Что важно при поиске работы
В активном поиске: как искать работу мечты
Надеемся, регистрация на hh.ru у тебя в кармане, а в телефон скачано бесплатное приложение. Остается войти, и тысячи предложений по работе тебе гарантированы. Думаешь, преувеличиваем? Тогда смотри: по данным на 7 июля 2021 года на позиции «менеджер» представлено более 172 000 вакансий, «программист» — 60000, «администратор» — 39000, «дизайнер» — 18000, «юрист» — 11000, «сварщик» — 11000. На hh.ru много и других горячих вариантов. Сам поиск выглядит предельно просто: в главную строку вбиваешь желаемую должность, далее выбираешь профессиональную область, регион, желаемый уровень дохода, опыт работы, тип занятости, график и — вуаля — получаешь на руки список потенциальных работодателей.
«Прежде чем начать поиск работы, ответь на вопросы: что я ищу, где хочу работать и на какой зарплате, какими навыками владею я, а какие требует рынок? Изучи требования, которые компании предъявляют к соискателям, и соотнеси свои желания с возможностями. И только потом откликайся на вакансии». Ирина Святицкая
Лайфхак № 1
Поиск работы — тоже работа, как бы странно это ни звучало. И, как и в любом серьезном деле, здесь важна скрупулезность. Заведи на удобное время будильник и каждый день по звонку приступай к мониторингу интересных вакансий или компаний твоей мечты, составлению индивидуальных сопроводительных писем, рассылке резюме. Имей в виду, что, по статистике hh.ru, чем чаще оно отправляется, тем выше вероятность получить приглашение от работодателя.
Лайфхак № 2
Периодически обновляй резюме. Оно живет по принципу новостной ленты: наверху всегда находится «свежак». Обновляя резюме, ты поднимаешь его на видное место — благодаря этому работодатель не только сразу его замечает, но и понимает, что кандидат находится в активном поиске. Боишься забыть нажать на волшебную кнопочку? Сервис «Автоподнятие» тебе в помощь. Он позволяет без твоего участия поднимать резюме несколько раз в день, причем не наугад, а в то время, которое удобно рекрутерам — специалистам, ищущим ценные кадры. А еще ты сможешь выделить его ярким цветом, и тогда оно точно не останется незамеченным.
Лайфхак № 3
Вообще не стесняйся пользоваться полезными опциями hh.ru — они ведь и разрабатывались специально для тебя. Обязательно подпишись на рассылки, чтобы получать подборки вакансий, которые а) востребованы сегодня; б) предлагают самый высокий уровень дохода; в) подходят именно тебе. Эта информация будет держать тебя в курсе ситуации на рынке труда и позволит вовремя выхватить отличный вариант.
Лайфхак № 4
Нет понимания, где именно хотелось бы работать? Не проблема! Для начала изучи Рейтинг работодателей России hh.ru. Присутствие в нем — гарант того, что компания дорожит репутацией, а значит, это дополнительная страховка для тебя. Составь перечень из наиболее симпатичных вариантов и начинай изучать их вакансии. Обязательно присмотрись к номинантам, а особенно победителям Премии HR-бренд. В ее шорт-листы попадают компании, где используются современные методы привлечения, мотивации и удержания сотрудников. Следовательно, будут уважать и ценить тебя как мегапрофессионала. Мы даже не сомневаемся, что ты именно из их числа! И, наконец, пройди тестирование на профориентацию — классный продукт, который выведет тебя на нужную карьерную дорогу.
Лайфхак № 5
С компанией мечты все ок, но в нужном департаменте нет актуальных вакансий? Тогда жми на кнопочку «Хочу у вас работать». Твое желание услышит Вселенная и увидит работодатель — письмо попадет в особую папку в его кабинете и, как только он объявит охоту на молодых специалистов, ты узнаешь о ней в числе первых. Всего лишь цифра: 43% работодателей регулярно просматривают такие резюме. И да, чуть не забыли: ты проявишься как мотивированный сотрудник и выделишься среди других соискателей. Ну круто же!
«При поисках работы я рекомендую молодым специалистам отталкиваться именно от компаний. Неважно, представляют они средний, малый бизнес или являются крупными холдингами. Главное — те ценности, которые они проповедуют. В идеале они должны быть созвучны твоим, чтобы тебе было комфортно и интересно работать и строить там карьеру». Ирина Святицкая
7 правил поиска работы. Советы психиатра
Более половины россиян в 2021 году хотят сменить работу. Точнее, они говорят, что хотели бы перейти на другую должность, но почему-то этого не делают. Выясняем, почему это происходит, и как действовать, если вы все же приступили к активным поискам.
Почему россияне не меняют работу
Потому что страшно. Потому что искать работу – ответственное занятие. Потому что это стресс.
Надо проявить лучшие качества: способность фокусироваться и приспосабливаться, уверенность и последовательность, свободу от обид и эмоциональную устойчивость. Чем выше уровень притязаний, тем больше усилий надо затратить.
Как врач могу сказать, что невозможно с одинаковой интенсивностью находиться в активном поиске полгода. Чем активнее вы ищете работу, тем скорее заканчивается усердие и начинается депрессия. Даже американцы, которые исторически привыкли менять работу раз в 3–5 лет, через шесть месяцев поиска начинают впадать в депрессию в два раза чаще, чем обычно. Оптимисты становятся пессимистами.
Очень похоже на феномен приобретенной беспомощности. По логике вещей, человек, который долго не может найти работу, должен думать вот что: «Меня уволили, мне отказали в 33 местах. С этим я ничего не могу сделать, и это ужасно, но это еще не весь мир. Ко всему, что есть в мире, это не относится». А он делает другой вывод: «Я ничего не смог сделать на прошлой работе никогда не смогу».
Мне часто приходилось менять работу. Уходил и находил новую. Иногда легко, почти случайно. Иногда смена деятельности давалась неимоверно трудно. Я обращался к друзьям, читал советы консультантов и соглашался на работу, которая изматывала меня не меньше, чем ее поиск. Потом, много лет спустя, я заметил, что есть такое правило в жизни, по крайней мере, в моей:
Оцените себя
Как бы вы ни искали работу, не забывайте, что на обновлении резюме и нетворкинге останавливаться нельзя. Не забывайте изучать собственные мотивы и состояние. Стресс (а поиск работы – это стресс) истощает запасы норадреналина, но повышает активность тирозин гидроксилазы. Из-за этого мы начинаем хуже спать, быстрее полнеем и постоянно чувствуем напряжение, как будто готовы защищаться.
В домашних условиях отследить биохимические процессы мы не сможем, а вот изменения в своем самочувствии заметить в состоянии.
Если вы замечаете перепады настроения, тревожность, чрезмерную чувствительность – пора действовать. Когда начинаете, как «бомба», взрываться по малейшему поводу, замедлитесь! Есть опасность, что вы в депрессии, а депрессия – плохой инструмент для поиска работы.
Как не заработать депрессию во время поиска работы
Избежать апатии помогают простые, даже банальные вещи, про которые нам рассказывают в детстве. Как говорят врачи, «редкие болезни встречаются редко, частые болезни встречаются часто и лечатся одинаково». Поиск работы – это частая история.
Чтобы решить проблему, нужно ее отпустить
Я говорю, что во время поиска работы нужно иногда останавливаться и отвлекаться, потому что это работает: мы становимся более продуктивными в те минуты и часы, когда действительно активно ищем работу, успеваем совершенствовать свои навыки и просто улыбаемся от души. Напоследок – вдохновляющая история моей знакомой М.М.
М.М. – искусствовед по образованию. Молодая, красивая, энергичная с прекрасным набором компетенций и реальным опытом успешной работы.
В начале самом пандемии все проекты, в которых участвовала М.М., стали сворачиваться. Она начала рассылать резюме, написала друзьям. Заболеваемость росла, экономика – нет. М. подсчитала деньги, подумала над своей стратегией развития и сфокусировалась на своих сильных качествах. После четырех неудач еще раз подсчитала деньги и пошла на крайней шаг – стала брать деньги в долг у друзей. Это иногда помогает найти работу. Но М. не помогло.
Заболеваемость продолжала расти. М. стала беспокоиться по-настоящему. Она давно так долго не искала работу.
Она перестала искать работу, горевать о будущем и просто жила. Что могла, то и делала. Варила морсы, если кто-то просил домашнего, звонила близким больных, утешала и разговаривала – в общем, делала все, чтобы окружить людей заботой.
Там М. познакомилась с человеком, который после выздоровления нашел М., чтобы предложить работу ее мечты. Сказка! И это случилось именно тогда, когда она перестала сходить с ума от поиска работы.
Надо было три месяца рассылать резюме и делать все, что она делала? Да, это помогло ей глубже понять свои мотивы и цели. Могла бы она найти работу без волонтерства? Скорее всего, да: рынок труда оживает. Но волонтерство в благотворительной организации – очень ценный опыт, который поможет ей и в работе, и в жизни.
Здесь уместно передать привет Дейлу Карнеги: «Вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы за два года, пытаясь заинтересовать других людей своей особой».
Заведовал клиническим отделением неврозов. Почти 30 лет работал в маркетинге и рекламе, в том числе в издательском бизнесе на руководящих позициях. Три года посвятил развитию благотворительного фонда «Свет», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Много раз сам менял работу и даже профессию, занимался формированием команд.
Работа не волк, часть 1. Поиск работы: 9 кругов HR-a
Поиск работы вызывает неприятные тревожно-азартные ощущения и у вчерашнего студента, и у профессионала с годами опыта за плечами. Это не признак неуверенности в себе, это проблема всей отрасли поиска персонала: мы идём на собеседование и понимаем, что не всё может зависеть от профессионализма, что кому-то не понравятся наши софт-скиллы или внешний вид, кто-то упрется в вопрос о причинах ухода с предыдущего места. На Хабре может выйти 200 статей-обращений к HR-службами IT-компаний, где сами соискатели будут с пеной у рта рассказывать, как с ними (нами!) нужно разговаривать, как оценивать, но на первой встрече с будущим работодателем вам всё равно подсунут психологический тест, зададут странные вопросы и посмотрят на вас, как будто вы уже что-то нарушили и идёте в компанию, чтобы порушить устои и корпоративную культуру. Поэтому мы не будем рассказывать компаниям, в чём они не правы — мы расскажем вам, как с этим жить.
Это первая часть нашего нового цикла «Работа не волк», который будет состоять из пяти частей, каждая из которых раскрывает важнейшие аспекты, связанные с трудоустройством. Как и в случае с циклом про образование, статьи будут субъективными, честными и основанными на обширной экспертизе. Вот что вас ждёт:
Как мы ищем работу и работа ищет нас
Вне зависимости от образования есть несколько способов найти новую работу, каждый из которых имеет свои преимущества и серьёзные подводные камни.
▍На сайтах работы
Вы составляете резюме, размещаете его на «Моём Круге» или Хедхантере, откликаетесь на вакансии или ожидаете, когда работодатель пригласит вас на собеседование. Когда-то эта форма казалась прогрессивной и передовой, сегодня она сохраняет позиции, но требует трансформации по ряду причин.
▍Прямым контактом с компанией
Отличный способ найти хорошую, подходящую работу — это напрямую обратиться в компанию и предложить рассмотреть ваше резюме: отправить по электронной почте, написать в социальных сетях. Таким образом вы не просто информируете о себе, но и демонстрируете вовлечённость. Такой подход требует не молчаливого «кидания резюме», а вдумчивого сопроводительного письма, в котором вы расскажете, почему вам интересна компания, что вы о ней знаете (при любом уровне знаний — излагайте только открытую информацию!), что готовы привнести в работу и продукт. Такие письма крайне редко остаются без внимания, но лучше всего спустя пару дней позвонить и уточнить, видели ли вашу информацию (это трудно ровно до первого «Алло», вы классный специалист, вы продаёте себя, не нужно стесняться).
Что нужно иметь ввиду?
▍По рекомендации (не по блату!)
У HR во всех сферах и особенно в IT, есть обширные сообщества и локальные группы и чаты, где они делятся резюме специалистов, размещают запросы на соискателей, рассказывают о сокращениях, обсуждают проблемы и проч. Так что если вы уходите из компании по-хорошему, заранее, с отработкой, вы можете попросить HR-менеджеров закинуть резюме в одно из таких коммьюнити — как правило, после этого IT-специалисту поступает по 5-10 звонков за два дня, а ваш HR своеобразно ручается за вас.
Также вас может порекомендовать бывший или настоящий коллега, знакомый и даже руководитель, если у вас объективные причины увольнения и у них есть такая возможность. Это выигрышный вариант трудоустройства, поскольку вы в компанию идёте уже как немножко знакомый с рекомендацией, а не человек с улицы (надеюсь, вы понимаете, что наниматель расспросит о вас того, кто порекомендовал?).
Что нужно иметь ввиду?
▍Через конференцию, митап и т.д.
Неоднозначный способ в мире IT, но мы же сейчас не будем краснеть и говорить, что не знаем, зачем компании проводят митапы и открывают стенды на конференциях? Вы же знаете, зачем вы решаете задачки за призы и оставляете свой e-mail и телефон на листочке с решением или в анкетке? Это всё элементы HR-бренда — создания образа компании, в которой хочется работать. Ну а вам потом перезвонят — причём реально перезвонят, а не как в шутке. И это классно с точки зрения компании и соискателя: за счёт тестов и задачек считайте, что предварительный этап собеседования пройден и уже примерно понятно, каков ваш минимум (а иногда и больше).
Но, конечно, не всё так просто. И здесь тоже нужно учитывать несколько моментов.
▍Случайным запросом от работодателя
Порой пути трудоустройства настолько удивительные, что начинаешь подозревать неладное 🙂 Например, пишете вы пост на Хабр или даёте грамотный комментарий, а через час у вас в личке приглашение пройти собеседование в компании, которой интересны ваши скиллы и ваш опыт; или, например, сидите в компании в кафе, по пьяной лавочке начинаете затирать, что вы провели эксперимент с ClickHouse и в итоге…, а в этот момент кто-то из сидящих за столом решает, что именно вас не хватает компании).
Здесь минусы и плюсы очень индивидуальны. Важно, что такое решение, как правило стихийное, и вы можете не успеть присмотреться к компании и к особенностям предстоящих задач. Совет один — возьмите небольшой таймаут и подумайте: вас хотят, а значит, несколько дней погоды не сделают. Но такие встречи чаще всего означают классное и интересное сотрудничество.
▍Блат и кадровое агентство
Есть ещё два способа: по блату и через кадровое агентство. Честно говоря, хочется пожелать всем избежать участи и работы с такими ребятами, и устройства таким образом. Однако оговорюсь о кадровых агентствах — старайтесь не попасться на их услуги, вы и без них способны устроиться. А вот работодателям я так скажу: господа, услугами кадровых агентств пользуются соискатели, которые в большинстве случаев «неликвид рынка труда» — и, нанимая их, вы мало берёте навязанного кота в мешке, так ещё и платите за это деньги. Лучше предложите премию за привлечение сотрудника — ваши же подчинённые найдут лучше. Впрочем, это субъективно — и если вы разубедите меня в комментариях, посыплю пеплом голову.
Расскажу вам историю. Мой коллега работал над системами компьютерного зрения, прекрасный специалист. Им стало интересоваться кадровое агентство «для своего клиента». Он, конечно, отказался, и тут же сотрудница агентства, которая 15 минут говорила ему, какой он уникальный и единственный, спрашивает: «Евгений, а у вас есть пара коллег, кого бы вы могли порекомендовать на эту должность? Мы за это вас будем всем подряд советовать.» Женька, конечно, её некультурно послал. Почитали про агентство, а оно топовое. Такие дела.
Вне зависимости от способа трудоустройства и степени вашей удачи, нужно не забывать главное: вас нанимают как профессионала, от вас ожидают качественной работы и быстрого старта в проектах. Если вы к этому будете стремиться, всё сложится, а в софт-скиллах сориентируетесь. Кстати, вот вам новейшая поговорка из мира HR для размышления: «Принимают за hard skills, увольняют из-за soft skills».
Печатное, в виде видео, в вид репозитория на GitHub или суперквеста, но резюме должно быть. Это важный файл, который презентует вас, даёт информацию об опыте и, что самое важное, является первой точкой соприкосновения работодателя и соискателя (в большинстве случаев). Поэтому над ним нужно поработать.
▍Какие элементы должно иметь резюме?
▍Чего в резюме быть не должно?
▍Должно ли резюме быть креативным?
Очень сложный вопрос. Да, можно написать развесёлый пост в Facebook и вирусно получить массу предложений о работе, можно прислать резюме в конверте с долларом или в виде оригами (реальные резюме, побывавшие в моих руках), можно сделать сайт и т.д. Но нужно понимать, что так делают сотни, а выстреливает у единиц. Если вы делаете так, это должно быть по-настоящему круто. Потому что если вы решите продемонстрировать свой юмор и креатив, они могут сыграть против вас и выдать в вас не ироничного профессионала, а выпендрёжника.
Ещё момент — ваш креатив, как и резюме должен открываться, работать и не раздражать. Протестируйте свою подачу на всех платформах, посмотрите на мобильном, отправьте паре друзей — всё должно работать безупречно. Вот вам пример одно из крутейших резюме, которые встречались за последнее время (осторожно, таймкиллер!). Это впечатляет и демонстрирует многие навыки соискателя в действии. Но мне страшно подумать, что будет, если его откроет HR, которая привыкла работать по схеме: оклик — распечатать — позвонить. Испугается и забьёт? Разозлится? Не поймёт, как смотреть и закроет? Решит, что вирус? Короче, берите в расчёт, кому в руки попадёт ваше резюме. И да, зависть ещё тоже никто не отменял 😉
Итак, мы с вами составили и разослали резюме. Идём дальше.
Как пройти HR-а и дойти до босса
Поиск работы в IT специфичен: не всегда HR имеет технический бэкграунд, не всегда вы выходите на HR (иногда сразу на руководителя или генерального). Это приводит к стрессовым собеседованиям, на которых может растеряться даже матёрый миддл. Но это преодолимо. Начнём с начала — с HR.
▍Общаемся с HR
Как уже говорилось в начале, несмотря на сотни статей и наши с вами крики о просьбе что-то изменить, в 90% случаев вам предстоит очень стандартная процедура: HR — руководитель и специалист подразделения — большой босс. (Редкая удача случается в малом и среднем бизнесе, где с вами сразу разговаривает руководитель). Ваша задача — дойти до вашего потенциального непосредственного руководителя, чтобы показать ему профессиональный уровень. Придётся страдать.
Не проявляйте негативные эмоции к HR (пренебрежение, высокомерие), общайтесь так, как будто перед вами ваш хороший товарищ: искренне, с улыбкой, включённо, без сарказма. Пройдите предложенные тесты, смотрите в глаза, отвечайте на вопросы нейтрально.
Кем видите себя через 5 лет? — Я стараюсь постоянно профессионально развиваться, осваивать новые технологии и расти как специалист. Если политика вашей компании подразумевает вертикальный рост, то мне было бы интересно стать ведущим разработчиком или тимлидом, чтобы применять свой опыт для развития проекта, если рост горизонтальный, то мне бы хотелось попробовать себя в команде Х. // Так вы показываете знание компании и нейтрально отвечаете на противный вопрос.
Все в SpaceX, там вас точно поймут!
Ваши отрицательные качества? — Я трудоголик, поэтому иногда сталкиваюсь с прокрастинацией, мне нужно полчаса-час, чтобы переключиться на новую задачу. В это время я продумываю схему её решения и риски. Так что может показаться, что в это время я немного бездельник (и усмешка). // Чего же тут негативного, а как искренне звучит!
Как вы относитесь к переработкам? — Всегда готов! // А там разберётесь.
У вас двое детей, они явно болеют, вы часто ходите на больничные? — Мы закаливаемся и стараемся болеть меньше. Но надо сказать, что сегодня больничный — не помеха: удалённая работа не мешает течению процессов, я классно её организую. Так что не вижу проблем. //Твёрдый ответ и готовое решение проблемы.
Если в вакансии есть какие-то требования к английскому языку, есть вероятность, что HR явит свой инглиш-иняз-финиш и начнёт говорить на языке. Это немного сбивает с мыслей, поэтому, если ваш уровень языка не очень уверенный, подготовьте заранее ответы на стандартные вопросы (можно найти в интернете и на Хабре (раз, два, три, четыре) и где угодно).
Обговорите сроки выхода на работу, если вы ещё не уволились с текущей: как показывает опыт, это может занять больше нормативных двух недель. Уточните, готовы ли вас подождать и поясните, почему это для вас важно. Даже если вы хотите пару недель отдохнуть и набраться сил, обозначьте это, огласив период до предыдущего отпуска (лучше, если он больше полугода).
Перед тем, как идти на собеседование, обязательно изучите компанию, продукты, отзывы, блог, блог на Хабре — так вы поймёте ценности и легко ответите на вопросы типа «что вы знаете он нас?». Я вот ни разу не HR, но как же мне было приятно слышать от соискателей, что продукт XYZ уверенно выглядит на рынке и у него классно реализована логика работы с ****. «Это же мой отдел придумал, мой!» — хотелось кричать и брать без тестового задания.
Позаботьтесь об одежде и внешнем виде. Это очень болезненная и щепетильная тема, потому что на вкус и цвет товарищей нет и кому-то понравится эмансипированная девушка в брючном костюме в лучших традициях Сен-Лорана, а кто-то ждёт прогера в джинсах и майке, а не в деловом костюме. Обычно для IT-компаний (если они без дресс-кода узнайте заранее) достаточно нейтральных вещей приятного цвета и фактуры (примерно то, что называется смарт-кэжуал, погуглите, кароч). Волосы должны быть чистыми, ногти аккуратными, дыхание свежим, макияж ненавязчивым, обувь чистой — но разве не так вы выглядите каждый день?
В принципе, задача минимум — не вызвать негатив, максимум — вызвать симпатию. Обязательно поблагодарите и спросите, когда следующий контакт.
▍На что обратить внимание на собеседовании: чёрные метки, белые метки
Деньги — самый сложный вопрос на собеседовании: от вас требуют ответа, сколько вы хотите и оценивают адекватность оценки своего уровня, вы боитесь услышать маленькую сумму. Обратите внимание, как HR-менеджер говорит о вилке в оплате труда, что рассказывает о бонусах и соц. пакете. Уточните, вся ли зарплата белая, если для вас это важно, — это нормальный вопрос в наше время. На вопрос о ваших зарплатных ожиданиях называйте сумму чуть больше, чем средняя по рынка в вашем регионе для выбранной позиции (узнайте заранее). Если у вас есть выдающиеся качества и жёсткий мотив требовать большую сумму, твёрдо объясните это, аргументируя мнение.
Спросите, сразу ли вы будете работать по трудовому договору. Если нет, семь раз подумайте, нужна ли вам эта работа.
Обговорите график, спросите, как организована отработка «сдвинутых» и «отгулочных» часов. Если за них берут деньги (aka штраф или депремирование), уходите, не оглядывайтесь — в этой компании ваше время и ваши потребности полный ноль. Обычно отработка запланирована в оверчасах на неделе или в выходные.
Обязательно спросите, кто будет вашим непосредственным руководителем, попросите показать кабинет или опенспейс. Если всё в порядке и в компании царит адекватная атмосфера, менеджер по найму сразу согласится или даже сам предложит вам небольшую экскурсию по офису.
Если дело пошло очень хорошо и HR-специалист к вам расположен, спросите, сколько он работает и нравится ли ему работа. По реакции вы сразу поймёте, насколько к вам искренне отнеслись и действительно ли всё так хорошо, как написано на сайте в разделе «Карьера» и «О нас».
Чёрные метки, которые вас должны насторожить:
▍Собеседуйте компанию — это вы им нужны!
Смена работы — важнейший шаг, который может определить ближайшие 5-10 лет вашей жизни. Поэтому отнеситесь к выбору с глубоким самоуважением, не бойтесь задавать вопросы. Составьте список заранее и тщательно их запомните (не читайте!). Часть вопросов мы уже обозначили выше, но повторю их здесь, чтобы вы могли скопировать их себе списком.
(Внимание! Эти вопросы являются рекомендацией, всегда нужно думать, в КАКУЮ компанию вы устраиваетесь, и возможно не все вопросы стоит озвучивать, часть их лучше разведать заранее или после общения с HR).
Если вы дошли до собеседование с техническими специалистами и/или руководителем, ваши шансы устроиться в компанию ощутимо возросли, и очень многое зависит от вас. Об этом, о муках выбора, об адаптации в компании и первых месяцах — в следующем выпуске. Постараемся не задерживать.
А пока домашнее задание: пересмотрите своё резюме, зарегистрируйтесь на «Моём Круге», проверьте социальные сети. И расскажите в комментариях, а как вы проходите HR?