что значит если человек умирает в церкви

Кончина близкого — что делать христианину?

На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

что значит если человек умирает в церкви. Смотреть фото что значит если человек умирает в церкви. Смотреть картинку что значит если человек умирает в церкви. Картинка про что значит если человек умирает в церкви. Фото что значит если человек умирает в церкви

— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.

Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.

— А в чем заключается подготовка к смерти?

— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.

А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.

— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?

— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.

После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?

— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.

Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.

— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».

— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.

— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».

— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.

Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.

что значит если человек умирает в церкви. Смотреть фото что значит если человек умирает в церкви. Смотреть картинку что значит если человек умирает в церкви. Картинка про что значит если человек умирает в церкви. Фото что значит если человек умирает в церкви

— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»

— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.

Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.

Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.

Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.

Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.

— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»

— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Источник

Смерть у храма

что значит если человек умирает в церкви. Смотреть фото что значит если человек умирает в церкви. Смотреть картинку что значит если человек умирает в церкви. Картинка про что значит если человек умирает в церкви. Фото что значит если человек умирает в церкви

что значит если человек умирает в церкви. Смотреть фото что значит если человек умирает в церкви. Смотреть картинку что значит если человек умирает в церкви. Картинка про что значит если человек умирает в церкви. Фото что значит если человек умирает в церкви

Я знаю большое количество прекрасных православных священников – настоящих подвижников. И еще больше мирян, которые всей своей жизнью стремятся к Богу.

Мне очень нравится писать о них – простых, никому не известных людях и об их не всегда безоблачных судьбах. Люблю «церковные» истории со счастливым концом, но бывает и по-другому, когда финал оказывается страшным и горьким. И об этом тоже нужно говорить…

…Михаил не был моим другом. Мы лишь здоровались при встрече, изредка перекидываясь парой слов.

В небольшом городе, где он жил, его знали очень многие.

Когда-то он был ярым последователем одной из местных неопятидесятнических сект и даже сделал в ней приличную «карьеру».

У него было классическое поведение харизматика. Михаил «проповедовал» на улице случайным прохожим и впадал от этого в какой-то нездоровый экстаз. Он говорил «на языках», смеялся «святым смехом» и ненавидел православие. Пока однажды не встретился с отцом Димитрием. Михаил насел на одного из его чад со своей «обработкой», а тот отправил к батюшке: «Посмотрим, кто кого».

Они часто встречались. Сектант и священник. Не знаю, о чем говорили, но в итоге Михаил стал прихожанином отца Димитрия и крестил своих троих детей. Чем очень порадовал и батюшку, и свою жену Иру, которая уже собиралась от него уходить из-за его бурной «проповеднической» деятельности и постоянного отсутствия денег, которые на всё это уходили.

«Мало кто понимает, насколько страшна жизнь с такими людьми», – говорила Ирина.

«Мы вывезли из Мишкиной квартиры легковой прицеп сектантской литературы и сожгли за городом», – вспоминал отец Димитрий.

Михаил очень привязался к батюшке, ходил с семьей на все службы, ездил с ним на престольные праздники в другие храмы, за что отец Димитрий часто получал нагоняй от церковного начальства. Мол, известный сектант, знакомая рожа, нечего людей смущать.

Люди и правда поначалу смущались.

Некоторые старушки шарахались от него в храме, как от прокаженного. Когда однажды батюшка доверил Михаилу почитать Апостол, одна, самая рьяная, начала вырывать книгу у него из рук с криком: «Не оскверняй святыню!» А какая-то православная мама запретила своим отпрыскам даже приближаться к детям Михаила. На всякий случай.

«В нем поначалу очень чувствовался сектантский синдром – повышенная эмоциональность, категоричность, какой-то постоянный экстаз. И, одновременно, надрыв. Он понимал, что из-за прошлой жизни путь к Богу будет сложным», – рассказывал отец Димитрий.

Мало кто это мог понять и принять. И придя туда, где он надеялся обрести любовь, покой и истину, где ему очень нужна была помощь, Михаил поначалу был одинок. Чудо, что он вообще остался в Церкви.

Со временем церковная жизнь Михаила начала налаживаться. Он много помогал, работал на храмовой стройке. Люди к нему привыкли – парень-то он был добрый, хороший.

Но вскоре отца Димитрия перевели в другой город. А на этот приход назначили нового священника.

Он тоже был прекрасным батюшкой, но не сразу разобрался, кто здесь кто. Да и времени на всё не хватало.

Вечерами после строительных работ мужчины, которые помогали, могли пойти к кому-нибудь, выпить чашку чая или бокал вина. Или еще чего покрепче.

«А Михаилу вообще нельзя было спиртное, – вспоминал отец Димитрий. – Когда-то давно он завязал. И то, что в Православной Церкви можно употреблять алкоголь в меру, лично для него было не полезно. Меры не получалось».

Новый настоятель, в отличие от отца Димитрия, который опекал Михаила, как ребенка, этого не знал. А те из прихожан, кто знал, считали, что это его личное дело.

Так постепенно Михаил начал пить. А был он человеком без тормозов.

А потом еще и захотел стать священником.

«Неофиты часто сразу видят себя батюшками, матушками, монахами, старцами, – говорил потом отец Димитрий. – А у Михаила это вообще была идея фикс. Как у бывшего «проповедника». Он и ко мне приезжал за советом, но я его пытался отговорить».

А новый батюшка вообще отчитал его, как мальчика. За прелесть и тому подобное.

«Лукавый подкрался к нему, когда всё вроде бы было хорошо, когда он думал, что обрел Бога и родной приход, – с горечью вспоминал отец Димитрий. – Выпивка, эти навязчивые мысли о пасторстве. И, наверное, тогда он сломался. А мы не сразу это заметили».

Сначала Михаил пил «тихо». А потом всё чаще начал приходить нетрезвым на службы.

Его уговаривали уйти, потом прогоняли. Он пил еще больше. Стоял за воротами и что-то кричал.

Однажды кто-то даже вызвал милицию. После этого Михаил пропал.

Появился он через несколько месяцев. Пьяный. Буквально приполз к храму. Шла служба. Он начал звать батюшку, кричать, что ему плохо.

Вышли прихожане, сказали: «Иди, проспись сначала!»

А он всё звал и звал. Когда служба закончилась и люди стали выходить, они увидели Михаила, лежащего у церковного забора. Священник велел вызвать скорую помощь и уехал на какую-то срочную требу.

Врачи посмотрели и сказали: «Он просто пьяный, разбирайтесь сами». А люди подумали: «Ничего страшного. Протрезвеет и пойдет домой».

Через несколько часов Михаил умер. Прямо здесь, у храма. Где его оставила скорая и его приход.

Позже кто-то вспомнит, что он не только звал батюшку, но и кричал «Господи! Господи!»

Умирая, человек, пусть пьяный, из последних сил приполз к храму, к Богу. А ему никто не поверил.

Когда Михаила отпевали, народу было немного. А те, кто пришел, стояли с какими-то потерянными лицами. Они тоже были на той службе, после которой Миша умер. И понимали, что случилось что-то очень страшное. И с ними тоже.

Ирина рыдала навзрыд и всё не давала закрыть гроб. А потом, на кладбище, трое Мишиных детей, мальчик двенадцати лет и девочки – семи и четырех, клали ему на могилу свои письма: «Папочка, вернись! Мы любим тебя!» И рисунки, на которых было синее небо, солнце и счастливая семья с тремя детьми – они улыбались и держались за руки.

Источник

8. Умирающие

Когда Священника приглашают прямо к умирающему; то при этом случается ему заметить нечто такое, чего не заметил бы он в другое время.

Различен род смерти, – к одному она приходит легко и он, может быть, совсем не чувствует жестокости смерти; для другого она труднее, и в то время как один покойно засыпает, другой изнемогает в тяжкой предсмертной борьбе. Но на основании этого Священник не должен составлять об одном благоприятное, о другом невыгодное мнение, ибо одни наружно тихо и спокойно идут в бездну погибели, другие в буре возносятся к небу. Те больные, которые находятся в трудной смертной борьбе особенно нуждаются в участии Священника и в подкреплении с его стороны. Он должен внушать им сохранить верность Христу до смерти, твердость до последней минуты. Особенно благотворно и сильно укрепляет находящихся в предсмертной борьбе указание на страдание Иисуса в саду Гефсиманском и предсмертные страдания Его на кресте, а также Апостольское слово, что жало у смерти отнято и Христос сокрушил силу этого последнего врага, и победил его, так что верующий не умирает и в смерти, но остается Господним. Но более всего, в то время, когда умирающий лежит в предсмертной борьбе, Священник должен при его одре стоять в подвиге молитвенном, и так как страх смерти всего более увеличивает страдания и томления, то он должен сильными Евангельскими утешениями удалять всякий страх смерти. Опыт показывает, что утешительно действует на умирающих чтение прощальной беседы Господа с учениками ( Ин.14:15–16,17 ). Препобедить страх смерти есть самая высшая победа, какую только доставляет вера. Потому должен Священник стараться оживить и возбудить сию веру, особенно веру в Воскресшего Спасителя, дабы луч небесного упования осветил смертные часы и ложе умирающего. Но если в умирающем брате не находит он никакой веры, а встречает только равнодушие, отупелость, нераскаянность; то он не должен угрожать, предлагать умирающему упреки, выставлять требования Закона. Последнее мгновение не годится для сего, он должен просить, умолять его примириться с Богом, и свое сердечное сострадание к умирающему излить в пламенной молитве, чтобы Бог прежде, нежели призовет эту душу, к своему судилищу, простил ее, даровал ей свою милость, благодать и свой мир.

Источник: Православный священник при постеле больных. Москва, типография Александра Сепена, 1862 г. 196 с.

Источник

что значит если человек умирает в церкви. Смотреть фото что значит если человек умирает в церкви. Смотреть картинку что значит если человек умирает в церкви. Картинка про что значит если человек умирает в церкви. Фото что значит если человек умирает в церкви

Как стало известно «МК», 65-летняя Татьяна Ивановна за свою жизнь успела вырастить и воспитать двоих детей, а также помогала своим отпрыскам справляться с их малышами. Муж Татьяны Ивановна несколько лет назад умер и она, повар по профессии осталась одна (дети живут отдельно со своими семьями). После потери любимого человека Татьяна пришла в храм в Успенском переулке. Сначала она не пропускала ни одной службы. Позже женщине предложили работу поваром в столовой при церкви и она с удовольствием согласилась.

— Во время праздничной службы Тане стало плохо, — рассказывает работница храма Любовь. — Она едва не потеряла сознание. В это время работники при церкви готовили праздничную трапезу, которая состоялась сразу после богослужения. Я вызвала «Скорую».

Медики приехали быстро. Женщина рассказала им, что плохо себя чувствует уже как три дня, постоянно ощущает давление в области сердца. Ей сделали уколы и увезли в медицинское учреждение, где она и умерла.

Работники храма недоумевают. Они не могут понять, почему нездоровый человек не взял хотя бы больничный. Возможно своевременное обращение к врачу спасло бы жизнь женщине.

— Стоит ли толковать случившееся как нечто особенное, придавать ему магическое значение?

— В храме при большом скоплении народа бывает очень душно. Случается и такое, что кто-то падает в обморок. Людей много, дышать в храме очень тяжело. Иногда можно присесть, и уже будет лучше. Внизу больше воздуха.

— Но я не о физическом недомогании. Рассматривает ли церковь это как знак свыше, если человека бог забирает в церкви?

— Нет. Это физическое состояние, и никакие приметы и суеверия тут не надо искать. Ведь если в них верить, то может получиться, что человек не верил в Бога, не ходил в церковь, но умер, когда заглянул туда по случаю церковного праздника, и теперь ему дается особая возможность спасения. Но это не так.

— Неужели не существует предписаний на это счет?

— Нет. Нигде нет толкований на этот случай.

— Если он прихожанин этого храма, то никаких препятствий нет. Если же он ходил в другой храм, то там его, очевидно, и будут там отпевать. Это щекотливый вопрос. Надо всегда разговаривать с батюшкой, с них договариваться об отпевании, учитывать пожелания родственников.

Источник

Что Церковь говорит о смерти?

В Символе веры — самом известном тексте, посвященном основам христианской веры, ничего не сказано о том, как христианин должен представлять себе рай или ад. Так что сковородки и кущи — это лишь один из возможных образов.

Подробное описание ада — средневековая традиция. В Новом Завете ад упоминается лишь как место, где «тьма внешняя» и люди испытывают сильную боль: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:12).

В поздней Античности (II-III) век представление об аде меняется, постепенно усложняясь. На рубеже I и II тысячелетий ад представляется в виде сложного «подземного царства», где грешники наказываются в зависимости от совершенных ими при жизни грехов.

Представления о рае как «саде» или «городе» блаженств возникли несколько раньше, но детализированные описания наслаждений праведников также относятся к эпохе Средневековья.

В православном богословии ад — это не большая тюрьма для грешников со злыми надзирателями-бесами, а место, где люди страдают от невозможности быть с Богом из-за своих грехов.

На чем вообще основано церковное учение о смерти?

А душа человека умирает вместе с телом?

Нет. Душа живет без тела и после смерти сохраняет черты, присущие человеку во время земной жизни. Проще говоря, душа человека после смерти не нуждается в пище, воде или сне, но при этом сохраняет свои психические особенности, особенности темперамента, склонность к определенным грехам или добродетелям: «Состояние душ после смерти сходно с нравственным состоянием каждой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Оно — естественное следствие и естественное продолжение земной жизни», — говорит преподобный Иустин (Попович).

Церковь постоянно призывает молиться за умерших, а как им это поможет, если они уже умерли?

Христиане верят, что молитвы за умерших помогают живым родственникам и друзьям пережить горечь утраты. Кроме того, церковная и частная молитва к Богу облегчает участь умершего, так как Христос может простить покойному его грехи. Очень важно молиться за умершего человека в первые 40 дней после его кончины. В этот момент душа человека проходит различные испытания и после частного суда попадает либо в рай, либо в ад. Хотя, конечно, эти временные ограничения условны и скорее имеют значение для памяти об усопшем. После сорокового дня умершие христиане тоже нуждаются в молитвах живых. Отпевание, поминовение на литургии, панихида в храме или лития на могиле — все это облегчает участь умерших, позволяет им спастись.

А могут ли мертвые как-то связаться с живыми и повлиять на них? Что Церковь говорит о привидениях?

О привидениях Церковь не говорит ничего, а вот явления умерших людей живым — вполне реальная вещь. Вот только один пример. В конце XI века в Киево-Печерский монастырь приезжают византийские мастера и предлагают помощь в написании икон для Успенского собора. Монахам они описывают двух человек, которые с ними договаривались и обещали заплатить за работу. Иноки по описанию византийцев узнают в этих людях преподобных Антония и Феодосия Печерских, скончавшихся за несколько лет до этой встречи.
Кроме того, умершие праведники молятся о живых христианах, и Бог слышит их молитвы, о чем свидетельствуют, например, случаи исцеления больных и другой помощи у мощей после молитвы к святым или многочисленные посмертные чудеса святителя Николая Чудотворца.

Существует представление, что душа 40 дней после смерти остается на земле, проходит некие испытания. Сколько здесь от учения Церкви, а сколько от суеверий?

Это точно не суеверие. Многие православные подвижники, например, преподобный Иустин (Попович), святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник верили в то, что каждого христианина после смерти ждут мытарства.
Вместе с тем представление о посмертных испытаниях души христианина в течение 40 дней после кончины не является догматом, то есть тем, во что нужно обязательно верить каждому, но и не противоречит православному учению.
Посмертные испытания души традиционно называются мытарствами. В византийском житии Василия Нового (Х век) рассказывается о 20 преградах, которые устраивают бесы по пути человека в рай. Каждое подобное препятствие связано с типичными человеческими грехами и страстями. После преодоления всех испытаний душа праведника по молитвам святых и заступничеству ангела-хранителя попадает в рай. Души же грешников, не прошедших ту или иную «заставу», отправляются в ад.
В более ранних текстах можно найти отдельные упоминания о посмертных испытаниях, которые проходят души первых египетских монахов, например, Макария Египетского (конец IV века). Конечно, нужно помнить, что это только некие образы жизни будущего века. Мы не можем себе ее представить, т. к. она выходит за рамки нашего опыта.

Насколько с церковной точки зрения важны поминки, памятник на могиле, уход за надгробиями? Ведь получается, что молитвы достаточно, зачем же тогда еще и могилы?

Забота о теле усопшего — христианская традиция, восходящая к апостольским временам. Тело — такая же неотъемлемая часть человека, как и его душа. Какая-то связь человека со своим телом остается даже после смерти. Христиане бережно собирали останки первых мучеников и предавали их погребению. Молитва в храме, памятник на могиле, ухаживание за могилой — это забота христиан и Церкви о своих собратьях. О родственниках и друзьях, которым важно хранить память о близком человеке. О теле самого усопшего, которому предстоит воскреснуть после Второго Пришествия Христа. «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело», — говорил митрополит Сурожский Антоний.
Вместе с тем христиане верят, что отсутствие конкретной могилы (например, у погибших в воде или в горах; воинов, чьи тела не были найдены) не является препятствием к спасению человека и церковной молитвы о нем. Для таких случаев существует чин заочного отпевания.

А как христианство относится к кремации и другим «нетрадиционным» видам похорон?

Погребение в земле наиболее соответствует христианской традиции. Вместе с тем христиане верят, что Господь может воскресить тело умершего человека независимо от того, каким способом оно было захоронено.
Кремация для христианина допустима только как вынужденная мера, например, из-за местных обычаев, распространенных в той или иной стране, наличия или отсутствия места на кладбище и множества других факторов: «Когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле », — говорится в документе «О христианском погребении усопших», утвержденном Священным Синодом в 2015 году.

08

Библия обещает всем воскресение из мертвых: как это будет происходить? Старики воскреснут старыми, молодые молодыми, а младенцы — младенцами? Или воскресение — это просто какой-то духовный образ?

Православное учение о телесном воскресении предполагает, что человек воскреснет в новом, преображенном теле, которое будет подобно его земному телу. Остальные соображения основаны на догадках и на свидетельствах Евангелия о Теле Воскресшего Спасителя. Господь ел перед учениками, чтобы убедить их в Своей реальности, но ни двое учеников на пути в Эммаус, ни Мария Магдалина сперва его не узнали. При этом существует представление, что тела после воскресения не будут зависеть от пищи или питья и будут такими, что родители смогут узнать своих детей, а друзья друг друга.
Преподобный Ефрем Сирин считает, что тела праведников будут прекрасными, а грешников — ужасными и зловонными, то есть поведение человека в земной жизни будет влиять на вид тела, которое он получит после воскресения мертвых.
С возрастом сложнее. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что люди будут находиться в возрасте расцвета, то есть в раю не будет ни детей, ни стариков. Но до конца никому из людей невозможно себе представить, что ожидает человека в раю или в аду.

Пожалуйста, читайте люди сами Библию. Там понятно все написано и не всегда верьте объяснениям священнникам. я про пункты 4,5, и последняя в частности. Такую ересь напишут.

Олег, Ваше утверждение о проникновении в церковную среду дуализма Платона голословно. Если бы Вы были правы, то Господь не сказал бы притчу о богаче и Лазаре.

А что такое «загуглить»? (шутка)

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

Олег, вы свидетель Иеговы? Ваши доводы разбиваются Священным Писанием, где либо прямо или косвенно подтверждается бессмертие души:

Воскресение Христом юноши, Лазаря и дочери Иаира.

Притча о богаче и Лазаре.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» Мф. 17:1-4

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Мф. 10:28

“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Мф. 22:30

«Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11).

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Откр. 20:12

Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 6
6.9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
6.10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
6.11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *