Что важно при выборе школы

Что важно при выборе школы

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.

По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.

Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.

Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.

Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.

То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.

Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.

Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.

Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.

В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.

Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.

Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).

Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.

В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.

Если говорить о следующей ступени – это профилизация. В 8-10 классе уже можно рассматривать школы по направлениям интересов ребенка и вузов, к которым в этих учебных заведениях идет подготовка.

Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.

В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.

Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.

В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.

Органическая культура в школах подразумевает совместную деятельность, здесь родители сильно включены в процесс обучения и влияют на него. Школы с органической культурой ценят свои традиции и уделяют большое внимание поддержанию «семейной» атмосферы.

В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.

Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.

Источник

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Хотелось бы немного поговорить о том, какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы. Они неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Среди них есть критерии, важные для ребенка и для взрослых. Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, стоит заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Эта «этнографическая экспедиция» позволит вам частично получить представление о том, как там устроена жизнь, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее. Во время таких визитов можно многое увидеть.

Детские критерии

Один возраст должен соответствовать одному уровню

Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.

Важен гендерный состав класса

Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив. У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках. В начальной школе девочки и мальчики обычно мало пересекаются, но у них могут быть конфликты группа на группу.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников

В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной. Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Я ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым, потому что у какого-то народа, скажем, совершенно другая культура воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов. И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться. Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.

Обратите внимание на организацию школьного пространства

Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.

Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.

Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь

Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной

Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Профили: за и против

Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.

Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.

Можно ли выбрать профиль в шесть-семь лет? Способности открываются и развиваются постепенно. Иногда о пятилетнем ребенке можно с большой натяжкой сказать: «Да, здесь явно вербальный, а здесь невербальный интеллект», «Он чистый гуманитарий» и «Он однозначно математик». Но это не значит, что нужно развивать область, которая сама бурно развивается. Я сторонник компенсирующего развития и не вижу смысла нажимать на математику, когда с ней и так все хорошо.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.

Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.

Дополнительное образование

Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью нарушит гармонию наполненности его расписания и лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу. Если постоянно есть самые лучшие продукты, но в чрезмерном количестве, в какой-то момент ваш желудок не справится с этим обилием прекрасного. Так и здесь. Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье. Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы.

Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.

Родительские критерии

Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.

Расходы

Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. » Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Своя среда

Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.

Степень участия в школьной жизни

Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.

В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.

Участие родителей в учебе

Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся». Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью. Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека. «Началка» увеличилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Текст — отрывок из книги «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».

Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.

Источник

Как выбрать школу в первом и пятом классе: что важно?

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школыОльга Красникова психолог, руководитель психологического центра «Собеседник»

Большинство будущих первоклассников уже записаны в выбранные школы, а будущие пятиклассники, которые собираются школу менять, сдают экзамены. Но родители порой не находят покоя: точно ли школа, которую они выбрали, подойдет ребенку? Для тех, кто не уверен в правильности выбора, а также для тех, кто еще не определился, — советы психолога. Что важно в начальной и средней школе?

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

Выбор школы — один из самых ответственных выборов, которые совершают родители. Критерии выбора начальной и средней школы отличаются. Задача начальной школы — поддержать в ребенке его жажду знаний и научить учиться. Детям очень интересно познавать мир, им во всем хочется разобраться. Если взрослые доброжелательно и терпеливо отвечают на все их бесконечные «зачем?» и «почему?», если для ребенка создается среда, в которой он свободно может пробовать, сомневаться и ошибаться, то его естественное любопытство перерастет в любознательность и интерес к жизни.

Для того чтобы не отбить у ребенка желание учиться, в начальной школе первым делом выбираем учительницу. И главное, на что нужно смотреть, — любит ли она детей, уважает ли в ребенке личность. В идеале учитель ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, не сравнивает детей друг с другом, не ставит свое отношение к ребенку в зависимость от его успеваемости и поведения, следит за тем, чтобы отношения между учениками строились на взаимопомощи, а не на конкуренции. Тогда дети с удовольствием ходят в школу, где их ждут не только новые знания, но и друзья.

Очень важно, чтобы класс был небольшим. Если в младшей школе детей в классе больше двадцати, то учителю очень сложно создать для всех комфортные психологические условия и поддерживать с каждым ребенком хороший личный контакт.

Условие, значимое для ребенка любого возраста, но особенно для младшего школьника, — в школе должны быть очень четкие, разумные и понятные правила поведения и дисциплина. Если ученики носятся по коридорам как оголтелые, толкаются, швыряются чем попало и никто за этим не следит, то такая «демократия» может быть опасной для малыша как физически, так и психологически.

Ребенок должен чувствовать себя защищенным, должен быть уверен в том, что, если что-то произойдет, это сразу же заметят и примут меры. И если в средней школе дети могут пожаловаться родителям или как-то сами себя защитить, то в младшей они нередко многого боятся, начинают чувствовать себя беспомощными.

Внимание прежде всего следует обращать на то, что в школе «модно», что в ней разрешается и поощряется. Для ученика начальной школы старшеклассник — это «взрослый», образец, неформальный лидер, иногда пользующийся авторитетом гораздо бoльшим, чем родители и учитель. Важно, однако, что этот «пример» делает. Ведь если нет героя, на его место приходит антигерой.

В школе должны быть традиции — праздники, встречи выпускников, концерты, капустники, школьный театр, кружки, неформальные музеи, собственная газета. Это говорит о том, что конкретная школа — не «детское исправительное учреждение», а место, где о детях думают, заботятся об их досуге, где важна не только успеваемость, но и личностное развитие, человеческие отношения. Чувствовать себя в школе личностью необходимо всем, от первоклассника до выпускника.

Что важно при выборе школы. Смотреть фото Что важно при выборе школы. Смотреть картинку Что важно при выборе школы. Картинка про Что важно при выборе школы. Фото Что важно при выборе школы

При выборе средней школы нужно обратить внимание на то, преподают ли в ней хотя бы двое или трое (а лучше больше) сильных предметников, учителей, не только досконально знающих свой предмет (таких в общем-то немало), но и по-настоящему увлеченных им. По этим дисциплинам в школе проводятся неформальные олимпиады, есть дополнительные занятия для желающих.

Почему важно присутствие таких педагогов? Человек, увлеченный своим предметом, это для ребенка наглядный пример ценности знаний. Даже если ученик в будущем и не посвятит себя этой науке, для него важно увидеть, что это увлекательно и востребовано, что человек, обладающий знаниями, счастлив. Ведь дети на уроках получают не только информацию, они учатся отношению к знаниям. Унылые, ненавидящие свой предмет учителя — чему они могут научить?

В средней и старшей школе большую роль играет классный руководитель. В какой-то момент в средней школе у ребенка вместо учебы главным становится общение со сверстниками. Это совершенно естественно, и не надо с этим бороться. В общении подросток развивается эмоционально и личностно, а это не менее значимо, чем интеллектуальное развитие. Продолжается этот период лет до шестнадцати-восемнадцати, потом молодежь, как правило, опять начинает учиться. Если педагог ведет внеклассную работу, обеспечивает среду, в которой подростки общаются, и эта среда безопасная и интересная (походы, поездки, какая-то общая деятельность), это значит, что ребенок не пойдет ни в какие дурные компании. Когда мотивация к учебе временно теряется, чтобы подросток все-таки ходил в школу, его должен притягивать коллектив. И тут многое зависит от классного руководителя — он задает тон.

Так что пусть это будет просто районная школа, но, если вы знаете, что там «математичка» и «химик» хорошие, если в этой школе часто устраиваются праздники, концерты, походы, а на встречах выпускников яблоку негде упасть, — велика вероятность того, что вашему ребенку там понравится.

И еще один момент. Когда я училась в школе, у нас существовало правило: если кто-то из учеников не пришел на первый урок, на следующей же перемене «классная» звонила родителям и узнавала, что случилось. И если обнаруживались какие-то проблемы, можно было сразу же, пока не поздно, «схватить их за хвост» и начать решать совместными усилиями. Очень хорошо, когда учителя в школе поддерживают личный контакт с родителями. Этот контакт ни в коем случае не должен превращаться в «отчитывание» и унижение родителей — это должно быть согласованное и доброжелательное взаимодействие. Важно, чтобы вы выбрали школу, где учителя и родители друг друга уважают и находятся «по одну сторону баррикад» — на стороне ребенка.

Статья предоставлена издательством «Никея»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *