что значит хлесткое чувство юмора

Что значит хлесткое чувство юмора

Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.

Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.

Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.

По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».

Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.

Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).

В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.

Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.

В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.

Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.

Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.

Итак, вот эта классификация:

Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.

Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.

Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.

Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.

Источник

4 типа чувства юмора и что они о тебе говорят

что значит хлесткое чувство юмора. Смотреть фото что значит хлесткое чувство юмора. Смотреть картинку что значит хлесткое чувство юмора. Картинка про что значит хлесткое чувство юмора. Фото что значит хлесткое чувство юмора

Если ты спросишь у человека, хорошее ли у него чувство юмора, то, скорее всего, услышишь положительный ответ, который будет не так-то просто оспорить. Дело в том, что умение шутить и воспринимать шутки индивидуально, по этой же причине отличная шутка для одного будет казаться убогой и непристойной для другого, и оба будут по-своему правы. Конечно же, есть невыносимые зануды, которых может рассмешить лишь чужая неудача. К счастью, их меньшинство, так что не будем на них заострять внимание.

Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Порой сигара – это просто сигара, но шутка не всегда просто шутка». Он подразумевал, что существует несколько разных типов чувства юмора и что они связаны с нашей личностью.

В 2003 году исследователь психологии Род Мартин провел анкетирование, в результате которого выявил четыре типа чувства юмора:

1. Аффилиативное чувство юмора

Свойственно для людей, которые любят рассказывать анекдоты и смешные истории, не оскорбляют других людей. Назовем это юмором ради юмора. Как правило, люди с аффилиативным чувством юмора используют его для укрепления социальных связей, и все их попытки шутить идут от желания наладить общение с другими людьми.

2. Самодеструктивное чувство юмора

Этот тип юмора встречается, когда люди высмеивают свои недостатки для того, чтобы заставить других смеяться. Как правило, шутить подобным образом мы можем лишь в окружении друзей, или же выступая перед большой аудиторией, где целью является увеселение масс. Обычно это стендап.

Кто так шутит:
Те, кто избирают своим фирменным стилем такое чувство юмора, как правило, являются людьми доверчивыми. Они способны образовывать тесные социальные связи. В тот же момент эти личности склонны впадать в депрессию по любому поводу. К тому же у них наблюдаются признаки невротического поведения, отсутствие самоуверенности – это и является причиной того, что они пытаются шутить над собой, получая за счет этого одобрение других.

3. Оптимистичное чувство юмора

Этот тип юмора свойственен для тех людей, которые всегда находятся в хорошем расположении духа. Даже если Ким Чен Ын нажмет на красную кнопку, и в мире воцарится хаос, то эти парни найдут положительную сторону и в этом. Они всегда стремятся видеть во всем хорошее, и их шутки нацелены на всеобщее поднятие настроения.

4. Агрессивное чувство юмора

Агрессивное чувство юмора, иначе говоря черный юморок, характеризуется высмеиванием недостатков других людей, обличая их слабые стороны, ему характерен сарказм. Люди, которые предпочитают манипулировать и управлять другими, часто используют именно черный юмор.

Кто так шутит:
Обычно данным чувством юмора наделены мужчины, в редких случаях – женщины. Люди, предпочитающие шутить именно таким образом, любят критиковать, прикрываясь при этом шутками, зачастую это довольно-таки нервозные личности, которые испытывают некоторые проблемы в общении с людьми. Это является определенным способом ограничения своего круга общения, но важно отметить, что несмотря на весь присущий им цинизм, эти люди трепетно относятся к своим друзьям, которых обычно бывает не так много.

Психолог Ричард Уайзман в своих исследованиях утверждает, что чувство юмора у мужчин и женщин различается. Женщины в два раза больше смеются над мужскими шутками, нежели мужчины – над женскими, но кто бы сомневался. Мужчины больше любят шутить и спокойно относятся к тому, что над ними смеются, в тот же момент женщины зачастую воспринимают шутки в свой адрес очень болезненно.

Возможно, идеальным чувством юмора можно назвать гармоничное сочетание всех четырех типов. Ты должен всегда уметь посмеяться над собой, но в тот же момент чувствовать ту грань, где шутка перерастает в унижение. Хороший анекдот может задать тон общению или снизить градус напряжения. В любом случае жить в современном мире без чувств юмора будет очень непросто – слишком уж он противоречив.

Источник

Чувство юмора

что значит хлесткое чувство юмора. Смотреть фото что значит хлесткое чувство юмора. Смотреть картинку что значит хлесткое чувство юмора. Картинка про что значит хлесткое чувство юмора. Фото что значит хлесткое чувство юмораЧувство юмора – это индивидуальная личностно-психологическая особенность человека, которая проявляется в умении замечать противоречия и особенности окружающего мира, людей и событий с комической точки зрения. Хорошее чувство юмора часто является важной характеристикой человека в социальном плане, а также отражает его интеллектуальные возможности.

Процесс создания шутки и поиска нового решения довольно схожи – в обоих вариантах необходимо найти удачную оригинальную комбинацию действий или слов. Люди, у которых данный навык более развит или лучше натренирован, показывают лучшие результаты в решении сложных и нестандартных задач, а также отличаются хорошим чувством юмора.

Формируется чувство юмора в раннем детстве и является отражением окружающей среды и моделей реагирования родителей на различные жизненные ситуации. Чем больше анекдотов и примеров выделения смешного в любой ситуации окружает ребенка, тем лучше развивается его собственное умение шутить. Если подобных примеров в детстве мало, то у человека формируется прямолинейный характер и ограниченный взгляд на мир, жесткость установок и непримиримость, что в итоге приводит к социальным проблемам.

Однозначного взгляда и определения чувства юмора не существует. Его пытаются измерить и охарактеризовать множество социальных дисциплин, а также лингвистика и антропология. Выдвигается множество теорий юмора, объясняющих как его причины, так и назначение. В большинстве случаев считается, что юмор способен разрядить обстановку, сбросить нервное напряжение и даже снизить уровень агрессии. Улыбка и оскал по своей природе похожи, множество шуток и смеха выстроено на неприятностях других и собственном превосходстве, так родилась теория смещения агрессии в социально приемлемую форму. Когда в обществе стало порицаться прямое нападение, появилось нападение моральное и словесное – в шутках, иронии, сарказме.

Чем примитивнее шутки (торт в лицо, подножка и прочее), тем ниже уровень развития общества. Чаще всего подобные шутки встречаются в закрытых системах армии, тюрьмах, деградирующего общества. Чем выше духовный уровень человека, тем больше развита способность абстрагироваться от ситуации (а значит уметь анализировать и синтезировать, мыслить в масштабах общества, а не только собственной личности), тем тоньше и интереснее юмор. Качество образования и душевная организация напрямую влияют на чувство юмора. Оно никак не связано с бездумными замечаниями, которые граничат с насмешками, могут обидеть человека. Юмор всегда направлен на повышение настроения у всех присутствующих. Хорошее чувство юмора всегда помогает устанавливать прочные и легкие социальные контакты, а не разрушает их. Юмор может отражать социальные механизмы и общий уровень устройства общества.

Что такое чувство юмора

Чувство юмора – это черта характера, которую можно развивать в себе самостоятельно. Оно помогает изначально легче относиться к возникающим ситуациям и обеспечивает психологическую и эмоциональную устойчивость. Это социальная категория, появившаяся с возникновением общества, со своими законами и нормами. В животном мире не существует юмора, точно так же, как оно будет отсутствовать у человека, воспитывавшегося вне социума. Это не исключает смеха и шуток на низком примитивном уровне. Такой смех и веселье, который связан с болью, обидой, страданием другого существа не имеет отношения к юмору.

Во многом юмор выполняет роль психологической защиты, когда именно придание комичного смысла помогает пережить чрезмерно тяжелые моменты. Юмористичное описание ситуации запускает определенные механизмы в мозгу, формирующие новые нейронные связи, поскольку связывает привычные неожиданным способом. Именно в непредсказуемости и оригинальности сопоставления и заключается основная функция комичности. При этом каждое исследование отмечает специфичность и субъективность восприятие юмора. Например, шутки, присущие врачам и военным, полицейским и спасателям гражданскими лицами могут восприняться, как грубость, неуважение и прочее. Черный юмор данных специальностей объясняется именно активацией защитных механизмов психики, позволяющих абстрагироваться от происходящего ужаса и ежедневных столкновений со смертью.

Еще один вариант психологической защиты при помощи юмора происходит, когда человек сталкивается с табуированными темами. Возникающее напряжение необходимо куда-то сублимировать или найти иные способы контакта с происходящим, кроме прямого взаимодействия. Смех в таких ситуациях помогает снять значительную часть напряжения, а также позволить рассмотреть ситуацию под другим углом, не запретным.

Так еще одна функция юмора – гендерная. Мужчине надо иметь чувство юмора, чтобы нравиться женщинам, привлекать их внимание и дарить позитивные эмоции. Женщины предпочитают именно таких мужчин, поскольку подсознательно умение шутить воспринимается, как умение адаптироваться к любой ситуации, владеть различными приемами, конечно кроме моментов, когда смех является реакцией смущения.

Мужчины, в свою очередь, выбирают тех женщин, которые смеются их шуткам, комичным ситуациям или способны пошутить сами. Поскольку не только активное продуцирование юмористических ситуаций, но и их понимание свидетельствует о степени развитости чувства юмора. Это является своеобразным естественным отбором людей одного уровня развития, как среди друзей, так и в создании интимных отношений. Построение взаимодействия с человеком, которому не смешно то, что вам будет вызывать огромные трудности, и наоборот – самые крепкие и длительные отношения у тех, кто смеется над одинаковыми вещами.

Как развить чувство юмора

В нашей действительности надо иметь чувство юмора, которое поможет стать успешным и со многим справиться. Его развитие становится важнее накачки мышц и отработки скорости реакции. Физические моменты все больше уступают первенство моральным и социальным, а соответственно все большую актуальность занимает вопрос, как развить именно свою способность к юмору.

Чувство юмора не обладает генетической обусловленностью, а лишь поддается воздействию со стороны внешних условий, в частности воспитания. Кому-то повезло больше, и он натренировал эту способность в собственной семье, а кому-то придется постараться самому. В любом случае это не статичная категория, а требует постоянного развития. Даже тот, кто изначально был прекрасным шутником, может потерять свою актуальность вместе с интересом к происходящему. Вспомните дедушек, продолжающих шутить про Сталина или рассказывающих один и тот же анекдот, возможно ранее они были известными юмористами, которые перестали следить за сменой событий.

Чтобы оставаться на волне развивайте свою коммуникабельность. Юмор – это, прежде всего общение, взаимодействие на уровне слов и умение менять настроение и ожидание людей. Чем больше людей будет в вашем окружении, чем чаще вы будете с ними контактировать, тем выше будут чувство юмора. Вы автоматически будете цеплять интересный ход мысли своих собеседников, узнавать новые события. Чем разностороннее публика, с которой вы общаетесь, тем больше различной информации будет поступать в ваше сознание, тем между большим количеством факторов вы сможете провести новые связи.

Начинайте с себя и поиска смешного в своих поступках и внешнем виде, манере говорить и ходе мыслей. Ищите смешное в бытовых ситуациях – именно такой юмор больше всего ценится. Умение найти смешное в повседневности, посмотреть на все под другим углом радует значительно больше, чем заготовленные шутки, высказанные со сцены. Пока вы тренируетесь смотреть на себя с иронией, вы не только поднимаете собственное настроение, но и тренируете способность замечать смешное. Дополнительным плюсом идет установление высокой стабильной самооценки и способность выкрутиться из любой ситуации. Вместо того чтобы переживать о собственной взлохмаченной прическе с утра и пытаться все привести в порядок, можно над этим посмеяться. А если смеяться над собой, озвучивая комментарии кому-то, то можно заметить, что люди станут относиться к вам теплее, не когда укладка безупречна, а когда вы можете острить по поводу бардака в мыслях и кудрях.

Ищите смешное, рассматривая вещи. Старайтесь найти как можно больше смешного, креативного в привычных вещах или придумать нестандартное их использование. Зонт может стать мечом джедая, сухая макаронина волшебной палочкой, а телевизионный пульт способом вызова всезнающего голоса. Есть такая методика развития дивергентности мышления, которая подразумевает нахождение нестандартных способов использования стандартных предметов (газеты, линейки, жвачки, ложки). Можете начинать подобные тренировки, ища множество вариантов для одного предмета. Со временем вы начнете на автомате подбирать подобные вариации для всего, в том числе для ситуаций и людей.

Развивайтесь постоянно, это касается общей эрудированности и словарного запаса. Многие недоступны тем, чей лексикон ограничен, поскольку юмор строится на игре слов. Широкий кругозор поможет тому, чтобы ваши шутки были уместны в любой ситуации и были аутентичны контексту разговора. Чтобы применить полученные знания на практике – развивайте ассоциативное мышление. Именно оно является залогом юмора – умение подобрать неожиданную концовку привычной фразе, переиначить слово, обыграть ситуацию возможно только при возникновении нескольких параллельных ассоциаций в нескольких областях.

Толерантность и чувствительность должны быть вашими регулирующими качествами. Черный юмор приветствуется среди хирургов, но не на похоронах, можно шутить над какой-то национальностью, только принадлежа к ней и т.д. Каждый раз оценивайте ситуацию и собеседника, отмечая темы, которые могут задеть или обидеть. В первое время можно перестраховаться и наложить полное табу на шутки о смерти, религии, политике, национальности, возрасте, физических и умственных отклонениях, а также имеющие сексистские моменты.

Развивайте ощущение смешного на подсознательном уровне. Для этого отлично подходят кинокомедии, юмористическая литература, соответствующие паблики в соцсетях, развлекательные передачи. Чем больше подобных материалов вы просмотрите и прослушаете, тем глубже будет проработано ваше собственное чувство юмора. Со временем вы начнете отличать дешевые шутки и тонкий интеллектуальный юмор, поймете саму схему построения. Просматривая подобные передачи или колонки не нужно учить наизусть шутки, а просто смотреть и со временем появятся свои.

Используйте иронию, когда вещам или событиям придаются противоположные оценки или описания (например, «я ее настолько ненавижу, что женюсь» или «она была толстая, как балерина»). Подобный контраст вызывает вслед за удивлением улыбку. Не забывайте о жестикуляции, мимике и интонации. Одна и та же фраза, имеющая различную окраску данными способами, производит различное впечатление.

Как «прокачать» чувство юмора

Для того чтобы «прокачать» чувство юмора, необходимо провести соответствующие меры, предотвращающие его исчезновение и только потом развивать. Стоит поддерживать оптимистичный взгляд на мир, общаться с людьми, которые способны найти выход из любой ситуации и поддерживать собственное душевное равновесие. Обеспечьте себе оптимальный отдых и развитие, полноценное общение и направления развития. Физическая и моральная усталость, погруженность исключительно в работу, отсутствие смены деятельности и общения превращают жизнь в монотонно тянущуюся череду повторений.

Необходимо вовремя решать накопившиеся эмоциональные проблемы, поскольку именно они будут придавать горький оттенок всему окружающему пространству. Спите столько, сколько требуется вашему организму, ведь уставший человек не способен генерировать новое, что и есть смыслом юмора, а действует только по прежней колее. Кроме того сны дают почву для фантазии и новых образов. Избавляйтесь от стремления повторять удачную шутку везде и всем – важно ориентироваться на контекст ситуации, а также на то, кто присутствует. Вряд ли знакомый, который слышит от вас один и тот же юмор во всех местах, будет считать вас оригинальным.

Ориентация на аудиторию – главный момент в доступности шутки. Плох тот юмор, который приходится долго объяснять, поэтому узкоспециализированные колкости оставьте на работе, а от бабушки не ждите понимания акцентов в молодежных субкультурах. Учитывайте уровень образованности собеседника, поскольку непонятные слова могут лишить смысла всю фразу, а их объяснение занять еще больше времени – лучше сразу подбирайте синонимы.

Выбирая шутки многие пытаются соответствовать тонкому и высокому юмору, но иногда ситуация доведенная до абсурда или абсолютнейшая глупость способны разрядить обстановку гораздо лучше. Например, в ссоре с девушкой бесполезно тонко шутить о нелогичности ее выводов – скорее всего это воспримется серьезно и вызовет еще большую обиду. А вот преувеличение ее слов до максимума, например, сказав, что «я самый ужасный человек в мире и заслуживаю сожжения на костре за невымытую посуду» с дальнейшими неудачными попытками зажечь спичку могут перевернуть ситуацию.

Преувеличивайте ситуации и свои ощущения, гипербола всегда способствует преувеличению контрастности и выделению комичности. Например, встречать опаздывающего на десять минут можно словами «я знал, что ты придешь каждый день и каждую ночь, не сходя с этого места уже десять лет». Чтобы быстро рождались такие фразы необходимо работать с быстротой ассоциаций, которые можно тренировать каждый день. Так необходимо к первому попавшемуся предмету найти пять ассоциативных предметов и из этих шести слов составить небольшую веселую историю. Чем больше таких историй за день будет придумано, тем лучше. Потом ассоциации можно заменить антиассоциациями и подбирать пять противоположных понятий.

Прекрасно работает перестановка слов в ожидаемом предложении. Это вряд ли вызовет дикий приступ смеха, но улыбка на лицах людей при оговорочках всегда появляется. Используйте для этого близкие по значению слова, чтобы смысл все же интуитивно улавливался, а не делал фразу набором пустых слов.

Меняйте устоявшиеся выражения – это производит больший эффект, поскольку за годы восприятия в одном устоявшемся варианте мозг привыкает сильнее, чем к другим вариациям. Чем сильнее нарушаемая связь, тем больше эффект неожиданности и креативнее шутка. Например «баба с воза – мерседесу легче», «я хочу просить вашей ноги» и становящееся уже популярным «ты выйдешь за меня на работу?».

И никогда не предупреждайте людей о предстоящей шутке, кроме моментов, когда этого требует сама история (анекдот, авторская тема, цитата, реальная история). Чем дольше люди ждут неожиданного поворота, тем меньше они удивляются. Кроме того отсутствие комментария поможет вам определить действительно ли был ваш юмор удачен.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *