Что важно организовать в развивающей предметно пространственной среде для детей аутистов
Предметно-пространственная среда в детском саду для детей с аутизмом
Светлана Кислицына
Предметно-пространственная среда в детском саду для детей с аутизмом
Предметно-пространственная среда в группе ориентирована не на возраст, а на всех детей с аутизмом.
Групповая комната в спокойных, светлых тонах, убрали и уменьшили то, что может отвлекать детей. Самым главным и самым интересным объектом в группе для ребенка должен быть педагог.
Группа четко разделена на 2 зоны. : учебная и игровая, которые перегорожены кабинками для индивидуальных занятий
В кабинке для занятий находится стол, 2 стула и контейнер для необходимых на данный момент пособий, она закрывается занавеской
Все пособия и игры находятся в контейнерах.
По нашему проекту был сделан стеллаж. Он выше роста взрослого человека. Нижние полки закрыты, там хранятся пособия, и дополнительные материалы. 2-3 полки для детей: они могут самостоятельно брать пособия, которые также находятся в корзинах и обозначены картинками. Еще выше в контейнерах находятся пособия, которые педагог сам выдает детям. А самые высокие полки для игр и игрушек, которые педагог выдает детям в награду.
Для всех детейу нас составлено расписание на день: для кого-то оно в картинках, а кто-то может написать его самостоятельно. Расписание помогает в развитии самостоятельности, снижение тревоги и нежелательного поведения при переходе от одной деятельности к другой.
Представлены особенности организации среды для детей с аутизмом.
— Перед входной дверью на полу вы видите круги. Это визуальная поддержка для детей, когда мы строимся на физкультурное или музыкальное занятия, она помогает детям найти свое место и ждать (как вариант, можно сделать ладошки на стену или фотографии детей)
— На стене прикреплен мат, толщиной 10 см. Он служит для снятия агрессии, чтобы не направлять ее на мебель и других людей.
Также он может служить для получения сенсорных ощущений, дети могут с разбега на него прыгать, прислоняться к нему.
— Обратите внимание на ладошки на двери. На противоположном конце также находится дверь с обозначениями для ладошек. Все дети любят бегать, но чтобы они не бегали просто так по группе,мы придумали задание: дотронься до ладошек. Теперь они могут бегать не мешая другим, не задевая мебель и при этом выполняя наше задание.
— Также мы придумали для наших детей активность, которая позволяет им подвигаться, побегать, но при этом они быстрее устают и мы можем опять посадить их за стол для выполнения учебных задач. Вы видите полуторалитровые бутылки, которые наполнены песком, солью, водой. Они достаточно тяжелые и все разного цвета. В разных концах группы для этих бутылок есть места, которые также обозначены кружочками разных цветов. В задачу ребенка входит переносить эти бутылки в их домики по всей группе. Задание веселое, детям очень нравится, но опять дети не предоставлены сами себе, а выполняют задания.
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.
Предметно-развивающая среда в детском саду Приходя в детский сад, к двери группы, родители видят какая тема проекта на данный момент. На каждой двери групп, находится кармашек, куда.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.
Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.
Организация пространственной среды аутичного ребенка
Наталья Белова
Организация пространственной среды аутичного ребенка
Организация пространственной среды аутичного ребенка
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви,а также выполнения ряда необходимых условий:
Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.
В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться.
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Поскольку детская комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.
Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.
Особо отметим необходимость для физического развития ребенкаспортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.
Ребенку нужны игрушки:
— деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
-разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;
— звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов ;
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов, вызывать положительные эмоции. Если ребенку особенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.
Кроме этого, у ребенкадолжен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.
Четвертое условие – поддержание порядка.
В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок – все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.
Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.
Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д.
Необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда – бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложите ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры,которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» – это территория, где ребенок знакомится с окрпокидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.
В магазине нужно учить ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т. д.
Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция – плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх.Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.
Прогулки в дальний парк, в гости; «вылазки» в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой.
Видео «Прогулка Демида по общественным местам»
Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила.
Основные правила пи проведении дальних прогулок:
Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.
Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.
Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.
Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления,используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.
Вывод: Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.
Презентация из опыта работы «Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г.Шарыпово Красноярского края
Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории группы «Колокольчик»:
Яреско Алла Григорьевна
Матвиенко Татьяна Евгеньевна
Воспитатели группы «Золушка»:
воспитатель высшей квалификационной категории
Савушкина Любовь Вячеславовна
Лубышева Наталья Юрьевна
г. Шарыпово, 2020 г.
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Описание слайда:
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ для детей с РАС на сегодняшний день особо актуален.
Это связано с введением ФГОС ДО, увеличением количества детей с РАС, и с тем, что ДОУ является первым институтом социализации таких детей.
Наш детский сад посещают три ребенка с РАС. Все они зачислены в две группы общеразвивающей направленности. Для того, чтобы ребенок с РАС и дети с нормой развития чувствовали себя комфортно нам пришлось корректировать нашу РППС в группе.
Описание слайда:
Характерные особенности для детей с РАС:
Нарушение социального взаимодействия (неумение общаться, договариваться, идти на уступки);
Нарушения концентрации внимания;
Стереотипность в поведении (стремление сохранить постоянное, привычное условие жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке);
Нарушение воображения и отсутствие интересов;
Особенности мышления (мышление у детей с РАС визуальное- они думают «в картинках и образами», а не словами и суждениями. Мышление их не логично, в нем нет не только логики, но и никаких правил движения мысли);
Чрезмерная психомоторная возбудимость;
Нарушение развития речи;
Особенности моторного развития.
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда, для детей с РАС, должна быть:
Описание слайда:
Правильно организованное пространство дает ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные поведенческие и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна быть упорядоченной и умеренной, т.е. игровые зоны не должны быть перегружены разнообразными игровыми объектами. Наличие в постоянном поле зрения большого количества игрового материала может рассеивать их внимание, отвлекать от непосредственного социального взаимодействия с другими детьми.
Для детей с РАС большое значение имеет организации времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, последовательность временных событий. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия. Поэтому необходима работа по организации времени. Упорядочивание режима дня (как рекомендуется в литературе) осуществляется путем визуализации и наглядной демонстрации при помощи карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
Но, наши дети хорошо понимают словесные указания- «Пойдем гулять», «Садись кушать», «Пойдем мыть руки». Все дети идут на музыкальное (физкультурное) занятие, и дети с РАС тоже собираются вместе со всеми.
Описание слайда:
Развивающая предметно- пространственная среда
групп
Описание слайда:
Центр сюжетно-ролевых игр
Центр ручного труда и творчества
Центр развивающих и дидактических игр
Описание слайда:
Музыкально-театральный
центр
Центр патриотического воспитания
Книжный уголок
Центр природы
Центр двигательной активности
Описание слайда:
Описание слайда:
Игры для развития мелкой моторики рук
мозаика
Описание слайда:
Виды конструкторов
«Блоки Дьенеша»
«Деревянный конструктор»
«Пластмассовый конструктор»
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС
Дурнова Светлана
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с РАС, в ОУ, на сегодняшний особо актуален. Это связано с введением ФГОС, увеличением количества детей с РАС, с тем что ДОУ является первым институтом социализации таких детей. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Пространство, в котором ребенку с РАС предстоит быть приобретает особую, терапевтическую значимость. Почему? Потому что дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. у них не формируются адекватные представления о физическом и социальном окружении, что является основой для успешной социализации. Правильная организация окружающей среды способствует преодолению данных трудностей, помогая ребенку понять значение явлений материального и социального мира. Адаптация и последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра и развивает социализацию и коммуникацию.
2 СЛАЙД ТЕРМИНЫ. Рассмотрим и разберем представленные тезисы.
3 СЛАЙД При создании среды для организации образовательного процесса и социализации детей, имеющими РАС, большое значение имеют
— организация социального окружения
Адаптация окружающей среды включает организацию пространства, в котором находится ребенок, времени (режима дня) и социального окружения. Правильная организация пространства дает аутичному ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социальноповеденческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.
4 СЛАЙД. Начнем с группового помещения. Наше помещение расположено на 3 этаже, в стороне от других групп. Это обосновано тем, ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов.Основными отвлекающими факторами могут быть: незнакомая обстановка, движущиеся объекты, люди, различные шумы. Тихая, спокойная обстановка позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом человека, уменьшает чувство страха.
1. Места в помещении достаточно, чтобы сконцентрировать внимание, ориентироваться, а, следовательно, и адаптироваться в помещении и коллективе.
2. Пространство нашей группы условноразделено на функциональные зоны:
– Для индивидуальных занятий
— для групповых занятий
— зона отдыха и сенсорной разгрузки
4. Туалетная комната рядом и ее помещение не отнимает много времени, у меня есть возможность проконтролировать посещение или помочь ребенку.
5. Все необходимое в группе под рукой- питье, еда, игрушки, не надо специально покидать помещение.
6. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.
7. В группе для каждого вида игрушек выделены отдельные полки, которые обозначены визуальными подсказками в первый год посещения и подписями во второй, все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни В целях безопасности все оборудование расположено по периметру группы, центр группы просторная игровая зона.
8. Мебель подобрана для индивидуального пользования- цветные столы по предпочтению, кровати трёхъярусные. Поверхность столов для приема пищи или игр делится пополам липкой цветной лентой или веревочкой.
9. Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть *тихая комната*- тоннель, кресла- мешки для отдыха и уединения, интерактивный пол и доска,
10. Для зрительной стимуляции- визуальные расписания, алгоритмы одевания- раздевания и другие коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейку с полотенцем, напечатанное имя на шкаф для одежды, информационные таблички- туалет- горшок, спальня – кровать и тд)
11. Для слуховой стимуляции- имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники, задерживающие побочные шумы- крики, плач, музыку и тд, но позволяющие прекрасно слышать речь; простые солнцезащитные очки со средним затемнением; антистрессовые игрушки с сыпучим наполнителем.
12. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические тренажеры и в свободном доступе оборудование по М. Монтессори.
13. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными крышками, мелкими игрушками киндерами.
14. Для Развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия есть сенсорная тропа.
15. В группе есть так называемые утяжелители- жилеты и одеяла. Что они дают? Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные (жилеты) или наколенные (одеяла) позволяют насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время занятий позволяет уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более внимательным, собранным и усидчивым. Использование утяжеленных одеял позволяет ребенку почувствовать свое тело, успокоиться и уснуть.
6. Рядом расположена комната учителя- дефектолога, в которой легче концентрировать внимание, где минимальны отвлекающие факторы и есть наличие столов для работы каждого ребенка.
7. В шаговой доступности спортивный зал и кабинет ЛФК
Итак : Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.
При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.
Примеры ориентировочных подсказок:
• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.
• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека, на двери спальни — пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета — ребенок, сидящий на горшке, в игровой зоне — пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из кубиков, и т. д. Такие пиктограммы дают ребёнку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
На втором году обучения, в качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах.Примеры коммуникативных табличек:
• табличка «ПОМОГИ» — в рабочей зоне ребёнка;
• табличка «ДАЙ ПИТЬ» — на бутылке с водой;
Слайд 13 В качестве социально-поведенческихподсказок могут использоваться:
• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду. Фото можно- нельзя кричать!
• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, алгоритм мытья рук или одевания на прогулку. Одним из условий при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребёнку и окружающим его людям общаться.
Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
• фотографии близких людей; фото есть! Слайд. 15
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет); слайд…
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
Важнейшим условием организации игрового пространства является наличие в нем любимых ребенком игрушек, игр и игровых материалов- книги, это счетный материал, буквы и тд.
Организация времени – помощь в усвоении особенно четкого и стабильного расписания текущего дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. События, происходящие с ними в течение дня, оказываются неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия. Таким образом, необходима работа по организации времени.
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание может представлять собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. Слайд 17
Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия,игровая зона организуется особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру.
Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга.
С целью обозначения собственного игрового пространства используется приём разграничения, т. е. общая игровая поверхность делится на две равные части. Например, поверхность стола разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т. д. Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться маленькие коврики-ПАЗЛЫ, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры, необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.
Хорошей традицией стало посещение ежегодного праздника здоровья в спортивном комплексе *Олимпия*, выезд во второй год посещения группы в театр *Барабашка*.
Нами прилагаются все усилия для того, чтобы с помощью реабилитационных мероприятий, по возможности, скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность войти в большой мир людей, создать «ситуацию успеха» для каждого.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно- пространственной среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.