Что важно в процессе обучения

Эффективное обучение: практические советы

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That’s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Источник

Что важно в любом обучении

20 августа 2015 551

Заканчивается лето и скоро дети пойдут в школу. И сейчас, как мне кажется, самое время поразмышлять об обучении и о том, что можно считать успехом в обучении и на чем важно сконцентрироваться.

Как правило, успехом в школьном обучении считается результат, который выражается хорошими оценками. Многие родители стремятся именно к этому, к хорошим оценкам. И поэтому:

Хорошие оценки становятся целью обучения. И родителями, и многими учителями упускается из вида то, что главным в обучении является не столько результат – оценка, и даже не столько результат – знание, а навык, который приобретает обучающийся, выполняя задание. Этот навык развивает личность и помогает достигать результатов, это – бесценный опыт, который можно использовать неоднократно и в дальнейшем. Послушайте поучительную японскую сказку, рассказанную известным психоаналитиком Клариссой Пинкола Эстес в книге “Бегущая с волками”.

Домой после войны вернулся муж. Вернулся злой, агрессивный. Поселился отдельно от жены и детей, никого к себе не подпускал. Женщина старалась приблизиться к нему, но он каждый раз, свирепствуя, ее прогонял. Обратилась женщина к целительнице, и та сказала, что нужно раздобыть белый волосок с шеи черного медведя. Именно он поможет мужчине снова стать прежним.

Женщина обрадовалась, что есть выход, и отправилась на поиски медведя. Шла долго, изнывала под лучами палящего солнца и мокла под дождем, ободрала ноги о колючие травы, и вот пришла к пещере, возле которой обнаружила следы медведя. Его в пещере не было. Женщина расположилась неподалеку от пещеры и стала ждать.

Она уснула и проснулась от страшного медвежьего рыка. Увидев сквозь кусты медведя, она побоялась приблизиться к нему, и он ушел в пещеру. Только после этого женщина подошла к входу пещеры и оставила там приготовленную для медведя еду. Сама спряталась.
Медведь на запах еды вышел из пещеры, проглотил еду, понюхал воздух и вернулся обратно.

На следующий день женщина проделала то же. Оставила еду, спряталась, но на этот раз не так далеко. Медведь долго нюхал воздух, съел еду и скрылся в пещере.
Так продолжалось много дней подряд. Женщина каждый раз все ближе приближалась к медведю. И однажды она, дрожа от страха, осталась стоять возле еды. Медведь вылез из пещеры, стал крутить головой и заревел так громко, что камни покатились по склону. Женщина не трогалась с места.

Она обратилась с ласковой речью к медведю и попросила его разрешить ей взять белый волосок с его шеи. Медведь медлил, но потом согласился, подставив шею. Женщина ухватила белый волосок и резко дернула. Медведь заревел, а женщина бросилась бежать.
И вот она дома. Радостная, она пришла к целительнице. Та взяла белый волос медведя, внимательно рассмотрела его и … кинула в огонь.

– Что же Вы наделали? – воскликнула женщина.
– Не волнуйся, – успокоила ее целительница. – Все будет хорошо. Помнишь каждый свой шаг, когда ты старалась завоевать доверие медведя? Помнишь, все, что видела, слышала, чувствовала?
– Да, – ответила женщина.
– Тогда ступай домой, дочка, и проделай все то же самое со своим мужем.

Результат, к которому стремилась женщина (белый волосок с шеи черного медведя), оказался не важным – целительница выкинула его. А вот то, чему научилась женщина, проходя испытания и добывая этот волосок,– терпению, настойчиво идти к своей цели, справляться со страхом, где надо быть твердой, а где надо – гибкой и ласковой, – оказалось нужным для нее.

Получение знаний в школе можно сравнить с добычей белого волоска медведя. В этом процессе важны не знания, а пройденный путь и приобретенные навыки, которые помогут человеку в дальнейшем приходить к нужным ему результатам.

Дорогие родители, может быть, не стоит акцентироваться на оценках? Попробуйте посмотреть на процесс обучения более широко. Получение высоких отметок детьми – это не есть успех. И даже получение знаний в школе – это не самая важная цель обучения. Многое из того, чему учат, оказывается невостребованным или устаревает. Есть другие, более важные цели в школьном обучении.

Решать задачи нужно будет всегда: сейчас – это задачи по математике или физике, в будущем – другие – семейные, профессиональные, личностные. Поэтому стоит ли за ребенка делать его школьные задания или договариваться с учителями о его оценках? Высокие отметки, полученные таким способом, успехом ребенка назвать нельзя.

Ну, а самое главное, обратите внимание, что в сказке – не целительница, а сама женщина была способна решить сложную задачу своей жизни. Приобретаемые навыки делают человека сильнее, развивают его внутреннюю опору и способность справляться с любыми жизненными задачами самостоятельно. Разве не это желаемая цель воспитания и обучения детей?

Источник

Как сделать процесс обучения более эффективным?

Эффективное обучение — это не зубрежка и не трата большего количества времени. Вы должны выстроить этот процесс с умом.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Чтобы улучшить способность воспринимать новый материал, нужно овладеть эффективными привычками для учебы. Нужно правильно относиться к учебе, выбрать правильную среду для обучения, минимизировать отвлекающие факторы, установить реалистичный график и использовать игры с памятью.

Эффективное обучение: 9 полезных лайфхаков

1. Как вы подходите к процессу обучения

Многие рассматривают учебу как необходимость, а не нечто, что доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Очень важно, как вы подходите к тому, что вы делаете. Чтобы учиться эффективно, вам нужно правильное мышление.

Если вам трудно заставить себя настроиться на учебу, то постарайтесь просто отложить ее. Если в вашей жизни происходит что-то, что отвлекает вас, то для начала вам нужно разобраться с этим, а потом вы сможете все внимание посвятить получению знаний.

Способы, которые помогут вам принять правильное мышление:

• во время учебы старайтесь мыслить позитивно, напоминайте себе о своих навыках и способностях;
• избегайте катастрофического мышления: не думайте, что у вас все плохо и у вас никогда не хватит на что-то времени, примите тот факт, что у вас не так много времени, но вы все равно успеете выполнить большую часть запланированного;
• не сравнивайте себя с другими, ваши навыки уникальны и только вы сможете в полной мере их реализовать.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

2. Выбирайте подходящее место

Вам нужно место, в котором вы сможете сконцентрироваться на поставленной задаче. Например, если вы занимаетесь в общежитии, то вы, возможно, постоянно будете отвлекаться на компьютер, телевизор или разговоры с соседом по комнате.

Эффективное обучение требует концентрации! Библиотека или тихая кофейня – хорошие места для учебы. Старайтесь разнообразить среду, выясните, где лучше всего вам удается сохранять концентрацию.

3. Берите с собой только необходимое, ничего лишнего

Например, некоторые люди берут с собой ноутбук, чтобы делать дополнительные заметки, однако это может сильно вас отвлекать. Компьютер слишком универсален: вы можете зайти в игру, проверить свои социальные сети, посмотреть видео – все это редко связано с процессом обучения. Спросите себя, действительно ли вам нужен ноутбук. Возможно, вам будет достаточно блокнота и ручки.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

4. Конспектируйте и записывайте свои примечания

Когда вы читаете учебный материал, старайтесь его кратко конспектировать. Ваш конспект не должен состоять из вырезок текста, вам нужно записывать основные мысли и концепции своими словами.

Использование дополнительных чувств при изучении помогает вам усваивать информацию. Записывая что-то, вы включаете механическую память, также вы можете проговаривать свои заметки, чтобы подключить слух.

5. Используйте игры с памятью (мнемоника)

Это метод запоминания, связанный с созданием ассоциаций. Например, фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить все цвета радуги. Суть в том, чтобы придумать ассоциацию, которая легко запоминается и будет напоминать о более сложной информации.

