что значит идентифицируете себя с представителями своего пола
Царь, царевна, агендер, томбой — кто ты будешь такой? Поговорим о гендерной идентичности
Юга.ру продолжают цикл публикаций о базовых социальных понятиях современного просвещенного общества. Первая публикация была посвящена понятию нормальности. На сей раз Иолина Грибкова поговорила со специалистами о том, чем различаются пол и гендер, как на них влияет наличие того или иного набора гениталий и что делать тем, кто ощущает себя в собственном теле, как в гостях.
Сексолог: полов существует два, гендеров — десятки
Злата Елистратова
дипломированный практикующий психолог-сексолог, травматерапевт
Пол и гендер — это одно и то же или разные вещи?
Пол — биологическое понятие, его определяют при рождении по первичным признакам. Пола существует ровно два — мужской и женский. В очень редких случаях рождаются люди с признаками обоих полов — так называемые интерсекс-люди. У них может быть развитие фигуры по бисексуальному типу, то есть наличие и мужских, и женских половых признаков, притом как первичных, так и вторичных. Правда, набор хромосом у таких людей зачастую женский.
Гендер — понятие социальное. Это внутреннее ощущение своей половой принадлежности или идентичности. И гендер может быть абсолютно разным.
Получается, гендерная идентичность — это то, кем себя человек внутренне ощущает?
— Да. Если биологическая женщина ощущает себя женщиной — это цисгендерный человек. Мужчина, ощущающий себя мужчиной — тоже цисгендер.
Иногда гендерная идентичность и биологический пол могут не совпадать. Люди с несовпадением, те, которые идентифицируют себя с полом, противоположным официально зарегистрированному, — именуются трансгендерными.
У некоторых идентичность выходит за рамки бинарной системы. Небинарных гендеров (раньше использовался термин «гендерквир») известно множество — это любые люди, которые находятся вне общепринятой системы и не считают себя однозначно ни мужчинами, ни женщинами.
Например, есть агендеры: у них нет четкого оформленного понимания собственного гендера, они считают, что он у них отсутствует, и вообще отрицают какую-либо гендерную идентичность.
Читайте также:
К небинарным людям относятся андрогины, которые могут выглядеть и ощущать себя на грани между мужчиной и женщиной.
Есть бигендерные персоны, которые ощущают себя то мужчиной, то женщиной в зависимости от ситуации, или одновременно и тем и другим.
Также существуют гендер-флюиды. Это неустойчивая идентичность, которая изменяется со временем сама по себе, в зависимости от психологического состояния или отношений с другими людьми. Разница между бигендером и флюидом в том, что второй не может определиться, к какому гендеру он принадлежит, поскольку предпочитает многие.
В психологии границы нормы очень широкие, и списки постоянно расширяются и пополняются. Сейчас Tinder предлагает более 50 вариантов, Facebook — более 70. В любом случае, однозначно можно сказать, что такое явление не считается заболеванием, расстройством личности или извращением.
Люди, которые не причисляют себя ни к «он», ни к «она», по-английски просят называть их they/them. Есть ли подходящий аналог в русском языке?
— Можно использовать дословный перевод — «они/их». Но лучше прямо спросите, какой вариант для этого небинарного человека предпочтительнее.
Может ли гендер быть навязанным, можно ли заставить человека почувствовать себя «другим», повлиять извне на его гендерную самоидентификацию?
— У людей, которые не имеют проблем с самоидентификацией, раннее детское развитие строится на интроектах. Это означает, что без критической оценки (потому что у малыша она еще не успела сформироваться) человек усваивает картину мира согласно тому, что ему говорят ближайшие значимые люди. Поэтому с какой-то стороны можно повлиять даже на гендерную идентичность. Если с детства мальчика воспитывать как девочку, то у него может сформироваться самоощущение женского гендера.
Но с другой стороны, может быть и наоборот. Многие трансгендерные люди рассказывают, что они с самых малых лет начали ощущать себя не в своем теле, хотя их воспитывали в абсолютном соответствии с биологическим полом.
Читайте также:
К тому же следует помнить, что даже биологический пол не всегда можно установить однозначно. Несколько лет назад стал известен случай одного юноши, который ощущал себя мужчиной и имел все соответствующие половые признаки. И вдруг он сильно заболел, провели медицинское обследование — и выяснилось, что по набору хромосом он представляет собой биологическую женщину! А после узи у него нашли полный набор внутренних женских половых органов. Тогда он решил, что раз природа дала ему возможность выносить и родить ребенка, он сделает это. И в итоге даже каким-то способом забеременел.
Хирургическая коррекция пола может привести к смене гендера?
— Очень известная история произошла в 1960-70-х с американскими близнецами Раймерами. У одного из них, Брюса, в раннем детстве произошла травма гениталий, и профессор Джон Мани предложил сделать ребенку принудительную коррекцию пола и далее воспитывать как девочку. Врач был убежден, что гендерную идентичность можно сформировать и изменить. Родители пошли на этот эксперимент.
«Дочь», которая стала Брендой, с возрастом всё сильнее ощущала несоответствие и страдала. Во взрослом возрасте она узнала, что биологически является мужчиной — и испытала значительное облегчение, потому что думала, что сходит с ума. Человек снова стал вести образ жизни, соответствующий мужчине, смог достаточно успешно жениться и усыновить детей. А методы доктора Мани медицинское сообщество признало садистскими и осудило. В этой ситуации мы видим, что коррекция пола не вызвала смену гендера.
Связаны ли как-либо гендер и сексуальная ориентация?
— Прямой связи нет, потому что люди абсолютно любого гендера могут иметь абсолютно любую сексуальную ориентацию. К примеру, биологический мужчина может ощущать себя лесбиянкой — его тянет к женщинам, но при этом он ощущает себя с ними не как мужчина, а как другая женщина — может, своего рода «пацанка-томбой». И подобных вариаций может быть бесчисленное множество.
Как это понимать окружающим и как к этому относиться?
— Если вы считаете себя культурной личностью, то относитесь с уважением. Потому что это важно для человека, для его понимания собственного «я». Ведь самоидентификация формирует структуру личности, делает ее цельной.
Еще это важно человеку для осознания себя как части общества. Мы все — существа социальные, в нашей лимбической системе глубоко в психике заложено, что нужно держаться вместе. Первые люди потому и выжили, что стали сбиваться в стаи, поодиночке это сделать было бы сложно. Эта глубинная установка до сих пор есть у всех людей. Поэтому осознавать себя частью социума, пускай даже небольших групп общества, включая меньшинства, очень важно.
Читайте также:
Людей с проблемами гендерной самоидентификации нужно поддерживать, ведь им и так сложно ощущать себя оторванными от общества. Не понимать, к какой части ты принадлежишь, — большой стресс. Если человек не может осознать, кто он, то чувствует себя изгоем до тех пор, пока не разберется в себе. Человек пытается примкнуть куда-то, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому объединения и организации меньшинств очень важны. В них люди ощущают защищенность, понимают, что могут достойно жить, что они ценны и не просто так появились на свет.
Что делать человеку, если он жил себе жил — и вдруг начал подозревать, что все эти годы просто мучился из-за того, что в глубине души является трансгендером, или, скажем, агендером?
— Обратиться к психологу, конечно. При этом в процессе психологической работы вполне может открыться, что внутреннее напряжение связано вовсе не с гендерной идентичностью.
Социолог: Трансгендерные и небинарные люди — это норма
Дарья Александрова
социолог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова
Каких людей можно называть «нормальными»?
— С точки зрения биологии нормальный человек — это тот, кто успешно выполняет все свои базовые функции: пьёт, ест, выводит продукты жизнедеятельности. В плане психологического поведения нормальный тот, кто ни на кого не нападает и не представляет опасность для самого себя.
Если же брать социологию, то нормальным будет считаться тот человек, который не нарушает общепринятые устои: работает, приносит какую-то пользу, имеет семейные отношения и друзей. Если ты прошел социализацию, значит ты нормальный. Но вот парадокс: с точки зрения статистики таких людей меньшинство, поэтому статистически нормальными их называть уже неверно.
Абсолютно все люди так или иначе относятся к какому-либо статистическому меньшинству и соответственно статистически не нормальны. У меня родинка на ухе, это мое биологическое отличие. Если этот факт проанализировать, то я тоже буду считаться ненормальной.
С точки зрения функционирования и исполнения роли ячейки общества абсолютное большинство транс- и небинарных людей следует считать нормальными. Возможно, я неправильно понимаю Россию, но и большинство не будет считать, что транс- или небинарные персоны аморальны. Но многие не будут понимать мотивы таких людей.
Послесловие
Сексуальная ориентация — вот что станет темой третьего материала из цикла, в котором Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. А завершит серию публикаций исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».
Что такое расстройство половой идентификации? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Белова М. В., психолога со стажем в 3 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Половая идентификация — одно из звеньев самосознания. Она означает, что человек с рождения соотносит себя с мужским или женским полом и принимает свой пол на физическом, социальном и психологическом уровнях. В норме половая идентичность формируется к трём годам и впоследствии обычно остаётся очень устойчивой.
При расстройстве половой идентификации человек отождествляет себя с другим полом.
Распространённость
Причины расстройства половой идентификации
Среди известных причин этого расстройства можно выделить следующие:
Факторами риска расстройства половой идентификации выступает совокупность биологической предрасположенности и влияния общества.
Симптомы расстройства половой идентификации
Основные симптомы расстройства:
Расстройство половой идентификации может наблюдаться и в детском возрасте, в этом случае оно иногда обостряется в период полового созревания.
Патогенез расстройства половой идентификации
Патогенез расстройства половой идентификации до конца не ясен. Заболеванию могут способствовать как биологические (органические) факторы, так и факторы окружающий среды.
Есть предположение, что расстройству предшествует нарушение дифференцировки. Это значит, что происходит сбой в работе структур мозга, ответственных за чувство половой самоидентификации и формирование полового поведения. Из-за этого нарушается работа половых желёз и механизмов, которые их регулируют. Всё это может быть связано с влиянием гормонов на плод во внутриутробном периоде.
Зигмунд Фрейд предполагал, что нарушение половой идентификации тесно связано с тем, что в детстве человек чрезмерно отождествляет себя с родителем противоположного пола. Примером может служить сильная привязанность мальчика к матери с одновременным игнорированием отца.
Также искажение половой идентичности может быть следствием жестокого обращения родителей, если у ребёнка складывается впечатление, что родители плохо с ним обращаются из-за его пола.
Классификация и стадии развития расстройства половой идентификации
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которой пользуются врачи-психиатры и сексологи, есть несколько форм расстройства половой идентификации:
Транссексуализм (код F64.0). Это «ядерная», т. е. острая, форма, которая проявляется ощущением дискомфорта от принадлежности к собственному полу. Пол кажется не своим, навязанным, неподходящим, и человек хочет его сменить.
Искажение половой идентичности возникает уже в детстве и усиливается к периоду полового созревания (пубертату). Появляется непреодолимое желание носить одежду противоположного пола и вести себя соответственно. Со стороны такое поведение может казаться утрированным, доведённым до абсурда, но сам человек этого не чувствует: для него такое поведение более гармоничное, чем то, которое характерно для его природного пола.
Люди, страдающие транссексуализмом, хотят поменять свой пол, поскольку испытывают мучительное чувство отвращения к собственным гениталиям. Перспектива хирургического вмешательства дарит им надежду на прекращение мучений.
Трансвестизм двойной роли (код F64.1). Это более лёгкая форма расстройства половой идентификации. Она не такая острая, желание поменять пол не настолько болезненное и стойкое, как при транссексуализме. Людей с этим видом нарушения не угнетает их половая принадлежность, они не чувствуют отвращения к своим гениталиям, поэтому не хотят окончательно поменять пол с помощью операции. В то же время у этой группы людей иногда возникает непреодолимое желание переодеваться в одежду противоположного пола. Это желание никак не связано с сексуальным возбуждением.
Расстройство половой идентификации у детей (код F64.2). Поведение ребёнка характерно для противоположного пола: мальчики чувствуют себя девочками, писают сидя, играют в «дочки-матери» и т. д.; девочки пытаются писать стоя, верят, что у них вырастет половой член, играют в игры для мальчиков.
У детей с расстройством половой идентификации периодически возникает навязчивое желание переодеваться в одежду противоположного пола. Иногда дети перерастают это расстройство и оно проходит после полового созревания. Но бывает и так, что после полового созревания проявления усиливаются, нарушение становится «ядерным».
Другие расстройства полой идентификации (код F64.8). Л юди этой группы иногда хотят изменить пол, но у них нет признаков вышеуказанных диагнозов. К этой категории относятся:
Такие пациенты тоже нуждаются в помощи сексолога.
Осложнения расстройства половой идентификации
Для расстройства половой идентификации характерны следующие осложнения:
У пациентов, страдающих нарушением половой идентификации, ярко выражен внутренний конфликт между анатомическим и желаемым полом. Они живут в постоянном напряжении, зачастую подавлены. Однако смена пола, несмотря на возможность уменьшить внутренний конфликт, может привести к ряду негативных последствий. Некоторые пациенты на момент операции уже состоят в браке и имеют детей. Смена пола одного из родителей может привести не только к разрыву отношений между родителем и ребёнком, но и к глубокой психической травме ребёнка.
Проблемы со здоровьем, конфликты с родственниками, непонимание на работе — всё это неблагоприятно сказывается на психологическом состоянии людей с расстройством половой идентификации. Человек может разочароваться как в самом себе, так и в жизни в целом. Такое состояние нередко приводит к суициду.
Диагностика расстройства половой идентификации
Диагноз «расстройство половой идентификации» ставится, если нарушение длится не менее двух лет у взрослых людей и не менее шести месяцев у детей.
На первом этапе взрослому пациенту следует обратиться к сексологу для обследования и постановки предварительного диагноза. Далее его наблюдают в динамике в течение двух лет, чтобы подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз. При этом проводится всестороннее обследование: генетическое, гормональное, МРТ, ЭЭГ и прочее. Эти исследования позволяют исключить серьёзные нарушения соматического здоровья пациента, которые могут отражаться на его психическом состоянии (опухоли головного мозга, гормональные нарушения и т. д.). Такие патологии сами по себе требуют лечения и коррекции.
Если нарушение диагностировано в детском возрасте, то операция по смене пола не проводится, поскольку ещё не наступило половое созревание. В этом случае ребёнок находится под наблюдением специалистов (эндокринолога, психиатра, психолога) до наступления пубертата, а дальше действуют по ситуации.
Лечение расстройства половой идентификации
Лечение детей
Для детей проводится индивидуальная и групповая психотерапия. Она направлена на принятие своего пола и на повышение социальной адаптации в общении со сверстниками, что помогает избежать проблем во взрослом возрасте. Параллельно ведётся работа с родителями, чтобы поддержать правильный курс психотерапевтической помощи.
Курс и длительность психотерапии выбирает врач. Эффективнее совмещать индивидуальную психотерапию с семейной, так как родители иногда сами осознанно или неосознанно способствуют неправильному формированию половой идентичности детей.
Приведём пример: мама мечтала о дочке, а родился сын. У мальчика слабый тип нервной системы, миловидная внешность, он очень привязан к маме. Женщина не оставляет своей мечты о дочери, поэтому отращивает сыну длинные волосы и покупает одежду, больше подходящую для девочки. Так она неосознанно поощряет в сыне поведение девочки. Внешний вид и поведение мальчика вводит окружающих людей в заблуждение, и они невольно тоже влияют на ребёнка, когда говорят: «Какая у вас красивая дочка!» Всё это может привести к нарушению половой идентификации ребёнка и проблемам в будущем. В этом случае нужно работать с мамой мальчика: она должна осознать, что ведёт себя неправильно по отношению к сыну, что его нужно воспитывать в соответствии с природным полом.
Лечение взрослых
Психотерапия. Для взрослых, страдающих трансвестизмом двойной роли, также проводится индивидуальная и групповая психотерапия. Они направлены на повышение социальной адаптации и выработку адаптивных форм поведения. Иногда применяется глубинная экзистенциальная психотерапия, направленная на самопознание, принятие себя и повышение своей самооценки.
Параллельно с глубинными методами используются приёмы когнитивно-поведенческой или краткосрочной стратегической психотерапии. Их задача свести на нет удовольствие от переодевания, которое является способом разрядки, снятия напряжения и внутреннего дискомфорта. Краткосрочная стратегическая терапия — более мягкий метод коррекции, поскольку человеку не запрещают носить одежду противоположного пола, но переодеваться можно не в любое время, а по графику, составленному психотерапевтом. Такой подход постепенно снижает удовольствие от этого процесса.
Показания к операции по смене пола:
К противопоказаниям относятся:
Операция проводится не сразу, ей предшествует минимум два года гормональной терапии, которую подбирает эндокринолог. Мужчины принимают женский гормон — эстроген, в результате чего у них увеличивается грудь, изменяется состав жиров по женскому типу, уменьшается рост волос на лице и теле. Женщины принимают мужской гормон — тестостерон, который усиливает рост волос на теле, способствует росту волос на лице и т. д.
Через два года или более проводится операция по смене пола: у мужчин ампутируется половой член, создаётся искусственное влагалище, выполняется пластическая операция на лице; у женщин удаляются молочные железы и матка, иногда проводится фаллопластика, т. е. создаётся искусственный половой член.
Осложнения и реабилитация после смены пола. Любое хирургическое вмешательство связано с риском развития осложнений, при смене пола эти риски значительно выше из-за сложности и многоэтапности процедур.
После операции пациентов обследуют, чтобы выявить возможные осложнения, эндокринолог корректирует гормональную терапию. Впоследствии таким пациентам необходимо ежегодно проходить диспансерное наблюдение у врачей: эндокринолог будет контролировать приём гормонов, психиатр и другие специалисты в случае необходимости будут корректировать состояние здоровья.
Реабилитация после операции в первую очередь подразумевает психотерапию. Врач поможет пациенту адаптироваться к своей новой половой роли и преодолеть социальные страхи.
В отличие от других методов лечения в сексологии и психиатрии операция по смене пола не может быть анонимной, так как предполагает изменение паспортных данных.
Прогноз. Профилактика
Прогноз будет наиболее благоприятным, если пациент сам хочет примириться с собственным анатомическим полом и проходит психотерапию. В этом случае риск вторичных психических и соматических нарушений минимальный и адаптация в социуме проходит проще.
После операции по смене пола некоторые пациенты успешно приспосабливаются к новой половой роли. Поддерживающая гормональная терапия и психотерапия позволяют им быстрее освоиться в новом для себя качестве и адаптироваться в социуме.
Профилактику лучше начинать с детского возраста. Ребёнка нужно правильно воспитывать: называть, одевать, стричь в соответствии с его природным полом. При этом оба родителя должны не только уважать и принимать анатомический пол ребёнка, но и своим примером показывать, как нужно себя вести согласно своему природному полу.
Хороший вопрос«Подружить свои части»: Гендерно-неконформные люди о своей идентичности
Как живут те, чей гендер устроен сложнее, чем простое «мужчина» или «женщина»
В некоторых культурах исторически признают только два гендера: мужской и женский. Такое представление о гендере называют «бинарной гендерной системой». Жёсткие рамки бинарной гендерной системы содержат множество гендерных стереотипов — о том, «как должен вести себя настоящий мужчина» или «как должна выглядеть настоящая женщина». При этом в последние годы гендерные границы размываются, вариации гендерной экспрессии — внешних и поведенческих проявлений принадлежности к определённой идентичности — становятся всё более разнообразными.
Способствует этому в том числе большая репрезентация в масс-медиа и в обществе небинарных людей. Это могут быть люди, не вписывающиеся в бинарные категории «мужчина» или «женщина», — например, те, чья гендерная идентичность совмещает элементы «мужского» и «женского» или вообще выходит за пределы этих категорий. Люди, не определяющие себя как «мужчин» или «женщин», могут использовать разные слова, говоря о себе: «небинарный человек» или «небинарная персона», гендерквир, агендер, бигендер, гендерфлюид и другие. Все эти самоназвания обозначают разные идентичности, которые можно описать зонтичным термином «гендерно-неконформные люди» (который также может быть самостоятельной идентичностью).
Сегодня мы поговорили с людьми самых разных неконформных идентичностей — небинарными, агендерными, бигендерными, пангендерными, гендерфлюидными и квирами — об их понимании себя, самопрезентации и гендерных стереотипах. Во всех рассказах используется авторская лексика.
Текст: Ева Цветкова, врач-эндокринолог, ведущая телеграм-канала «Эндоновости», небинарная персона
небинарный, пансексуальный и полиаморный человек
информационный координатор Транс*Коалиции на постсоветском пространстве, координатор питерской небинарной инициативы СНеГ
Мне близок тот способ, которым говорят о себе небинарные люди. Я вижу в этом внимание к категории гендера в принципе, желания деконструировать гендер, переизобретать его в каждодневных практиках, экспериментировать с местоимениями, принимать на себя разные гендерно окрашенные социальные роли или подвергать их сомнению с точки зрения фемоптики.
При этом небинарные люди — это люди как люди, которые сами могут соответствовать или даже демонстрировать гендерные стереотипы. Небинарность вовсе не прививка от них — это идентичность, а не маркер осознанности, уровня рефлексии или интеллекта. Небинарные люди вовсе не более революционные или «шатающие гендер».
В моей жизни как небинарного человека существуют такие понятия, как выбор местоимения, социальная и телесная дисфория, социальный и медицинский переход. Социальный переход начался шесть лет назад с выбора нового имени (которое было женским, то есть соответствовало моему приписанному полу).
Думаю, что моя экспрессия в основном соответствует приписываемому гендеру, мной ощущается смешанно, иногда — феминно. Мне нравится открывать двери перед людьми в качестве флирта или ухаживать, подавать верхнюю одежду, дарить цветы. Я не воспринимаю это как долг или обязанность, это скорее часть игры. И мне куда приятнее, когда она в обе стороны, а не в одну — иначе начинает ощущаться какой-то гендерный перекос.
Мне нравится разная одежда — и мужская, и женская. Так было с подросткового возраста: я комбинировал какие-то вещи, чтобы чувствовать себя комфортнее и привлекательнее. При этом у меня есть сложности с женской одеждой, потому что существует некоторое ожидание у транслюдей от транслюдей, что нужно стремиться к андрогинности или к ношению одежды «противоположного пола». Конечно, в любом сообществе, я думаю, есть свои местные стандарты красоты. Мне близка идея внешней андрогинности, но, как и в случае с любым стандартом, тяжело ощущать несоответствие.
В общем, у меня всегда работает какой-то маячок, который оценивает мой внешний вид и поведение в отношении своего гендерного комфорта и окружающей обстановки (наверно, это что-то от дисфории). С одной стороны, это здорово и интересно, это исследование, а с другой стороны, это бдительность. Сверка выматывает.
Я живу периодами: несколько лет в мужском гендере, несколько лет в женском гендере (от года до семи лет подряд). При этом ощущаю себя стереотипно бинарно (то есть гендерно-конформно) и в том, и в другом гендере. Я не регулирую эту смену гендера, это происходит как-то само. Я использую местоимения «она» в женском гендере и «он» и «она» в мужском гендере. Но у меня, к сожалению, всегда есть гендерная дисфория — и социальная, и телесная.
В детстве я осознавала себя в мужском гендере, у меня ничего не менялось с идентичностью до подросткового возраста, поэтому я думала, что я транспарень, вырасту — и начну переход. Когда резко начался период феминности, мне было четырнадцать лет, было такое: «О да, я всё поняла, наверное, я девушка». А через два года меня качнуло обратно.
Я долго не знала, что существуют небинарные люди, и пыталась «понять про себя до конца, кто же я». Я поняла, что я бигендер, когда встретила партнёра-агендера, которая рассказала мне про то, как она себя ощущает, как видит меня, и у меня просто всё встало на место. Это было двенадцать лет назад — слово «небинарность» ещё не появилось в Рунете, было только понятие «гендерквир».
Для меня моя небинарность — это понимание, что, несмотря на то, как я себя сейчас ощущаю, через время это полярно изменится. Ключевая характеристика моей небинарности — флюидность. Я сильно меняю гендерную экспрессию в переходе из гендера в гендер. В том числе потому, что для меня важны внешние изменения: из-за дисфории начинает резко не подходить то, что было раньше.
В женском гендере я выгляжу стереотипно феминно: я ношу платья, крашу ногти, пытаюсь отращивать волосы. В мужском гендере менее конформно: я не могу носить утяжки, поэтому я парень с грудью. Я коротко стригу волосы, выбираю маскулинную (но обычно очень яркую) одежду. Мне важны лидерство, власть и успех, и я этим компенсирую то, что меня всё же считывают сначала скорее как женщину.
Сейчас у меня какой-то переходный период: я год была в женском гендере и сейчас не понимаю, куда движусь. Я сбрила каре, но мне комфортно в платьях. В зеркале я вижу парня в платье, и мне это не нравится. Что-то будет меняться, но пока не знаю, как дальше. Меня достало то, что мне постоянно предлагают «подружить свои части» и «слепить из себя» что-то среднее: у меня противоположные потребности у двух разных гендеров, в среднем арифметическом мне очень фигово.
Также мне сложно с людьми, которые отрицают наличие у меня второй части (в основном потому что не видели её), которые начинают доказывать мне, что я просто трансмужчина, мне надо принять себя и всё. Или, наоборот, что я девушка с внутренней мизогинией, что я слишком феминная, чтобы быть небинарной. В мужском гендере я часто не вписываюсь в бинарный нарратив про то, каким должен быть «настоящий мужчина». Внутри меня до сих пор идёт торг — сделать мастэктомию или продолжать доказывать, что мужчина с грудью может быть мужчиной.
Каждый раз, когда у меня меняется гендер и следом гендерная экспрессия, я получаю очень много удивления от окружения. Мне бы хотелось проживать это проще: чтобы я могла ничего не объяснять, не выдерживать реакции других людей, а просто жить так, как мне комфортно. Мне хочется видеть больше открытых небинарных людей с разной гендерной экспрессией и разным опытом.
политическая и феминистская активист_ка, небинарный человек
Я небинарный человек. И не потому, что я не укладываюсь в какие-то представления о женственности — тем более что разных и патриархальных, и непатриархальных примеров «женскости» сейчас можно увидеть достаточно, — просто я не женщина. Это не связано ни с каким желанием как-то от женщин отстроиться из-за внутренней мизогинии, неприязнью или отсутствием в моём поле зрения женщин — ролевых моделей. При этом определённому спектру стереотипов в отношении внешности, идентифицируемой в обществе как женская, мне, наоборот, нравится соответствовать: я люблю всё визуально гиперфеминное, как в отношении себя, так и в исполнении людей любой гендерной идентичности, включая цисгендерных мужчин.
История моего понимания собственной идентичности довольно простая: мне приписали женский пол и в семье меня воспитывали как девочку — платья-юбки, образ «принцессы», навязывание культа красоты. У меня никогда не получалось соответствовать ожиданиям: по мнению матери, «девушка должна быть опрятной, женственной и изящной» — у меня же куча странных привычек, нервные и дёрганые телодвижения, одеваюсь как удобно (обычно это штаны и толстовки), меня никогда не интересовала косметика, попытку заставить меня носить каблуки я встретил сопротивлением.
Я никогда не чувствовал себя женщиной, по крайней мере, той женщиной, какой меня желает видеть традиционное общество. В то же время я понимал, что мужчиной я быть не хочу: маскулинность меня отталкивает и даже пугает. У меня нет гендерной дисфории, и я не испытываю желания как-то менять своё тело, всё моё неприятие его феминности больше связано с внешними факторами: мне противно, когда из-за моего пола меня рассматривают как сексуальный объект, принижают мои интеллектуальные способности и считают нужным диктовать мне, чем заниматься и как одеваться.
Со временем я понял, что мне в принципе нет места в бинарных гендерных рамках, мне в них тесно. Я просто хочу делать что хочу и одеваться как хочу. Агендерность стала комфортной для меня идентичностью, на вопрос «кто ты?» я всегда могу ответить, что я — это просто я. У меня нет пола, он никак меня не определяет. К тому же я асексуал, так что вопрос моей половой принадлежности никого не должен волновать даже в отношениях со мной.
В последнее время я использую понятие «квир», поскольку этот термин обозначает выход за рамки бинарной нормативности. Квир позволяет снять противоречие между небинарностью и выходом за пределы стереотипов. Например, дрэг-квин может быть гетероцисчеловеком, но при этом развивать эстетику, которая размывает привычные гендерные стереотипы и таким образом может быть обозначена как квир.
Для меня ключевым фактором является внутреннее самоощущение, ведь одна и та же форма может иметь разные основания. Например, если я крашу ногти, то я могу это делать и в силу определённых модных трендов или личных эстетических предпочтений, при этом выходя за рамки привычных стереотипов. С другой стороны, маникюр может быть как раз следствием следования стереотипам, ибо это один из общественных маркеров феминности. Поэтому если говорить о внешних проявлениях, то у меня это имеет двойную природу, поскольку я это делаю и для себя, и для других, поскольку считаю важным делать видимым выход за пределы стереотипов.
медсестра в частной клинике
Я с детства не ощущала себя девочкой, терпеть не могла платья, внешне тоже была похожа на мальчика (в том числе из-за стрижки), но, когда меня называли мальчиком, мне это тоже не очень нравилось. Хотя это было скорее из-за того, что все вокруг постоянно говорили: «ты же девочка», «почему ты так ходишь (сидишь, говоришь)». На призыв надеть платье отвечала, что я не девочка и не мальчик. Я кот, медвежонок. Потом удалось принять в себе девочку, тем более что в сексуальном плане я предпочитаю мужчин. В итоге моя мужская «половина» оказалась настолько глубоко засунута, что, наверное, я даже отрицала её. Муж, дети, быт, работа. И только недавно поняла, что я такая как есть, что надо просто себя принять. Стало намного легче жить, я начала писать рассказы, которые сами собой ложились на бумагу. Это давало мне силы и заряжало энергией.
Я бы, конечно, предпочла иметь мужское тело, но в силу возраста и других причин не вижу возможным сделать переход. Одежду предпочитаю нейтральную, иногда хочется выглядеть больше как мужчина, но в целом могу иногда даже надеть и платье. В то же время я люблю косметику, маникюр. По моему внешнему виду вряд ли можно подумать, что я не девочка, но многие говорят, что у меня необычная внешность. Внутри я в основном обращаюсь к себе в мужском роде. На себе я не испытываю давление стереотипов, но ощущаю их очень сильно. К сожалению, нас не понимают даже некоторые представители ЛГБТК (чаще всего цисгендерные), не говоря уже о цисгетеролюдях. Конечно, хочется перемен, но не верится, что это будет возможно в ближайшее время.
Лично я сейчас стала говорить о себе прямо. Не всем, конечно, но многие друзья знают про меня и принимают. Есть даже такие же, как я. С другими людьми предпочитаю близко не общаться. На работе, к сожалению, довольно гомофобный коллектив, но я уже не молчу, как раньше, а стараюсь выражать своё мнение. Это важно в первую очередь для меня. Конечно, я не шокирую всех — просто стараюсь объяснить, что это норма и что все разные. Но, похоже, что меня не слышат, хотя коллектив медицинский. Хочется жить в мире, где все друг друга понимают или хотя бы стараются понять, не скатываясь в осуждение и оскорбление.
Когда я думало, что гендера всего два — мужской и женский, — то себя считало бигендером. О бигендерах мне рассказал друг, когда мне было примерно двадцать лет, и я тут же решило, что это про меня, потому что мне всю жизнь одинаково подходило быть как мужчиной, так и женщиной. Позже я узнало, что существуют агендеры, интергендеры, либрагендеры, демигендеры. Я поняло, что и эти идентичности мне тоже подходят, и решило, что я полигендер (то есть что у меня множество идентичностей). Но ещё позже, когда я нашло в интернете новую информацию по гендерным идентичностям, я определило себя как пангендера. Эта идентичность включает в себя все гендерные идентичности. Позже я узнало, что некоторые источники в «классическую» пангендерность не включают агендерные идентичности, и решило, что мне больше подходит определение апангендер, определение звучит примерно как «микс пангендера и агендера». Ощущения у меня примерно такие: какую бы идентичность мне ни приписали — я чувствую, что она мне подходит. Из-за этого меня невозможно мисгендерить. И все эти идентичности я чувствую в себе одновременно и постоянно.
Самовыражение через одежду меня интересует меньше, чем это обычно бывает. Я довольно редко покупаю себе новую одежду. Добрая часть моего гардероба вообще перепала мне бесплатно от других людей. Предпочитаю удобную, простую и преимущественно однотонную одежду, но не против разных цветов. Стараюсь надевать вещи, которые друг с другом хорошо сочетаются: жена говорит, что у меня есть стиль. Мне нравится унисекс, но в основном покупаю «бинарную» одежду: её больше продают и проще купить. Из-за того, что по внешности я считываюсь как женщина и женская одежда мне больше подходит по размерам, то закупаюсь в женском отделе чаще, чем в мужском. Косметикой пользуюсь, наверное, не чаще раза в год, чтобы разок создать интересный образ и потерять к этому интерес на долгое время. Украшений не использую вообще, только обручальное кольцо надеваю иногда, когда идём куда-то «на люди» с женой, чтобы таким образом демонстрировать, что мы пара. Моё естественное поведение женственностью не отличается, от походки до манеры говорить. Притворяться я не хочу, поэтому получается, что выгляжу нестереотипно.
Окружающие ждут, что я буду больше стремиться к моде, хвастаться обновками, чаще пользоваться косметикой. Некоторые люди меня недолюбливают за грубость, резкость, прямолинейность и склонность разговаривать матом именно с позиции «девушкам это не к лицу», при этом относясь нормально к такому поведению у юношей. Ещё со мной почти не знакомятся юноши. Может, я действительно хожу и разговариваю как-то так, что у них не возникает ко мне интереса, не знаю.
Я мало кому рассказываю о небинарности, поэтому со стереотипами о ней почти не сталкиваюсь. Но бывает, что люди могут не верить, злиться, реагировать агрессивно, если просто им сказать, что существуют небинарные гендерные идентичности. Здесь ничего удивительного нет: гелиоцентрическая модель Коперника тоже поначалу никому не нравилась, ведь она противоречила тому, что было раньше.
Я идентифицирую себя как гендерно-неконформную женщину, потому что мне важна репрезентации биологической реальности, по большинству признаков которой мой организм является таким, который называют женским. Я выгляжу феминно, поэтому проблем с идентичностью в обществе у меня нет.
Несоответствие гендерным стереотипам начинается тогда, когда, например, во взаимоотношениях я беру на себя ведущую роль. Моя главная цель в жизни — реализоваться как творческая личность, и я вряд ли буду заводить стереотипную семью. Я зарабатываю больше своего партнёра и нахожусь в полиаморных отношениях, необходимость которых почувствовала именно я (вопреки стереотипу, что женщины обычно моногамны).
В подростковом возрасте я ощущала большое давление окружающих родственников и учителей. Я была громче, грубее и сильнее чем другие девочки, ввязывалась в драки, не расчёсывала волосы, и относительно меня постоянно звучали слова «будь как нормальная девочка». В какой-то момент я сожалела, что родилась в женском теле. Потом я испытывала лёгкую гендерную дисфорию и предпочитала говорить о себе в мужском роде. Сейчас, когда я знаю об этом явлении, мой способ бороться с ней — это быть репрезентацией того, что «девочки», «девушки», «женщины» могут быть совершенно разными и не обязательно соответствовать бинарным гендерным предписаниям. Это и есть причина, почему мне ближе называть себя гендерно-неконформной женщиной, а не небинарной персоной. Но я с большим уважением отношусь к любой гендерной идентичности.
В моём идеальном мире понятие гендера просто исчезнет и людей любого пола будут воспитывать не в соответствии с гендерными стереотипами, а в соответствии с представлениями о том, какие качества необходимы для жизни в обществе.