Что важнее вуз или специальность
Получать ли высшее образование?
Вокруг высшего образования ведутся постоянные споры. Кто-то считает, что без него никуда, другие уверены, что обучение в вузе – пустая трата времени. Так кто же прав? Давайте разбираться вместе.
Не спешите с выбором профессии, делайте осознанный выбор
Преимущества и недостатки высшего образования
У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:
К недостаткам можно отнести:
Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности
Профессии, которые требуют наличия высшего образования
Существуют сферы деятельности, где без высшего образования никак не обойтись. Мы составили список профессий, которые можно получить только в вузе:
Профессии, для которых достаточно СПО
В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:
В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».
После колледжа вы сможете сразу приступить к работе
Профессии, которые не требуют специального образования
Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно или на специальных курсах. А для некоторых и вовсе достаточно иметь минимальные навыки и физическую выносливость. Вот список самых популярных профессий:
Все эти специальности востребованы на рынке труда, но вас ждет большая конкуренция. Чтобы достичь успеха, нужно все время совершенствоваться.
Как принять верное решение?
Вот несколько советов и рекомендаций:
Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.
Что выбирать: вуз или профессию
Пандемия вносит коррективы в список специальностей, которые предпочитают выпускники школ
Неожиданно у страшекласников проснулся интерес к специальности «экология питания». Фото агентства «Москва»
Какую специальность выбрать – главный вопрос, который волнует вчерашних школьников и их родителей сегодня. А если. никакую? Часть вузов продолжает курс на общий бакалавриат. И многие родители опасаются второсортности подобного вида образования.
Предложения и предположения экспертов, которые еще недавно считались крамольными, находят свое воплощение сегодня. Если несколько лет назад родители готовы были бросить все ресурсы на осуществление мечты сына-троечника – «хочу быть юристом» – и несли документы в вуз, возникший на базе местного ПТУ, то теперь пришло прозрение: выбирать надо более осознанно.
Бакалавриат, кстати, тоже появился как следствие растущего спроса на высшее образование. А оно, при всем оптимизме властей, никак не может быть массовым. Просто по той причине, что не все могут тянуть лямку студента. Но оно же играет и важную социальную функцию. И значит, играть в поддавки с населением все-таки нужно. Вот и взяли на вооружение давно применяемую на Западе систему – бакалавриат. Вроде и высшее образование, но одновременно и только первая ступень в мир науки. Хочешь по-настоящему «высшее» – поступай в магистратуру, аспирантуру и т.д.
Правда, дело в том, что обычный прикладной бакалавриат, как и ранее специалитет, готовит к профессии. Если с профессией учителя начальных классов еще как-то все понятно, то с другими ситуация намного сложнее. То, чему учили ранее, быстро теряет актуальность. И вот тут приходит на помощь общий бакалавриат. Сейчас еще стало модным вуалировать его под видом приема на «укрупненные группы специальностей».
Общий бакалавриат (название не утвержденное, просто наиболее часто употребляемое и более понятное), как считает эксперт из НИУ «Высшая школа экономики» Виктор Болотов, будет набирать обороты. Он может быть техническим, гуманитарным, инженерным и так далее. Он не готовит под конкретные рабочие места. Чтобы работать по выбранной специальности, человеку необходимо будет потом пройти соответствующую подготовку отдельно. Уже на рабочем месте или в специальных центрах переподготовки. По крайней мере, вузы, выбирающие такой путь, действуют честно. И не обещают выпускнику манну небесную.
Но для ведущих классических университетов любой бакалавриат – это всего лишь ступень к большому академическому знанию. Может, поэтому сегодня все настойчивей звучит предложение ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего вернуть специалитет.
Рассмотрим более «приземленные» предложения по выбору профессий. Сначала от официальных лиц. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков предполагает, что у абитуриентов этого года может быть повышенный интерес к медицинским направлениям подготовки, к IT-сфере. Но продолжает работать и классическая формула – юристы плюс экономисты.
Прогноз министра подтверждают и данные масштабного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос был проведен 7–11 июня среди 1600 респондентов из родителей выпускников средних школ в этом году. Опрос проводился в 282 населенных пунктах во всех федеральных округах. Самая популярная профессия – врач и медсестра. Выпускники 2020 года выбирают также профессии: программист, специалист в сфере IT (6%), юрист (6%), экономист (5%), учитель или педагог (5%), инженер (5%), а также строитель (3%) и военный (3%).
По окончании школы в этом году 43% россиян посоветовали бы детям своих друзей пойти учиться в вуз. Порекомендовали бы пойти в колледж, техникум или ПТУ 14% наших соотечественников. Каждый третий считает, что это не имеет особого значения (30%), а практически каждый десятый полагает, что ребенок должен сам решить (8%). Ситуация довольно любопытная. Пандемический кризис заставил россиян пересмотреть ценность высшего образования.
О чем говорят ректоры местных вузов? В лидерах – гуманитарные и экономические направления. Возрос интерес к IT-сфере. Интересны стали направления, появившиеся за последние несколько лет: программная инженерия, медицинская химия, медицинская физика, наноинженерия, медиакоммуникации.
Те, кто выбирал себе вуз четыре года назад, и предположить не мог, что грянет пандемия, которая изменит планы и настроения населения страны. Теперь многие предпочли бы выбрать профессии, которые точно обеспечивали бы занятость. Кстати, одними из первых сводок, пришедших с абитуриентских полей, стали сообщения о наплыве абитуриентов в военные вузы в регионах страны. Причем туда охотно идут и девушки.
Далее, ориентируясь на будущее, нынешние выпускники вузов обратили бы свой взор непременно на возможность работать по приобретенной специальности удаленно. Как прогнозируют эксперты, заинтересованность в удаленке останется еще на неопределенное время. Такой позиции придерживаются 42% россиян, принявших участие в опросе ВЦИОМ.
И все это опять же подводит к мысли об общем бакалавриате, который даст широкие знания и возможность постоянно переобучаться, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Как выбрать профессию и вуз
Главные ошибки при выборе профессии
Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.
«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».
Главные ошибки при выборе:
Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».
После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.
Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.
Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».
Выбор вуза: три важных принципа
1. Оцените шансы на успех
Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.
Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.
«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.
Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).
Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.
«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.
2. Выбирайте подходящий формат обучения
Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.
«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.
Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.
Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».
3. Прислушайтесь к себе
Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.
Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.
«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».
Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.
«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.
Что говорят исследования
Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.
«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.
Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.
Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».
Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.
Важные вопросы при выборе профессии:
Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:
Чек-лист по выбору вуза
Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.
Выбирай профессию, а не ВУЗ I. Откровенно про образование и тех, кто пытается его получать
Всем нам известна старая и надежная, как швейцарские часы, формула успеха: «окончить школу + поступить в ВУЗ + получить диплом + устроиться на работу = стать большим и уважаемым человеком с зарплатой до колен». Однако на деле эта формула работает не у всех и не всегда. Попытаемся понять, почему.
В первую очередь, хочу сразу сказать, что этот текст не про зарабатывание восемнадатилетками «триллиардов» в интернете и прочую, нацеленную на отчаявшихся любителей халявы, дичь. Точно также этот текст не о том, что образование – это никому ненужный невостребованный рынком анахронизм. Этот текст о том, что не в теории, а в реальной жизни есть учеба и профессия, работа и зарплата. И нацелен он на тех, кто еще только стоит перед выбором, на кого и куда поступать, и их родителей, которые по каким либо причинам уверены, что делать это надо не важно, как и куда, но обязательно с первого раза, после школы и на бюджет.
Прежде, чем перейти к основному, весьма не короткому тексту, обозначу, почему я уверен, что изложенные здесь мысли имеют право претендовать на истину. С 1986-го года своего рождения я, как и все читающие, учился в школе. Как большинство – в ВУЗе. Как очень многие – работал по найму. Причем, как в бюджетных, так и в частных организациях. Отслужил в армии. Однако помимо этого к сегодняшнему дню также успел отучиться в аспирантуре, где написал диссертацию, которую так и не стал защищать. Отдал 5 лет преподавательской деятельности в ВУЗе и параллельно еще столько же – в среднем профессиональном учебном заведении. И на сегодня уже 6 лет как являюсь собственником бизнеса, который, пусть и не приносит мне миллионы «зеленью», не позволяет ездить на «Майбахе» и не дает возможности по полгода отрываться на Мальдивах, тем не менее, позволяет достаточно неплохо жить. И потому я имею возможность не только просто описать жизнь со стороны ученика и учителя, работника и работодателя, но и поведать о тех самых ее «секретных» аспектах, о которых каждый из этих людей по отдельности вряд ли решился бы вам рассказывать.
Далее, чтобы не утомлять тех, кому под конец всего этот текст может показаться пустой тратой времени, вкратце опишу, какие вопросы и как мы будем здесь разбирать. Под заголовком «Про горькую правду и подмену поднятий» поговорим о том, откуда взялся этот выше обозначенный алгоритм, и почему в прежние времена вера в него была более обоснованной. А также определим, на кого выгодно, а на кого действительно стоит возлагать вину за все наши жизненные фейлы, связанные с высшим образованием и его низшей оценкой со стороны потенциального работодателя.
Под заголовком «ВУЗ и студенты» я расскажу о том, какие цели ставили при поступлении перед собой мы в 2003м, и какие цели чаще всего ставят сейчас. Опишу, как в среднем проходит процесс поглощения гранита науки и какова и при каких условиях в итоге может быть ценность полученных в институте знаний. А также о том, как и почему эйфория от предвкушения светлого будущего на первых курсах, через экватор с его кризисом сомнения в выборе и к диплому скатывается до апатии «защититься, забыть как страшный сон и договориться хотя бы к дяде Сереже на полставки»
Под заголовком «ВУЗ глазами преподавателя» будет реально жесткий рассказ о том, чем на самом деле занимаются преподаватели, какие установки им ставят, какие цели преследуются и почему на самом деле в университетах может не быть квалифицированных кадров. И наперед же сразу скажу— определенно не потому, что на эти зарплаты никто не идет.
Под заголовком «Жизнь глазами наемника» я расскажу, с какими трудностями приходилось сталкиваться, когда устраиваешься на работу, будучи еще студентом, а также уже с дипломом. Что на самом деле требуют руководители, и что из всего этого им можно гарантировать, а также на что можно рассчитывать самому.
Под заголовком «Жизнь глазами работодателя» опишу, что представляет собой тот дурдом, когда при огромном количестве потенциальных работников с образованием, порой проще брать детей чуть ли не сразу после школы и обучать самому. Просто потому, что наличие диплома чаще ровно на столько же не дает никаких гарантий об истиной квалификации выпускника, насколько повышает его самомнение и гонор в требовании дать все и сразу просто за возможность принять в штат.
ПРО ГОРЬКУЮ ПРАВДУ И ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ.
Начав этот текст с древней мудрости, гласящей о том, что чтобы в жизни чего-то добиться, нужно хорошо учиться в школе, поступить на бюджет и получить диплом, я хотел не поставить под сомнение эту теорию, а указать на то, что в такой «малость» усеченной трактовке она, действительно, не всегда на столько уж работоспособна. При этом же подчеркну, «не всегда» – не значит «вообще». Ибо друзей и просто знакомых, успешно окончивших ВУЗы и живущих на уровне, существенно выше средних показателей росстата по стране, в моем окружении вряд ли меньше тех, кто после таких же ВУЗов и, порой, даже тех же специальностей, в итоге не смогли найти себя ни в чем ином, кроме нытья о несправедливости жизни с высоты мамкиной шеи. Точно так же, как и число людей, решивших и вовсе забить на образование, чтобы в итоге посвятить себя акциям по «спасению» чего-либо от придуманных проблем за чувство собственной недооцененности, явно не превышает количество тех, кто и с одним средним или средне специальным образованием живет не хуже образованного менеджера среднего звена.
Жизнь любого среднестатистического человека с детства представляет собой одинаково прямой для всех маршрут, на котором в школе его должны подготовить к ЕГЭ, с которым его должны взять в универ, где ему должны дать диплом, с которым его должны взять на работу, на которой до пенсии ему должны платить высокую зарплату. Повторюсь, у кого-то эта схема реально работает. У кого-то – нет. Однако именно из-за непонимания того, как именно она работает, попытка ее реализации для многих все больше походит на участие в затяжной лотерее, при подведении итогов которой, если повезет, ты «на коне». А повезти то должно. Хотя бы просто потому, что, по словам мамы «ты тут самый умный и талантливый».
Рассуждать о том, хорошо это или нет – не цель данной статьи. Однако определенные тонкости в разнице между «бесплатным» образованием с распределением и без него есть, и именно на них и стоит обратить внимание. И самое важное здесь – это качество такого образования, метод его оценки и контроля, а также ответственность за него со стороны всех причастных.
Высокий уровень образования того периода можно объяснить просто. Единством цели этого образования. Когда стране нужен был специалист, человек хотел стать специалистом, государство давало средства на подготовку специалиста, а институт готовил именно специалиста. В этом случае, нуждающееся в специалисте предприятие, получавшее себе его готового, могло реально оценить его умения, а значит и качество образования, то есть степень соответствия диплома конкретного института, где готовили этого специалиста, актуальным предприятию критериям. Простая схема, в которой мы видим единую и непрерывную цепочку, по которой всегда можно отследить, кого и за какие заслуги чем наградить, или же куда наказать. То есть, осуществить тот самый контроль конечного качества. И ведь не поспоришь, что при наличии альтернативы «давать качественное образование и быть профессором» или «давать видимость образования и таскать урановые чурки на рудниках», руководство любого института было заинтересовано в самоконтроле и контроле своих преподавателей более чем.
Однако с отсутствием распределения сама суть этой схемы изменилась в корне. И равно как выше трактовки про «бесплатное» и «гарантированное», здесь бы я пояснил и пересмотрел и всю концепцию о том, кто кому и что на самом деле должен. И, как бы ни обидно,грубо и грустно это ни звучало, но теперь я хотел бы предложить всем читающим смириться с тем фактом, что ни вам, ни уж тем более вашим детям в реальности ни школа, ни ВУЗ, ни, особенно, работодатель вообще ничего не должны.
В схеме, в которой из единого длинного процесса каждый теперь участвует сам по себе, каждый и работает в интересах только себя. По факту. Школа как организация не должна давать ребенку актуальные знания для поступления в ВУЗ. Она должна отчитаться перед РАНО статистикой по ЕГЭ, чтобы на будущий год ей выделили часы под 10-11 классы, чтобы не пришлось сокращать учителей. И по-этому все эти последние 10 и 11 классы школьники занимаются не изучением материала, а вырабатыванием навыков эффективной расстановки галок в графах тестов с однотипными задачами и заданиями.
ВУЗ не должно давать студентам качественное образование. Оно должно показать соотношение выпустившихся к поступившим, чтобы на будущий год ему не порезали количество бюджетных мест. С которых можно, вообще не шевеля батонами, кормиться досыта, пока некомпетентные недо-преподы с «образванием», но без практического опыта, будут с листа читать студентам непонятные термины из утвержденной МинОбр’ом программы и отправлять их к интернету для «самостоятельного осмысления новых полезных знаний» и выполнению заданий исключительно для «ушататься к сессии».
При этом с работодателем все еще суровее. Он, если только не является бюджетной организацией, вообще никому ничего не должен. Ибо как единица бизнеса преследует одну единственную цель – получение прибыли. Что в буквальном смысле означает, что решение даже не о зарплате, а о самом вопросе «брать – не брать» вчерашнего студента в штат, он будет принимать не на основе наличия у того диплома, а по тому, какую выгоду потенциально он способен принести и с какими рисками. А о том, что «специалист» без опыта, но с «талантами», кроме проблем бизнесу ничего дать не может, разговор хоть и отдельный, но, уверен, многим понятный.
Так что, как бы ни печально звучало, но все же все эти баллы за ЕГЭ, корочки из универов и даже место в штате хотя бы даже с минималкой – это не обязанность государства, школы, ВУЗа или начальника вас ими обеспечить, а всего лишь производные сопутствующие от реализации ими собственных целей в преследовании исключительно своих интересов. И потому все их значения изначально всегда будут соответствовать не вашим высоким ожиданиям, а всего лишь их необходимым минимальным стандартам.
Однако этой схеме вот уже как почти 20 лет. И за все эти 20 лет кардинальных изменений в ней, кроме переименования специалитета в бакалавриат и сокращения минимальной обязательной программы с 5-и лет до 4х, от чего-то не происходит. И, разумеется, в этой части мы просто обязаны возложить вину за все на навязавший нам эту ересь с тестами госдеп, контролирующих его рептилоидов с Нибиру и лично Владимира Владимировича, так предательски и бессовестно допустившего все эти безобразия. Однако я предпочту пойти иным путем, и, не спрашивая ничьего позволения, пройдусь дорожным катком по обратной стороне этого явления – тем, кто идет «куда и Наташка из 11Б», и их родителям, обрекающим своих детей на «главное поступи, а там как-нибудь закончишь, и потом видно будет».
Вспоминая выше образование с распределением, мы вскользь упомянули о том, что абитуриент там, все же, хотел стать специалистом. То есть, решение его о поступлении было осознанным и преследовало цель получить специальность, чтобы в последующем иметь возможность использовать добытые знания для выполнения конкретной работы, требующей ответственности много большей, чем мог на себя взять выпускник школы или ПТУ. Которые тогда, точно также, как и сейчас, тоже имели право работать сразу без «вышки», пусть и на более низких должностях. Чего, собственно, не стеснялись, потому что работать в те времена в принципе и не важно кем – было делом уважаемым и благородным. В отличие, опять же, от сейчас.
Нынешние же, наши, поколения, имеют уже иные трактовки, приоритеты и стандарты относительно этой жизни. Если подумать, то за последние годы можно мало вспомнить людей, которые шли не за дипломом, а за профессией, чтобы после идти именно работать, а не получать зарплату. И да, неделимые ранее понятия в современном мире давно уже наделены определенными автономными свойствами.
Поступить в ВУЗ сегодня в 9и случаях из 10и – это не осознанная необходимость, а больше дань моде, стадное чувство, попытка угодить родителям или же тупо сбежать от них в общагу, а то и все сразу. Но явно не «хочу быть биотехнологом, потому что эта профессиия по прогнозам ведущих специалистов сохранит свою значимость в ближайшие 30 лет, не может в течение этого времени быть замещена робототехникой или ИИ, а в списке государственных программ развития занимает по значимости второе место и ожидаемые инвестиции в отрасли в ближайшие 10 лет составят 150 трлн. рублей» (откровенно вообще без понятия про саму биологию и биотехнологию, так что можно не гуглить. Условный пример просто для донести суть).
Отсюда же растет и понимание принципа определения будущего образования: Питер, потому-что модно, Москва, потому-что престижно, а если нет, то не далее двух кварталов от дома; проходной бал, чтоб не напрягаться по предметам, которые сами по себе не напрягают; бюджет, потому что не хочу платить за то, в чем не уверен, что вообще понадобится, и при этом же отсрочка от армии, потому что «не помню, чтоб я у Родины что-то занимал, чтоб теперь ей какие-то долги отдавать».
В сухом остатке теперь мы видим, что с современным российским образованием все логично. Его нет. Тупо потому, что оно почти никому не нужно, ибо весь тот треш, который творится в нем со стороны абсолютно всех его участников, не смотря на все стоны и жалобы, в действительности всех вполне себе удовлетворяет.
— ВУЗы, принимающие за государственные деньги в свои пенаты свежую кровь, грузят ее бесполезной, не имеющей реальной практической ценности, но сложно и красиво звучащей с трибун кафедр, туфтой. Чтобы по прошествии 4х лет объявить об успешном завершении очередного «важного» этапа в жизни, затем попытаться завлечь к себе еще на 2 года в магистратуру, а если не пойдут или, не дай Бог, еще и претензии предъявят, свалить все на сложные и бесполезные стандарты и острый дефицит зарплат для квалифицированных кадров.
— Студенты получают просто заветный диплом с какими-то таблицами, в которых что-то про дисциплины, о половине которых они, возможно, даже не слышали, и практических часах на предприятиях, на которые они даже не ездили, но которые чисто для галочки можно показать маме, потом попробовать всунуть на работе, а на вопрос о реальном опыте ответить «когда? Я ж на дневном учился».
— Школы, которые 11 лет выполняли план для первых по минимальной подготовке вторых так, чтобы вписаться в собственные же рамки статистики, а на вопрос о том, почему, все же, в итоге все так печально, заводить пластинку о том, что нынешнее хамское поколение давно уже «не торт», и что всему виной интернет, компьютерные игры и высокомерие родителей, отрицающих очевидные провалы в воспитании собственных детей. И пусть даже в каждой из высказанных у каждого отговорок можно найти немалую долю истины, основная суть все рано остается неизменной: не смотря ни на что, в реальности всех все устраивает.
Пожалуй, единственные, кто здесь действительно в проигрыше – это бизнес, практически не имеющий возможности взять к себе готового спеца, выращенного на свои налоги, без необходимости его дальнейшего «апгрейта» снова за свои же деньги.
Швырять с этих слов мышкой в стену в проклятиях к ничего не смыслящему в жизни автору, чтобы и дальше плакать о том, что уникальность вашу или вашего ребенка никто не понимает, или же принять эту информацию как факт и на основе ее попытаться сделать что-то, что позволит одинаковой для всех системе работать именно так, как это нужно вам – ваш выбор. Я же просто еще раз повторю: описанные выше проблемы есть, однако не смотря на это, получить необходимые опыт и знания, чтобы в итоге оказаться востребованным на самых разных рынках труда – можно. Но для этого надо точно знать, чего хочешь, и понимать, как этого добиваться. К чему мы шаг за шагом будет пробираться далее.