что значит фраза нести свой крест
Что означает выражение «нести свой крест»?
Каждый несёт свой крест
Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Еванглие от Иоанна гл. 19)
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его
Синонимы выражения «нести свой крест»
Употребление крылатого выражения в литературе
Что значит «Нести свой крест»?
Каждый человек, даже далекий от церкви слышал такое выражение «Нести свой крест». Обычно многие воспринимают его как бесполезность сопротивлению страданиям, однако священники дают более развернутый ответ на это понятие. О том, зачем христианину нужно нести свой крест и не проще ли его сбросить, рассмотрим подробно в статье.
Почему Христос выбрал страдания?
Самоистязание и искусственное притягивание к себе неприятностей, характерное для сект, не имеет ничего общего с православным крестоношением.
Что значит для христианина нести свой крест?
Каждый человек приходит в мир в своей семье, в мир своих страданий. Один рождается в благополучной и счастливой семье, беды могут некоторое время обходить его стороной, на другого постоянно сваливаются испытания, многие из которых преодолеть действительно непросто. Христианство призывает человека нести свой крест и не искать легких путей, если выход из страданий может обернуться нарушением заповедей любви к ближнему. Крестоношением могут считаться следующие ситуации:
Даже в Таинстве брака красной нитью проходит фраза «тяготы и беды друг друга носите», но на практике это осуществить довольно непросто. Тот, кто сталкивался с тяжелыми жизненными ситуациями знает, как непросто ухаживать за больным человеком, терпеть непростой характер супруга (супруги), родственников и детей, с которыми приходится жить вместе. Большинство людей приводит в храм именно страдание. В этом случае священники призывают к покаянию или к тому, что нужно нести свой крест, если ситуацию переменить нельзя, но между добровольными страданиями, которые можно и нужно преодолевать и крестоношением грань очень тонкая, ведь иногда безопаснее отступить от чувства христианского долга перед ближними, чем ему следовать до конца. Крестоношением не считаются следующие ситуации:
Решить, стоит ли нести крест или нет для себя может каждый, но в некоторых случаях стоит обратиться к священнику, особенно если нет сил нести крест дальше или его ношение угрожает безопасности других людей – например, в ситуации, когда христианский долг призывает досмотреть больного родственника не будет греха, если сдадут его в соответствующее заведение, когда его поведение угрожает безопасности других людей (может открыть газ в квартире, залить соседей и многое другое). Каждая ситуация в жизни христианина уникальна и может требовать индивидуального подхода и разговора с духовником.
Истинная цель крестоношения – смирение, ведь страдания могут озлобить человека, обострить такие пороки как зависть, осуждение и злость, поэтому, следуя Христу, важно остерегаться роптания или постараться не браться за то правило, которое может оказаться не по силам.
Значение и происхождение фразеологизма «Нести свой крест»
Среди множества выражений, восходящих к библейским текстам, идиома «нести свой крест» имеет, пожалуй, самое широкое распространение. Зримая картина крестной муки хотя бы раз в жизни становится утешением для каждого, кто испытывает трудности.
Мы часто употребляем этот фразеологизм по поводу и без повода, говоря о тяжёлой работе, сварливом супруге или вредной соседке. А что на самом деле можно назвать несением креста? Поищем ответы вместе!
Значение выражения
Фразеологизм «нести свой крест» означает «жить, стойко, со смирением перенося все посылаемые испытания». Так говорят о людях, которые не падают под бременем невзгод, идут вперёд, как бы тяжела ни была ноша.
В быту близкое по смыслу выражение «это мой крест» можно услышать из уст жены, не довольной мужем, или от начальника, обречённого выполнять большую часть работы без поддержки коллектива. Такие сетования выглядят нелепыми рядом с картинами реальных бедствий.
Призыв же нести свой крест, не падая духом, чаще исходит от людей верующих, либо от тех, кто вырос в русле негласно существовавшей в простом народе традиции смирения и благочестия. К этому часто прибавляют пословицу «Господь терпел – и нам велел».
Кругом немало людей, несущих свой крест с достоинством. Это тяжелобольные или те, кто ухаживает за ними, это переселенцы, жертвы войн, катастроф и социального неравенства – все, у кого отнято многое, без чего трудно представить свою жизнь обычному человеку.
Происхождение фразеологизма
В Священном Писании подробно описано, как Христос, подобно многим другим приговорённым к распятию, нёс на Голгофу собственный крест. В Евангелии от Марка слова Спасителя переданы так: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Крестная мука Христа стала очистительной жертвой, образом страдания, через которое можно приблизиться к Царствию Небесному. Если говорить совсем просто, только страдая, человек становится лучше.
Переходя от аллегорий к реалиям прошлого, остаётся вспомнить, что несение поперечной перекладины креста преступником считалось обязательной частью казни. Приговорённый тащил пятидесятикилограммовую ношу до самого места казни, где рею прибивали к заранее приготовленному столбу.
Пока он шёл, сгибаясь под тяжестью перекладины, толпа смотрела на него и насмехалась. Необходимо было претерпеть не только физическое, но и нравственное страдание — справедливое, по меркам древнего правосудия, наказание за совершённое преступление.
Казнимый переставал быть человеком в глазах окружающих, и делалось это для того, чтобы другим легче было принять факт его казни. Таким образом, несение креста изначально понималось как справедливая расплата за содеянное, а фраза «неси свой крест» прочитывалась как «плати за то, что сделал».
Распятие Христа полностью изменило смысл выражения. Казнь невинного показала, что каждый из нас, вроде бы «не сделавших ничего плохого», достоин наказания, потому как грех лежит в природе человека. Восхождение над внутренним Адамом, «ветхим человеком» — это путь Христа, путь принятия ноши и преодоления себя.
Спускаясь с небес на землю, можно подытожить рассказ так: «На испытания не следует роптать. Им нужно радоваться, потому что они дают нам шанс стать лучше».
Синонимы
Примерно в том же семантическом поле, что и фразеологизм «нести свой крест», находятся идиомы «Каждому свой крест», «Бог по силе крест налагает», «Кого Бог любит, того и наказует», «крестный путь», «крестная мука».
Носимый большинством из нас нательный крест –тоже напоминание о том, что жизнь полна испытаний. Так что у каждого из нас, действительно, свой крест. Или крестик.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Православная Жизнь
Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.
В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.
То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?
Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.
«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.
Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.
Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.
Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.
Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.
Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!
Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.
Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.
Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:
– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.
В этом грех сатанинской гордыни.
Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.
Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.
Нести свой крест значение
Моллер Федор Антонович. Несение креста. 1869 г.
Тогда мы со вздохом произносим: «Это мой крест». И попадаем в самую точку.
Образ креста пришел к нам из Нового Завета. Однажды Христос обратился к людям и сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною». Эти слова не слишком понятны нашим современникам. Но в Римской империи, частью которой была Иудея, каждый поданный знал о страшной казни через распятие на кресте. Осужденный сам нес орудие своей смерти – тяжелый деревянный крест на место казни. Этот, хорошо знакомый современникам образ, Иисус использовал, чтобы показать основной принцип Своего учения. Настоящим последователем Христа может называться только тот, кто готов отказаться от собственных целей, желаний и удовольствий. Тот, кто сможет покорно переносить все трудности и испытания, вплоть до самой смерти. Тот кто будет готов принять страдания во имя своей веры.
Христос не только проповедовал это. Он подтвердил Свои слова примером собственной жизни. После ареста смиренно переносил издевательства, плевки и удары римских солдат. А потом в буквальном смысле нес Свой крест, на Голгофу где был предан мучительной казни.
Все это Иисус перенес, не имея никакой вины. Более того, в Его власти было избежать этих страданий. Но Он не отказался от Своего Креста. Дав тем самым пример для всех нас.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.