что значит идти за христом
Что значит идти за Христом
И. М. Сергей
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» — Мф. 16, 24.
В наши дни, как никогда раньше, мы наблюдаем оживление интереса к церкви Иисуса Христа. Но приходиться задумываться, подлинно ли этот интерес выражает искреннее стремление многих следовать за Христом.
Есть те, которые устами исповедуют Христа, но не знают, что значит следовать за Ним. Некоторые думают, что следовать за Христом, значит вести этический образ жизни. Они говорят, что неважно, как и во что верить, лишь бы морально жить. Но этого недостаточно. Следовать за Христом означает исповедовать Его Божество, принимать верой Его искупительную жертву! Необходимо пережить возрождение свыше от Слова Божия и Духа Святого.
Истинное следование за Христом возлагает на нас большие обязанности. Наш текст ясно говорит о том, что кто хочет следовать за Христом, должен взять крест свой, то есть трудности этого следования, отречься от себя и идти за Ним.
Что же значит отвергнуть себя? Это означает от-казаться от самого себя. Отрекаясь от себя, мы ставим Христа на место себя. Поэтому первым условием ученичества и следования за Христом есть отречение от себя.
В каждом человеческом сердце есть престольная комната. В жизни и сердце необращенного человека на этом престоле сидит «я», которое диктует и управляет жизнью. Если такого человека просят сделать что-нибудь в церковной или общественной жизни, он обычно спрашивает: что ему за это будет? Может быть, он и хотел бы сделать иначе, но не может до тех пор, пока властное «я» находится в центре его жизни и управляет им. Для изменения такого состояния необходимо рождение выше. Грех в Едемском саду был своего рода возведением на престол своего «я». Сатана прельстил Адама и Еву говоря: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?» «Вы будете, как боги» — Быт. 3: 1, 5. Когда происходит акт нашего возрождения или спасения, тогда престол нашего сердца снова занимает Господь, и наше человеческое «я» капитулирует.
Затем Христос говорит, что после нашего обращения верующий должен взять крест свой и следовать за Ним. Говоря о кресте, который мы должны нести в христианской жизни, мы часто не вполне разумеем значение этого слова. Иногда физические болезни и недуги в плоти мы называем нашим крестом. Они скорее могут быть «жалом в плоть», но не крестом. Так рассматривал свои физические недуги апостол Павел. Наши физические страдания в этой жизни не всегда бывают крестом в библейском понимании этого слова. Наш текст говорит: «возьми крест свой». Другими словами, крест не является чем-то, что мы принимаем пассивно. Крест — это добровольное взятие на себя служения и тех последствий, которые связаны со следованием за Христом. Следовать за Иисусом Христом — жить для Него каждый день, это и есть нести крест каждый день. Вот что значит взять крест. Крест — это полное подчинение Христу и Его воле. Перед этим словом Христос сказал своим ученикам, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать и быть распяту. Ученики знали, что означает распятие на кресте, потому что этот вид казни практиковался в то время. После беседы с учениками Он сказал эти слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною».
На этих двух принципах основано ученичество Христа. Первое — отвергни себя, то есть сойди с престола твоего сердца и уступи место Христу, второе — возьми крест свой и следуй за Ним.
Дорогой читатель! Желаете ли вы следовать за Иисусом Христом, быть Его учеником и последователем? Он призывает вас к Себе и разъясняет условия следования за Ним. Следование за Господом имеет свои блаженные последствия. Оно дает нам радость и счастье в этой временной жизни и ведет к вечному блаженству в небесах. Только тот, кто последовал за Иисусом Христом, имеет надежду жизни вечной. К этому счастью Он призывает и вас.
«Приди, друг, к Иисусу, как есть во всех грехах.
Он уврачует душу, не бойся, сбрось свой страх.
Стремись путь к вечной жизни пройти ты до конца, тогда найдешь в отчизне заветный дом Отца.
Возьми свой крест и следуй в путь узкий за Христом, идя за Ним, не сетуй, не плачь ты под крестом».
И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006
СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ
Следование за Христом есть признак живой ВЕРЫ. Явныя веры живыя знак есть последовать Христу, нося крест свой. Верная бо душа сопряглася Христу, как невеста жениху, и как уд главе, и потому хощет с Ним быть неотлучно, и в страдании и в прославлении, яко невеста с женихом и уд со главою. Не подобает бо отлучатися невесте от жениха и уду от главы. И сие то есть, что Апостол написал: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет. 2, 21 ); и паки: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, и пр.» ( Флп. 2, 5 ). И сам Господь глаголет: «образ дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите» ( Ин. 13, 15 ) (5:285).
Следование за Христом необходимо,
так как Христос – глава,
вождь, пастырь, учитель, свет, истина.
Христос есть глава церкви; сынове церкви верные уды суть Его. Убо подобает нам, аще истинные уды Его хощем быть, неотлучными быть от Него, но верою и любовию Ему соединенными, и, что делает Он, делать и нам, и куда идет Он, за Ним следовать и нам; уды бо от главы своей не отлучены суть, якоже видим в вещественном теле. Христос есть вождь верный и мудрый, Который по пути мира сего ведет последующих Ему в небесное отечество: убо должны мы последовать Ему, когда не хощем заблудить в пути погибели. Христос есть пастырь добрый: убо должно нам гласа его слушать, которым Он в след Себе идти призывает нас, и последовать Ему: «аще кто Мне служит, Мне да последует» ( Ин. 12, 26 ). Христос есть учитель и наставник наш, Который учит и наставляет нас на путь истины: убо должно нам учитися от Него, чего Он и словом и образом непорочнаго жития учит нас, и в словеси Его пребывати, аще хощем ученики Его быти, якоже Сам рече: «аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете» ( Ин. 8, 31 ). Христос есть свет миру ( Ин. 8, 12 ): убо когда не хощем во тьме быть, должны Свету сему последовать, да тьма нас не обымет ( Ин. 12, 35 ). Христос есть жених верных душ: убо верным должно верою и любовию Ему прилеплятися, творити волю Его. Христос есть истина и живот ( Ин. 14, 6 ), убо должно нам придержатися Его, когда не хощем прельститися и умереть (3:185).
Если Христос наш вождь и Пастырь,
то должны следовать за Ним
Аще Он Вождь нам к небеси, то должно нам за Ним итить тем путем, каким Он Сам шел. «Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ми» ( Мф. 16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк. 9, 23 ). Аще Пастырь Он наш, то нам, овцам Его, должно гласа Его слушать. «Овцы Моя», глаголет, «гласа Моего слушают» ( Ин. 10, 27 ). Аще Он Глава наша, то нам, яко удам Его, должно Ему повиноваться. Аще Он Жених наш, то должно нам веру и любовь к Нему цело хранить и не обращаться к нечистой мира сего любви. Сего от нас требует Христос наш, о, христиане, когда хощем не токмо именоваться, но и быть христианами. Сего ради разсмотри себе всяк, христианин ли еси, хотя христианином и называешися, и разсмотревши, всяким образом старайся, чтобы и вещию быть христианином, дабы не слышить страшного онаго гласа от Христа: «не вем вас, откуду есте» ( Лк. 13, 25–27 ) (2:274).
Следовать за Христом –
быть и словом и делом учеником Христа
Христос собрал не нуждою, не принуждал никого из них итить вслед Себе, не повелевал им, хотя и могл тое чинить, яко Господь, но призывал их, глаголя всякому от них: «Грядите вслед Мене», и шли со всякою охотою за Ним, и ходили за Ним как ногами так и сердцами. Зовет и нас ныне вслед Себе, и последовать Себе верою, смирением, любовию и терпением. Последуем убо Господу нашему, нас ради на земли явившемуся и по земли ходившему. Оставим все мирское миру, и последуем Ему, да будем как словом, так и делом христиане, то есть Его ученики. Христианин бо есть Христов ученик (5:106).
Кто хощет войти в Царство небесное,
должен следовать за Христом
Как хотящим изыти из Египта надобно было последовать Моисею вождю, и хотящим внити в землю обетованную Израильтянам должно было последовать Иисусу Навину: тако хотящим от работы диавольския и бедствия его свободитися, и в небесное отечество внити, надобно последовать за Иисусом Христом. «Аще кто Мне служит, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ), глаголет Господь. Христу не ногами, но сердцем последуем (5:148).
Желая быть со Христом прославленным,
надо, как и Он, поругания и крест понести
Вси хотят со Христом прославленным и превознесенным быть; но Христу последовать и со Христом крест носить, и поругание, уничижение, посмеяние и скорбь терпеть мало кто хощет. Но глаголет Он: «иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» ( Мф. 10, 38 ). Хотящему убо быти со Христом во царствии и славе Его, надобно и зде в мире сем быти с Ним, и смирением и терпением Ему последовать, и тако крест свой носить (4:415–416).
Следовать за Христом –
необходимо нести крест
Как ни думай, человече, и куды ни обращай мыслей своих, надобно нести КРЕСТ свой и итти за Христом, то есть последовать Его СМИРЕНИЮ, ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЮ и КРОТОСТИ, то есть, что ни приключится тебе скорбное, терпеть без РОПТАНИЯ, ради того, что Христос, Избавитель твой, тако терпел. Претерпи убо все без роптания, что не послет тебе святая Божия десница; испий чашу, какую подаст тебе небесный Отец, да будеши истинный уд, духовнаго тела Христова, и тако будеши последовати главе твоей, Христу. И как с Ним страждеши, тако с Ним и прославишися, яко уд с главою твоею, якоже писано есть: «С Ним страждем, да с Ним прославимся» ( Рим. 8, 17 ). И паки: «аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ) (4:24).
Что значит следовать за Христом
Что есть последовать Христу, якоже глаголет Господь: «да возьмет крест свой, и последует Мне»? Ответ: злодеи страждут, и несут крест свой, но не последуют Христу, понеже по делам своим страждут. «Что убо последовать Христу?» Быть в истинном ПОКАЯНИИ, плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа тако пострадавшего; понеже Христос все добре творил и греха не сотворил, и добра научал; но всякое злострадание терпел ради нас, «творя волю» небеснаго Своего «Отца и совершая дело Его» ( Ин. 4, 34 ). «Послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2, 8 ). Тако научил Он нас примером Своим, како подобает нам угождать Богу: то есть добро творить, и злоключение терпеть, чтобы тако волю Божию творить; Богу бо угождать есть волю Его творить; без сего невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия хощет, чтобы мы добро творили, и все противное приключающееся великодушно сносили, и безропотным терпением преодолевали (5:145).
Что убо есть – «последовать Христу»? – «Ответ». Добро творить, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, тако пострадавшего. Христос все добре творил, и греха не сотворил, и добру научал, но всякое бедствие и злоключение ради нас страдал и терпел, творя волю пославшаго Его Отца и совершая дело Его; послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2, 8 ). Тако научил Он нас Своим примером, како подобает нам угождать Богу, то есть добро творить, и злоключение терпеть, чтобы тако волю Божию творить. Воля бо Божия хощет, чтоб мы добро творили и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали. Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Аще убо кто добро творит и страждет без правды, и терпит от любви к Богу и ко Христу Сыну Божию, то есть, что Христос от любве к Отцу Своему небесному, и от любве к нам недостойным тако пострадал и терпел: сей последует Христу смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие (5:327).
Следовать за Христом –
подражать Христу и быть подобным Ему
Царю своему Христу подобятся и воины Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит ( 1Ин. 4, 4 ); на земле странствуют, но отечество их небо; на земле обращаются, но «житие их на небесех, откуду и Спасителя ожидают» ( Флп. 3, 20 ). В рубищах ходят, но внутрь царскою багряницею покрываются. Человеческого наследия лишаются, но Божие имеют; «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» ( Рим. 8, 17 ). На земле богатства не ищут и не имеют: но небесная сокровища отверзаются им ( 2Кор. 4, 7 ). От человек изгоняются, но Бог их приемлет ( 2Кор. 6, 17 ). Люди их оставляют, но с Богом общение имеют ( 1Ин. 1, 3 ). Мир их осуждает, но Бог оправдает ( Рим. 8, 30–33 ). Мир их проклинает, но Бог благословляет ( Еф. 1, 3 ; 1Пет. 3, 9 ; Гал. 3, 9 ). Мир их оскорбляет, но Бог утешает ( 2Кор. 1, 4 ). Мир их безчестит, но Бог их прославляет ( Пс. 90, 15 ; 1Пет. 5, 10 ) (3:416–417).
Следовать за Христом не ногами, но сердцем
Надобно отрещися не токмо мирских похотей, но и «себе самого и взяти крест свой, и последовати Христу» ( Мф. 16, 24 ), последовати Ему не ногами, но сердцем, верою, любовью, терпением, кротостью, смирением, злостраданием. И тако, где Он ныне Сам, туда и последователя Своего приведет, по неложному обещанию: «аще кто мне служит, Мне да последствует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ) (3:346).
Следовать за Христом не ногами,
но СЕРДЦЕМ; не переменой места, но изменением жизни
Якоже приходим ко Христу и благодатию Его к небесному Отцу Богу нашему не ногами, но сердцем и верою, не пременением места, но пременением сердца и мысли нашея на лучшее: тако и последуем Ему не ногами нашими, не прохождением с места на место, но верою, любовию, изволением и пременением жития нашего. Многие во время плотскаго Его пожития на земли, ходили за Ним ногами, но сердцами от Него отвращалися; паче же многие и враждовали и злобилися на Него, каковы были книжники, фарисеи и прочие Его враги. Так и ныне многие от христиан устами приближаются Ему, поют Его, хвалят и глаголют Ему: «Господи, Господи», но сердцами далеко отстоял от Него; хотят со Христом «прославленным» быть, но с «поруганным» быть не хотят. Но святая ВЕРА, которая верного со Христом соединяет, требует того, чтобы верные везде и всегда, яко член от главы, неотлучен был, то есть и зде крест свой носил и за Ним ходил, и в будущем веке в славе с Ним царствовал. Должно убо христианину не токмо устами приближатися Христу, но и сердцем Ему прилепитися и последовати, когда угодити и верно работати Ему хощет (3:178).
Следовать за Христом не ногами,
но СЕРДЦЕМ и изменением нравов
Христианине! пойдем и мы за Христом, не ногами, но сердцами и пременением нравов, и услышим глаголы Его внутрь нас, и напитает нас алчущих в пустыни мира сего, не хлебом тленным, но нетленным, от небесныя Его трапезы посылаемым. Сим хлебом не телеса, но души наши укрепляться и утешаться будут (4:248).
Следовать за Христом не ногами,
но СЕРДЦЕМ, волею и чувствами
Ходим за Господом не ногами, но сердцем, волею и нравами. Ходит за Господом, кто верою, смирением, любовью, кротостью, терпением и прочими добродетельми подражает Ему; и во свете ходит, яко в след света ходит. Не ходит за Господом, кто по своей воле живет, и по примеру жития Господня нравов своих не исправляет; и во тьме ходит, яко от света удаляется. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света (4:379–380).
Следование за Христом совершается сердцем, верою и другими добродетелями
Христу последуют избраннии Его не ногами, но СЕРДЦЕМ и ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, СМИРЕНИЕМ, ТЕРПЕНИЕМ и КРОТОСТИЮ. Возлюбим и мы сей Христов путь, да последуем Ему. Низкий, смиренный и от многих презренный сей путь; но един в высокое отечество, небо ведет ( Мф. 7, 14 ). Нет бо иного пути к ВЕЧНОМУ ЖИВОТУ, кроме пути крестнаго: «иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин», глаголет Господь ( Мф. 10, 38 ) (4:24).
Следование за Христом есть тесный путь
В след Христа ходить не ногами, но СЕРДЦЕМ должно, то есть итти путем тесным и крестным, сей бо есть путь Христов. Он сим путем шел, и нам образ показал, якоже Апостол Его учит: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет. 2, 21 ). Христос поучает нас словом и житием Своим СМИРЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ, КРОТОСТИ, ЛЮБВЕ и прочих прекрасных ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: будем убо последовать Христу, когда от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить, и прочее добро делать. Тако последовали Христу вси святии, и привел их в небесное отечество. Сим смирения путем и нам итти должно, когда хочем в оную страну прийти (5:80).
Следование за Христом
есть отречение от ветхого
и облечение в нового человека
Аще убо хощем Христу последовать, должно нам ветхаго человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочаго отрещися, и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается безчестия, поношения, ругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхаго человека слушать, но ради Христа безчестие и прочее против нас, нам приключающеся, презирать, взирая на Него, якоже Он нас ради не устыдился быть поруганным и прочия страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти; но и в том вера наша нас да укрепит, и живота нашего не щадит, где нужда есть, Христа ради. Который «душу Свою за нас положил» ( 1Ин. 3, 16 ). Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием, и показал путь от земли на небо; того ради на Него взирать, за Ним итти, и тем путем Ему последовать, и, ветхаго человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаяся и оставляя позади, последовать оному «Начальнику веры и Совершителю» должно ( Евр. 12, 2 ) (3:181).
Следование за Христом –
прежде всего необходимо себя ОТРЕЧЬСЯ
Аще кто хощет Христу последовать (всяк же христианин должен как выше сказано и ниже скажется), тому должно прежде себе отрещися. Как бо хотящему на небо смотреть, должно первее очи свои отвратить от земли, и тако на небо смотреть: тако кто хощет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен первее себе отрещися, и тако будет свободно последовать Христу. Ибо как невозможно купно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать (3:179).
Чтобы идти за Христом сердцем,
необходимо помнить Его жизнь
Не видим мы Его на земли, но видим святое Его Евангелие, и в нем святое Его житие, и божественные нравы Его. Видим святый образ Его: потщимся, возлюбленне, видети Его на небеси одесную Отца Своего сидящаго. Напишем, братие, в памяти нашей, что Царь небесный благоволил пожити на земли и трудитися нас ради; да не изыдет никогда житие Иисусово из памяти нашей; тогда и мы последуем за Ним, не ногами, но сердцами (5:106).
Следование за Христом приводит к блаженству
Ему последовали вси святии: и привел их в землю, кипящую медом и млеком небесныя сладости. Ему последуют и ныне верные рабы Его: последуют верою, любовию, смирением, терпением, кротостию; и введет их во отечество оное, и яко Пастырь добрый, вземши их на рамена Своя, приносит ко Отцу Своему небесному. О христианине! прилепимся и мы к благословенной и святой дружине сей, и пойдем за Иисусом верою, любовию, смирением: и приведет нас не в землю ханаанскую, но в вечное Божие царство, и подаст нам всякому свой жребий (4:55–56).
Если не поступаем как Христос,
то мы не истинные христиане
Христос Сын Божий, как словом, так и житием Своим научил нас суету мира сего презирать, и тако входит в небесное царствие, которое Он горьким Своим страданием и смертию отворил верующим во имя Его. Он в нищете пожил и «не имел, где главы подклонити» ( Мф. 8, 20 ); нам ли за богатством гоняться и домы расширять? Он «смирил Себе, послушлив был даже до смерти» ( Флп. 2, 8 ): нам ли червем, гордиться и превозноситься? Он презирал славу и хвалу человеческую: нам ли искать прославления? Он прощал врагам Своим: нам ли искать отмщения? Он горькую страдания чашу пил: нам ли в сластях валяться? Весьма прельщаемся, когда, тако живучи, хощем быть христианами (2:273).
Многие несут крест, но не следуют за Христом
Кто не следует за Христом, тот не признает Его главой, вождем, пастырем, учителем
и, следовательно, не является членом Его Церкви, Его овцой, Его учеником и т.д.
Аще Христос есть глава верных, то не суть уды Его, которые верою и любовию Ему не соединены. Не соединены же Ему, яко не последуют Ему. Не последуют Ему, яко смирению, терпению, кротости и прочиим Божественным нравам не подражают. Аще Христос есть вождь к небеси, то неотменно заблуждают те, которые Ему не последуют. Аще Христос есть пастырь наш, то не суть овцы Его, которыя не слушают гласа Его: «овцы бо Моя», глаголет Он, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут» ( Ин. 10, 27 ). Аще Христос есть учитель и наставник наш, убо не суть ученицы Его, которые не учатся от Него смирению, терпению, кротости и проч. Аще Христос есть свет, то непременно во тьме ходят, которые не ходят в след Его; надобно бо во тьме быть неотменно, кто удаляется от света. Аще Христос есть жених верным душам, убо прелюбодействуют от Него, которые удаляются от Него. Аще Христос есть истина, неотменно прельщаются и заблуждают, которые не придерживаются Его. Аще Христос есть живот, то мертвие суть, которые отлучаются и удаляются от Него, якоже глаголет: «се удаляющии себе от Тебе погибнут» ( Пс. 72, 27 ). Видиши, возлюбленный христианине, как нужно нам последовати Христу, так что «едино сие есть на потребу» ( Лк. 10, 41 ), напротив того, как опасно удаляться от Него, у Которого единаго есть живот и блаженство (3:185–186).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
О несении креста и следовании за Христом
Слово пастырей
В третье воскресение Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).
Так что же значат эти слова – «нести свой крест», которые, к сожалению, нередко становятся расхожим выражением? Имеют ли они какое-либо отношение к нашим жизненным обстоятельствам? Как понять, что именно есть «наш крест», несение которого является условием следования за Христом? За ответами на эти вопросы мы обратились к нашим пастырям.
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря.
– Прежде всего, надо различать мирское и сакральное понимание выражения «взять свой крест». Часто в нецерковной среде им обозначают простое несение трудностей без всякого религиозного их осмысления.
Само собой разумеется, что у каждого из живущих есть дела, «которыми трудится он под солнцем» (Еккл. 1: 3), и в большинстве случаев, по слову премудрого, это суета сует (Еккл. 1: 2). Естественно, даже самый нерелигиозный человек, осознающий тягость жизни, начинает характеризовать ее как крест.
Но крест, который мы должны взять и следовать за Христом, не просто заурядная тягость бытия, его монотонности. Крест, о котором говорится в евангельском тексте, непосредственно связан с верой во Христа! Кто верует Господу, тому дается крест! И этот крест не тот крест, о котором говорят в миру, не крест трудностей жизни, а крест Христа, ради Христа, и несем его вместе со Христом.
Следует обратить внимание на контекст фразы: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Это исповедование Петра (см.: Мк. 8: 29), после которого апостол уговаривает Спасителя не идти на страдания, на что Господь и отвечает: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Таким образом, кто хочет быть христианином, тот должен следовать за Христом и в несении креста Христова. Вместе с верой и доступом к благодати через веру во Христа (см.: Рим. 5: 2) даются и те испытания, которые мы должны нести ради Господа Иисуса Христа. Несение этого креста – подражание Христу. Верующим во Христа нужно быть готовыми к непониманию, к поношению, к оскорблению и даже к смерти. Вот в чем тот крест, который каждый из нас должен нести вслед Христу.
– Наверное, я скажу то, что мог бы сказать и практически каждый пастырь… Есть в церковной, христианской жизни темы, на которые проповедовать очень легко — столь богатый для этого материал находим мы как в самой теме, так и в творениях святых отцов, не говоря уже об окружающей нас реальности. Вот и о кресте говорить легко и говорить можно много. Но… стыдно подчас говорить, потому как ведь точно как-то выразился митрополит Антоний Сурожский: «Если проповедь священника не поразила прежде всего его собственного сердца, то и сердца слушателей она не достигнет». Да, повторюсь, говорить о кресте легко, нести вот только его непросто… Из чего складывается он? По большей части из двух составляющих. Из того, что влечет нас долу — наших греховных навыков, страстей, немощей. И из того, что все-таки заставляет стремиться горе — нашей веры, нашей слабой и несовершенной любви к Господу. Одно противится в нас другому, и нет оттого мира в душе, оттого страдает и мучается она. Как сказал однажды какой-то греческий подвижник: «Главное крест нести, а не тащить. Тащить — слишком тяжело». Нести — это значит мужественно «пробиваться» сквозь все то, что мешает идти за Христом каждому из нас, день за днем преодолевая себя, день за днем полагая начало исправлению. Тащить — малодушествовать, жалеть себя, страшиться вечной погибели и практически ничего не делать для своего спасения.
Впрочем, бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.
– Мне видится, что «несение своего креста» в жизни христианина проявляется в стремлении исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию.
Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, но небесными, которые сможем взять за пределы этой жизни. Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле. Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест». При этом мы должны понимать, что практически никому не дано исполнить волю Божию в совершенстве, так как нечистота нашего сердца, отсутствие духовного опыта, гордость и прочие наши немощи не позволяют всегда ясно расслышать голос Божий и найти силы следовать ему.
Не стоит полагать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным важным решениям – как сегодня считают многие. На самом деле «несение креста» продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью – между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Пример такого жития показали нам святые угодники Божии.
К сожалению, нередко случается так: человек считает, что он «несет крест Божий», а на самом деле следует своей собственной воле и противится Богу. Встречая все новые и новые искушения на своем пути, он считает себя страдальцем за веру, служителем Божиим, а на самом деле причиной страданий является его собственная гордыня. Подобные страдания в итоге опустошают человека и духовно, и физически.
Для того чтобы различать «волю Божию» и «волю человеческую» и не делать трагических ошибок на своем жизненном пути, в Православии имеются верные средства: 1) чистота духовная и смирение христианина, делающие его более чутким к действиям Божественного Промысла; 2) хорошее знание православной веры и чтение святоотеческих творений, которое уберегает от ложных представлений о Боге и искажений в духовной жизни; 3) полноценное участие в таинствах святой Церкви, а также участие в жизни своей церковной общины, стремление к послушанию Церкви и ее священноначалию, ибо с нарушения такого послушания начинались многие беды; 4) следование совету духовно опытных людей.
Не стоит упускать из внимания очень важного обстоятельства: когда мы «берем свой крест», исполняя волю Божию, то на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений, ибо Христос учил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). Внешние трудности могут быть значительными, но Господь всегда остается с нами, укрепляя сердце действием Своей благодати.
Если человек, «неся крест», не получает духовных утешений от Бога, то это, на мой взгляд, является признаком не совсем верного его следования за Христом. Возможно, где-то человек перепутал «волю Божию» с «личным произволением». Это повод для серьезных размышлений о своем жизненном пути, о своем духовном устроении.
Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему.
Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри.
Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь.
Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.
Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…
Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.
Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).
Крест можно нести только с Божией помощью.
Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:
Господи, помилуй, Господи, прости,
Помоги мне, Боже, крест мой донести.
Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).
Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество.
Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий.
Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста.
Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.
Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему.
Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности.
Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость.
Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий.
Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).
Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста.
Без поста, без креста нет истинной веры.
То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь.
Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла.
Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?)
Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам».
Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас.
Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя.
Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным.
Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее.
Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души.
Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение.
– Крестом каждого из нас является несение в мир добра вопреки злу. Стать христианином в современном мире тяжело, но быть им – легко, если с радостью и любовью нести в себе образ Христа, Который учит нас быть добрыми, миролюбивыми, кроткими, трудолюбивыми и т.д. Мы имеем слова апостола Павла к Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Это и есть наш крест! В семье, на работе, на улице, в церкви будем гонимы, но не надо бояться этого, ведь с нами – Бог!
Есть одна притча. По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что ему стало гораздо легче нести свой крест, он догнал толпу и пошел дальше. Вдруг на пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты на края пропасти и перешли по ним на другую сторону. А «умный» человек остался на той стороне, так как его крест оказался коротким…
Для христианина взять свой крест и нести его – это единственно верный спасительный путь. Не будем его оставлять, подпиливать, менять, а примем с благодарностью, кротостью и терпением.
– Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест.
Христианская жизнь по правде Божией, борьба с грехами – это уже крест. Но Господь никому не обещал легких путей. Он Сам нес Свой крест на Голгофу и был распят на нем. И каждый, кто хочет любить Христа, должен быть к этому готов. Но даже в обычной, повседневной, земной жизни мы несем наш крест – это те испытания и скорби, которые посылает нам Бог. Но не те, что мы сами себе находим, от которых сами потом и мучаемся.
Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах.
Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные».
Так примерно говорил Петр, и вот Господь обернулся к нему и гневно сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня сатана, – сказал, – потому что ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божие». В этот момент в апостоле проявилось в полной мере то, чем живет современный мир. И дальше Господь говорит, как будто прямо о нашей цивилизации, о главном в ней: «Кто хочет душу свою спасти, – говорит Господь, – тот ее потеряет». То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, тот душу свою погубит.
Когда мы говорим о необходимости отвергнуться себя и взять крест, мы говорим о необходимости отречься греха и приобщиться святости Бога. Но святость противна этому миру, который «лежит во зле», вот почему этот выбор предполагает конфликт и страдание.
«Несение своего креста» – это всякое страдание за правду в этом неправедном мире. Но и правда бывает душевная, человеческая. Можно быть яростным правдолюбцем, начетчиком и ригористом, но при том быть лишенным правды Божией. Эта правда заключается в жертвенной любви, без которой, по слову апостола Павла, все наши дела – «медь звенящая или кимвал звучащий», то есть банальное пустозвонство.
По-житейски рассуждая, первый человек, оказавшийся в раю, – разбойник, распятый с Христом, – страдал совсем не за правду. Он страдал за свои грехи. Но что же сделало этого грешника святым? Вера в Бога, покаяние и смиренное терпение заслуженных мук. Вот такое расположение души более приличествует и нам, в большинстве своем утратившим понятие о подлинной праведности. Терпеливое перенесение находящих скорбей, покаяние и распятие себя греху – вот наш крест, крест кающегося разбойника, терпящего за прежние грехи очистительные страдания.
Разбойник в сердце своем пожертвовал мнением падшего мира о Христе, прозрев в распятом человеке Спасителя. И тогда «безвольные» страдания на кресте стали для кающегося грешника поступком жертвенной любви.
Распиная себя греху, смиренно перенося ради Христа прилучающиеся страдания, мы несем «свой крест», в каких бы обстоятельствах ни находились. И только тогда мы можем надеяться на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12).