Что вдохновляло пушкина на творчество
Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта.
Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” он пишет, подводя итог созданному в течение жизни:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Здесь
Мысли о политическом устройстве России вдохновили Пушкина на создание широко известных эпиграмм на императора и его приближенных (“Сказки. Мое!”, 1818 г., “На Аракчеева”, 1820 г.), стихотворения кризисного 1823 г. “Свободы сеятель пустынный…”, произведения 1826 года “Стансы”.
Мечты о “минуте вольности святой” легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в “Узнике”, поэт противопоставляет “лире вдохновенной” (стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824 г.).
Объяснение этому феномену можно найти в легенде “Пророк” 1826 года, из которой мы узнаем, что вдохновение – это дар Бога. Для того чтобы подчеркнуть высокое предсказание поэта, Пушкин выбирает особый жанр, используя библейскую лексику (“шестикрылый серафим”, “пророк”, “гады”), старославянизмы (“персты”, “зеницы”, “горний” и другие), эпитеты высокого стиля (“празднословый и лукавый” язык, “жало мудрыя змеи”). Подтверждается мысль о богоизбранности поэта, о его особой миссии в стихотворении “Поэт” 1827 года, где Пушкин вновь обращается к возвышенной лексике (“суетный”, “хладный”, “ничтожный”), особым метафорам и сравнениям (“…Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел”).
На то, что вдохновение дается поэту свыше и не зависит от него самого, указывает и форма пассива причастия в стихотворении “Поэт и толпа” 1828 года: “…Мы рождены для вдохновенья…” О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении “Муза” 1821 года.
Другая точка зрения высказана в стихотворении “Поэту” 1830 года. Пушкин говорит о том, что художник не должен подчиняться толпе. В то же время автор не дает нам ни одного намека на какие-либо высшие силы, стоящие над поэтом: “…Иди, куда влечет тебя свободный ум…”, “Ты сам свой высший суд…” Это обращение сильной личности к равным себе.
Если проанализировать все творчество Пушкина, то мы заметим, что лик Бога просматривается за строками далеко не всех сочинений поэта, относительно редко встречаются и произведения, написанные под влиянием размышлений о судьбе человечества. Чаще стихотворения отражают глубоко личные переживания, возникшие в конкретную минуту жизни их автора. Но для Пушкина несомненно, что из мгновений складывается вечность. Так, получается, что отклик на определенное событие оказывается оценкой целого периода жизни, новой попыткой ответить на вечные вопросы.
Размышления над проблемами бытия, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами жизни, вдохновили поэта на создание стихотворений философской лирики. Среди шедевров этой группы произведений необходимо отметить “Погасло дневное светило…” (1820), “Телега жизни” (1823), “К морю” (1824), “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Элегия” (1830), “…Вновь я посетил…” (1835).
В 1816 году в стихотворении “Певец” Пушкин написал: “Слыхали ль вы… Певца любви, певца своей печали?” “Своей печали” посвящена философская лирика поэта, но не меньше было написано им о любви. Как и для всех творческих личностей, для Пушкина влюбленность – источник вдохновения.
Об этом он пишет в стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”, 1825 г.): “…вот опять явилась ты…”, и для сердца “…воскресли вновь И божество, и вдохновенье…”. Любовь – всегда светлое чувство. “… Печаль моя светла…” – говорит поэт в стихотворении 1829 года “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, вспоминая свою возлюбленную.
Пушкин не раз увлекался прекрасными женщинами, но он всегда находил особенные, неповторимые слова для описания своих переживаний. Удивительные эпитеты выбирает он в стихотворении “К***” 1825 года. Его избранница – это “мимолетное виденье”, “гений чистой красоты”; ее голос – “нежный”, черты – “милые” или “небесные”. Усиливает выразительность анафора на “и”, “без”, “как”, рефрены (“…Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты” и “…Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви”.
Стихотворение мелодично благодаря сквозной рифме (например: ты – красоты – суеты – черты) и аллитерации на сонорные “м”, “л”, “н”. В элегии “Я вас любил; любовь еще, быть может…” 1829 года эпитеты описывают само чувство автора: “любил безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Мелодика вновь создается с помощью анафоры (“Я вас любил…”).
Однако дружба крепче любви. Об этом Пушкин пишет в стихотворении “В альбом Пущину” 1817 года. Дружеские послания и эпиграммы занимают видное место в творчестве поэта. Даже переписка со знакомыми часто велась в стихах.
Среди адресатов – члены родной семьи (сестра, брат, дядя) и у тех семей, которые были особенно дороги поэту (Раевские, Карамзины, Осиповы-Вульф), лицейские друзья, наставники в творчестве и жизни, няня. Дружба для Пушкина значила очень много. Он тяжело переживал разлуку с товарищами по учебе.
Каждый год поэт отмечал годовщину лицея, часто 19 октября появлялись стихи: самое известное – “19 октября” 1825 года. Друзьям были посвящены “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…” и многие другие.
Многие знакомые Пушкина, как и он сам, были стихотворцами. Вместе с ними поэт участвовал в литературной борьбе, писал эпиграммы на членов “Беседы любителей русского слова” (“Угрюмых тройка есть певцов…” 1815 года, “Шишкову” 1816 года). Желание отстоять свои литературные взгляды и недоброжелательное отношение к дешевым критикам стали причиной создания целой серии стихотворений, например: “Послание к цензору” 1822 года, “Второе послание к цензору” 1824 года, “Жив, жив Курилка!” 1825 года.
Не только нападки противников нового течения в литературе и критиков задевали поэта. Иногда он отвечал стихами на светские и журнальные сплетни. Такой ответ – “Моя родословная” 1830 года.
Чужое творчество не всегда вызывало насмешку Пушкина. В лицейские годы поэт подражал Жуковскому, Вяземскому, Ломоносову, Батюшкову и опосредованно Анакреону. В дальнейшем на него оказывали влияние поэты-декабристы, Байрон.
В 1821 году Пушкин написал “К Овидию”, в 1825 году – “Андрей Шенье”, в 1830 году – “Из Ваггу согп-уаП”. Создав “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, поэт продолжил традицию Горация, Ломоносова, Державина. Иногда источником вдохновения служили произведения, авторы которых неизвестны. Религиозные тексты легли в основу “Подражания Корану” 1824 года и стихотворения “Отцы-пустынники и жены непорочны…” 1836 года, фольклор – в основу “Песен западных славян” 1834 года, “Песни о Стеньке Разине” (1826), “Песни о вещем Олеге” (1822).
Но не только создания человеческого гения вдохновляли поэта. Пейзаж – неотъемлемая часть многих произведений Пушкина. Так, стихотворение гражданской лирики “Деревня” начинается идиллическим изображением гармонии в природе, противопоставленной несправедливой жизни людей.
Философский пейзаж появляется в произведениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “…Вновь я посетил…” (1835), “Анчар” (1828). Описание природы предваряет воспоминания поэта о друзьях в лицейскую годовщину 19 октября 1825 года. Чувства лирического героя раскрываются через психологический пейзаж в стихотворениях “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829), относящемся к любовной лирике, и “Осень” (1833), в котором присутствуют и философские мотивы, и размышления о творчестве. Природа помогала Пушкину найти образы, становившиеся “символическими”, как, например, в элегии “К морю” (1824) или поэме-легенде “Анчар”; формировала особое душевное состояние поэта.
Под влиянием разных зимних пейзажей были написаны “Зимнее утро” (1829) и “Зимний вечер” (1825). Но именно осень была для Пушкина любимым временем года, когда родились строки, рассказывающие о единстве поэта с природой, о влиянии ее на создаваемые стихи. Осенью “душа стесняется лирическим волненьем”:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Итак, вдохновение у Пушкина – это и дар богов, и свойство души самого поэта. Среди основных источников вдохновения – природа, неприятие устройства общества, размышления о смысле жизни и прожитых годах, любовь, дружба, литературная борьба, желание сформулировать свое поэтическое кредо.
Вдохновленный осенью поэт (3 фото)
В этом времени года многие авторы находили вдохновение. Но Пушкин любил осень особой любовью – глубокой, искренней, восторженной. Чем вдохновляла пора увядания великого поэта?
Сведения об этом – исторически подтвержденный факт, а не домыслы или предположения. Поэт сам неоднократно заявлял, что осенний период времени для него особенно продуктивен. Его посещало вдохновение, особое расположение духа, в котором мечты и грезы приобретают материальные очертания, а «звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли».
