что значит индивидуально направленное образование приведите пример

«Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования».

Автор: Ермакова Наталья Евгеньевна

как средство повышения качества образования».

На сегодняшний день проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повышение успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.

Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ, которые, опираясь на возрастные возможности школьников, содержат перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач.

Индивидуализация – новый подход к образованию, процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

Результаты: индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических способностей школьников; оптимизация учебного процесса, особенно применительно к способным и одаренным учащимся ( творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы); представление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности; формирование адекватной самооценки учащихся; учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

Основной задачей индивидуализации обучения является обеспечение максимально возможной глубины и овладения материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, сохранение, формирование и дальнейшее развитие индивидуальности, умственной самостоятельности, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную деятельность.

Цель индивидуализация обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся.

Индивидуализация в реальной практике относительна, с наполняемостью учебных групп до 25–30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика, невозможно. Поэтому, как приближение к индивидуализации можно рассматривать сельские школы с малой накаляемостью учащихся в классах.

Учителю легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений. Личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга.

Практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

В заключение отметим, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе­ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

Несколько простых советов.

1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва­ лить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­ тересно с ним.

3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ ленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

8.Помните, что ошибка одного может породить мысль друг o го. Не пугайтесь детских ошибок.

9. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

10.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

11.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

12.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ ний детей.

1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – №7. – С. 18.

2. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Педагогическая энциклопедия / Под ред.А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964. – С. 543.

5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 183 с.

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.

Источник

«Индивидуализация в образовании: инновация в образовательном пространстве школы».

Индивидуализация в образовании.

1. Описание проблемы, на решение которой направлена инновация «Индивидуализация образования»

В настоящее время одним из основополагающих принципов образования становится принцип индивидуализации обучения, особенностью которого является организация процесса обучения по индивидуальным образовательным программам, траекториям. Этот процесс требует особого сопровождения, одним из видов которого является тьюторское сопровождение. Вместе с тем, в современной образовательной практике уделяется недостаточное внимание реализации принципа индивидуализации, отсутствует определенный алгоритм реализации принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.

Портрет современного выпускника основной школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике».

Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.

Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу.

Задача современного учителя – помочь школьникам в изучении собственных склонностей и интересов, раскрыть «поле возможностей» по каждой предметной области и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому учителю при ведении инновационной деятельности необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и профессионально владеть технологиями личностно-развивающего взаимодействия с обучающимися, практико-ориентированными технологиями, технологиями тьюторского сопровождения процесса обучения. С этой целью был создан инновационный проект «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО», апробация которого длилась на протяжении 5 лет. Для эффективности реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы нам показалось важным проектирование и апробация алгоритма реализации данного принципа в урочной и во внеурочной деятельности, позволяющего индивидуальную работу с группой обучающихся для получения определенного результата.

Инновационный проект направлен на разработку и апробацию алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе через проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Данные виды деятельности, несомненно, позволят раскрыть внутренний интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал личности школьника, определят достаточную мотивацию для изучения «проблемно поля» интересуемой предметной области и предоставят уникальную возможность для формирования универсальных учебных действий и самообразования обучающегося. Проект позволил реализовать в образовательном процессе технологии тьюторского сопровождения, разработать индивидуальный образовательный маршрут, маршрут сопровождения обучающегося и определил индивидуальный профессиональный рост учителя ( за время реализации проекта 5 учителей школы стали победителями нацпроекта «Образование» на получение денежного поощрения лучшими учителями Российской Федерации).

2. Описание инновации «Индивидуализация образования»

Развитие понятийного мышления и творческий поиск раскрывают внутренний интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал личности школьника, определяют достаточную мотивацию для изучения «проблемного поля» интересуемой предметной области и предоставляют уникальную возможность для формирования универсальных учебных действий при самообразовании обучающегося под руководством тьютора. Возможность спланировать собственную деятельность, осуществить проектирование «дорожной карты»- индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) позволит реализовать в образовательном процессе технологии тьюторского сопровождения и определит дальнейший индивидуальный личностный рост обучающегося.

На первом этапе (диагностико-мотивационном) проводится картирование обучающихся с целью выяснения наличия интереса к изучаемым предметам и желания изучать предмет на углубленном уровне. Таким образом, на данном этапе формируется небольшая группа обучающихся, с которыми проводится тьюторская беседа с использованием ментальных ассоциативных карт. Творческий подход к определению интересов и потребностей обучающихся позволит педагогу определить сферу интересов школьников, выявить вектор дальнейшей самостоятельной деятельности, обозначить их мотивацию и личностный смысл учебной работы.

На втором этапе (проектировочном) педагог совместно с обучающимися составляет «дорожную карту»- индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, определяя возможные источники реализации способностей (участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах или подготовка творческих выступлений, декламирования произведений, выбор приоритетного предмета («Русский язык» или «Литература» и т.п.).

На третьем этапе обучающиеся реализуют запланированные мероприятия, участвуют в конкурсах, которые находят самостоятельно, совместно с тьютором проводят диагностику качества знаний и создают таблицу достижений обучающегося, вклеивая «медали» за призовые места, полученные при участии в конкурсах. Обучающиеся составляют папку достижений ученика, позволяющую впоследствии проанализировать успехи и спланировать работу на следующий год.

На четвертом этапе (аналитическом) тьютором совместно с группой тьюторантов (или индивидуально) проводится рефлексивная беседа о реализации задуманного: что получилось, а что не имело желаемого результата, какие выводы можно сделать, получив отрицательный опыт участия в мероприятиях. Анализируя достижения и личный вклад обучающегося в реализацию индивидуального образовательного маршрута, можно построить своеобразную «лестницу успеха», которая даст возможность ставить глобальные цели и достигать их.

3. Экспертиза инновации «Индивидуализация образования»

3.1. Актуальность нововведения (необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы)

Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С.Л. Рубинштейн). Главное условие развития обучающегося заключается во включении его в деятельность, целью которой выступает разрешение встающих конкретных жизненно важных для него задач, которые требуют внутренней перестройки для их решения и вовлекающих многообразные отношения. Во-первых, индивидуализация образования соответствует как индивидуально-образовательному потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей. Во-вторых, она вовлекает в сферу внимания не только знания и умения, но и разнообразные отношения и взаимодействия. В-третьих, понимание индивидуализации как динамического и целенаправленного педагогического процесса позволяет выделить две ее стороны – внешнюю и внутреннюю. В-четвертых, путь личностного развития и саморазвития обучающегося состоит в переходе от деятельности, организуемой педагогом, к ее самоорганизации обучающимся. Это требует пересмотра взглядов на возможности каждого обучающегося, который может стать компетентным только при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности и в органическом единстве с личностными ценностями. Соответственно педагог должен научиться видеть обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в обучении. В силу этого необходимо переформулировать цели образования. На первый план должна выходить задача развития личности обучающегося и становления его индивидуальности. Таким образом, индивидуализацию образования можно рассматривать как процесс преображения индивидуальности обучающегося, который развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов в их взаимосвязи и характеризует умения человека решать важные жизненные, профессиональные и образовательные задачи на основе освоения им культуры и опыта. На внутреннем уровне индивидуализация образования обучающегося обеспечивается посредством позитивных изменений его индивидуальности и внутреннего личностного роста. Изложенное выше позволяет определить индивидуализацию как динамический, принятый личностью процесс взаимодействия, который адекватен как потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей; способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.

3.2. Новизна (оригинальность) нововведения (принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т. д.)

3.3. Масштабность нововведения (локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный)

В рамках образовательной организации реализация принципа индивидуализации может быть представлена как формой и видом обучения (семейное обучение, дистанционное обучение, экстернат, репетиторство), так и созданием профильных групп, классов, специализированных сетевых форм обучения. Для грамотной индивидуализации нужны специальные условия: избыточная вариативная образовательная среда; педагоги, обладающие необходимыми компетенциями; локальная нормативная база. В рамках новых ФГОС многие задачи становятся решаемыми, окончательный выбор остается за самими участниками образовательного процесса.

На сайте МБОУ «СОШ № 5», в разделе «Инновационные проекты», представлена практическая реализация инновационного проекта по тьюторскому сопровождению индивидуальных проектов обучающихся. [4]

3.4. Системность инновации (фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т. д.).

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) может быть создан по нескольким предметам, когда блочное изучение материала позволяет обучающимся в течение учебного года осваивать материал, а в конце- пройти промежуточную аттестацию. ИОМ может быть спроектирован по одному или нескольким учебным предметам или предметной области, предполагает профильное(углубленное) изучение предмета на повышенном уровне. Алгоритм реализации ИОМ в проектной деятельности представлен в Приложении 1, где описана подробно деятельность обучающегося и руководителя проекта на каждом этапе реализации проекта.

3.5. Эффективность инновации (улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации);

Успешность индивидуализации образовательного процесса обучающихся зависит от того, как реализуются следующие педагогические принципы. Принцип динамичности и вариативности обусловлен необходимостью создания избыточной образовательной среды, многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования педагога на постоянно изменяющиеся в образовательном процессе ситуации и запросы обучающихся. Это принцип предусматривает, что содержание образовательного процесса и средства, используемые педагогом, помогут обучающимся расширить возможности обоснованного выбора образовательного и профессионального пути, что будет обеспечена динамичность участия каждого обучающегося в образовательной деятельности, что создаваемые индивидуальные программы и планы будут совершенствоваться по ходу их реализации. Принцип стимулирования самостоятельности обучающегося и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности предполагает поиск и применение субъектно-ориентированных технологий, педагогических средств, удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, способствующих формированию положительного, заинтересованного отношения к самостоятельной и ответственной реализации целей, способности обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, что проявляется в добровольном и активном участии обучающегося в проектировании своей индивидуальной деятельности на всех этапах образования. Принцип поддержки индивидуальности обучающегося и развития его автономности утверждает приоритет развития индивидуальности обучающегося и обретение им автономности в качестве специально проектируемой цели. Автономного человека отличают низкий уровень внутренних конфликтов, свобода выбора способов действия, умение следовать выбранной стратегии поведения в учебных ситуациях, осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения. Данный принцип означает стимулирование проявления и развития индивидуальности ученика, поощрение педагогом образовательных инициатив со стороны обучающегося, одобрение собственной позиции, независимого, самостоятельного суждения ученика. Принцип позитивной перспективы самоактуализации означает определение обучающимся осознанных перспектив на основе его представления о себе в настоящем и будущем, формирование системы привлекательных и реальных целей. Для этого необходимо: желание принимать себя в окружающем пространстве, находясь в нем, позитивное восприятие символики и образов окружающего пространства, открытость разнообразию окружающего пространства, позитивность перспективы. Осознание перспективы образовательной деятельности формирует положительную мотивацию учения, способствует самоактуализации обучающегося. Данный принцип означает включение ученика в процессы проектирования, целеполагания, планирования и анализа собственной образовательной деятельности в разных сферах и на различных уровнях учебно-воспитательного процесса.

3.6. Транслируемость нововведения (экстраординарность условий реализации идеи, возможность ее тиражирования).

Заключение

Список используемых источников

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды)

Источник

Что значит индивидуально направленное образование приведите пример

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.

Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.

Что такое индивидуальное обучение

Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:

На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.

Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.

Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.

Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.

Индивидуальное обучение вне школы

На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.

Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.

Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:

Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.

Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.

Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.

Преимущества индивидуального обучения

Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.

Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.

Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.

Как организовать индивидуальное обучение на дому

Что в итоге

Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.

Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *