что значит читать по слогам
Ребенок читает по слогам. Как научить читать словами?
Сначала родители умиляются: «Ой, надо же, уже читает! Какой умничка!» Но время идет – а ребенок все еще читает по слогам. Как научить читать целыми словами?
Слоговое чтение – естественный этап в обучении. Однако у некоторых детей этот этап неоправданно затягивается. Можно ли как-то помочь ребенку перейти к более плавному чтению? Или не стоит «форсировать» события – сам научится?
Почему читать по слогам – плохо?
Когда ребенок только осваивает чтение, читать по слогам – вполне нормально. Однако чрезмерная задержка на этом этапе переходит в привычку.
Чтение по слогам – медленное. А это вызывает сразу несколько проблем:
Пока ребенок только учится читать, чтение по слогам полностью «поглощает» его ресурсы. Ведь это тяжкий интеллектуальный труд – узнать буквы, соединить их в слоги. И ребенок полностью поглощен процессом.
Но вот навык чтения развивается: читать слоги становится легко. И если на этом этапе не перейти к чтению целым словом, происходит одна весьма неприятная вещь – ребенок читает, но ничего не понимает.
Очень сложно воспринять смысл слов, прочитанных по слогам – в них практически отсутствует ударение. А если читается предложение, то слоги часто сливаются в общую массу – паузы между словами практически такие же, как между слогами. И что же здесь можно разобрать?
А родители удивляются: прочитал текст раз, два, три… А рассказать ничего не может. Наверно, память плохая! А вот и нет! Прочитайте такой же текст вслух выразительно – и ребенок отлично поймет и на вопросы ответит. Значит, дело не в памяти. Надо тренировать именно технику чтения.
Здесь важно отметить, что чтение – не самоцель. И не стоит чрезмерно акцентировать внимание именно на скорости чтения. Намного важнее, что чтение дает доступ к огромному массиву информации. И чем лучше, быстрее, осмысленнее чтение – тем лучше и быстрее эта информация усваивается.
Что нужно, чтобы научиться читать целыми словами?
Скорость чтения зависит от нескольких факторов:
Отсюда следует, что переходить к плавному чтению следует, когда ребенок научится читать слоги достаточно быстро – порядка 45-50 за минуту.
Это важно еще и потому, что ударный слог мы произносим достаточно громко и он имеет большую длительность. А вот безударный – быстро. И если ребенок не умеет читать слог достаточно быстро – он начинает и безударный слог растягивать. От этого слово становится «размазанным», ударение не слышно. И сам ребенок плохо понимает, что же он прочитал.
Упражнения для отработки плавного чтения
Когда ребенок научился быстро читать слоги, ему предлагают двухсложные слова типа ПА-РА, МО-РЕ – с ударением на первом слоге. Эти слова ему проще всего прочитать целиком.
Объясняют, что первый слог читаем громко, а второй – тише и быстрее. Каждое слово прочитывается несколько раз, пока не получится нужный результат. Потом эти же слова даются группами по 4-5-6 штук. И ребенок должен их все прочитать целиком.
Кто-то может сказать, что ребенок просто запомнит. Но это и хорошо. Ведь так формируется в мозгу облик слово, которое впоследствии ребенок так и будет узнавать и читать все сразу, а не по слогам.
Дальше вводятся слова тоже из двух слогов, только с ударением на втором – ЗИ-МА, КИ-НО. И снова прорабатываются, пока не получится беглое уверенное чтение.
Дальше можно переходить к словам с закрытыми слогами, к трехсложным и к чтению слов с предлогами (их тоже, по правилу, читают слитно, как одно слово).
Игры для отработки чтения словами
Есть множество интересных игр, которые приучают ребенка читать целым словом.
Например, «Читай-хватай» от «Банды умников» нравится практически всем. И читать приходится, действительно, очень быстро. Тем более, что в игре есть несколько вариантов разного уровня сложности.
А можно просто играть в слова с самодельными пособиями.
«Добавлялки-чепуха». Мы читаем слог. Потом добавляем к нему еще один, потом – еще один. Так можно дойти до чтения 5-6 сложных слов. «Чепуха» — потому что слова эти – тарабарские. Мы просто берем карточки со слогами и складываем в произвольном порядке. Главное – договориться, на какой слог будет падать ударение. А чтобы было смешнее, можно еще и придумывать, что это может быть. Например, прочитали слово «МО-КА-ТИ-ЗА» — что это может быть? Я, например, при этом слове представляю злющую старуху с клюкой:)
«Быстрее паровоза». Маленький паровозик едет – и закрывает слова. Надо успеть их прочесть, пока он не «наехал».
«Догадки». Читаем предложение, в котором части слов (конец) закрыты или стерты. Надо догадаться, что там написано. Например, «Мама и Коля пошли в мага…» ребенок легко догадается, что должно быть дальше. Такой навык тоже здорово помогает ускорить чтение.
Таким образом, слоговое чтение отлично «лечится» дома, без помощи специалистов.
Только запомните: если ребенок перешел к чтению текстов, бессмысленно заставлять его перечитывать много раз, надеясь, что знакомый рассказ он будет читать лучше. Читая 5-10 раз по слогам, он, скорее, закрепит неправильное чтение. Так что сразу исправляйте, добиваясь пусть медленного, но плавного чтения. И только когда все слова будут прочитаны идеально, можно пытаться увеличить скорость!
10 правил, как научить ребенка читать по слогам
Евгения Днепровская
10 правил, как научить ребенка читать по слогам
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н. С. Жукова
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете)
Как правильно учить гласные и согласные.
Сначала учим открытые гласные,твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т. д.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые вы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда вы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги,в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитатьпервые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сначала это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
Как научить ребенка говорить Р? «Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не.
Консультация «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».
Игры умные для детей. Учимся читать по слогам. Логопедическое пособие «Читаем слитно» Видео «Составь слово» Цель: упражнять в чтении двусложных слов. Слова для чтения к игре: репа, киви, дыня, мясо, мука, кофе; рыба, редис, перец,.
Как научить ребенка выговаривать звук [Р]? Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна.
Как научить ребенка трудиться? Каждый родитель неоднократно сталкивается с необходимостью объяснить чаду, что труд – это то, что нужно и важно для каждого человека. Казалось.
Как научить ребенка заботиться об экологии При обсуждении проблем экологической обстановки в целом, речь идет не только об общей картине, но и действиях одного человека. Одна выброшенная.
Консультация для родителей «Десять правил, как научить ребёнка слушаться» «Десять правил как научить ребёнка слушаться» Психика ребёнка это чистый лист,на который родители могут «записать» основные правила поведения.
Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.
Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно питаться: 10 правил» Залогом здоровья каждого ребенка является правильное питание в семье. Для того чтобы правильно питаться, нужно уметь выбирать правильные.
Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст?» Как научить ребенка пересказывать текст? Старайтесь заниматься с ребенком почаще. уделяйте ему больше внимания. Прочитав малышу рассказ или.
Когда и как учить ребёнка читать по слогам?
Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: стоит ли своими силами учить ребёнка читать в домашних условиях? Большинство мам и пап принимают правильное решение и сами учат ребёнка читать. Так будущему первокласснику не придётся спешно осваивать чтение в школе, нагоняя уже знакомых с буквами одноклассников.
Осваивать навык чтения, конечно, нужно ещё до школы, начиная с этапа чтения по слогам — сразу слитно дети читают крайне редко. Другой вопрос, когда и как научить ребёнка читать по слогам, чтобы учителям не пришлось его переучивать, а у самого ребёнка сформировалась любовь к чтению?
Содержание:
Чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?
Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию приучать сына или дочь к буквам чуть ли не с пелёнок. Усиленно тренируя ребёнка, можно добиться определённых результатов: некоторые дети уже и в два года бойко рассказывают алфавит. Но для освоения чтения по слогам такое раннее обучение скорее минус — буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребёнку будет сложно понять, почему, например, складывая букву «эм» и «а» получается слог «ма» а не «эма».
Большинство детей готовы осваивать чтение не раньше, чем в пять лет. В этом возрасте детский мозг уже способен понять разницу между буквами и звуками и усвоить принцип складывания звуков в слоги. Если вы замечаете, что ваш пятилетний малыш сам хочет поскорее познакомиться с книжками, если ребёнок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно начинать учиться читать.
Но если пятилетка разговаривает ещё не очень хорошо и в целом не интересуется книгами, лучше отложить освоение навыка чтения до периода, когда до поступления в первый класс останется один год.
Чтобы процесс обучения чтению прошел легко и правильно, ребёнок должен владеть следующими навыками:
Если ваш малыш уже владеет этими навыками, можно приступать к учёбе независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник точно справится с новой информацией, а задача родителей — определиться, как научить ребёнка читать по слогам, и получится ли это сделать в домашних условиях.
Плюсы и минусы обучения чтению дома
Иногда родители сомневаются, что смогут сами привить ребёнку новый навык, не имея специального образования. Но в случае с чтением по слогам можно не бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методики, вы точно всё сделаете правильно.
Обычно у детей возникают сложности с обучением чтению в домашних условиях в двух случаях: когда ребёнка учат по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу приучают к буквам, минуя знакомство со звуками. Если не допускать эти ошибки, ребёнок наверняка научится довольно быстро читать по слогам: на освоение навыка чтения в домашних условиях в среднем уходит от двух до шести месяцев.
Возможно, если вы решите отправить сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш начнёт складывать слоги в слова ещё быстрее. Но у обучения чтению по слогам дома есть несомненные плюсы:
К условным минусам домашних уроков можно отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей и отсутствие контактов со сверстниками для ребёнка. Первый минус легко устраняется использованием в учёбе надёжных методик, второй не играет большой роли, если малыш посещает детский сад или общается со сверстниками в другом дошкольном учреждении.
Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы
Чтобы малыш быстро и без проблем научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая понравится ребёнку и его родителям больше остальных.
Подготовительный этап
Ребёнок быстрее научится читать, если его заранее подготовить. Многие родители дают такую подготовку детям, даже не задумываясь об этом: разрешают малышу играть с детскими музыкальными инструментами, вместе разучивают песенки и играют в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонематический слух своих детей.
Развитый фонематический слух — это обязательное условие для успешного овладения навыком чтения. В понятие фонематического слуха входит умение человека распознавать отдельные слоги и слова в общем речевом потоке и правильно их воспроизводить.
Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребёнка:
Учимся читать по слогам
Чтобы занятия проходили успешно и плодотворно, выбирайте правильный момент: когда у ребёнка хорошее, не капризное настроение. Длительность занятия ограничьте 15–20 минутами. Так у сына или дочери не пропадёт интерес к процессу и не возникнет чувство утомляемости:
После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).
Помочь в освоении слогового чтения могут разнообразные методики от признанных экспертов и педагогов. Кроме того, существует множество простых игровых упражнений. О них расскажем далее.
Методики обучения чтению по слогам
Современные дети хорошо учатся складывать слоги в слова по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Жуковой, Чаплыгина. Даже если ни одна из этих методик вам не понравится, всегда можно обучить ребёнка чтению по букварю, подобному тому, что использовали ещё в советских школах. Пробуйте разные методики и выбирайте самую подходящую для вашего малыша!
Метод Зайцева (чтение по складам)
Петербургский педагог Николай Зайцев заметил, что детям сложно даётся чтение по слогам. Чтобы облегчить учебный процесс, педагог разработал собственную методику, заключающуюся в чтении по складам, а не по слогам.
Согласно методике Зайцева, один склад может состоять как из одной буквы, так и из нескольких в зависимости от того, как слышится слово. Так, слово «двор» по складам будет выглядеть так: «д-во-р».
Дети, обучающиеся по методике Зайцева, действительно быстро начинают читать — в среднем за 5–10 часовых уроков. Чтобы начать обучение, понадобится купить кубики Зайцева. Помимо самих кубиков в комплект входят таблицы со складами, диск с аудиозаписями и инструкция для родителей.
Благодаря разнообразию учебных материалов у ребёнка подключаются сразу три вида восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, и это помогает запоминать новую информацию быстро и надолго.
Методика Домана
Обучение чтению по методике Домана предназначено для совсем маленьких детей: начинать можно, как только малышу исполнится один год. Нейрофизиолог из США Глен Доман разработал свою методику специально для раннего развития детей, и если вы решили научить ребёнка читать как можно раньше, методика Домана подойдёт идеально.
Методика Домана заключается в запоминании понятий и умении их соотнести: взрослый показывает малышу карточки с написанными на них словами и подходящими к словам иллюстрациями, прочитывает эти слова и быстро меняет одну карточку на другую. В результате ребёнок запоминает звучание и написание слова и понятие, которое это слово обозначает.
Занятия по методике Домана дают хорошие результаты: дети, освоившие эту методику, легко адаптируются к школьным условиям и имеют богатый словарный запас. Если вы решили учить ребёнка читать по Доману, возможно, чтение по слогам придётся осваивать уже в школе: метод не уделяет отдельного внимания разделению слова на слоги.
Чтение по Монтессори
Главный педагогический принцип Марии Монтессори, заключающийся в девизе «Помогите ребёнку сделать это самому», соблюден и в методике чтения. По методу Монтессори дети учатся читать в игровой форме, словно погружаясь в языковую среду, — в обучении используются карточки со словами и картинками и множество вспомогательных материалов: для подготовки руки к письму, для развития фонематического слуха, для изучения письменных букв.
Готовые наборы Монтессори сопровождаются инструкцией с упражнениями. Там нет уроков в привычном понимании, зато предлагаются занятия, которые помогут ребёнку научиться читать играючи: рисование с элементами штриховки, обучение через тактильное восприятие, чтение по слогам или сразу слитное чтение с помощью подвижного шрифта.
Занятия по методике Марии Монтессори не только помогают научиться читать, но и отлично развивают мелкую моторику и общий кругозор ребёнка.
Букварь Жуковой
Надежда Жукова, автор школьного букваря, по которому учились школьники двадцать лет назад, составила букварь и для современных детей. Методика Надежды Сергеевны оптимальна для освоения дошкольником слогов: ребёнок сначала знакомится со звуками, потом учится складывать звуки в слоги, в конце обучения малыш уже готов перейти от чтения к письму.
Ребята, обучающиеся по букварю Жуковой, начинают самостоятельно складывать звуки в слоги уже после первых трёх занятий. Каждый урок в букваре сопровождается полезными комментариями автора, которые помогут родителям разобраться.
Кубики Чаплыгина
В кубиках российского педагога Евгения Чаплыгина сочетаются две эффективные методики: чтение по складам и некоторые принципы методики Монтессори. Принцип обучения по кубикам Чаплыгина так же, как и у Монтессори, построен на подаче информации в игровой форме. На кубиках изображены лёгкие для детского восприятия склады и слоги, из которых можно составить множество разных слов.
Занимаясь с кубиками Чаплыгина, ребёнок постепенно переходит от простого к сложному: сначала запоминает склады и слоги, а к концу обучения может самостоятельно составить из кубиков небольшой текст. Автор отмечает, что дети, учащиеся по его методике, начинают сами читать по слогам не позже, чем на третьем занятии.
Традиционные буквари
По букварям, составленным аналогично советским, тоже можно научить ребёнка читать по слогам. Конечно, в процессе обучения будет отсутствовать элемент игры, зато если у малыша и его родителей хватит терпения пройти букварь до конца, ребёнок будет знать то, чему не обучат игровые методики.
Так, дети, научившиеся читать по букварю, хорошо знают алфавит, понимают отличия между буквами и звуками, умеют ставить ударение в словах. Подготовленные по букварю дошкольники перед поступлением в первый класс могут осознанно читать довольно длинные тексты.
Какую методику обучения чтению выбрать?
У каждой обучающей методики есть свои особенности — можно выбрать самую подходящую или пробовать сочетать разные подходы.
Название методики | Плюсы | Минусы |
Метод Зайцева | Игровая форма занятий, дополнительные обучающие материалы в комплекте, быстрое обучение. | В школе придется отвыкать от складов и привыкать к слогам. |
Методика Домана | Подходит для детей с года, быстро пополняется словарный запас ребёнка, дети не устают от коротких занятий. | Не уделяется внимание разделению слов на слоги, метод базируется больше на запоминании, чем на понимании принципов чтения. |
Чтение по Монтессори | Игровые занятия, погружение в языковую среду, разнообразие занятий. | Потребуется покупать или делать самостоятельно разные вспомогательные материалы. |
Букварь Жуковой | Переход от звуков к слогам и буквам, подготовка к письму, понятные пояснения к каждому заданию. | В процессе обучения нет игровых моментов. |
Кубики Чаплыгина | Уроки в игровой форме, переход от простого к сложному, быстрый результат. | Со временем придётся отучаться от использования складов и слогов, привыкая делить слова только на слоги. |
Традиционные буквари | Проверенная на нескольких поколениях методика, хорошая подготовка к школе, приобретение нужных для первоклассника умений. | Потребует терпения и усидчивости. |
Слоговая таблица
Слоговая таблица — вспомогательный материал для совершенствования техники чтения. Если регулярно использовать в занятиях слоговую таблицу, ребёнок начнёт читать бегло без потери осознанности, разовьётся автоматическая грамотность.
Как пользоваться таблицей:
Изучать согласные звуки можно в алфавитном порядке или начать со звонких звуков, изучение которых дошкольникам даётся легче, чем запоминание глухих звуков.
Игры, которые помогут дошкольнику быстрее научиться читать:
Упражнения
Упражнения для легкого обучения чтению по слогам:
Дополнительные материалы
Материалы, которые можно использовать дополнительно, чтобы ускорить и облегчить процесс обучения:
Советы родителям
Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их малыш освоил навык чтения без особых сложностей:
Не каждому ребёнку дано начать читать на первом же занятии. И если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам, не расстраивайтесь, на самом деле большинство детей испытывают трудности с обучением чтению. Пробуйте разные методики, ищите свою, и всё непременно получится!