Что верующий человек получает в результате культовой деятельности
Что верующий человек получает в результате культовой деятельности
Название работы: Религиозный культ и религиозные организации
Предметная область: Религиоведение и мифология
Описание: Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы осознаваемые в форме религиозных образов. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы предписания о том что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей оживление религиозного сознания.
Дата добавления: 2015-02-19
Размер файла: 24.7 KB
Работу скачали: 7 чел.
Религиозный культ и религиозные организации.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозный культ (лат. уход и почитание) совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать как на сверхъестественное, так и на реально существующие объекты. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. Это могут быть растения, реки, небесные светилы, а также духовные существа. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. К средствам культа относятся молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы. Важнейшим из средств является культовое здание. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.
Религиозные организации религиозные объединения, возникающие на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретных исторических условий эти организации принимают различные формы. На основе изучения христианства выделяют три основных типа организаций: церковь, секта, деноминация. Церковь широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Характеризуется иерархическим принципом управления, строго фиксированной системой вероучения и культа. Секта объединение верующих, противопоставляющих себя господствующему религиозному течению. Характеризуется равенством всех членов секты, принципом добровольности объединения. Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Ей присущи признаки одного типа религиозных организаций и другого.
Что верующий человек получает в результате культовой деятельности
Рейтинг:
Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, соединяет адекватное восприятие с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщено, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание подразделяется на два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденный уровень характеризуется преобладанием эмоциональных моментов, фрагментарностью. В обыденном сознании религиозные представления складываются и развиваются под влиянием устойчивых (традиции) и динамичных (настроения) сил. Религия на уровне обыденного сознания всегда выступает в личной форме: верующий убежден, что не только имеет право на некоторый собственный взгляд на правила общения с Богом, но и получает полное одобрение от него, полное и постоянное внимание именно к его проблемам, независимо от времени обращения. Концептуальный уровень религиозного сознания пополняется за счет разработки учения о Боге, природе и обществе соответствующими специалистами и религиозными авторитетами.
Религиозная деятельность. Различается культовая и внекультовая религиозная деятельность. К внекультовой деятельности относится разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, производство средств культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями.
Культовая религиозная деятельность, по существу, представляет особые стабильные формы и способы поведенческих актов,направленные на выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных. Во время произведения культовых действий происходит «драматизация мифа». Перед верующими с помощью специальных предметов и способов культа воспроизводятся события, описанные в священных книгах, отражающие главные догматы той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов, — вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка и др.). Способов культа великое множество — от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. В памяти воспроизводятся образы, символы, эмоции. Достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека.
Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два плана — объективный и субъективный. Первый план этих отношений можно выделить в действительных взаимоотношениях между верующими, второй — во взаимоотношениях верующего с гипостазированными существами. Отношения нельзя увидеть, но их результат можно зафиксировать. Выделяется несколько способов фиксации религиозных отношений: 1) через предметы живой и неживой природы, артефакты (священная корова у индусов, черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) — такой способ фиксации называется вещным; 2) через разработку образов Бога, духов, души, святых и ангелов — такой способ называется образным; 3) через выработку и введение в постоянный оборот отдельных слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом — языковой способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара — персонифицированный способ фиксации религиозных отношений.
Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения — это действительные отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности к конфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых отношениях проявляется субъективный план — в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (совершая евхаристию, исповедуясь, слушая проповедь, участвуя в обряде).
Религиозные организации делятся на внекультовые и культовые. К внекультовым организациям относятся органы управления (церковный совет, ревизионная комиссия, церковные отделы образования, департаменты прессы, ректораты религиозных учебных заведений). Внекультовые религиозные организации действуют внутри объединений, созданных с культовыми целями. Существует три типа таких объединений. Церковь — сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, священнослужителей специально готовят к их деятельности, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта — провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация — нечто среднее между вышеназванными типами: проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения и духовного возрождения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь или, по крайней мере, ею назваться.
