что значит ходить перед богом
Об опыте «хождения пред лицем Божиим»
Сегодня за материальную благоустроенность жизни, скорость перемещения и обмена информацией, доступность множества услуг и удобств современный человек платит утратой внутреннего мира и покоя. На смену страхам умереть от болезни или голода пришел страх погибнуть в автокатастрофе или от теракта, страх потери житейского и душевного комфорта, появилось беспокойство потерять работу или близкого человека и т.д. Как избавиться от этих страхов, вновь обрести и сохранить мир в душе, как связаны мир в душе и доверие к Богу, чем может помочь в этом опыт святых, размышляет клирик и духовник Казанского храма в Вырице иеромонах Кирилл (Зинковский).
Ключ к покою – духовная брань
Ваше Преподобие, есть ли какой-нибудь способ научиться контролировать свои страхи и сохранять душевный покой и равновесие для современного человека, который живет в миру и стремиться сохранить в своей душе образ Божий?
Это непростая задача. Как говорит преподобный Серафим Саровский, мир и покой в душе приобретаются через духовную брань. И нет какого-то одного легкого способа, чтобы душа оставила свои беспокойства и быстро обрела мирное устроение. Для этого требуется духовный труд и духовный подвиг. Но в чем должен заключаться этот подвиг прежде всего? Библия говорит нам о праведных Енохе (Быт. 5:22), Ное (Быт. 6:9), пророке Давиде (3 Цар. 3:6) и некоторых других, что они «ходили пред Богом» или «пред лицем Божиим», то есть ощущали себя мысленно перед Его взором. Пророк Илия говорит: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою» (3 Цар. 17:1). Также и новозаветные святые учат нас, что если христианин «живет всегда в присутствии Бога, видит Господа перед собою, то не споткнется вовек и никогда не прогневает Бога. Если же он как человек и споткнется, то сразу же, имея перед очами Бога, встанет, исправится, и сбудется на нем слово псалма: «Когда он будет падать – не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку»» (Пс. 36:24) (святитель Димитрий Ростовский). Да, Бог хранит всех людей, но особенной Своей благодатью, спасающей, помогающей, покрывающей и сохраняющей, Он находится с тем, кто учится всегда чувствовать себя в Его присутствии. Как говорит царь-пророк Давид, «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15:8).
Из воспоминаний родственников преподобного и его духовных чад становится понятным, что уже в миру он научился такому духовному деланию, как «хождение пред лицем Божиим». Василий Николаевич ежедневно исполнял свое личное молитвенное правило, а также каждый воскресный день посещал храмовые службы. Но, и выполняя обычные ежедневные обязанности на работе и дома, находясь среди заказчиков, покупателей, партнеров, Василий Николаевич постоянно старался помнить, что на него смотрит Сам Господь. Так учат нас Священное Писание и святые Отцы Церкви: «Господь Бог – великий зритель» (свт. Василий Великий, Беседа 20).
Обычные дела купец Муравьев решал, не оставляя внутренней тайной молитвы. Святой Серафим может быть примером для многих современных руководителей. Допустим, кого-то из коллектива надо как-то поощрить. Можно сделать это на ходу, не задумываясь, похвалить или вручить публично награду. А можно прежде помолиться и оценить, как это сделать, чтобы в коллективе не возникло слишком большой зависти или чтобы человек не возгордился. Или, наоборот, как наказать провинившегося человека, если он недобросовестно исполняет свои обязанности? Как выбрать тон и слова, чтобы не ввести в озлобление или уныние, но пробудить в человеке желание исправиться? Или вопрос милостыни. Известно, что супруга святого Ольга Ивановна (в монашестве Серафима) говорила: «Иногда казалось, что Василий Иванович хочет разориться». И здесь ключевое слово «казалось», потому что преподобный и милостыню раздавал с молитвой: одна и та же милостыня одному человеку может быть полезна, а другому вредна. То есть ответ на бытовые вопросы, даже самые незначительные, он искал через тайную мысленную молитву.
Это, конечно, трудно: ведь получается, что его душа постоянно была открыта к поиску воли Божией. И он спрашивал себя: в чем состоит воля Божия в каждом конкретном моменте нашей жизни? Мы знаем святые заповеди и наставления святых отцов, но как поступить в конкретном случае, чтобы исполнить эту заповедь, – это самое сложное. Это то, что оптинские старцы называли «практическое христианство». Этому невозможно научиться теоретически, но можно приобрести только через личный опыт. Сложность в том, чтобы действовать не по схеме и к каждой ситуации подходить как к уникальной и исключительной, искать ответ-решение с Божиим благословением, а не только исходя из обычной человеческой логики. Вот через такой ежедневный подвиг сердца, открытого к поиску воли Божией, преподобный Серафим приготовил себя к тому, чтобы быть наставником многих людей, которые обращались к нему со своими и бытовыми, и духовными проблемами. Когда человек в разных трудных ситуациях, положившись на Бога, получает Его помощь, только тогда он приобретает мир сердечный, ощущая Божие присутствие как реальность своей жизни и понимая, что Господь рядом и Он никогда не оставляет.
Предположим, человек решился довериться Богу и доходит до ситуации, когда понимает: а вдруг я буду оставлен Богом и Господь не придет и не поможет мне? Как преодолеть эти сомнения?
Это, как уже было сказано, дело опыта. Пока человек это на себе не проверил, тут ничего посоветовать нельзя. Но необходимо помнить, что если мы во всем полагаемся на Бога, то, кроме этого, нужно прикладывать и свой труд. Как в пословице преподобного Амвросия Оптинского: «Боже-то, помози, но и сам мужик на печи не лежи». Или как часто говорят даже почти неверующие люди: на Бога надейся, а сам не плошай. Правда, когда спросишь человека, повторяющего эту поговорку: «У Вас главный акцент сделан на «не плошай» – а в чем у Вас надежда на Бога?» – то большинство не могут ответить, потому что надеются только на себя.
Поэтому более глубоко ваш вопрос звучит так: как научиться надежде на Бога в той мере, чтобы это не являлось просто нашей ленью, но и так, чтобы не надеяться только на свои силы? Как учит преподобный Серафим Саровский, надежда на Бога связана с понятием мира сердечного, добродетелями смирения и преданности воли Божией, доверия Богу. Все эти духовные состояния и добродетели связаны друг с другом как колечки золотой цепочки, соединяющей нас с Господом. Прп. Серафим Саровский объяснял в поучениях, что такое надежда на Бога: это когда человек часть своего времени, часть своих душевных и телесных сил посвящает Богу и добродетелям, спасению души. При этом подразумевается, что всё остальное, что христианин уже, в основном, выполнил из своих главных обязанностей, житейских и социальных, но, скажем, не до полного совершенства, но оставил ради дел благочестия, Бог покроет Своей Божественной заботой потому, что в течение дня человек нашел полчаса или час и на духовные дела. Если человек в эти минуты полностью отключит свою заботу о всех мирских попечениях, Бог восполнит с лихвой то, о чем бы человек мог думать и беспокоиться. Хотя человеческим беспокойством ничего не решается – даже отдохнуть нормально у человека не получается из-за современного бесконечного беспокойства.
А Бог хочет, чтобы мы могли и умели отдыхать от многоразличных забот – это тоже благословение Божие, – чтобы мы уделили время своей душе, своим ближним, оставив всякие свои переживания. Как часто бывает, когда человек приходит с работы и отрицательные эмоции, накопленное за день, выливает на близких, а он должен оставить это всё и сказать: «Пусть все проблемы останутся за дверями моего дома – я должен посвятить это время тому, что Бог мне доверил: моим близким людям, моей душе. Я должен заняться этим, а те проблемы Бог поможет решить завтра – сейчас я должен всё оставить». И, когда он научится отпускать в благоразумной мере на какое-то время эти проблемы, тогда начнет приобретать мир сердечный. А если человек не может отпустить эти проблемы, то они начинают съедать его изнутри и он приходит в состояние, когда можно стать больным и физически, и психически. Такие случаи известны всем духовникам. К слову, так и формируется та или иная зависимость. Например, от алкоголизма, потому что Вам надо как-то расслабиться, а другого способа Вы не знаете. Как много православных по имени людей не имеют почти никакого понятия о том, как снимать напряжение через молитву и чтение духовной литературы, через участие в Таинствах Церкви.
То есть речь идет о смирении, потому что без смирения ты и гнев унять не сможешь, и помолиться толком не получится, и слова святых пустыми покажутся. И, очевидно, существует какая-то тонкая связь между смирением, миром сердечным и доверием к Богу?
В слове смирение – корень «мир», и человек мирно-смиренно может относиться ко всему окружающему, только когда он доверяет Богу. Но ведь смирение люди часто неправильно понимают. Им кажется, что смирение – это какая-то забитость, покорность всему и всем, убогость, отсутствие творческого подхода к жизни. Смирение зачастую понимается как полнейшая пассивность восприятия всего как неизбежной данности. Но это карикатурная картина этой важнейшей христианской добродетели. На самом деле суть смирения в том, о чем Христос сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Смирение всегда было особой темой рассуждения и обсуждения у святых Отцов. Об этом подробно говорит святой Иоанн Лествичник в своей «Лествице» (Леств. 25:3–4). Он пишет, что однажды встретились святые Отцы и пытались дать определение этой добродетели, но все определения давались разными словами: «Тогда один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал: смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех. Иной говорил, что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Иной говорил, что признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду. Иной говорил, что смирение есть познание благодати и милосердия Божия. Другой же говорил, что смирение есть чувство сокрушенной души и отречение от своей воли». Святой Иоанн резюмирует, что одной общей формулировки не нашлось не потому, что отцы говорили о разном, а потому, что эта добродетель так велика и высока, что ее невозможно зафиксировать в той или иной формуле.
Но, в отличие от той карикатуры, что я обозначил выше, смирение на самом деле великая сила, исходящая по дару Божию из сердца и души человека, дающая ему трезвый и очень оптимистичный взгляд на действительность, а это невозможно без доверия Богу. Это возможно только, если человек очень глубоко прозревает смысл событий, тайны Промысла Божия, и если не до конца прозревает, то по крайней мере верит, что Бог управит всё ко благу и только тогда он сможет спокойно, и не теряя оптимизма, смотреть на многие проблемы, трагедии и даже катастрофы в окружающей нас действительности. Смирение – это то, когда человек благодатно соединен с Богом и имеет от Него духовное удостоверение, что Бог не оставляет этот мир и не оставляет никого из нас, живущих на земле. Тогда человек может и мир в душе обрести, и спокойствие, и внутреннюю силу, которая противоположна агрессии. Потому что агрессия очень часто не что иное, как попытка защитить себя от разных ложных страхов. Агрессия – это следствие неуверенности в себе, в своем настоящем и своем будущем. А смирение – это уверенность в своей жизни и жизни своих близких через веру и доверие Богу, через живое проживание того откровения, которое дошло до нас в словах Святого Писания и живом опыте Священного Предания Церкви, в строчках из житий святых. Как учил прп. Серафим Вырицкий, «От Меня это было», то есть «всё – от Бога». Важнейшая наша задача – научиться принимать и хранить тот мир, который, как бесценное сокровище, оставил нам Господь наш Иисус Христос через святых апостолов, сказав им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю Вам» (Ин. 14:27). Будем помнить, что мир Христов невозможно принять, если мы не будем стараться изгонять из ума и сердца все плотские помыслы, злобу и неприязнь. Зная последнее, диавол не дает нам жить в мире и радости, которые хочет дать нам Бог. Лукавый мучает нас злопамятством и ревностью. А мы будем трудиться, чтобы сердца наши сделались чистыми и приняли заповеди нашего Владыки и одновременно умиротворение и любовь Божию.
Ходить пред Богом и быть непорочным
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, и Он есть совершенный и абсолютно святой Бог.
Со времён грехопадения человек стал порочным, то есть неполноценным с точки зрения Божественного совершенства.
Каковы же условия для возвращения к совершенству?
Второзаконие18:9 Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии.
10 Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых.
12 Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой изгоняет их от лица твоего.
13 Будь непорочен пред Господом, Богом твоим.
14 Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой.
«. будь непорочен пред Господом, Богом твоим». Бог не разбрасывается словами. Если Он требует это от нас, значит нам это возможно. И не просто возможно, но и обязательно для исполнения.
Псалом 24:1 К Тебе, Господи, возношу душу мою,
2 Боже мой! На Тебя уповаю. Да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои.
3 Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
8 Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь,
9 Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
Но как исполнить повеление Бога ходить в непорочности? Во всём мире люди осознают, что порок это не благо, это проблема, которая портит и разбивает жизнь. Но избавиться от пороков до конца никому ещё не удавалось.
Какова же возможность быть непорочным?
Бытие 6:9 Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом.
Итак, ответ прост: чтобы быть непорочным, надо ходить перед Богом. И самая важная забота в жизни христиан: как ходить перед Богом?
Ребёнок не будет делать что-то плохое, пока понимает, что отец рядом и наблюдает за ним. Вот когда он думает, что никто не видит его, он может сознательно делать что-то плохое (фильм»Подзорная труба»).
Наш Господь видит нас везде и всегда, и не только видит, но и знает все мысли наши, все желания, намерения. От Него ничего нельзя скрыть.
Но так как Он дал нам свободную волю, мы можем сами выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
Самое лучшее, что можно сказать о христианине: он ходит перед Богом. Это высокая оценка жизни. Перед Богом ходили все помазанники Божии: Енох, Ной, Авраам, Исаак, Моисей, Давид. Господь обещал Израилю постоянную власть на земле, если будут ходить перед Богом, И не только Израилю, но вообще человеку.
Хождение перед людьми приводит к проблемам.
Притчи 29:25 Боязнь перед людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
Много проблем у тех, кто заботится о том, как он выглядит в глазах людей, как угодить человеку, чтобы получить от него что-то.
Вообще, выражение «ходить пред. » означает поставить над собой законом того, перед кем я хожу. Это тот, чьё мнение для меня важнее всего, чьё расположение и внимание мне дорого и приоритетно. Это тот, ради кого я готов жертвовать своим удобством и временем.
Хождение пред людьми вызывает в нас боязнь проблем и желание их испытать. Но так мы попадаем в сети(демократия, гуманизм).
Страх Господень побуждает нас ходить пред Богом, что в этом мире создаёт определённые проблемы, но в конечном итоге учит нас властвовать над проблемами.
Господь призывает нас ходить пред Ним, что означает заботиться о том, чтобы Его Слово было единственным нашим руководством в жизни. Исполнение же Его Слова и есть путь к непорочности. Господь нас избрал для этого.
Ефесянам 1:3-4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви.
Хождение перед Богом
И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом.
Господь явился Аврааму и сказал ему: «Я Бог всемогущий, ходи передо Мною и будь непорочен», и Авраам ходил перед Богом.
За то, что Енох ходил перед Богом, он был избавлен от смерти и живым взят на небо, и мы видим ясно, что награда Еноха безмерно велика. За то, что Ной ходил перед Богом, он был избран Богом, как один со своей семьей, на всей земле достойным восстановить род человеческий после потопа и быть, так сказать, новым родоначальником нашим, и эта награда безмерно велика.
За то, что Авраам ходил перед Богом, он был признан другом Божьим, и эта награда превышает всякую меру.
Если мы хотим, чтобы Господь призрел и на нас, отметил бы нас и дал бы нам участие в Его царствии, то и мы должны ходить перед Богом и быть непорочными. Усматривая столь великую важность этого хождения перед Богом, рассмотрим, какими свойствами и качествами должны обладать ходящие перед Богом, и в чем состоит это хождение, и чем отличаются ходящие перед Богом и не ходящие перед Богом.
Господь, явившись Аврааму, сказал ему: «Ходи передо Мною и будь непорочен». Из этих слов нашего Господа мы видим, что главное условие хождения перед Богом есть состояние непорочности или святости и вот в Ветхом Завете мы встречаем тоже изречение Господне, что мы слышим от Христа и в Новом Завете, в 5-ой гл. Еванг. от Матф, стих нагорной проповеди Христа: «будьте святы, как и Отец ваш свят».
Господь наш Иисус Христос, предложив нам все заповеди блаженства, оканчиваете свою нагорную проповедь, приведенными нами выше словами; исполнение всех заповедей блаженства есть с одной стороны основное условие наследования нами царствия небесного; с другой же стороны исполнение их дает нам полную святость и непорочность, чего требовал Бог и от Авраама, за 4 тысячи лет почти до произнесения Христом Своей нагорной проповеди. Из этого сопоставления мы приходим к тому убеждению, что условие наследования нами Царствия Небесного всегда было есть и будет святость или непорочность, пребывая в которых мы только и можем ходить перед Богом. Но никто, как Господь знает, что как бы небыли мы непорочны в настоящей жизни, но полной непорочности или святости мы не можем приобрести здесь на земле; и эта полнота святости в Ветхом Завете получалась через веру в обетованного Миссию, а в новом завете через веру в пришедшего. И мы знаем, что Авраам поверил Богу, и вера его вменилась ему в праведность, значит, что все то, чего нам не хватает в непорочности здесь на земле, восполнится нам до полноты, требуемой от нас верою нашею в обетования Божии. И вот мы видим, что вторым условием нашего хождения перед Богом является наша вера. Не буду распространяться о том, что главнейшее условие, при том первейшее, чтобы ходить перед Богом есть наша любовь к нему, это, мне думается, ясно каждому христианину, так как любить Бога есть исполнение первой и главнейшей заповеди Божьей, данной Им человеку, и не исполнивший её в той или другой мере, ничто перед Богом и вступить в завет с ним не может, а тем более ходить перед Ним не в силах. Таким образом мы вполне ясно понимаем теперь, что любовь к Богу, вера в исполнение нам обетований, послушание родят в нас непорочность или святость и суть основы нашего хождения перед Богом, или другими словами, эти три особенности души человека, возникая в нем, могут дать возможность человеку ту непорочность, без которой он не может ходить перед Богом. Теперь посмотрим, какие качества душевные ходящего перед Богом. Рассматривая внимательно настроение души человека, Богом наделенного любовью и послушанием, мы усматриваем в этом человеке известную простоту души, не простоту, как наивность или как недостаток мудрости, а простоту во Христе, о которой Господь говорит: «будьте мудры как змеи и просты как голуби», или как апостол Павел говорит: «боюсь, чтобы как змей хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились бы, уклонившись от простоты во Христе». (2 Кор.15:3).
Все вы согласитесь со мною, что все человечество в своих отношениях друг с другом, с незапамятных времен утратило простоту и искренность во взаимных отношениях, как семейных, так и общественных, как в отношениях отдельных личностей себе подобных, так и в обществе к обществу. Неискренность, скрытность, лицемерие, притворство и ложь сделались основою отношений людей между собою, и мудрость мира сего требует от каждого из нас всегда оставаться неразгаданными сфинксами друг для друга. От мала до велика каждый скрывает от других свои мысли, свои намерения и планы, свои средства, свои верования и свои чувства и вся эта лживость выработала в человечестве те лживые взаимные отношения, которые так рельефно выразились в так называемом этикете, этой китайской стене, разделяющей каждого от всех и всех от каждого.
И вы напрасно думаете, что порождение ехидны, этикет имеет место лишь при дворах царствующих особ, для охранения их величия и покоя; ничуть не бывало, он царствует во всей своей отвратительной полноте и в отношениях всех здесь обратившихся вокруг Слова Божия, требующего от нас той простоты и искренности отношений, при которых все мы могли бы исповедоваться друг другу, как предлагает нам апостол Павел.
Этот этикет с самим собою, с ближними и Богом понижает психический уровень в человеке, погашая в нем всякое стремление к самопознанию из боязни тревожить ум и сердце и упрощает природу человека до ясности коротких и узких желаний, понуждая его в меру знать, в меру чувствовать, в меру желать, что значит опошлиться. И это делает громадное большинство людей и неразвитых, и высокообразованных, вполне верующих в вездесущие и всевластие Божие. Это отсутствие искренности и честности является причиной того, что многие люди приступая к совершению неблаговидных поступков, призывают Бога и святых Его себе на помощь, идут перед тем в церковь или часовню, ставят рублевые свечки и молят небожителей о содействии им в их греховных делах, доходя иногда до таких геркулесовых столбов в этом направление, что перед совершением, например, убийства ставят горящую лампаду перед образом светить их злодейству, загораживают сами образ, чтобы Бог или святой на нем изображенный, невидали их преступления. Такое извращенное отношение к Богу при верном разумении Его свойств, показывает нам как извратилось само сердце человеческое в многовековом рабстве неискренности, притворства и лжи и до какой степени оно лишено всякой возможности относиться просто, искренно и честно, как к себе, к ближнему, так и к Богу. Все живые организмы растут из себя, так и наш духовный рост развивается из нас самих, а не из внешнего мира, могущего только или способствовать этому росту, или задерживать его. Таким образом и рост наших добродетелей начинается в нас и из нас. И чтобы быть искренними с людьми и Богом, мы должны стать искренними с собою и чтобы быть честными по отношению к людям и Богу, мы должны стать честными с собою. А чтобы стать искренними и честными с собою, необходимо узнать самих себя, т. е. определить ясно, что есть в нас положительного и что есть отрицательного; что следует нам удержать и развить и что необходимо уделить т. е. распознать, что есть полезного в нас для нас, что вредного. Когда эта работа, очень кропотливая, будет окончена, когда изучение и анализ сделает свое дело, тогда только искренность и честность в состояли будут помочь нам стать в правильные отношения к нам самим, которые и выразятся в осуждении себя, как в прошлом, так и настоящем, приведут нас к покаянию; искренность же и честность духовной силы дадут нам возможность определить и меру нашей греховности, и меру нашего покаяния, так как покаяние только тогда плодотворно, когда оно действует в душе человека в полную меру его греховности.
Сознание нашей греховности и невозможности найти помощь в себе, заставит нас в покаянии искать помощи вне нас и породит в нас смирение, а искреннее и честное покаяние с полным смирением наставит нас на путь послушания и все это вместе развившись в нас в христианское настроение, даст нам ту простоту во Христе, с каковой, в сердцах наших мы можем начать ходить перед Богом, имея тогда уже в себе некоторый залог непорочности или святости.
Без простоты во Христа, мы не можем ходить перед Богом, потому что не имея простоты в сердце, мы имеем всегда сердце лукавое, которое не открывается перед Богом и хотя Бог и знает во всей полноте это лукавое сердце по Своему всеведению, но не пожелает никогда призреть на него, пока оно само добровольно не откроется Ему во всей полноте своей и пока оно не допустит Бога в свои самые потаенные складки. И это мы видим ясно на Адаме и Еве в раю, после преступления заповедей Господних. Они всегда до греха своего ходили нагими перед Богом и не стеснялись ничуть этой наготы, потому что были наги в простоте, в которой и ходили перед Богом. После же греха своего, простота исчезла и место её в сердцах первых человеков заняло лукавство, которое так ярко вылилось в их клеветах Богу и которые вынудили их устыдиться их наготы и скрыться от Бога, т. е. перестать ходить перед Ним. Нагота же эта, как образ нашей немощности ничуть не мешает нам ходить перед Богом, если сердце наше чисто и мы во всей простоте открываем его перед Богом и делаем таким образом Его хозяином нашего сердца и нашему почину, без всяких оговорок.
Мы знаем из книги Бытия, что и Ной, и Авраам, друг Божий, были не без слабостей, но они до того не скрывали этих слабостей ни от окружающих, ни от Бога, что они дошли и до нас в изложении Моисея. Эти слабости их не изменили простоты их сердец и не наполнили этих чистых сердец лукавством, которое всегда является средостением между нами и Богом. В Новом Завете мы имеем пример простоты сердца в Нафанаиле, про которого Господь сказал: «вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства и это то отсутствие лукавства дало ему возможность быть призванным в ученики Господни.
Разобравшись довольно подробно в тех действиях и качествах, без которых никто не может ходить перед Богом, рассмотрим теперь, что значит ходить перед Богом.
Мы все знаем, что дети христианской семьи, в том возрасти, в котором они еще не успели заразиться лукавством окружающих, проводят свое время в семье, играя и шаля на глазах родителей, высказывая им все свои желания, нужды и затеи, прибегая к ним за помощью и утешением в своих маленьких горестях и делясь с ними своими радостями. Вот с этих детей мы должны брать пример для нашего хождения перед лицом нашего возлюбленного Отца, и зная слова Христа: «истинно, истинно говорю вам, что если вы не будете как дети, не войдете в царствие небесное», мы должны руководствоваться в нашем хождении перед Богом с доверчивостью простотой и искренностью детской, помня, что Бог в Его вездесущии и всеведении не теряет никогда нас из виду, читает в наших сердцах все наши намерения и все наши помыслы, что книга эта всегда для Него открыта. Будем переворачивать перед ним листы книги нашего сердца не для того, чтобы облегчить Ему чтение её, но чтобы показать ему нашу готовность поскорее раскрыться перед Ним, не утаивая от Него ни доброго, ни злого в сердцах наших.
Чтобы начать нам ходить перед Богом, нам необходимо начать с путешествия в Вифлеем, подобно волхвам, как необходимо, чтобы звезда любви ко Христу взошла в сердцах наших и привела бы нас среди ночи нашей души ко Христу в яслях. Его, что бы мы преклонились перед Ним и отдали бы Ему все, что есть у нас лучшего, нашу смирну, наш ладан и наше золото и вместо того, что бы раздумывать о Христе и толковать о Нем, пойдем к Нему и станем ходить перед Ним.
Ходить перед Богом, значит пребывать с Ним мыслями нашими непрестанно и проводить жизнь нашу на глазах Его, стол всегда лицом к лицу к Нему.
Впадая в искушение немедленно приносить покаяние в меру совершенного греха, без всяких оправданий и не обвиняя никого в прегрешениях наших.
Видя таковое открытое сердце и такую беззаветную преданность воле своей, Господь, по ходатайству Сына Своего, пошлет ходящим перед Ним Духа Своего который помазанием Своим научит их всему и дарует им полноту непорочности в хождении их перед Богом и Господом их.
В заключение скажем, что наивысший и совершеннейший образец хождения перед Богом, мы имеем в хождении Господа нашего Иисуса Христа перед Его Отцом, в Его земной жизни, и мы все желающие ходить перед Богом, и будем постоянно взирать на Него, и научаться от Него, как следует ходить перед Богом. Аминь!