Что важно при выборе школы
Что важно при выборе школы
В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.
По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.
Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.
Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.
Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.
То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.
Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.
Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.
Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.
В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.
Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.
Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).
Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.
В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.
Если говорить о следующей ступени – это профилизация. В 8-10 классе уже можно рассматривать школы по направлениям интересов ребенка и вузов, к которым в этих учебных заведениях идет подготовка.
Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.
В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.
Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.
В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.
Органическая культура в школах подразумевает совместную деятельность, здесь родители сильно включены в процесс обучения и влияют на него. Школы с органической культурой ценят свои традиции и уделяют большое внимание поддержанию «семейной» атмосферы.
В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.
Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.
Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Хотелось бы немного поговорить о том, какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы. Они неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Среди них есть критерии, важные для ребенка и для взрослых. Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, стоит заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Эта «этнографическая экспедиция» позволит вам частично получить представление о том, как там устроена жизнь, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее. Во время таких визитов можно многое увидеть.
Детские критерии
Один возраст должен соответствовать одному уровню
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.
Важен гендерный состав класса
Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив. У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках. В начальной школе девочки и мальчики обычно мало пересекаются, но у них могут быть конфликты группа на группу.
Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников
В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной. Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Я ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым, потому что у какого-то народа, скажем, совершенно другая культура воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов. И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться. Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.
Обратите внимание на организацию школьного пространства
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.
Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь
Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Профили: за и против
Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.
Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.
Можно ли выбрать профиль в шесть-семь лет? Способности открываются и развиваются постепенно. Иногда о пятилетнем ребенке можно с большой натяжкой сказать: «Да, здесь явно вербальный, а здесь невербальный интеллект», «Он чистый гуманитарий» и «Он однозначно математик». Но это не значит, что нужно развивать область, которая сама бурно развивается. Я сторонник компенсирующего развития и не вижу смысла нажимать на математику, когда с ней и так все хорошо.
Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.
Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.
Дополнительное образование
Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью нарушит гармонию наполненности его расписания и лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу. Если постоянно есть самые лучшие продукты, но в чрезмерном количестве, в какой-то момент ваш желудок не справится с этим обилием прекрасного. Так и здесь. Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье. Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы.
Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?
Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
Родительские критерии
Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Расходы
Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. » Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.
Своя среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень участия в школьной жизни
Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Участие родителей в учебе
Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся». Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью. Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека. «Началка» увеличилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной.
В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
Текст — отрывок из книги «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».
Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.
Как выбрать школу в первом и пятом классе: что важно?
Ольга Красникова психолог, руководитель психологического центра «Собеседник»
Большинство будущих первоклассников уже записаны в выбранные школы, а будущие пятиклассники, которые собираются школу менять, сдают экзамены. Но родители порой не находят покоя: точно ли школа, которую они выбрали, подойдет ребенку? Для тех, кто не уверен в правильности выбора, а также для тех, кто еще не определился, — советы психолога. Что важно в начальной и средней школе?
Выбор школы — один из самых ответственных выборов, которые совершают родители. Критерии выбора начальной и средней школы отличаются. Задача начальной школы — поддержать в ребенке его жажду знаний и научить учиться. Детям очень интересно познавать мир, им во всем хочется разобраться. Если взрослые доброжелательно и терпеливо отвечают на все их бесконечные «зачем?» и «почему?», если для ребенка создается среда, в которой он свободно может пробовать, сомневаться и ошибаться, то его естественное любопытство перерастет в любознательность и интерес к жизни.
Для того чтобы не отбить у ребенка желание учиться, в начальной школе первым делом выбираем учительницу. И главное, на что нужно смотреть, — любит ли она детей, уважает ли в ребенке личность. В идеале учитель ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, не сравнивает детей друг с другом, не ставит свое отношение к ребенку в зависимость от его успеваемости и поведения, следит за тем, чтобы отношения между учениками строились на взаимопомощи, а не на конкуренции. Тогда дети с удовольствием ходят в школу, где их ждут не только новые знания, но и друзья.
Очень важно, чтобы класс был небольшим. Если в младшей школе детей в классе больше двадцати, то учителю очень сложно создать для всех комфортные психологические условия и поддерживать с каждым ребенком хороший личный контакт.
Условие, значимое для ребенка любого возраста, но особенно для младшего школьника, — в школе должны быть очень четкие, разумные и понятные правила поведения и дисциплина. Если ученики носятся по коридорам как оголтелые, толкаются, швыряются чем попало и никто за этим не следит, то такая «демократия» может быть опасной для малыша как физически, так и психологически.
Ребенок должен чувствовать себя защищенным, должен быть уверен в том, что, если что-то произойдет, это сразу же заметят и примут меры. И если в средней школе дети могут пожаловаться родителям или как-то сами себя защитить, то в младшей они нередко многого боятся, начинают чувствовать себя беспомощными.
Внимание прежде всего следует обращать на то, что в школе «модно», что в ней разрешается и поощряется. Для ученика начальной школы старшеклассник — это «взрослый», образец, неформальный лидер, иногда пользующийся авторитетом гораздо бoльшим, чем родители и учитель. Важно, однако, что этот «пример» делает. Ведь если нет героя, на его место приходит антигерой.
В школе должны быть традиции — праздники, встречи выпускников, концерты, капустники, школьный театр, кружки, неформальные музеи, собственная газета. Это говорит о том, что конкретная школа — не «детское исправительное учреждение», а место, где о детях думают, заботятся об их досуге, где важна не только успеваемость, но и личностное развитие, человеческие отношения. Чувствовать себя в школе личностью необходимо всем, от первоклассника до выпускника.
При выборе средней школы нужно обратить внимание на то, преподают ли в ней хотя бы двое или трое (а лучше больше) сильных предметников, учителей, не только досконально знающих свой предмет (таких в общем-то немало), но и по-настоящему увлеченных им. По этим дисциплинам в школе проводятся неформальные олимпиады, есть дополнительные занятия для желающих.
Почему важно присутствие таких педагогов? Человек, увлеченный своим предметом, это для ребенка наглядный пример ценности знаний. Даже если ученик в будущем и не посвятит себя этой науке, для него важно увидеть, что это увлекательно и востребовано, что человек, обладающий знаниями, счастлив. Ведь дети на уроках получают не только информацию, они учатся отношению к знаниям. Унылые, ненавидящие свой предмет учителя — чему они могут научить?
В средней и старшей школе большую роль играет классный руководитель. В какой-то момент в средней школе у ребенка вместо учебы главным становится общение со сверстниками. Это совершенно естественно, и не надо с этим бороться. В общении подросток развивается эмоционально и личностно, а это не менее значимо, чем интеллектуальное развитие. Продолжается этот период лет до шестнадцати-восемнадцати, потом молодежь, как правило, опять начинает учиться. Если педагог ведет внеклассную работу, обеспечивает среду, в которой подростки общаются, и эта среда безопасная и интересная (походы, поездки, какая-то общая деятельность), это значит, что ребенок не пойдет ни в какие дурные компании. Когда мотивация к учебе временно теряется, чтобы подросток все-таки ходил в школу, его должен притягивать коллектив. И тут многое зависит от классного руководителя — он задает тон.
Так что пусть это будет просто районная школа, но, если вы знаете, что там «математичка» и «химик» хорошие, если в этой школе часто устраиваются праздники, концерты, походы, а на встречах выпускников яблоку негде упасть, — велика вероятность того, что вашему ребенку там понравится.
И еще один момент. Когда я училась в школе, у нас существовало правило: если кто-то из учеников не пришел на первый урок, на следующей же перемене «классная» звонила родителям и узнавала, что случилось. И если обнаруживались какие-то проблемы, можно было сразу же, пока не поздно, «схватить их за хвост» и начать решать совместными усилиями. Очень хорошо, когда учителя в школе поддерживают личный контакт с родителями. Этот контакт ни в коем случае не должен превращаться в «отчитывание» и унижение родителей — это должно быть согласованное и доброжелательное взаимодействие. Важно, чтобы вы выбрали школу, где учителя и родители друг друга уважают и находятся «по одну сторону баррикад» — на стороне ребенка.
Статья предоставлена издательством «Никея»