Тема 2. Возникновение и развитие науки о религии
• Сравнительно-исторические исследования • Вклад антропологии и этнологии
• Социологический подход • Психологический анализ
Религия — явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, но и междисциплинарность. Развитие этой науки в XIX веке шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов. Первоначально главное внимание уделялось сравнительному изучению мифологии. В мифах обнаружился особый способ выражения человеческого переживания и объяснения реальности. Исследователи фольклора, в их числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, обнаружили в народных традициях, сказках и преданиях остатки древних мифов.
Религиозная (культовая) деятельность
Культ (лат. cultus – уход; почитание) – система обрядов, с помощью которых происходит мистическое общение человека с Богом, с миром сверхъестественного. Культовая деятельность являет собой реализацию религиозной веры в системе действий определенной социальной группы или отдельных индивидов. Она, во многом, носит символический характер, и именно как некая система символов присутствует и функционирует в процессе социального взаимодействия. Во время отправления культа происходит так называемая «драматизация мифа», придавая духовно-практический характер религиозному мировосприятию.
Культовая система состоит из ряда обрядов, ритуалов, церемоний. Религиозные обряды представляют собой стереотипичные действия, установленные религиозной традицией или обычаем, символизирующие религиозно-мифологические представления, в процессе которых осуществляется взаимодействие с сакральными предметами, нахождение в сакральном пространстве и т.д.
К обрядам прибегают в первую очередь там и тогда, где и когда человек не уверен в собственных силах и вынужден обращаться к сверхъестественным существам за помощью, поддержкой, санкцией или одобрением тех или иных поступков и действий. Наиболее полно эта ситуация описана английским этнографом Б. Малиновским в работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов Тробриан, Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магические обряды в земледелии при посадке клубневых растений, урожай у которых бывает изменчив.
Но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Эти наблюдения позволили Б. Малиновскому сделать вывод, что сфера магии – это деятельность повышенного риска. Сверхъестественное приходит на помощь человеку, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхчеловеческих сил и совершать религиозные обряды.
К религиозным обрядам относятся также инициации (обряды перехода), люстрации (очистительные обряды) и многие др.
К культовым действиям относятся также жертвоприношения и молитвы, в том числе умилостивительные.
Жертвоприношение – это добровольный отказ во имя Бога или других сверхъестественных сил от того, что обладает реальной или символической ценностью для жертвователя. В христианстве смысл жертвы – благодарность Богу за все, что он дарует. Молитва – словесное обращение человека к сверхъестественному существу с благодарностью, восхвалением, просьбой о помощи. Молитвы бывают как индивидуальные, так и коллективные. Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д.
В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.
В развитых религиях культовые действия образуют сложную систему богослужений, совершаемых по особому канону (в христианстве это так называемые «круг годичного богослужения» и «круг суточного богослужения); каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминаниям особых событий, или памяти различных святых. В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды. В процессе богослужений с помощью культовых действий (чтение священных книг, хоровое песнопение, игра музыкальных инструментов, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение и т.д.) в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются соответствующие эмоции.
Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона – использование различных видов искусства – архитектура, музыкальное искусство, живопись, витражи, арабески, иконопись – призваны усиливать положительные эмоции и религиозные чувства верующих людей. Помимо этого существуют религиозные праздники, которые также являются частью религиозного культа (в православии, например, это двунадесятые, великие и престольные праздники).
Во время отправления культа члены религиозной общности совершают определенные практические коллективные и индивидуальные действия, направленные на священное, сверхъестественное и т.д. Это могут быть жертвоприношения, магические действия, таинства, мистерии, богослужения. Их особенность состоит в том, что это совокупность повторяющихся, зачастую регулярных действий в строго определенном порядке – образцы поведения, называемые религиозным ритуалом.
Культовые служащие имеют власть, управляют ритуальными действиями (епископы, пресвитеры, старейшины в христианстве, имамы в исламе и др.). Другие члены религиозной общности – миряне – управляемые субъекты.
Коллективные действия по отношению к священному порождают и поддерживают социальные чувства членов религиозной общности в отношении друг друга: любви, братства, альтруизма, лояльности, взаимности, уважения, преданности, а также другие социальные отношения, как знаки солидарности религиозного формообразования. В процессе культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, сплочение религиозного сообщества.
Вышеизложенное согласуется с точкой зрения американского социолога Р.К. Мертона, который выделял явные и латентные функции религиозного культа. Явные функции осознанны и религиозно мотивированы, регулируют действия участников и приспосабливают их к религиозной системе. Латентные функции неосознанны и непреднамеренны, но при этом способствуют приспособлению или адаптации социальной единицы к этой системе. К примеру, магические ритуалы, помимо своей явно практической функции, выполняют при этом еще и латентные функции укрепления солидарности, периодически собирая разрозненных членов группы для участия в общей деятельности.
Связь с природой также имеет преимущественно социальный характер. Если она опосредована религией, то приобретает религиозно-социальный характер: поведение индивида в «колдовском лесу», группы в «священной роще» или на «священной горе» отличается от поведения в не сакральных местах; пищевые запреты часто не связаны с полезными или вредными для человека физиологическим свойствами съедобных продуктов, а религиозные ритуалы воздействия на природные стихии, плодородие или плодовитость, на здоровье имеют явно выраженный социальный характер.
Религиозный культ играет значимую роль в цементировании религиозной общности. Культовая деятельность субъектов религиозной общности жестко регламентирована. Именно в культе религиозные доктрины получают свое конкретное воплощение. Культ и религиозная доктрина являются сердцевиной того, что, с одной стороны, сплачивает и интегрирует эту «общность»; с другой стороны, выделяют ее среди других общностей, придавая ей статус определенной религиозной общности.
Средствами воздействия церкви и общины на формирование религиозной личности являются:
Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей – «состояние нужды индивида, группы, института в движении и воспроизводстве религиозного сознания», в котором воспроизводятся религиозные образы, символы и т.д. и возбуждаются соответствующие эмоции, «…деятельности, поведения, отношений, общения, организаций; они выполняются в процессе выполнения соответствующих функций»149. Религиозные потребности очень многоплановы: воплощение в жизнь существующих в сознании верующего идеальных образов желаемого будущего; духовное возрождение, сохранение традиций и культуры; защита от болезней и несчастий, надежда на счастье в ином мире и т.д.
Что верующий человек получает в результате культовой деятельности
Структурно-функциональный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурно-функционального метода к анализу социокультурных объектов. Структура и функции религии изменяются вместе с динамикой религии и культуры. В структуре развитой религии выделяют религиозные сознание, деятельность, институты и организации.1
Религиозное сознание
Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо при недостаточной информации. Вера возникает по поводу событий, имеющих смысл, состоит из познавательного и волевого элементов, выступает фактором объединения людей и стимулом их активности. Религиозной вера становится при условии веры в объективное существование сверхъестественного, священного, возможность общения человека с ним и в истинность соответствующих представлений, действий. Содержание религиозной веры символично.
В религиозном сознании преобладают чувственные формы, особенно велика роль представлений. Важным компонентом религиозного сознания являются религиозные чувства – эмоциональное отношение к сверхъестественному в соединении с религиозной верой. Религиозное сознание существует посредством религиозного языка. Религиозный язык – это часть естественного (этнического) языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религиозное сознание реализуется в устной и письменной форме, в священных слове и тексте. Со словом связаны речевая магия в древних религиях, особое почитание Слова (Логос) и Имени в связи с идеей Бога присутствует в христианстве. В исламе освящается язык Корана, продиктованного Мухаммеду на «чистом арабском языке». Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных уровня – обыденный и теоретический. Обыденное религиозное сознание предстает в совокупности образов, представлений, чувств, традиций непосредственно отражающей условия бытия и присущей всем верующим. Теоретическое сознание – это профессионально разрабатываемая и распространяемая система понятий, идей, концепций. В ее состав входят теоретический уровень мировоззрения, концепции нравственности, экономики, права, политики, искусства и других, а также религиозная философия. Они объединяются в теологии (богословие). Учение о Боге (Богах) является системообразующим и субординирующим элементом теоретического религиозного сознания и теологии в частности.
Теология включает систему богословских дисциплин, излагающих, обосновывающих и защищающих отдельные стороны вероучения. Современное христианское богословие, например, включает следующие разделы: догматика, излагающая обязательные для христианина принципы христианства – догматы; основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в основы данной религии и критикой других религиозных учений; нравственное богословие; библейская теология (экзегетика), трактующая смысл Откровения; церковная археология; патрология, излагающая учение об основоположниках церкви; история Ветхого и Нового заветов; история церквей; литургика, содержащая предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетика – учение о церковной проповеди и другие дисциплины, регламентирующие деятельность церкви.
Религиозная деятельность.
Религии присуща соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность в религии. Нерелигиозная деятельность осуществляется в нерелигиозных сферах: производственная, экономическая, политическая, художественная, правовая, научная. По содержанию, предмету и результатам это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира. Как и нерелигиозная, она включает содержание, предмет, субъект, способы и результаты.
Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Производство религиозных идей, понятий, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений составляют духовную религиозную внекультовую деятельность. К практической внекультовой религиозной деятельности относятся миссионерство, участие в работе соборов, совещаний, преподавание теологии в учебных заведениях, управленческая деятельность, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации, в семье.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культовая деятельность или культ. Содержание культа определяется соответствующими религиозными идеями. Религиозное сознание предстает в культе в виде культового текста. Предметом культовой деятельности являются осознаваемые в форме религиозных образов объекты и силы. В зависимости от представлений о предмете деятельности выделяются два основных вида культа – магия и умилостивительный культ. Магия имеет дело с реально существующими предметами, которым приписываются таинственные свойства. В умилостивительном культе превращенной формой предметной реальности выступает прежде всего образ духа или Бога. Среди разновидностей умилостивительного культа называют жертвоприношения, религиозные обряды, проповедь, молитву, богослужение, религиозные праздники. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные представления, религиозная вера, религиозные чувства и потребности. К средствам культовой деятельности причисляют культовое здание, культовое искусство, различные предметы культа. Способы культовой деятельности определяются содержанием вероисповедания и представляют собой определенные нормы и предписания действий (поклоны, крестное знамение, жертвоприношение, обряды, молитвы). Средства и способы деятельности имеют символическое значение и образуют символическую среду для религиозных людей. Культовая деятельность способствует оживлению религиозного сознания, утверждению религиозного поведения, динамике психологических состояний верующих. Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей. Культ способен удовлетворять и разнообразные нерелигиозные потребности человека: этнические, эстетические, нравственные, коммуникативные и другие.
Религиозные организации
Последователи вероисповедания образуют религиозную общность. Существование и функционирование общности обеспечивается организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Оно начинается с общины, над которой надстраивается комплекс звеньев, обеспечивающий целостность объединения. Для богословов характерен взгляд на религиозные группы и на организации как на особые образования с мистическим единством во главе с Богом. Специфическим конституирующим видом деятельности религиозных групп является культовая деятельность. В рамках объединения выделяются субгруппы (духовенство, монашество и т.д.) Служители культа и верующие могут создавать политические, профессиональные, молодежные и другие организации, члены которых образуют специфические нерелигиозные группы. Структура религиозной организации предписывается традицией, церковным правом или уставом. Организационные принципы задают определенные роли, правила субординации и координации. Механизмами контроля могут быть нормы религиозного права и морали, групповое мнение, система образцов и санкций.
В социологической литературе обычно выделяют такие типы религиозных объединений, как церковь, секта, деноминация. Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, претендующее на универсальность и совпадение с территориальной и этнической общностями. Членство формально и не контролируется. Обычно существует деление на клир (руководство) и мирян. Существует иерархия, принято опираться на традицию. Секта возникает как оппозиционное течение внутри конфессии с последующим отделением. Для нее характерна претензия на исключительность, нередко тенденция к изоляционизму. Выражено стремление к духовному возрождению и равенству членов секты, делается акцент на обращение к Богу, предшествующее оформлению членства. Лидерство считается харизматическим. С течением времени секта прекращает существование или развивается до другого типа объединения. Деноминация может развиваться из других типов объединения или складываться с самого начала в виде специфического образования. Ее принципы формируются в конфронтации к секте и церкви. Для деноминации характерно принятие разноплановых идейных, культовых и организационных принципов.
В современной американской социологии религии выделяют еще одну форму религиозной организации – культ. По характеристике типа культ можно представить как крайнюю форму секты. Как и секта культ вступает в противоречие с господствующей церковью по поводу религиозного комплекса, но этим не ограничивается. Культы призывают к радикальным изменениям индивида, общества или того или другого. Социокультурная активность культов позволяет некоторым социологам считать их нерелигиозными объединениями. В советской социологии религии данные объединения рассматривались как современная форма секты в буржуазном обществе и назывались чаще всего « нетрадиционными культами».
Следует иметь в виду относительность типологий религиозных объединений. Реально существующие конфессии всегда богаче проявлениями чем строгие границы идеального типа. Так, согласно традиции или по идеологическим мотивам, тип конфессии может отличаться в самооценке и внешней оценке. Например, возникающие в христианстве секты подчеркивали стремление вернуться к чистоте первоначального христианства даже в самоназвании. В богословии господствующей церкви термин «секта» всегда нес дополнительный уничижительный смысл. Эти особенности безусловно влияют на позиции светских теоретиков.
Функции религии
Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и выполняет социокультурные функции, по которым теоретики определяют роль религии в обществе. Имея представление о значительном количестве подходов к пониманию религии несложно принять идею о неоднозначном понимании общества и его структуры в философии и социологии. Религия и общество являются безусловно более сложными системами чем природные, поскольку связаны с жизнедеятельностью человека. Следовательно, множество подходов к выделению социальных функций религий и оценке ее роли в обществе является нормой серьезного исследования феномена, приближающего к действительному пониманию религии.
В общем виде можно выделить следующие основные варианты положения религии в обществе.
Сакральное общество. Религиозное сознание доминирует, религиозные группы совпадают с этническими, религиозная деятельность является обязательным звеном социальной деятельности, социальные институты соединяют в себе религиозную и светскую власть.
Секуляризация (сакрализация) общества. Светское сознание сосуществует с религиозным, религиозная деятельность относительно самостоятельна в сравнении с социальной деятельностью. Идет дифференциация на религиозную и этническую общности, возможно отождествление религиозной и государственной принадлежности.
Секулярное общество. Религиозное сознание занимает второстепенное место, религиозная деятельность является частным видом деятельности, религиозные группы не совпадают с этническими общностями. Различаются религиозная и государственная принадлежность. Религиозная и светская власть осуществляются соответствующими институтами.
Религия – историческое явление, историчны и ее функции. В прикладном религиоведении различают религиозные и нерелигиозные функции религии, рассматривают их действие на уровнях религиозной организации, религиозного сознания, общества, этноса, сословия, малой социальной группы и личности. Этими данными конкретизируется общая теория функции религии, выполняющая методологическую роль для прикладного религиоведения и гуманитарных наук, попутно изучающих религии. В современном отечественном религиоведении называют такие фундаментальные функции религии, как мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая (культуральная), легитимирующая, интегрирующая.1 Мировоззренческую функцию религия реализует как тип мировоззрения. Компенсаторной функцией восполняет ограниченность, зависимость на уровнях сознания, психики и условий существования людей религиозной системой ценностей, социальной активностью религиозной группы. Обеспечивая общение, религия осуществляет коммуникативную функцию. Регулятивная функция состоит в управлении сознанием и поведением индивидов, групп, общества благодаря идеям, ценностям, традициям, институтам религии. Особенно велика роль норм, образцов, контроля, поощрения и наказания. Как форма культуры религия выполняет культуротранслирующую функцию. Интегративная функция объединяет индивидов, группы в общем вероисповедании и тем самым дезинтегрирует иные социальные группы, общности, институты. В зависимости от конкретной ситуации религия может преимущественно объединять или разъединять людей. Противоречивость несет в себе и легитимирующая функция религии, означающая узаконение одних социальных институтов, норм и провозглашение других норм незаконными, неправомерными.
В литературе есть дополнение указанных психологической функцией, соотносимой (и практически отождествляемой) с утешительным уровнем компенсаторной.2 Можно продолжить перечень функций познавательной, духовной, этнической и другими, что еще раз подчеркивает сложность и культурную ценность религии независимо от личного отношения к ней.1 В зависимости от конкретно исторических условий изменяется количество функций, степень их распространения, субординация, а следовательно и роль религии. Следует отметить, что принципиальное разграничение на положительную или отрицательную, прогрессивную или реакционную роль не только относительно, но и возможно только в секулярном или секуляризирующемся обществе. В сакральном обществе такой подход возможен для выявления роли определенной формы религии по отношению к остальным.
В совокупности функции религии выделяют функцию интеграции (Э.Дюркгейм), функцию легитимации социального порядка (П.Бергер), функцию спасения (Б.Уилсон), компенсаторную (Д.Угринович), психотерапевтическую и другие. Правомерно ли выделять сущностную или специфическую функции религии? Отвечая на вопрос, исследователь показывает свою позицию в понимании религии как феномена. Если религия часть целого, тогда мы должны определиться с целым: что это – культура, общество, связь с Богом, контакт с инопланетной цивилизацией? Понимание религии самостоятельным явлением предполагает признание качественной определенности и ее сущности.
Если оперировать понятиями системного и структурно-функционального анализа, то религия, по нашему мнению, одна из самых сложных и динамичных систем и в то же время подсистема «триединой» системы «человек – общество – культура». На ранних этапах истории религия совпадала с человечеством и (или) обществом, культурой, а в основном была и остается полифункциональной подсистемой, способной при необходимости более или менее успешно заменять (восполнять) другие подсистемы. Таким образом, религия обеспечивает жизнеспособность человечества, культуры. Когда религия как подсистема начинала угрожать бытию человечества, люди, обычно неосознанно, обновляли ее другой формой религии или оттесняли развитием (созданием) иной подсистемы. Не исключено, что в будущем, как предсказал К.Маркс, религия отомрет, а может быть возродится для спасения человечества от другой подсистемы, переродившейся в раковую опухоль, что также не противоречит сущности религии в понимании К.Маркса.
Понимание религии самостоятельным феноменом, сформулированное в рабочем определении, подводит к признанию сущностной функции религии. К таковой не могут быть отнесены фантазия, иллюзия, компенсация, легитимация, интеграция, этнизация, коммуникация – поскольку они присущи многим явлениям мира человека. Но все перечисленные феномены и процессы могут стать элементами религии если ей придать значение святости. Функция освящения, по нашему мнению, является сущностной функцией религии. На проблемах священного, его содержания, структуры и функции развивается религия в совокупности конфессий, возникает и развивается светская культура в качестве альтернативы религиозной культуре. Поиск высших смыслах бытия – высшая из собственно человеческих потребностей – включает и религиозную традицию.
Религиозность
Уточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конкретных социологических исследований является операциональная интерпретация теории и в первую очередь понятия «религиозность». Религиозность – социокультурное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков) (И.Яблоков). Конкретизация представления о религиозности требует введения понятий «степень», «распространенность» (уровень), «состояние», «динамика» религиозности. Социологическое исследование религиозности предполагает выяснение критериев. В зарубежной и отечественной социологии религии в качестве критериев предлагаются: наличие религиозной веры («мистичность»), информированность о религии («фидеистичность»), принадлежность к религиозной группе («конфессиональность» или «церковность»), религиозное поведение («ритуалистичность»). При изучении религии недостаточно одной группы критериев. Классический пример – результаты прямого опроса и тестирования студентов в эксперименте Г.Вернона (США). Традиционный прямой опрос выявил гораздо большую степень религиозности (97,8%), чем тест самоидентификации (72%).
В отечественной социологии религии были выработаны исходные принципы социологического исследования религиозности. Среди них: основание типологии – степень религиозной веры; реализация основания в двух видах признаков, относящихся к сфере сознания и к сфере поведения. Конкретные эмпирические исследования позволили определить уровень религиозности и атеистичности населения страны, типологические группы верующих и нерелигиозных, уровень и характер религиозности и светскости в различных социальных, этнических и демографических группах, в регионах, специфику конфессиональной религиозности и другое. В процессе исследований совершенствовались инструментарий, квалификация советских социологов религии. Теоретическое осмысление эмпирических результатов существенно корректировало понятие религии, ее роли в духовной сфере советского общества, содействовало принятию управленческих решений.
Секуляризация
Проблема секуляризации – одна из основных проблем социологии и философии религии ХХ века. П.Сорокин (США) убедительно показал и обосновал динамику секуляризации в Западной Европе на протяжении последнего тысячелетия, что позволило рассматривать данное явление как составную часть развития светской культуры и современной цивилизации. Под секуляризацией в традиции отечественной социологии религии понимается освобождение общества и личности от религии, вытеснение ее из различных сфер социальной жизни (Д.Угринович). В английской социологии секуляризацией называют процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное, а связанные с ними ритуалы и институт религии утрачивают свое социальное влияние (Б.Уилсон). Отечественная, американская, западноевропейская светская социология религия совпадают в признании факта секуляризации, но различаются в трактовке ее источников и перспектив.
Религиозная социология и теология выработала несколько вариантов осмысления секуляризации. Она считается: мифом враждебных религий идеологий (П.Глазнер), неправильно понятым процессом современного этапа развития религии и религиозности ( Р.Белла). Признание факта секуляризации богословы обычно связывают с комплексом следствий падения духовно-нравственного уровня общества, ростом влияния экономической, технологической сфер в ХХ веке.
Секуляризация как ведущая тенденция социокультурной жизни народов Европы, Северной Америки, Северной и Центральной Азии сочетается с локальными проявлениями сакрализации, подчеркивающими объективный и противоречивый характер секуляризации. Самым значительным фактом сакрализации в двадцатом столетии является активизация религии в постсоциалистических странах. В политико-правовой подсистеме сформировалось декларативно-позитивное отношение к религии и полное безразличие к атеизму. Социологи отмечают рост религиозной обрядности, численности объектов культа и религиозных групп, активизацию зарубежных центров и миссий, всплеск отождествления религиозного с этническим в обыденном сознании и поведении. Во второй половине девяностых годов века повсеместно отмечается стабилизация количества религиозных объединений, растущая конкуренция традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, снижение интереса населения к религии и мистике. Подавляющее большинство граждан в своем поведении и сознании остается безрелигиозным. Отмечается адаптация верующих и нерелигиозных к новому качественному состоянию религии в постсоциалистическом обществе. Социологи склонны оценивать динамику секуляризации и сакрализации конца века в связи с противоречивой динамикой социально-экономических и идеологических процессов в постсоциалистических странах.
ЛИТЕРАТУРА
Гараджа В.И. Социология религии. Учеб.пособие. М., 1996. С. 118-142; 192-207.
Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПБ., 1994. Гл. II.
Основы религиоведения: Учеб. М., 1998. Гл. III, V.
Туфан З. Религия в системе духовной культуры. Алматы, 1999. Гл. 4.
Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. М., 1985. Гл. II.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какое место занимает вера в религиозном сознании?
Какие особенности теоретического уровня религиозного сознания сможете выделить?
Раскройте предмет, субъект, средства культовой деятельности.
Дайте характеристику структуры религиозной организации и типов религиозных объединений.
Назовите основные функции религии.
Сравните понятия «религиозность» и «церковность».
В чем состоит специфика подходов к объяснению секуляризации?
Примечания
1 Яблоков И.Н. Социология религии. – М., 1979. С.93.
1 Основы религиоведения: Учебник. – М., 1998. С.82.
2 Туфан З. Религия в системе духовной культуры. – Алматы, 1999. С. 65.
3 См., например: Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996. С. 118-121.
Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000.
Далее читайте:
Петр Дик (авторская страница).
Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |
Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |
Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.