Что важно для научного знания
Уровни в структуре научного познания
Что такое научное знание
Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.
К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.
Требования к научному знанию
Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура научного знания
В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:
Методы теоретического знания:
Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом. Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.
Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.
Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.
Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.
Виды научного знания
Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов:
Этапы развития научного знания
Наука возникла из потребности человечества в производстве и получении знания об окружающем мире и самом себе. Как одна из основных движущих сил социально-исторического прогресса, наука также выступает показателем уровня развитости цивилизации.
В историческом становлении и развитии научного знания можно выделить основные этапы:
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.
Научное знание: основы
Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.
Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.
Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.
Структура системы научного знания
Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.
Уровни научного знания
Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.
Теоретическое знание
Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.
Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.
Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.
Существует три основных метода теоретического знания:
Эмпирическое знание
Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.
При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
Существует пять основных методов эмпирического знания:
Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.
К общелогическим методам относят
Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.
Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:
Проблема развития научного знания
Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:
Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.
Реферат по теме: «Научное познание как деятельность»
1. Определение понятия «научное познание» и его особенности
2. Методы научного познания
3. Критерии и категории научного познания
На современном этапе развития общества наука развивается очень быстрыми темпами. Согласно статистике, объем научных знаний пополняется приблизительно каждые 5-10 лет. Около 70% ученых являются нашими современниками. За несколько сотен лет человечеству удалось сделать огромный прорыв, который оно и не могло представить. Около 80% всех научно-технических достижений сделаны в наше время.
Окружающий мир также отражает все достижения человечества. Именно наука явилась причиной развития научно-технического прогресса, произошел переход к постиндустриальному обществу. Также произошло активное внедрение информационных технологий, начало переноса накопленных человечеством знаний в электронную форму, которая удобна для обработки и хранения информации. [5]
Основной формой человеческого познания является наука, которая в настоящее время стала значимой и существенной частью мира.
Однако, наука не стала бы столь продуктивной, если бы не имелись: развитая система принципов, методов познания. Ведь именно правильный выбор данных составляющих помогает ученым раскрыть сущность понятий, явлений, закономерностей окружающей действительности.
Самой главной составляющей современной науки является научное познание. При помощи этого явления удается возможным раскрыть суть основных понятий и явлений. А также сформулировать определенные законы.
Теоретической основой научного познания как деятельности занимались такие знаменитые ученые, как: Горелов А.А., Лебедев С.А., Лукашевич В.К. и другие.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что научное познание как деятельность проникло в каждую сферу человеческой деятельности и является важной составляющей для изучения.
Целью работы является раскрыть сущность научного познания как деятельности.
Объектом исследования в работе является научное познание как деятельность.
Предмет исследования – особенности научного познания как деятельности.
На основе поставленной цели выделены следующие задачи исследования:
1) дать определение понятию «научное познание» и раскрыть его особенности;
2) описать методы научного познания;
3) раскрыть критерии научного познания.
В работе используются следующие методы научного исследования:
-методы теоретического исследования: анализ литературы по теме и обобщение полученной информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части из трех пунктов, заключения, списка литературы, включающего 9 источников.
1. Определение понятия «научное познание» и его особенности
Научное познание – это вид деятельности человека, который направлен на исследование окружающего мира и самого себя в этом мире. Это процесс, который обусловлен общественно-исторической практикой для приобретения и развития знаний, постоянное их углубление и совершенствование.
К основным особенностям научного познания можно отнести следующее:
1) основной задачей научного познания выступает ориентация на обнаружение законов действительности. Сущность научного познания – достоверность фактов, их обобщение, выявление закономерностей, посредством чего происходит предвидение фактов и событий. Научное познание раскрывает объективные связи, которые становятся объективными законами.
2) Цель и ценность научного познания – объективная истина. Которая постигается рациональными средствами и методами. Следовательно, характерная черта научного познания – объективность. Задача научного познания состоит в истинном отражении процессов. [8]
3) Научное познания ориентировано на то, чтобы быть воплощенным в практической деятельности, стать руководством к действию, при этом подстраиваясь под изменения окружающих условий. Основным сформулированным смыслом научного познания выражен в высказывании: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать». Научное познание открывает возможность предвидения будущего и сознательного его формирования.
4) Научное познание является сложным и противоречивым процессом воспроизводства знаний, которые образуют целостную систему понятий, теорий и законов. Научное познание фиксирует элементы и также непрерывно формирует их в соответствии с нормами и принципами. Еще одним важным показателем научного познания является самообновляемость. [3]
5) Процесс научного познания предусматривает применение научного оборудования. Также для научного познания характерно использование специальных средств и методов.
6) Научное познание отличается строгой доказательностью, которая включает в себя обоснованность результатов, достоверность выводов.
7) Научное познание также отличается такими особенностями, как: непротиворечивость фактов, опытная проверяемость, вопроизводимоть, строгость изложения и так далее.
2. Методы научного познания
Научное познание имеет свои определенные методы исследования, которые направлены на выявление общих закономерностей процессов, явлений. Далее в работе опишем основные методы, которые используются в научном познании.
1) Наблюдение. Является строгим и целенаправленным процессом, который служит для восприятия предметов действительности. Данный метод является одной из простейших форм в научном познании. [4]
2) Эксперимент – один из методов научного познания, который направлен на выявление действительности в условиях исследования и контроля управляемых условий. Отличие его от наблюдения состоит в том, что эксперимент «вмешивается» в исследуемый объект. Проведение эксперимента не ограничивается только наблюдением, а происходит осознанное «вмешательство» для воздействия на объект исследования посредством изменения окружающих условий и процессов.
3) Аналогия – метод научного познания, при котором происходит перенос знания, которое было получено в процессе рассмотрения одного объекта на другой, который является изученным меньше, чем предыдущий. Данный метод основывается на выявлении сходства предметов для получения достоверных знаний об изучаемом предмете.
4) Моделирование – метод познания, при котором внимание исследования обращается на изучение моделей объектов. В современной науке существуют следующие методы моделирования: предметное моделирование, знаковое моделирование и мысленное моделирование. [2]
5) Следующий метод научного познания – анализ, при котором происходит процедура «расщепления» изучаемого предмета или явления на части.
6) Синтез – метод научного познания, при котором в основу положена процедура соединения отдельных элементов предмета в одно целое. Синтез становится методом конструирования единого целого при помощи полученных результатов при анализе.
7) Индукция – метод, направленный на формулирование связного умозаключения путем обобщения данных, полученных в ходе эксперимента.
8) Дедукция – метод, при котором происходит переход общих знаний в частные результаты. [3]
9) Гипотеза – метод научного познания, при котором выдвигается предположение или догадка по определенной теме. Достоверность гипотезы, как правило, является недоказанной, так как истинность или ложность установить не удается.
10) Фальсификация – один из методов научного познания, в процессе которого происходит установление ложности гипотезы в результате эксперименты или проверки при помощи теории. А верификация – это метод установления истинности предположенной гипотезы в результате проверки.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество способов научного познания, каждый имеет свои особенности и отличительные черты. Их использование зависит от определенной ситуации и цели исследования, поставленных задач. [5]
3. Критерии научного познания
Помимо особенностей и методов научного познания необходимо также изучить и знать основные критерии научного познания, так как на них происходит основная опора при проверке достоверности научных исследований и процессов.
1. Первый критерий – предметность научного познания, наличие своего определенного предмета исследования.
2. осуществление специальной направленности на получение и воспроизведение новых знаний. Развитие знаний и их новизна – неотъемлемая часть научного познания.
3. Рациональность научного познания. В научном познании все четко и логично изложено, достоверные факты, в ней не ничего сочиненного, магического или мистического.
4. Системность научного познания. В этом случае происходит получение новых знаний, приведение их в определенную систему, приведение их в нее при помощи теоретических принципов. Посредством этого из отдельных знаний образуется целостная система. [6]
5. Истинность научного познания. Это один из самых важных критериев, который отражает цель и ценность научного познания.
6. Научное познание имеет своим критерием обоснованность и доказательность, достоверность выводов. Это отличает научное познание от обыденного, так как базируется на фактах. Научное познание обязательно должно находить свое подтверждение, на основе чего могут быть выдвинуты результаты исследований.
7. Для подтверждения истинности научного познания используется такой критерий, как проверяемость и воспроизведение результатов. При помощи критерия устанавливается действительность научного познания.
8. Предвидение будущего является неотъемлемым критерием научного познания, так как посредством этого можно проследить тенденции и перспективы развития исследуемых объектов.
9. Использование специальных средств и методов в научном познании для установления истинности и достоверности. [9]
10. Выработанный специальный язык для научного познания, специальной терминологии для использования в научном познании.
11. Логическая строгость и точность описания полученных результатов научного познания.
Критерии научного познания помогают направлять научную деятельность на поиск достоверной информации по исследуемым объектам, обнаружение достоверности фактов.
Критерии научного познания характеризуются непрерывным развитием, то есть диахронией, так как они постоянно развивались, видоизменялись в зависимости от определенного периода развития научного познания. Некоторые критерии утратили свою силу и больше не используются, а другие, наоборот, стали основными. Изложенные в пункте критерии научного познания представляют собой общепринятую модель в современной науке. [5]
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что критерии научного познания постоянно видоизменялись под влиянием времени развития науки, определенных процессов. В работе выделены одиннадцать основных критериев, которые являются достоверными и общеприняты на современном этапе развития общества.
Научное познание появилось через обычное знание, хотя в настоящее время эти две формы знания довольно далеки друг от друга. Одна из важных особенностей научного познания – это использование методов исследования и организация научного познания.
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что исследование научного познания актуально на сегодняшний день.
В результате исследования в работе удалось раскрыть определение научного познания, научного познания как деятельности, его отличительные особенности от других видов познания.
К основным особенностям научного познания как деятельности относятся:
2) Цель и ценность научного познания – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами;
3) Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. [5]
Далее были определены основные методы научного познания, раскрыта их сущность и важность. Также в работе описаны критерии научного познания и оптимальность их применения.
В результате исследования делаем вывод, что научное познание является неотъемлемой частью современной науки. С его помощью удается раскрыть явления и закономерности окружающего мира. При исследовании научного познания необходимо учитывать несколько важных нюансов.
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.-511 с.
2. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. М., 2011.-202 с.
3. Канке В.А. “Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия”.-М.: Логос, 2000. – 320 с.
5. Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.-544 с.
6. Лукашевич В.К. Философия и методология науки: Минск: современная школа, 2004. 320 с.
7. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.-279 с.
8. Папковская П.Ю., Методика научных исследований: курс лекций. Мн: Издательский дом «Информпресс», 2003. 176 с.
9. Рузавин Г.И. Методика научного познания: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 287 с.