что значит челлендж в баскетболе
Правила игры в баскетбол
Баскетбол – это популярная динамичная игра, суть которой заключается в том, что каждая команда должна забросить мяч в кольцо и по итогам матча набрать больше очков, нежели противник. Естественно, команда противника сделает все, для того чтобы это не произошло. Однако, как и в любом виде спорта есть свод правил и в баскетболе, с которыми мы познакомим наших читателей немного позднее.
правила игры в баскетбол
По сути, весь мир профессионального баскетбола делится на два течения:
Баскетбол – это довольно технически сложная игра, как у любителей, так и у профессионалов. Именно поэтому прежде чем играть, смотреть или ставить на баскетбольные поединки, необходимо ознакомиться с техникой игры и 5 основными правилами в баскетболе. Эти правила баскетбола должен знать каждый, и именно поэтому наша редакция составила небольшой курс введения в баскетбол, который будет полезен и новичкам, и опытным игрокам. Начнем с того, что выясним, с какого приема начинается игра в баскетбол.
Как начинается игра в баскетболе?
Любая профессиональная игра, по правилам баскетбола, начинается с того, что команда хозяев выбирает для себя корзину. О своем выборе команда должна сообщить старшему судье, причем сделать это не позднее, чем за 30 минут до старта поединка. В большом перерыве (перед 3-ей четвертью) команды меняются кольцами.
начало игры в баскетбол
Непосредственно сам баскетбольный поединок начинается со спорного броска. По правилам баскетбола его производит судья поединка, подбрасывая мяч в воздух между 2 игроками противоположных команд в центральном круге баскетбольной площадки (количество сколько игроков должно быть – 2 – это установлено регламентом).
Их задача – коснуться баскетбольного мяча первым и выбить его партнерам. Спорный бросок назначается не только в начале игры, такой способ ввода мяча применяется и тогда, когда два игрока столкнулись в борьбе, вцепившись в мяч. Судья поединка может просвистеть спорный бросок, тем самым по правилам баскетбола определить игрока, который будет владеть мячом.
Примечание редакции. Есть и определенная «фишка», которую Вы не встретите в своде официальных правил баскетбола. Для участия в спорном броске в начале матча лучше использовать игроков, действующих на позиции центрового. Чаще всего, это самые высокие баскетболисты в команде, которые ввиду своей позиции обязаны уметь хорошо прыгать.
Сколько четвертей в баскетболе?
После того как мы узнали, с чего по правилам баскетбола начинается игра, перейдем и к тому, по сколько минут и сколько четвертей в баскетбольном матче – игра в баскетбол состоит из 4 четвертей. (Четвертью называется игровой отрезок в баскетболе, аналог тайма и периода в футболе и хоккее).
Будьте внимательны, продолжительность одной (1) четверти игры в баскетболе составляет:
Выяснив, сколько четвертей в баскетболе и по сколько минут идет одна четверть, можно рассчитать общее время, которое длится 1 игра. Это чистое игровое время по правилам в баскетболе, что состоит из того, сколько минут должны сыграть команды. В отличие от футбола, где время останавливается только в перерыве, а арбитр компенсирует несколько минут к каждому тайму, в баскетболе все по-другому.
Время останавливается всегда, когда мяч не в игре. По правилам баскетбола, когда мяч за пределами площадки, во время проведения штрафных бросков и тайм-аутов игровое время не идет.
Между 1-ой и 2-ой, а также 3-ей и 4-ой четвертями у команд есть 2-х минутный перерыв. Существует и большой перерыв между четвертями в баскетболе, продолжительностью в 15 минут, который назначается между двумя половинами (перед началом 3-ей четверти). За время перерыва команды могут отдохнуть, тренер дать установку на следующие четверти, а также поменяться игровыми кольцами.
Помимо разделения на игровые четверти, существует и условное разграничение половин. 1-ая и 2-ая четверти относятся к первой половине, 3-ья и 4-ая – ко второй.
Сколько длится баскетбольный матч по времени?
Как мы упоминали ранее, существует разный формат проведения четвертей в основных правилах игры в баскетбол и проведения соревнований по данному виду спорта – по 10 и 12 минут. Исходя из того, по сколько минут длится и идет 1 четверть матча в баскетболе по времени, меняется и то, сколько играют игроки команд, а значит, в НБА (NBA) и Евролиге может отличаться то, сколько составляет продолжительность игры в баскетбол.
сколько длится игра в баскетболе
Количество чистого времени в баскетболе в этих лигах равняется – 40 (4х10) и 48 (4х12) минут. На первый взгляд это куда меньше того же футбола или хоккея, где матчи длятся по 90 (2 тайма по 45 минут) и 60 (3 периода по 20) минут соответственно. Но, как правило, в баскетболе куда больше пауз, задержек, которых относят к, так называемому, «грязному» времени игры. Плюс необходимо учитывать тайм-ауты, а также перерывы.
Что такое тайм аут в баскетболе?
По правилам баскетбола тренер каждой из команд может воспользоваться тайм-аутом. Тайм аут в баскетболе – это вынужденный перерыв, который может попросить наставник у судьи, если захочет дать отдохнуть своим подопечным или изменить ход игры.
Исходя из правил баскетбола, в разных лигах отличается и то, сколько таймаутов разрешается запрашивать в баскетбольном матче, и сама длительность – то, сколько минут длится сам тайм аут:
Использовать тайм-аут можно только тогда, когда команда владеет мячом или должна ввести мяч в игру. Попросить таймауты во время владения соперника по правилам баскетбола нельзя.
По статистике, с учетом «чистого» и «грязного» времени игры, то, сколько длится баскетбольный матч по времени в НБА, равняется примерно 150 минутам, то есть 2 с половиной часам. Это показатель длительности баскетбольного матча для регулярного чемпионата.
тайм аут в баскетболе
Говоря о том, сколько по времени идет и длится баскетбольный матч в играх плей-офф, необходимо прибавить дополнительный полчаса-час, ведь такие игры куда более напряженные и зачастую в них играются овертаймы. А время того, сколько длится баскетбольная игра с овертаймами, может доходить даже до 4 часов, в особенности в баскетболе НБА. (Что такое и сколько идет овертайм в баскетболе – об этом далее).
Овертайм в баскетболе
По правилам баскетбола при ничейном счете назначается овертайм. Овертайм в баскетболе – это дополнительное время, длиной 5 минут. Количество возможных овертаймов по правилам баскетбола не ограничивается, игра заканчивается только после выявления победителя, ничьи быть не может.
что такое овертайм
В каждом овертайме тренеры обеих команд получают возможность взять дополнительный тайм-аут. Несмотря на то, что в НБА отличается количество минут в одной четверти в баскетболе по сравнению с другими лигами, длительность овертайма такая же, как и в других чемпионатах – 5 минут.
Наибольшее количество тайм-аутов в профессиональном баскетбольном поединке – 6. Именно столько дополнительных пятиминуток провели на площадке американские команды «Индианаполис Олимпианс» и «Рочестер Ройалс» в 1950 году. Поединок закончился со счетом 75-73, победу праздновали хозяева из Индианаполиса. Стоит отметить, в пятидесятые годы в главных правилах баскетбола еще отсутствовало ограничение времени на атаку, о котором мы расскажем позднее. Как итог, команды забросили всего 8 очков на двоих за первые 4 овертайма и не спешили бежать в атаку.
Сколько полевых игроков в баскетбольной команде?
Ознакомившись с регламентом четвертей и тайм-аутов, перейдем и к правилам баскетбола, которые определяют сколько баскетболистов принимают участие в поединке.
Итак, то, сколько игроков (баскетболистов) играют в 1 и 2 команде по баскетболу, равняется:
Однако такой формат игры присутствовал не всегда, ранее по правилам баскетбола поединки проводились 9 на 9, 7 на 7, а теперь количество человек, сколько основных игроков в одной баскетбольной команде, равняется 5. Причем такой формат используется во всех лигах, будь то Национальная Баскетбольная Ассоциация или чемпионат Мадагаскара.
Однако некоторое отличие в том, сколько человек играет в баскетбол в матчах, все-таки есть. Речь идет о стритболе – уличной версии классического баскетбола, который играется 3 на 3. То, какие правила в баскетболе на улице устанавливается регламентом соревнований и может сильно отличаться от общепринятых.
Позиции в баскетболе и их значения
Все игроки, принимающие участие в профессиональных поединках, делятся на 5 позиций. Ознакомимся со всеми позициями игроков в баскетболе и их значениями:
При этом официально правила баскетбола и соревнований по нему позиции игроков не регламентируют, все они являются формальными. Тренер может выпустить хоть 5 центровых, однако продуктивность подобной расстановки будет крайне низкой. Именно поэтому такая схема расположения баскетболистов на площадке считается классической.
После того как мы изучили все позиции на площадке полевых игроков в баскетболе, а также число, сколько их на поле, теперь предлагаем перейти и к основным правилам игры в баскетбол. Узнаем, что означает пробежка, как термин в баскетболе, сколько шагов можно сделать при атаке, а также что это такое приставной шаг в правилах баскетбола.
Сколько шагов можно делать после ведения мяча – пробежка в баскетболе
В правилах баскетбола есть отдельный раздел, который регламентирует то, что такое и что обозначает термин пробежка.
что такое пробежка в баскетболе
По правилам баскетбола, после того, как игрок зафиксировал мяч после ведения, он может сделать только два шага, после чего обязан выполнить одно из следующих действий:
Если баскетболист делает третий шаг, это больше, чем то, сколько разрешено – фиксируется пробежка в баскетболе, это нарушение правил. Также, по правилам баскетбола арбитр свистит нарушение и тогда, когда после фиксации мяча игрок начинает дриблинг. Это нарушение правил в баскетболе называется как двойное ведение.
По правилам баскетбола, игрок с мячом может осуществлять движение только в том случае, если он ведет мяч, что и называется дриблингом. Стучать мячом об пол можно только одной рукой, при этом какой именно, разницы не имеет. Можно менять руку, главное – вести мяч не двумя руками сразу, это запрещено правилами баскетбола. Теперь пришло время узнать, что означает правило 3, 5 и 24 секунд в баскетболе.
Правила секунд в баскетболе
В современных правилах игры в баскетбол существуют и определенные пункты, связанные с ограничением количества времени. Все правила игры в баскетбол внедрялись постепенно, а делалось это с целью повысить динамику игры.
что такое правило секунд в баскетболе
Ведь ранее игроки не спешили бежать в атаку, в истории зафиксирован случай, когда за 48 минут команды набрали всего 37 очков на двоих.
Матч между Миннеаполис Лейкерс и Форт Уэйн Пистонс завершился со счетом 18-19. Тогда еще не существовало правила в баскетболе о 24 секундах, и команда Пистонс попросту отсиживались в обороне, таким образом гости сдерживали атакующий потенциал хозяев. Как видим из итогового результата – им это удалось, однако заставило баскетбольную общественность задуматься о необходимости доработки правил баскетбола.
Кратко ознакомимся с каждым из правил в баскетболе – 3, 5 и 24 секунд:
Судейство в баскетболе и правила: сколько судей проводят игру на поле?
Непосредственными участниками баскетбольного поединка является и команда судей. Они выполняют огромный объем работ, а именно:
Число, сколько судей в баскетбольном матче, всегда равняется двум. Это старший арбитр и его помощник. Остальные судьи занимают место за пределами площадки на специально оборудованных местах.
судейство в баскетболе
После свистка судьи игра и время на табло моментально останавливается, а арбитр должен объяснить причину остановки и уведомить о наказании для игроков, исходя из правил баскетбола. Специально для этого используются определенные жесты для судейства соревнований по баскетболу, которых насчитывается более 50-ти штук.
Также, судьи проводят спорные, штрафные броски и назначают тайм-ауты. Когда тренер команды или его помощник хотят взять вынужденный перерыв – он должен подойти к главному секретарскому столу или обратиться к судье, предупредив о своем решении. Для этого необходимо продемонстрировать специальный жест, который по правилам баскетбола означает тайм-аут.
Основные нарушения в баскетболе
Виды фолов в баскетболе бывают персональными, в нападении, обоюдными, техническими, неспортивными и дисквалифицирующими.
Кратко и списком расскажем об основных нарушениях правил игры в баскетбол:
А теперь, перейдем к тому, как называется нарушение правил в баскетболе, и когда оно фиксируется.
Что это такое фол в баскетболе и за что дают фолы?
Фол в баскетболе – это нарушение правил, что является следствием контакта с соперником или неспортивного поведения. Фолы в баскетболе фиксируют судьи и наказывают согласно текущих положений, закрепленных в правилах баскетбола.
Также, стоит упомянуть и о том, что такое технический и персональный фол в правилах баскетбола:
Персональные фолы отслеживаются не просто так. То, сколько фолов можно получить одному игроку, регламентируется правилами баскетбола. Если один из баскетболистов сфолил 5 раз – он удаляется до конца встречи (в играх Национальной Баскетбольной Ассоциации цифра, за сколько фолов удаляют в баскетболе, равняется 6).
Если фол был совершен на игроке, который не находился в стадии выполнения броска, по правилам баскетбола назначается вбрасывание из соответствующей зоны на площадке. Однако если за эту четверть команда «насобирала» 5 и более фолов – наказание назначается такое же, как и при совершении броска – два штрафных. Если фол фиксируется во время выполнения броска из-за зоны 3-очковых – команда исполнит не 2, а 3 штрафных броска.
А теперь узнаем, каковы основные правила выполнения штрафного броска в баскетболе и в каком случае он назначается.
Штрафной бросок в баскетболе: основные правила выполнения и когда назначается
Согласно правилам соревнований по баскетболу, штрафной бросок – это стандартное положение, во время которого пострадавший игрок может беспрепятственно совершить бросок в корзину. Штрафной (штрафы в баскетболе) назначается за нарушение правил баскетбола после достижения 5 командных фолов за четверть, либо во время совершения броска.
штрафной бросок в баскетболе
При выполнении штрафного броска каждое попадание засчитывается как 1 очко. При этом, то, сколько очков дает попадание со штрафного броска в баскетболе никогда не отличается – что в НБА, что в европейских лигах, что в стритболе, за точное попадание начисляется 1 балл.
Штрафные назначаются исключительно судьей поединка, а их количество может варьироваться от 1 до 3. Для того чтобы осуществить штрафной бросок, по правилам баскетбола игрок должен встать на штрафную линию и бросить мяч. То, сколько времени отводится на штрафной бросок, равняется 5 секундам, после момента, как мяч попадет в руки игрока. Расстояние до кольца штрафного броска в баскетболе равняется 5.8 метров. После выполнения штрафного броска в баскетболе, игроку который его произвел, запрещено касаться штрафной линии или площадки за ней до тех пор, пока мяч не коснется корзины.
Важным аспектом, о котором всегда говорится баскетболистам, является то, чтобы они не только соблюдали все правила, но и технику безопасности во время игры в баскетбол.
Заключение
Усвоив все правила, как играть в баскетбол, Вы наверняка повысите и свой шанс заработка на ставках на него. Не зная, сколько правил в баскетболе и что они означают, Вы рискуете попасть впросак и ошибиться в выборе. Ведь помимо того, что баскетбол – это довольно популярная спортивная дисциплина, это еще и отличная возможность для заработка. В росписи баскетбольных матчей букмекерских контор всегда множество интересных событий для просмотра и ставок на них – Национальная Баскетбольная Ассоциация, Евролига, Еврокубок, Олимпийские игры, Чемпионаты Мира и Европы.
Но в то же время, баскетбол по праву считается одним из сложнейших видов спорта для прогнозирования, ведь для того, чтобы провести качественную аналитику, необходимо учитывать множество факторов. Текущая форма команд, личные встречи, игры дома и в гостях, важность предстоящего поединка, статистика по четвертям, все это в баскетболе играет крайне важную роль. Именно поэтому наша редакция рекомендует доверить процесс подготовки надежного прогноза на баскетбол профессиональным капперам.
ТОП-3 Лучших капперов:
Наш сайт занимается проверкой деятельности спортивных аналитиков, в рамках которой мы оцениваем статистику ресурса, проходимость бесплатных и платных прогнозов, соотношение цены и качества, а также отзывы реальных клиентов. В конце обзора каждый проект получает свою оценку, которая влияет на его позицию в рейтинге капперов. Соответственно, в его ТОПе находятся исключительно самые лучшие и проверенные аналитики, с которыми игроки смогут стабильно выходить в плюс и зарабатывать, делая ставки в букмекерских конторах.
НБА – империя модных цифр. Объясняем, как пользоваться продвинутой статистикой
Исторически статистика в спорте воспринимается как такой фактически обоснованный довод. В бесконечных спорах и рейтингах, пропитанных субъективным восприятием, именно холодные цифры являются нерушимой основой, которая точно не предвзята. Статистика учитывает каждое владение каждого матча. Статистика ни за кого не болеет.
Цифры, безусловно, дают точные ответы. Просто не на все вопросы. Нужно ставить их в правильный контекст, чтобы приходить к адекватным выводам. Нужно понимать, что именно статистика учитывает, а что может упустить.
Одной из главных составляющих работы со статистикой является, собственно, выбор рассматриваемых метрик. Статистика развивается, и появляются новые показатели. Да и игра меняется, и некоторые данные уже не приносят той пользы, что раньше.
Так какие статистические показатели актуальны сегодня? Какие метрики уже отжили свое? Что из новых показателей наиболее полезно? Давайте разбираться.
Командная статистика
Начать логичнее с нескольких банальных, но важных и основополагающих вещей. Таких, как атакующий или защитный рейтинг и 4 фактора.
Очки за 100 владений
Вот простой пример: «Бакс» сейчас с отрывом лучшая защита НБА – пропускают только 101,6 очка за 100 владений. Но по пропущенным за матч очкам «Милуоки» только пятые в НБА. Почему? Потому что они играют достаточно быстро, и у соперника просто больше атак за матч (как и у самих «оленей»). Но в каждой отдельно взятой защите «Бакс» пропускают меньше, чем любая другая команда НБА, поэтому защитный рейтинг здесь явно более полезный инструмент.
То же самое с атакующим рейтингом, в качестве альтернативы очкам за матч. Эти два показателя максимально просто и точно описывают уровень команды на обеих сторонах.
Идея примерно такая: если у тебя много побед, но не самый высокий нет-рейтинг, то, скорее всего, ты потерпел несколько крупных поражений, не мог уверенно обыгрывать слабые команды и взял несколько плотных матчей с упорной концовкой, что всегда подразумевает фактор случайности. Естественно, это должно накладывать определенный фильтр на восприятие процента выигранных матчей.
Конечно, «Денвер» будет рассказывать всем, что он просто хорошо играет в решающие минуты и по праву опережает по победам «Юту», «Даллас» и «Хьюстон», хотя у тех более высокий нет-рейтинг. Только почему-то у «Юты» более высокий процент побед в играх, исход которых решается на последних минутах.
Можно сказать, что данный показатель занижает важность упорных концовок и завышает важность разгромных матчей. А можно сказать, что он позволяет сделать поправку на везение. Не всегда и не для всех «нет-рейтинг» будет объективнее, чем простое количество побед, но при сравнении команд со схожим количеством побед и поражений заметная разница в «нет-рейтинге» точно важна.
4 фактора
Рейтинги атаки и защиты являются такими обобщенными показателями, демонстрирующими общую силу команды на каждой из половин площадки. Для большей детализации очень полезны показатели так называемых 4 факторов.
Так называемых, потому что, на самом деле, их 8: по четыре в атаке и в защите. Сюда входят эффективный процент попадания, процент подборов, процент потерь и частота штрафных. Вместе эти показатели дают достаточно полное представление об игре команды.
Так, «Хьюстон» идет 22-м по точности с игры и шестым по eFG%, потому что почти половина их бросков – трехочковые. И, учитывая то, что у них вторая атака в НБА, продвинутый показатель явно ближе к истине. eFG% позволяет заметно адекватнее оценить эффективность бросков команды и соперника.
Процент потерь и процент подборов показывает, у кого этих бросков собственно было больше. Если ты редко теряешь мяч и часто подбираешь в нападении, то у тебя больше шансов поразить кольцо. Это может выручить даже при не самой высокой эффективности бросков. Опять же именно в процентном выражении такие данные полезнее. Они позволяют считать не количество потерь за матч, а количество потерь за 100 владений. Не количество подборов в игре, а долю от доступных подборов. В этом больше смысла.
Например, «Юта» и «Майами» идут примерно в середине таблице по потерям за матч. Но их процент потерь на уровне 6-7 места в Лиге с конца. А все потому, что они играют очень медленно, и у них просто меньше владений за матч, а значит меньше шансов потерять мяч. Но в каждой отдельно взятой атаке шансы совершить потерю достаточно высоки.
В целом 4 фактора достаточно полно описывают матч. Как правило, глядя на них, можно определить, кто выиграл, хотя в этой статистике и нет ни слова об очках. А, если смотреть на сезонные показатели команды в 4 факторах, можно достаточно быстро выяснить, из чего конкретно складываются показатели атакующего и защитного рейтингов.
Распределение бросков
Сейчас в московских гостиных только и разговоров что об эффективности бросков. Многих уже просто воротит от этой эффективности, потому что «сколько можно бросать ваши трешки». Как будто, если игрок сделает два шага вперед и наберет на одно очко меньше, игра сразу станет по-прежнему прекрасной. Как будто, если игрок будет открываться на средней, а не в углу, его партнерам станет проще идти в любимые всеми проходы.
В действительности идея эффективности заметно шире. Это никогда не было «бросай только трехочковые». Это всегда было «бросай лэй-апы, трехочковые (желательно из угла) и постарайся заработать штрафные». И это просто вопрос математики. Потому что некоторые попытки полезнее, чем другие. В среднем трехочковый из угла приносит больше очков за бросок, чем трехочковый под 45. Лэй-ап сулит больше очков за бросок, чем флоатер. Трехочковый в лоб приносит больше очков, чем дальний средний. Пара штрафных приносит больше очков, чем любой бросок с игры, кроме данка (но если считать все броски из-под кольца, то их реализация ниже, чем у штрафных бросков).
Поэтому команды пытаются выйти на жирные точки в атаке и защищаться так, чтобы не дать сопернику выгодные броски. И это дает новый взгляд на бросковую карту – делает ее неким мерилом успешности. Потому что акценты теперь столь ярко выражены, что способность выйти на правильные броски – уже победа. Большое количество попыток из выгодных позиций означает, что ты генерируешь возможности для правильных бросков, несмотря на то, что любой соперник знает: именно их нужно стараться не допустить.
Конечно, набор игроков не всегда позволяет извлечь из ситуации максимум. «Чикаго» – первые в НБА по броскам из-под кольца, но последние по точности этих попыток. «Голден Стэйт» редко позволяет сопернику бросать из-под кольца, но пропускает оттуда все подряд. «Миннесота» много бросает трехочковые, но редко их попадает (возможно, поэтому им так легко эти броски отдают). А прошлогодние «Сперс» напротив постоянно бросали со средней, но делали это настолько точно, что математически неправильный бросок оказался вполне себе эффективным (правда, бросать с таким процентом два года подряд оказалось невозможно).
Исполнители важны. Но они не перевернут математику, просто могут ее немного скорректировать. Худшая команда по броскам из-под кольца все равно попадает оттуда больше 62%, то есть 1,24 очка за бросок. Худшая команда по трехочковым из угла попадает оттуда 33,9% своих попыток, это больше 1,01 очка за бросок. Никто в НБА ни с одной из средних дистанций не бросает с процентом выше 48 (0,96 очка за бросок).
Любая команда будет бросать эффективнее, выходя на правильные броски. А убирая выгодные броски у соперника, ты делаешь лучше свою защиту.
Поэтому распределение бросков по дистанциям и точность в каждой из категорий – один из инструментов оценки команды на обеих половинах. В принципе, это можно использовать, как своеобразную «поправку на удачу». Если команда берет невыгодные броски, то у нее не должно быть слишком высокой реализации. Если команда отдает сопернику хорошие броски, а тот их не попадает, рано или поздно это закончится.
Достаточно удобно броски по дистанциям представлены вот здесь в разделе team shooting/opponent shooting (свои и соперника). Там и доли бросков, и реализация, и отдельные столбики для трехочковых из угла. Данные можно отмотать назад до 2000-го года, если интересно посмотреть, как команды бросали раньше, а как – сейчас.
Теоретически из всего этого обилия командных показателей можно даже сформировать себе определенный рисунок игры.
Например, защитный рейтинг покажет, что у «Джаз» и «Буллс» защита примерно одного уровня. Четыре фактора дадут понять, что «Юта» почти не форсирует потери, а «Чикаго» – наоборот очень даже преуспел в этом. Бросковая карта покажет, что «Юта» никого не подпускает к своему кольцу – соперники почти не атакуют с ближней дистанции, а против «быков» оттуда кидают только в путь.
Как итог, логично предположить, что Гобер сидит под кольцом, не встречает боллхэндлера соперника, поэтому не вынуждает того ошибаться. Отсюда у оппонентов «Юты» мало потерь. Но при такой обороне Гобер может полностью перекрыть «краску», что и показывает бросковая карта. С «быками» все наоборот – высокое давление на мяче форсирует ошибки соперника, но в случае провала они открывают как рывок к кольцу, так и три из угла.
Но это теоретически, ибо я-то все делал наоборот, сначала посмотрел игры, а уже потом – статистику.
Во что позалипать на карантине
Это не совсем командная статистика, но она и не индивидуальная. В общем, на НБА.ком сейчас есть два очень интересных инструмента для оценки успешности определенных сочетаний игроков.
Так, раздел impact позволяет понять, как определенные игроки влияют друг на друга и на партнеров. Например, можно посмотреть, как взаимодействуют Харден и Уэстбрук. Нет-рейтинг «Рокетс» лучше, когда они оба на паркете или когда Харден играет без Уэстбрука? Расс начинает бросать точнее, когда Харден на паркете? Становится ли защита лучше, когда они оба на скамейке? Риверс бросает точнее, играя только с Харденом или играя только с Уэстбруком? Все уже посчитано.
Это достаточно важная штука при оценке лидеров команды. Могут ли они играть друг без друга? Делают ли они друг друга лучше? И, как следствие, стоит ли их разводить по минутам?
Можно смотреть и на влияние игроков разных команд в матчах друг с другом, но тут, по понятным причинам, выборка не позволяет делать выводы (по крайней мере, по «регулярке»). Если уж смотреть на противостояние игроков, то более показательна статистика по матч-апам. Метрика позволяет увидеть и то, кто против кого обычно защищается, и то, насколько успешны разные игроки в таких матч-апах. Например, через кого Леброн атакует чаще всего или против кого хуже всего бросает. Выборка опять же малая, но крайние случаи описывает точно. Если кто-то не может защищаться против Леброна, это сразу видно, если кто-то проделывает действительно хорошую работу, это тоже заметно.
Второй интересный раздел – lineups. Все главные пятерки НБА на одной странице. Визуализация очень удобная, сразу видно, какие сочетания играли по многу, а какие были наиболее успешны.
Отсортировать сочетания можно не только по «нет-рейтингу», но и по точности, эффективности бросков соперника и доле бросков, набираемых в раннем нападении. Естественно, привязываться именно к пятеркам не обязательно – можно смотреть на сочетания 2, 3 или 4 игроков.
Статистика игроков
Индивидуальные данные в основном формируются из трех статистических разделов. Первый – это нагрузка, объем работы в атаке. Второй – эффективность этой работы. Третий – хоть что-нибудь про защиту.
Броски
По сути, это отражает бросковую нагрузку, позволяя не собирать по углам штрафные, броски с игры и потери по отдельности. На данный момент лидер НБА по этому показателю – Яннис, у него процент задействования больше 37. То есть, когда он на паркете, 37% владений «Бакс» заканчиваются атакой грека. Что неудивительно, учитывая его 20 бросков с игры и 10 штрафных за 30 минут на паркете. Это седьмой результат в истории, выше только Брайант, Джордан, Харден, Айверсон и Уэстбрук (дважды). При этом по эффективности рядом с Яннисом только Харден, остальные – заметно ниже.
Что касается эффективности в целом, ее вполне удачно описывают те же eFG% или TS%. Они делают поправку на ценность бросков и сводят все показатели воедино. Но есть важные детали, которые нужно учитывать.
Бросок был после передачи или нет?
При прочих равных с передачи попасть проще. Казалось бы, это проблемы тех, кто бросает с ведения, но эти игроки более независимы, ибо сами выводят себя на бросок. Их сложнее нейтрализовать. А вот среди атакующих после передачи игроков есть определенная грань между действительно зависимыми игроками и просто игроками такого вот специфического типа. Например, Редик бросает после передачи, но как бы выходит на бросок сам. Он так открывается, что отдать ему передачу может любое бревно. Ему не нужен разыгрывающий, просто средненький игрок НБА. С другой стороны, чтобы заигрывать некоторых пик-н-ролльных центров, нужен определенный талант – разыгрывающий должен стянуть двоих на заслоне, дабы освободить своего «большого». Для разных типов игроков степень зависимости разная, как и поправка на то, что они атакуют после передачи. Поэтому, следующий вопрос:
В какой атаке были набраны очки?
Сейчас на НБА.ком есть разделение на типы комбинаций. Открывая конкретный подвид атаки, вы видите, как часто игрок использует его и сколько очков за такое владение он набирает.
Так вот, у разных типов владений разная эффективность. Если исполнитель подходящий, то броски из-под кольца после скидки партнера приносят больше 1,3 очка за владение. Броски от топовых роллмэнов приносят больше 1,2 очка за попытку. Примерно столько же дают «спот-ап попытки» – броски после скидок, когда шутер не открывался на заслоне под получение, а просто остался открытым из-за того, что соперник ушел куда-то помогать. Вот это – зависимые броски. Их легко попасть, потому что создает их для тебя партнер.
Конечно, нельзя не отметить, что, например, грамотный роллмэн типа приковывает к себе столько внимания, что облегчает работу боллхэндлеру и дает чуть ли не обратную зависимость. Но это частности из красной книги, в дикой природе они встречаются редко, и даже успешные роллмэны, по большей части, зависимые и легко заменяемые игроки.
А вот открывания на заслоне, пик-н-роллы, изоляции и пост-апы – это владения, создаваемые самим бросающим игроком. Они требуют более агрессивных движений, тут уже сложнее сохранять равновесие и выдерживать механику броска, попасть труднее. Отсюда и просадка по эффективности в район 1,1 очка за владение от лучших представителей каждого из видов.
Бросок был в позиционке или в раннем нападении?
В этом сезоне эффективнее всех бросает с игры «Милуоки», их eFG% равен 55,3. Худшая команда по точности в раннем нападении – «Клипперс», они попадают с eFG% 56,0. То есть худший транзишн в НБА продуктивнее, чем лучшая атака лиги. Так вот, естественно, игрокам проще попадать в ранних атаках, и те, у кого высокая доля бросков в транзишне, изначально в выигрышном положении. И одно дело, если ты Яннис или Симмонс, игрок, который собственно и создает эти возможности раннего нападения. Другое дело, если ты просто защищаешься наверху и при перехвате оказываешься ближе всех к чужому кольцу. Ты – молодец, что быстро бежал, но на этом и все.
И эффективность игроков обязательно нужно прогонять через такие вот фильтры. Потому что самыми точными баскетболистами всегда будут центровые, которые бросают по 3 раза за матч, и все три их броска – данки после передачи партнера. Но это не значит, что они – самые эффективные бомбардиры. Просто у них самая легкая работа.
Передачи
С одной стороны, подход процента передач логичен. Потому что у игроков с высокой бросковой нагрузкой просто меньше возможностей отдать результативную передачу – владений, в которых они пасуют, меньше. И вроде бы правильнее считать, именно сколько ассистов из теоретически доступных игрок отдал, а он ведь не может отдать результативную передачу сам себе.
С другой стороны, если ты постоянно бросаешь, то владений, в которых попадают твои партнеры, тупо меньше, и иметь там высокую долю передач проще. То есть отчасти отсутствие нацеленности на передачу сделает твой процент ассистов выше, что звучит не слишком логично. В общем, метрика неоднозначная и благоволит доминирующим на мяче игрокам.
Если же нужно посчитать чисто пасующую нагрузку, то уместнее взять «результативные передачи на 100 владений». По сути, это процент атак команды, закончившийся передачей от игрока. Прибавив это в проценту задействования, можно примерно оценить суммарную нагрузку в атаке. Тогда и большая бросковая нагрузка будет учтена, и игроков, бросающих редко, не будут зажимать.
Но процент задействования учитывает не только попадания, но и все броски, и даже потери. Добавлять к нему исключительно результативные передачи – не логично.
Это особенно удобно, если ты Трэй Янг, играющий с рукожопами, не способными попасть ни во что. По передачам за 100 владений ты будешь уступать Дончичу, или Рубио, но по созданным моментам будешь выше. И это важно, потому что разыгрывающие, играющие со слабыми завершающими, изначально в проигрышных позициях, а тут их подтягивают.
С другой стороны, эта метрика сильно на руку ребятам, которые просто настолько плохо пасуют, что с их передачи невозможно нормально бросать. У Уэстбрука потенциальных передач больше, чем у Хардена, а реальных передач больше у Джеймса. И любой болельщик «Оклахомы», который в этом сезоне увидел, как должен разыгрывать настоящий разыгрывающий, знает, в чем дело.
В любом случае, чтобы как-то пользоваться этой метрикой, нужно дождаться, чтобы НБА.ком дал возможность видеть данные в пересчете на 100 владений, а не «за матч».
Что касается эффективности передач, то ее считают разными методами, но все не очень.
Сегодня есть все еще не слишком совершенные, но уже более интересные методы. Например, благодаря трэкингу, можно узнать, сколько процентов передач игрока стали результативными (AST to PASS%). Тут, конечно, нужно сравнивать между собой только тех, кто хоть иногда пасует. Но, в целом, инструмент рабочий и показывает, насколько агрессивно игрок обостряет.
Но такой показатель не особо чтит передачи на трехочковые. Вероятность того, что скидка на дальний бросок станет результативной, изначально ниже, просто из-за процента реализации, так что доля передач, превратившихся в ассист, будет ниже. Но трехочковый ведь стоит дороже. С этой точки зрения, логичнее использовать очки, набранные после передач игрока. Но это в свою очередь уже не имеет никакого отношения к эффективности, ибо тут никак не учитывается доля успешных передач от суммы отданных. Это не говоря о том, что на официальном сайте НБА эти данные опять же есть только в формате «за матч», что прискорбно. Ибо, как уже говорилось, такие показатели не позволяют точно сравнивать баскетболистов, получающих разное игровое время и играющих в разном темпе.
В общем, данные по передачам стали интереснее, но однозначных ответов все еще не дают.
Заслоны
Ну и для «больших» вовлеченность в атаку прилично отражается скрин-ассистами. Заслоны, напрямую приведшие к результативному броску, показывают, насколько часто атаки собственно идут через эти заслоны. Руди Гобер – признанный чемпион в этом плане, он ставит по 7 скрин-ассистов за матч.
Правда, есть вопросы, связанные с тем, насколько дело в игроке, ставящем заслоны.
Во-первых, Адамс в этом сезоне делает 5 скрин-ассистов за матч, за год до этого было 3,4. Думаете, дело в Уэстбруке? Если отмотать еще дальше, там снова будет 5 заслонов, приведших к попаданию в среднем за игру. А еще за год до этого – снова около 3,5. Этот показатель сильно зависит от игры команды. Если они гоняют пик-н-роллы, напрямую приводящие к броску, то будет у тебя много результативных заслонов. Если нет, то увы. Гобер в топе по скрин-ассистам не потому, что он классный постановщик заслонов, а потому что «Юта» играет через его заслон каждую атаку. А как иначе, ведь, если Руди не ставит заслон, то в нападении это просто бесполезный кусок дерева под кольцом.
Во-вторых, способность сделать заслон результативным сильно зависит от игрока, использующего этот заслон. Например, с кем бы сейчас ни играл Лиллард, у этого «большого» показатель скрин-ассистов будет в порядке. Не только потому, что Дэйм долбит свои пик-н-роллы снова и снова, но и потому, что делает это чертовски результативно.
Защита
Долгое время толковой защитной статистики не было, и ничего с тех пор не поменялось. Болельщикам приходилось перебиваться блок-шотами и перехватами, которые являлись скорее яркими проявлениями, чем отражением реального вклада.
Но со временем стало чуть лучше, появились дополнительные показатели, которые уже более полезны. А появились все столь же бессмысленные данные.
При этом нельзя не отметить, что хорошие защитные игроки нередко оказывались в топах по перехватам или дефлекшенам. Просто там же оказывались и слабые защитные игроки, которые рисковали в попытке выцепить перехват. И их провалы статистикой не учитывались, а вот успехи – очень даже. То же самое с игроками, читерящими блок-шоты, вылетая на каждый замах.
Так, защитный процент под кольцом показывал, кто лучший рим-протектор. На сегодня – Брук Лопес (5+ бросков, 30+ матчей).
Потому что центровые защищают кольцо ото всех. Центрового почти невозможно спрятать в защите. А игроки периметра защищаются на своей позиции. Поэтому слабых защитных игроков стараются спрятать на ком-нибудь безобидном, и это позволяет этим самым слабым защитным игрокам иметь хороший оборонительный процент. Это как рассказывать, какой Харден исторически крутой защитник в посте, как будто он защищается там против Эмбиида или других действительно пост-ап «больших», которых сегодня в НБА не то чтобы много. Нет, просто Харден разменивается на «четвертого», и дальше этот «четвертый», который не играл спиной два года, решает, что его долг – затоптать Хардена. А с таким Джеймс действительно справляется.
К слову, можно было бы посмотреть на защитные типы владений и оценить количество очков, пропускаемое игроком в том или ином владении. Но защита против пик-н-ролла – это работа, как минимум, двух людей. Реально оценить можно только защиту против изоляций и пост-апов. И мало того, что это далеко не вся защита, но в лиге же вообще нет ни одного игрока, проведшего не меньше 30 матчей и защищающегося в айзо или пост-апе хотя бы по 2 раза за матч.
В общем, оценить индивидуальный уровень защиты статистически достаточно сложно, даже если речь о банальной игре один в один.
Подборы в атаке выглядят чуть интереснее, но они, как правило, зависят от манеры игры и тренерских установок. Пик-н-ролльные «большие», догоняющие боллхэндлера, часто будут за ним подчищать. Если защитный центр соперника разменялся на периметр, то у атакующего центра преимущество в росте в борьбе за подбор. А если ты играешь за Поповича, то подборы в атаке забирать нельзя – нужно сразу бежать в защиту. Но тут есть хоть что-то, нацеленность на отскок, инстинкты, хасл. В защитном подборе, как в индивидуальной метрике, нет ничего. Драммонд собирает их по 40 штук за матч, всем плевать.
Но со временем стало лучше. Счетоводы начали записывать не только сами подборы, но и бокс-ауты, теперь можно узнать, сколько из подборов игрока было вырвано в борьбе. Или увидеть, что Драммонд, собиравший в прошлом сезоне по 10 подборов только в защите, никак не влиял на командный подбор «Детройта» в обороне, а Вучевич в этом сезоне с 8,5 подбора на своем щите, но с элитными цифрами по бокс-аутам и подборам с сопротивлением – переворачивает работу «Орландо» на щите.
Конечно, подбор в защите остается относительно командной темой, потому что на него влияет много чего. Например, игрок может просто сразу бежать в атаку, заставив соперника не идти на отскок, а возвращаться в защиту. У того, что маленький не разменялся на периметре, а отработал на ногах и позволил центру вернуться под кольцо, чтобы бороться за подбор, тоже есть какая-то ценность. Но теперь есть больше факторов, чтобы узнать реальное влияние игрока на подбор. И, собственно, количество самих подборов тут вообще не важно.
Наконец, можно было бы оценить защиту игрока, взглянув на оборонительный рейтинг, но это никогда не работает, потому что сильно зависит от сочетаний, с которыми выходит игрок. Теряется сама идея оценки индивидуального уровня.
Во что позалипать на каратине
В НБА всегда существовало жгучее желание создать какой-нибудь один показатель, который бы недвусмысленно объяснял, кто лучший игрок в мире. Раньше это были PER и WinShares – показатели, заметно переоценивавшие центровых. Хотя MVP до сих пор, как правило, выигрывает человек, лидирующий по PER – рейтингу эффективности игрока от Джона Холлинджера.
Потом появились более продвинутые и просто другие вещи: BPM, VORP, RPV, RPM, PIE и одну из этих аббревиатур я выдумал.
Каждый раз это что-то новое, и каждый раз находятся игроки, способные хакнуть формулу, как когда-то центровые хакнули PER (серьезно, Уайтсайд – 10-й игрок НБА по этой метрике, Джон Коллинс – 13-й, Митчелл Робинсон – 14-й, Вуд – 16-й, Харрелл, Валанчунас и Драммонд – замыкают двадцатку). В каждом новом показателе есть свое слабое место, из-за которого формула кого-то переоценивает. И, если глюки этой метрики пихать в топ кого-то лишнего, то как можно быть уверенным, что она адекватно расставила по порядку не лишних?
В общем, найти идеальную формулу это скорее утопия. Но это дает альтернативный взгляд, и позволяет что-нибудь немного переосмыслить. Из последних наработок достаточно интересно выглядит метрика RAPTOP от 538.
В целом, развитие статистики в последние годы радует. Сейчас это уже не тоненькая брошюрка, а огромная библиотека, в которой можно копаться часами. У нынешней статистики уже есть гораздо больше ответов, а мы уже привыкли задавать ей гораздо больше вопросов.
Но, естественно, без контекста это все еще просто цифры.