Что важного сделал пушкин

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

Вклад Пушкина в культуру

Что сделал Пушкин для России и какой вклад он внес в развитие культуры, Вы узнаете из этой статьи.

Вклад Пушкина в культуру

Александр Сергеевич Пушкин прославился как первый национальный русский поэт и родоначальник русской литературы. Роль Пушкина в развитии русского литературного языка громадная: он поднял свои творения на качественно новый, эстетический уровень, показав национальную самобытность литературы и поставив ее на одну ступень с западной.

Вклад Пушкина в русский язык кратко

Благодаря писателю русский язык заблистал неожиданными, строгими, новыми и ясными красками. Если говорить о том, какой вклад внес Пушкин +в развитие культуры, то он является основоположником современного литературного языка. Александр Сергеевич – настоящий реформатор, который решил задачу преобразования всех жанров художественной литературы, критики и публицистики, научной литературы, деловой и бытовой переписки.

Писатель произвел оригинальный̆ синтез социально-языковых стихий из который складывался русский язык. Он выделил такие языковые стихии как:

Пушкин пытался создать демократический национально-литературный язык, синтезировав дворянскую культуру литературного языка с русской живой речью, а также с народно-поэтическим творчеством. Поэт разработал более совершенные образцы литературного языка, нормы которого действуют и сегодня. Александр Сергеевич отказался от архаических элементов в литературе, на первый план выдвинув функциональные и индивидуально-авторские различия.

Вклад Пушкина в развитие русской литературы состоит не только из создания литературного русского языка. Еще в юношеском возрасте он изучал творчество Шекспира, Байрона, Гете, В. Скотта, Расина и Мольера, Андре Шенье. Его особо остро волновала судьба человечества. Важная особенность облика поэта это его многообразная всемирность. И, наподобие зарубежным писателям, Александр Сергеевич достижения человеческого гения сделал достоянием русского народа. Поэт перенял изумительную способность перевоплощаться и понимать дух разных времен и народов. Например, его сочинения «Подражание Корану», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Песни западных славян» переполнены исторической обусловленностью к решению общечеловеческих вопросов с позиции национального опыта. Пушкин писал об итальянцах, австрийцах, испанцах, поляках, литовцах, цыганах. Он обладал еще одной способностью — постигать, принимать и понимать другие народы. Это было практически единственным явлением в литературе. Вот в чем было мировое значение творчества Пушкина.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какая роль и значение творчества Пушкина в развитии русской литературы.

LiveInternetLiveInternet

Процитировано 41 раз Понравилось: 29 пользователям

Доклад на тему «Роль А.С. Пушкина на русский язык»

Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершена закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Мы вправе задать себе вопрос: почему именно Пушкину выпала высокая честь справедливо называться подлинным основоположником современного русского литературного языка? И ответ на этот вопрос может быть дан в одном предложении: потому что Пушкин был гениальным национальным поэтом. Если же смысл этой фразы расчленить и конкретизировать, то можно выделить пять основных положений. Во-первых, А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового, революционного мировоззрения современной ему эпохи. Он по праву признавался “властителем дум” первого поколения русских революционеров—дворян-декабристов. Во-вторых, Пушкин был одним из самых культурных и разносторонне образованных русских людей начала XIX в.

Еще в ХVIII в. М. В. Ломоносов, который очень много сделала не только для развития естественных наук, но и для филологии (был автором грамматических и риторических трудов, поэтом), попытался регламентировать употребление более высоких церковнославянских и более низких собственно русских слов и форм, создав учение о трех «штилях» речи: высоком, которым надлежит писать оды и трагедии, среднем, пригодном для сочинения стихотворных и прозаических произведений, где «требуется обыкновенное человеческое слово», и низком – для комедий, эпиграмм, песен, дружеских писем.

Огромную роль в развитии литературного русского языка сыграл А. С. Пушкин, которого называют создателем современного русского литературного языка. Действительно, А. С. Пушкин упорядочил употребление церковно-славянских слов, избавив русский язык от многих ему уже не нужных, фактически решил спор о допустимости или недопустимости использования в русском языке заимствованных слов (вспомним хотя бы «Ведь панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет»), ввел в литературный язык многие слова и выражения из народной русской речи (за что нередко подвергался нападкам современников), сформулировал принципиальные отличия «разговорного языка от письменного», подчеркнув, что знать только один из них – это еще не знать языка. Творчество А. С. Пушкина – действительно определенный рубеж в истории литературного русского языка. Его творения мы и сейчас читаем легко и с удовольствием, тогда как произведения его предшественников и даже многих современников – с некоторым трудом: чувствуется, что они писали теперь уже устаревшим языком.

Конечно, со времени А. С. Пушкина литературный русский язык тоже очень изменился; кое-что из него ушло, и очень много новых слов появилось. Поэтому, признавая А. С. Пушкина основоположником современного русского литературного языка, все-таки при составлении новых словарей современного русского языка ведут отсчет лишь со второй половины ХХ века. Однако роль А. С. Пушкина в истории литературного русского языка трудно переоценить: он практически заложил основы современной функционально-стилевой дифференциации языка, создав не только художественные, но и исторические, публицистические произведения, в которых четко разграничивалась речь персонажей и речь автора.

Следует различать понятия: русский национальный язык и русский литературный язык. Русский национальный язык имеет социальные и функциональные разновидности, охватывая все сферы речевой деятельности людей, независимо от воспитания, образования, места жительства, профессии и т. п. Русский национальный язык существует в двух основных формах: литературной и нелитературной.

Литературный язык разделяют на книжный и разговорный; к нелитературному языку относятся социальный жаргон (в том числе сленг, арго), профессиональный жаргон, территориальные диалекты, просторечие.

Источник

10 причин, почему Александр Пушкин великий русский писатель

6 июня родился великий русский писатель Александр Пушкин и эта дата занимает особое место в русском литературном календаре, как день рождения величайшего поэта страны. Есть веские причины, которые объясняют, что именно делает Пушкина жемчужиной русской литературы.

Что важного сделал пушкин. Смотреть фото Что важного сделал пушкин. Смотреть картинку Что важного сделал пушкин. Картинка про Что важного сделал пушкин. Фото Что важного сделал пушкин

1. Он создал современный русский язык

Александр Пушкин (1799-1837) по праву считается отцом-основателем современного русского языка. Он отверг громкий стиль классической русской поэзии, разрушив барьер между разговорной речью и возвышенными одами прошлого. Русские поэты до сих пор ориентируются на пушкинский язык.

2. Он освоил широкий спектр жанров

Пушкин имел невероятно широкую сферу как писатель и поэт. Он писал классические оды, романтические стихи, любовные и политические стихи, романы в стихах, исторические драмы, реалистическую прозу, новеллы, рассказы, сказки, путевые журналы, пьесы и многое другое. Многие из его работ стали основополагающими текстами в своих жанрах.

3. Он задал тон будущим великим

Пушкин определил основные темы, которые позволят русским писателям быть занятыми в 20 веке. Страдания смиренного человека низкого ранга, противостояние исключительного характера и общества, болезненный выбор между долгом и личным счастьем, восстание одинокого человека против системы — все эти темы были впервые подняты Пушкиным, прежде чем стать центральными идеями в произведениях других великих русских авторов, таких как Достоевский, Толстой, Чехов и Бунин.

4. Он создал «энциклопедию русской жизни»

Одним из ключевых произведений Пушкина является стихотворный роман Евгений Онегин. Видный литературный критик середины 19-го века назвал ее «энциклопедией русской жизни», отражающей всестороннее освещение жизни и культуры страны того времени.

Опера, балет и многочисленные драматические экранизации великого творчества Пушкина еще больше поддерживают и укрепляют его международную репутацию. Евгений Онегин был написан в течение нескольких лет (с 1823 по 1831), изменяясь и развиваясь вместе с Пушкиным и его временем.

5. Точность и иллюзия простоты были его отличительными чертами

Еще одна причина постоянной популярности Пушкина — кажущаяся простота его работ. У него была способность создавать яркие образы с помощью всего двух или трех слов. Существует иллюзия спонтанности в его точном использовании языка, но его заметки показывают, что он тщательно обрабатывал каждую строчку.

6. Он был смелым приятелем

Репутация Пушкина взлетела после его смерти, но он не пользовался таким высоким местом в российском обществе, пока был жив. У него было острое чувство юмора, и он любил добавлять ругательства в своем стихе. Он также был плодовитым автором отвратительных эпиграмм и не стеснялся преследовать высокопоставленных чиновников. Это привело к проблемам с властями и вызовам на дуэли.

7. Он страдал за правду

Пушкин провел несколько лет в изгнании за свою Оду Свободе, которая имеет следующие строки:

Император Александр I сначала сослал поэта на юг России, а затем поместил его под домашний арест в своем Михайловском имении Псковской области. Пушкин дружил со многими декабристами-революционерами, которые требовали конституции и социальной свободы, и если бы его не изгнали, он почти наверняка принял бы участие в восстании декабристов 1825 года в Санкт-Петербурге. Пушкин никогда не выступал за свержение царя, но он защищал право человека на свободу и боролся с цензурой. «В этом мире нет счастья…», — писал Пушкин в одном из своих стихотворений, подводя итог вечным стремлениям русского народа.

8. Он написал вечные любовные стихи

Пушкин был известным поклонником женской красоты и приобрел репутацию дон Жуана. Он написал, пожалуй, самое известное любовное стихотворение в русском поэтическом наследии: « Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем …» В своем стихотворном романе «Евгений Онегин» Пушкин также сформулировал «правило» ухаживания, которое в России до сих пор регулярно упоминают: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».

9. Он был обсужден и восхищен великими писателями

Многие писатели признавали величие Пушкина. На заседании Общества любителей русской литературы в 1880 году Достоевский произнес длинную речь о поэте. «Никогда не было поэта с таким универсальным сочувствием, как у Пушкина», — заявил Достоевский. Выступая на открытии памятника Пушкину в Москве, Иван Тургенев, автор знаменитого романа «Отцы и дети», сказал: «Сама суть, все черты его поэтического звука с чертами и сущностью нашего народа».

10. Он стал советской культовой фигурой

Культ Пушкина развивался в СССР, и он стал государственным символом. В каждом классе литературы и во многих частных квартирах был один из двух его знаменитых портретов Тропинина и Кипренского. В 1937 году были проведены масштабные торжества по случаю столетия со дня его смерти, за которыми последовали столь же масштабные празднования 150-летия со дня его рождения. Его годовщины были отмечены выпуском многих предметов и сувениров с его изображением.

Читайте таже

© ПАСПЕР

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

Источник

Пушкин Александр Сергеевич

Что важного сделал пушкин. Смотреть фото Что важного сделал пушкин. Смотреть картинку Что важного сделал пушкин. Картинка про Что важного сделал пушкин. Фото Что важного сделал пушкин

Детство

Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в небогатой дворянской семье. Начальное образование, как это было принято у дворян, маленький Пушкин получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы. При этом, несмотря на яркий ум, будущее светило русской поэзии никак нельзя было назвать прилежным учеником, преподаватели и родные отмечали в нем отсутствие усердия, но со временем мальчик увлекся чтением.

Уже в возрасте семи лет в Пушкине начал развиваться его творческий талант. Начитавшись Мольера, Лафонтена и Вольтера, он сочинял на французском языке маленькие комедии, басни и даже пытался написать поэму.

Лицей

В 1811 году после создания Царскосельского лицея 12-летний Пушкин оказывается включенным в список его воспитанников. Высокий уровень преподавания и требований к лицеистам дали будущему поэту то, что не смогли дать учителя и гувернеры в родном доме. Хотя отдельные науки все-таки давались ему с трудом, среди них была математика и логика. Свободное время Пушкин уделял литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Год спустя талант литературного гения оценил известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин, которому молодой Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Именитый муж пришел в полный восторг, а стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум». В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

На юге

В 1819 году через близкое к декабристам литературное общество «Зеленая лампа», куда вступил поэт, в творчество и мировоззрение Александра Сергеевича начинает проникать политика. Новые друзья обсуждали и пропагандировали свободолюбивые идеи. В этот период своего творчества Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня», что не осталось без внимания со стороны властей. Если бы не заступничество Николая Карамзина перед императором, Александра Пушкина могли сослать в Сибирь, а так он был всего лишь переведен по службе на юг. Но еще до переезда молодой гений успел закончить поэму «Руслан и Людмила», прочитав которую Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

В 1820 году Пушкин на пути в Кишинев на некоторое время заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период тоже вскоре найдет свое отражение в стихотворных произведениях, таких как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич, предоставленный сам себе, пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин». При этом творения поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Ссылка

В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку. Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания.

В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве.

В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но сближения не произошло, Александр Сергеевич оставался на позициях свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Свадьба

В 1829 году поэт на балу познакомился с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение, но родители Натальи не дали своего согласия на свадьбу. Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа Александр Сергеевич вновь посватался и на этот раз получил одобрение. До свадьбы оставалось только решить вопрос с имуществом жениха. Пушкин отправился в другое родовое имение – в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян. Но в Болдино пришлось задержаться на всю осень из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву. Здесь за короткий срок Александр Сергеевич закончил «Евгения Онегина» и написал множество других произведений. В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.

Последние годы

В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева и даже отправился в небольшую экспедицию по местам восстания, чтобы собрать материал для своего романа.

После этого осенью 1833 года Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, начал работу над «Пиковой дамой».

После возвращения в Петербург Пушкин попытался оставить службу или хотя бы получить продолжительный отпуск, но предложенные условия его не устроили, и он остался в столице. На эти годы приходится застой в творчестве поэта, некоторые произведения оказываются запрещенными к печати, другие выходят с трудом и не получают широкого признания. К тому же Пушкин много экспериментирует, и эти изменения не находят отклика у читателя.

В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где публикуется он сам и другие именитые поэты и писатели, такие как Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский. Однако издание оказалось убыточным и, чтобы хоть как-то поднять количество подписчиков, Пушкин публикует в нем свой роман «Капитанская дочка». Работа над журналом занимала все время поэта.

Дуэль

В ноябре того же года вслед за ухаживаниями кавалергарда Жоржа Дантеса за Натальей Гончаровой начинают расползаться грязные слухи и рассылаться анонимные пасквили. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая была отсрочена, а затем отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной. Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял именно Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени считалось смертельным. Через день – 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Тело Пушкина захоронили на территории Святогорского Успенского монастыря Псковской губернии недалеко от могилы матери.

Источник

Пушкин — наше все / Pushkin Is Our Everything

Что делает Пушкина средоточием «русской ментальности»? Этот вопрос не дает покоя думающим людям не только в России. В Лондоне, в день 215-й годовщины со дня рождения Поэта, американский режиссер М. Бекльхаймер представил новую документальную ленту «Пушкин – наше все».

Проходят столетия, но имя Пушкина все так же значимо для мировой культуры. Изученная до дня и часа жизнь, тома исследований литературного богатства, воспоминания современников не проливают свет на феномен Пушкина — «первого нашего поэта, прозаика, историка, гражданина, любовника и друга», того, о ком сказано: Пушкин — наше все.

Филологи, литераторы, кинематографисты и просто неравнодушные люди не оставляют стараний проникнуть в суть загадочной фразы Аполлона Григорьева и расшифровать, наконец, «культурный геном», который с первыми стихотворными строчками «У Лукоморья…» встраивается в нашу ментальность: «Пушкин — наше все».

Документальная лента американского режиссера Майкла Бекльхаймера (Michael Beckelhimer) с таким названием была впервые показана в лондонском Пушкинском Доме 6 июня 2014 года в честь дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дня Русского Языка. Режиссер попытался ответить на вопрос, почему поэт, погибший на дуэли в 1837 году, остается и по сей день самым читаемым автором в России. «Сейчас Пушкин нужен России как никогда», — считает один из героев фильма.

Вырванные из контекста, слова А. Григорьева могут показаться спорными. Почему именно Пушкин — наше все, а не Лермонтов или, к примеру, Толстой? Отчего имя Пушкина неизменно первым возникает в сознании обобщающим символом русской поэзии, русского языка, русского миропонимания? Почему цитаты из произведений Первого поэта России настолько вошли в живую речь, что авторства их мы уже не осознаем? Почему же именно Пушкин — это наше все?

Прежде чем ответить на эти вопросы, прочтем высказывание А. Григорьева полностью: «Пушкин — наше все: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя… все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный… образ народной нашей сущности. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего. Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии». Действительно, он — наше все.

Каждый читающий эти строки наверняка услышит в них отголосок собственных ощущений. На уровне субъективных чувств так и есть. Но существует ли объективная закономерность? В чем причина и каков механизм созвучия творчества одного человека с мироощущением народа? Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» впервые объясняет феномен Пушкина на уровне психического бессознательного. Системно исследуя векторальную матрицу российской ментальности и структуру психической организации поэта А. С. Пушкина, можно с уверенностью сказать: уретрально-звуковой Пушкин всей своей «вольностью святой» был обречен на роль вождя российской словесности, «властителя дум», по его же определению.

Провидение рукоположило его быть образцом для передачи во времени лучших качеств российской ментальности: свободолюбия, бесстрашия, легкой отдачи собственной жизни во имя высшей цели, милости к падшим, вечного и бесконечного духовного поиска. Пушкин на самом деле достоин того, чтобы о нем сказали, что он — наше все.

Что важного сделал пушкин. Смотреть фото Что важного сделал пушкин. Смотреть картинку Что важного сделал пушкин. Картинка про Что важного сделал пушкин. Фото Что важного сделал пушкин

Творчество и жизнь Пушкина неразделимы. Поэт письменным Словом творил новую реальность, гениально реформируя русский литературный язык своими чудесными строфами. Уже в Лицее к нему, 17-летнему, как волхвы на поклонение, приезжали именитые поэты: Жуковский, Вяземский, Батюшков. Усмотрев в беспокойном юноше будущее солнце русской поэзии, пииты взяли его под свое крыло. Жуковский так и остался на всю жизнь «побежденным учителем», а по сути, заступником перед царем и спасителем Поэта от него же самого — бескомпромиссного, скорого на гнев и не желающего быть шутом при государе.

Современный русский язык в привычном нам виде немыслим без тектонического сдвига, совершенного Пушкиным. «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» явились провозвестниками нового литературного русского языка. До Пушкина так не писали. Не смели, например, назвать ногу ножкой, а он посмел. Посмел нарушить границы дозволенного и установить свои правила игры на русском литературном поле, обозначив все темы и идеи последующего развития отечественной словесности.

Что Пушкин сделал для нас? Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь и знаем, что Кощей над златом чахнет — такова его доля в наших лесостепях; что колдун, случается, несет богатыря, но недолго; что нельзя стяжать благ материальных — окажешься у разбитого корыта; что народ безмолвствует, а потом как грянет бой, Полтавский бой, и ура! мы ломим, гнутся шведы… Мы думаем языком, который подарен нам Пушкиным, в самом прямом смысле этого слова. Не случайно с 2011 года День русского языка отмечается 6 июня, в день рождения поэта. Философ И. Ильин писал: «Не для того сходимся мы, чтобы вспомнить или «помянуть» Пушкина так, как если бы бывали времена забвения или утраты. Но для того, чтобы засвидетельствовать и себе, и ему, что все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждениями; что мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; что мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства его словами; что его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа; что вещие слова «Пушкин — наше все» верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий. »

Правнук эфиопа, написавший первые стихи по-французски, уретрально-звуковой Пушкин всем своим душевным устройством оказался русским. Не владея в юности как следует русским языком, этот «француз» сделал русскую литературу способом выживания миллионов русских, а русский язык — мощнейшим средством освоения многоязыких просторов Империи.

Игрок и острослов, дуэлянт и кутила, франт и любовник всех хорошеньких женщин, Пушкин неизмеримо больше, чем все, написанное о нем. Он определил развитиене только литературы, не только языка — все это лишь следствия главного. Создатель энциклопедии русской жизни на века заклеймил коллективное бессознательное России своей знаменитой печаткой-талисманом. По этому клейму, по этой печати мы опознаем своих, независимо от национальности, расы и страны проживания. А. С. Пушкинъ — это и пароль, которым мы отзываемся друг другу во тьме безвременья, и победный клич на вершине успеха: Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!

Пушкин — наше все. Он сосредоточил в себе главные, лучшие, решающие свойства российской ментальности. Как Ноев ковчег, творчество Пушкина вобрало в себя все, что необходимо сохранить в любой катастрофе. Чтобы выжить — во что бы то ни стало — и остаться собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *