Что важно для поколения z
Поколение Z: особенности привлечения и удержания лучших
Первая волна представителей поколения Z начинает выходить на рынок, и компаниям стоит быть готовым к тому, насколько эти ребята отличаются от миллениалов. Они куда больше заинтересованы в технологиях, им важна достойная оплата труда, а diversity для них не пустой звук. В конце концов, это первое поколение настоящих цифровых аборигенов. Компаниям важно привлекать к сотрудничеству и удерживать в организации молодое поколение, способное наиболее успешно ориентироваться в современном мире.
Портрет типичного представителя поколения Z
Это Петя, Петя родился в начале нулевых и вырос в среде цифровых технологий. Он уже давно не пользовался городским телефоном, никогда не считал знаки в sms и не держал в руках дискету. Он мыслит иначе.
Уже в начальной школе у всех Петиных одноклассников были телефоны, а социальные сети как раз вошли в моду и прочно заняли свое место в жизни поколения Z. С одной стороны, это дает им возможность всегда быть в курсе тенденций. С другой стороны, из-за сотен друзей Вконтакте и на Facebook, Петя и его ровесники разучились строить прочные связи, они расстаются с друзьями и товарищами, как только им становится некомфортно. Аналогичная ситуация с работой. Если что-то идет не так или немного не оправдывает ожиданий, Петя уже готов писать заявление об уходе и искать новое место работы. Благодаря технологиям и доступности информации, он понимает, что выбор вариантов велик, и совсем без работы он не останется.
Поколение Z называют эгоцентристами, да они и сами считают себя ленивейшим из всех ленивых. Но статистика говорит об обратном: Петя и его ровесники уже родились с предпринимательской жилкой, они видят как раскрываются истории успеха и чего можно достигнуть, создавая своё дело. Поэтому к представителям поколения Z всё же стоит присмотреться, эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире. А главное, благодаря врожденной предприимчивости, они готовы брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки, в то время как у миллениалов к этому нет особой предрасположенности.
Они с детства приучились справляться с большим потоком информации и быстро анализировать его, они не боятся предлагать новые оригинальные решения и легко справляются с несколькими задачами одновременно. А ещё представители поколения Z довольно трудолюбивы: почти 60% готовы работать по ночам и в выходные дни. При этом сильнейшим мотиватором для них будут деньги (70% опрошенных отмечают, что это так).
Петя заканчивает университет, хотя много кто из его ровесников отказался от этой идеи, потому что относятся к высшему образованию скептически. Уже сейчас не такой процент выпускников школ ломится в ВУЗы — у них есть иные источники получения знаний и они будут добывать их самостоятельно.
Петя начал работать еще в 16 лет, к 20 годам он уже чувствует себя взрослым и самостоятельным. Но это не так. Он родился и вырос в довольно стабильное время, его жизнь планировали заботливые родители, начиная с того, в какую секцию пойти в садике и заканчивая тем, какие курсы подготовки к ЕГЭ надо посещать. Сначала за него всё решали родители, теперь он ожидает того же от своих начальников. По результатам исследований аналитической компании Sparks & Honey, 60% представителей поколения Z к 20 годам сменили три работы, при этом 95% живут с родителями.
Петя плохо запоминает информацию, но точно знает, где её если что можно быстро найти. А еще он всегда готов проконсультироваться в соцсетях у специалистов.
Особенности постановки задач и мотивации:
Ничто не мотивирует представителей поколения Z так, как интерес к своему делу. Захватывающие задачи и отсутствие рутины — то, о чём они мечтают.
Однако, они не готовы браться за задачи, если не понимают, что и зачем они делают и как это влияет на конечный результат и цели компании. Слишком амбициозные или абстрактные задачи стоит разбивать на более мелкие и реально выполнимые в обозримые сроки, иначе эффективность может резко снизиться.
Для Z’тов все люди равны и к начальникам они хотят относиться по-приятельски, уважать их как людей, а не как высшее звено иерархии.
А еще представители поколения Z не понимают нормированного рабочего дня. Зачем сидеть в офисе именно с 9 до 6, если важен не процесс выполнения задач, а результаты в срок. Поколение Z хорошо знает, что такое дедлайн.
Поэтому всегда важно устанавливать правила игры. Ставить жесткие сроки, но не контролировать сверх меры, объяснять зачем что-то надо сделать и как это повлияет на цели компании, и не забывать завоевывать уважение.
Поколение Z не готово ждать и не умеет строить долгосрочных планов. Они росли в комфорте и регулярном поощрении всех самых небольших достижений. У представителей поколения Z огромное количество медалей и всякого рода грамот и наград. Поэтому за все, что они сделали, они ожидают призы. Без этого они выпадают из ритма. Поэтому кроме постановки конкретного срока исполнения задач, поколению Z надо ещё предсказать сроки достижения побед и получения наград. Поощрение может быть совсем небольшим и номинальным, но оно должно быть через оговоренный срок. По данным Millenial Branding, поколение Z сделает выбор в пользу незначительного повышения через конкретный срок, чем серьёзное повышение неизвестно когда.
А еще поколение Z окончательно перешло на клиповое мышление и не готово воспринимать новую информацию дольше 8 секунд. Поэтому устная задача должна состоять из 25 слов и быть разбита на подгруппы. Так что если вы не хотите по несколько раз объяснять одно и то же, лучше сразу поставьте задачу в трекере, расписав все по пунктам.
Z — самое “некоммуникабельное” поколение, но при этом самое оптимистичное и свободное. Несмотря на то, что у Z’тов много виртуальных друзей, они в большей степени интроверты и чувствуют себя одиноко, им не хватает живого общения. Поэтому не забывайте вовлекать их в коллектив, давать почувствовать их причастность и нужность команде.
Как привлекать представителей поколения Z:
Итого
Кажется, с новым поколением лучше не сотрудничать, слишком много нюансов. Однако, поколение Z — думающие исполнители, и их можно превратить в добросовестных работников, надо только знать подход:
Поколение Z: кто это такие, 7 отличительных признаков
Приветствую Вас, друзья!
В последние десятилетия мир меняется так стремительно, как никогда раньше. Это происходит в основном благодаря техническому прогрессу. Регулярно появляются и становятся массовыми технологии, которые совсем недавно казались фантастикой. Сегодня у каждого есть смартфон, лет десять назад все пользовались «кнопочными» мобильными телефонами, а за десять лет до того договариваться о встречах приходилось по обычному стационарному телефону.
Столь значительная разница в технологических возможностях приводит к тому, что каждое следующее поколение всё сильнее отличается от предыдущего. Эта разница проявляется в отношении к образованию и работе, к семье и к жизни вообще. Сегодня мы поговорим о представителях «поколения Z», узнаем об их основных особенностях и отличительных признаках, а также о преимуществах и недостатках.
Поколение Z: кто это такие?
Поколение Z (другое название — «зумеры») – это люди, детство которых прошло или проходит в современном цифровом мире. К данному поколению принято относить всех, кто родился с 1997 по 2012 год (некоторые исследователи предлагают более широкий диапазон – с 1995 по 2014). Зумеры с раннего детства знакомы с интернетом, компьютерами, мобильными телефонами и прочими гаджетами. Они не представляют, как их родители могли договориться о встрече и даже встретиться, не имея в кармане мобильного телефона.
Поскольку детство зумеров пришлось на «цифровую эпоху», их мышление работает не так, как у старшего поколения. Исследования показывают, что даже нейронные связи в их мозгах устроены иначе. Онлайн-общение, сетевые игры, покупки в интернет-магазинах и неограниченный доступ к информации изначально являются для них неотъемлемыми частями жизни. Поэтому им сложно понять, как их родители обходились без интернета и всех тех удобств, которые он обеспечивает.
7 отличительных признаков поколения Z
Зумеров иногда называют «постмиллениалами», поскольку поколение Z пришло на смену поколению Y. Несмотря на то, что миллениалы тоже выросли и повзрослели в современном высокотехнологичном мире, разница между представителями этих поколений быстро бросается в глаза. Отличить зумеров можно по таким характерным признакам как:
Как появился термин?
Поколение Z получило своё название в соответствии с системой наименований, которую предложили в 1991 году американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус. Они предположили, что в масштабах глобальной истории существует определенная цикличность в поколениях, каждое из которых отличается своим поведением от предыдущего.
Авторы теории предложили классификацию, позволяющую соотнести человека с определенным поколением по году рождения. На сегодняшний день, с учетом некоторых дополнений, эта классификация выглядит так:
Разумеется, эти границы очень условны, особенно если учесть, насколько сильно отличалась жизнь в разных странах в прошлом веке. Изначально данная классификация была предложена авторами именно для американского населения. Для старших поколений граждан России она слабо подходит, поскольку жизнь в СССР сильно отличалась от жизни в США. Но современные зумеры в России живут практически так же и увлекаются тем же, что и их американские сверстники.
Преимущества и недостатки поколения Z
Поколение Z – это сегодняшние студенты и молодые перспективные сотрудники, с которыми работодателям предстоит иметь дело в ближайшие десятилетия. Именно от них, от их усидчивости, амбициозности и трудолюбия зависит, как будет меняться мир и общество. Поэтому наибольший интерес представляют их сильные и слабые стороны, непосредственно связанные с отношением к работе.
Основные преимущества поколения Z:
Основные недостатки поколения Z:
Поколение Z – это молодые и энергичные ребята, хорошие работники, способные эффективно работать над интересным проектом. Однако им тяжело долго концентрироваться на одной задаче, что объясняется особенностями их мышления и восприятия информации. Из-за этого возможны конфликты с руководителями, принадлежащими к старшему поколению. Кроме того, всегда есть риск, что зумер быстро выгорит или потеряет интерес к ответственному проекту, в котором он задействован.
Какие профессии выбирают зумеры?
Представители поколения Z стараются связать свою карьеру с современными технологиями. Им не нравится физический труд или рутинная работа, поэтому они предпочитают престижные профессии. При этом они прекрасно понимают, что для этого необходимы соответствующие знания и навыки, поэтому уделяют время поиску и изучению информации, которую считают важной.
Наиболее привлекательной сферой деятельности для зумеров выглядит программирование. Это престижная и высокооплачиваемая профессия, в которой нужны молодые и «гибкие» мозги, поэтому современные подростки довольно легко добиваются в ней успехов. Кроме того, им интересны другие направления в IT-области, а также такие сферы как юриспруденция, маркетинг и журналистика. А вот желающих построить спортивную карьеру среди зумеров встречается всё меньше и меньше.
Заключение
Зумеры – это поколение людей, родившихся с 1997 по 2012 год. С раннего детства они привыкли к таким удобствам как телефон, компьютер и интернет, поэтому не представляют себе жизни без них. Старшим из них сейчас уже за 20, поэтому именно в этом время они оканчивают вузы и начинают свои карьеры.
Многие из них устраиваются в престижные компании или открывают собственные высокотехнологичные стартапы. А значит, сегодня именно они являются теми, от кого зависит будущее. В ближайшие 15 лет зумеры будут создавать новые технологии и определять направление развития мира, после чего им на смену придёт поколение «Альфа».
Что важно для поколения z
Теория поколений была разработана американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Она опирается на экономические циклы развития государств и подразумевает, что каждый поколенческий период длится около пятнадцати-двадцати лет. Разбираемся, почему «зумеры» не похожи на «бумеров» и других своих предшественников.
Точкой отсчета в XX веке принято считать так называемое «великое» поколение — то есть людей, рожденных между 1901 и 1924 годами. Именно они в основном сражались на полях Второй мировой (а в России — Великой отечественной) войны и видели глобальные политические потрясения первой четверти столетия. Тем не менее, им удалось сохранить твердость духа и открыто смотреть в будущее. «Великое» поколение — это поколение героев.
На смену ему пришло поколение «тихое», или «молчаливое», к которому относят тех, кто родился между 1925 и 1942 годами. Их детство пришлось на Великую депрессию, многие из них потеряли родителей на фронте и в результате политики репрессий. «Тихому» поколению нужно было затаиться, чтобы выжить, а потом начать восстанавливать мировую экономику и дать дорогу «бейби-бумерам». Если связь современных подростков с их «великими» и «молчаливыми» предками практически утеряна, то с «бумерами» их все еще сравнивают, как и с поколениями X и Y. А значит, на них стоит остановиться подробнее и заодно попробовать понять, как бизнесу выстраивать с ними коммуникацию.
«Бейби-бумеры»
(1943-1961)
Психологические характеристики: оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость, патриотизм.
Ролевая модель: Стив Джобс.
Ценности и стремления: ключевой целью для «бейби-бумеров» была успешная стабильная карьера. Они рано заводили семью, но, несмотря на то, что в годы их взросления формировалась культура потребления, построить идеологию и укрепить ее «бумерам» казалось делом более важным, чем построить дом.
Где они сейчас: несмотря на солидный возраст, многие «бумеры» до сих пор занимают высокие посты в крупных корпорациях. Они пытаются осваивать технологии, но часто это дается им с трудом. Дети и внуки обвиняют их в консерватизме, наплевательском отношении к экологии и упорном нежелании замечать, что мир изменился.
На что они тратят деньги: семейный отдых, занятия спортом, походы в театр и кино, качественные продукты, медицинская помощь.
Как бизнесу найти к ним подход: «бумеры» очарованы воспоминаниями о своей славной молодости, поэтому направленный на них маркетинг должен играть либо на чувстве ностальгии, либо на стремлении сохранить бодрость и здоровье.
Поколение X
(1962-1981)
Психологические характеристики: самостоятельность, индивидуализм, недоверие к власти, гибкость, независимость, аполитичность, скептицизм.
Какие события и явления повлияли: падение Берлинской стены и социалистических режимов, снижение рождаемости, перестройка, появление ранних компьютерных и мобильных технологий, рост этнического разнообразия.
Ролевая модель: Курт Кобейн.
Ценности и стремления: хотя для поколения X характерен всплеск разводов, они все еще ценят семейные связи. Вместе с тем им хочется сохранять баланс между рабочей и личной жизнью, и они в большей степени стремятся к индивидуальному предпринимательству, нежели к тому, чтобы стать частью большой корпорации. В отличие от «бумеров», «иксы» не консервируют, а раскачивают устои и надеются не на коллектив, а на себя.
Где они сейчас: именно поколения X в первую очередь коснется пенсионная реформа, принятая российским правительством в 2018 году. А значит, сегодня им приходится осваивать новые профессии и пересматривать давно сложившиеся планы на будущее. Пластичность мышления, свойственная «иксам», станет в этом процессе отличным помощником.
На что они тратят деньги: концерты, кино, рестораны, бытовые приборы, позволяющие сэкономить время, благотворительность.
Как бизнесу найти к ним подход: «иксы» заинтересованы в комфорте, они готовы потратить время и изучить этикетки, прежде чем купить тот самый пакет молока. Для них важны гарантии и функциональность, так что, пытаясь им что-то продать, обязательно объясните, какую пользу принесет им этот товар.
Поколение Y
(1982-1996)
Психологические характеристики: космополитизм, толерантность, свободолюбие, спонтанность, утонченность, информированность.
Какие события и явления повлияли: развитие социальных сетей, теракты, глобализация, движение за равноправие, видеоигры, индустриализация.
Ролевая модель: Марк Цукерберг.
Ценности и стремления: миллениалы, как их еще называют, высоко ценят свободу, постоянно гонятся за новыми впечатлениями и ставят саморазвитие во главу угла. Они позже взрослеют, дольше живут с родителями и проще относятся к идее собственности: «игреки» скорее предпочтут снимать квартиру, нежели копить деньги на ее покупку.
Где они сейчас: важной особенностью поколения Y является то, что оно, в отличие от предшественников, более или менее однородно вне зависимости от страны и локальной истории. Именно миллениалы в наши дни находятся в активной фазе карьерного и личностного роста: получив высшее образование, они ищут себя в профессии, заводят семьи и рожают детей.
На что они тратят деньги: путешествия, гаджеты, компьютерные игры, психотерапия, самообразование.
Как бизнесу найти к ним подход: чтобы покорить миллениала, его нужно удивить и развлечь. Традиционные маркетинговые ходы вроде телевизионной рекламы представителей поколения Y раздражают. «Игреки» обращают внимание на уровень сервиса и, если им что-то не понравится, обязательно сообщат об этом в соцсетях и будут ждать от бренда решения проблемы и вежливой коммуникации.
Поколение Z
(1997-2017)
Психологические характеристики: вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
Какие события и явления повлияли: экономический спад, бум стартапов, глобальное потепление, внедрение технологий во все сферы жизни, переход на онлайн-общение.
Ролевая модель: Грета Тунберг.
Ценности и стремления: едва ли не больше всего поколение Z ценит безопасность, причем во всех сферах: начиная с романтических отношений и заканчивая перепиской в мессенджере. Если миллениалы призывают друг друга выйти из зоны комфорта, то «зумеры», наоборот, прилагают усилия, чтобы эту зону создать. Для них в приоритете — инклюзивность, равенство и возможность получать удовольствие от того, чем они занимаются в повседневной жизни.
Где они сейчас: пока значительная часть представителей поколения Z все еще учится в школе или в колледже. Но уже в наши дни вчерашние дети активно меняют облик привычного мира.
На что они тратят деньги: этично произведенные продукты, косметика, музыкальные и сериальные онлайн-платформы. «Зеды» рациональны и склонны делать сбережения.
Как бизнесу найти к ним подход: завоевать поколение Z можно, во-первых, технологичностью, а во-вторых, искренностью. Если у вашей марки нет Инстаграм-аккаунта, «зеды» вряд ли обратят на нее внимание. А если аккаунт есть, то в нем должны быть фотографии не отфотошопленных моделей, а обычных людей.
Окей, бумер: как хантить сотрудников поколения Z и как потом ими управлять
Как компаниям адаптироваться к смене поколений, чтобы не упасть в демографическую яму? Рассказываем об особенностях зумеров как работников.
Елена Богдашкина
Руководитель направления привлечения талантов в холдинге Ingate.
В HR более пяти лет; работала в HoReCa, ретейле, диджитале, IT.
Ingate — один из крупнейших игроков digital-рынка в России. Компания входит в топ-3 рейтинга лучших агентств в рубрике «Интернет-реклама» (рейтинг составляет AllAdvertising).
Рекрутерам интересен взрослый сегмент поколения Z — те, кто находится в начале карьерного пути. Это люди 20–25 лет — в основном выпускники вузов и студенты старших курсов. Вместе с миллениалами они уже занимают 46% рабочих мест в США. По данным The Center for Generational Kinetics, именно этот сегмент найма будет расти быстрее других в ближайшие пять лет.
Что говорят о зетах? «Цифровые аборигены», «поколение возможностей» — так их называют международные консалтинговые компании и СМИ. Но в чём их отличие от беби-бумеров, поколения Y и X? И как, исходя из различий, правильно звать их на работу? Разбираем в этом материале.
Статья подготовлена на основе исследований западных компаний, данных Росстата, а также внутренней статистики собеседований и входящих резюме компании Ingate.
Копирайтер и SMM-специалист. Пишет про бизнес и технологии, работает с «Билайном», Yandex.Cloud и TexTerra.
Поколение Z: что они ценят в работе
В начале небольшая оговорка: поколение Z стало одним из самых уязвимых во время всеобщего локдауна. Школы, институты, выпускные и стажировки — всё перешло в онлайн. Плюс к этому зумеры первыми попали под сокращение — их увольняли на 93% чаще, чем сотрудников в возрасте 35 лет и старше.
Тем не менее зумеры не спешат накидываться на первую попавшуюся вакансию. Они готовы вкладываться в работу — но только в том случае, если она будет соответствовать их требованиям и приносить удовольствие. К таким выводам пришли в компании Deloitte. В подробном отчёте Deloitte рассказано, на что обращают внимание зумеры при выборе работы.
Важные критерии для Gen Z
Осведомлённость о компании. Зумеры хотят работать в компании, которую они уже знают или с которой взаимодействуют в повседневной жизни.
Индивидуальные задачи. Зумеры предпочитают их командной деятельности. Им важно вести проекты самостоятельно и чётко планировать своё время.
Корпоративная социальная ответственность. Почти 70% молодых специалистов готовы уйти от работодателя, если он не будет разделять их ценности. Важно не только качество продуктов и услуг компании, но также её позиционирование на рынке и социальное влияние.
Образ в социальных сетях. Зумеры знают, что такое личный бренд, и готовы выстраивать его ради карьеры. Они любят делать профессиональные страницы в соцсетях: ставить правильные хештеги и выкладывать примеры работ прямо в Instagram — если речь идёт о творческих профессиях.
Работодатели идут за ними в Facebook и Instagram — таргетируют объявления с вакансиями и создают профильные группы, посвящённые поиску сотрудников.
Переоценка классического образования. Поколение Z не сильно переживает из-за корочек — дипломов вузов. Они больше любят краткосрочные курсы, которые помогают освоить новую профессию.
Баланс ценностей. Зарплата важна — но не всегда является решающим фактором. Если зумерам предложат на выбор скучную работу за б ольшие деньги и интересную за деньги поменьше — они будут колебаться. Это, по мнению Deloitte, отличает их от других поколений.
Компенсации и льготы. Здесь зумеры похожи на миллениалов. Они знают, что работа может быть с ДМС и оплачиваемым обучением, — и будут искать именно этот вариант.
Гибкость. Почти половина зумеров готова сменить работодателя, чтобы трудиться в гибридном формате либо удалённо.
Американский сервис Glassdoor выделил самые распространённые фразы зумеров относительно «хорошей работы». Результаты представлены на инфографике ниже.
Советы работодателям: как адаптироваться, чтобы не упасть в демографическую яму
Большинство российских руководителей не выделяют молодых подчинённых в сравнении с более взрослыми сотрудниками. По нашему мнению, зря: всё больше бумеров выходят на пенсию — а люди поколения Z заменяют их. С собой они приносят новое мировоззрение и взгляды на карьеру. На рынке многие заявляют о нехватке талантливых кадров. Однако стоит присмотреться к себе и задать вопрос: меняемся ли мы вместе с соискателями, которых хотим привлечь?
Что важно, чтобы привлекать молодые таланты:
Z — поколение, с которого начинается так называемая демографическая яма. Людей в возрасте 20–24 года в России почти в два раза меньше, чем 30–34-летних. Это связано с кризисом рождаемости после распада СССР. Чтобы не столкнуться с нехваткой кадров, лучше брать зумеров ещё во время обучения в вузе или сразу после — и «выращивать» их внутри компании.
Как правильно нанимать зумеров
Сотрудники Gen Z привносят в мир новые элементы трудовой этики. Для них важны равенство, экология и личностное развитие, утверждается в исследовании Pew Research Center.
Вот что можно сделать, чтобы заинтересовать зумеров:
1. Создайте прозрачный карьерный трек — во многих компаниях специалистов делят на уровни junior, middle и senior. Это помогает сотруднику представить карьерную лестницу в компании. Молодые специалисты приходят на позицию джуна и знают, что могут вырасти — как в должности, так и в зарплате.
2. Продумайте новые форматы обучения. Крупные компании внедряют лидерские программы Management Trainee. Акцент в них сделан на разнообразии — стажёры трудятся в разных департаментах по нескольку месяцев и получают представление обо всех процессах компании. По итогу и работодатель, и сам сотрудник понимают, в каком отделе работник будет максимально эффективен.
3. Налаживайте связи с университетами. Договаривайтесь о размещении вакансий на сайтах вузов, выступайте среди студентов и принимайте участие в карьерных мероприятиях. Чтобы это не превратилось в «мероприятия ради мероприятий», замеряйте KPI ваших университетских кампаний. Посчитайте, сколько человек посетило ваши встречи, какое количество кандидатов вы отобрали для собеседования и сколько сотрудников по итогу привлёк конкретный вуз.
4. Конкретизируйте описание вакансий. Избавьтесь от сухих, потерявших значимость фраз «молодой дружный коллектив» и «зарплата без потолка».
Карьерный сервис Indeed советует:
5. Сделайте акцент на преимуществах вашей компании и отрасли в целом. В Microsoft, например, подчёркивают, что в компании расширенный соцпакет — есть страхование физического и психического здоровья, программы лояльности и даже помощь в усыновлении.
Зумеры, по данным Pew Research Center, обращают внимание на значимые мировые тренды — стоит присмотреться к экологическим инициативам и теме гендерного равенства.
Вот как это делают в Америке: Salesforce поощряет участие сотрудников в социальных проектах в свободное от работы время. За это в компании дают семь дополнительных дней отпуска. Для России будут актуальны благотворительные проекты: