что значит факторинг простыми словами
Факторинг
Способ финансирования поставки товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа
Если компания или ИП продают товары и услуги с отсрочкой платежа, они могут столкнуться с ситуацией, когда деньги от покупателя еще не пришли на счет, а бизнесу нужно оплачивать аренду, платить налоги, закупать товар или перечислять зарплату сотрудникам. Бизнес может взять на это деньги в кредит. Но есть и другой способ — факторинг.
Мебельная фабрика продала диваны сети магазинов в сентябре, но по договору получит от нее деньги только в конце декабря. Фабрике нужно покупать ткань, фурнитуру и древесные плиты для следующей партии диванов. На это нужны деньги уже сейчас.
Требовать их с сети магазинов фабрика не может — ведь в договоре есть отсрочка платежа. Но фабрика может обратиться в компанию, которая заплатит за диваны вместо покупателя.
Получается, в сентябре фабрика продала диваны и сразу же получила деньги за товар, но уже не от сети, а от финансовой компании. В декабре, когда сеть переводит оплату по договору, деньги получает уже не фабрика, а та самая компания, которая оплатила поставку вместо покупателя. Такая услуга финансовой компании и есть факторинг.
Рассказываем, кому подходит факторинг и есть ли ограничения для бизнеса.
Как работает факторинг
В факторинге участвуют три стороны:
Финансовый агент — тот, кто оказывает услуги факторинга. Его еще называют фактором. Обычно это банк или факторинговая компания. Воспользоваться услугой может только бизнес, который ожидает оплату от других предпринимателей или компаний. Факторинг не работает, если бизнес продает товары физлицам без статуса ИП и ждет платеж от них.
Продавец заключает с финансовым агентом договор. По нему агент переводит деньги продавцу за проданный товар почти полностью — до 90% платежа. Когда позже покупатель рассчитывается за покупку, деньги получает финансовый агент. Он переводит продавцу остаток платежа и удерживает комиссию за свои услуги.
Таким образом продавец уступает фактору право требовать деньги с покупателя. Покупатель теперь должен не продавцу, а фактору. Если покупатель задерживает платеж, то разбираться с этим — забота фактора, а не продавца.
Факторинг подойдет, если бизнес продает товары, работы или услуги с отсрочкой платежа сроком до полугода. Если договора на отсрочку платежа нет и покупатель по причинам просрочил выплату, то воспользоваться факторингом продавец не сможет.
Чем факторинг отличается от кредита
Факторинг — не кредит, а отдельная финансовая услуга. У каждой из них есть свои особенности.
Факторинг | Кредит |
---|---|
Для факторинга не нужен залог и поручители |
Продавец обычно платит комиссию с суммы платежа. Привлекать деньги дополнительно не нужно
Деньги с факторинга можно использовать на любые цели
Факторинг можно заключить для сделок с отсрочкой платежа до полугода
Факторинг нельзя взять, если покупатель — физлицо без статуса ИП
Факторинг возможен, только если у продавца и покупателя заключен договор с условием об отсрочке платежа
Бизнес платит дополнительный процент сверх суммы кредита
Деньги часто выдаются на целевые нужды
Кредит можно взять на длительный срок: от нескольких месяцев до нескольких лет
Кредит можно взять вне зависимости от того, с кем работает бизнес
Для кредита неважно, есть ли договор с условием об отсрочке платежа или нет
Каким бывает факторинг
Чаще всего встречается факторинг, при котором финансовый агент получает долг сразу от покупателя и не требует его с продавца, если покупатель не может полностью рассчитаться. Это открытый факторинг без регресса. Но есть и другие виды факторинга:
Факторинг без регресса. Такой вид факторинга означает, что ответственность за возврат долга лежит только на финансовом агенте. Если покупатель не сможет погасить долг по договору, то требовать его с продавца фактор не может.
Сеть магазинов закупила диваны на 650 000 ₽. В течение следующих месяцев в сети упали продажи, некоторые магазины закрылись и начались проблемы с выплатами поставщикам. Сеть смогла вернуть агенту только 500 000 ₽. Оставшиеся 150 000 ₽ финансовый агент не может требовать с фабрики — продавца в этой сделке. То, как и когда агент будет возвращать оставшийся долг, — это забота агента.
Факторинг без регресса подходит, если продавец впервые работает с покупателем и не уверен, сможет ли тот внести платеж вовремя и в полном объеме.
Факторинг с регрессом. Это вид факторинга, когда финансовый агент требует долг с продавца, если покупатель его не погашает.
В примере с фабрикой и сетью магазинов если сеть не выплатила оставшийся долг в 150 000 ₽ в срок договора, то его обязана вернуть агенту фабрика. Финансовый агент не будет требовать его с покупателя, а пойдет именно к продавцу.
этой особенности комиссия факторинга с регрессом ниже, чем у факторинга без регресса. Выбирать его выгодно, если продавец давно сотрудничает с покупателем и уверен, что тот оплатит покупку в срок договора.
Открытый. В этом случае продавец заключает договор с фактором и сообщает об этом покупателю. Переводить платеж покупатель будет сразу факторинговой компании или банку.
Закрытый. Здесь покупатель не знает о сделке. В этом случае он будет возвращать долг продавцу, а продавец будет сам переводить эти деньги фактору. По закону продавец не обязан сообщать покупателю, что пользуется факторингом.
Что такое факторинг простыми словами
Перед большинством компаний зачастую встает вопрос: какой порядок оплаты выбрать при заключении договора с контрагентом? Это может быть авансовый платеж, рассрочка или отсрочка. Первый вариант может обернуться потерей части партнеров, а два других — потерей средств собственного оборотного капитала. Эффективным решением в этих случаях станет факторинг в банке. Он позволяет ликвидировать кассовый разрыв и обеспечивает стабильность финансового оборота. Факторинг: что это такое, какие он имеет разновидности, как работает и зачем нужен ― ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Понятие
Факторинг (от англ. factor, что значит ’агент, посредник, маклер’) в классическом понимании — финансирование под уступку права денежного требования. Этот продукт финансирования закупок и продаж товара подходит компаниям, работающим с отсрочкой платежа. Простыми словами, факторинг ― удобный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.
Это эффективный инструмент для компаний, работающих практически во всех отраслях, будь то производство мебели, оптовые продажи бытовой техники, продуктов питания или любых других товаров. Суть договора факторинга отражена в его функциях:
Схема и этапы факторинга
Использование данного финансового инструмента возможно только в рамках трехстороннего взаимодействия. Его участники:
Схема их взаимодействия выглядит следующим образом:
Заключение договора факторинга
Отгрузка товаров (предоставление услуг) и передача фактору информации, подтверждающей факт поставки
Финансирование поставщика через факторинговую компанию
Оплата покупателем поставок в адрес фактора
Условно в факторинговом обслуживании клиентов можно выделить следующие этапы:
Предварительная работа. Потенциальный клиент и его контрагент тщательно проверяются на предмет благонадежности. Для этого собирается информация об их деятельности, условиях поставок и выполнения платежей, фактах нарушения договорных обязательств, если они были. Сотрудники факторинговой компании проверяют достоверность предоставленных сведений, юридическую чистоту сделки, заключенной между покупателем и поставщиком, а также оценивают существующие риски.
Оформление пакета необходимых документов. Клиент и фактор (например, банк) заключают договор факторинга. Этот документ определяет условия взаимодействия между сторонами. В содержании договора следует предусмотреть различные сценарии развития событий, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества. Ключевыми частями договора являются его предмет, порядок предоставления средств, а также условия финансирования и уступки прав требования на дебиторскую задолженность. Первое определяет цель, второе — то, как она будет реализована.
Договор также должен содержать следующие пункты:
Финансирование компании-поставщика. Поставщик отгружает товары своему контрагенту и сообщает об этом фактору. Факт поставки необходимо подтвердить, предоставив накладные, счета-фактуры, УПД (универсальные передаточные документы) или иные документы (обычно в электронном виде). После этого фактор финансирует компанию-поставщика в установленном объеме.
Контроль сделки. Данный этап факторинга очень важен. Процедура включает в себя широкий спектр работ фактора по нескольким направлениям. Обычно специалист анализирует, исполняют ли стороны договора свои обязательства, а в случае их несоблюдения проводит претензионную работу.
Тщательным образом проверяются компании, которые относятся к тем экономическим отраслям, в которых существуют какие-либо сложности.
Виды факторинга
Существует несколько классификаций продукта. Основные из них:
1. По информированности участников операции:
В этом случае покупатель заранее уведомляется о том, что в сделке принимает участие третья сторона — фактор. Для того чтобы известить дебитора, на платежных документах указывается то, что права на возникшую задолженность передаются факторинговой компании, и осуществлять оплату следует на ее расчетный счет;
Поставщик заранее не информирует дебитора о предполагаемой переуступке права требования и смене кредитора. Он просто изменяет платежные реквизиты, указывая данные факторинговой компании. После того как дебитор переводит деньги на расчетный счет фактора, последний вычитает сумму ранее профинансированной поставки и переводит остаток поставщику.
2. По распределению рисков:
Фактор принимает на себя все риски неуплаты со стороны покупателей и покрывает все риски, связанные с неплатежами со стороны покупателя. В данном случае стоимость услуг факторинга оказывается на порядок выше;
Ответственность за невыполнение дебитором договорных обязательств полностью ложится на поставщика. Фактор возвращает клиенту документы, подтверждающие право требования, и требует возврата средств, если покупатель не внес оплату. Такой вид факторинга имеет более низкую комиссию за обслуживание, но поскольку риски довольно высоки, он менее популярен, чем безрегрессный вид.
3. По местонахождению участников:
Все компании, принимающие участие в сделке, зарегистрированы на территории одной страны;
Внешний (его также называют международным)
Поставщик, его клиент и факторинговая компания (банк) являются резидентами двух и более стран. Для данного вида факторинга характерны долгосрочные договоры.
Для чего нужен факторинг?
Потребность в данном финансовом продукте обусловлена, прежде всего, ростом мировой торговли. Участники рынка все чаще стали сталкиваться с продолжительными временными промежутками с момента поставки товара и до внесения оплаты. Факторинг позволяет моментально превратить отгрузочные документы в живые деньги, которые можно пустить в оборот.
Факторинг для бизнеса чаще всего применяется в следующих случаях:
1 Требуется срочное увеличение оборотного капитала и ликвидация кассового разрыва, а оформление займа в кредитно-финансовой организации стоит дорого. Наиболее часто в такой ситуации оказываются представители малого и среднего бизнеса, поскольку на рынке для них крайне мало выгодных программ кредитования.
2 Чтобы привлечь контрагента, нужно предоставить ему комфортную отсрочку платежа.
3 При расширении списка партнеров. Начиная сотрудничество с новыми контрагентами, поставщик может сомневаться в их платежеспособности. Факторинг позволит минимизировать риск неуплаты отгруженного товара.
4 Если участниками сделки с одной стороны выступает малое предприятие, а с другой ― крупный ритейлер или корпорация-гигант, которые, как правило, работают по четко регламентированным схемам с фиксированными условиями оплаты.
Услуги факторинга не предоставляются:
компаниям, которые выставляют счета не сразу, а после выполнения определенного спектра работ;
Что такое факторинг и зачем он нужен
Представьте: производство получило крупный контракт, отгрузило большую партию товара с отсрочкой платежа. Сразу пришел второй крупный клиент, которого нельзя упускать. А денег на закупку расходных материалов нет, потому что первый заплатит только через пару месяцев. Что делать в такой ситуации?
Можно попробовать взять целевой займ для бизнеса. А можно использовать факторинг и получить деньги быстрее, проще и без залога. Разбираемся, что это такое, какие плюсы и минусы у него есть, в чем разница с цессией.
Содержание статьи
Что такое факторинг
Официально, факторинг — финансирование под уступку денежного требования. Он регулируется на законодательном уровне, ему посвящена отдельная 43 Глава ГК РФ.
Факторинг — это когда вы уступаете дебиторскую задолженность фактору и получаете от него деньги сейчас, а не через 2-3 месяца. Например, у компании есть дебиторская задолженность на 1 млн рублей — эти деньги покупатели должны перечислить в течение 90 дней с даты поставки. А средства на зарплату, закупку новых партий материалов и обслуживание цехов нужны сейчас. Вы как бы «продаете» долг фактору, а он потом требует его с ваших покупателей.
Фактически при факторинге продавец получает деньги до того, как покупатель переводит их. При этом заключить договор факторинга можно еще до того, как совершена сама сделка.
Факторинг используют только в случае с дебиторскими задолженностями, когда компания отгружает партию товара или оказывает услуги с отсрочкой платежа. В том числе когда организация выполняет государственный контракт, оплата по которому проходит одним платежом после сдачи проекта. Выполнения госконтрактов легко добиться, если знать, как правильно участвовать в тендере — по ссылке в блоге «ПланФакта» вы узнаете, что надо сделать для выигрыша.
В факторинге участвуют три стороны:
1. Продавец
Он соглашается на сделку с отложенным платежом из-за выгоды или продолжительного сотрудничества. Потом обращается к фактору и переуступает ему долг, получает часть денег на счет и может продолжать развивать бизнес или выполнять другие контракты. За услуги факторинга продавец платит дважды:
То есть отдавая дебиторскую задолженность фактору, продавец получает не всю сумму по накладной, а меньше. Поэтому факторинг сравнивают с кредитом — по нему тоже отдают больше, чем получают.
2. Фактор
Это компания, оказывающая услуги факторинга, не обязательно банк. Фактор принимает заявки от продавцов, изучает их, и если одобряет, перечисляет деньги. Потом занимается обслуживанием дебиторской задолженности: напоминает покупателю о сроках оплаты, в случае их нарушения обращается в суд или использует другие законные способы получения денег. То есть фактор не просто дает деньги под дебиторскую задолженность, а полностью управляет ей и избавляет продавца от необходимости связываться с покупателем.
3. Покупатель
Это компания, предпочитающая использовать отсроченные платежи. Например, торговая сеть, которая рассчитывается с поставщиками после продажи их товара. Для покупателя ничего не меняется: он точно так же платит деньги по договору, просто не продавцу, а фактору. Он не переплачивает и не оформляет массы дополнительных документов: получает уведомление и реквизиты от фактора и платит по ним.
Отличие факторинга от цессии
Факторинг часто путают с цессией, но это разные процедуры.
Цессия — это продажа прав требования денег или чего-то другого. Вы продаете долг компании, а она платит вам чуть меньше, чем получит с должника. Кажется, в случае с факторингом происходит то же самое, но у процедур есть и другие отличия:
Цессия | Факторинг | |
Что можно переуступать? | Права требования денег, товара, активов и всего остального. | Только право требования денег по договору с отложенным платежом. |
Кто может использовать? | Все, в том числе физические лица. | Только юридические лица и индивидуальные предприниматели. |
Будут ли дополнительные услуги? | В стандартной цессии — нет. | Да, в договоре можно прописать ведение фактором бухгалтерского учета, обслуживания счета и другие услуги. |
Кто извещает должника? | Тот, кто продает долг. | Фактор или продавец долга. |
Когда можно переуступить долг? | В любой момент. | Если еще нет просрочки по платежу. |
По цессии переуступают не только права требования отложенного платежа, но и реальные долги с просрочкой. А факторинг используют, когда просроченных платежей еще нет — просто для того, чтобы быстрее получить деньги.
Факторинг или кредит: что лучше
Чтобы избежать кассовых разрывов или получить деньги на развитие бизнеса, предприниматели могут брать кредит. Это другой финансовый инструмент: сначала вы получаете деньги, потом отдаете их с процентами. В этом главное отличие кредита от факторинга: при оформлении займа придется постоянно недополучать часть чистой прибыли, потому что нужно вносить ежемесячные платежи. При обращении к фактору вы получаете меньше, чем прописано в договоре, но не ждете платежа нескольких месяцев.
Преимущества факторинга перед кредитом:
Недостаток факторинга в том, что обходится дороже на 5-10%. Сумма недополученной прибыли зависит от размера долга и политики компании, обслуживающей дебиторскую задолженность. Из-за этого некоторые компании отказываются от идеи использовать процедуру — так поступил Дмитрий Матвеев, президент ГК «Кабош»:
«Мы отказались от факторинга в 2019 году. Самый важный аргумент — стоимость привлеченных средств. Факторинговые компании за свои услуги требуют комиссии порядка 9-12% годовых от суммы финансирования.
Мы, как сельскохозяйственный производитель и переработчик с/х продукции, пользуемся льготным банковским кредитованием по программам Минсельхоза. По этим кредитам ставки для заемщиков законодательно закреплены в коридоре 1-5% годовых, по факту наши расходы на обслуживание таких кредитов не превышают 2% годовых.
Непосредственно администрирование факторинговых договоров требует дополнительных трудозатрат бухгалтерии (добавляется регулярный документооборот с факторинговой компанией).
В результате мы приняли решение полностью отказаться от услуг факторинга, до тех пор пока стоимость их услуг не сравняется со ставками, которые нам предлагают банки»
Виды факторинга
Факторинг без регресса
Самый распространенный тип факторинга. Продавец переуступает фактору право требования долга, получает деньги и может использовать средства как хочет. Даже если должник потом не вернет деньги, это никак не повлияет на продавца.
Фактор при невозврате средств сам будет обслуживать дебиторскую задолженность: давать отсрочки, напоминать должнику о необходимости оплаты, взыскивать деньги через суд. Он рискует, поэтому берет за услуги больше денег.
Факторинг с регрессом
Этот тип факторинга используют реже. Продавец так же переуступает право требования долга и пользуется деньгами фактора. Но если должник не перечисляет вовремя средства фактору, бремя оплаты ложится на продавца.
Это значит, что продавец должен будет:
Регресс менее рискован для фактора, поэтому такая услуга обходится дешевле. Компания, оказывающая услуги факторинга, в любом случае получит деньги — либо от того, кто должен был заплатить по договору, либо от клиента, которому должны были заплатить.
Реверсивный факторинг
Особый тип процедуры, при которой сам потенциальный должник обращается к фактору. Он просит выступить некой страховкой при закупке товара. Схема выглядит так:
Услуги фактора оплачивает тоже покупатель — компания, которая что-то заказывает.
Сам фактор выставляет лимит в зависимости от финансового положения компании. Например, при сумме лимита в 10 млн рублей он может оплатить все покупки компании до 10 млн, а если она купит что-то еще, будет оплачивать это сама.
Когда используют факторинг
Сам по себе факторинг можно применять только к безналичным расчетам. И только тогда, когда у контрагента есть документально закрепленное обязательство перечислить вам определенную сумму денег за поставку товаров или оказание услуг. В других случаях использовать процедуру нельзя.
Зачем используют факторинг
Причин, по которым компании оформляют факторинг вместо цессии или кредита, может быть несколько. Его используют, чтобы:
1. Не допустить кассового разрыва
Самая распространенная ситуация, когда используют факторинг — угроза кассового разрыва. Это когда у компании много дебиторской задолженности, но нет денег на текущие расходы: аренду помещений, зарплату сотрудникам, покупку партий расходных материалов. Подробнее об этом читайте в отдельном материале в блоге «ПланФакта».
Компания не ждет, пока покупатели продадут товар и перечислят деньги, а заключает договор с фактором. Получает средства от него и спокойно работает дальше без простоев, недовольства со стороны арендодателей и сотрудников.
Например, завод по производству сельскохозяйственного оборудования получил контракт на 25 млн рублей с отложенным платежом на 80 дней. Пока были деньги, закупил расходные материалы, выполнил и отгрузил заказ. Остались средства на зарплату людям, и руководство планировало выполнять мелкие заказы 80 дней.
Внезапно случилась поломка двух производственных станков — на их ремонт нужно 3 млн рублей. Если взять деньги из оборота, в следующем месяце нечем будет платить зарплату. Выручает факторинг: с ним компания сразу получает 20 млн, ремонтирует станки и может купить расходники на выполнение следующего крупного заказа, не говоря о текущих расходах. Именно текущие расходы чаще всего покрывают компании, использующие факторинг. Так поступает Евгений Остряков, владелец «Биржи грузоперевозок»:
«Факторинг на рынке FTL-перевозок — наше все.
Заказчики перевозки грузов хотят иметь отсрочку платежа не менее 30 банковских дней после предоставления, а платить водителям и заправлять топливо нужно здесь и сейчас. Поэтому наличие «денежной крови» порой является определяющим конкурентным преимуществом.
Однако немногие заказчики перевозки готовы подписывать факторинговое уведомление — документ, по которому требование по оплате переходит банку. Это связано с низкой платежной дисциплиной: нередки случаи нарушения сроков оплаты даже при подобной отсрочке платежа. В этом случае банк обязательно воспользуется своим правом выставить штрафные санкции.
Работа с факторингом предполагает качественное ведение документооборота и соблюдение всех требований бухгалтерского и финансового учета в срок. Не для всех транспортных компаний это выполнимая задача, часто бывают ошибки в бухгалтерских и товаросопроводительных документах. Работа через ЭДО (электронный документооборот) тоже не сильно спасает ситуацию, поскольку ЭДО пользуются не более 3% участников рынка.
В резюме хочу сказать, что для рынка FTL-перевозок развитие удобного и дешевого факторинга является одной из точек роста этого рынка»
2. Увеличить оборот в пик спроса
Факторингом часто пользуется бизнес с сезонным спросом: производители елочных игрушек, санок, купальников. В течение года число продаж низкое, но есть период повышенного спроса.
В этом случае работа с отложенным платежом снижает оборот. Компания ждет оплаты от крупных покупателей и не может позволить себе производство новой партии товара, поэтому упускает выгоду в период повышенного спроса. А по факторингу получает деньги и делает новые поставки, за счет чего растет оборот и чистая прибыль.
Например, швейная мастерская выпускает разные модели купальников. Работает с оптовыми покупателями и сама продает товары на маркетплейсах. Она отгрузила крупную партию в сетевые магазины одежды еще в апреле, но получит деньги за нее только в июле, когда спрос уже начнет падать после пика.
Чтобы не ждать, швейная мастерская оформляет факторинг и получает деньги сейчас. Не останавливает производство, а выпускает новые партии товаров: продает их сама на маркетплейсах и отгружает мелким оптом частным магазинам.
3. Заработать больше
Схема с факторингом помогает тем, чья чистая прибыль напрямую зависит от оборота. Например, компаниям, которые занимаются перепродажей — возят товары из Китая и отдают их местным оптовым покупателям.
Отложенная оплата в этом случае тормозит все бизнес-процессы, потому что компании нужны средства на покупку новых партий. Если их нет, она вынуждена ждать и не работать, пока должники не перечислят деньги. А по факторингу получает средства сразу и может сделать еще 2-3 рейса.
Например, компания возит разные мелочи для дома с китайских заводов. Руководители решили вложить все свободные средства в перспективное направление — товары для туристов. Компания потратила на закупку 2 млн рублей и заключила договор с оптовым покупателем, продав продукцию за 2,4 млн. Он попросил об отсроченном платеже, и руководитель пошел навстречу, чтобы не потерять крупного клиента.
В результате оборотных денег нет, и компания не может получать новые партии товаров из Китая. Чтобы не допустить простоя, руководство оформило факторинг, по которому получило 2 млн рублей, еще 200 тысяч придут вторым платежом, когда покупатель перечислит деньги. То есть компания уже окупила вложенное и может закупать товары снова, а потом получит чистую прибыль и от фактора, и от следующих покупателей, которые могут отдать деньги сразу.
4. Дисциплинировать контрагентов
Бывают контрагенты, которые отправляют деньги в последний день или всячески пытаются добиться еще большей отсрочки. Бывает, что компания-покупатель намеренно не оплачивает небольшой по ее меркам долг: ее руководство надеется, что поставщик не будет тратить время на обращение в суд.
С такими покупателями лучше не работать — заранее проверяйте надежность контрагента и отказывайте в сделке, если увидите что-то подозрительное. Если такое уже произошло, попробуйте факторинг. Сотрудники компании-фактора знают, как взаимодействовать с должниками, и в случае просрочки направят им уведомление и отправятся в суд.
Например, производитель одежды для животных постоянно отгружает партии товаров стоимостью в среднем 200 000 рублей розничным сетям. Когда появился новый покупатель, ему отгрузили партию стоимостью 100 000 рублей и дали возможность оплатить ее позже. А потом увидели, что контрагент не оплатил продукцию другим поставщикам.
Срок оплаты еще не подошел, поэтому производитель одежды для животных обратился к фактору и переуступил ему право требования долга. Получил деньги и спокойно работает с постоянными покупателями дальше. А фактор решил вопрос с должником в правовом поле, когда подошел срок оплаты. Покупатель понял, что проиграет суд, и ему придется отдать больше денег, поэтому перевел всю сумму без задержек.
5. Понравиться оптовым покупателям
Крупные компании и сетевые магазины часто работают с отложенными платежами, потому что это минимизирует риски. Отдают деньги, когда уже реализовали хотя бы часть товара, а не загрузили продукцию на склад и не тратят деньги на ее хранение.
Компания, которая привыкла работать с оплатой продукции сразу после ее получения покупателем, может быть сложно подождать 2-3 месяца: оборот значительно просядет, появится риск кассовых разрывов. Но сотрудничество с крупным сетевым магазином — хорошая возможность роста. Поэтому продавец может использовать факторинг и получить деньги как обычно, в течение пары дней после отгрузки товара.
Например, производитель детских игрушек раньше поставлял товары в небольшие интернет-магазины. Сейчас получил возможность заключить контракт с крупным сетевым ритейлером — тот готов купить продукции сразу на 3 млн рублей, но заплатить за нее позже.
Если продавец будет ждать оплаты 75 дней, как этого хочет ритейлер, ему придется приостановить производство на 1-2 недели. Поэтому он, чтобы не терять выгодный контракт, оформляет факторинг и получает деньги через пару недель после отгрузки. Их хватает, чтобы не останавливать производство и готовить новую партию товара этому же покупателю.
Стоимость факторинга
Цена на факторинг для продавцов складывается из двух составляющих:
Стоимость услуг в разных компаниях отличается. Обычно она составляет 4-30% от суммы задолженности. Чем больше сумма, тем меньше комиссия: например, за обслуживание долга в 10 млн рублей возьмут всего 5%, а за долг в 500 000 рублей — 15%.
Фактор считает стоимость услуг для каждого отдельно взятого клиента. Узнать заранее точную сумму нельзя — ее сообщают, когда изучают вашу заявку.
Плюсы и минусы факторинга
Кому недоступен факторинг
Фактор, принимая право требования долга, идет на риск — тот, кто должен денег, может не заплатить. Поэтому принимает далеко не все заявки, а проверяет их, почти как банк. Так, чтобы подать заявку на факторинг, нужно будет предоставить:
Некоторые компании, оказывающие услуги факторинга, могут требовать дополнительные документы. В любом случае они тщательно проверят и вас, и вашего контрагента, которому вы доверили отсрочку платежа.
Фактор может отказать в факторинге, если:
Продаете товары физическим лицам. Согласно законодательству, сторонами факторинга могут выступать только юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Компания может подать заявку, если продает товары и физическим лицам, и оптовым клиентам, но оформить сделку может только в отношении отложенного платежа от ИП или юрлица.
Продаете аффилированному лицу. ФНС может признать сделку незаконной, если она оформлена в отношении собственного филиала или в отношении компании, частью которой владеете вы. Поэтому факторы тоже не берутся за сделку.
Привлекаете субподрядчиков. Фактор откажет, потому что договор не допускает участия в сделке четвертой стороны. Взаимное соглашение может быть заключено только между продавцом и фактором, третья сторона — покупатель, которому предоставили отсрочку платежа.
Принимаете оплату наличными. Факторинг можно использовать только в случае безналичной оплаты товаров или услуг. Даже если планируете принять наличными только часть оплаты, заключить сделку уже не удастся.
Отложили платеж на более, чем полгода. Факторы не хотят долго ждать и финансируют сделки, оплата по которым должна поступить в течение 30-90 дней. Если вы отложили платеж для покупателя на полгода и более, скорее всего, в заявке откажут. Это обусловлено тем, что повышается риск форс-мажоров, из-за которых покупатель не сможет заплатить по сделке.
Сотрудничаете с ненадежным контрагентом. Ненадежный в понимании фактора — тот, кто часто допускает просрочки по платежам либо вообще не платит по договорам. Если на момент подачи заявки с вашим покупателем идут разбирательства в суде, финансирования не получите.
Ждете оплату по множеству контрактов. Компании, оказывающие услуги факторинга, предпочитают работать с крупными суммами, потому что они требуют меньше ресурсов. Фактору выгоднее обслужить одну сделку на 1 млн, чем 20 сделок на 50 000 рублей. Поэтому тем, кто хочет получить финансирование на несколько десятков тысяч рублей, отказывают.
Ведете бизнес по нестандартной модели. Факторинг используют в схемах с простой, четкой оплатой. Если применяете для расчетов ценные бумаги или проводите оплату через офшорные зоны, скорее всего, вам откажут.
Как заключить договор факторинга и что в нем должно быть
Формы договоров факторинга свои у каждой компании, которая оказывает подобные услуги. Вы можете попросить образец, чтобы изучить его и задать дополнительные вопросы, если они возникнут.
В целом в договоре факторинга обязательно указывают:
Также в договоре с регрессом обязательно прописывают право фактора требовать неуплаченные покупателем деньги с продавца. Если подобного пункта нет, договор считают заключенным без регресса, то есть в случае невозврата средств фактор будет сам урегулировать вопрос.
Как выбрать банк или другую компанию для факторинга
Чтобы быстро получить деньги по факторингу и не переплатить за услуги, важно правильно выбрать компанию, оказывающую их. Для этого оценивайте:
Сначала проверяйте наличие компании в реестре Росфинмониторинга, потом оценивайте, возьмется ли она за вашу дебиторскую задолженность. А потом узнавайте о возможности электронного взаимодействия и условиях заключения договора — так максимально обезопасите себя от возможных проблем.
Факторинг — относительно простая процедура, позволяющая «удержаться на плаву» в случае отсроченной оплаты по договорам. Ее используют, когда грозит кассовый разрыв или ожидаемая прибыль от сделки перевешивает возможные потери. Чтобы все прошло без проблем, рекомендуем тщательно выбирать фактора и внимательно читать условия договора.