Что важнее выручка или прибыль

Выручка и прибыль: в чем разница?

Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Лариса Баневич

Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»

Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов

Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.

Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.

Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.

Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.

Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.

Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.

Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.

Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Является ли счет-фактура первичным документом?

Счет-фактура не является первичным учетным документом. Но требовать его обязательно, если вы работаете на ОСН и хотите заявить вычет НДС.

Как ИП оформить больничный на себя?

Заранее зарегистрироваться в ФСС и платить взносы. А при болезни оформить больничный лист и сдать документы в ФСС

Что является налоговой тайной?

Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены налоговой и другими госорганами

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Что подразумевается под выручкой предприятия

Выручка является ключевым понятием в бизнесе. Это показатель деятельности любого предприятия. Для его определения требуется произвести ряд расчетов. Многие путают выручку с прибылью. Однако это разные понятия.

Понятие выручки простыми словами

Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени. Раньше выручка считалась разновидностью прибыли. Однако сейчас данный вопрос оспаривается множеством специалистов.

ВАЖНО! От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия. Если этих средств очень мало, организация считается убыточной.

Для чего нужен расчет выручки?

Подобный показатель является важнейшим понятием в деятельности компании. Расчет его проводится для следующих целей:

Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Но данная информация может запрашиваться и деловыми партнерами, и кредиторами, и инвесторами.

Функции выручки

Главная функция выручки – компенсация расходов, средств, которые были затрачены на закупку товаров или на их производство. Финансовые средства, полученные от деятельности предприятия, поступают на счета. Своевременные переводы обеспечивают:

Обычно выручка тратится на следующие цели:

То есть, средства обычно вкладываются в развитие бизнеса и поддержание его жизнеспособности.

Поступление выручки с задержками ведет к негативным эффектам:

Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное получение выручки. Без регулярного и своевременного поступления средств бизнес не может существовать.

Что может входить в состав выручки?

В состав рассматриваемого показателя входят:

То есть, выручка учитывает полную цену проданной продукции.

Источниками выручки является:

Перечень источников зависит от конкретной компании и ее рода деятельности.

Пример расчета

Магазин продает стиральные машины по стоимости 5 000 рублей. За месяц было реализовано 100 стиральных машин. Стоимость бытовой техники умножается на количество единиц проданного товара. То есть, выручка магазина составит 500 000 рублей в месяц.

Размер выручки необходимо указать в бухгалтерском учете. Прописывается данный показатель в строфе 2110 «Выручка».

ВАЖНО! Выручка облагается налогом, а потому из этого значения необходимо вычесть налоговые отчисления.

Чем выручка отличается от прибыли?

Выручка представляет собой совокупность средств, полученных от деятельности. Расходы предприятия данное значение не учитывает. Прибыль – это разница между выручкой и расходами. Под расходами понимаются затраты на обеспечение деятельности предприятия. Рассмотрим все отличия:

Прибыль и выручка значительно отличаются между собой по ключевому ряду признаков.

Пример

Компания занимается продажей телефонов по 1 000 рублей. В месяц удается продать 500 телефонов. Выручка составляет 500 000 рублей. Та же компания тратит на свою деятельность определенные средства. Они уходят на оплату аренды помещения. В месяц арендные отчисления составляют 50 000 рублей. Также компании приходится выплачивать зарплату своим сотрудникам. В совокупности, заработная плата будет составлять 100 000 рублей.

Требуется, во-первых, сложить все расходы. Они составят 150 000 рублей. Из выручки вычитаются все расходы. Прибыль составит 350 000 рублей.

Может ли выручка принимать отрицательные значения?

Выручка может быть или нулевой, или положительной. Если все доходы предприятия отсутствуют, значение будет нулевой. Это свидетельствует о том, что компания не занимается никакой деятельностью. Связана данная особенность с тем, что из выручки ничего не вычитается. Если она отсутствует полностью, значит в компанию не поступает вообще никаких средств.

К СВЕДЕНИЮ! А вот прибыль может быть отрицательной. К примеру, компания продала товар на сумму 10 000 рублей, а стоимость аренды офиса составляет 20 000 рублей. В данном случае организация уйдет в минус на 10 000 рублей.

Выручка – важное понятие при ведении бизнеса. Позволяет определить все доходы предприятия. Дает представление о спросе на продукцию или услуги, стабильности работы. На основании ее устанавливаются цены на товар, определяется их тираж. Отличается от прибыли тем, что из рассматриваемого показателя ничего не вычитается. Обычно средства из полученной выручки идут на нужды бизнеса и обеспечение его бесперебойной работы.

Источник

Выручка, прибыль, доход и EBITDA / Анализ отчетности и оценка бизнеса

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

такие как: выручка, доход и чистая прибыль. Как анализировать финансовую отчетность компаний, чтобы провести оценку бизнеса и выбрать недооцененные акции в свой инвестиционный портфель? В статье пройдемся по основным финансовым показателям из отчетности компаний: выручка, доход, чистая и операционная прибыль, EBIT и EBITDA.

Что такое выручка?

Это сумма, которая получена компанией от продажи товаров и предоставления услуг. Важно помнить, что выручка не является отображением реальной эффективности фирмы. Поскольку организация без проблем может считаться убыточной, но выручка присутствует. Зачем выручка нужна с точки оценки бизнеса? Показатель показывает, какой процент фирма занимает на рынке. Рассчитать это можно, если известен объем продаж определенной сферы за временной интервал, который нужно сравнить с общим объемом выручки фирмы.

Доход − это…

Это все денежные вложения на балансе фирмы, не только от базовой отрасли деятельности. Выручка − это запланированный показатель, который также рассчитывается, доход − это внезапные поступления. Доход может включать в себя профит от вложений, депозитов в банке, фин. инструментов, и даже от штрафных санкций, пени. Если встречается ситуация, что поставщик не исполнил условия контракта, он выплачивает штраф и пению, тем самым фирма получает прибыль не прогнозируемую.

Относительно выручки, отлично, если фирма за конкретный временной интервал смогла показать отличный результат и продала достаточно товаров. Учтите, что большая часть вырученных средств фирма не оставляет на своих счетах. Не забываем про расходы.

Расходы − это…

Существует три группы расходов, которые присутствуют внутри каждой организации:

Когда мы вычитаем с выручки три группы расходов, перед нами формируется показатель операционной прибыли

Это базовый профит организации, из суммы фирмы выплачивает платежи по кредитам, налогам. Оценку стоимости бизнеса без выше представленных показателей представить нельзя.

Существует два показателя, о которых следует также поговорить более подробно.

Относительно операционной прибыли, именно с этой суммы осуществляется оплата прописанных обязательств организацией по заемам и налоговой ставке. В случае, если фирма получила уже чистый профит, и именно на чистую прибыль ориентируется акционеры (миноритарии), тогда выбираем акции под дивиденды. Поскольку дивиденды организация выплачивает, как раз отталкиваясь от чистого профита.

Выручка − это показатель, насколько успешна фирма на рынке. Когда показатель растет − это говорит о том, что организация развивается. При этом, данный показатель может увеличиваться из-за двух причин:

Когда показатель выручки фирмы стабильно снижается, на такую организацию инвесторы не обращают внимание. Безусловно, любая компания может прибегнуть к заемным средствам, но этот инструмент действует не долго, и крайне сложно выживать на протяжении длительного временного интервала с помощью кредитов.

Так что выручка − это один из базовых элементов, который способствует нормальному функционированию фирмы. Бывали случаи, у организации имеется выручка, но операционного профита нет, получается что компания операционно убыточная. Это говорит о том, что деньги получаемые фирмой за продаваемые товары/услуги не способны в достаточное мере обеспечить максимальное функционирование организации.

Как вариант рассмотрим ситуацию: фирма имеет операционный профит, что является не показателем для появления чистой прибыли. Поскольку есть вероятность наличия высоких процентных ставок по заему, налоговым вычетам. Исходя из этого, фирма скорей всего получит в результате чистый профит.

Порой отсутствие чистого заработка − это бумажный эффект. Суть рассмотрим на примере, это может быть взаимосвязано с переносом платежей по налоговой на другой срок.

Отличным знаком финансовой стабильности организации считается, когда операционный профит составляет весомую часть от выручки. Для наглядности: ОП около 5-10% от прибыли, это говорит о том, что фирма старается балансировать между самоокупаемостью и снизить вероятность попадания в список убыточных фирм. Методы оценки бизнеса разные, но задача любого инвестора грамотно оценить главные финансовые показатели компании. Важно самостоятельно разобраться с особенностями этих показателей.

Перспективы организации

Инвесторы, часто обращают внимание на перспективы развития фирмы, чаще всего ставка сделана на выручку и ОП (операционная прибыль). Для акционеров все же базовым показателем является чистый профит фирмы, поскольку это влияет на то как будет осуществляться выплата по дивидендам. Несмотря на этот фактор, нужно отметить, что часть фирм выплачивают проценты, даже когда за прошлый срок был показан убыток. Такой пример является больше исключением, нежели стабильной практикой.

Более того, фирма не обязуется весь чистый заработок направлять на выплаты акционерам. Для примера, Газпром за 2018 год на выплату по дивидендам направил около 27% от чистого заработка, притом, что правительство требовало от государственных организацией выплачивать минимум 50% от чистого профита в качестве дивидендов. В чем заинтересованность государства? Все просто, от этого поступают вложения в бюджет страны, поскольку государство − это базовый акционер всех крупных отечественных организаций.

Запомните, что отличие между чистым заработком и суммой направляемой на выплаты дивидендов − это нераспределенная прибыль. Фирма реинвестирует ее, проще говоря, направляет на собственное развитие бизнеса. Относительно направленности данных средств и суммы на выплаты по дивидендам берет на себя собрание акционеров.

Когда у фирмы размер чистого профита находится в отрицательном показателе, налог на прибыль не выплачивается.

Источник

Больше не спутаете: чем отличается выручка от прибыли

Понятия «выручка» и «прибыль» фигурируют в статьях, подкастах и видеороликах про финансы. Их смысл похож – это что-то, связанное с доходом, но в чем тогда разница? Рассмотрим различия на гипотетических примерах, чтобы разобраться раз и навсегда.

Что такое выручка

Кофейня «Брауни» в воскресенье продала напитки и десерты на 100 тысяч рублей, а в понедельник – на 80 тысяч. 180 тысяч рублей и есть выручка компании – то есть все, что она заработала благодаря основной деятельности.

Кроме выручки есть еще и доход – этот термин более широкий и включает в себя деньги не только за продажу основных товаров и услуг, но и суммы, полученные из других источников.

Например, «Брауни» может получать деньги не только с реализации напитков и десертов, но и с аренды помещения, оборудования или мебели; с благотворительности или даже с выигранного дела в суде.

Значит, когда вы получаете деньги от целевых товаров и услуг – это выручка. А когда суммируете их со всем дополнительным заработком – это доход. Доход может быть равен выручке, а может оказаться и больше нее.

Выручка у компании может быть всегда – главное, чтобы были продажи. А вот ситуация со вторым обстоит иначе.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Что такое прибыль

Сентябрь выдался для кофейни «Брауни» успешным, доход компании составил 2 млн рублей.

Из этих денег управляющий отдал 1 млн рублей на:

После чего у кофейни осталось:

2 000 000 – 1 000 000 = 1 000 000 рублей.

Этот миллион и есть прибыль компании – то есть то, что осталось после расходов. И это самый важный показатель для любого бизнеса.

Виды прибыли

В бухучете используются разные виды прибыли. Четыре из них показывают результаты деятельности компании на разных этапах. Предлагаем рассмотреть их подробнее.

Например, для кофейни это может быть:

Если в октябре доход «Брауни» составил 1,5 миллиона рублей, а себестоимость – 600 тысяч рублей, то валовая прибыль для кофейни в этом месяце: 1 500 000 – 600 000 = 900 000 рублей.

Для кофейни это могут быть:

Если в октябре операционные расходы были только на зарплату флористу – 50 тысяч рублей, – значит, операционная прибыль кофейни составит: 900 000 – 50 000 = 850 000 рублей.

То есть из доходов, помимо себестоимости и операционных расходов, вычитают еще и расходы на неосновную деятельность – штрафы, долги по кредитам и так далее. Допустим, для кофейни это составляет 300 тысяч рублей.

Вычтем из операционной прибыли прочие расходы и получим балансовую: 850 000 – 300 000 = 550 000 рублей.

Чистая прибыль кофейни «Брауни» после уплаты 20% налогов: 550 000 – 0,2 х 550 000 = 440 000 рублей.

Если компания потратит больше, чем заработала, ее прибыль будет отрицательной. Это говорит о том, что организация работает в убыток.

Допустим, в октябре кофейня «Брауни» заработала 1,2 млн рублей, а потратила 1,3 млн, потому что активно запускала рекламу к сезону холодов. Это значит, что в октябре компания уйдет в минус на 100 тысяч рублей.

Разница между выручкой и прибылью

Итак, чем же отличается выручка от прибыли?

Выручка – это то, что компания получает от реализации основных товаров и услуг. Кофейня зарабатывает на напитках; ведущий – на проведении мероприятий; стоматология – на лечении зубов.

Если продажи идут – выручка есть. А если товары или услуги не продаются – выручка будет нулевая.

Особенность прибыли в том, что она, в отличие от выручки, показывает, сколько денег осталось на руках у компании после покрытия расходов. Если потратили больше, чем заработали, – уйдете в минус. А если меньше – останетесь в плюсе. Именно по этому значению можно увидеть успех работы компании.

Еще один показатель для мониторинга эффективности – рентабельность. Она основана на отношении двух величин и выражается в процентах.

Рентабельность = прибыль / выручка х 100

Например, рентабельность кофейни «Брауни» в октябре составила:

440 000 / 1 500 000 х 100 = 29%

Рентабельность показывает, сколько прибыли получил бизнес с каждого рубля выручки.

Для кофейни это 29%. То есть один рубль выручки равен 29 копейкам прибыли.

Надеемся, наглядные примеры помогли вам разобраться, в чем разница похожих терминов. И теперь ответить на вопрос «Что такое доход компании?» вы легко сможете сами.

Источник

10 признаков здорового бизнеса: быстрый чекап

В этой статье поговорим о простых признаках для быстрой проверки здоровья бизнеса с точки зрения финансов.

Статья будет полезна финансистам и собственникам компаний — признаки помогут понять, что всё в порядке или укажут, где искать проблему.

Признак 1. Бизнес стабильно приносит дивиденды

Первый признак отсутствия болезни у бизнеса — это стабильные дивиденды. Можно говорить о здоровье компании, если собственники ежемесячно получают дивиденды и их сумма постепенно растёт. Например, на старте получали по 10 000 рублей и это было 5% прибыли, а через два года получают уже по 100 000 рублей и это по-прежнему 5% прибыли.

Если же дивидендов нет или собственники их получают хаотично: в этом месяце вытащили 500 000 рублей, а в следующем нуль, что-то здесь не так.

Дивидендов нет

Если бизнес не приносит дивиденды или приносит, но собственники получают их не каждый месяц, проблему нужно искать в деньгах либо в прибыли:

🔴 Проблема в деньгах

Бывает так, что бизнес генерирует прибыль, но на дату выдачи дивидендов денег на счету нет.

Такое может произойти, если на этот день наложится другой платёж, например, за крупную технику или ремонт в новом офисе.

💊 Первая помощь — платёжный календарь

Платёжный календарь — это табличка, в которой расписывают все платежи компании: когда, кому и сколько нужно заплатить.

А потом контролируют, чтобы на всё хватало, например, передвигают крупные покупки подальше от даты выплаты дивидендов.

🔴 Проблема в прибыли

А бывает ситуация похуже: компания не генерирует чистую прибыль, поэтому и дивидендов нет.

💊 Первая помощь — финансовая модель

Если прибыли нет, нужно разбираться почему. Причина может быть в низких продажах, плохой конверсии, слишком высоких расходах или плохом качестве товара.

Найти причину поможет финмодель — цифровой слепок, который показывает, как будет развиваться бизнес при текущих показателях.

Собственники выводят дивиденды как попало

В некоторых компаниях нет правил по выводу дивидендов: собственник захотел в Адлер — взял деньги со счёта и поехал, захотел новую машину — купил. Вот якобы это и есть дивиденды.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Но деньги бизнеса — это не деньги собственника. И если вытаскивать их бессистемно, можно вытащить больше, чем бизнес вообще заработал в этом месяце. И тогда нужно будет или возвращать, или искать деньги где-то на стороне: в банке, у друга, в окошке микрозаймов.

💊 Первая помощь — чёткие правила, когда и в каком размере собственник получает дивиденды. Например, 10го числа в размере 15% от чистой прибыли.

Признак 2. В этом месяце осталось больше денег, чем в прошлом — или хотя бы не меньше

Есть такая метрика — остаток на конец месяца. Это то, сколько денег наличкой в сейфе и на расчётных счетах остаётся у компании в конце месяца. В идеале этот остаток должен расти каждый месяц или хотя бы не уменьшаться.

Есть нюанс: остаток может расти благодаря кредитам. К примеру, обычно у компании остаётся 100 000 рублей, а тут она взяла кредит и остаток вырос до 300 000 рублей. Вроде хорошо, но деньги-то чужие.

Поэтому тут вот какие контрольные точки, которые подтверждают здоровье бизнеса:

🟢 остаток на конец месяц растёт или не уменьшается;

🟢 остаток складывается из денег компании, а не кредитов.

В случае, когда одна из контрольных точек не пройдена, нужно разбираться глубже:

💊 смотреть бизнес-модель, чтобы понять, способен ли вообще бизнес приносить прибыль;

💊 разбираться в причинах кредитов: не брала ли их компания, чтобы перекрыть дыру от хаотичных дивидендов или просто неоправданных расходов, например, на шикарный корпоратив;

💊 проверять крупные покупки: может, остаток на счёте меньше обычного, потому что компания купила что-то дорогое, например, экскаватор, которые поможет ей больше зарабатывать;

💊 анализировать дебиторку: возможно, остаток уменьшился, потому что клиенты задерживают платежи.

После этого анализа станет понятно, что делать дальше.

Признак 3. Нет кассовых разрывов: компании хватает денег на текущую деятельность

В нездоровых компаниях часто случается такое: нужно платить кому-то, например, арендодателю за офис, а денег нет, — это называется кассовым разрывом.

Бизнес, который не сталкивается с кассовыми разрывами или сталкивается очень редко, можно считать здоровым с точки зрения денежного потока. А вот тот бизнес, что регулярно попадает в разрывы, определённо болен. И ему нужно искать причину заболевания, например:

Причины разные, но итог один: денег не хватает и бизнес влезает в долги, например, берёт кредиты, займы, просит поставщиков подождать с оплатой.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыльЧто предпринимателю нужно знать о финансах, чтобы вести бизнес

💊 Разобраться с кассовыми разрывами поможет платёжный календарь — мы уже упоминали его — это табличка, в которой компания ведёт учёт платежей: кому, когда, сколько она платит и кто, когда и сколько платит ей:

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Подробнее о том, как бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря, рассказали здесь.

В статье есть ссылка для скачивания шаблона платёжного календаря.

💊 Ещё бывает, что всё вроде в порядке: крупных покупок не было, клиенты платят вовремя, авансы компания тоже не переводила, а денег не хватает. Тогда проблему нужно искать в прибыли: смотреть, есть ли вообще прибыль или одни убытки.

Признак 4. Приходит больше денег, чем уходит

В здоровом бизнесе в компанию приходит больше денег, чем уходит из неё. Деньги приходят, когда клиенты переводят оплату, компания получает возвраты от контрагентов или кредит от банка. А уходят, когда платит за аренду, выдаёт зарплаты, оплачивает поставку товара или материалов.

И приходить должно больше, чем уходить, тогда и остаток на конец месяца будет расти, а кассовых разрывов не будет.

💊 Следить за тем, сколько в компанию приходит денег и сколько из неё уходит, можно по отчёту о движении денежных средств (ДДС), выписке с расчётного счета или финансовой панели приборов:

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Тут опять-таки важно проверять, чтобы в компанию приходило больше денег, чем уходило, не за счёт кредитов. Большая часть поступлений должна складываться из платежей клиентов, иначе компания заболеет высокой закредитованностью.

Признак 5. У компании есть накопления

Если компания зарабатывает 100 млрд рублей, и тратит тоже 100 млрд рублей, её вряд ли стоит считать здоровой. Другое дело, если у неё есть накопления, например, на чёрный день, развитие или досрочное погашение кредитов.

💊 Чтобы начать откладывать на будущее, компании стоит завести фонды — отдельные расчётные счета, на которые компания откладывает процент от чистой прибыли на разные цели. Схематично фонды можно представить так:

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Распределение чистой прибыли может быть любым, к примеру:

40% — дивиденды собственнику;

15% — кредитный фонд для досрочного погашения;

10% — на чёрный день (НЗ);

10% — повышение квалификации сотрудников.

Если откладывать хочется, но денег на это нет, значит, нужно искать проблему: возможно, бизнес не генерирует прибыль или вся она уходит на дивиденды.

Признак 6. Зарплаты растут, но доля ФОТ в выручке снижается

В здоровом бизнесе ситуация с зарплатами складывается так:

Например, в прошлом году ФОТ в общих расходах занимал 23,1% — это был 1 млн рублей, а в этом году ФОТ занимает 19,8% и составляет 1,2 млн рублей — доля снижается, а сами зарплаты растут.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Если же зарплаты занимают всё большую и большую часть расходов компании, значит, что-то идёт не так. Возможно, компания раздула штат или сотрудники стали работать менее эффективно, а может, кто-то получает необоснованно высокую премию.

В любом случае нужно сделать две вещи: посмотреть соотношение расходов на разные категории сотрудников и посчитать среднюю прибыль на сотрудника.

💊 Посмотреть соотношение расходов на разные категории сотрудников.

Нужно понять, на какую категорию сотрудников компания тратит больше всего и подумать, что можно с этим сделать:

💊 Посчитать среднюю прибыль на сотрудника.

Прибыль на сотрудника = прибыль / среднее количество сотрудников за период

Этот показатель нужно отслеживать в динамике — в идеале он должен расти. Если падает — пора начинать охоту на бездельников.

Соотношение расходов на категории сотрудников и среднюю прибыль на сотрудника подсчитывают раз в квартал. Если делать это каждый месяц, данные будут искажёнными: иногда сотрудники работают хорошо, но выручка, как результат их работы, доходит до компании только в следующем месяце.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибылькурс

Финансы
для предпринимателя

Признак 7. Ресурсы бизнеса используются на 100%

У любой компании есть ресурсы — это оборудование, помещение, сотрудники, технологии. Если эти ресурсы используются на 100%, компания здорова. Если же ресурсы загружены не полностью, но собственник закупает дополнительное оборудование, берёт дополнительное помещение, нанимает сотрудников — ситуация нездоровая.

Посмотрим на примере. Есть стоматология, с тремя кабинетами и тремя врачами. С такими ресурсами она может принять максимально 90 пациентов в месяц. Если стоматология обслуживает 90 пациентов, значит, ресурсы бизнеса используются на 100%. А вот если нет и 40 человек в месяц — стоит подумать, как загрузить врачей и кабинеты по полной, и лишь после этого думать о расширении, найме и прочем.

💊 Провести ревизию ресурсов бизнеса и просчитать, какая загрузка в клиентах, товарах или продажах позволит использовать их на 100%.

Единой методики расчёта загрузки нет. В зависимости от сферы бизнеса загрузку считают для оборудования, сотрудников или помещения:

Признак 8. Клиенты не стали чаще возвращать товары

В здоровом бизнесе довольны не только собственник, бухгалтер и их налоговая, но и клиенты. Быстрый способ проверить, довольны ли они, — изучить динамику возвратов.

Если какой-то товар начинают возвращать чаще других аналогичных или чаще чем в прошлом месяце, значит, клиенты чем-то недовольны: качеством, скоростью доставки, вежливостью курьера или другим. Симптом болезни есть, нужно разбираться дальше.

💊 Следить за уровнем удовлетворённости клиентов помогает анализ процента возвратов. Нормы по возвратам нет, поэтому нужно смотреть в динамике: если этот процент не меняется из месяца в месяц, всё в порядке. А если вдруг начинает расти, нужно искать причину недовольства клиентов.

Признак 9. Доходы растут быстрее расходов

В здоровом бизнесе доходы растут быстрее расходов. Доходы здесь — это выручка — те деньги, что компания получает за свою работу или товары. Расходы — все платежи: за работу сотрудников, офис, партию товара и так далее.

Было:Стало:
доходы — 1 млн руб.

расходы — 500 тыс. руб.

доходы — 2 млн руб.

расходы — 800 тыс. руб.

Доходы выросли в 2 раза, расходы — в 1,6 раза. Итого у компании осталось 1,2 млн рублей.

🔴 А теперь обратная ситуация:

Было:Стало:
доходы — 1 млн руб.

расходы — 500 тыс. руб.

доходы — 2 млн руб.

расходы — 1,5 млн руб.

Доходы выросли в два раза, а расходы — в три. При этом осталось меньше прибыли — всего 500 тыс. руб.

Во втором случае доходы компании выросли, но расходы выросли сильнее — прибыль меньше. Да и в целом компания стала работать менее эффективно.

Когда расходы растут быстрее доходов, бизнес получает меньше прибыли, потому что прибыль — это разница между доходами и расходами.

💊 Если расходы растут быстрее доходов, нужно анализировать каждый расход и смотреть, по какой причине он вырос и как его снизить.

Причины бывают разными, например:

Нужно найти причину роста расходов и устранить её.

Признак 10. Компания планирует будущее

Планирование для бизнеса — это как физкультура и сбалансированное питание для человека: если они есть, здоровье точно будет крепче.

Также и в бизнесе: когда у компании есть планы продаж, расходов, выручки, чистой прибыли на несколько месяцев или на год вперёд, она с большей вероятностью проживёт долго и счастливо.

А вот без планирования бизнес может заболеть в любой момент, потому что живёт одним днем: сегодня выжили любой ценой — супер, а что будет завтра — неважно. При таком образе жизни не получится ставить и достигать цели, расти и развиваться.

💊 Спасут планы ― продаж, выручки, расходов, прибыли. Для начала на месяц, в идеале — на год.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыльПочему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыльКак защититься от уголовных рисков в бизнесе: советы практикующих юристов

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыльКак финансисту организовать удалёнку: инструменты и техники, которые облегчат работу

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Что важнее выручка или прибыль. Смотреть фото Что важнее выручка или прибыль. Смотреть картинку Что важнее выручка или прибыль. Картинка про Что важнее выручка или прибыль. Фото Что важнее выручка или прибыль

Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *