что значит играть на балалайке
История балалайки – что это за инструмент такой и когда он появился
Балалайка относится к музыкальным инструментам, которые стали значимой частью народной культуры. Балалайка — что это такое: по одной версии, название произошло от глагола «балаболить», по другой – от тюркского «бала» — «дитя». В старину инструмент считался сугубо праздничным. О нем говорили: «Балалайка не играет, она разоряет». Поговорка значила, что, увлекшись игрой, человек забывает о важных делах, поэтому брать инструмент лучше только на праздники.
Что такое балалайка
Это народный русский музыкальный инструмент, относящийся к щипковому струнному типу. Упоминания о балалайке, которые предоставляют официальные документальные источники, датируется концом 17 века, хотя появился инструмент раньше.
Корпус в форме треугольника либо овала. Количество струн — 2-6. Играя на балалайке, обычно бряцают по струнам либо совершают тремоло.
История происхождения инструмента
Точно сказать, кто и где изобрел балалайку, когда она появилась, невозможно. В конце 17 века она воспринималась негативно, поскольку напоминала домру, игра на которой в то время была под запретом. Дело в том, что под домру напевали сатирические песенки о власть имущих и ситуации в государстве. Балалайку тоже многократно запрещали, столько же раз разрешали.
История создания балалайки имеет 2 версии. По первой, ее создали тюрки, у них балалайка использовалась для укачивания маленьких детей. По другой версии, это инструмент русских крестьян, использовавшийся на праздниках для увеселения.
Старинные балалайки выглядели не так, как современные. Изначально они были округлые, и только чуть меньше 3 столетий назад обрели знакомую нам треугольную форму. Самые первые изделия имели всего 5-7 ладов. В 18 веке балалайка стала настолько популярной, что вызывала интерес даже у дворянства. В конце 19 века русский музыкант Василий Андреев организовал ансамбль балалаечников. Он занимался совершенствованием конструкции инструмента, создавал экземпляры по своим чертежам.
Сегодня после непродолжительного упадка балалайка — популярный музыкальный инструмент, без которого не обходится ни один большой оркестр.
Общее описание и конструкция
Балалайка по конструкции родственна домре, гитаре, бандуре. Треугольная основа инструмента называется фартук. Его делают чаще всего из еловой или пихтовой древесины. От фартука отходит гриф, аналогичный ему по длине. Вдоль него тянутся струны, на нем находятся метки. Внешний край грифа изогнутый. На его конце находится лопатка — место размещения 3-х колок для регулировки струн.
На балалайке играют преимущественно веселые мелодии, отличающиеся частыми и высокими нотами.
Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.
Академическая
Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.
Традиционная
Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.
Электроакустическая
Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.
Строй
Пока в конце 19 века балалайка не стала оркестровым инструментом, у нее не было определенного строя. Каждый музыкант настраивал инструмент по своему усмотрению.
Все изменилось, когда балалайками занялся Василий Андреев. Он ввел академический строй: 2 унисонные струны «ми», третья «ля» выше на кварту, обе — «ми» и «ля» относятся к 1-ой октаве. Есть еще общепринятый народный строй: «соль» — «ми» — «до». Он прост в плане трезвучия, но делает проблематичной игру по струнам, не прижатым к ладу. Также существует более 20 местных национальных настроек.
Квартово-унисонный
При этом академическом строе тона звучания балалайки размера прима чередуются так: EEA. Промежутки — чистая прима, то есть без тонов, и кварта. Начало диапазона — «ми» 1-ой октавы. Инструмент размера секунда имеет строй ниже на квинту, а балалайка альт — на октаву. Диапазон инструмента прима, имеющего 24 лада, — 2 октавы и 5 полутонов: «ми» 1-ой октавы — «ля» 3-ей.
Терцовый
Он же народный строй. В его основе большое трезвучие: DF#A либо CEG.
Квартовый
Инструменты всех размеров, помимо примы, обладают строем, основанным на чистой кварте: EAD. Так же настраивается 3-струннная домра. Диапазон размера бас, имеющего 15 ладов, — 2 октавы и 1 полутон: «ми» большой октавы — «фа» 1-ой.
Размеры
Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.
Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.
Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.
Контрабас
Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.
Прима
Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.
Секунда
Звучит выше, чем прима. Обычно используется для создания тремоло. Подходит и для соло, и для аккомпанемента.
Распространенность
Балалайка и раньше на Руси, и сейчас в России, Украине, Беларуси остается популярным музыкальным инструментом. У туристов, посещающих Россию, это самый востребованный сувенир, помимо матрешки. Самое старое из сохранившихся изделий имеет возраст 130 лет, увидеть его можно в музее в Ульяновске. Активно популяризировал балалайку император Александр III, он даже отправил балалаечников на Парижскую выставку.
В современной России почти каждый крупный и средний город имеет народный оркестр, в котором непременно есть балалайка. И даже в далекой Японии знают о балалайке, любят играть на ней, создали группу балалаечников «Kitagawa Balalaika Orchestra».
Длительность обучения ребенка игре на балалайке составляет 5-7 лет. В среднем специальном учебном учреждении обучение длится 4 года, в вузе — 5 лет.
Настройка
Наиболее часто применяемые настройки:
Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.
Чем отличается от домры
Схожи инструменты тем, что являются щипковыми и старинными. Различий больше:
Как выбрать
При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков. Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.
Проверьте качество каждой детали:
Уход и хранение инструмента
В процессе длительного использования постепенно загрязняется зона, где пальцы ударяют по струнам. Для очищения необходимы специальные чистящие и полирующие средства для музыкальных инструментов. Чтобы колки работали нормально, необходимо всю конструкцию периодически смазывать, протягивать винты.
Если некоторое время балалайка будет лежать без дела, следует ослабить натяжение струн. Разрыв струн возможен в следующих случаях:
Хранить балалайку следует в чехле. Недопустимо оставлять ее возле камина, радиатора отопления, в автомобиле. Нельзя хранить инструмент на балконе, лоджии, веранде, чердаке, в гараже.
Значение слова «балалайка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.
БАЛАЛА’ЙКА, и, ж. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
балала́йка
1. муз. русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент ◆ И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни — балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передаёт ей свои неторопливые стариковские думы. Василий Шукшин, «Одни»
2. проф. плохо засеянные участки поля
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лазать (глагол), лазали:
История балалайки
Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины. Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн.
По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.
Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.
Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.
Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.
Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.
Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.
Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.
Балалайка
Балала́йка — русский народный [1] трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.
Содержание
Описание
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.
Строй
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Разновидности
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.
Распространённость
Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.
История
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Этимология
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатапею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили |
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»
Никита Лапердин: «На балалайке можно даже метал играть»
Сегодня, 23 июня, во всем мире празднуют Международный день балалайки. Идея этого праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского, а впервые День балалайки отметили в 2008 году. Корр. PRIMPRESS побеседовал с балалаечником-контрабасистом приморского ансамбля «Озорники» Никитой Лапердиным, который развеял миф о том, что русский народный инструмент пригоден только для народного творчества.
— Никита, расскажи, как ты начал играть на балалайке?
— Мой отец привел меня в музыкальную школу, когда мне было 13 лет. Там я начал учиться играть на классической гитаре, но позже меня перевели в оркестр народных инструментов со словами:«Все! Будешь на балалайке-контрабасе играть!» Поначалу я опешил, а потом мне это даже понравилось. Как объяснил мне мой руководитель, это примерно то же самое, что быть басистом, только в твоих руках еще плюс одна струна.
Окончательно я слился с этим инструментом воедино через год, когда из ансамбля (я тогда еще в нем не играл, а только учился в музыкальной школе «Звонница») неожиданно перед самым концертом ушли балалаечник и контрабасист. Заметив меня с балалайкой-контрабасом, руководитель ансамбля Сергей Токарев решил меня проверить: дал мне партию и сказал, чтобы на следующей репетиции я ее сыграл. А я даже и понятия не имел, что нужно делать. Однако не сдался и полностью разобрался с этим заданием. Кстати, спустя годы шеф сказал мне, что если бы я не выучил эту партию, то в группу бы меня не приняли. Сейчас в коллективе я не то чтобы уважаемый человек, я скорее весельчак!
— Окончив школу, ты продолжил заниматься музыкой?
— Да, я подал документы в музыкальное училище, только не окончил его. На третьем курсе я понял, что учеба мне надоела. К слову, до сих пор за моими плечами всего девять классов школы. Но меня это как-то особо не беспокоит. Кому какое дело до моих знаний и корок, подтверждающих окончание учебных заведений? Я занимаюсь любимым делом, и мне этого достаточно.
— Балалайка только для народных жанров?
— Все это миф. Любой инструмент всегда для души. На балалайке можно и метал играть! У нас в городе даже группа своя была, правда, меня оттуда два раза выгоняли по личным причинам.
— А в каком жанре ты играешь?
— На балалайке-контрабасе я играю только русские народные песни. Но для себя могу сыграть Агату Кристи, к примеру.
— Не пытался создать что-то свое?
— Для того чтобы создать свое, нужна муза – у меня ее нет. Сколько ни старался, никак не получается сочинить собственное музыкальное произведение. Скажем так, я не стихоплет и не композитор, поэтому дорога для меня в этом направлении закрыта.
— Было ли у тебя желание сменить музыкальный инструмент?
— Еще до того момента, как мир музыки поглотил меня, я поступал в музыкальную школу на пианино. Мне тогда было 11 лет – слишком поздно для этого инструмента. Экзамен я кое-как сдал на тройку, и преподаватели сказали, что мне лучше уйти. А я и так собирался это сделать.
— Изначально ты учился игре на гитаре. Сложно было перестроиться на балалайку-контрабас?
— На самом деле нет. Это те же самые басы, абсолютно идентичные первые три струны. Было сложно заново переучиваться. А одновременно петь и играть для меня было нереально трудно.
— Это правда, что через пару десятков лет балалайка перестанет существовать? Популярна ли она сейчас?
— Неправда. Балалайка – это чисто русская душа. Наш народный инструмент! Если на улице будет стоять человек с гитарой, а мимо него пройдет другой, играющий на балалайке, то за народником побегут толпой.
Конечно, она популярна! Когда у нас в городе праздники, я постоянно выступаю со своим ансамблем на площади и вижу кучу приморцев, у которых глаза горят во время нашей игры. Все особенно удивляются моей балалайке-контрабасу, потому что ее размеры для людей нечто нереальное.
Все привыкли думать, что балалайка – это небольшой инструмент, который легко держится в руке. Но при виде меня и моего музыкального товарища все просто открывают рты и начинают расспрашивать: «Что это?», «Как это называется?».
— Что значит для тебя музыка?
— Все. Музыка – неотъемлемая часть души. Лично мне она помогает жить. Даже когда у меня все плохо, я прихожу на репетицию, и мы вместе с моим ансамблем начинаем петь, так сразу спокойно становится, легко. Это чувство не передать словами.
— Планируешь ли ты преподавать игру на балалайке?
— Я не учитель, но однажды мне доводилось давать уроки своей знакомой. Кстати, это именно тот случай, когда ученик превзошел своего учителя. Я ей показал азы, а она сама уже начала копать глубже, разбираться во всей этой рутине. В общем, теперь она играет лучше меня.
— Помимо ансамбля, ты играешь на гитаре в переходах Владивостока. А смог бы ты вместо гитары использовать балалайку?
— Дело в том, что у меня нет своей балалайки. Инструмент, с которым я выступаю, мне одалживает друг. Если бы она была у меня, то конечно же! Только лучше в переходах выступать не с балалайкой-контрабасом, а с примой – она меньше по размеру и практичнее. Думаю, это будет интересно!