6. Практикуйтесь самостоятельно или с друзьями

Практика – важная часть обучения. Вы можете применять информацию самостоятельно или сгруппироваться со своими друзьями. Вы можете устроить себе экзамен или провести викторину. Если вы занимаетесь в группе, то она должна быть небольшой, максимум 4-5 человека.

7. Составьте график, которого вы сможете придерживаться

Не делайте из обучение нечто, чем вы будете заниматься, когда появится свободная минута. Создайте график, которому вы будете следовать. Вместо того, чтобы тратить по 5 минут в течение дня на учебу, отложите изучение на один 30-60-минутный промежуток времени. Вы начнете прогрессировать значительно быстрее. Это ключ к эффективному обучению.

8. Делайте перерывы и награждайте себя

Важно делать регулярные перерывы во время занятий. Разделяйте время обучения на сегменты, которые будут вам удобны. Также разделяйте учебные материалы на секции. Например, вы можете изучать по главе за раз, а после делать небольшой перерыв.

Если вы выполняете свои цели, то награждайте себя за это. Побалуйте себя чем-нибудь вкусным, выйдите на прогулку. Найдите ту награду, которая будет вас мотивировать.

9. Поддерживайте здоровье и сохраняйте баланс в жизни

Чем лучше в вашей жизни баланс, тем легче вам становится жить. Если вы большую часть своего времени тратите на отношения или игры, вы заметите, что выходите из равновесия. Вы теряете фокус, учиться становится сложнее. Ищите баланс в своей жизни и следите за своим здоровьем. Придерживайтесь правильного питания, регулярно занимайтесь спортом.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Не забывайте учиться всю жизнь

Учеба – это не просто сдача экзамена. Эффективное обучение – это процесс получения знаний, которые вы сможете в дальнейшем применить на практике. Помните: лишних знаний не бывает!

Поделитесь постом с друзьями!

Источник

Как научиться учиться: руководство по эффективному обучению

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, как научиться учиться и извлекать максимум пользы из любого обучения. Советы и рекомендации, представленные в статье, помогут вам правильно организовать процесс учебы, обеспечить запас мотивации и внедрить полезные привычки, повышающие продуктивность.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Не так давно я начала проходить курс по введению в программирование. На протяжении последних семи лет я очень хотела освоить эту профессию, но мне постоянно что-то мешало. То внезапно нагрянувший ремонт, то мозоль на левом мизинце, то ретроградный Меркурий. И вот, наконец, звезды сошлись, и я с гордостью и воодушевлением взялась за обучение.

Поначалу все шло гладко. Уроки были понятными и интересными, задания выполнялись легко, мотивации хватало с лихвой. В день я выполняла по одному уроку, сдавала домашку и с чувством морального удовлетворения ложилась спать.

Так продолжалось примерно 2 недели. Потом задания начали становиться сложней, уроки скучней, а от былого энтузиазма не осталось и следа. В голове начали возникать вопросы, зачем мне все это надо. В итоге под воздействием всех этих факторов я сдалась. Одной могильной плитой на кладбище убитых целей стало больше.

Печальнее всего было то, что это далеко не первый курс, который я забросила на полпути. А значит, какая-то системная ошибка из раза в раз мешает мне эффективно учиться и добиваться результатов. И я решила подойти к проблеме основательно. Перелопатила кучу информации по эффективной организации обучения и составила четкий и понятный алгоритм. С удовольствием поделюсь им с вами.

Из чего складывается процесс эффективного обучения

Обучение – сложный и многогранный процесс. Подходить к нему нужно комплексно. Он зиждется на нескольких основополагающих принципах: принципе сознательности и активности, наглядности, научности, систематичности, доступности и др. Прочитать о них можно в отдельной статье. Здесь же мы сосредоточим основное внимание на практике.

Для удобства я разделила рекомендации на три блока:

Подготовка к обучению

Этот этап самый важный. Именно ошибки при подготовке к обучению являются основной причиной, почему мы не доходим до конца и бросаем начатое на полпути. Поэтому отнеситесь к следующим советам со всей серьезностью. Они помогут подготовиться к самообразованию или обучению на курсах.

Определите цель обучения

Вы должны четко представлять, для чего начинаете учиться. Часто люди слепо следуют модным тенденциям и тратят время на обучение тому, что им не нужно.

Например, вы увидели в ленте в Инстаграме, как парень виртуозно играет на гитаре. Вам непременно захотелось так же. Разве вы хуже, в конце-то концов!

В итоге выясняется, что обучение игре на гитаре – дело непростое и энергозатратное. И вы приходите к выводу, что красивые картинки и видео того не стоят. А гитара-то уже куплена. Обидно, однако.

В общем, прежде чем начинать грызть гранит науки, оцените выгоду, которую сулит вам обучение и масштаб предстоящей работы. Если выгода с лихвой окупает затраченные ресурсы, то обучению можно дать зеленый свет. А если это того не стоит, вы без сожаления распрощаетесь с ненужной идеей.

Это может выглядеть примерно так. Дизайнер интерьеров Маша решила записаться на курс по созданию сайтов. Казалось, совсем далекие друг от друга области, но зачем-то ведь ей это понадобилось. Все дело в том, что Маша решила сделать качественный сайт для продвижения своих услуг в интернете. С помощью него она рассчитывает значительно расширить свою клиентскую базу и, соответственно, увеличить доход. Вполне себе адекватная и достойная цель. Одобряем!

Интегрируйте ее в свою жизнь

Теперь, когда вы знаете, для чего собираетесь учиться, продумайте долгосрочную стратегию применения полученных знаний. Чтобы после окончания обучения они не пылились на задворках сознания – ненужные и забытые.

Вернемся к нашей Маше. С целью она разобралась. Теперь нужно задуматься, как она будет ее реализовать с помощью полученных навыков. Ведь рано или поздно курс закончится, и никто больше не будет вести за ручку. Разрабатывать стратегию продвижения придется самой.

И вот Маша садится и составляет план, как будет в свободное от основной работы время заниматься сайтом. Под это дело она выделяет целую субботу и кусочек среды. В это время ей предстоит писать статьи, заниматься настройками, собирать семантическое ядро и т. д. Девушка твердо оценивает свои возможности и выносит вердикт: обучению на курсе по созданию сайта быть!

Вот и вы берите с Маши пример. Прежде чем начинать чему-то учиться, прикиньте, есть ли у вас достаточно ресурсов, чтобы потом заниматься этим. Если бы Маша работала 6 дней в неделю, а в единственный выходной ухаживала за престарелой бабушкой, то заниматься сайтом самостоятельно не стала бы. А делегировала это дело компетентным людям.

Создайте источники мотивации

Обычно, когда мы только начинаем учиться, мотивации у нас хоть отбавляй. Но со временем ее становится все меньше. Учеба перестает приносить удовольствие и превращается в нудную обязаловку.

Чтобы такого с вами не происходило, позаботьтесь о дополнительных источниках мотивации, которые будут подпитывать вас на протяжении всего пути.

Таким источником может быть, например, карта желаний. Визуально оформите желаемый результат обучения и время от времени подпитывайтесь мотивацией.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Также хорошо работает метод визуализации и аутотренинга. В предыдущих пунктах мы определяли цель обучения и интегрировали ее в свою жизнь. Можете взять за основу образы оттуда и использовать их для визуализации.

Ознакомьтесь с программой

Этот совет в первую очередь касается обучения на различных курсах, где программа известна заранее. Когда будете читать хвалебное рекламное описание, не забудьте заглянуть и в содержание курса. Оцените, насколько подробно в нем рассмотрены ключевые темы, как авторы структурируют информацию и расставляют акценты.

Когда сделаете выбор в пользу конкретного курса, у вас в голове уже будет готовая структура.

Организация процесса обучения

Итак, мы прошли этап подготовки и начали процесс обучения. В этом разделе вы узнаете, как его правильно организовать.

Выделите время

Нашему мозгу приходится принимать десятки тысяч решений в день. Причем даже на пустяковые решения вроде выбора зубной пасты тратится драгоценная энергия. Бывает так, что рутинные бытовые решения занимают весь эфир, а на важные и судьбоносные попросту не остается сил.

Помогите своему мозгу. Освободите его от необходимости каждый раз выкраивать время на занятия. Выделите конкретные часы, когда вы железобетонно будете готовы учиться, и следуйте заданному расписанию.

Составьте подробный план

Обучение – процесс сложный и кропотливый. Без четкого пошагового плана вы будете дрейфовать от урока к уроку, периодически блуждая в океане новой информации. План даст вам четкие ориентиры и поможет справиться с хаосом в вашей голове.

Разбейте весь процесс обучения на логические блоки, затем эти блоки разбейте на разделы, а разделы – на отдельные уроки. Подробнее о грамотном планировании вы можете прочитать в нашей статье про эффективные техники тайм-менеджмента. В ней я разбирала несколько подходов и методов планирования.

Правильно распределяйте нагрузку

Мозг в определенный момент времени может находиться либо в сосредоточенном состоянии, либо в рассеянном. В сосредоточенном состоянии мы выполняем умственную работу и получаем новые знания. Активный процесс учебы как раз предполагает использование сосредоточенного состояния.

Но мало кто знает, что усвоение знаний происходит только в рассеянном, расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей. Полученная информация структурируется, синтезируется и готовится к использованию.

Нужно правильно дозировать учебу и отдых. Выучили пару уроков – отдохните. Только не за просмотром мемов в интернете, а за медитацией и спокойной прогулкой. Ну и про полноценный сон тоже не забываем!

Этот принцип работы мозга лежит в основе известной техники тайм-менеджмента Помодоро. Суть ее в том, что человек выделяет конкретный промежуток времени (чаще всего 50 минут) и на всем его протяжении максимально концентрируется на задаче. Затем следует короткий перерыв 5–10 минут. Возьмите на вооружение эту технику. Ее эффективность я проверила на собственном опыте.

Ставьте дедлайны

Установление дедлайнов – один из основополагающих принципов тайм-менеджмента. Без них учебные, рабочие, личные и любые другие цели достигаются гораздо дольше. Если достигаются вообще.

Существуют 2 вида дедлайнов:

Если с самодисциплиной и организованностью у вас проблемы, постарайтесь выбрать такой формат обучения, который предполагает наличие внешних дедлайнов (четкого расписания, экзаменов).

Если же такой возможности нет, то придется обходиться дедлайнами внутренними.

Поделюсь с вами полезной фишкой. Можно искусственно превратить внутренний дедлайн во внешний. Ну или хотя бы приблизить к нему. Например, поспорить на деньги с товарищем, что сможете уложиться в оговоренные сроки.

Еще один способ – сделать публичное обещание. Можно выложить пост в соцсети о том, что вы начинаете обучение, и указать срок, когда оно должно быть завершено. Вот вам примерный текст.

После такой пафосной речи вы просто обязаны будете выполнить обещание, иначе станете мишенью для шуток и насмешек друзей.

Повышение продуктивности

Поздравляю! Процесс налажен и учеба идет полным ходом. Есть еще несколько хитростей, о которых вы обязательно должны знать.

Освойте технику быстрого чтения

Скорочтение с каждым днем набирает все большую популярность. Поток информации, обрушивающийся на человека сегодня, способен запросто снести его с ног. Классические методы усвоения информации уже не справляются с ним.

Чтобы идти в ногу со временем, нужно научиться вычленять главное в бесконечной веренице символов и грамотно структурировать данные в голове. Я поделюсь с вами некоторыми советами, которые помогут вам повысить скорость чтения в несколько раз.

Это значительно замедляет процесс. Чтобы заглушить внутренний голос, считайте в уме, пока читаете книгу, или отбивайте ритм рукой по столу. Поначалу вам будет сложно понимать текст, а потом привыкнете.

Ученые выяснили, что во время чтения человек совершает возвратные движения глазами. Они могут быть как непроизвольными, так и сознательными. Бывает, что нам кажется, будто мы не запомнили что-то, и приходится возвращаться к прочитанному куску. Победить эту привычку вам поможет простая пластиковая карточка или визитка. Водите ей по тексту вслед за вашим взглядом, закрывая уже прочитанные фрагменты.

Когда мы имеем общее представление о чем-то, нам легче с этим работать. Перед тем как начать читать текст, просмотрите его целиком. Обратите внимание на объем, наличие графических элементов, прочитайте пару абзацев, чтобы ознакомиться со стилем изложения. У вас в голове сформируется карта текста, и вам будет проще усваивать новую информацию.

Поле зрения человека гораздо шире, чем мы привыкли считать. Для того чтобы иметь возможность использовать его на 100 %, нужно много тренироваться. Для этой цели применяются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, специальные техники работы с текстом. Все они есть в нашей статье о том, что такое скорочтение и как его освоить. Загляните туда!

Занимайтесь спортом

Какое отношение имеют физические нагрузки к обучению? Самое что ни на есть непосредственное. Во время занятий спортом улучшается кровоснабжение, клетки насыщаются кислородом, мозг начинает работать активнее.

Поэтому советую каждое учебное занятие предварять легкой тренировкой: пробежкой, велопрогулкой, плаванием, катанием на лыжах.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Пейте воду во время занятий

Ученые выявили, что даже незначительное обезвоживание снижает качество когнитивных функций. Внимание рассеивается, ухудшается память и мышление. Поэтому держите рядом со своим рабочим местом бутылку воды и регулярно пейте понемногу.

Обучайте других

Еще один прием, который поможет вам повысить эффективность учебы, называется “Обучаясь – обучай”. Это значит, что вы должны постараться передать знания по новой теме, как только они у вас появятся. Можете привлечь любого заинтересованного человека.

Попробовав себя в роли учителя, вы сможете выявить проблемы в усвоении материала. То, что вам не удастся нормально объяснить, требует более пристального внимания и отработки.

Конспектируйте

Чем больше органов чувств задействовано в усвоении информации, тем лучше. Конспектируя занятия, вы подключаете к обучению тактильный анализатор. Теперь над усвоением знаний будет трудиться не только зрительная и аудиальная память, но и мышечная.

Кроме того, ведение конспекта учит вас фильтровать информацию, выделять главное и правильно расставлять акценты. А сами конспекты служат своего рода картой, с помощью которой вам легче будет ориентироваться в большом объеме информации.

Отвечайте на вопросы

В школьных учебниках каждый параграф сопровождается списком вопросов. И это неспроста. Согласно научным исследованиям, отвечая на вопросы сразу же после знакомства с теоретической информацией, мы помогаем ей правильно уложиться в нашей памяти.

С этой точки зрения ответы на вопросы – это куда более эффективный метод, чем повторное чтение текста.

Повторяйте правильно

В конце позапрошлого века немецкий психолог Герман Эббингауз явил миру свою знаменитую кривую забывания. По ней можно отследить, как работает наша память. На графике видно, что спустя час после знакомства с новой информацией в голове остается лишь 43 % от ее первоначального объема.

Что важно в процессе обучения. Смотреть фото Что важно в процессе обучения. Смотреть картинку Что важно в процессе обучения. Картинка про Что важно в процессе обучения. Фото Что важно в процессе обучения

Далее процесс забывания продолжается, хоть и не так стремительно. В итоге через месяц в голове остается около 20 % полученных знаний. Повторение помогает замедлить процесс и обмануть кривую забывания.

Первый раз лучше всего повторить пройденный материал не позже часа после усвоения. Бегло пройдитесь по тексту, ответьте на вопросы, отметьте в голове ключевые моменты.

Затем нужно вернуться к нему через сутки и попробовать воспроизвести в голове. Те отрывки, которые не удастся вспомнить, можно перечитать.

Следующее повторение должно быть через 2–3 недели, а затем – через 3 месяца. Если к этому времени вы уже успели внедрить новые знания в процесс работы и активно ими пользуетесь, то можно обойтись и без повторений.

Используйте знания сразу

Очень важно как можно скорее начать применять полученные знания на практике. Иначе мозг определит их в категорию ненужных и благополучно забудет. Вспомните, как строилось обучение в школе. Сначала вы проходите теоретический урок, а затем выполняете практические упражнения. Так же должно строиться и самостоятельное обучение.

Расскажу историю про моего папу. Будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, он решил изучить юриспруденцию. Каждый вечер после работы он штудировал Гражданский кодекс, разбирал различные случаи из юридической практики, изучал судебные решения.

Чтобы процесс обучения шел живей, он придумал просто гениальную вещь. Подал объявление в газету, что дает бесплатные юридические консультации по телефону. Начались звонки. Папа хорошенько вникал во все случаи, давал развернутые комментарии и рекомендации. В самых сложных ситуациях, когда он не мог дать ответ сразу, папа просил перезвонить через несколько дней. А сам брался искать ответ.

Около полугода телефон в нашей квартире по вечерам разрывался от звонков. За это время папа достиг высокого мастерства в своем новом увлечении, выиграл несколько судебных дел и даже получил приглашение работать в юридической фирме. А попутно еще и помог нескольким сотням людей решить их проблемы.

Полезные курсы

Посмотрите, что я нашла! Несколько онлайн-курсов, которые помогут вам повысить эффективность любого обучения в несколько раз.

Технологии работы с информацией – Advance

Курс Технологии работы с информацией разработан центром образовательных технологий Advance. На нем вы освоите эффективные методы взаимодействия с любым видом информации. В ходе обучения вы будете работать над 4 аспектами учебного процесса: анализом, обработкой, сохранением информации и ее запоминанием.

Особые фишки курса:

Курс в своем роде уникальный и не имеет аналогов на просторах сети. Пройдите его! Вы не пожалеете.

Стоимость – 33 900 руб. Он состоит из 10 онлайн-уроков, в ходе которых вы освоите 7 современных авторских технологий обучения и 10 практических инструментов. Пробный урок можно пройти бесплатно.

Эффективное обучение школьника – Рената Кирилина

Эффективное обучение школьника – курс для родителей и педагогов. Он поможет организовать процесс обучения так, чтобы ребенок получал от него удовольствие и достигал высоких результатов. Кстати, взрослые тоже могут взять на вооружение многие техники и приемы из этого курса.

Курс многосторонний и поможет ребенку повысить результативность обучения по всем предметам.

Есть несколько вариантов участия. Базовый без практики стоит 10 000 руб., продвинутая версия с практикой в мини-группах – 25 000 руб, VIP – 250 000 руб.

Мастерство учиться – Издательство “МИФ”

Мастерство учиться – 4-недельный курс от популярного издательства. Авторы курса – эксперты по личной эффективности, специалисты по обучению, руководители онлайн-университетов. Они помогут вам учиться эффективно и продуктивно в условиях стремительно меняющегося мира.

Самое приятное – обучение абсолютно бесплатно! Вам нужно лишь оставить свой email. Два раза в неделю на него будут приходить обучающие материалы.

Заключение

Учеба – одна из важнейших сфер жизни человека. Она отвечает за развитие, расширение кругозора, усвоение нового. Если хотите быть счастливым и успешным, то никогда не должны прекращать учиться.

Теперь вы достаточно подкованы, чтобы грызть гранит науки с чувством, толком и расстановкой. Если будете применять описанные выше советы, то сможете повысить эффективность обучения в несколько раз. Будете щелкать обучающие курсы как орешки.

Делитесь в комментариях, как у вас обстоят дела с обучением. Что получается, а что нет? Попробуем разобраться вместе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *