Что важно учитывать графическому дизайнеру при создании макета
Макет сайта: как сделать дизайн и передать исходники верстальщику
Удалить скрытые слои, настроить отступы, экспортировать иконки и приложить шрифты: что нужно сделать дизайнеру, чтобы разработчик не запутался в макет
Чтобы стать опытным дизайнером, нужно сделать несколько больших проектов и понять, как всё устроено изнутри. Если времени на проекты нет, то все нюансы передачи макетов разработчикам и правильном общении с ними можно узнать на нашем курсе.
Зачем приводить всё в порядок
Создание сайта — трудоёмкий процесс, потому что надо не только продумать его логику и разработать стиль, но ещё сверстать и запрограммировать страницу.
Иногда дизайнер рисует хороший макет, а после вёрстки качество заметно падает:
Скорее всего, это происходит потому, что дизайнер плохо подготовил макет для вёрстки.
Пишет про дизайн в Skillbox. Рисует макеты и верстает страницы для клиентов.
Для чего нужен макет
Обычно сайт разрабатывают в несколько этапов. Собирают информацию, рисуют дизайн и пишут текст, а затем верстают и программируют. Сначала дизайнер работает с внешним видом, создаёт макет сайта, затем передаёт исходники разработчику.
Макет сайта — это эскиз, на котором изображена будущая страница. От того, насколько качественно проработан макет, зависит общее восприятие информации на сайте.
При работе над макетом в графическом редакторе у дизайнера нет ограничений. Если выбранный шрифт не подходит, его можно поменять в один клик. Если кнопка выглядит неудачно, можно легко изменить её цвет и размеры.
Разработчик получает от дизайнера макет в графическом формате. Затем с помощью HTML и CSS, языка для разметки страниц и таблицы стилей приводит макет в такой вид, который понимают браузеры.
Правила создания макета
Верстальщик постоянно сверяется с исходными файлами, которые получил от дизайнера. Смотрит отступы и расстояния, копирует текст, задаёт нужные стили.
Важно! Часто дизайнер в спешке отправляет макет разработчику и при этом забывает проверить работу на ошибки. А верстальщик тоже может не заметить проблем и опубликовать это всё на сайте.
Обычные ошибки дизайнера:
Чтобы это происходило реже, необходимо соблюдать основные правила создания макета и взаимодействия с верстальщиком.
1. Договоритесь о формате файлов
Начинающие дизайнеры часто не знают, в какой программе можно сделать макет. Изучают разные графические редакторы, выбирают удобный для себя.
Photoshop — универсальный редактор, и поэтому его довольно непросто освоить. Чтобы не тратить много времени на изучение функций, можно использовать новое поколение программ, предназначенных специально для веб-дизайна: Adobe XD, Figma, Sketch.
Некоторые дизайнеры рисуют макеты в других редакторах. Кто-то пользуется Adobe Illustrator или Adobe InDesign.
Перед тем как выбрать программу для создания макетов, поговорите с верстальщиком. Удобно ли ему будет пользоваться Photoshop или лучше нарисовать всё в Sketch? Или он пользуется Zeplin, поэтому неважно, в какой программе вы рисуете?
2. Следуйте требованиям интерактивного дизайна
Создавайте макет по правилам. Это упростит работу над внешним видом и облегчит процесс вёрстки.
3. Избавляйтесь от дробных расстояний
Проверьте все элементы макета и посмотрите на расстояния и отступы. Все размеры должны быть выражены целыми чётными числами. Не используйте нечётные числа и дроби.
4. Наведите порядок в слоях и артбордах
Во время работы над макетом дизайнер располагает слои в хаотичном порядке, не переименовывает их, скрывает неподходящие варианты. С таким макетом сложно работать верстальщику и другим специалистам, в нём нет структуры.
Чтобы создать порядок в слоях:
Что должно быть в макете сайта: шпаргалка для дизайнера
Порой дизайнер предоставляет заказчику макет, в котором чего-то не хватает. Верстальщики, бэкендеры и любые другие технические специалисты, конечно, могут сделать недостающий элемент на своё усмотрение, но их не будет волновать внешний вид. Вместо тщательно подобранных оттенков, они добавят свои цвета, сделают стандартные шрифты, и все усилия дизайнера пойдут насмарку.
Макет также могут отправить обратно на доработку. Поэтому дизайнеру лучше иметь под рукой список необходимых элементов и заглядывать в него до того, как макет передадут в вёрстку. Это позволит сделать всё сразу, не возвращаться к проекту несколько раз и не переживать, что при сборке страницы что-то пойдёт не так. Хотя что-то, скорее всего, всё-таки пойдёт.
Осторожно, в статье много иллюстраций.
Общие рекомендации
Прежде чем говорить о конкретных элементах, стоит упомянуть основные моменты, о которых дизайнеру лучше не забывать.
Шрифты
Их нужно прикреплять к макету, иначе разработчик скачает какие-нибудь не те и испортит дизайн.
Векторные объекты
Удивительно, но векторная картинка должна быть в векторе и на макете. Если в макет вставить изображение другого формата, там оно будет выглядеть нормально, но при тестировании станет мыльным. Чтобы такого не происходило, надо всегда использовать вектор: скажем, прикреплять SVG-иконки.
Сетка
Лучше всего не удалять сетку с макета, так как по ней удобно ориентироваться. Когда есть сетка, проще разбивать макет на части, делать колонки нужной ширины. Тогда в адаптивной вёрстке меньше багов, и сайт в целом выглядит аккуратнее.
Сетка на макете сайта в Figma
Обязательные элементы для сайта
Есть вещи, которые должны быть в макете любого сайта. Но почему-то некоторые из них дизайнеры часто забывают. Если их вообще не сделать, то сайт будет выглядеть как минимум странно. А если отдать их на усмотрение верстальщика — опять же — высока вероятность, что эти элементы будут выбиваться из общей картины.
Страница 404
Она нужна для замены той страницы, которой по каким-то причинам нет: товар убрали из продажи, ссылка оказалось битой, в адрес вкралась опечатка, пользователь забыл залогиниться и прошёл по прямой ссылке из закладок и т.д.
404 — это код самой популярной ошибки. Кроме неё существует и множество других состояний, но для упрощения работы 404 стала универсальной страницей для обработки ошибок.
Если не забыть про 404, можно пофантазировать и сделать креативной даже эту, самую типовую, страницу. Например, можно добавить интерактивности.
Страница 404 сайта компании Dewis
Пустая страница
Если поисковик или фильтр не выдал никаких вариантов, то открывается страница с текстом из разряда «Записей за выбранный период нет». И о ней тоже надо подумать заранее.
Пустая страница при отсутствии вариантов на сайте «N+1»
Однако некоторые сайты даже в случае неудачного поиска специально показывают альтернативные варианты: пустой выдачи быть не может.
Страница с результатами поиска
Для поисковых запросов дизайнеры часто рисуют только иконку, а сам выпадающий поиск или его результаты забывают. Но если их не сделать, окончательный вариант имеет, по крайней мере, странный вид. Вот так выглядит страница, если выпадающий поиск отрисован:
Поиск товаров на сайте Zara Home
А так выглядит та же страница, если выпадающего списка нет:
Картинка для шаринга
Речь идёт о картинке, которая появляется в соцсетях или мессенджерах вместо текстовой строки, когда пользователь отправляет кому-либо ссылку. Кстати, разные соцсети отображают этот блок по-разному. Чтобы задать картинку и подпись к ней, нужна разметка Open Graph.
Ссылка на HTML Academy во Вконтакте
Страница с текстом
Это может быть целая страница в блоге или какая-либо отдельная статья. Неопытные дизайнеры часто рисуют одну страницу с текстом по примеру заказчика, но упускают то, что в текстах других страниц может быть другой контент. Поэтому нужно продумать все возможные элементы:
цитата и длинная цитата с подписью и фото;
видео (и подпись, если она нужна);
картинка (и подпись, если она нужна);
списки (нумерованный и маркированный), вложенные списки;
Блог HTML Academy
Необязательные элементы
Они помогают пользователю сориентироваться на сайте, добавляют наглядности. Такие элементы есть не в каждом проекте, но если они всё-таки предполагаются, надо отрисовать и их. Вот список элементов, которые дизайнеры могут забыть.
Стили для карты отдельным текстовым файлом
Если вместо обычной карты хочется сделать что-то нестандартное, можно воспользоваться сервисом Snazzy maps. Только нужно уточнить у клиента, будет ли он покупать лицензионный ключ к картам. Если да, передавать разработчикам стили надо в виде JSON-файла.
Разные стили карты Санкт-Петербурга на Snazzy maps
Выделение активного пункта в меню
Это тоже нерегулярный элемент, но для заботы о посетителях сайта его лучше предусмотреть. Это позволит пользователю не забыть, на какой именно странице он находится.
Поисковый запрос в Google
Хлебные крошки
Они особенно полезны на больших сайтах или на сайтах со сложной структурой разделов. Например, когда с какой-либо страницы хочется перейти сразу к определённой категории.
Блог HTML Academy
Личный кабинет
Сюда относятся страницы входа, страницы с настройками и введёнными данными, страницы с предпочтениями (любимые товары и т.д.).
Редактирование профиля на ivi.ru
Постраничная навигация
Для блока новостей при вёрстке достаточно и двух-трёх блоков, но на реальном сайте таких блоков могут быть тысячи. Поэтому не стоит забывать про отрисовку пагинации и кнопки «Показать ещё».
Статья на сайте National Geographic
Кнопка «Вверх»
Её обычно рисуют для длинных лендингов и каталогов с товарами, чтобы пользователю было удобно вернуться наверх страницы.
Кнопка «вверх» при поиске товаров на сайте Румиком
Фильтры
Если они есть, нужно внимательно проверить все возможные детали для каждого.
Чекбоксы, радиокнопки — надо учесть особенности всех типов фильтров.
Выбор товаров на Ozon
Кнопка «Сбросить/очистить всё» или сбросить отдельные пункты.
Поиск товаров на Ozon
Раскрытый список с пунктами.
Фильтр категории на Ozon
Ползунок для фильтра с ценой (от… до…).
Фильтрация цены товаров на Ozon
Блок с количеством товаров:
Выбор количества товаров на Ozon
Обработка ошибок или подсказки к полям:
Подсказка к полю на Ozon
Согласие на обработку персональных данных
При регистрации, заполнении формы на сайте по закону нужно место для галочки или подписи пользователя о согласии обработки данных и ссылка на политику конфиденциальности. Это самый обязательный из всех необязательных элементов.
Регистрация на сайте Zara.Home
Фавикон
Это маленькая картинка рядом с названием страницы на вкладке. Чтобы она корректно отображалась во всех браузерах и на всех устройствах, нужно подготовить картинку в разных размерах и форматах. А ещё можно для разных страниц одного сайта нарисовать свой фавикон.
Фавиконки YouTube и Google Документов
Заглушки для изображений
Если фотография человека или товара не загружена, должно быть какое-то изображение — заглушка.
Товары с сайта Ozon
Модальные окна
То, что происходит после отправки формы:
«Ваша заявка не отправлена, произошла ошибка»
Второе окно можно увидеть очень редко. Например, если при отправке что-то случилось с сервером и он не смог обработать заявку пользователя.
Оформление заказа на на сайте Румиком
Календарь
Если делать календарь, то стоит задизайнить несколько состояний::
интервал между выбранными датами;
Если что-то из этого не сделать, пользователь просто не сможет сориентироваться в календаре.
Выбор даты на Aviasales.ru
UI kit
Это готовый набор графических элементов. Если они понадобятся верстальщику снова, их не придётся искать по всему проекту, а можно будет сразу обратиться к Ul kit. Так будет проще разобраться и другому верстальщику, если по прошествии времени клиент захочет собрать новые страницы на основе существующих. Сделать UI kit — хороший тон для дизайнера. В UI Kit могут входить кнопки, хлебные крошки, формы, ссылки, отступы, фон, декоративные псевдоэлементы (например, полосочки),
Набор кнопок с сайта UI Garage
Дизайн сайта подразумевает много мелких деталей, и все их трудно учесть. Даже если кажется, что макет готов, позже может оказаться, что какую-нибудь мелочь всё же упустили: забыли отрисовать кнопку, добавили картинку не в том формате и т.д. Поэтому на протяжении всей работы дизайнеру лучше держать перед глазами список, по которому можно проверить, всё ли сделано. Так дизайнер ничего не забудет и подготовит макет полностью сразу. А верстальщику не придётся добавлять недостающие элементы самому и ломать дизайн.
Чтобы лучше понимать верстальщиков и сразу делать всё, как нужно, пройдите курсы по вёрстке Можно начать с бесплатных тренажёров по основам HTML и CSS или с курса «HTML и CSS. Профессиональная вёрстка сайтов». А с промокодом SKUCHNO цена на любой профессиональный курс станет ещё приятнее.
Любой из вариантов поможет говорить на одном языке с разработчиками и не тратить время на переделку каждого блока в макете. А там и до фронтенда недалеко.
18 правил идеального psd-макета — полезный чек-лист для дизайнеров
Общий принцип — Не делай брак.
Не бери брак. Не передавай брак.
Тойота.
Мы редко берём в разработку проекты с уже реализованным дизайном, но такое случается. Когда макеты создаются внутри студии, на любом проблемном этапе вёрстки разработчик может уточнить у менеджера проекта или самого дизайнера, что имелось ввиду и как это должно выглядеть. Но в ситуации, когда заказчик уже кому-то отдал деньги за макеты и после пришёл к тебе за разработкой, так не получится: вести коммуникацию между дизайнером и разработчиком становится невозможным, а исправлять огрехи в макетах некому. Из этой статьи вы узнаете, где лажают горе-дизайнеры и что стоит проверить перед тем, как отдавать макеты на вёрстку.
«Почти» по сетке
Сетка призвана упрощать вёрстку и определять местоположение ключевых элементов. В некоторых случаях дизайнеры намеренно отходят от 12-колоночного грида для создания неординарного дизайна.
Но если при создании макета вы всё-таки придерживались сетки — будьте добры убедиться, что это правда так. Верстальщики то и дело жалуются, что в проекте от страницы к странице дизайн может сильно отличаться: идентичные блоки появляются то левее, то правее, иконки разного размера, а кнопки не похожи друг на друга.
Когда элементы выбиваются из сетки, процесс вёрстки затягивается — тратится дополнительное время на выяснение положения блоков или на правки, если сверстанная страница не совпадает с макетом визуально. Также возникают проблемы с адаптивностью страниц, поскольку неясно, как вышедшие за рамки сетки объекты должны себя вести на устройствах меньшей диагонали.
Сергей, разработчик в студии Сибирикс:
«Наверное, самая главная проблема в том, что далеко не все дизайнеры знают хотя бы основы html и css, поэтому и макеты делаются без оглядки на вёрстку. Например, частенько встречается, когда на адаптиве блоки перекомпануются таким образом, что без дублирования контента для мобильной и десктопной версии не обойтись — это замедляет работу над вёрсткой».
Владимир, руководитель студии:
«Есть миллион случаев, когда программист говорит «это невозможно», а потом берет и делает, как нужно. Значит-таки возможно. И большинство ограничений, неудобных для программиста, но интересных с точки зрения дизайна — искусственные. Чёткую границу провести невозможно. Работает только итерационное обсуждение и попытки реализовать задуманное. Пробовать, смотреть, обсуждать, делать, экспериментировать. Иначе всё скатится к унылым шаблонам. Для части проектов это ОК. А для части — нет. Делаете ли вы в духе конвейера или делаете фестивальные работы? Мы писали про это подробнее в бегунке креативности».
Копипаст слоёв
В Фотошопе удобно размножать слои: скопировал вместе со стилем и всеми настройками и перетащил в нужное место. В творческом порыве некоторые дизайнеры не утруждают себя дать слоям адекватные названия и упорядочить их между собой, а после уже не могут понять, к какому блоку какой слой принадлежит и где его вообще искать на макете.
При передаче на вёрстку убедитесь, что ваши слои названы однозначно и распределены по папкам, исходя из логики макета. И не забудьте удалить ненужные или хотя бы склеить слои с эффектами между собой (почему не всегда можно так делать — ниже).
Непонятные отступы
В идеальном макете все отступы и размеры у блоков должны быть унифицированы. Там на один пиксель больше, тут — на один меньше, а верстальщику потом сидеть и выбирать, как правильно. Возможно, это не слишком повлияет на внешний вид страницы, хотя клиенты бывают разные: кому-то каждый лишний пиксель бросается в глаза. А возможно, тестировщик наложит готовую верстку на макет-исходник через плагин Pixel Perfect и напишет список из миллиона багов, сочтя такие несоответствия ошибкой. Проследите, чтобы отступы контентной области от шапки и подвала были одинаковыми на всех ваших страницах.
Объекты тоже таят скрытые опасности — иногда при создании форм в Фотошопе, даже если дизайнер использовал сетку, случаются вот такие погрешности:
Верстальщик вряд ли станет учитывать эти тонкости и, скорее всего, обрежет размеры объекта, чтобы тот точно вписался в сетку. Поэтому правило — ВСЕ объекты должны иметь целочисленные размеры, иначе результат может очень отличаться от первоначального макета.
Цвета «на глаз»
В фотошопе есть удобный инструмент — «пипетка», и дизайнеры любят им пользоваться — тыкнул, и не надо запоминать номер цвета. Но если тыкнуть в край элемента, цвет может исказиться оттенком фона. Другая опасность — если радиус пипетки более 1 пикселя, Фотошоп покажет среднее значение между соседними цветами.
«Особенно раздражает, когда цвета дизайнер определял “на глаз”, а потом ты сидишь с набором разнокалиберных серых и не знаешь, какой именно использовать. Это происходит из-за того, что нет банальной карты цветов проекта, на которую мог бы опираться и сам дизайнер при работе над внутренними страницами, и верстальщик».
Негласное правило не рекомендует использовать чёрный под номером #000000 — он слишком контрастный на фоне белого. Глядите на разницу:
Ещё один лайфхак дизайнеров, который раздражает верстальщиков, — чтобы сделать цвет светлее (в том числе у текста), дизайнер просто увеличивает прозрачность слоя. Верстальщику придётся пользоваться пипеткой, и опять же, велика вероятность погрешности (особенно в случаях с градиентными заливками у элементов).
Растрированные элементы
Текст
Если дизайнер до веба какое-то время делал макеты для печати в типографии, он может грешить привычкой растрировать тексты, но для верстальщика это становится серьёзной проблемой: такой текст невозможно скопировать — можно только заново набрать вручную. И это меньшая из проблем: откуда верстальщику брать начертание, размер и цвет растрированного текста — вот это вопрос.
Тени и градиенты
При верстке разработчику удобнее и быстрее посмотреть параметры тени или градиента, чем тыкать пипеткой в разных областях этой зоны, когда слой растрирован. Это ускоряет верстку и влияет на результат: шансов ошибиться с цветовым переходом меньше.
Если поверх изображения накладывается темный фон (например, ховер), его нельзя склеивать с самим изображением — это должен быть отдельный полупрозрачный либо градиентный слой, чтобы можно было заглянуть в его параметры.
Эффекты наложения
При наложении берутся в расчёт содержание нижних слоёв, и передать такие эффекты при вёрстке непросто, поэтому верстальщики их сильно недолюбливают. И не зря: далеко не каждая версия браузера готова отображать их так, как задумывал дизайнер.
Эффекты наложения в разных браузерах
Проблемы со шрифтом
Дробные размеры
Обычно это происходит случайно, если ко всему блоку применили, например, инструмент трансформирования — шрифт увеличился/уменьшился пропорционально картинке. Проблема в том, что браузеры не учитывают дробные значения и попросту округляют их до ближайшего.
Множество шрифтов
Андрей, разработчик:
«Сейчас большинство браузеров отошли от шрифтов в форматах TTF, OTF — и если разработчик будет использовать их по-старинке, не везде они будут отображаться корректно. Мы в студии давно перешли на формат WOFF или WOFF2, чтобы не было проблем. Перевести шрифт в него можно здесь или здесь».
Использование нестандартных шрифтов
Нестандартные шрифты и их начертания должны быть проверены на наличие веб-версии. Дело в том, что такие шрифты влияют на скорость загрузки страницы — для их отображения браузеру нужно сначала их скачать, и на это уйдёт какое-то время. По-хорошему вес нестандартного шрифта не должен превышать 1 мегабайт. И лучше, чтобы такой шрифт на странице был только один. Ну и не забывайте, что шрифты стоят денег. Иногда — больших. У нас были случаи, где шрифт специально дорабатывался под конкретный проект — та ещё задачка.
Корявая типографика
Часто бывает, что межстрочные интервалы и отступы между абзацами не совпадают внутри блоков на макете и отличаются от страницы к странице — проследите за их одинаковостью. Не отделяйте заголовки от абзацев в отдельные текстовые блоки, чтобы вручную увеличить отступ между ними — пользуйтесь настройками интерлиньяжа и абзацами.
Евгений, разработчик:
«По возможности не стоит использовать сложные эффекты на типовых текстовых страницах, если предполагается, что заказчик сам сможет их менять из админ-панели. Скорее всего, у него получится «обернуть» такие элементы в div. Иногда это решается сниппетами или иными приемами, но всё равно вызывает сложность при наполнении контентом».
Обязательно стоит показать на макете оформление параграфа, абзаца, заголовков 1-4 уровня (h1, h2, h3, h4), маркированных и нумерованных списков. А ещё лучше собрать всё это в отдельный документ — гайдлайн или UI-kit. Сюда же можно добавить поведение ссылок (активная, при наведении, посещенная).
UI-kit для проекта «Спасская башня»
Непонятная анимация
У элементов вроде кнопок или выпадающих списков есть несколько состояний, но часто дизайнеры рисуют лишь какое-то одно из них. Благодаря этому получаются, например, неопрятные всплывашки, которые верстальщик за неимением образца сделал сам.
Проверьте, что объекты, участвующие в анимациях и интерактивных взаимодействиях, разбиты послойно. Например: вид при наведении на объект — один слой, вид при клике по нему — другой, вид в статике — третий. Те же правила работают и для баннеров.
Желательно пометить слои с анимациями и интерактивами цветами и сопроводить их комментариями. Также очень желательно в комментариях прописать, как именно это должно работать и привести примеры.
Евгений, арт-директор:
«Фотошоп фотошопом, но сейчас появилось столько прогрессивных инструментов, внутри которых к каждому элементу сразу создаются нужные строчки кода — верстальщику не составляет большого труда превратить дизайн-макет в свёрстанную страницу. А вообще, конечно, всё зависит от самого верстальщика — если он норм, то и результат будет норм, в каком бы редакторе это ни было нарисовано:)»
Иконки в PNG
В проекте, в зависимости от задач, иконки бывают разные: иногда дизайнер создаёт уникальный набор собственноручно, иногда ему проще и быстрее найти нужную из миллиона вариантов где-нибудь здесь и доработать её при необходимости.
Но бывает, что дизайнеры используют иконки в формате PNG — в нём при масштабировании на экранах с большим разрешением (а сейчас даже на мобилках плотность пикселей бешеная) края изображения расплываются. Отсюда правило: все иконки должны быть в формате SVG — так они остаются чёткими, каким бы ни был их размер.
Некоторые верстальщики предпочитают, чтобы иконки были собраны в одном месте — в отдельной папке — и чтобы их названия были идентичны слоям в макете. Другим удобнее, чтобы SVG-изображения были встроены в основной файл, поскольку так гораздо проще и быстрее вырезать svg из макета, чем искать нужную иконку в другой папке.
Чек-лист
В творческом порыве сложно уследить за тем, чтобы всё было сделано правильно. Там слой скопировался и остался без названия, там объект немножко вылез за край колонки, тут шрифт случайно «зажирнился» встроенными фотошопными настройками вместо выбора нужного начертания — с кем не бывает? А с тем, у кого есть наш чек-лист!