что значит флагманский магазин санлайт

Что на самом деле продают в гипермаркетах SUNLIGHT: расследование тайного покупателя

Неожиданно субботним вечером мне позвонила моя Маруся – подружка детства. Мы давно с ней общаемся. По ее хрипловатому голосу я поняла, что она не на шутку разболелась. Громко трубя в динамик телефона носом, она попросила меня об одолжении поработать завтра за нее тайным покупателем. Дело займет всего пару часов, уверила она меня. Сделать это нужно было в салоне Sunlight – это всемирно известная выставка-продажа ювелирных украшений, часов, драгоценных камней и других любимых женских побрякушек. Я там бывала и не раз, прогуливаясь, как по музею, подолгу всматриваясь в блестящие витрины. Конечно, я согласилась, чтобы не упустить такую возможность и узнать из первых уст, почему в магазине Санлайт такие дешевые украшения с золотом и бриллиантами.

Но что означало понятие «тайный покупатель» я представляла смутно, поэтому не преминула спросить об этом Марусю, которая продолжала упорно чихать мне в трубку, периодически срываясь на хрипы.

Она провела нехитрую аналогию с известной передачей «Ревизорро», хихикая сказав, что я буду Леной Летучей, только без операторов, хамства и публичных драк. Хотя…, и это было возможно в нашей жизни. Я должна буду прийти в салон и оценить полностью всю работу, обстановку, как выполняют свои обязанности продавцы-консультанты. Подробная инструкция выдается заказчиком. К примеру, есть магазин элитного нижнего белья. А директор недоумевает, почему такие малые продажи, вот и нужно выяснить, в чем может быть причина: возможно, продавцы ведут себя неподобающе с клиентками, а может быть, они вообще «забивают» на работу и сидят где-нибудь неподалеку «чешут языками» с другими продавцами, а быть может, они делают наценки на товар, складывая некую сумму себе в карман?

– Правда. Проба на изделиях напрямую указывает на то, что это настоящее золото. Ее можно увидеть на внутренней стороне, например, кольца. Ставят ее в Пробирной палате РФ. Проводится экспертиза, где сразу становится понятно, что изделие, скажем, не из золота, а из меди. Конечно, на такое украшение проба не ставится. Это закон.

– А почему в Sunlight так дешево стоят золотые кольца?

– Все дело в крупных закупках. Наша сеть состоит из 250 филиалов по всей России. Мы покупаем большое количество изделий и вполне можем держать цену ниже, чем в других магазинах. Поэтому наши клиенты становятся постоянными чаще, чем в других сетях, и могут себе позволить регулярные покупки любимых ювелирных украшений. Многие спрашивают нас, почему в Санлайт так дешево стоят бриллианты – ответ такой же, как и с золотыми кольцами. Мы продаем только настоящие бриллианты и золото в Sunlight, никаких подделок вы здесь не найдете. Конечно, бриллианты бывают разные, соответственно и цены на них отличаются. Например, в этом украшении (она показала мне великолепное кольцо с огромным бриллиантом посередине), чистейший бриллиант весом 0,7 карат. И стоит оно соответствующе. А здесь (Юлия достала симпатичное колечко с мелкими камешками по краю) бриллианты весом менее 0,1 карат, поэтому и цена ниже. Но в любом случае эти камни остаются бриллиантами вне зависимости от размера.

Ответ был вполне исчерпывающим.

– А что означают эти цифры на бирке: 17 гр.? Это разве вес?

– Это количество граней. Все камни проходят разную обработку, чем больше граней, тем выше стоимость бриллианта. Но неспециалисту в этом деле практически невозможно определить количество граней, особенно в маленьких камешках, даже примерно. Семнадцать граней – это классика, бывает намного больше – 57 гр.

Из разговора с Юлией я поняла, что хорошее качество золота в Санлайт – это закон, который никто нарушать не собирается, потому что сеть уже много лет зарекомендовала себя, как ответственный и стабильный продавец на рынке ювелирных украшений.

К слову сказать, Юлия была со мной очень вежливой и общительной. Конечно, это было плюсом в анкете тайного покупателя.

– А бывают ли у вас скидки на день рождения покупателя в Санлайт?

– Да, это обязательно! Вот когда у вас день рождения? Приходите, мы обязательно вам что-нибудь подберем.

Заключение

В моей голове уже рождаются следующие вопросы: кто производитель украшений из серебра в Sunlight и почему в Санлайт такие низкие цены на золотые часы. Я упорно держу их в своей голове, чтобы не забыть, только открыла рот, чтобы задать первый, но тут я услышала крики и обрывки фраз, из которых становится понятно, что начинается скандал. Какая же это удача для тайного покупателя! Я начинаю слушать, незаметно включив диктофон. Шум производит разгневанная дама лет сорока пяти…

Источник

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

Дурят нашего брата по чем зря! Отзыв дополнен + фото

Чего греха таить в наше не легкое время девушки, да и женины не очень то избалованы хорошими бриллиантами. Многие не в состоянии отличить даже грубую подделку от драгоценного камня, что уж говорить о хороших подделках или как их называют искусственных камнях. А уж определять на глаз основные характеристики настоящего бриллианта задача настоящих профи. Этим и пользуются недобросовестные китайцы и дурят нашего брата по чем зря.

Я в силу особенности организма не могу носить бижутерию, и не только ее. У меня жуткая аллергия на золото. точнее не на само золото, а на примеси которые содержатся в сплавах желтого золота.

Ношу и очень люблю серебро, а также сплавы белого золота и платины.

Сама лично я в этом магазине не отоваривалась ни разу, но не раз видела его, ибо он расположен почти на самом входе нашего ЦУМа и пройти мимо его не заметив просто нельзя.

В общем ходила мимо, смотрела на блестяшечки, искренне думала, что просто дорогая симпатичная бижутерия, т.к. ни охраны, ни бронированных стендов, вздыхала.

А тут наступил мой день рождения, и по обыкновению среди других бархатных коробочек с ювелирными подарками я обнаружила ярко красную (картонную, не бархатную) коробочку SunLight. Я не из тех, кто не заглядывает дареным коням в зубы, поэтому сразу же спросила с дарителя, за бижутерию, которая мне противопоказана. На что даритель обижено рассказал о том что это вообще то белое золото, да еще и с «брюликами».

Итак колечко с тремя бабочками усыпанными мелкими. нет. микроскопическими камушками почти за 16 000 р., оказалось кольцом из белого золота, хотя пробу я так и не смогла рассмотреть, даже под лупой, но судя по бирке это устаревшее (дешевое и средненькое) 14 каратное золото (585), вместо нормального 18 каратного (750), и аж внимание 86 бриллиантов, правда общий вес их настолько смешон, что это тянет на какое-то издевательство, всего 0.19 карат. Т.е. методом нехитрых подсчетов мы получаем, что вес одного «брУльянта» в изделии составляет всего 0,0022 карата. LOL

О какой огранке в 17 граней идет речь я тоже не пойму, ни одну из них я не смогла рассмотреть даже в 10-ти кратном увеличении. Да и хотела бы я посмотреть как бравый китайский умелец гранит такой микроскопический «бриллиант». Вывод отсюда прост как белый день, в кольце не бриллианты, а алмазная крошка, которая вообще никакой ювелирной ценности не представляет.

Да и простейшее испытание для бриллианта кольцо с треском провалило только слегка оцарапав стекло, при этом из изделия тут же отвалился камушек, что не удивительно, ибо камни посажены грубо на клей, сам камень я так и не нашла, а ползать по полу с лупой не было никакого желания.

Ну да ладно, если на это я еще смогла закрыть глаза, но когда спустя трое суток постоянного ношения у меня началась аллергия, я задумалась уже о качестве золота.

Вариантов у меня два:

— либо золото все же желтое, замаскированное под белое напылением, а значит содержит медь, вместо палладия, серебра, цинка и/или платины (содержания последней в изделиях СанЛайт я конечно сильно сомневаюсь).

— либо количество золота там намного меньше чем заявлено пробой, опять же с добавление бОльшей части не благородных металлов в сплав.

Подводя итог всему сказанному, говорить о качестве ювелирных изделий не приходится. Тем более за такую цену, вполне можно прикупить более приемлемое изделие даже с полудрагоценными камнями, пусть даже не из белого золота.

А подарок пришлось передарить менее капризному в этом плане человеку, которой в прочем доволен и счастлив.

Рекомендовать не стану, потому как сама до конца не разобралась, к тому же присмотрела симпатичную подвеску из серебра с сапфиром и простыми камушками фианита всего за 1000 р. Может с серебром повезет больше, буду пробовать, так что фото потом.

В заключение хочу дать несколько советов, как выбирать ювелирные украшения:

Первое, если вы выбираете украшения с бриллиантом, не поленитесь взять с собой лупу с 10-ти кратным увеличением.

Второе, запомните раз и навсегда: «искусственных бриллиантов» не существует в природе априори. Либо бриллиант настоящий либо нет, третьего не дано.

Третье, помните, что бриллиант из-за своей твердости имеет четкие, ярко выраженные грани и острые ребра. Это то вам и поможет увидеть та самая лупа с 10-ти кратным увеличением.

Четвертое, обращайте внимание на оправу, чем более закрытая оправа, тем больше шанс получить не бриллиант.

Пятое, проведите самый простой тест для бриллианта. Поцарапайте им по стеклу. Камень должен оставить четкую глубокую линию на стекле, при этом сам абсолютно не пострадает. При чем не стесняйтесь попросить провести этот тест прямо в магазине, если продавец будет отказываться, значит скорее всего вам пытаются втюхать обычный фианит.

Шестое, помните бриллианты всегда холодные и не запотевают.

Седьмое, запомните вес самого мелкого бриллианта в мире равна 0,01 карата, все камни, чей вес меньше этого, относятся к бриллиантовой крошке, ценности у которой ноль. А так же не забывайте на бирке всегда указан общий вес всех камушков в изделии.

Кстати не забывайте о том, что проба на украшении должна хорошо и четко читаться на изделии. Хотя это и не гарантия подлинности изделия. Точно вам может сказать только эксперт-ювелир.

Желаю вам только удачных ювелирных покупок!

Итак обещанные фото и дополнение к отзыву.

Сегодня имела возможность посетить магазин самостоятельно, и даже кое-что прикупить. Поэтому дополнение будет касаться непосредственно общих впечатлений от покупки и обслуживания.

Честно нареканий нет, все понравилось. Девушки приветливые, улыбчивые. Перемерила там огромное количество украшений. Очень понравились украшения с сапфирами.

Кстати, кто интересуется, то в ассортименте есть копия обручального кольца Принцессы Дианы из серебра.

Дали дисконтную карту, хоть и не сделали сразу скидку по ней, это немного удивило. В остальном отлично провела время.

Источник

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

Почему не снижаю оценку даже после того, как не опубликовали мой отзыв «с претензией»? Поход в ломбард, сомнения, радости. Показываю свои покупки в Санлайте

Во-первых, хотела бы передать привет тем, кто безосновательно занижает звезды этому магазину: привет, врунишки) я тут почитала отзывы и обалдела, насколько женщины могут быть нелогичными и откровенно глупыми. А может, это конкуренты) потому что на комментарии с убедительными доводами под отзывом эти люди, как правило, не отвечают.

Во-вторых, такое вот несвоевременное резюме: я довольна своими взаимоотношениями с Санлайтом.

В-третьих, постараюсь все рассказать далее, но тезисно (мне так проще).

Я не ношу золото, только серебро (не идет желтый металл). А мама моя из тех времен, когда мещане изо всех сил пыжились и показывали свою состоятельность через бирюльки. Родных не перевоспитывают, а любят, поэтому я решила на День Рождения ей подарить чего-нибудь золотое.

Бюджет не так чтобы очень, а еще у нас однажды был период, когда пришлось заложить ее золотые украшения, поэтому у нее ничего не было золотого, кроме смешных детских пусетов из розового золота. Так что хотелось купить ей все и сразу: подвеску с первой буквой ее имени, браслетик-полновеску, пару колечек (желательно с бриллиантами, конечно), сережечки, цепочку, часики позолоченые, в общем, упаковать полностью. Пока полностью не получилось, но она у меня уже вся сверкает и я очень рада этому.

Конечно, стала смотреть в соотношении цена-бохатость. Нашла колечко с якутским бриллиантом, колечко с бриллиантовой крошкой (в народе, кажется, «дорога счастья»), скромненький браслетик от Красцветмета, о котором наслышана положительно. Все это пришло в указанную дату (кстати, наперед, по доставке никогда не подводили, но там работает DPD уже). Мама была на работе в этот день и я предвкушала, как она будет довольна, когда будет рассматривать украшения.

В общем, я была довольна, мама была довольна, все были довольны. Правда, меня раскололи на сумму всей покупки и мама была удивлена, что так недорого все стоит и озвучила страх, настоящий ли бриллиант. На что я предложила ей сходить в ломбард (я не оскорбилась, мне тоже интересно) и проверить золото и бриллиант специальной пикалкой. В итоге, после еще одной покупки, мама сходила в ломбард, и.

Вдохновившись реакцией мамы на подарки, я решительно заказала ей еще и серьги. И вот здесь случился какой-то сбой. Я рассматривала итальянскую серию, так внушительно выглядевшую на промо. А еще были низкие цены и интересный дизайн. После долгих ночей мучительного выбора, я взяла вот такую модель.

Когда они пришли, меня физически бросило в жар: они звякали как бижутерия. они выглядели как бижутерия. Клянусь, я сидела минут 10 и смотрела на них у себя в руке и считала себя набитой дурой, потому что думала, что меня обманули. Но по порядку.

Меня шокировал их вес. Я пошла гуглить и узнала, что сейчас в моде дутое золото и что такие изделия делаются очень сложно. Делается каркас из, грубо говоря, алюминия, на него надувается золотое покрытие и потом этот каркас каким-то образом выдувается из изделия. До чего дошел прогресс. Но, честно говоря, поначалу я чуть не расплакалась.

А дальше пришла мама и сказала, что это не желтое золото (а на сайте в характеристике указано желтое). И вот уже после этого случая мама пошла в ломбард, где ей сказали, что все изделия из желтого золота, кроме этих серег. Здесь, скорее всего, розовое. А камушки, к сожалению, не проверила, потому что в том ломбарде не было пикалки. Но, ребят, даже у меня, не понимающей в камнях, почему-то нет сомнений, что это бриллианты, потому что они так сверкают, что глаз слепит от такой красоты. Как в сказке. Такое деликатное волшебное свечение. Но я все же хочу, чтобы она нашла такой ломбард, где бриллианты пропикают.

А затем произошло следующее: я написала отзыв в приложении на сережки. И написала примерно это: «сережки красивые, но все же это не желтое золото». Я просто считаю, что у итальянцев, возможно, свои формулы лигатуры. И мой отзыв. не опубликовали! Зато прислали письмо на электронку.

Я серьги, между прочим, хотела вернуть. Написала в чат, но сказали, что вернуть можно было, пока не снята пломба. Тоже буду иметь в виду на будущее.

Потом я увидела акцию два по цене одного. Здесь вообще все было очень быстро: выбрала маме кольцо с топазом и себе бирюльку из серебра, которую не хочу показывать. Кольцо пришло хорошенькое, камень очень красивый. Оно выглядит интеллигентно, но при этом крупно. К сожалению, лучших фото сделать не смогла, потому что просить у мамы украшения на фотографирование я считаю неприличным. Эта фотка сразу после того, как кольцо пришло. А вот серьги она сегодня просто не надела, поэтому я втихушку их сфоткала. Моя бирюлька, кстати, меня тоже очень порадовала.

А потом я пошла во все тяжкие. Было кольцо Соколов с фианитом Сваровски,

Источник

Что на самом деле продают в гипермаркетах SUNLIGHT: расследование тайного покупателя (Часть II)

Все-таки любит наш народ скандалы! Вот когда Юля мне рассказывала про характеристики бриллиантов, слушала только я. А стоило запахнуть жареным, напряженно замолчал весь салон и два соседних магазина.

Как ни странно, продавец все время оставалась абсолютно спокойной.

– Почему это вы не можете забрать браслет? – возмущалась дама. – Вот у меня все чеки на руках, вот бирка, коробка, я его только вчера купила! Верните деньги!

– Скажите, этот браслет устраивает вас по качеству? – говорила девушка-консультант.

– Да при чем здесь качество?! Он на руке у сестры не сходится, понимаете? Вы мне весь подарок испортили! – закатила глаза покупательница.

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

– Скажите, пожалуйста, – терпеливо уточнила продавец, – вам разъяснили, что мы по закону не примем обратно браслет, если он надлежащего качества, но не устраивает вас по внешним характеристикам?

– Ну, говорили мне что-то такое, – поджала губы дама. – А я, может, не поняла!

– К сожалению, по закону мы не можем принять обратно ювелирное изделие надлежащего качества.

– Ой, да вы просто делать ничего не хотите! Вот в других магазинах… – взорвалась покупательница.

– Вам сказали бы то же самое, – вздохнула консультант и произнесла уже, видимо, знакомую фразу: – В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (номер я не запомнила, простите, читатели) ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней надлежащего качества возврату или обмену не подлежат.

Фыркнув, покупательница удалилась из магазина, бормоча что-то про «больше ни ногой», и салон снова наполнился приятными звуками.

– И часто у вас такое бывает?

Нечасто, но случается, конечно. К сожалению, мы и вправду ничего не можем сделать в таких ситуациях. Поэтому если вы выбираете в подарок, например, кольцо, то лучше заранее выяснить размер украшения.

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

– Кстати о кольцах: вот это очень красивое!

Да, это благородное серебро, фианиты… Сделано в России.

– Стоп-стоп-стоп, в России?! А я-то думала, что SUNLIGHT все делает в Китае!

– Посмотрите, сколько у нас витрин с самыми разнообразными украшениями, от классики золота до молодежного модного fashion-серебра и аксессуаров. Это потому, что у нас представлено более 40 производителей: 21 российский завод, 17 китайских, 2 итальянских.

– А что у вас из Италии?

– Вот эти цепи, и обратите внимание на их тонкую, искусную работу… Да, два итальянских завода, а еще тайские и гонконгские производители. По сути, мы работаем как международная галерея: мы и сами производим украшения под собственным брендом SUNLIGHT Brilliant, и предоставляем площадку для демонстрации и продажи изделий другим мировым производителям и дизайнерам. У нас демонстрируют свои коллекции Sergey Gribnyakov, I Love Tokyo, Okami…

– Да, вот, например, очень интересная коллекция. Как она называется, Okami? Ни разу не слышала.

– Это новый бренд, родом из Японии, купить эти украшения можно только у нас. У Okami есть и мужская, и женская коллекции, а в изделиях используются неклассические материалы: сталь, керамика, кожа…

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

– Ну что вы! Все камни закреплены в крапаны…

– Клапаны, вы хотели сказать?

– Нет, именно крапаны: так профессионалы называют «лапки», которыми удерживается камень. Продолжительность жизни украшений зависит исключительно от вашего ухода. Конечно, узор на кольце с художественной эмалью не «слезет» под воздействием воды, а серебро не расплавится не солнце. Но любые изделия необходимо чистить специальными составами, а не зубным порошком, как это делали наши мамы. Нужно снимать украшения, если вы собираетесь сажать цветы, выходить на боксерский ринг или готовить праздничный ужин.

– А, допустим, в ломбард я смогу сдать изделие, если разонравится?

– Можете, конечно, но учтите, что в ломбарде оценивают только металл по цене за грамм веса и действительно редкие крупные камни. Художественную ценность изделия, эксперты, увы, не оценивают. То есть вы можете купить украшение ручной работы за 10 000 рублей, но из стали, и его просто не примут в ломбард. А можете купить цепь из коллекции известного бренда за 3 000, например, и ее примут, потому что она изготовлена из золота.

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

…Не для записи, или Out of records

Напоследок я решила задать Юле пару вопросов «не для записи».

– Юля, а как вы вообще работаете с таким количеством покупателей?

Да я уже привыкла. Но первые дни действительно были очень тяжелыми: я раньше работала с люксовой одеждой, там если пять человек зайдет, побродит по бутику – уже давка. А в SUNLIGHT к одному продавцу может в день до 200 покупателей прийти. Но они же приходят за подарками, за хорошим настроением, так что работать в общем-то приятно.

– Что, прямо со всеми приятно работать?

– Честно сказать? Бывает всякое. Например, когда человек проходит за подарком по акции, и вот ты его поздравляешь, все рассказываешь, показываешь, а у него такой вид презрительный, как будто его сюда насильно привели. Но таких неприятных случаев мало, все-таки 99,9% женщин, ну и мужчин, конечно, выходят отсюда с улыбкой.

Ой, вы же никому про это не расскажете, правда? Мы ведь, продавцы, тоже люди…

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

Финальный аккорд

Юля, прости, я все разболтала (но имя твое изменила, а в анкету вообще одни плюсы тебе вписала).

По условиям анкеты я провожу проверку только для одного продавца, ко всем консультантам подходить не надо – «раскусят». Поэтому с покупкой я отправляюсь на кассу. Очередь двигается небыстро: кто-то выясняет свой счет бонусных баллов, кто-то спрашивает про подарки и акции, кто-то докупает шармы к браслету.

Непыльная работенка! Интересно, сколько за нее платят? Подруга в ответ на этот вопрос только махнула рукой: это просто подработка, с нее не разживешься. Скорее, дело для души: походишь так, походишь с такими проверками в магазинчик у дома, и, глядишь, продавцы в нем станут полюбезнее, товары посвежее и качество обслуживания получше.

Куда пойти в следующий раз, дорогие читатели?

что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть фото что значит флагманский магазин санлайт. Смотреть картинку что значит флагманский магазин санлайт. Картинка про что значит флагманский магазин санлайт. Фото что значит флагманский магазин санлайт

Специально для вас ходила, покупала, расспрашивала и записывала Катя Сторожева

Источник

Бесконечная ликвидация: как ювелирная сеть Sunlight заработала миллиарды на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом

«Салтыков-Щедрин: если через сто лет меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: закрываются магазины Санлайт», «Еще доподлинно неизвестно, остались ли на Земле динозавры, мегалодоны и люди, верящие в очередное закрытие Санлайта» — на эти и другие забавные твитты, заполнившие Рунет в последние месяцы, пользователей вдохновила реклама одной из самых скандальных в России ювелирных сетей Sunlight. В ней представители компании сообщают, что сеть закрывается и распродает товар «за бесценок».

Такой маркетинг дает неплохой результат — люди стремятся заполучить товар по якобы бросовой цене и готовы совершать спонтанные покупки. Оценить эффективность одного этого рекламного хода сложно, но общее число магазинов Sunlight за последние годы росло : если в 2014 году сеть насчитывала 258 точек, а компания была на шестом месте по количеству ювелирных магазинов под собственным брендом в России, то в 2018 году Sunlight переместилась на второе место после «585*Золотой» (830 точек), нарастив количество магазинов до 385 (данные отчетов «РБК.Исследований» «Розничные сети по продаже ювелирных изделий» за соответствующие периоды). В 2020 году, по словам сооснователя сети Сергея Грибнякова, сеть насчитывает 350 точек (на сайте Sunlight значится 380 точек). «Не факт, что именно это повлияло на рост сети, но могло стать одним из факторов, так как все остальные [ювелирные сети] в то время делали беззубую рекламу, — считает Александр Тарасов, экс-директор департамента продвижения группы «585*Золотой». — Этот ход можно назвать фишкой Sunlight. Конкуренты сначала не верили, что есть эффект, а потом начали подражать».

В 2020 году волна хайпа, поднятого вокруг «ликвидации» Sunlight, достигла своего пика, говорит основатель агентства «Сидорин Лаб» Дмитрий Сидорин: с начала августа по середину сентября 2020 года в Рунете появилось в 20 раз больше упоминаний сети, чем за предыдущие десять с лишним месяцев. Это говорит о том, что акции стала по-настоящему вирусной — в первую очередь благодаря «народному творчеству» в виде многочисленных юмористических мемов, считает Сидорин.

Forbes встретился с основателем сети Сергеем Грибняковым, обычно крайне закрытым для прессы, и рассказывает, как ему удалось совершить революцию на сложном ювелирном рынке и заработать миллиарды рублей на «доступных» бриллиантах, почему он не считает заявления о ежегодной «ликвидации» компании обманом и как относится к тому, что Sunlight стал интернет-мемом.

Путь «Оникса»

Первое и единственное развернутое интервью основатели Sunlight Сергей Грибняков и Алексей Коновалов дали журналу РБК в 2015 году. На запрос Forbes для этого материала они сначала тоже не ответили, но накануне публикации Грибняков все же согласился встретиться — правда, в процессе согласования удалил большую своих цитат.

Выпускник инженерного факультета Новочеркасской государственной мелиоративной академии Грибняков вместе с одноклассником по школе Михаилом Масловским и знакомым Алексеем Коноваловым занялся развитием собственной ювелирной розницы в 2009 году. До этого партнеры около десяти лет развивали оптовую ювелирную компанию «Оникс». Грибняков и Масловский были ее основателями, а Коновалов пришел в «Оникс» в 2000-х на позицию IT-директора, но со временем стал совладельцем.

Поначалу «Оникс» зарабатывал дистрибуцией и продажей товаров российских производителей — «Адамаса», «Бронницкого ювелира» и др. А в начале 2000-х занялся еще и импортом ювелирных изделий из Китая. «Китайцы тогда удачно стали копировать итальянцев — занимались по сути качественной штамповкой, плюс придумали, как удешевлять изделия, — вспоминает Александр Тарасов, экс-директор департамента продвижения группы «585*Золотой». — Начали вместо бриллиантов использовать бриллиантовую крошку — остатки от производства более дорогих изделий с крупными камнями. Выглядели украшения с ними не хуже, а стоили гораздо дешевле».

На рубеже 2000-х ювелирный рынок рос как на дрожжах, вспоминает Эдуард Уткин, директор «Гильдии ювелиров России»: «Продавалось всё, а цена входа была копеечной. Только ленивые не могли расти и зарабатывать».

Ошибка копирования

В середине 2000-х владельцы «Оникса» решили вместо импорта малоизвестных марок заняться развитием собственного бренда: нашли производства в Китае и придумали название Sunlight на манер зарубежных ювелирных брендов (позднее бренд «Оникс» перестал существовать, но юрлица с этим словом в названии действуют). Свои магазины поначалу не открывали: решили продавать товары Sunlight в мультибрендовых магазинах, с которыми раньше работали как оптовые поставщики. Так в партнерских ювелирных магазинах появились яркие уголки с красными витринами. В 2009-м компания открыла первый фирменный магазин Sunlight в подмосковном ТЦ «Крокус Сити Молл». К тому моменту товарами бренда торговали, по словам Грибнякова, уже больше ста точек по всей России.

Посчитать совокупные доходы сети в то время довольно сложно: Sunlight работал от имени целого ряда юрлиц, точное количество которых установить сложно (Грибняков на этот вопрос отвечать отказался). По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2006 году было зарегистрировано юрлицо «Оникс-Центр» (его гендиректор — Коновалов), которое в 2008 году показало выручку в 275,5 млн рублей и прибыль около 300 000 рублей. Еще несколько юрлиц с видом деятельности «оптовая или розничная торговля ювелирными изделиями» — «Оникс Мол», «Фэшн Голд» и «Санлайт Центр» — начали работать в 2008-2009 годах. Они принадлежали зарегистрированной на Кипре компании Red Matrix Trading, которая позднее стала владельцем 100% «Оникс-Холдинга», осуществляющего поставки товара всем франчайзи сети. Среди совладельцев ООО «Фэшн Голд» также значится сооснователь Sunlight Алексей Коновалов. Суммарная выручка «Оникс Мола», «Фэшн Голда» и «Санлайт Центра» в 2008-м, по данным СПАРК, составила 360 млн рублей, в 2009-м — уже 915 млн рублей, а в 2010-м — около 1,2 млрд рублей. Прибыль — порядка 700 000 рублей, 3,7 млн рублей и 5,7 млн рублей соответственно.

«Это было нонсенсом: люди с пакетами из «Ашана» толпятся в Sunlight и покупают украшения»

Столь быстрый рост выручки не удивителен, считает Тарасов. Во-первых, бренд Sunlight появился в посткризисное время с «правильным для своей целевой аудитории предложением: украшений в «свежих современных формах» с бриллиантовой россыпью вместо стоивших в 1,5 раза больше бриллиантов-солитеров (крупных камней) и из дутого (полого) золота вместо цельного, говорит бывший менеджер «585*Золотой». За счет этого средний чек сети был меньше 3000 рублей, приводила РБК слова одного из бывших топ-менеджеров компании. Для сравнения: у работающей в среднем и премиальном ценовых сегментах Pandora средний чек составлял 6000–7000 рублей. «Нам надо было чем-то отличаться от конкурентов, этим чем-то стало ценовое предложение», — признает Грибняков. Аудиторией Sunlight стали молодые люди, которые «хотели покупать украшения, но пока не могли себе позволить дорогие», считает основатель ювелирной студии Ring Studio Михаил Егоров.

Вторая причина успешного старта Sunlight — формат магазинов, считает Тарасов. «Магазины «Адамас», «Алтын» и другие в то время были похожи на турецкий развал: изобилие золотого товара на прилавках, интегрированные в магазины ломбарды. А Sunlight сделал кальку европейского формата: бутиковый интерьер, разряженная выкладка украшений на прилавках, красивая упаковка. Торгуя в масс-маркете, они завернули продукт в упаковку премиум-сегмента», — перечисляет эксперт.

Еще одной характерной чертой работы Sunlight на старте стало копирование успешных практик конкурентов, отмечает Тарасов. С 2009 года компания начала выпускать шармы — небольшие бусины-подвески, которые нанизываются на браслеты, которые тогда считались «фишкой» бренда Pandora. «В Sunlight выпустили эти шармы и захватили ими рынок масс-маркета. Это был просто потрясающий ход», — вспоминает экс-менеджер «585*Золотой». Представитель Pandora ответил Forbes, что компания комментировать маркетинговую политику Sunlight не может.

В 2018 году в копировании еще одного ювелирного украшения — подвесок в форме чупа-чупса — Sunlight обвинил уральский бренд Avgvst. По словам основательницы Avgvst Натальи Брянцевой, «чупсы» Sunlight полностью повторяют пропорции и способы крепежей изделий, которые еще в 2015 году разработала она. «Летом 2018 года мы получили шквал сообщений от наших клиентов, которые увидели в Sunlight подвески, аналогичные нашим», — рассказывает предпринимательница. Она также утверждает, что конкурент скопировал фото на их рекламной кампании. «Позже они извинились, что скопировали фото кампании, пообещали удалить его из соцсетей. Но на требования снять с продажи изделия не отреагировали, так как они копируют то, что не имеет патента», — говорит Брянцева. По причине отсутствия патента Avgvst не стал подавать никаких официальных жалоб. Подвески в виде чупа-чупсов Sunlight продает до сих пор.

Отвечать на вопросы о шармах и подвесках в форме чупа-чупсов Грибняков отказался.

Франчайзинговый всплеск

Еще более резкий рост выручки Sunlight начался после запуска франчайзинга летом 2011 года. Под него Грибняков и партнеры зарегистрировали два новых юрлица «Оникс-Холдинг» (принадлежит кипрскому офшору Red Matrix Trading) и «Оникс Трейдинг». Паушальный взнос и роялти с франчайзи решили не брать — вместо них партнеры должны были продавать только товары бренда Sunlight, зарабатывая, по словам Грибнякова, около 30-40% на наценке. Затраты на открытие франчайзинговой точки составляли около 350 000 рублей (без учета аренды) и «были минимум в 5 раз меньше», чем у других ювелирных франшиз, рассказывал РБК один из франчайзи сети в Калининграде Георгий Петров. «По сравнению с «Адамасом», «585» и другими крупными сетями, условия [у Sunlight] были лайтовые», — подтверждает основательница Franshiza.ru Нина Семина.

К апрелю 2012 года партнерская сеть, по данным самой компании, выросла до 130 объектов, работающих в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других городах. Франчайзи стали и многие владельцы магазинов, через которых прежде Sunlight продавал свои товары, уверяет Грибняков: «Для нас ничего не менялось — мы этим же людям поставляли тот же товар, только теперь во франчайзинговую точку».

В Москве и Московской области компания развивала только собственную розницу. В 2013 году вся сеть выросла до 272 магазинов, две трети из которых были франчайзинговыми. По данным отчета «Розничные ювелирные сети 2015», подготовленного исследовательским подразделением РБК, количество магазинов Sunlight с 2011 по 2013 год выросло со 125 до 277.

Но в 2015 году франчайзинговая программа Sunlight была полностью приостановлена. Причины этого решения Грибняков комментирует скупо. «Мы просто закрыли франчайзинг как направление, потому что он не конкурентоспособен, и все, — говорит он. — С кем-то мы договорились, с кем-то нет. Но большинство [бывших франчайзи] оставили себе эти магазины: переименовали и продолжили работать». По словам Грибнякова, сейчас 100% магазинов компании собственные.

Золотое время

В 2011 году, когда франчайзинг только стартовал, выручка основного юрлица, отвечающего за работу с партнерскими точками, «Оникс-Холдинга» составила 2,9 млрд рублей, прибыль — около 6 млн рублей, а в 2014-м — уже 6 млрд рублей и 89 млн рублей соответственно, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса». Грибняков комментировать финансовые показатели компании отказывается. В беседе с РБК совладелец Sunlight Алексей Коновалов, впрочем, говорил, что выручка компании в 2014 году была «немного больше»: группа «Оникс», по его словам, работала через несколько юрлиц. По оценке Эдуарда Уткина из «Гильдии ювелиров России», в 2014 году выручка Sunlight могла достигать 9-10 млрд рублей.

Однако из-за падения спроса на фоне резкого ослабления рубля в конце 2014 — начале 2015 года и снижения доходов россиян «дела пошли на убыль», считает Уткин. Число магазинов сети к концу 2014 года сократилось с 277 до 258, а в 2016-м — до 211, 40 франчайзинговых точек в кризисный год сеть перевела под собственное управление, говорится в отчете «РБК.Исследования рынков». Выручка «Оникс-Холдинга» (который после сворачивания франчайзинга, судя по всему, занялся поставками в собственные магазины сети), по данным СПАРК, упала сначала до 3,6 млрд рублей в 2015-м, а потом до 1,7 млрд рублей в 2016-м. Прибыль: 85 и 45 млн рублей соответственно. Сохранить прибыль при резком падении выручки удалось благодаря переносу производства из Китая и Гонконга в Кострому: из-за скачка курса доллара российское производство стало втрое дешевле, считает Уткин. Сегодня, по словам Грибнякова, изделия российского производства занимают 80% от всех реализуемых товаров компании Sunlight. В числе партнерских заводов он называет «Аквамарин», «Алькор», «Красцветмет», Efremov и «Адамант».

«Sunlight все равно будет использовать эту рекламу, для него 500 000 рублей штрафа — пшик»

В это же время к Sunlight появились претензии со стороны ФНС. В конце 2016 года служба доначислила «Оникс-Холдингу» около 730 млн рублей НДС и налога на прибыль с пени и штрафами. В 2017 году компания попыталась оспорить решение ФНС в Арбитражном суде города Москвы, но тот встал на сторону налоговой службы.

Сеть признали уклонявшейся от уплаты налогов: по данным Арбитражного суда города Москвы, компания приобретала ювелирную продукцию у подконтрольных ей же ООО «Брил» и ООО «Стик», которые в свою очередь заказывали украшения у контрактных производств в Китае и Гонконге. Мария Кукла, партнер юрфирмы FTL Advisers, поясняет, что схема работала следующим образом: компании-посредники «Брил» и «Стик» покупали украшения у производителей, затем делали наценку в размере более 50% и продавали товар по уже завышенной цене «Оникс-Холдингу», следует из решения арбитражного суда. Полученную от этой схемы прибыль «Брил» и «Стик» переводили в пользу фирм-однодневок по договорам на предпродажную подготовку изделий, которая реально не производилась. В «однодневках» и оседала основная прибыль от операций, что позволяло сети уходить от уплаты НДС и налога на прибыль в полном размере, поясняет Кукла решение столичного арбитража. «Налоги были доначислены ООО «Оникс-Холлинг», так как «Брил» и «Стик» не являлись самостоятельными экономическими субъектами, а являлись частью группы с ООО «Оникс-Холдинг». В данном случае налог был пересчитан методом «налоговой реконструкции» — доначислен на сумму сэкономленных налоговых платежей», добавляет юрист.

Юрист Sunlight Людмила Корнева ответила на запрос Forbes, что сотрудники, которые принимали участие в проверке, в компании уже не работают, поэтому комментировать вопрос сеть не может.

В 2017 году доходы «Оникс-Холдинга» сокращаются еще сильнее: выручка юрлица, по данным СПАРК, составила около 685 млн рублей, прибыль — 8,2 млн рублей. Еще 696,6 млн рублей выручки и 5,6 млн рублей прибыли принесло новое юрлицо ООО «Солнечный свет», на 100% принадлежащее Грибнякову с 2016 года (это юрлицо фигурирует в политике конфиденциальности на сайте компании, а также позднее будет фигурировать в документах ФАС, относящихся к бренду). Однако говорить о резком торможении бизнеса едва ли можно. В претензиях ФАС от июля 2020 года к Sunlight упоминается еще одна структура — ООО «УК Ритейл Парк», которое, согласно СПАРК, управляет 18 другими юрлицами, связанными с ювелирной деятельностью. Оно же фигурирует в отчете «Розничные сети по продаже ювелирных изделий 2018», подготовленном «РБК.Исследование рынков», как основная структура сети. В 2014 году оборот компаний, находящихся под управлением «УК Ритейл Парк», составил 2,5 млрд рублей, в 2015-м — 4,1 млрд рублей, в 2016-м — 5,9 млрд рублей, в 2017-м — 8,9 млрд рублей. Прибыль от продаж в 2014 году составила 123,2 млн рублей, в 2015-м — около 839 млн рублей, в 2016-м — 2,17 млрд рублей. В 2017-м, когда произошло доначисление налогов, прибыль структуры сократилась до 566 млн рублей. Грибняков отказался разговаривать об «УК Ритейл Парк».

Период после претензий ФНС он назвал «тяжелым временем», но падение оборотов комментировать не стал. «Есть руководители, которые занимаются финансовыми вопросами, и есть руководители, которые занимаются продуктом и его продвижением. Я отношусь ко вторым — в финансы я не вовлечен», — объяснил свою позицию Грибняков. Но добавил, что, чтобы рассчитаться с пени и штрафами, компании пришлось брать кредиты.

Уйти не по-английски

К 2018 году число точек Sunlight достигло 335, свидетельствуют данные отчета по ювелирному рынку за 2018 год, проведенного «РБК.Исследование рынков». Компания по этому показателю переместилась на второе место на российском рынке — после сети «585*Золотой» с 830 магазинами. Выручка «Оникс-Холдинга», по данным СПАРК, в 2018 году составила 1 млрд рублей, в 2019-м — 2 млрд рублей. «УК Ритейл Парк», которая могла быть основной структурой компании, в 2018 и 2019 годах показала 12,9 млрд и 9 млрд рублей выручки и 1,3 млрд и около 1 млрд рублей прибыли соответственно. Выручка ООО «Солнечный свет», на 100% принадлежащего Сергею Грибнякову, в 2018 и 2019 годах составила 2,4 и 4,1 млрд рублей соответственно.

За счет чего компания нарастила обороты? Сеть, например, ввела в ассортимент серебряные украшения и недорогие часы, которых прежде не было.

«Часто звезды заявляют об уходе со сцены, но снова и снова выходят на публику. Sunlight гиперболизировал этот прием»

Грибняков заявления о «ликвидации» сети обманом не считает: «Мы постоянно что-то закрываем, что-то открываем. Это непрерывный процесс. Например, в текущем году мы уже закрыли 62 магазина. В данный момент функционируют порядка 350 точек».

Ход с рекламой о «закрытии магазинов» — «один из самых успешных маркетинговых приемов испокон веков в масс-маркете», считает Тарасов. «Он работает на создание ажиотажа и подталкивает потребителя совершить спонтанную покупку. «Закрывается, надо брать», — объясняет Тарасов. Согласен с ним и основатель агентства «Сидорин Лаб» Дмитрий Сидорин: «Часто звезды заявляют об уходе со сцены или завершении спортивной карьеры, но снова и снова выходят на публику. Sunlight гиперболизировал этот прием, повторяя раз за разом, и явно неслучайно — уверен, такой маркетинг дает яркий всплеск [продаж], после которого наступает провал».

Под лупой ФАС

У используемого Sunlight агрессивного маркетинга есть по крайней мере один серьезный недостаток — он чреват штрафами со стороны регулятора. ФАС уже обращала внимание на рекламу сети: так, в 2018 году курганское УФАС заводило дело в связи с рассылкой смс следующего содержания: «Здравствуйте! Это Вера из Sunlight. К 8 Марта впервые у нас скидка 50% на все золото, поэтому я лично Вас приглашаю посетить магазины Sunlight и воспользоваться скидкой 50% на подарки себе и своим любимым. До встречи в магазинах Sunlight». Но позднее дело было прекращено, потому что Sunlight сумел доказать, что абонент дал согласие на получение рекламных сообщений. В 2019 году омский УФАС постановил оштрафовать компанию на 100 000 рублей за «направление абоненту без его предварительного согласия смс-сообщения рекламного характера». Постановление вступило в силу только в сентябре 2020 года, рассказали Forbes в пресс-службе ФАС России.

В июле 2020 года волгоградское отделение ФАС впервые признало рекламу Sunlight нарушающей п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе № 38-ФЗ (реклама, содержащая недостоверную информацию о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока). Тогда антимонопольное ведомство не оштрафовало ООО «Солнечный свет», но предписало прекратить распространять информацию об «уходе с рынка» и передало материалы дела «уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства» (в картотеке арбитражных дел разбирательство пока не появилось).

Но жалобы на сеть не прекратились и на основании новых обращений волгоградское УФАС начало еще одну проверку компании. Аналогичную проверку по жалобе местного жителя начали и в Челябинской области.

Если челябинское или волгоградское УФАС признают сеть виновной, ей грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей, говорит партнер юрфирмы РКТ Владимир Бубликов. Собеседник Forbes, знакомый с ювелирным рынком, считает, что даже после этих штрафов сеть продолжит использовать маркетинговый прием с закрытием магазинов, ведь «для нее эти 500 000 рублей — пшик». «Этот маркетинг работает не первый год, и все у сети нормально». К тому же у Sunlight есть шанс выкрутиться, считает Уткин: «Сейчас все сети закрывают некоторые магазины или переезжают от одного арендатора к другому, или даже просто в другую локацию в том же торговом центре. Формально это тоже можно назвать закрытием».

Спасительные мемы

Кроме проблем с регулятором, ход с закрытием магазинов принес бренду и желаемый хайп: с 1 августа по 15 сентября 2020 года в Рунете появилось 64 688 упоминаний о закрытии магазинов Sunlight против всего 3172 упоминаний о ликвидации сети марки за предыдущие 10 месяцев. Такому росту способствовало появление многочисленных юмористических мемов, которые создавали и репостили сами пользователи, считает Сидорин. Мемы также помогли снизить общий процент негатива (отношение числа негативных публикаций и комментариев в соцсетях к общему числу публикаций и комментариев о Sunlight) до 10-25%, что «немного», говорит эксперт. Да и в целом история с ФАС оказалась на руку сети, уверен он: «одно из самых главных правил маркетинга последнего времени — хайп важнее продукта, важнее сервиса, важнее маркетинга. Смог заставить о себе говорить — ты победил».

Маркетинговую политику бренда подхватили и конкуренты. Такой же ход с закрытием магазинов, например, еще в марте 2020 года использовал «585*Золотой». На запрос Forbes об этом в компании не ответили. Используют такой агрессивный маркетинг ювелирного сети потому, что отрасль давно находится в упадке, считает Уткин из «Гильдии ювелиров России». «Падение покупательской способности, перетекание потребительского спроса в онлайн, проверки ФНС затронули всех игроков. Рост мировых цен и девальвация национальной валюты с начала 2020 года и как следствие рост цен на золото на 60%, на серебро на 85% и на камни на 30% ввели рынок в еще большее пике, из которого мы до сих пор не можем выйти», — сетует эксперт.

В том, что Sunlight это пике переживет, Уткин, впрочем, уверен. Еще в прошлом году компания начала развивать на своем сайте маркетплейс с товарами других брендов. Сейчас на нем представлены бренды SOKOLOV, «Эстет», «Бронницкий ювелир» и другие. «Попытка консолидировать вокруг себя группы заводов-производителей и сделать единый маркетплейс, наверное, единственный правильной ход сейчас», — считает Тарасов.

Пока онлайн-продажи большинства игроков не превышают 5%, констатирует он. Но времена меняются. В период пандемии, когда все магазины были закрыты, Sunlight получила убыток в несколько десятков миллионов рублей, и именно онлайн помог исполнить обязательства перед поставщиками, выплатить заработную плату сотрудника и сохранить 90% штата, рассказывает Грибняков. Онлайн-продажи, по его словам, в пандемию приносили 20-40% розничной выручки. После открытия магазинов в июле доля онлайна, однако, откатилась до 10%. «Но мне все равно кажется, что будущее за онлайном, поэтому в ближайшие годы мы будем делать на него ставку», — говорит основатель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *