что значит если почерк всегда разный
Что значит если почерк всегда разный
Автор статьи: Ирина Бухарева, эксперт-графолог
«У меня несколько разных почерков. Что это значит?»
Существуют почерки, визуально очень схожие. И человеку, не подготовленному профессионально, на первый взгляд они могут показаться практически одинаковыми. Но это далеко не так. В природе нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых почерков. Это как смотреть на близнецов: для человека, который их не знает, внешне они кажутся одинаковыми и чтобы отличать одного от другого понадобится немало времени. Зато родители и близкие им люди сделают это без труда, не вглядываясь в мелкие, порой едва заметные различия, такие как: родинки, шрамы, элементы одежды. Точно так же и для графолога очевидны даже самые мелкие детали, тонкости характера и поведения человека. Личность человека индивидуальна, многогранна и неповторима. Но тогда возникает абсолютно естественный вопрос – «У меня несколько разных почерков. Что это значит?» Получается, что некоторые люди многолики и способны меняться как хамелеоны? Давайте разберемся.
Причины этому могут быть разными и кроются в глубинах личностных особенностей, мировосприятия, самоощущения. Личность человека, обладая индивидуальностью, сама по себе, изменчивая и гибкая. Она адаптируется в меняющихся обстоятельствах. Соответственно и почерк следует за этими изменениями. Ведь наша манера писать непосредственно связана с деятельностью головного мозга, передающего сигналы остальным органам, в т.ч. и руке во время письма. Так или иначе, имея разные почерки, человек ощущает себя не комфортно, он примеряет всевозможные образы, постоянно пытаясь казаться не тем, кто он есть. Но истинное лицо спрятано. Напоминает театр одного актера, с множеством костюмов, париками, гримом и разными ролями, где его истинного лица не знает никто, даже сам путается в том, какой на самом деле. Это часто свойственно в подростковом периоде, поскольку человек ищет себя, склонен к перемене настроения, поведения, желаний. Но в зрелом возрасте приводит к абсолютно противоположному эффекту, поскольку самодостаточный и свободный внутренне человек никогда не станет обращать внимание на форму почерка. Люди, пишущие разными стилями и ведут себя неоднозначно, в разных обстоятельствах по-разному. К примеру, в одном коллективе, они подстраиваются и кажутся более открытыми, общительными, спокойно и без стеснений разговаривают на любые темы. Там же, где им не комфортно, включаются защитные механизмы и сильно меняется поведение.
Распространено и убеждение, что если поменять наклон, размер или написание каких-либо букв, то это уже совсем другой почерк, а следовательно, и писал другой человек. Визуально, возможно, так и есть. Но настоящего профессионала трудно обмануть, т.к. меняется лишь уровень общей динамики, внутренней свободы или сдерживающих факторов, критичности, напряжения или расслабления, осмотрительности, внимания, концентрации или большей спонтанности.
Давайте обратимся к примерам:
1. Несколько вариантов почерка у одного человека
Этот почерк достаточно гибок, обтекаем, спонтанен в движении, со здоровой нитеобразностью. Штрих тонкий, легкий, остроконечный. Здесь развита интуиция. Человек общителен, легко идет на контакт, открыт новому, ощущает себя в «своей тарелке». Обладая гибкостью, легко приспосабливается и выходит из стрессовых ситуаций. Гирлянды говорят о социальной направленности, чувственной потребности, несмотря на то, что обладатель данного почерка – мужчина. Он достаточно умен, интересен, у него хорошо развиты вербальные способности, легко находит общий язык с женским полом. Мягок, не конфликтен.
2. Почерк в целом весь неоднородный
3. Неоднородность за счет интуитивного начала
Интуиция позволяет схватывать информацию «извне» на уровне подсознания целостной картинкой. Это непосредственное заглатывание информации, где без включения какого-либо механизма делается выбор, принимаются решения. Но, если она находится в доминирующей позиции, то зачастую это приводит к неоднородности, начинают петлять строки, парить над линией строки, из них «выбиваются» отдельные буквы, становятся видны колебания наклона, размера и ширины букв.
В данном образце доминирует сильная нитеобразность, пропадает нажим. Форма оригинальная, нитеобразная. Буквы абстрактные, обедненные и трудночитабельные. Почерк гибкий, обтекаемый, неоднородный, нечитабельный. Хорошо развито интуитивное восприятие. Но за счет отсутствия нажима почерк течет как бы сам по себе, инертно. Человек безразличный, отстраненный, говорит и выражается витиевато, преследуя свои цели. Не любит рамки и правила – живет как считает нужным, как удобнее ему. Не эмоционален и не зависим от мнения окружающих.
Когда человек начинает писать одним стилем, а заканчивает уже другим. Как правило, в этом случае присутствует и общая неоднородность (см.п.2). Это говорит о внутренних столкновениях и большой неустойчивости. У человека происходит конфликт само восприятия и самооценки, он не может найти покоя, нестабилен, уязвим.
здесь бросаются в глаза неоднородность почерка в целом и смена стилей. Рыхлый, мажущий штрих, перепады в нажиме, вплоть до исчезновения в некоторых местах. Акцент на форму. Движение беспокойное, зудящее. Сильный контроль. Этому человеку свойственно жить в удовольствие, наслаждаясь полнотой жизни, он любит комфорт, удобства. Очень переменчив, загружен своими мыслями, внутренними эмоциональными состояниями. Остро нуждается в общении, заботе, важно, чтобы кто-то был рядом. Пытается все контролировать, т.к. чувствует, что так надежнее и спокойнее.
Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.
Размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытность.
Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закругленные – для людей добрых и отзывчивых. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости. Бледные буквы свойственны слабовольному человеку.
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности.
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
Поля, оставляемые слева при письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает расточительность. А сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного.
У оптимиста строки поднимаются от начала к концу, а у пессимиста – опускаются. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, реалистично оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости и, возможно, отсутствия совести.
О многом может рассказать подпись человека. По ней можно узнать даже о тех чертах характера, которые человек скрывает от окружающих и самого себя.
Стандартная, незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость. Подпись, состоящая из петель, встречается у хитрых и наблюдательных людей. Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и энергичности, а подчеркнутая – о предприимчивости. Робкий и замкнутый человек обводит подпись или несколько ее букв в кружок.
Зигзагообразный росчерк говорит о неуравновешенности. Росчерк в виде черты – признак эмоциональности. А если росчерк отсутствует, то это характеризует человека как умного и расчетливого.
Почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Например, когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.
«Смотрите, не истончаются ли линии»: какие изменения почерка должны вызвать тревогу?
Графолог заявила, что почерк, как зеркало, отражает все изменения в характере человека.
Фото, видео: ru.depositphotos.com; 5-tv.ru
Почерк человека также индивидуален, как и его отпечатки пальцев. А главное, он отражает все изменения в жизни и характере человека как в долгосрочной перспективе, так в данную минуту. Графологи научились определять, о чем свидетельствует наклон и ширина букв, а также нажим и толщина линий. Руководитель проекта «Графология для HR» Анна Самойленко объяснила, как научиться по изменениям почерка лучше понимать свое сознание, настроение и самочувствие.
Ситуативные изменения
Графолог, говоря об изменениях в почерке, ввела понятие «ситуативные». Она объяснила, что такие изменения отвечают за эмоциональное состояние человека. Например, когда он нервничает, почерк становится более резким и беспорядочным. Когда расслаблен, линии напротив становятся более мягкими и гармоничными.
Нажим
Сила нажима на ручку или карандаш говорит о физическом состоянии человека, по этому критерию можно заметить «истощение» организма.
«Если нажим становится слабее, и линии становятся менее заметными — это значит, что вы устали», — пояснила Самойленко.
Она отметила, что, если линии становятся едва заметными, срочно нужно пересмотреть свой режим сна и отдыха, а также позволить себе больше отдыхать.
«Если с возрастом нажим становится тоньше, это значит работоспособность падает и энергии недостаточно. Сравнивайте нажим в почерках с разницей в один год, смотрите, не истончаются ли линии», — посоветовала графолог.
Угловатость почерка
Этот критерий говорит об упрямстве или дипломатичности человека. Графолог отнесла его к «долгосрочным», объяснив, что в более юном возрасте люди могут выводить буквы более плавно и мягко, чем в зрелом, и наоборот.
«Углы отвечают за упрямство, то есть углы — это твердость в почерке. Мягкие линии — это дипломатичность, умение подстроиться под ситуацию. Если человеку приходится проявлять бойцовские качества характера, то в его почерке появляются углы», — резюмировала специалист.
Читабельность (понятность)
Критерий читабельности говорит о коммуникативных способностях личности, о том, на сколько человек открыт к общению с миром и желает быть ему «понятным». Почерк человека в течение жизни может стать менее понятным окружающим. Это говорит о том, что его владельца перестает заботить чужое мнение, он становится самодостаточным.
«Если читабельность в почерке улучшилась — это значит, что вы улучшили свои коммуникативные навыки с точки зрения „слышать и слушать“ других людей», — отметила Анна Самойленко.
Волнистость линий
Волнистость линий отражает эмоции человека. Сильная волна в почерке свидетельствует о том, что вы стали более явно проявлять перед другими людьми свои чувства. Возможно, стали более агрессивны или эксцентричны.
Когда почерк становится более аккуратным, это говорит, что его обладатель стал спокойнее, рассудительнее, сдержаннее и мудрее.
Что говорит почерк о человеке и его наклон с точки зрения психологии
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Почерк может многое рассказать о человеке, его характере, эмоциональном состоянии. На взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности обращал внимание Сенека. А Жан Габриель Тард, известный своими исследованиями в области криминологии и субъективной психологии писал, что по исписанному листку бумаги он узнает о человеке больше, чем по фотографии. Так что говорит почерк о человеке с точки зрения психологии? На что нужно обращать особое внимание при его анализе?
Человек и его почерк
Любое действие человека в какой-то мере отражает его характер и индивидуальные особенности. Сидя в темноте, ты по звукам в подъезде или манере открывать дверь, узнаешь, кто пришел. Иногда чувствуешь настроение этого человека.
Также и с почерком. Несмотря на то, что в школе всех учат писать по прописям одинаково, ровно, красиво, каждый ребенок с первых дней обучения пишет по-своему. Бессознательно выбирает размер букв, направление, наклон, связанность. Потом придумывает завитки, форму палочек, особенный рисунок запятых.
В том, каким образом человек передает информацию бумаге, отражается его видение мира, характер, темперамент. Происходит это из-за того, что движения руки – следствие взаимодействия всех систем организма. Психическое состояние оказывает воздействие на нервную систему, она, в свою очередь, отправляет импульсы мышечным тканям, заставляя двигать руками, пальцами.
К примеру, ты привыкла торопиться, поэтому движения твои всегда нетерпеливые, буквы – размашистые, крупные, нестройные. Если не хочешь показывать, какая ты, стремишься спрятаться в себе или за спинами других, буковки будут зажатыми, мелкими.
Впрочем, не спеши ставить ярлыки или описывать характер человека по почерку. На особенности написания букв, соединение их в слова влияет возраст, соматические болезни.
А теперь несколько секретов о том, что может рассказать почерк о человеке.
Размер
Часто первое, что бросается в глаза, когда ты смотришь на исписанный лист бумаги, это размер букв. Принято считать, что крупный почерк свидетельствует об открытом, добром человеке. В нем нет внутренних зажимов, он легко знакомится с людьми, доверчив, чувствителен, щедр. Любит, чтобы на него обращали внимание. Он может быть прекрасным лидером, которого уважают коллеги, подчиненные.
Но есть и другая тенденция – буквы становятся крупнее у пожилых людей.
Мелкий почерк часто свидетельствует о замкнутости, сдержанности. Его можно обнаружить у людей застенчивых, склонных к самовыражению, проявлению себя только в особых ситуациях. Они не любят шум, компании, трудно сходятся с незнакомцами.
Часто маленькие буковки появляются на страницах, исписанных педантичным человеком, обладающим аналитическим складом ума. Вероятно, он внимателен, наблюдателен. В стрессовых ситуациях старается вести себя сдержанно; при этом накапливает напряжение и может вылить его потом через неожиданные истерики, вспышки гнева.
Форма
По форме почерк может быть круглым, угловатым, печатным. Закругленные красивые буквы указывают на то, что написавший их обладает веселым и добрым характером. Вероятно, это гармоничная, спокойная личность. Она с терпением и понимание относится к другим людям.
Угловатые буквы – свидетельство независимости, лидерства, стремления относиться ко всему критично, не поддаваться на бездумные уговоры окружающих. Часто обнаруживается склонность к соревнованиям.
Что о нас говорит наш почерк?
Угловатый почерк можно спутать с острым. В отношении обладателей последнего говорят, что они могут быть агрессивными, в то же время проницательными, умными. Обвиняют их в эгоизме и игнорировании интересов других людей.
За печатными буквами, написанными вручную, прячется человек с развитым самоконтролем. Он постоянно следит за своим и чужим поведением, эмоциями. Склонен носить маску, которая хорошо скрывает его истинное «я». Отсюда можно говорить о недостатке доверия, возможно, попытках обезопасить себя от оценок и критики окружающих.
Наклон
Важная характеристика – наклон. Чаще всего можно увидеть почерк с наклоном вправо. Что-то конкретное и особенное сказать о человеке только исходя из того, что написанные им слова наклонены вправо, невозможно. Это особенность, которой учат в школе. Единственный вывод, который можно сделать, это возможная склонность к конформизму.
Сильный наклон вправо говорит о целеустремленности, волевом характере, стремлении к достижениям.
Привычка писать без наклона, почти вертикально, может свидетельствовать о склонности подвергать анализу все события окружающего мира. Возможно, ты привыкла все контролировать, не умеешь отпускать проблемные ситуации. У тебя неплохая сила воли; частенько тебя обвиняют в упрямстве.
Наклон влево может говорить о стремлении к оригинальности, меланхоличности, поиске себя, попытках скрыться от окружающих, эмоциональной холодности.
Какими бы яркими ни были полоски, обозначающие ряды в тетрадке, есть люди, которые не могут писать прямо. Слова стремятся вверх или вниз. В первом случае речь может идти о честолюбии, оптимизме, целеустремленности, стремлении к достижению целей. Если буквы и слова уходят вниз, человека характеризует неуверенность в себе, пессимизм, склонность к апатии. Он отличается безынициативностью, пассивностью.
Нажим
Решительный, уверенный в себе человек при написании сильно нажимает на ручку. Буквы получаются толстыми; создается ощущение, что они самодовольно занимают собой целые строки. Тот, кто их написал, может быть целеустремленным, принципиальным, настроенным на будущее.
За слабым нажимом ощущается слабовольная, стеснительная личность. Она легко подчиняется другим людям, меняет мнение под их влиянием. Кажется, что человек стремится сделать все, чтобы от его жизни не осталось и следа.
Красота
Иногда смотришь на написанный текст и восхищаешься – как ровно и красиво он написан. Все буквы – одинаковые по размеру, форме, соединены между собой. За красивым почерком может скрываться человек, который не хочет, чтобы о его внутреннем мире знали окружающие. В любой ситуации он успевает построить красивый фасад, как будто говорит: «Любуйтесь мной, восхищайтесь». Он аккуратен, умеет обращать внимание на детали.
Плохой почерк, неразборчивый, больше похожий на каракули, говорит об импульсивной личности, способной устроить скандал для защиты своей точки зрения. Такой человек не успевает писать красиво; его руки действуют медленнее, чем мозг принимает решения. Плохой почерк говорит о неаккуратности, нежелании «рисоваться» перед окружающими, нонконформизме.
Иногда можно столкнуться с корявым написанием. Буквы пляшут, могут иметь разную форму, некоторые из них угловатые, другие – круглые. В одном тексте встречается разный наклон. Все это говорит о неорганизованности, неумении бороться с трудностями, нерешительности. Впрочем, порой обладатели корявого почерка – очень талантливые люди.
С точки зрения психологии, почерк может рассказать о людях много интересного. Способ написания раскрывает секреты характера, эмоционального мира, личностные особенности.
Раздельный почерк — что это значит?
Что значит, когда человек пишет каждую букву отдельно? Как обычно отвечаю — само по себе это ничего не значит. Нужно смотреть графологические обстоятельства — что еще происходит в почерке. Графологи делают выводы только при наличии синдрома — взаимно подтверждающей группы признаков.
Раздельность написания входит в 18 графологических синдромов и может говорить о многих характеристиках личности (интуиция, самостоятельность, изобилие идей, сообразительность, чувство юмора, склонность к исследованию, память на мелочи, точность, объективность, ответственность, рассеянность, прыгающее мышление, затруднения адаптации и другие).
Привести пример и рассказать об этом явлении так, чтобы каждый узнал себя — сложно. Я покажу как раздельность по-разному интерпретируется только на двух образцах.
Параметр «слитность — раздельность» говорит о способах восприятия, образе мышления, ассоциативности. Поэтому при анализе нужно внимательнее смотреть на признаки «отвечающие» за мышление — характер формы, расстояния между словами и между буквами, верхние зоны, скорость и движение.
Кроме этого, каждый признак имеет степень выраженности, которая влияет на выводы графолога. Раздельность бывает абсолютная (нет ни одной связки), критичная (1-2 разрыва в слове) и вялая (раздельность при слабом нажиме и бесформенности).
Раздельный почерк встречается у людей с выраженной иррациональной функцией по Юнгу — с интуитивным типом восприятия. Поэтому раздельные почерки можно увидеть у людей творческих профессий. Первый пример — почерк Артемия Лебедева (2009 год).
В образце мы видим тотальную раздельность — редко встречаются связки между двумя соседними буквами. Увеличенное расстояние между буквами. Большие расстояния между словами. Схематичная, абстрактная форма при сохранении читабельности. Медленная скорость. Размеренное движение. Почерк крупный. Прямой наклон. Подпись более правонаклонная и нитеобразная, чем почерк.
Раздельность в этом случае говорит о мыслительном типе по Юнгу (на первом месте — логика, на втором — интуиция). Он склонен решать задачи при помощи воображения. Постоянно генерирует новые идеи. Так как я смотрю и читаю Артемия Лебедева, мне интереснее обратить внимание на то, что отличается от моих впечатлений. Например, его почерк говорит о выраженной интроверсии, хотя он публичный человек и может показаться экстравертом. Отличия подписи и почерка говорят о самопрезентации как более открытого, свободного и спонтанного человека. На самом деле у него высокий самоконтроль. Он логичный и взвешенный человек. Также есть признаки закрытости, хитрости, избегания ясной коммуникации с окружающим миром.
Следующий почерк актера Андрея Чернышова — пример раздельности, которая говорит о других оттенках характера.
Этот почерк тоже раздельный. В нем, как и в предыдущем, слитное написание только двух соседних букв. Тоже увеличенные расстояния между словами и буквами. Однако он отличается меньшей конкретностью формы — преобладает нитеобразность. Читабельность снижена. Движение спонтанное. Высокая скорость. Правый наклон. Подпись отличается от текста — более мелкая и узкая, средняя зона не развита.
Раздельность в этом случае говорить об интуитивном типе по Юнгу (на первом месте — интуиция, на втором — этика). Очень высокая подвижность психических процессов, быстрое восприятие. Он генератор идей, обладает новаторским мышлением, однако ему не хватает сфокусированности и практичности для их воплощения. Очень легко отвлекается и увлекается новым. Он склонен решать задачи при помощи воображения и фантазии. По складу личности он прирожденный актер. Однако отличие подписи и почерка в то время означало неверие в себя.
Таким образом, каждый случай раздельности почерка отражает разные качеств личности, в зависимости от выраженности других параметров письма.
Максим Васильченко,
графолог