бытия), но это предположение ещё более непроверено, чем предыдущее. Хотя. заказать произведение на заданную тему вполне возможно, сам так делал не раз. Нужно только очень захотеть сочинить стихо и попросить мысленно (можно и без слов, лишь намерением) это виртуальное Нечто прислать в наш мозг кое-что такое-этакое. И о чудо! – очень часто нужное стихотворение через некоторое время словно бы постучится в ворота нашего разума и попросится на постой. Ну а наше дело телячье – поскорее принять иносферного гостя и найти ему почётное местечко в файле нашего творчества.
И наконец, самое-самое последнее. О позитивусе творчества. Да, оно, творчество, просто обязано быть положительным. То есть шире и глубже нашей конкретной ограниченной жизни. Многие этим правилом пренебрегают и пишут, пардон за выражение, чёрт те что. Они транслируют в мир путём вибраций ритмического слова массу отрицательных паршивых образов, очевидно, злясь на весь мир, что он их как-то обидел, и на то, что их жизнь складывается не совсем удачно, и вообще ей скоро настанет кердык. Товрищи пессимисты – это в вас ноет и ревёт собственное эго. Ага, оно самое. Не стоит ему так уж безвольно подчиняться и выполнять его взбалмошные приказы. Оно дуро, если выражаться в среднем роде! Оно не понимает главного – того, что все наши словеса и все наши образы есть вовсе не наше собственное имущество. Нет – это общий кладезь нашего народа, а если шире – всего человечества, из которого, кладезя то есть, мы и почерпнули чуточек инфы для собственного довольно короткого бытия на этом противоречивом и загадочном свете. Так скажем спасибо этой великолепной возможности побарахтаться в волнах трёхмерности, подраться тут с демонами, позадираться с превратностями бытия, порадоваться и попечаловаться разным удачам и невзгодам – и полюбить этот прекрасный и грозный мир как часть чего-то более ёмкого и величественного, что нам ещё предстоит узнать в путешествии нашей души по океанам вечности! Ура!