что значит интегрироваться в общество
ИНТЕГРАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ИНТЕГРАЦИЯ» в других словарях:
ИНТЕГРАЦИЯ — культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии
Интеграция — Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат.). Соединение в одно целое того, что раньше существовало в рассеянном виде, вслед за чем наступает дифференциация, т. е. постепенное увеличение различия между первоначально однородными частями. Из интеграции, сопровождаемой дифференциациею… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНТЕГРАЦИЯ — (от лат. integer целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами,… … Экономический словарь
ИНТЕГРАЦИЯ — (латинское integratio восстановление, восполнение, от integer целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке … Современная энциклопедия
интеграция — интегрирование, объединение, соединение, слияние; слитие Словарь русских синонимов. интеграция см. объединение 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ИНТЕГРАЦИЯ — (integration) Объединение двух или более компаний под одним контролем в целях взаимной выгоды, уменьшения конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения большей доли рынка, объединения технических или финансовых … Финансовый словарь
Интеграция — (integration) См. Экономическая интеграция … Экономико-математический словарь
Интеграция — объединение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Что такое интеграция и как можно интегрировать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Сегодня у нас на очереди термины «интеграция» и «интегрировать», которые подразумевают деятельность по объединению неких элементов или процесс по внедрению отдельных составляющих в единое целое.
Эти слова имеют широкое распространение и используются в самых разных областях (экономике, политике, образовании, социальной сфере, современных технологиях и т.д.).
Ниже я постараюсь объяснить поподробнее простыми словами на некоторых примерах то, когда применяется рассматриваемый нами термин и каким образом его можно интерпретировать.
Что значит интеграция
Итак, это понятие происходит от латинского слова «integratio», которое в переводе на русский означает «вставка», «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация», то есть, расчленение, разделение на фрагменты). Думаю, это уже шаг к пониманию его сути.
Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.
Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.
Таким образом, на основании выше сказанного логично сделать вывод, что процесс интеграции может происходить в двух вариациях, которые можно представить на простейших примерах:
Наверное, весьма наглядным примером мы вправе считать интеграцию Белоруссии и России, которая пока еще до конца не завершена. Ее итогом теоретически может стать любой из двух выше означенных вариантов: либо страны сформируют политический и экономический союз (произойдет их слияние с образованием нового субъекта в виде Союзного государства) в целях взаимовыгодного сотрудничества, либо Беларусь вольется в состав Российской Федерации.
На современном этапе наиболее реальным видится первый вариант интеграции с возникновением Союзного государства. Но при иных условиях и в рамках другой эпохи развития человечества более вероятным мог бы быть второй вариант (как это было во время образования Советского Союза, когда происходило поэтапное присоединение республик). Все зависит от политической и экономической конъюнктуры (проще говоря, обстановки), сложившейся на конкретный момент.
Экономическая интеграция
Естественно, интеграционные процессы в каждой из областей обладают своими особенностями. Объектами международной экономической интеграции становятся страны, объединенные в союз, который предполагает взаимовыгодное сотрудничество в нескольких сферах или в какой-то одной конкретной. Вот примеры таких сообществ в разных частях света:
Существует несколько форм интеграционных объединений в международном масштабе (по мере усиления интеграции):
Если мы перейдем от общего к частному, то в рамках одного государства также возможно сближение в экономическом пространстве разных регионов, целых отраслей и предприятий. Если брать в расчет предприятия как составляющие экономики, то здесь есть свои нюансы, один из которых заключается в том, что существует три вида их интеграции:
1. Горизонтальный. Слияние приблизительно равных по значению компаний, которые выпускают однотипную продукцию или оказывают сходные услуги. Целью подобного действа является расширение производства, увеличение сферы влияния и доли рынка.
2. Вертикальный. Этот метод используется при объединении предприятий, специализирующихся на сферах деятельности, каждая из которых жизненно необходима для изготовления и реализации конечного продукта. Примером может служить любая крупная топливная корпорация, в которой задействованы несколько компаний (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, транспортная и т.д.). Таким образом достигается сокращение разного рода издержек.
3. Диагональный. В соответствии с данным методом в создаваемый консорциум интегрируются предприятия из различных сфер деятельности, что позволяет достичь диверсификации (вложения средств в несколько проектов) с целью снижения рисков и оптимизации прибыли. Примером может быть любая крупная кампания, предлагающая не связанные между собой товары и услуги (скажем, страхование, выпуск и реализация бытовой техники, продажа спортинвентаря).
В экономике и бизнесе важной частью является системная интеграция, которая обеспечивает автоматизацию и объединение технологических и бизнес-процессов предприятий, что позволяет усилить эффективность их деятельности. Реализуют данную услугу обычно специализированные IT-компании (системные интеграторы), обладающие нужными ресурсами, заказчиками которых являются представители крупного и среднего бизнеса, а также государственные корпорации.
В каких еще сферах можно интегрировать
Кроме уже рассмотренных есть немало областей, к которым применим термин «интеграция». Давайте обратимся к некоторым из них.
Социальная интеграция
Это понятие имеет сразу несколько оттенков и его значение зависит от контекста, в котором оно используется. Вот пара ситуаций, по отношению к которым возможно его применение:
Политическая интеграция
Сближение политических сил (государств или партий), основополагающей задачей которого является их взаимное сотрудничество для достижения общих целей. ПИ бывает двух типов:
Научная интеграция
Поскольку человечество, да и весь мир, находятся в постоянном развитии, с течением времени периодически изучаются все новые явления и события, в результате чего появляются научные парадигмы. Для этого требуется обновление уже накопленных знаний, в чем помогает интеграция и дифференциация науки. Эти два противоположных явления происходят постоянно.
Интеграция включает в себя несколько направлений, предполагающих взаимопроникновение, синтезирование научных отраслей для изучения одних и тех же объектов в разных аспектах.
Примером может служить появление такой научной дисциплины как биофизика (симбиоз двух наук — биологии и физики), которая изучает физические процессы, происходящие в различных биологических системах. В эту же цепь укладываются геофизика, кибернетика, синергетика.
Еще один яркий пример научной интеграции — обществознание. Это направление включает целый комплекс дисциплин (политологию, социологию, психологию, экономику, философию и др.) и предназначено для решения задач в различных областях жизни. Главной особенностью является то, что в обществознании каждая из наук представлена не обособленно, а в тесной связи с другими дисциплинами, составляющими единое целое.
Современное развитие инфотехнологий предопределило появление API, что означает «application programming interface» (интерфейс прикладного программирования). Эта технология позволяет взаимодействовать различным программам между собой, что повышает продуктивность процесса. API интеграция — это подсоединение приложения к внешнему интерфейсу с данными.
В нашем мире существуют не только интеграционные процессы, активируемые индивидуумом или группой людей, но и созданные природой в пределах самого человека. Это так называемая сенсорная интеграция, которая регулирует всю жизнедеятельность организма.
Суть ее в том, что нервной системе передается различная информация от органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и других важнейшых рецепторов, которая перенаправляется в мозг, где полученные сигналы преобразовываются в определенные действия человека (например, почувствовав холод, он заходит в помещение или одевается теплее) либо в формы восприятия, на которые он реагирует в зависимости от ситуации (внешняя картинка, звук, вкус еды и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ
Определение интеграции
Впервые интеграция была изучена Валле и Берджессом в 1921 году через концепцию ассимиляции. Они определили это как «процесс взаимопроникновения и слияния, в котором люди и группы приобретают воспоминания, чувства и отношения других людей и групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь».
В то время как некоторые ученые предложили теорию ассимиляции, утверждая, что иммигранты будут ассимилироваться в принимающем обществе в экономическом, социальном и культурном плане на протяжении последующих поколений, другие разработали теорию мультикультурализма, ожидая, что иммигранты смогут сохранить свою этническую идентичность в процессе интеграции, чтобы сформировать принимающее общество. с разнообразным культурным наследием.
Исходя из теории ассимиляции, третья группа ученых предложила теорию сегментированной интеграции, подчеркнув, что разные группы мигрантов могут следовать разным траекториям в направлении восходящей или нисходящей мобильности в разных измерениях, в зависимости от их индивидуальных, контекстных и структурных факторов.
Измерения
По сравнению с другими измерениями интеграции, социальная интеграция больше фокусируется на том, насколько иммигранты адаптируют местные обычаи, социальные отношения и повседневную практику. Обычно это измеряется через социальные сети, язык и смешанные браки. Наиболее часто используемым индикатором социальной интеграции является социальная сеть, которая относится к связи, которую иммигранты устанавливают с другими членами принимающего общества. В то время как одни исследователи используют в качестве меры общее количество друзей иммигрантов, другие используют частоту общения с друзьями. Недавние исследования, опубликованные в 2020 году, используют доступ к социальной деятельности (например, возможность присоединиться к местной спортивной команде) в качестве меры социальной интеграции. Стоит отметить одну вещь: все больше и больше исследований отличает местных друзей от друзей-иммигрантов, потому что первое считается более важным для интеграции иммигрантов в местное общество, чем второе. Недавние исследования, опубликованные в 2020 году, используют доступ к социальной деятельности (например, возможность присоединиться к местной спортивной команде) в качестве меры социальной интеграции. Сопоставимые результаты доступны для 23 европейских стран.
Страна | Скорость отклика | Разница | |
---|---|---|---|
родные имена | иностранные имена | ||
| 53,61 | 33,15 | 20,46 |
| 52,39 | 44,90 | 7,49 |
| 39,25 | 15,88 | 23,37 |
| 54,61 | 46,72 | 7,89 |
| 67,54 | 56,11 | 11,43 |
| 41,21 | 34,29 | 6,92 |
| 55,19 | 42,11 | 13.08 |
| 47,69 | 44,12 | 3,57 |
| 66,87 | 53,61 | 13,26 |
| 30,95 | 25,11 | 5,84 |
| 53,67 | 33.00 | 20,67 |
| 50.00 | 46,95 | 3,05 |
| 28,69 | 20,19 | 8,50 |
| 74,29 | 64,54 | 9,75 |
| 65,79 | 55,27 | 10,52 |
| 40,15 | 29,61 | 10,54 |
| 18,48 | 14,50 | 3,98 |
| 40,42 | 31,62 | 8,80 |
| 28,70 | 22,61 | 6.09 |
| 15.08 | 9,31 | 5,77 |
| 49,29 | 36.06 | 13,23 |
| 72,05 | 59,26 | 12,79 |
| 61,90 | 54,90 | 7.00 |
Смешанные браки также являются показателем социальной интеграции. Тех, кто не состоит в браке, спросят: «Не могли бы вы выйти замуж за местного жителя?»; для тех, кто женат, вопрос будет примерно таким: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети подумали о браке с местным жителем?» Ответы на эти вопросы являются хорошим показателем готовности иммигрантов интегрироваться в принимающее общество.
Примеры и использование
Во многих случаях образование используется как механизм социальной поддержки. Ни образование, ни работа не могут быть обеспечены без какой-либо формы закона. Что касается толерантных и открытых обществ, члены групп меньшинств часто используют социальную интеграцию, чтобы получить полный доступ к возможностям, правам и услугам, доступным членам основной части общества с такими культурными учреждениями, как церкви и общественные организации. Контент СМИ также выполняет функцию социальной интеграции в массовых обществах.
Недавние исследования также показывают, что иммигранты должны быть независимыми и активными, чтобы добиться лучшей социальной интеграции в принимающих странах. Для получения дополнительной информации см. Здесь.
С демографической и культурной точки зрения недавние лонгитюдные исследования показывают, что социальная изоляция или интеграция усиливаются у пожилых испанцев, особенно у тех, кто может страдать от нейрокогнитивных расстройств, таких как слабоумие и общее снижение когнитивных функций.
Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления
Г.И. Ларионова,
соискатель,
кафедра социальной педагогики,
Омский государственный педагогический университет
г. Нягань, Россия,
G.I. Larionova,
the applicant,
Department of Social Pedagogy,
Omsk State Pedagogical University
Nyagan, Russia,
E-mail: 89088850789@mail.ru
Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. В статье на основании анализа существующих концепций и теорий зарубежных и отечественных ученых определено понятие «социальная интеграция», которую можно рассматривать с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны — как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.
Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции личности.
Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь. Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений выявляет множество проблем социальной интеграции молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: социализация, социальная интеграция, социум, социальные проблемы, социальное поведение, социальный опыт
Social integration: the concept, the essence, the direction
The problem of social integration of the personality is a major in sociology that studies the mechanisms established and the transfer of social experience of operating in a society from generation to generation. The article based on the analysis of the existing concepts and foreign and domestic scientists theories defined the concept of «social integration», which can be seen on the one hand, as a process of active involvement of the individual in social life, and on the other hand — as a process of active assimilation of individual social norms and values.
The continuing state of economic, political and social instability in society is the need to find effective measures aimed at improving the social integration of the individual.
Society as a social system characterized by organic interfaces between different communities, groups and layers. One such group is the youth. Philosophical analysis of evolving preferences of integration brings many problems of social integration of youth in modern conditions.
Keywords: socialization, social integration, society, social issues, social behavior, social experience
Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления
Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. Согласно взглядам Т. Парсонса, социальная интеграция является органичной частью социализации. В социологии разработано множество теорий, которые отражают различные научные направления объяснения этого явления социальной реальности.
Понятие «интеграция» пришло в социальные науки из естественных — физики, биологии и других, где под ней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию.
В психологию, понятие интеграции введено Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал: а) осознание конфликта между фрагментами сознания; б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости. Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).[8]
В современной социологической литературе понятию социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, уделяется недостаточно внимания, и нет четкой определенности понятийного аппарата. Чаще всего социальная интеграция понимается как (от лат. integratio — соединение, восстановление) состояние и процесс объединения в единое целое, сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе, на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами. [2]
В зарубежной социологии учеными О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм впервые были четко определены основы функционального подхода к понятию социальной интеграции. Согласно О. Конту, кооперация, основанная на разделении труда, выполняет функцию по поддержанию социальной гармонии и установлению в обществе «всеобщего согласия» (консенсуса). Г. Спенсер выделял две стороны любого процесса развития: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию, обеспечивающую согласованность всё более специализируемую институтами. Э. Дюркгейм, определяя общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависящих частей, выделял два типа обществ: с механической (архаическое общество) и органической (индустриальное общество) солидарностью. Органическая солидарность — это консенсус, то есть сплоченность коллектива, рождается вследствие дифференциации или объясняется ею. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как условие выживания и стабильности общества, а основной функцией социальных институтов он считал интегративную. Разделение труда в современных обществах закладывает основу социальной интеграции нового типа. [3]
Т. Парсонс утверждал, что процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (агентами) — одно из функциональных условий существования социальной системы. Для Т. Парсонса интеграция является фундаментальным свойством или функциональным императивом социальной системы (социального общества), она обеспечивает солидарность членов общества и необходимый уровень их лояльности по отношению друг к другу и по отношению к системе в целом. Социальное общество, являясь ядром общества, обеспечивает «различные порядки и уровни внутренней интеграции». «Социальный порядок требует ясной и определенной интеграции в смысле последовательности нормативного строя, с одной стороны, и социальной „гармонии“ и „координированности“ — с другой». Также, согласно взглядам Т. Парсонса, центральным моментом процесса социальной интеграции как органичной части социализации является интернализация культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими» или перенимает их от «другого». В результате этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью. [6]
Профессор Мичинского университета И. Х. Кули понятие «социальная интеграция» рассматривал через изначальное единство общественного сознания и единство личности и общества. И, как отмечал учёный, «единство общественного сознания» состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей. [5]
Самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова и Е. Д. Ихитханян, складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основании совпадения целей и интересов различных социальных групп и близкими к ней понятиями являются согласие, социальная сплоченность, солидарность, партнёрство. Индивид в обществе ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит, к какой профессиональной группе, организации и т. п. Индивид рассматривается как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое.
Но, как указывает Э. Дюркгейм, в современном обществе затруднительно решить вопрос о целостности какого-либо явления. Всё определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности.
Британский социолог Э. Гидденс трактовал понятие «интеграция» не как синоним сплоченности или консенсуса, а как процесс взаимодействия. Ученый проводит различие между понятиями «системная интеграция» и «социальная интеграция». Социальная интеграция — это взаимодействие между субъектами действия. Она определяется как системность на личном уровне, что предполагает пространственное и временное соприсутствие агентов взаимодействия. Системная интеграция — это взаимодействие групп и коллективов, составляющее основу системности общества как целого.
Отечественный ученый Н. Н. Федотова считает, что любые определения социальной интеграции не универсальны, так как они учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Социальную интеграцию учёный рассматривает как совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему, как форму поддержания социальными группами определённой устойчивости и равновесия общественных отношений. При этом двумя наиболее важными подходами выделяет интерпретацию интеграции на основе общих ценностей (Т. Парсонс) и на основе взаимозависимости в ситуации разделения труда (Э. Дюркгейм).
Интересная концепция социальной интеграции представлена в исследованиях отечественных социологов Б. Г. Жогина, Т. Ф. Масловой, В. К. Шаповаловой. Согласно данной концепции, социальная интеграция выступает как характеристика меры совпадений целей, интересов различных социальных групп, индивидов. С точки зрения Д. В. Зайцева, рассмотрение учёными единства целей, ценностей, взглядов и убеждений индивидов в качестве одного из главных оснований их интеграции в общество является недостаточно правомерным, так как происходит объединение индивидов с различным габитусом. Учитывая, что каждый человек имеет свою собственную систему взглядов, ценностей, предпочтений, а процесс интеграции в общество предполагает, прежде всего, организацию совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия, взаимоадаптирования, её и необходимо, считает автор, рассматривать в качестве определяющего признака социальной интеграции. [4]
Таким образом, пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального взаимодействия, посредством освоенных ранее социальных ролей и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и обусловленное социальным статусом, то есть социальной позицией, связанной с определёнными правами и обязанностями и культурными нормами. В целом, социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами. При этом, уровень социальной интеграции, с точки зрения Э. Дюркгейма, определяется степенью испытываемого индивидом чувства принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений.
Анализируя и обобщая взгляды исследователей, непосредственно касающихся проблем интеграции, приходим к выводу, что существует множество теорий, которые в основном можно свести к двум подходам: а) теории о развитии и функционировании общественной системы как цельности, в совокупности сложных взаимосвязей, возникающих между различными подсистемами общества (Э. Гидденс, О. Конт, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.); б) теории о возникновении и развитии взаимоотношений между индивидом и обществом — усвоение ценностно-нормативной системы общества (Э. Дюркгейм, И. К. Кули, Ю. Хабермас и др.). Однако цельной и единой теории, которая объясняла бы, какие основания являются универсальными для интеграции как индивида, так и общества в целом, нет. Понятие «социальная интеграция» можно рассматривать, с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны — как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей. [7]
В 20 веке в отечественной и зарубежной социально-философской и социологической литературе наметились определенные направления в исследовании проблем социальной интеграции. Одно из первых направлений разработки проблем социальной интеграции связано с анализом тенденций и закономерностей изменения социальной структуры общества. В советской философской науке эти работы были начаты в годы, в период становления советского общества, и связаны с именами А.А.Богданова и Н.И.Бухарина.
В начале годов прошлого столетия, после распада Советского Союза, в российской литературе появилось большое количество публикаций по проблемам социальной интеграции и социокультурной идентификации личности в трансформирующемся обществе. Российские ученые осуществляли анализ и апробацию известных зарубежных теорий и методик в новых социокультурных условиях. Большое значение имели работы таких исследователей как З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, И.М. Дробижева, Т.И. Заславская, И.Г. Ионин, П.М. Козырева, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и др.
Особый интерес для нас представляет концепция отечественного психолога Г.М. Андреевой. В ее основе лежат подходы зарубежных исследователей Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули и др. Характеризуя социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей, Г.М. Андреева выделяет две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям и социализация как интеграция в определенную среду, — последняя предполагает активное вхождение в социум. Также Г.М. Андреева определяет различия между воспитанием и социализацией личности, подчёркивая, что воспитание — это целенаправленный процесс, а социализация — процесс стихийный, хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться» от них; воспитание — процесс дискретный, т.е. прерывный, социализация же, процесс непрерывный и осуществляется до конца жизни человека; воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания, а социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни. Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в тоже время независимо друг от друга, направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Цель воспитания — развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. [1]
Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции. Понимая под интеграцией в самом общем смысле объединение элементов системы в единое целое, социальная философия рассматривает ее в качестве важнейшего элемента механизма стабилизации и развития, одного из условий общественного воспроизводства.
Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь, выполняющей определенную роль в общественном воспроизводстве. Интегрируясь в социальную структуру, молодежь осуществляет не только простое воспроизводство, но и расширенное, благодаря своему инновационному потенциалу. Расширенное воспроизводство как важнейшее условие общественного развития может успешно осуществляться в интегрированном обществе. Следовательно, от того, насколько активно и беспрепятственно молодежь включается в общественные структуры, и от степени ее солидарности с ними, во многом зависит целостность и стабильность общества.
Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений молодежи показывает, что для личностной самоидентификации молодежи характерны такие качества, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформированности, более высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, реактивность в отношении перемен социокультурной среды. Но при этом, именно молодежь обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, готовность рисковать и т.п. Именно молодежь, обладая таким социокультурным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития.
Проблемы социальной интеграции молодежи интересовали таких российских социологов как С. Григорьев, И.М. Ильинский, Л.В. Коклягина, Т.И. Кухтевич, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.В. Семенович, В.И. Чупров, В.Н. Шубин и многих других, но исследований, в которых был бы представлен социальный аспект интеграции и самоидентификации молодого поколения, на сегодняшний день недостаточно.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в изучении проблем социальной интеграции молодежи в условиях социальных перемен современного общества. Проблема состоит в противоречии, возникающем между объективно присущим молодежи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, образующимися в условиях социальной нестабильности и экономического кризиса.
Несмотря на спорность конечных выводов о преодолении классовых различий и достижении социальной однородности, советские и российские ученые внесли существенный вклад в разработку теории и практики социальной интеграции личности, раскрыли в своих исследованиях в рамках различных подходов отдельные, конкретные аспекты социальной интеграции молодежи. Однако, следует отметить недостаточную на данный момент разработанность вопросов социальной интеграции личности в связи с изменившейся социокультурной ситуацией в России.
Список литературы