что значит халяль и харам

Между дозволенным и запретным: что такое халяль, харам и макрух?

В Исламе существует баланс между дозволенным и запретным. Пищевые запреты, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и те, кто исповедует другие религии, связаны с тем, чтобы показать людям, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться.

В арабском языке существуют термины, определяющие, что является дозволенным, а что — запрещенным: халяль (араб. حالل ) — «дозволенное, разрешенное», харам (араб. حارم ) — «запретное, запрещенное». Для мусульман это не просто термины, но четкие правила, определенные Кораном (Священной книгой мусульман), которым безоговорочно следуют верующие. Эти правила касаются действий, предметов, продуктов питания, а также отношений между людьми.

В данной статье мы хотели бы раскрыть тему продуктов питания, определяемых как дозволенные, запретные и сомнительные с точки зрения Ислама, а также более детально рассмотреть значение каждого из этих терминов.

Халяль — дозволенные вещи и действия в Исламе. Что касается продуктов питания, то определение халяль — это в первую очередь подтверждение соответствия нормам Ислама. Халяльный продукт не должен содержать запрещенных компонентов: свинины, крови, алкоголя, мертвечины и того, что было забито не с именем Аллаха.

Некоторые категории продуктов питания априори являются дозволенными к употреблению мусульманами: это овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед, злаковые, рыба, а также молоко и кисломолочные продукты в чистом виде. Для остальных продуктов важно, чтобы в их составе не было запрещенных компонентов.

Особые требования предъявляются к мясу и мясным продуктам, например, колбасным изделиям, чтобы такая продукция считалась халялем.

Продукты, запрещенные для мусульман, подпадают под определение харам, что в переводе с арабского означает «запретное». Есть продукты питания, которые при любых обстоятельствах остаются харамом. Как мы отметили выше, это — свинина, алкоголь, мертвечина, кровь и то, что было забито не с именем Аллаха. Также в данную категорию входят хищные животные (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб), как сказано в Коране.

Бывает так, что в процессе производства халяльный продукт приобретает статус харам. Скажем, если его производят совместно с запрещенными продуктами — например, используются ножи и другие предметы, соприкасавшиеся с харамом и после этого тщательно не вымытые, — в этом случае изначально дозволенный продукт приобретает статус запрещенного. Тем не менее в Исламе перечень запрещенного весьма невелик, в то время как разрешенное — практически безгранично.

Макрух (араб. مكروه ‎) — «сомнительное», требующее дополнительного исследования. Это «переходная зона» между запрещенными и дозволенными действиями, по определению исламской этики. Понятие макрух относится и к продуктам питания. В эту категорию попадают такие продукты, как желатин и кармин (краситель Е120), а также пищевые добавки, происхождение которых неизвестно. Например, пищевые добавки могут быть как животного, так и растительного происхождения — в таком случае требуется дополнительное исследование данного продукта.

Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля.

Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным.

Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют».

Что касается сомнительного, то речь идет о дозволенных и запретных вещах и действиях, которые не очевидны, о которых люди не имеют представления. Ученые рассуждают о действиях и вещах подобного рода, исходя из определенных аятов Корана или на основании хадисов Пророка (мир ему и благословение). Поэтому для человека лучше следовать мнению ученых и придерживаться одного мазхаба, поскольку ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение) нет конкретных указаний относительно того, что подпадает под категорию макрух.

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Коран 2:172)

Источник

Механический убой животного – халяль или харам?

Множество современных предприятий, выпускающих мясную халяль-продукцию, производят забой на автоматических линиях. Основная цель этого – повышение эффективности бизнеса через ускорение технологического процесса. Как правило, так производится убой птицы.

Несмотря на распространённость этого метода во многих странах, у него остаётся немало противников среди мусульман. Так может ли считаться халяльной мясная продукция, произведённая механическим способом убоя?

Для того чтобы мясо было дозволено, необходимо соблюсти несколько условий во время убоя птицы. При конвейерной технологии это, прежде всего, перерезывание большинства шейных каналов и вен, произнесение имени Аллаха и вероисповедание забойщика. Рассмотрим каждое условие по отдельности:

1. Перерезывание основных шейных каналов

При этом следует учитывать, что полное отсечение головы животного в Шариате порицаемо (макрух). Но такое мясо всё же считается разрешённым для приёма в пищу. Аналогично порицается, если во время забоя был задет спинной мозг. Однако мясо от этого не становится запретным.

В-третьих, непосредственно перед убоем животных могут оглушить током или облить холодной водой, с тем чтобы они оказывали меньшее сопротивление и не делали множества лишних движений. Если птица погибла именно от электрического разряда, а не в результате убоя, то такое мясо будет тоже харамным.

2. Проговаривание имени Всевышнего

Вторым условием считается произнесение имени Аллаха. Следует признать, что данный вопрос остаётся дискуссионным, однако большинство мусульманских богословов считают его обязательным действием. Некоторые же алимы относят проговаривание имени Господа перед забоем лишь сунной. Тем не менее, в Благородном Коране и хадисах Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится множество доводов в пользу обязательности этого условия. Так, в Священном Коране сказано:

«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха» (6:121)

На основании этого аята отдельные богословы пришли к выводу, что над каждым животным необходимо произносить имя Творца перед закалыванием. Но в условиях конвейера, когда за минуту происходит убой сотен птиц, это практически невозможно. Работник просто физически не успеет проговорить формулу «Бисмилляхи Аллаху акбар!» перед убоем каждой тушки. Данный фактор, по мнению некоторых учёных, является аргументом в пользу ручного забоя и отказа от механического. Есть и такие, кто считает, что мусульманин может упомянуть Создателя один раз перед включением конвейера, и тогда мясо всех тушек в рамках запущенного производственного цикла будет дозволенным. Однако автоматическая линия может работать в течение нескольких часов. Этот факт вызывает некоторые сомнения у алимов в том, что произнесение имени Аллаха один раз сделает дозволенной всю партию мяса, включая последнюю тушку, забитую через несколько часов после этого.

Исключением из правила служит та ситуация, когда верующий забывает произнести имя Аллаха или не в состоянии это сделать по иным уважительным причинам. В подобных случаях такое мясо считается дозволенным. В этом сходится во мнении большинство учёных ислама, за исключением шафиитов. Согласно данному мазхабу, намеренный отказ от произнесения имени Всевышнего порицаем (макрух). Но и в этой ситуации мясо всё равно будет считаться разрешённым.

3. Забойщик исповедует ислам, иудаизм или христианство

Третьим условием служит вероисповедание забойщика. На предприятии, производящем халяльную мясную продукцию, должны работать мусульмане либо люди Писания. Что касается атеистов или многобожников, то алимы сошлись во мнении о запретности мяса животных, убой которых осуществили эти категории людей.

Сам вопрос о том, можно ли мусульманам есть мясо, забитое иудеями и христианами, остаётся спорным. Одни богословы уверены в его дозволенности, приводя следующий аят из суры «Аль-Майда»:

«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (5:5)

Остальные мусульманские учёные называют такое мясо запретным, а данный аят – относящимся исключительно к людям Писания времён Пророка (с.г.в.), которые, как считается, отличались своей набожностью (более подробно об этом читайте здесь).

Даже если мы примем точку зрения о дозволенности такой пищи, то как быть с другими требованиями? Будет ли халяльным мясо, над которым иудей или христианин не проговорил имя Создателя либо забил не по исламским требованиям? По этому вопросу мнения в богословской среде так же разделились. Одни настаивают, что необходимо выполнять все условия убоя, даже если в этом принимают участие представители других авраамических религий. Другие же алимы считают, что если забойщиком окажется кто-либо из людей Писания, то на них эти требования в полной мере не распространяются. Свою позицию они объясняют так: раз мусульманам разрешена пища иудеев и христиан, то дозволенными будут и характерные для них методы забоя. Аналогично трактуется и ситуация с произнесением имени Господа миров.

Один конвейер для свинины и мяса-халяль

Некоторые предприятия мясоперерабатывающей промышленности производят одновременно и халяль, и свинину. Причём, иногда оба вида продукции выпускаются на одном и том же оборудовании. В таких ситуациях для очистки от остатков свинины используют соль или иные моющие средства, после чего на этой же линии приступают к выпуску халяльных изделий.

Подобная практика так же вызывает некоторые сомнения в дозволенности данной продукции. В исламе свинья считается грязным животным, и поэтому харамным признаётся всё свиное. Значит, если на оборудовании останется хоть капля свиной крови или следы жира, то халяль-продукция, производимая на этом же оборудовании, станет уже запретной. Это нельзя назвать абсолютным утверждением, но подобная угроза имеет место быть. Поэтому необходимо крайне осторожно подходить к покупке халяль-продукции в магазинах и отдавать предпочтение тем производителям, которые обеспечивают раздельное производство дозволенных Шариатом мясных изделий либо специализируются только на них.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Почему харамно относится даже к самой свинье? Ведь нельзя кушать только мясо? Но если свинья была создана Самим Аллахом, значит она для чего-то нужна была. Просто относятся к ней мусульмане к к последней твари на земле.. обидно за нее

Гульсум, читал в книге «Мусульманская священная история от Адама до Иисуса», что когда пророк Нух (Ной) (мир ему!) плыл на ковчеге со всеми людьми, животными и птицами, которых он взял с собой по ведению Аллаха, то через какой-то промежуток времени Аллах приказал пророку Нуху (Ною) (мир ему!) подойти к слону, взять его за хобот и стукнуть два (или три) раза (точно не помню). И после того, как пророк Нух (Ной) (мир ему!) ударил слона в хобот приказанное количество раз, то из задницы слона выскочили две свиньи разных полов и тут же начали поедать все собравшиеся в ковчеге нечистоты. Так полагаю, для этого Аллах по Воле Своей и создал свинью. С уважением, Мурат.

Источник

Халяль и харам

Одними из ключевых в исламе выступают категории дозволенного и запретного (ведущего к греху)

Халяль и харам

Будут ли мусульмане отвечать за чужие грехи, включая родню?

Содействие в запретном может быть как приравнено к самому греху, так и оказаться вполне допустимым. В чём же разница? И что нужно делать, чтобы не стать соучастником харамного деяния.

Настольные игры в исламе

В современном мире это один из популярных видов досуга молодежи. Но каждая настольная игра имеет свои нюансы в вопросе ее дозволенности для мусульман.

Прогнозы синоптиков – халяль или харам?

Некоторые мусульмане считают, что доверять метеорологам нельзя, т.к. эта информация нарушает принцип предопределения.

Халяль-сертификация в странах СНГ – наиболее авторитетные организации

При покупке продуктов питания мусульмане должны обращать внимание на маркировку «Халяль». Однако и она, увы, не гарантирует дозволенность пищи.

Можно ли мусульманам участвовать в конкурсах «на удачу»

В наши дни стали популярными различные конкурсы, проводимые в соцсетях, газетах, журналах и на ТВ.

Дозволено ли покупать халяль-продукцию в неспециализированном магазине?

В немусульманских регионах продажа халяль-продукции, как правило, происходит в обычных магазинах и супермаркетах, где также реализуется свинина. Разберём, теряет ли мясо свои свойства, если оно лежит рядом с харамным товаром.

Харам: виды запретного

Недозволенные для мусульман деяния подразделяются на два вида – гайри зульми и зульми.

Какие действия считаются нежелательными (макрух танзихан)

За их совершение не записывается грех, но воздержание от них, по воле Аллаха, приносит верующему саваб.

Какие грехи относятся к макрух тахриману

В исламе существует определённая категория действий, которые нежелательны. За их совершение человеку записывается грех, но отрицание их пагубности не выводит верующего из религии.

Наказывает ли Аллах за плохие мысли?

Человек не всегда может контролировать свое сознание, а потому в нашей голове возникают дурные мысли.

Источник

Халяль и харам в исламе

Одними из основополагающих понятий в исламском вероучении являются «халяль» и «харам».

Понятие «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное», «разрешённое». Зачастую его применяют к продуктам питания, в особенности – к мясу и мясным продуктам, однако данное понятие затрагивает все сферы человеческой жизни. Халяль включает в себя всю совокупность того, что признано дозволенным для мусульман: начиная с продуктов питания и предметов одежды, заканчивая общественными отношениями.

Противоположным понятию «халяль» является «харам», которое переводится как «запретное», «греховное». Оно так же охватывает различные грани нашей жизни и подразумевает определённые греховные деяния: например, употребление алкогольных напитков, азартные игры, прелюбодеяние и так далее.

Исламское право подразделяет все действия верующих на 6 основных категорий, 5 из которых относятся к категории халяль, а одно – к хараму:

1. Обязательные (фард)

Первая категория объединяет те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них человеку полагается большая награда, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Это действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех (но не такой большой, как за оставление фарда). Следует отметить, что подходы различных правовых школ в исламе к отнесению определенных деяний к категории ваджиб несколько различаются. Например, в ханафитском мазхабе сюда относится витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы причисляют данную молитву к категории суннат.

3. Желательные (суннат)

За их совершение верующие получают награду, но оставление не является греховным, а лишь порицаемым в некоторых случаях. Примерами таких действий могут служить обряд имянаречения для новорождённого, а также таравих-намазы в Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Четвёртая категория включает в себя поступки и действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, то есть за совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. В их числе: приём пищи, прогулки по улице, сон, интимная близость с супругом, с которым заключен никах (кроме определённых случаев) и так далее.

5. Нежелательные (макрух)

Такие деяния являются нежелательными, но в то же время они не запрещены. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. А за отказ от этих действий верующий может рассчитывать на награду от своего Создателя. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения.

6. Запретные (харам)

К заключительной группе относится всё, что запрещено делать исламским вероучением. Совершение таких действий влечёт для человека наказание как за большой грех, а за их оставление записывается награда. Примерами могут служить прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

Но, несмотря на, казалось бы, очевидность разграничения между дозволенным и запретным, в мусульманском богословском сообществе имеются некоторые разногласия относительно дозволенности совершения тех или иных деяний. Мусульманская умма подразделяется на множество течений и правовых школ, каждая из которых имеет собственный взгляд на те или иные вопросы исламского вероучения и права. Ссылаясь на собственные источники и руководствуясь своими знаниями, богословы выносят решения по тем или иным вопросам, и поэтому их мнения могут расходиться. В связи с этим вырисовывается ещё одна категория действий, которые одни мусульманские учёные относят к дозволенным, а другие полагают, что они запретные, а именно, сомнительные действия.

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) по этому поводу отмечал: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Всевышнего на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это − сердце» (хадис приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Достоинства соблюдения халяля

Так называемые «халяльный» образ жизни, будучи одним из установлений Господа миров, несёт в себе немало благ для верующего как в мире земном, так и в мире вечном. Первое обусловлено тем, что ислам запрещает те деяния, которые способны нанести вред самому человеку, а также его окружению, например, употребление наркотиков или злоупотребление азартными играми. А второе подразумевает, что за воздержание от совершения грехов человеку уготована награда от Всевышнего.

Коранический аят гласит:

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (2:168)

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172)

Таким образом, Создатель призывает нас совершать и вкушать лишь дозволенное Им. При этом мусульманам также следует остерегаться и греховных дел, за совершение которых верующего может постичь кара Аллаха. Особое внимание в этой связи следует уделить великим грехам, которые способны ввести человека в Ад.

Исходя из различных хадисов Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), к таковым можно отнести несколько десятков грехов, наиболее крупными из которых являются:

1) ширк (многобожие) – придание Всевышнему сотоварищей, т.е. поклонение кому-либо наряду с Аллахом (идолопоклонничество);

2) риба (ростовщичество) – заработок денежных средств посредством процента (кредит, дача в долг под процент);

3) зина (прелюбодеяние) – вступление в интимную связь с кем-либо, кроме супруга /супруги (проституция);

4) употребление в пищу мяса некоторых животных (свинья, осёл, собака);

5) убийство – лишение жизни невинного человека;

7) употребление спиртных напитков, наркотиков;

8) колдовство, чёрная магия;

9) посягательство на чужое имущество;

10) высокомерие, гордыня (такаббур);

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассалому алейкум. Пищевые добавки Е харам или халял?

Уа алейкум салям! Это зависит от типа добавки, некоторые из них запрещены мусульманам.

А икра халяль или харам?

Наркотики и их употребление харам. А больному с онкологическим заболеванием, с очень сильными болями, допускается употребление наркотиков, как средство от боли?

Источник

Что нельзя есть мусульманам?

что значит халяль и харам. Смотреть фото что значит халяль и харам. Смотреть картинку что значит халяль и харам. Картинка про что значит халяль и харам. Фото что значит халяль и харам

Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.

Разрешенные продукты халяль, харам и макрух

Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».

Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.

Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?

Исламская мораль в питании

Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.

Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.

Запрещенные продукты питания в исламе

что значит халяль и харам. Смотреть фото что значит халяль и харам. Смотреть картинку что значит халяль и харам. Картинка про что значит халяль и харам. Фото что значит халяль и харам

Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:

Какое мясо едят мусульмане

Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.

По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.

В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.

Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.

Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.

Традиция забоя животного

Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.

Почему мусульмане не едят свинину?

что значит халяль и харам. Смотреть фото что значит халяль и харам. Смотреть картинку что значит халяль и харам. Картинка про что значит халяль и харам. Фото что значит халяль и харам

Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.

Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.

Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.

Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.

Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных

У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.

Ханафитский мазхаб

По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.

Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.

Шафиитский мазхаб

Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.

Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.

Маликитский мазхаб

Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.

Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.

Ханбалитский мазхаб

Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.

Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *