что значит фраза пути господни неисповедимы
Что значит фраза пути господни неисповедимы
Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).
Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».
О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник).
В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).
В чем смысл выражения «пути Господни неисповедимы»?
«Пути Господни неисповедимы» — в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.
«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?
На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).
«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.
Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».
«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».
Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».
«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.
Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.
На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.
Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:
Спасение после крушения корабля
Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.
День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.
Мужчину охватили ярость и отчаяние.
— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.
В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.
Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.
О справедливости
Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.
В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.
На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.
Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».
Смысл и толкование фразы «Пути Господни неисповедимы» в православии
История возникновения фразы
Широко известное библейское изречение, как правило, имеет утешительный оттенок и употребляется, когда нужно поддержать страждущего. Его используют не только священники во время проповеди или личного разговора, но также обычные, иногда даже маловерующие люди. Последние наверняка не знают, откуда пришла к нам эта фраза, однако где-то на подсознательном уровне все равно улавливают ее смысл.
Святое Писание даровало нам множество мудрых мыслей и афоризмов
Люди еще с дохристианских времен жаждали понять, как устроен мир и почему происходит все так, как происходит. Так зарождалась наука философия, которая даровала человечеству известных мыслителей, пытавшихся найти ответы на важные экзистенциальные вопросы. Великие умы прошлого в своих размышлениях приходили к одинаковому выводу: осмыслить все происходящее под силу только Создателю. Лишь Всевышнему известны все причинно-следственные связи, лишь Он знает сценарий, по которому пишется наша история.
Об авторстве выражения
Наиболее лаконично размышления по поводу неизбежности происходящего выразил апостол Павел. Именно из-под его пера вышло выражение «Пути Господни неисповедимы», которое на латыни звучит как Viae Domini imperceptae sunt или Investigabiles viae Domini. Найти эту фразу можно в новозаветном послании к римлянам, где ученик Христа пишет о непостижимости Божьих замыслов. Он проповедует восхищаться намерениями Создателя, а не пытаться понять их первопричины.
Найти фразу можно в новозаветном послании римлянам
Толкование смысла
Павел учил, что только Всевышнему известен путь, предназначенный для каждого человека. Именно поэтому попытки заглянуть в Божьи планы, приоткрыть тайную завесу над будущим с точки зрения христианской веры является страшным грехом.
Понять, что означает фраза «Пути Господни неисповедимы», можно только на духовном, бессознательном уровне, ведь уму человеческому это не под силу. Толкование этого библейского выражения имеет несколько интерпретаций:
Значение фразы
Выражение «Пути Господни неисповедимы» можно трактовать с двух позиций: библейской и современной.
В Библии
Произнеся знаменитую фразу «Viae Domini imperceptae sunt», ученик Христа призывает принять на веру не только планы Всевышнего, но также их правильность и неизбежность. Иными словами, даже несчастье, произошедшее с человеком, является замыслом Создателя. Именно поэтому фраза «Пути Господни неисповедимы» обладает мощным утешительным действием для страждущих.
Верующий христианин полагается только на Творца, не сомневаясь при этом в Его могуществе и справедливости, и за все, что происходит с ним, обязан благодарить Господа Бога. Если так случилось, что наступила «черная полоса», не нужно роптать или обижаться на Всевышнего.
В современном мире
Рационалисты всегда хотят найти правду, стараясь отыскать ее разумом. Однако библейскую мысль, на которой основывается христианская вера, можно осознать только душой. Поскольку принять такое положение вещей они не в силах, фраза «Пути Господни неисповедимы» воспринимается ими, как невозможность понять глубинное значение вещей или понятий.
Современникам присуще забвение Бога
Современные люди уже не так близки к Богу, как было раньше, а потому далеко не все сегодня верят в могущество Творца. Человечество привыкло полагаться на себя, тогда как по Законам Божьим оно должно полагаться только на Всевышнего. Взращивая свое эго, человек больше не верит, что его судьба зависит от Создателя, и пытается строить планы самостоятельно. Однако, потерпев неудачу, он все равно возвращается к Священному Писанию, чтобы в итоге найти там утешение.
Видео «Притча о путях Господних: Три сосны»
В этом видеоролике рассказывается об интересной притче.
Притчи о путях Господних
Сегодня люди практически разучились быть смиренными и благодарными Господу, надеясь только на себя. Они забывают, что лишь Творцу ведом истинный путь, а также испытания, которые на нем ждут человека.
Трудности неизбежны, однако пройти их помогут притчи, где доступным языком рассказано, как обрести счастье.
Притча о справедливости
Когда-то давно на свете жил старик. Судьба его была нелегка, а радости – мимолетны. Каждый день он задавал Господу вопрос: «Почему жизнь так несправедлива ко мне?». Однако Всевышний молчал.
Пораженный такой жестокостью, старик разочаровался во Всевышнем. Однако ему снова явился ангел и растолковал произошедшее. Он объяснил, что всадник всю жизнь занимался только тем, что собирал несправедливые подати с бедного народа. Странствующий бедняк оказался бывшим разбойником, который молил Создателя простить его страшные прегрешения. А вот фермер смог, наконец, раздать всем долги благодаря найденным монетам.
Притча об отшельнике
Всю свою жизнь верующий отшельник провел за молитвами, пытаясь понять тайны всего сущего. Однажды к нему во сне пришел мужчина, приказавший следовать за собой.
Три дня длился необычный путь. В первый день странный проводник украл у фермера, привечавшего их, золотой потир, подаренный ему соседом. На следующий день мужчина сжег дотла дом бедного крестьянина, который пустил путников переночевать. А когда путешествие уже подходило к концу, путеводитель утопил в реке юношу, пытавшегося им помочь найти дорогу.
Притча об отшельнике иллюстрирует смысл фразы о путях Господних
О том, что значит фраза «Пути Господни неисповедимы», можно размышлять очень долго, однако одних слов недостаточно, чтобы выразить смысл этого библейского выражения. Создатель един и всемогущ, а потому только ему ведомы тайны бытия, хранящие в себе сакральные знания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Пути Господни неисповедимы — что это значит
Мудрость Библии не подвергается сомнению даже теми, кто не считает себя верующими. В тяжелой ситуации обычные люди, наслаждающиеся ранее мирской жизнью, обращаются к Священному Писанию, чтобы отыскать в нем утешение и надежду. Довольно часто страждущим попадается фраза «Пути Господни неисповедимы». Что это значит? Как понимать и трактовать это весьма распространенное выражение? В этой статье мы попробуем сделать так, чтобы вы никогда более не задавались вопросом о том, что такое «Неисповедимы пути Господни».
Библия — источник мудрости
Проповедники говорят о том, что Господь сам направляет человека в нужный момент к Библии и открывает перед ним ту самую страницу, строки с которой будут литься бальзамом на израненную душу. Поэтому не думайте, найдя в Священном Писании фразу «Пути Господни неисповедимы», что это значит. Будьте уверены — это напрямую связано с вашей жизнью и событиями, происходящими в ней. А иначе, зачем бы данное выражение попалось на глаза именно вам?
Не каждый обыватель правильно понимает, что значит фраза «Пути Господни неисповедимы». Еще меньше людей знают, откуда она появилась. Давайте проясним этот непростой вопрос.
Вопросы священнику
Как объяснить ребенку значение фразы «Пути Господни неисповедимы»?
Своими словами или, как и взрослым, с помощью христианских притч.
Когда уместно дополнять данным выражением молитву?
Когда христианин возносит прошение об укреплении веры.
Что значит «неисповедимы»?
Так в давние времена славяне говорили о том, что нельзя понять или выразить словесно.
Можно ли использовать фразу «Пути Господни неисповедимы» на латыни?
Можно. Причем уместно будет использовать любой из существующих двух вариантов выражения.
Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»?
Данная фраза употребляется и священнослужителями, и обычными мирянами. Чаще всего она применяется в качестве утешительного слова на проповедях и в личной беседе. Мало кто задумывается, в каком месте Нового Завета ее можно найти и в каком контексте она была использована впервые.
Если вы откроете Библию на послании апостола Павла к римлянам, то найдете там следующий текст: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Этот стих можно считать первым применением фразы «Пути Господни неисповедимы», значение которой не меняется от формулировки самого выражения.
Дело в том, что толкование многих слов из Библии не имеет аналогов в русском языке. Поэтому православным священнослужителям пришлось подбирать более понятные и близкие по звучанию слова-заменители. Неудивительно, что библейское выражение претерпело некоторые изменения и сейчас звучит иначе, чем в первоисточнике.
Пути Господни неисповедимы: что это значит
Апостол Павел является автором выражения «пути Господни неисповедимы». В послании к Римлянам он пишет:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).
Так, в первоисточнике звучит слово «неисследимы». Это значит, что исследовать замыслы Бога, то есть узнать и изучить их, невозможно. Человеческом разуму не под силу пройти «по следам» Божественного замысла и понять все его повороты. Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт так пишет об этом:
«О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».
Апостол Павел в своих словах выражает изумление Премудростью Божией. Он поражен величием Его Промысла о мироздании и каждом отдельно взятом человеке.
С течением времени слово «неисследимы» было заменено на привычное нам «неисповедимы». В переводе со славянского это значит то, что нельзя выразить словами. Нечто, что не поддаётся пониманию, непостижимо для ума.
Таким образом, общее значение рассматриваемого популярного выражения следующее: человек не в силах проникнуть в глубины Божественного Промысла и выявить причинно-следственные связи случившегося.
Смысл фразы «пути Господни неисповедимы» заключается в невозможности познать премудрость Божьего Замысла. Словосочетание используется для выражения мысли о том, что даже тяжелые и скорбные события жизни Господь управляет ко спасению бессмертной души человека.
«С Богом никто не поспорит, и Он никому не дает отчета, и одно несомненно, что все, что он творит, есть во благо, есть совершенное добро» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Что означает выражение «Неисповедимы пути Господни»?
Трудно толковать библейскую мудрость, ведь проповедники считают, что воспринимать ее необходимо душой и сердцем. Но мы все же попробуем разобраться в истинном значении выражения.
Если внимательно прочитать первоисточник, то есть Новый Завет, то будет понятно, что апостол Павел восхищается замыслами Господа. Он не предлагает следить за Его планами, а признает, что они трудно понимаемы для обычного человека. И не стоит даже пытаться разобраться в том, каким путем вас поведет Бог. К тому же многие христианские проповедники предостерегают людей от попыток заглянуть в Божьи замыслы. В противном случае гордыня человека может быть наказана, поэтому и поучают человека фразами о неисследимости Божьего промысла.
В современном русском языке слово «неисследимы» уже давно было заменено на «неисповедимы». Оно гораздо понятнее по звучанию, а смысл фразы остается прежним — человек должен доверять Богу и все, что происходит в его жизни, воспринимать с благодарностью и смирением. Именно смиренным Господь по Писанию открывает свои планы, но далеко не всегда.
Если вам до сих пор сложно понимать, что значит выражение «Пути Господни неисповедимы», то проведите параллель с не менее известной народной пословицей «Все, что ни делается — все к лучшему». Оба эти выражения свидетельствуют о том, что все в жизни человека идет по намеченному плану Божьему и его воле просто необходимо доверять.
Пути Господни неисповедимы
Аудио
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 марта 2014 г.
Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.
Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Исидор (Минаев).
Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.
— Добрый вечер. Господь всех вас благословит.
— Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема «Пути Господни неисповедимы».
Батюшка, у Вас очень разнообразный путь: Вы были и на Валааме, и на Коневце, и в Иерусалиме, теперь Вы стали настоятелем храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Расскажите, как у Вас все устраивалось?
— Господь так ведет. Были у меня различные мечтания, но воспитанный на Валааме, я старался ими не руководствоваться. Всегда было приглашение или благословение церковного начальства потрудиться в том или ином месте. И я нес это послушание.
— Вы родились в Орле, каким образом Господь привел Вас на Валаам?
— На Валаам шел долго. Орловская земля житница не только великих русских писателей и поэтов, но и духоносных отцов: здесь родились и оптинские старцы, и архимандрит Иоанн Крестьянкин, и протоиерей Василий Ермаков, и схиархимандрит Илий, духовник Патриарха. В детстве помню старенького митрополита, который, как я узнал, когда подрос, был одним из трех дореволюционных иерархов – митрополит Палладий Орловский. Помню его замечательные проповеди и богослужения.
В 15 лет я не мог усидеть в Орле, меня давно манил театр, и с благословения родителей я уехал в Москву, поступив сначала в Театральный техникум, затем Театральное училище имени Щукиной, потом играл в спектаклях, преподавал в Театральном институте, пошел служить в армию.
Желание зайти в Церковь было с детства, я не был постоянным прихожанином, но причащался и в студенческие годы. В послеперестрочное время появились духовные книги: и Священное Писание, и святоотеческие труды. Стало развиваться паломничество, и я съездил и в Оптину Пустынь, в Шамордино, другие обители. Увидел, что монастырская жизнь иная, чем приходская, и появилось желание пожить в монастыре. В отпуск я поехал на Валаам, провел там лето, и оказалось, что там есть послушания и для меня. Так и остался там, принял постриг, хиротонию, сначала иеродиаконскую, через год иеромонашескую, исполнял различные послушания на Валааме в течение десяти лет, был и на подворьях в Приозерске, Сортавале, Санкт-Петербурге, которое я возглавлял.
На Валааме пришлось нести послушание своеобразного приходского пастыря, поскольку там есть местное население, приходилось их крестить, венчать, открывать Воскресную школу, общаться со стариками, больными, военными, поскольку там была воинская часть, все эти послушания я исполнял с радостью.
Потом Владыка Владимир пригласил меня настоятелем Коневского монастыря, поскольку у меня был опыт жизни в островном монастыре, поскольку это специфика. Например, надо заботиться о прибывающих паломниках, где они будут жить, что будут есть, как уедут обратно, исправлен ли корабль, как отапливать. Валаам более десяти лет был без электричества, а на Коневце до сих пор это не решено. Надо было также решать вопросы реставрации. Настоятелем Коневского монастыря я был шесть лет.
Потом меня пригласили в Ведомство внешнецерковных связей, год я провел в Болгарии представителем Патриарха Московского при Патриархе Болгарском, настоятелем русского подворья в Софии. После интронизации Патриарх благословил меня возглавить Русскую духовную миссию в Иерусалиме, и я четыре с половиной года нес это послушание. Как правило, заграничные командировки не бывают бесконечными, поскольку отрываешься от родины, деформируется сознание. Окончание командировки я воспринял с радостью, поскольку чувствую своей родиной Россию, вернулся в ту епархию, из которой был призван, то есть Санкт-Петербургскую. Полгода служил простым священником в Никольском соборе, где получил хорошую школу приходского священника, поскольку до этого знал скит, монастырь, подворье, духовную миссию, но не жизнь городского прихода.
Поскольку бывший настоятель храма Воскресения Христова по своей воле переехал в другую епархию, мне предложили эту вакансию, и я с радостью принял ее за послушание.
— В каждый момент времени своей жизни Вы представляли, что с Вами будет в будущем?
— Может быть, и были некие фантазии по немощи естества: стать старцем или архиереем, но это были ненавязчивые фантазии. Изначально у меня была легкость, мог как-то и пошутить, говоря, что дальше Валаама не сошлют. Никакой издевки не было. Секретарю епархии я говорил, что если места нет, то я готов вернуться на Валаам.
Я понимаю, что живя в миру, да и в монастыре, мы принимаем мысленные прилоги, которые ведут нас в неправильном направлении. Благодарю Бога, что все радости и горести, которые происходили со мной, в результате привели к радости духа. Если я жалею, то только о своих негативных поступках и грехах. Но никогда не жалел о том, что происходило со мной в моей жизни.
— Как бы Вы посоветовали нам, мирянам, воспринимать те перемены, которые постоянно происходят с нами в жизни?
— Господь в Евангелии говорит: «Не бойтесь». Христианам бояться нечего, только греха, который может ввести нас в такое пике, что черное будет казаться белым. Даже гонения любого человека старцы называли щетками. Есть такие щетки, которыми чистят старое, ржавое железо от ржавчины. Любой знает о себе, что внутри нас целая помойка нечистот, внешне это не видно, но ведь есть. Если в результате твоей деятельности, на тебя возникли гонения, неважно от кого, то надо принять со смирением, что я несу искупления за те тайные грехи, о которых никому не могу сказать. Каждому есть за что, начиная от святителя и кончая прихожанином или последним послушником. Надо спокойно все воспринимать, поскольку, отнимая власть, положения, деньги, близких людей, Господь все делает лишь с одной целью – спасти нас. Даже, когда под старость человек, что называется, впадает в детство, это ради его блага. Он как бы отстраняется от реальности, смотрит на нее сквозь мутное стекло, тем самым подготовка к переходу в вечность облегчается для него. Ведь как бы мы не представляли себе жизнь за гробом, это жесткий и страшный для многих момент. Немощи и болезни в старости – тоже благословение Божие. Не надо вульгарно смотреть на жизнь, что только здоровье, радость и счастье.
В любых переменах, даже когда кажется, что теряешь какие-то преимущества, мирянам надо увидеть то, что приобретаешь взамен. Например, уход с более высокой должности, уменьшение нагрузки на работе может принести больше времени для общения с родными, близкими и друзьями, дать новые возможности для радости.
— Когда в Вашей жизни приближался крутой поворот, от Вас тоже требовалась решимость принять его. И как понять, что это: воля Божия или соблазн?
— Это очень просто. Волю Божию я воспринимаю через указ архиерея или Патриарха, а не через сон или облако. Воля Божия в чистом виде. Да-да, нет-нет, все остальное от лукавого, все «а вот хотелось бы», «достоин», все это слова. Это я советую и всем другим людям, иначе мы запутаемся окончательно.
— Не было ли у Вас моментов уныния?
— Вообще-то, я человек жизнерадостный, если бывало, то не более двух дней. Всегда есть послушания, есть чем заняться.
— Вопрос телезрителя из группы ВКонтакте: «Как Вам служилось на Святой земле? Как греки, православные евреи, и есть ли разница между ними и русскими людьми?»
— Разницы нет никакой, все люди грешники, только у каждого своя палитра. Служилось на Святой земле тяжело, поскольку это тяжелое служение, тяжелый регион. В миссии круглосуточно надо решать вопросы, и каждый животрепещущий. Много приходилось заниматься отношениями с Греческой и Зарубежной Церквями, с арабами, решать вопросы с паломниками, стройками, имуществами, судами. Это было непросто, за благодать надо платить. Множество дипломатических, хозяйственных, административных, юридических, политических, церковно-политических вопросов, и это не кончается.
— Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: Как Ваши родители отнеслись к решению стать монахом?
— Родители были люди советские и сначала трепетали, но потом привыкли. Мама даже воцерковилась. Родители воспитывали меня правильно, в строгости и доверии, поэтому, когда в 15 лет я попросил отпустить меня учиться в Москву, они мне поверили и спокойно отпустили. Они понимали, что если я иду в обитель, то это серьезный выбор. Я старался их не травмировать, будучи в монастыре, посещал и общался чаще. Родители должны быть готовы посвятить ребенка Богу, разговоры о продолжении рода – это на уровне инстинктов.
— Вопрос телезрительницы: Я крестила ребенка в 1988 году в г. Серпухове, крещение было без окунания в купель, не было крестных, но выдали документ. Признается ли такое крещение?
— Хотя обряд был проведен не на высоком уровне, скажем так, но Таинство крещения все равно совершилось. Во-первых, допускается обливание человека. Есть крещение страха ради смертного, которое может совершить любой православный христианин. Традиция крещения неполным погружением осталась с советских времен. Крестных иметь положено, но Вы, наверное, и стали тем человеком, который направлял дочь по христианскому пути. Крещение состоялось, не сомневайтесь, теперь надо жить по-христиански.
Вопрос юной телезрительницы из Санкт-Петербурга: У каждого человека есть судьба или он делает ее своими руками?
— Про судьбу я не знаю, но знаю, что у каждого человека есть свободная воля, которую нам дал Господь. Этой свободной волей мы и похожи на Бога, являемся Его образом. Моя свободная воля – уступить место бабушке в транспорте или делать вид, что я ее не вижу. Господь дал нам свободную волю, и от этого зависит наш путь.
Существует такая еретическая мысль, целые секты, созданные некогда французским богословом Кальвином, и где развито учение, что якобы Господь заранее предопределил одним людям спастись, а другим погибнуть. И как ты не живи праведно, но незадолго до смерти что-то произойдет, что ты попадешь в ад. И это неправильное учение, потому что есть свободная воля человека и Бог есть любовь. Не может Бог нас, своих любимых детей, предопределить одних к спасению, а других к вечной погибели, помимо их воли. Однако существуют целые секты, которые так считают.
У нас есть дар свободной воли, а Бог лишь корректирует нас через людей, болезни, различные ситуации на этом пути, чтобы мы шли в правильном направлении – духовного возрастания, а не земного счастья, как мы того хотим.
— Вопрос телезрительницы из Ростова: Как отличить дар Божий от помысла лукавого? Если тебе сначала кажется, что это благодать, а через какое-то время понимаешь, что тебе очень больно от всего, что произошло?
— Прежде всего, нужен художественный руководитель или лечащий врач, по-нашему, по- церковному, это духовник. Взгляд со стороны всегда очень важен. Как при обучении музыке нужен учитель, который поставит руку, как в спорте тренер скажет, почему ты не взял планку, как при изучении иностранного языка, нужен носитель этого языка, так необходим руководитель в нашей духовной жизни. Отличить очень трудно, этому можно посвятить несколько передач. Духовник знает человека, каков он, и может ему дать совет, как надо поступать. Поэтому надо слушать родителей, потому что они нас знают очень хорошо, видят со стороны и желают добра. Но мы не хотим их слушать.
Как врачу запрещено ставить диагноз самому себе, он должен обратиться к другому врачу, так и нам потребен лечащий врач, духовник, для того чтобы поставить диагноз и прописать лечение. Причем, это не должен быть какой-то выдающийся духовник с Афона, им может стать приходской священник, который желает помогать людям. Не надо прельщаться и искать духовного старца. Старец – понятие монастырское, по-армейски это будет сержант, который дается молодому монаху, чтобы он прошел курс «молодого бойца». Поиск особых старцев это проявление гордости, когда свои грехи кажутся чем-то невероятным в сравнении с обычной греховной палитрой.
— Приходилось ли Вам просить у Господа о чем-либо, и есть ли смысл просить Господа о чем-то, кроме воли Божией?
— Может быть, потому, что у меня нет семьи, и я не обременен многим, что необходимо семейным людям, у меня нет причин просить Господа о решении земных вопросов. Думаю, что нормально, что люди обращаются с такими просьбами, только не надо забывать просить главного: терпении, любви, духовных качеств. Когда же мы не получаем просимое, то стоит вспомнить слова молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя». Кому-то неполезны власть, кому-то деньги. В свое время Господь посетил меня тяжелой болезнью, благодаря чему произошла переоценка ценностей, и я обратился на правильную дорогу, поэтому могу лишь благодарить Бога за ту болезнь. Просить можно, но думать, что просить, как и что потом с этим делать.
— Телезритель спрашивает о представителях неправославных Церквей и людях других вер, которые показывают образцы нравственного поведения и воспитания в отличие от некоторых православных. Как быть и где искать правду?
— Первый человек, вошедший в рай, был разбойник, распятый рядом со Христом. Назвать его православным и христианином трудно. Его никто не крестил, не миропомазывал, он ни разу не причащался, но ему первому открылись врата рая. Рассуждать об этом трудно, мы можем рассуждать только о тех или иных кредо, которые нам предлагают разные религии, но говорить про людей, кто спасется, а кто нет невозможно. Действительно, было бы трудно представить, что Господь, любящий весь мир, печется только об одной конфессии.
Когда я нес послушание в Русской Миссии на Святой Земле, в православные храмы приходило очень много наших недавних соотечественников, переехавших в Израиль. Причем, для того, чтобы переехать, они должны были сначала доказать, что являются иудеями. И вот, пожив на Святой Земле, они приходили или вспоминали о Православии. Очень часто они объясняли свою невозможность принять иудаизм тем, что никак не могли согласиться, что Бог печется единственно об одной нации на всей земле, здесь сказывается такая ограниченность, которая несовместима с понятием Творца мира.
— Телезрительница говорит о том, что пришла к православию в результате занятий йогой, и спрашивает, допустимо ли теперь, будучи православной, продолжать в какой-то мере заниматься йогой?
— Йога – плохо, но то, что произошло с телезрительницей – это хорошо. Апостол Павел в своих Писаниях использовал приемы изложения и философские мысли из эллинской философии, оттенял, противопоставлял, а иногда прямо цитировал. Такое возможно, только не надо считать, что это прямой путь, это путь извилистый.
Чем йога неприемлема для нас, христиан – в стремлении получить какие-то дарования и чудотворство. Все наши великие подвижники не искали внешних даров, но уходили, чтобы каяться в своих грехах. Очищаясь от грехов и смиряясь, они получали дарования от Господа, но сами никогда не искали их. Йога не говорит об очищении души, покаянии, это путь тонкой гордыни, поэтому он опасен.
— Спасибо Вам, батюшка, за Ваши ответы, надеюсь, что Вы еще придете к нам в гости. Прошу благословить на прощание наших телезрителей.
— Господь да благословит всех. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (апостол Павел).
Расшифровка: Юлия Подзолова.
В каком смысле употребляется распространенная библейская фраза?
Мы уже понимаем, откуда пришла в «народ» фраза «Пути Господни неисповедимы». Что это значит в условиях современного мира? Насколько отличается понимание выражения сегодняшними людьми от православных верующих прошлых веков? Священнослужители считают, что разница существенна.
Ранее люди легче доверялись замыслам Бога и подчинялись всем изменениям в своей жизни. Верующие были уверены, что свыше им определен свой путь, и он ведет только к спасению души. Практически отсутствовало желание спорить с Богом и Его планами. Известны случаи, когда самые тяжкие испытания, выпавшие на долю человека, пройденные с достоинством, молитвой и благодарностью, выводили человека на новый уровень жизни. И тогда люди говорили, что к счастью человека привел Бог, или произносили, что пути Господни неисповедимы. Что это значит, никто даже не задумывался, настолько сильна была вера в Божьи замыслы.
Конечно, сейчас мало кто может похвастаться такой крепкой верой. Недаром столько бед и несчастий встречается в жизни людей. Как утверждают священники — пока человек не отдаст свою жизнь в руки Бога и не пройдет все намеченные вехи пути, он будет подвергаться испытаниям. В современном мире мы довольно часто говорим известную фразу в качестве сочувствия или утешения тогда, когда не знаем, как объяснить неприятное происшествие и ободрить человека. Не звучит в ней былого восхищения и благоговейного трепета перед замыслами Бога, только признание своей слабости и беззащитности перед высшими силами.
«Пути Господни неисповедимы» — основополагающая фраза христианства
Многие богословы, уделяющие большое внимание изучению Библии, считают, что существует список фраз, которые наиболее точно характеризуют смысл христианства. Что означает фраза «Пути Господни неисповедимы» в этом смысле?
Все более чем просто, но одновременно удивительно сложно для понимания самостоятельных и самоуверенных жителей двадцать первого века. Богословы говорят, что смирение перед Богом выражается в благодарности за все приходящее в жизнь. Ведь только Господь знает прошлое, настоящее и будущее. Ему ведомо, как избежать опасностей и искушений или по какому пути пойти. Поэтому во многих притчах объясняется, как необходимо проходить испытания, чтобы обрести счастье. Они способны иносказательно донести важность принятия воли Господа.
Притча о старце и ангеле
«Пути Господни неисповедимы» — что это значит, думаем, станет еще более понятным после прочтения следующей притчи.
Притчи, помогающие понять смысл изречения
«Пути Господни неисповедимы» — перефразированное выражение из Нового Завета, которое является для человека моральным утешением в трудные моменты жизни. Эти слова поддержки часто слышат из уст мудрых и спокойных людей, священников.
Человек должен всецело положиться на Творца, не впутываясь в бесполезные спекуляции, потому что самые горестные происшествия способны перерасти в большую радость, и наоборот.
Господь открывается тем, кто с чистой совестью проходит свой путь
Притча о справедливости
Жил один старец, прошедший долгий путь страданий и мимолетных наслаждений. Он не желал мириться с мирской несправедливостью и внутренним голосом взывал к Богу, требуя объяснений. Однажды к нему явился ангел, повел забраться на крону дерева и понаблюдать за всем происходящим на земле.
Старик спустился на землю в глубоком разочаровании и решил отречься от Отца из-за показанной жестокости. Ангел же милосердно объяснил суть происшедшего. Он дал понять, что всадник — это циничный сборщик податей, работа которого состоит в разорении народа. А нищий — бывший разбойник, моливший Господа о прощении его чудовищных грехов. Фермер же с помощью этих денег получил возможность рассчитаться с долгами и прокормить семью.
О православных символах:
Сон монаха-отшельника
В одной из пещер долгие годы праведно и в молитвах жил монах-отшельник. Но ему никак не давали покоя замыслы Бога, он мечтал проникнуть в их суть и обладать знанием. Однажды во сне к нему пришел человек и позвал за собой. Монах провел с ним в дороге три дня, и каждый из них приносил ему все большее разочарование в вере. В первую ночь спутник монаха похитил из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения после долгой ссоры. После второй ночевки он поджог хижину приютившего их бедняка. А на утро третьего дня попросил в проводники сына одного из крестьян, давшего им кров, и сбросил его в бурную реку. Все возмущения монаха он пресекал фразой о замыслах Божьих.
В конце пути человек раскрыл старцу истинный смысл вещей, произошедших во время путешествия. Как оказалось, золотая чаша была отравлена, а на пепелище своего дома нищий найдет богатый клад, спрятанный его предками, и полностью изменит свою жизнь. А погибший малыш по наущению отца должен был стать кровожадным разбойником и погубить несколько тысяч невинных душ. После смерти единственного сына отец будет сильно скорбеть и станет самым набожным человеком в своем селе. Он сумеет помочь многим советом и делом и умрет в преклонном возрасте.
После этого рассказа загадочный человек исчез, а монах проснулся. С тех пор он научился доверять Господу, не спрашивая объяснений.