что значит эйфелева башня в пошлом смысле
Что означает Эйфелева башня
Эйфелева башня как символ
Однозначно Эйфелева башня – это символ Франции и ее столицы, Парижа. Отсюда возникают ассоциации с романтикой и любовью. Но столь ли однозначно смысловое значение этого сооружения?
Эйфелева башня — символ Парижа
– Да, конечно,- Эйфелева башня
Мне сказала, правды не тая, –
Пью я дождик из небесной чаши.
Кто же, если не жирафа, я?
Голова моя в небесных сферах.
Рот, как травы, щиплет облака.
Делают они меня бессмертной.
Ноги крепко в Сены берега
Упираются, копыт две пары.
Мне скучать в Париже не дадут:
Дамы здесь крылаты, как гагары,
Словно муравьи, месье снуют
Вверх и вниз по шее, как безумцы.
А потом, когда приходит ночь,
На язык мне звёзды сладко льются,
И звезду я проглотить не прочь.
Морис Карем
(Перевод с французского Анатолия Яни)
Общая символика башни
В целом этому известному сооружению присуща общая символика, характерная для башни. Башня символизирует расширение кругозора, умение подняться над ситуацией, карьерный и духовный рост, соревновательность и гордость. С другой стороны башня является символом бдительности, защиты и неприступности, которая может перерасти в заточение, изоляцию и одиночество. Подробнее о символике башни вы можете прочитать в посвященной этому статье на сайте «Эта-Дзета».
Знаменитая же Эйфелева башня со своими ажурными юбками как будто немного выпадает из этого общего символического контекста. Слишком изящны и прозрачны ее конструкции, чтобы говорить о защите и заточении, слишком она светская и популярная, чтобы говорить о неприступности и одиночестве.
Что же привнесла в башенную символику «железная дама» из города Парижа?
Эйфелевой башне присуща общая символика, характерная для этого сооружения
Эйфелева башня – символ романтики
Эйфелева башня, находящаяся в центре Парижа, вполне переняла символику самого романтичного города на земле, города любви, романтических отношений, флирта и шарма. Эйфелева башня действительно ассоциируется с романтикой. Этому весьма поспособствовал кинематограф, снимающий сцены свидания на верхних этажах башни, непременно вечером, когда она уже закрыта для посещений, но для понравившейся дамы кавалер готов преподнести сюрприз в виде свидания в необычном месте, к которому несомненно прилагается дорогое шампанское. Эйфелева башня однозначно символ романтики и любви, а также порывов, продиктованными влюбленностью.
Эйфелева башня — символ романтичной любви
Эйфелева башня как символ прогресса
Возвращаясь к истории создания Эйфелевой башни, мы вспомним, что башня была построена в конце 19 века (1889 год) в качестве входной арки на территорию экспозиции парижской Всемирной выставки. Конец 19 века знаменовался техническим прогрессом, и выставка превратилась в уникальную экспериментальную строительную лабораторию, где инженеры соревновались друг с другом по смелости технических решений при возведении павильонов.
Разумеется, что сооружение, которое было призвано встречать гостей, должно было быть необычным, технологичным, прогрессивным в духе времени и даже эпатажным.
Поэтому Эйфелева башня не просто порождение технического прогресса и высокой инженерной мысли, но в полной мере символизирует этот прогресс как таковой и развитие технологий, причем не только в инженерии и строительстве. Эйфелева башня – это символ интеллектуального прогресса в общем и целом.
Эйфелева башня — символ интеллектуального прогресса во всех областях
Борьба противоположностей в символике Эйфелевой башни
В Эйфелевой башне соединились мужские и женские энергии. Обычно башня является фаллическим символом, будучи устремленной и направленной ввысь. При этом, когда речь заходит об Эйфелевой башне, то она больше ассоциируется с женщиной из-за широкого трапецевидного основания и «кружевного» вида своих конструкций, что делает ее изящной и грациозной.
Но сделана башня из металла и называют ее «железной дамой». Железный скелет башни привносит в ее символику такие качества, как прочность, стойкость, несгибаемость, неизменность, твердость и упорство. И в этом проявляется маскулинность ее символизма. В таком контексте можно рассматривать башню Эйфеля также как символ, объединяющий чувственное и логическое начала, а они между собой временами спорят.
Символика Эйфелевой башни многогранна и противоречива
К тому же, вернувшись во времена создания башни, можно отметить, что не все ее приняли хорошо. Интеллигенция того времени считала, что башня недостаточная красива, если не безобразна, и вообще она изрядно отличается от других строений города, тем самым нарушая облик Парижа, который складывался веками. Таким образом, Эйфелева башня вызывает ассоциации с отрицаемой новизной, прорывом сквозь отторжение и отстаиванием своей точки зрения и места в этом мире. Можно также сказать, что в этом аспекте башня символизирует неумолимый прогресс и развитие, внедрение нового и изменение, казалось бы, «неизменного» старого. Эйфелева башня – символ вызова существующим устоям и порядку вещей.
Эйфелева башня — символ вызова установленным правилам и порядку
Негативная символика Эйфелевой башни
Иногда Эйфелеву башню можно рассматривать как символ меркантильности и нарушенных обещаний. Это также следует из истории ее возникновения. Башня задумывалась как временное сооружение, но имела такой большой успех и посещаемость во время выставки, что ее оставили. И здесь можно говорить о действии рационального принципа, который против разрушения того, что приносит пользу или прибыль, а также о меркантильности – выгода от наличия башни оказалась привлекательнее того, чтобы вернуть городу его бывший облик.
Эйфелева башня может символизировать меркантильность и нарушение обещаний
Впрочем, правила устанавливают люди, они же их могут и изменить. Ведь невозможно законсервировать жизнь в угоду лишь своему привычному восприятию.
А в контексте вышесказанного Эйфелева башня вполне иллюстрирует мысль о том, что «нет ничего более постоянного, чем временное», и тут следует упомянуть о том, что в случае Эйфелевой башни речь идет о большом и неожиданном успехе. Так что, навряд ли стоит рассматривать это «постоянное временное» как негативное явление.
Эйфелева башня вполне тянет на символ изменения мышления и восприятия действительности, а также личностной трансформации просто в силу истории своего появления.
Для русских людей Эйфелева башня может быть символически связана с эмиграцией, переездом в чужие края не по своей воле, покинутостью, тоской по дому и недосягаемостью родных мест, что является следствием событий в нашей стране в начале 20 века.
Эйфелева башня для россиян может символизировать недосягаемость дома
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что за внешней легкостью и изяществом Эйфелевой башни, скрываются непростые и зачастую конфликтные образы и символы. Символизм Эйфелевой башни многогранен. И судя по всему, «Железная дама» может многое поведать о том, как прийти, остаться, заставить себя полюбить и быть успешной не смотря ни на что.
Что-то в Париж захотелось…
Эйфелева башня и Париж с некоторый пор неразлучны и манят к себе людей со всего света
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях!
Эйфелева башня
Эйфелева башня (Париж)
Эйфелева башня на закате
С наступлением темноты на Эйфелевой башне включается красивая световая иллюминация.
Световая иллюминация на Эйфелевой башне
История
Из 107 разнообразных проектов были выбраны 4 победителя. Среди них, конечно, был и проект Эйфеля. После внесения в проект изменений, направленных на повышение архитектурной привлекательности, он был признан победителем. В январе 1887 года между бюро Эйфеля и муниципальной властью Парижа был заключен договор на строительство башни. При этом Эйфелю было предоставлена не только денежная выплата, но аренда башни на 25 лет. По договору предусматривался демонтаж башни через 20 лет, но она стала так популярна, что ее решено было сохранить.
Эйфелева башня
Интересные факты о Эйфелевой башни
Режим работы Эйфелевой башни
Режим работы Эйфелевой башни следующий:
Стоимость билетов
На 2 этаж на лифте
На 2 этаж по лестнице
На вершину на лифте
20 интересных фактов о Эйфелевой башне в Париже, которые вы не знали
Эйфелева башня, несомненно, главный символ Парижа и самый известный объект в столице и, возможно, во всей Франции. Это железное сооружение находится в западной части города – какова её высота? Сколько весит Эйфелева башня? Сколько нужно литров краски, чтобы её покрасить и какого она цвета? Эти и многие другие интересные факты об Эйфелевой башне Joinfor.ru расскажет в этой статье.
# 1 Эйфелева башня должна была быть … временным сооружением.
Конструкция, спроектированная в офисе Гюстава Эйфеля, была введена в эксплуатацию более 120 лет назад – торжественное открытие возвышающегося над Парижем здания состоялось ровно 31 марта 1889 года. Эйфелева башня была построена специально для Всемирной выставки в Париже в 1889 году – здание должно было ознаменовать столетие Французской революции, а также представить Францию как современную, технологически развитую, научную и инженерную страну. Проект предполагал, что через 20 лет башня будет снесена.
К счастью, упрямый Эйфель, который не хотел этого допустить, основал на башне аэродинамическую и метеорологическую лабораторию. Однако, по другим данным, башню от демонтажа спасли успешные эксперименты Юлиана Охоровича с беспроводным телеграфом, размещенным на конструкции.
# 2 Самое высокое здание в Париже, пятое во Франции
Итак, в 1889 году Эйфелева башня стала самой высокой башней в мире, и первым зданием свыше 300 метров. Но через 41 год – всего после 28 дней после открытия знаменитого Уолл-стрит, 40 (также известного под названием Трамп-билдинг), открыло свои двери 319-метровое здание Крайслер-билдинг, которое, как и здание Трампа, находится в Нью-Йорке.
Но, уже в 1957 году на вершине башни была установлена антенна, благодаря которой она снова стала выше нью-йоркского небоскреба.
Вместе с антенной Эйфелева башня имеет высоту 324 м и весит 10 100 тонн (это 2500 слонов!). В безоблачный день с вершины французского Колосса вы сможете увидеть районы Парижа до 65 км вдаль, но в пасмурные дни вы даже не разглядите подножия Эйфелевой башни.
# 3 Чтобы покрасить Эфелеву башню требуется 60 тонн краски!
Видимо, Густав Эйфель хотел, чтобы его башня перекрашивалась каждые 7 лет. 25 000 м² её поверхности окрашены вручную с помощью кистей (1500, если быть точным). Кроме того, для каждой такой покраски понадобится: около 60 тонн краски, 50 км защитных тросов, 5 гектаров защитной сетки и 25 маляров!
Какого же цвета Эфелева башня? В октябре 2018 начался уже двадцатый по счёту косметический ремонт строения. Башня уже была жёлтой и коричневой. Теперь цвет Эйфелевой башни стал красным в честь своего 130-летия в 2019 году – изначально она была окрашена в красный цвет.
Полная реконструкция займет 3 года – сначала необходимо снять все предыдущие слои (целых 19), и только после нанести новую краску.
# 4 Ресторан на Эйфелевой башне
На втором уровне находится ресторан, удостоенный одной звезды Мишлен, известного французского шеф-повара Алена Дюкасса. Современный декор, оборудование, и, конечно же, меню основано на французской кухне. Блюда легкие, сезонные, а ингредиенты и продукты часто поставляются местными поставщиками. Ресторан Le Jules Verne расположен на высоте 125 метров, бронирование столика обойдётся вам в 250 евро на человека.
Гораздо дешевле (цены в обеденный перерыв начинаются с 57 € на человека) вы можете поесть в ресторане 58 Tour Eiffel на первом этаже Эйфелевой башни.
# 5 Неудачный эксперимент
4 февраля 1912 года австрийский изобретатель Франц Райхельт провел неудачный эксперимент на Эйфелевой башне. Он погиб в результате прыжка с первого уровня Эйфелевой башни (около 57 метров) во время испытаний парашютной куртки собственного дизайна. За экспериментом наблюдали толпы зрителей и журналистов, которые изначально думали, что австриец проверит его изобретение на манекене. Увы, парашют не раскрылся.
# 6 Копии Эйфелевой башни
# 7 Дань инженерам и ученым
Во время строительства башни были выгравированы имена 72 известных французских инженеров, ученых и математиков того времени. “Почётную доску” в начале 20-го века демонтировали, но вновь вернули в 1986–1987 гг.
# 8 Ситроен и эйфелева башня. Самый большой рекламный щит в мире
В 1925-1936 годах Citroen разместил свою рекламу на башне, поэтому парижское строение некоторое время называлось крупнейшим в мире рекламным щитом. С трех сторон башни было установлено более 600 км кабелей и четыре миллиона цветных лампочек, которые образовали вертикальную 30-метровую надпись Citroen. Реклама была видна с расстояния более 30 километров! Конечно же, из-за своих размеров это объявление было занесено в книгу рекордов Гиннеса.
# 9 Эйфелева башня и погода
Башня построена из 7,3 миллиона килограммов стали, поэтому во время летней жары и высоких температур металл увеличивается в объеме и Эйфелева башня становился более чем на 15 сантиметров выше. Кроме того, под воздействием очень сильного ветра башня раскачивается на 6-7 см.
# 10 Три смотровые площадки
Стоимость билетов на Эйфелеву башню (цены актуальны на 30 апреля 2020 года):
• Подъем на лифте до 2 этажа: взрослые 16,60 € / молодежь (12-24) 8,30 €, дети (4-11) 4,10 €, дети до 4 лет бесплатно
• Подъем на лифте до 3 этажа: 25,90 € / молодежь (12-24) 13,00 €, дети (4-11) 6,50 €, дети до 4 лет бесплатно
• Подъем по лестнице до 2 этажа: взрослые 10,40 € / молодежь (12-24) 5,20 €, дети (4-11) 2,60 €, дети до 4 лет бесплатно
• Подъем по лестнице до 2 этажа + на лифте до 3: взрослые 19,70 € / молодежь (12-24) 9,80 €, дети (4-11) 5,00 €, дети до 4 лет бесплатно
# 11 Высота Эйфелевой башни
Высота Эйфелевой башни в Париже менялась несколько раз из-за небольших конструктивных изменений:
• 1889 – 312,27 м (с флагом, прикрепленным сверху)
• 1991 – 317,96 м (с подключенной антенной)
• 1994 – 318,70 м (с подключенной антенной)
• 2000 – 324,00 м (с подключенной антенной) это около 81 этажа в типичном здании!
# 12 Немного статистики
• На вершину Эйфелевой башни ведёт 1665 ступенек.
• Конструкция башни состоит из 18 038 металлических частей и около 2,5 млн. заклепок.
• В 2000 году на вершине башни постоянно установлены два прожектора, которые каждую ночь вращаются как маяк и видны из расстояния 80 км.
• В 1980–1985 гг. были проведены ремонтные работы, в ходе которых здание потеряло вес в 34 тонны.
• Строительство такой же башни сегодня стоит 31 миллион долларов США.
• С 2003 года башня закрывается в 1 час ночи для экономии энергии.
# 13 Автор проекта Эйфелевой башни
Фактически, авторами проекта строительства башни были два сотрудника Эйфеля – Морис Кёхлин и Эмиль Нугье, которые закончили его 18 сентября 1884 года, а Густав Эйфель купил патент у них четыре месяца спустя.
Строительство Эйфелевой башни началось в 1887 году, которое заняло два года, два месяца и пять дней. и, что интересно, им руководил Кёхлин.
Густав Эйфель
Гюстав Эйфель (родился 15 декабря 1832 года в Дижоне, умер 27 декабря 1923 года в Париже) – французский инженер, строитель мостов, виадуков, замков и других стальных и железных конструкций. Одним из самых известных зданий, над которым он работал, является Статуя Свободы.
# 14 Более 7 миллионов туристов в год
Стоимость строительства Эйфелевой башни (8 миллионов франков в 1889 году – около 40 миллионов долларов в «сегодняшних» деньгах) окупилось менее чем через шесть месяцев после открытия. Сегодня это одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей в мире.
# 15 Монета в форме … башни
Британские Виргинские острова в честь 125-ой годовщины восстания выпустили монету в 1 доллар в форме Эйфелевой башни.
# 16 Свадьба с … Эйфелевой башней
Американка Эрика ЛаБри в 2007 году вышла замуж за Эйфелеву башню и, конечно, сменила имя на Эрика Ла Тур Эйфель. Впервые она познакомилась со строением в 2004 году и почувствовала необычную эмоциональную, духовную и физическую связь …
Стоит отметить, что Эйфелева башня – не первая её любовь – она любила уже свой лук со стрелами (она утверждала, что благодаря этой любви и страсти она стала лучником мирового класса), и у неё даже была связь с фрагментом Берлинской стены.
Американка является основателем “OS Internationale” – организации для людей, которые имеют значительные связи с неодушевленными предметами. В 2012 году финская журналистка Янне Флинккиля опубликовала книгу «Rautaiset rakastajat – mothers Erika Eiffelin maailmaan» («Железные любовники – мое путешествие в мир Эрики Эйфель») о предметных отношениях и повседневной жизни Эрики.
# 17 Эйфелева башня от LEGO
# 18 Эйфелеву башню хотели строить в Барселоне
Также дизайн проекта Эйфелевой башни не нравился и жителям Парижа – 14 февраля 1887 года газета Le Temps опубликовала открытое письмо, в котором 300 выдающихся художников и интеллектуалов из Парижа выступают против её строительства.
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и энтузиасты нетронутой красоты Парижа, от имени находящихся под угрозой французского искусства и истории сообщаем о ненужной и чудовищной Эйфелевой башне, воздвигнутой в самом сердце нашей столицы, которая поражает Нотр-Дам своей варварской огромностью, Сент-Шапель, Тур Сен-Жак … »
# 19 Ночные снимки Эйфелевой башни незаконны
# 20 Эйфелева башня была продана мошенником
Виктор Люстиг сфабриковал секретную «правительственную» встречу с шестью торговцами металлоломом. Он представился заместителем генерального директора Министерства почт и телеграфа и попросил, чтобы вся операция держалась в секрете от общественности, пока она не будет завершена. В то время башня находилась в очень плохом техническом состоянии, поэтому ее утилизация не казалась абсурдной. Мы описали всю историю здесь: Виктор Люстиг – мошенник, продавший Эйфелеву башню.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Эйфелева Башня — это самая известная архитектурная достопримечательность Парижа, известная как символ Франции, воздвигнутая на марсовом поле и названная в честь своего конструктора Гюстафа Эйфеля.
Она является самым узнаваемым и высоким зданием в Париже, её высота вместе с новой антенной составляет 324 метра, что примерно равняется с домом в 81 этаж!
Эйфелева Башня была построена в 1889 году и имеет удивительную историю происхождения. В 1889 году в Париже, в память столетнего юбилея Французской революции, была проведена Всемирная выставка, именно благодаря выставке городские власти поручили придумать и воздвигнуть временное сооружение служащее ей входной аркой.
Конец XIX века ознаменовался множеством изобретений, коренным образом изменивших человеческую жизнь: от телефона до гоночных автомобилей. «Грандиозная железная леди» Густава Эйфеля стала олицетворением творческого подъема того периода, иногда называемым «весной технологий», и символизировала начало крупномасштабных перемен в жизни человечества, продолжающихся и поныне.
В Великобритании конструкции из чугуна впервые начали применять в строительстве с 1779 года, во Франции с 1803 года. Примерно в 1845 году, прочный ковкий чугун ознаменовал собой будущие изменения в концепции строительства. Использование металла в архитектуре стало одним из самых оригинальных форм творческого выражения 19 века. Благодаря своей легкости и прочности, он позволял быстрое и экономичное строительство высоких сооружений.
Обще-французский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки, стартовал 1 мая 1886 года. В конкурсе приняли участие 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени уже повторяли проект башни, предложенный Эйфелем. Таким образом проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.
Проекты участников конкурса должны соответствовать двум главным требованиям:
• возможность демонтажа по окончании работы Всемирной выставки.
Как ни странно, подобный проект строительства башни составили два главных инженера компании Эйфеля (Морис Кёхлен и Эмиль Нугье) еще в июне 1884 года, задолго до объявления конкурса французским правительством. Она имела форму высокой пирамидальной колонны с четырьмя опорами в нижней части, по мере поднятия верх колонны соединялись вместе. Проект строительства башни стал смелым переносом основных принципов мостостроения на высоту 300 метров, эквивалентной символической цифре 1000 футов.
1 мая 1886 началось рассмотрение архитектурных и инженерных проектов, определяющих архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе принимают участие 107 претендентов. Предпочтение отдали проекту Густава Эйфеля.
Но для того, чтобы башня отмечалась большей изысканностью и отвечала вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над ее художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.
Исполнительный комитет по проведению Выставки предоставил лишь около четверти необходимых средств для сооружения. Густав заключил сделку, сделавшей его очень богатым человеком: он согласился финансировать строительства башни из собственных средства, но настоял на единоличном контроле и получении прибыли на протяжении двадцати лет. Согласие была достигнуто. Неожиданностью для всех стало то, что все расходы на ее строительство окупились в течение первого года эксплуатации.
В январе 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.
Все компоненты башни изготавливались на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре вблизи Парижа. Каждую из 18 000 деталей рассчитали и расчертили с точностью до десятой доли миллиметра.
300 рабочих в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней выполняли строительные работы. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров. И уже 31 марта 1889 года, меньше чем через26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель пригласил нескольких более-менее физически выносливых чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней!
Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 миллионов посетителей.
Но и противников у Эйфелевой Башни также хватало, начиная от самого начала её строительства. В таком лике выступила творческая интеллигенция Парижа и Франции, они опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков, в связи с чем посылали в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни, а после постройки требования демонтажа.
Протесты предшествовали строительству таких выдающихся сооружений как Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и Пирамида музея Лувр, но с течением времени парижане быстро привыкали и изменяли свое отношение.
Показательной стала опубликованная в газете Le Temps статья «Протест против строительства башни месье Эйфеля», адресованная назначенному директору по организации проведения Всемирной выставки месье Альфанду. Статью подписали ряд громких имен в мире литературы и искусства: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший. В письме, в частности, указывалось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».
Другие критики проекта пошли еще дальше, публикуя статьи с оскорбительными выражениями: «самый высокий фонарный столб в мире «, «железный монстр», «скелет колокольни», «металлическая опора гимнастического снаряда, незавершенная, путанная и деформированная», «высокая и худая пирамида железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа «,»недостроенная фабричная труба, гриль в виде колокольни, решето в виде свечи «.
Но от планировавшегося по договору сноса, через 20 лет после выставки, башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — это была эпоха внедрения радио!
На протяжении своей истории башня неоднократно меняла цвет своей покраски — от желтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» — официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы
Вес металлической конструкции башни — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн).
Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 метров арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни, представляющая собой квадрат.
На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится вторая платформа.
Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну, несущую на себе третью платформу, также квадратной формы; на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 метров находится площадка. На башню ведут лестницы из 1792 ступеней и лифты.
На первой платформе возведены залы ресторана; на второй платформе резервуары с машинным маслом для лифта и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 километров!
По некоторым подсчётам Эйфелеву Башню посетили уже более чем 200,000,000 человек начиная с ее строительства в 1889 году! Она является наиболее посещаемым туристическим памятником в мире!
Создатель башни нередко с юмором говорил о своем детище: «Мне следовало бы испытывать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня». Позолоченный бюст Гюстава Эйфеля установлен у северной «ноги» башни с простой надписью: «Эйфель: 1832 — 1923».
Карьера Эйфеля как предпринимателя завершилась с провалом проекта Панамского канала, где он работал инженером и поставлял машины, изготовленные на принадлежащем ему машиностроительном заводе Левалуа-Перре близ Парижа. Густава обвинили в махинациях, связанных со строительством Панамского канала, суд приговорил его к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа. Кассационный суд, правда, отменил приговор в связи с истечением срока давности.
С тех пор Эйфель посвятил все свое время работе башни и проведению различных научных экспериментов. После первых успешных передач радиосигналов в 1898 году, Эйфель сделал предложение военному руководству Франции использовать башню в качестве радиоантенны для передачи сигналов на большие расстояния. Действительно, именно благодаря этим экспериментам Эйфелева башня продолжила свое существование, поскольку рассчитана простоять всего 20 лет, до 1909 года, а затем ее собирались демонтировать! Еще до 1909 года ее пытались несколько раз демонтировать. Спас от демонтажа сам Эйфель, убедивший военное руководство в целесообразности использовать ее для передачи радиосигналов. Именно Эйфелю мир обязан сохранением одной из самых красивых башен и инженерных чудес в истории человечества. С признанием научной практичности, она завоевала право быть сохраненной в качестве памятника. Сегодня Эйфелева башня насчитывает несколько десятков антенн, в том числе телевизионную антенну высотой 324 метра.
Эйфель и представить не мог, что реализация его проекта станет всемирно известным символом Парижа, воспроизводимым в различных уголках планеты. Как одна из наиболее знаковых фигур в мире, Эйфелева башня стала источником вдохновения для создания многих подобных сооружений по всей планете. Копию башни построили в более 30 городах мира, в том числе Лас-Вегасе, Токио, Берлине. Она неразрывно связана с тем, что мы сегодня называем «Седьмым искусством»: кино. Эйфель желал использовать образ башни в своих коммерческих интересах, но, столкнувшись с общим протестом, отказался от своих прав и позволил символу стать общественным достоянием.
В 2003 году «Железную леди» посетил 200 млн посетитель за 114 лет своего существования. Члены королевских семей, кинозвезды, туристы, мировые знаменитости, путешественники — эти «граждане Эйфелевой башни» все вместе стали частью истории одной из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы. Наравне с египетскими пирамидами, Пизанской башней, Акрополем, Колизеем и Статуей Свободы, Эйфелева башня вызывает любопытство и восхищение миллионов. Начиная с 1998 года, более 6 млн человек посещают этот архитектурный памятник ежегодно! Это наиболее признанное архитектурное сооружение мира.
История башни неразрывно связанна с многим историческим событиям Франции. Так, в годы Второй мировой войны она была “союзником” французского сопротивления. После оккупации Парижа в 1940 году, французы вывели из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего “визита триумфатора” в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят “Башня победила Гитлера”. Кстати, немцы так и не смогли толком закрепить свой флаг на ее вершине. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет отремонтировать, странным образом заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.
Размеры и форму Эйфелевой башни использовали для создания сложных и оригинальных инноваций в освещении. Она выполняла функцию парижского маяка, на ней устанавливались рекламные знаки, осветительные приборы, ее превращали в новогоднюю елку и театр фейерверков. Ее искусственная иллюминация постоянно развивалась и улучшалась на протяжении многих лет, используя самые современные достижения в области освещения: с газа на электричество, из ламп накаливания до неоновых и натриевых ламп.
Впервые Эйфелеву башню осветили в день открытия в 1889 году. Тогда освещение состояло из 10 тысяч газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого символизировал цвет национального флага Франции: синий, белый и красный. В 1900 году на конструкциях “Железной леди” появились электрические лампы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им “Эйфелева башня в огне”. 125 тысяч электрических лампочек поочередно изображали силуэт башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилию Ситроен. Эта рекламная акция продолжалась до 1934 года, а башня стала самым высоким местом в мире для рекламы.
Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985. Создана Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 году и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Летом 2003 года башня “оделась” в новые осветительные одеяния. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тысяч лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая 4,6 млн. евро, напоминала освещение в Новогоднюю ночь 2000 года.
9 мая 2006 года, в честь 20-летия празднования Дня Европы, Эйфелеву башню впервые на короткий период подсветили синим цветом. А с 1 июля по 31 декабря 2008, во время председательства французского президента в Совете Европейского Союза, она на долгое время кардинально поменяла свою традиционную подсветку.
• Посетители могут пользоваться лестницей или лифтами для поднятия на Эйфелеву башню.
• Лестницы являются открытыми для всех желающих и ведут только на площадку второго этажа (115 м).
• На башне установлены три лифта, но все вместе они никогда не работают в связи с необходимостью ежедневного технического обслуживания и вопросами безопасности.
• Чтобы добраться до вершины (276 м), посетители должны воспользоваться еще одним лифтом со второго этажа. С высоты открывается чудесная панорама Парижа. Во время наибольшего наплыва туристов (май-сентябрь), приходится долго ждать в очереди для подъема наверх.
• Магазин “Эйфелевой башни” предлагает большой выбор сувениров, главной тематикой служит Париж, “Железная леди”, брелки, почтовые открытки, медали, канцелярские принадлежности, одежда, посуда. Большинство этих предметов можно приобрести только здесь.
• Эйфелева башня имеет два ресторана на втором этаже с панорамным видом на город, и бар на самом верху.
• Зимой, на втором этаже Эйфелевой башни открывают небольшой каток.
• Башня открыта ежедневно круглый год без выходных:
• С 9:30 до 23:00, с 1 января по 17 июня и с 29 августа по 31 декабря
• С 9:00 утра до 24:00, с 18 июня по 28 августа
• На Пасху и во время весенних каникул башня остается открытой до полуночи.
• Доступ к вершине башни может быть временно закрытым из-за неблагоприятных погодных условий или большого наплыва посетителей.