Александр Сергеевич мастерски подмечал те черты, которые обычно ввергают людей в пучину грусти и уныния. Листва у поэта превращалась в золото и багрянец, а не просто желтела. А мир, окутанный листопадом, приобретал особые мистические черты. И читатель, погруженный в этот мир, тоже проникался волшебством магического времени года.
«Пышное природы увяданье» для поэта было тем особым промежутком, отрезком времени, когда подлинная красота столь естественна и мимолетна, что ею нужно успеть насладиться именно сейчас. Поскольку завтра ее уже может не быть. Яркими, насыщенными и в то же время очень легкими мазками, подобно живописцу, поэт набрасывал картины природы и жизни: «журча еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать – «дорога промерзает», «пруд уже застыл».
В некоторых строках Пушкин придавал осенней природе человеческие черты:
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
В других демонстрировал вдохновение, которым с ним щедро делилась златокудрая осень:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
В истории всей мировой поэзии, пожалуй, сложно отыскать пример, когда поэт за короткий промежуток времени создал бы столько бессмертных произведений. А в случае с Александром Сергеевичем так было в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. За период вынужденного затворничества в имении Большое Болдино из-за карантина по холере автор создал более 30 лирических произведений, завершил «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина». Эти три месяца стали временем подведением итогов и новых замыслов.
А какое осеннее стихотворение поэта нравится вам больше других?
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Содержание
Биография А.С.Пушкина [ править ]
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.
Ранние годы [ править ]
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича, было еще десять детей –5 сыновей и 4 дочерей. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.
Образование и начало творческого пути [ править ]
1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стихотворение «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас». Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина. На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.Пушкин оканчивает лицей в 1817 году и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.
Творчество поэта [ править ]
В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820). В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832). В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама».В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.
Ссылки [ править ]
Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александр Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин под видом служебного перемещения выслан на юг России.Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона. В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).
Личная жизнь [ править ]
В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.
Последние годы жизни [ править ]
Важно отметить такой момент в биографии Пушкина: после повышения в чин камер-юнкера, Александр Пушкин принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается. В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издавать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка». В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот. Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.
Александр Пушкин
краткая биография
Роль и место в литературе
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, ставший олицетворением целой эпохи, названной золотым веком. Для русской литературы он стал Солнцем, а для мира остался загадкой. Пушкин считается создателем национального русского литературного языка.
Происхождение
Александр Пушкин родился 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1799 года в Москве. Будущий поэт происходил из дворянского рода без титула. Прадедушка Пушкина – Абрам Ганнибал, слуга Петра I. Отец — Сергей Львович Пушкин, известный светский острослов. Был не равнодушен к поэзии, пробовал писать стихи. Мать — Надежда Осиповна, внучка Абрама Ганнибала. Кроме Александра, в семье еще было двое детей, Лев и Ольга.
Ранние годы
В детстве Александр часто бывал у бабушки в селе Захарове. Для него наняли няню – Арину Родионовну. Эта простая женщина часто рассказывала ему сказки, привив любовь к литературе. Образ няни остался в творческом наследии поэта.
Пушкин рос в атмосфере распространенной в то время галломании. В их доме собирались представители творческой интеллигенции, часто звучали стихи. Страсть ко всему французскому с боку родителей уравновешивалась любовью к народному творчеству бабушки и няни. Поэтому в личности Пушкина словно уживались два мира.
Образование
Начальное образование Пушкин получил дома, как было принято в дворянских семьях. В возрасте 12 лет Александр поступает в Царскосельский Лицей. Это учебное заведение тогда только открыли, но оно уже считалось перспективным. Его выпускники имели шанс получить хорошую государственную должность. Лицей был построен под Петербургом, в месте летней резиденции царей. В 1817 году Пушкин оканчивает лицей. Ему присваивают чин коллежского секретаря 12-го класса и определяют на службу в Коллегию иностранных дел. Время, проведенное в лицее, навсегда запомнилось Пушкину. Здесь он приобрел верных друзей, написал первые стихи.
Творчество
В 1815 году в день экзамена Пушкин прочел собственное стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», которое высоко оценил присутствующий там поэт Гавриил Державин. В 1819 году поэт становится членом литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».
Сочинения Пушкина считают эталоном, подобно великим произведениям Данте и Гете. Поэт работал в разных литературных жанрах и стилях, прошел путь от романтизма к реализму.
Основные произведения
В 1820 году автор работает над поэмой «Руслан и Людмила». Это произведение стало легендарным благодаря вступлению «У Лукоморья дуб зеленый», текст которого знаком многим людям со школьных лет. Пушкин любил фольклор с детства, поэтому его поэма напоминает народную сказку.
В 1821 году из-под пера гения выходит поэма «Кавказский пленник», которая приносит ему известность. В период с 1823 по 1830 год Пушкин работает над романом в стихах «Евгений Онегин». Семь лет автор оттачивал произведение, которым зачитываются люди и в наше время. Роман «Евгений Онегин» — это не просто история о несбывшейся любви, а сложный конфликт разных характеров.
Последние годы
В 1837 году у Пушкина возникает серьезный конфликт с офицером Жоржем Дантесом. Поэт вызывает противника на дуэль. И, несмотря на то, что Пушкин был бывалым дуэлянтом, он получает ранение в живот. 29 января (10 февраля) 1837 года поэта не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1799 | Год рождения Александра Пушкина |
1811-1817 | Годы учебы в Царскосельском Лицее |
1819 | Пушкин становится членом сообщества «Зеленая лампа» |
1820 | Поэма «Руслан и Людмила» |
1823 | Начало работы над романом «Евгений Онегин» |
1829 | Жизнь на Кавказе |
1831 | Женитьба на Наталье Гончаровой |
1833 | Полное Издание романа «Евгений Онегин» |
1837 | Пушкин погиб на дуэли |
Интересные факты из жизни поэта
Музей Александра Пушкина
находится в центре Москвы. Он был открыт в 1961 году. Это огромный центр, где собраны материалы о жизни и творчестве поэта.
Кроме главного музея в России, есть музеи и в Украине, посвященные творчеству гениального автора. Одесский музей А.С. Пушкина расположен на улице Пушкинской. Киевский музей А.С. Пушкина находится на улице Кудрявской.
Портрет юного Пушкина
Памятник Пушкину и Арине Родионовне
Дом Пушкина в Михайловском
один из залов Государственного музея Пушкина
Каковы истоки вдохновения А.С. Пушкина?
Никто никогда не задавал себе вопрос о том, что питало дух русского гения №1. Мне всегда моя бабушка Анна Васильевна Павлова — почитательница Русского солнца, говорила: «У Пушкина истоки — это его христианство». Но христианских светочей много, а что же (или кто же) сделало его Пушкиным?.
Долгие годы, можно сказать, всю жизнь, я бился над этим вопросом. И понял, что человек, перевернувший сознание нации, ставший её квинтэссенцией и пожизненным отцом-основателем, питался из двух источников.
Ответ мне позволил получить список книг, которые он читал, а также то, кем были люди его духовного окружения.
Пушкин был, и в самом деле, незауряден и талантлив во всём. Посудите сами. Из 46 выпускников Царскосельского лицея, все из которых писали стихи, 14 стали великими русскими поэтами, но только Александр Сергеевич признан светочем русской литературы и русской ментальности. А почему это было так — Вы сейчас увидите.
Царскосельский лицей
Главными двумя источниками вдохновения Пушкина были философия, которой он неизменно следовал в жизни, и знание системы и структуры своей страны.
Так, как он, мало кто знал и интересовался русской стариной, русской ментальностью. Причем для него не было разницы между властными сюжетами в российской истории и историей народа, даже зачастую историей отдельной русской крестьянской семьи.
Диву даёшься, с какой скоростью этот молодой человек поглощал (и жадно!) всё, что он слышал, видел и понимал. Например, его интересовал такой вопрос: «Кто в России давал вольную своим крестьянам?». А таких уже в эпоху Пушкина было немало… Поэта заботило, почему это делали те или иные люди, и что было потом, какова была судьба этих крестьян.
Пушкин, конечно, всю жизнь занимался самообразованием. Но ведь самообразованием занимались все, это была норма жизни культурного сообщества России! Главное богатство каждой помещичьей, дворянской семьи — это не конюшня и не псарня, а библиотека. Спор и соревнование между дворянами, прежде всего помещиками, был за ту или иную редкую библиографическую ценность.
Речь о библиотеке Пушкина — это вообще отдельная история, требующая особого посвящения и изучения. Об этом очень много написано и литературоведами, и этнографами, и пушкинистами. Впечатляет книга Гессена «Набережная Мойки, 12», где этому уделяется немалое место.
Домашняя библиотека в кабинете Пушкина. Источник: Museumpushkin.ru
Но ведь вы скажете: «Все имели библиотеки, все читали, все получали воспитание, все занимались самообразованием!». Его учитель, наставник и его большой почитатель в конце жизни — Жуковский — тому яркий пример. Человек, доживший до глубокой старости, непрестанно читал и выступал с лекциями. Вы скажете, что он был воспитатателем Наследника, но ведь воспитатели были разные, как и его объекты!
Мы подступаем к главной теме повествования: духовные, нравственные истоки личности Гения.
Пушкин ещё до прибытия в Царскосельский лицей был весьма образованным юношей. Как мы сейчас скажем, образцовым подростком, который впечатлял своими знаниями не только окружающих, но и наставников. Прежде всего, своего дядю Льва, который и привёз его в Царскосельский лицей, пораженный энциклопедическими данными ребёнка. Его мысль была одна: «Не дать пропасть бриллианту». Поэтому Пушкина и поместили во вновь созданный класс Царскосельского лицея, который, по задумке основателя Лицея М. Сперанского, призван был быть классом, из которого происходило поступление на руководящие посты России пореформенной поры — Александр I планировал конституционную реформу. Михаил Михайлович дважды писал текст Конституции, в результате был отправлен в отставку, а затем и в ссылку — в изгнание.
Пушкин прямо-таки алкал произведениями философов. Здесь самое интересное: Солнце русской литературы светило уже тогда ярким светом. Мальчик владел латинским и древнегреческим; французский, немецкий, английский, итальянский были языками его чтения.
В самом Царскосельском лицее преподавали выдающиеся умы и светила русской философии и литературы. Если «пройтись» по именам преподавателей — диву даёшься, в нём были собраны поистине бриллианты русской философии и словесности.
Пушкин изучал западноевропейскую, русскую, церковнославянскую и античную философию. Досужие домыслы о том, что Пушкин стал или мог стать славянофилом несостоятельны — «размерчик мал». Поэт стоял над схваткой. Применить к нему терминологию «западник-славянофил» — как минимум, неуместно. Он был выше каких-либо исторических тенденций в российской философской мысли, видел изъяны и добродетели всех течений, и имел свой собственный взгляд на духовное состояние человека.
Прежде всего, Пушкин был русским; он был русским дворянином, высоко образованным, культурным русским дворянином. Этим всё сказано.
Любовь к отечественной истории, мысли — не простая праздная слабость, стремление к любознательности. В основе философских взглядов Пушкина было понимание ценностей, как он сам говорил, «российской духовной морали».
Удивительно то, что некоторые исследователи пропустили очень важную вещь: многие они утверждали, что поэт был последователем Эпикура — эпикурейцем. Другие (их было меньше) говорили, что Пушкин был стоиком. И то, и другое к Пушкину неприменимо, потому что философский, духовно-нравственный мир самого Пушкина значительно богаче, чем эти два направления античной философии. Напомню, эпикурейцы «жили сиюминутными радостями жизни», их лозунг Carpe diem — лови момент, Пушкин знал, и знал прекрасно.
Поэт прекрасно знал и стоиков, но те проповедовали терпеть всё, и терпеть ради своего внутреннего духовного роста, несмотря ни на какие трудности бытия и окружающей действительности. Уверен, убеждён читатель сразу увидел, что ни тем, ни другим Пушкин не был: ни эпикурейцем, ни стоиком. А кем же всё-таки он был по своему основному, главному содержанию? Можно ли его отнести хоть к какой-то философской школе или направлению?
Человек, создавший «Евгения Онегина», открыл философский камень. Пушкин был православным христианином в его допетровской форме, но при этом замечательно владел всеми тонкостями западноевропейской философии, которая базировалась на Антике.